Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции
статья по теме
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, формирует аналитическое мышление. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей и кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию; коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественными научными текстами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции
Сергеева Т.Н. 2013-2014
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, формирует аналитическое мышление. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей и кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию; коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественными научными текстами.
При решении заняться этой проблемой были определены следующие цели и задачи.
Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
Развитие исследовательских умений;
Поддержка внутренней учебной мотивации на основе познавательного интереса воспитанников;
Создание ситуации успеха для каждого участника учебно-исследовательской и проектной деятельности (как воспитанника, так и педагога, так и родителя);
Формирование основ исследовательской культуры;
Развитие коммуникативных умений, сотрудничества, обучения в диалоге;
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
В процессе работы воспитанники приучаются к самому слову «исследование», «исследуем». В процессе исследования задается вопрос и происходит поиск ответа на него, намечается план действий, описываются основные шаги, наблюдения, эксперименты, фиксируются результаты и делается вывод. Учебное исследование младшего школьника, также как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.
Я начинаю исследовательскую работу с первого класса. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности, развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать.
Первичные навыки исследования ребёнок получает на интегрированных уроках «Природа и человек». Это уроки - исследования: «Свойства воды», уроки – экскурсии: «Растения лугов, лесов», «Осенний листопад», уроки – наблюдения: «Муравьи», «Первый снег», «Зимующие птицы», уроки – творчества: «Путешествие капельки воды», «Я – снежинка», практические работы: «Лекарственные растения», проведение опытов.
Мои учащиеся- «маленькие почемучки», им интересно всё! Устное анкетирование позволяет выделить мне интересы моих учеников. Для решения задач использую коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение – рассматривание, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из разного материала, экскурсии, опыты, выставки детских работ. На занятиях с детьми активно развивается ряд основных исследовательских умений и навыков. Развитие умения видеть проблемы развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Помогают такие упражнения: «Посмотрите на мир другими глазами»; «Составьте рассказ от имени другого человека»; «Метод шести думательных шляп»; игра «Волшебные превращения» и др. С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: «Парные картинки, содержащие различия»; «Найди два одинаковых квадрата» и др. Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут быть и такие: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.)».
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др.
Важнейшим результатом мышления является вывод или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки. Хотелось бы выделить важнейшее умение, необходимое каждому учащемуся – умение выделить главную мысль. Этим сложным искусством часто не владеют даже студенты университетов, но обучать ему можно и нужно даже детей. Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать, – использование простых графических схем.
В результате формируется личность с менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия.
Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд.
Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать и оценить среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает.
Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев). Например, проекты «Деревья нашего города», «Птицы нашей местности», «Путешествие по карте России», «Что такое листопад» и т.д.
Самостоятельные исследования учащихся способствуют удовлетворению их индивидуальных потребностей и запросов. Кроме того, исследования позволяют развивать интеллектуальные и творческие способности, мыслительные и исследовательские умения.
Можно выделить основные этапы системы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста.
1 этап - вводные занятия. На них дети знакомятся с понятиями «исследование», «проект», методами исследования, видами проектов, учатся составлять план исследования, выполнять действия по плану. Рассматривается последовательность исследовательского поведения.
2 этап - тренировочные занятия. В ходе этих занятий учащиеся на практике знакомятся с проведением самостоятельных и коллективных исследований, узнают различные виды исследований и методы проведения исследований. Дети учатся работать с «Папкой исследователя», собирают информацию по выбранной теме, формулируют свою тему исследования, упражняются в формулировании проблем и гипотез. На данном этапе, посредством различных упражнений, учащиеся учатся формулировать вопросы разных видов, знакомятся с приёмами определения понятия, учатся делать выводы и умозаключения.
3 этап – практические занятия. На этих занятиях проводятся исследования различных видов: теоретические, эмпирические, фантастические. В данный период осуществляется изучение и обобщение фактов и материалов, содержащихся в разных источниках, проводятся наблюдения и эксперименты, разрабатываются несуществующие, фантастические объекты и явления.
4 этап - самостоятельные исследования. На данном этапе проводятся индивидуальные консультации учащихся по группам, которые создаются по принципу общности тем в поле исследования.
5 этап - публичная презентация. Она является итогом проведённой работы. В ходе презентации проходит защита исследовательских работ по индивидуальным темам внутри учебных групп, а затем на уровне учебного подразделения. Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, с наиболее успешными исследовательскими работами получают право на участие в городских научно-практических конференциях. В работе так же используются специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Таким образом, данная система организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста предполагает, что ребенок постепенно превращается из «слушателя» в «собеседника», а затем и в «исследователя». В результате учащийся на доступном ему уровне включается в учебно-исследовательскую, творческую работу. Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием – мотивацию, которая будет давать источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Вот некоторые темы исследовательских работ 1 в:
Моя семья.
Мои друзья.
- Домашние питомцы.
- Птицы нашей местности
- Что такое листопад
Самый безопасный путь в школу и домой.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская практика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития и как следствие формирование ключевых компетентностей у учащихся младшего школьного возраста.
- Учебные результаты обучения при их позитивной динамике за 2013-2014
Уровень сформированности учебной (образовательной) компетентности диагностирую по результатам оценки регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (далее -УУД) по Программе формирования универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями ФГОС. Диагностику провожу как промежуточную, так и итоговую. Диагностические данные об уровне сформированности УУД имеются на каждого ребенка. В таблице привожу данные Александровой Валерии.
Таблица сформированности универсальных учебных действий
Таблица2
УУД/год | 2012 г. | 2013 г. |
Регулятивные | средний | средний |
Познавательные | средний | высокий |
Коммуникативные | низкий | средний |
Общие результаты по классу показывают рост количества ребят с высоким и средним уровнем сформированности учебной компетенции, что видно, на сравнