Развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников
статья по теме

Леонова Светлана Евгеньевна

В статье раскрывается система работы по организации исследовательской деятельности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С.Е. Леонова

ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Петровка

муниципального района Борский Самарской области

Россия

Приоритетная  задача общества и государства и важная цель образования – воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Достижению цели образования способствует реализация федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

На этапе обучения в начальной школе необходимо формировать у учащихся способность активно реагировать на новизну и сложность меняющегося мира, развивать у учащихся активное познавательное отношение к действительности. Это требует от учителя ориентироваться на активные методы обучения. К таким методам относится исследовательская деятельность обучающихся

Работа по развитию исследовательских умений планируется мною постоянно в рамках урочного и внеурочного образовательного процесса.

Этапы формирования исследовательских умений.

1 класс. На тренировочных занятиях учащиеся в игровой форме осваивают методы исследования: учатся задавать вопросы самому себе, собеседнику; находить нужный материал в книгах; наблюдать и общаться; проводить элементарные опыты. Для активизации познавательной деятельности учащихся используются загадки, ребусы, шарады, логические задачи, ролевые игры, игры-путешествия.

2 класс. Учащиеся знакомятся с элементами исследовательской деятельности, которыми являются: постановка цели; формулирование вопросов; планирование действий; рефлексия. Основной формой организации деятельности на данном этапе является коллективное исследование, которое строится по следующему плану: 1)Выявление проблемы. 2)Постановка цели, задач, определение объекта исследования. 3)Выбор методики исследования. 4)Отбор материала. 5)Соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.

Заслуживают интерес творческие проекты по литературному чтению. Результаты деятельности – это творческие отчёт по литературным произведениям на новогоднем празднике, утреннике «Моя Семья», итоговом родительском собрании. Пока это общеклассная деятельность, но каждый ученик уже получает своё небольшое задание, которое должен выполнить самостоятельно.

В 3 классе используется такая форма организации исследовательской деятельности учащихся, как ролевой проект. Участники проекта берут на себя роли литературных героев, упражняются в выразительном чтении, проводят парад-викторину литературных героев. С целью воспитания грамотного читателя в 3 классе организуется совместный проект семьи и школы «Читающая семья».

В 4 классе проводятся самостоятельные исследования по различной тематике. Большой интерес вызвало исследование на тему «Колыбельная песня». В ходе работы были раскрыты секреты колыбельной песни, собраны семейные колыбельные, проанализированы тексты литературных колыбельных песен, выявлено влияние колыбельных на образное восприятие младшего школьника. Тема «Нет лучше дружка, чем родная матушка да родимый батюшка» была посвящена отношению детей к родителям. Работа по данной теме была направлена на осознание и последовательное принятие личностью такой базовой ценности, как семейная жизнь. Учащиеся знакомились с примерами почитания родителей. Писали сочинения-размышления о роли родителей в их жизни.

На данном этапе очень важно помочь ребёнку осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности.

В результате педагогического наблюдения были выявлены три уровня развития у детей ценностного отношения к исследовательской деятельности.

  1. Низкий – преобладает мотив «избегания», отсутствует интерес к деятельности, радость открытия. Школьник включается в работу по указанию учителя, в ситуации выбора не отдаёт предпочтение исследовательской деятельности.
  2. Средний (мотивационно неустойчивый) – основной мотив деятельности – стремление к высокой оценке. Ученик включается в исследование только тогда, когда тема для него интересна.
  3. Высокий – преобладают мотивы эмоциональной удовлетворённости, стремления к самовыражению; наблюдается устойчивый интерес к работе. Ученик легко включается в деятельность, увлекается любым исследовательским заданием, в ситуации выбора всегда отдаёт предпочтение исследовательской работе.

Диаграмма 1.Развитие ценностного отношения к исследовательской деятельности

Таблица 1.Система работы по организации исследовательской деятельности младших школьников

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Формирование основ учебной деятельности

Конкурсы творческих работ

Формирование приёмов мыслительной деятельности

Презентации, выставки достижений

Формирование умения работать с источниками информации

Работа кружков, факультативов

Работа по овладению приёмами исследовательской деятельности

Совместная работа с библиотеками, музеем, экскурсии


Знакомство с методами исследования

Осуществление долговременного исследования под руководством учителя с участием родителей

Обучение приёмам описания и наблюдения

Научные конференции учащихся муниципального, окружного, регионального, международного уровня

Дифференцированный подход в обучении

Выступления для определённого круга слушателей

Решение логических задач

Формирование опыта контроля и самоконтроля

Формирование мыслительной деятельности путём использования проблемных и поисковых методов обучения

Формирование коммуникативных умений

Осуществление коллективного исследования

Проведение уроков-исследований

Апробированная система работы по развитию исследовательских умений и навыков позволила сделать следующие выводы:

  1. К концу 4 класса у 70 % учащихся формируется мотивация и устойчивый интерес к ведению учебно-исследовательской деятельности;
  2. Расширяется социальный опыт, развивается творческое мышление младших школьников;
  3. Формируются универсальные способы познавательной деятельности.        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационных умений и навыков у младших школьников

В данной презентации я попытаюсь расскрыть этапы формирования информационных умений и навыков на примере проведения библиотечных уроков....

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры...

Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, фо...

Формирование общеучебных умений и навыков у младших школьников в сфере ФГОС

Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.В современном обществе повышаютс...

Пути развития исследовательских умений и навыков младших школьников

Учебно-методическое пособие предназначено учителям общеобразовательных школ, психологам, учащимся, организующим и занимающимся учебно-исследовательской работой....

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

На современном этапе развития общества основной целью начального общего образования является подготовка обучающихся к самообразованию через личностно ориентированное обучение, учет роста творческих ин...

ПРОБЛЕМЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В своей статье автор обращается к проблеме организации специального образования для младших школьников с нарушением интеллектуального развития....