Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции
статья по теме

Сергеева Татьяна Никаноровна

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, формирует аналитическое мышление. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей и кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию; коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественными научными текстами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции

 Сергеева Т.Н. 2013-2014

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, формирует аналитическое мышление. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей и кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию; коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественными научными текстами. 

При решении заняться этой проблемой были определены следующие цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

Развитие исследовательских умений;

Поддержка внутренней учебной мотивации на основе познавательного интереса воспитанников; 

Создание ситуации успеха для каждого участника учебно-исследовательской и проектной деятельности (как воспитанника, так и педагога, так и родителя);

Формирование основ исследовательской культуры;

Развитие коммуникативных умений, сотрудничества, обучения в диалоге;

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

В процессе работы воспитанники приучаются к самому слову «исследование», «исследуем». В процессе исследования задается вопрос и происходит поиск ответа на него, намечается план действий, описываются основные шаги, наблюдения, эксперименты, фиксируются результаты и делается вывод. Учебное исследование младшего школьника, также как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.

Я начинаю исследовательскую работу с первого класса. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности, развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать.
Первичные навыки исследования ребёнок получает на интегрированных уроках «Природа и человек». Это уроки - исследования: «Свойства воды», уроки – экскурсии: «Растения лугов, лесов», «Осенний листопад», уроки – наблюдения: «Муравьи», «Первый снег», «Зимующие птицы», уроки – творчества: «Путешествие капельки воды», «Я – снежинка», практические работы: «Лекарственные растения», проведение опытов.
Мои учащиеся- «маленькие почемучки», им интересно всё! Устное анкетирование позволяет выделить мне интересы моих учеников. Для решения задач использую коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение – рассматривание, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из разного материала, экскурсии, опыты, выставки детских работ. На занятиях с детьми активно развивается ряд основных исследовательских умений и навыков. Развитие умения видеть проблемы развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Помогают такие упражнения: «Посмотрите на мир другими глазами»; «Составьте рассказ от имени другого человека»; «Метод шести думательных шляп»; игра «Волшебные превращения» и др. С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: «Парные картинки, содержащие различия»; «Найди два одинаковых квадрата» и др. Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут быть и такие: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.)».

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др.

Важнейшим результатом мышления является вывод или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки. Хотелось бы выделить важнейшее умение, необходимое каждому учащемуся – умение выделить главную мысль. Этим сложным искусством часто не владеют даже студенты университетов, но обучать ему можно и нужно даже детей. Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать, – использование простых графических схем.

В результате формируется личность с менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия.
Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд.
Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать и оценить среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает.
     Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев). Например, проекты «Деревья нашего города», «Птицы нашей местности»,  «Путешествие по карте России», «Что такое листопад» и т.д.

Самостоятельные исследования учащихся способствуют удовлетворению их индивидуальных потребностей и запросов. Кроме того, исследования позволяют развивать интеллектуальные и творческие способности, мыслительные и исследовательские умения.

Можно выделить
основные этапы системы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста.

1 этап -
вводные занятия. На них дети знакомятся с понятиями «исследование», «проект», методами исследования, видами проектов, учатся составлять план исследования, выполнять действия по плану. Рассматривается последовательность исследовательского поведения.

2 этап -
тренировочные занятия. В ходе этих занятий учащиеся на практике знакомятся с проведением самостоятельных и коллективных исследований, узнают различные виды исследований и методы проведения исследований. Дети учатся работать с «Папкой исследователя», собирают информацию по выбранной теме, формулируют свою тему исследования, упражняются в формулировании проблем и гипотез. На данном этапе, посредством различных упражнений, учащиеся учатся формулировать вопросы разных видов, знакомятся с приёмами определения понятия, учатся делать выводы и умозаключения.

3 этап –
практические занятия. На этих занятиях проводятся исследования различных видов: теоретические, эмпирические, фантастические. В данный период осуществляется изучение и обобщение фактов и материалов, содержащихся в разных источниках, проводятся наблюдения и эксперименты, разрабатываются несуществующие, фантастические объекты и явления.

4 этап -
самостоятельные исследования. На данном этапе проводятся индивидуальные консультации учащихся по группам, которые создаются по принципу общности тем в поле исследования.

5 этап -
публичная презентация. Она является итогом проведённой работы. В ходе презентации проходит защита исследовательских работ по индивидуальным темам внутри учебных групп, а затем на уровне учебного подразделения. Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, с наиболее успешными исследовательскими работами получают право на участие в городских научно-практических конференциях. В работе так же используются специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
     
Таким образом, данная система организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста предполагает, что ребенок постепенно превращается из «слушателя» в «собеседника», а затем и в «исследователя». В результате учащийся на доступном ему уровне включается в учебно-исследовательскую, творческую работу. Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием – мотивацию, которая будет давать источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Вот некоторые
 темы исследовательских работ 1 в:

  • Моя семья.

  • Мои друзья.

  • Домашние питомцы.
  • Птицы нашей местности
  • Что такое листопад
  • Самый безопасный путь в школу и домой.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская практика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития и как следствие формирование ключевых компетентностей у учащихся младшего школьного возраста.

  1. Учебные результаты обучения при их позитивной динамике за 2013-2014

Уровень сформированности учебной (образовательной) компетентности диагностирую по результатам оценки регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (далее -УУД) по Программе формирования универсальных учебных действий, в  соответствии с требованиями ФГОС. Диагностику провожу как промежуточную, так и итоговую. Диагностические данные об уровне сформированности УУД имеются на каждого ребенка. В таблице  привожу данные  Александровой Валерии. 

Таблица сформированности универсальных учебных действий

Таблица2

УУД/год

2012 г.

2013 г.

Регулятивные

средний

средний

Познавательные

средний

высокий

Коммуникативные

низкий

средний

Общие результаты по классу показывают рост количества ребят с высоким и средним уровнем сформированности учебной компетенции, что видно,  на сравнительной диаграмме 1:

Сравнительная диаграмма изучения учебной компетенции в начале года и в конце года                
                                                                                                                           Диаграмма 1

начало года

                           Высокий                Средний               Низкий

Высокий уровень учебной (образовательной) компетентности подтверждает и тот факт, что мои ученики – самые активные участники предметных конкурсов и олимпиад в нашей школе, всероссийских конкурсов. Считаю, что участие в олимпиадах и конкурсах помогает ребятам лучше осознать свои возможности, готовит к жизни в конкурентной среде, приучает к самостоятельности в принятии жизненно важных решений.

2. Участие и наличие призеров в муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников

Результаты школьных олимпиад
                                                                                                                         

Предмет/ уч. год

2013-2014

Окружающий мир

2 призера:

 Даниленко Вика (2 место)

Лыгин Максим ( 3 место)

Победители и призеры Всероссийских игровых предметных конкурсов

2013-2014

Название конкурса

Ф. И.  участника

Результаты

Результаты по Ростовской области

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех»

14 человек

Всероссийский конкурс  «Форум содействия одаренной молодежи»

Олимпиады:

Математика

Литература

Русский язык

Окружающий мир

Порошина Вика

Демидович Виолетта

Будыкин Никита

Бударин Иван

Потапова Софа

2 место

1 место

3 место

2 место

2 место

Лымарь Александр

Лысаков Вадим

3 место

2 место

Семин Павел

Лымарь Александр

Демидович Виолеттта

1 место

1 место

2 место

Дорошенко Андрей

Семин Павел

2 место

1 место

Победители и призеры Всероссийских игровых предметных конкурсов
2014-2015 г.

Название конкурса

Ф. И.  участника

Результаты

Всероссийская игра- конкурс по ОБЖ «Спасатели» 2014 г

17 уч-ся

Даниленко Вика

Чернега Вадим

Потапова Софа

Найдин Максим

Дорошенко Андрей

Будыкин Никита

Демидович Виолетта

Лобов Иван

83 балла-по району

 1-10 место

Всероссийский конкурс «Ребус» 1-2 этап

Всероссийский конкурс

«Пони. Человек и природа»

конкурс Лисёнок help@konkurs-lisenok.ru

 Международных олимпиад «Младшая школа»

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех»

14 человек

Всероссийский конкурс  «Форум содействия одаренной молодежи»

Олимпиады:

Математика

13 уч-ся

Литература

13 уч-ся

Русский язык

15 уч-ся

Окружающий мир

14 уч-ся

Выборная Настя

Дорошенко Андрей

Александрова Лера

Чернега Вадим

Будыкин Никита

Потапова Софа

Семин Павел

Бударин Иван

1 место

2 место

3 место

1 место

3 место

3место

3 место

3 место

Чернега Вадим

Лысаков Вадим

2 место

3 место

Семин Павел

Найдин Максим

Фетисов Иван

Ворожбитов Никита

Чернега Вадим

3 место

2 место

3 место

3 место

3 место

Семин Павел

Потапова Софа

Фетисов Иван

Лобов Иван

Чернега Вадим

Неграмотнов Артем

2 место

1 место

3 место

2 место

3 место

2 место

Свои индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности ребята реализуют и во внеурочной деятельности. Большинство моих ребят (90% общего количества) заняты в различных формах внеурочной деятельности: кружках, студиях, секциях. 

Сравнительная таблица участия обучающихся в различных формах внеурочной деятельности по предмету
                                                                                                                                   
Таблица 9

Форма, предмет / год

2013-2014 г.

2014 –

2015

Студия «Грамотей» русский язык

20

Кружок «Моделирование и конструирование» технология

22

25

Кружок «Хочу все знать»  

25

Кружок занимательной математики

25

Кружок «Байтик» информатика

25

Кружок «ОФП» физкультура

13

Студия «мир иностранного языка» французский язык

15

ИЗО-студии

8

Занятия в хореографических студиях

6

Спортивные секции

3

8

Музыкальные дидактические игры. музыка

16

Студия ДОСУГ «Журналенок»

15

Театральное объединение «Капитошка» ДОСУГ

15

25

                Приведенные данные свидетельствуют о положительной динамике участия в различных формах внеурочной деятельности. Это позволило ребятам попробовать себя в различных видах деятельности, самоопределиться в построении планов на перспективу (жизненное проектирование) – получить личностно значимые для себя результаты. Ребята учатся владеть собой, управлять своим поведением – саморегуляции. Занимаясь спортом, укрепили свое здоровье. Улучшили знания по общеобразовательным предметам (Соколов Никита- математика, Александрова Валерия, Грачев Михаил. - литература). Развили свои творческие способности. Получили опыт самопрезентации, участвуя в конкурсах, соревнованиях, выставках.

Работы участников «Журналёнок» (под руководством Субботиной О.Г.) были опубликованы в газете «Красносулинский вестник». Участники образцового хореографического коллектива «Авантаж», в котором занимаются пять моих учеников – победители фестивалей и конкурсов всех уровней. Все это свидетельствует об эффективности участия обучающихся в различных формах внеурочной деятельности по предмету. С педагогами дополнительного образования ГЦВР «Досуг» сотрудничаю по направлению «работа с одаренными и талантливыми детьми»: обмениваемся опытом и информационными ресурсами; разрабатываем совместные проекты, пользуемся услугами дополнительного образования школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"

Актуальность темы обусловлена  обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...

"Развитие общих исследовательских умений и навыков младших школьников"

В документе содержатся краткие описания "Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников" и рекомендации по организации работы на уроке: примерные задания, упражнения и т.п....

Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе

Эта статья  - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе....

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Пути развития исследовательских умений и навыков младших школьников

Учебно-методическое пособие предназначено учителям общеобразовательных школ, психологам, учащимся, организующим и занимающимся учебно-исследовательской работой....

Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС

Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС...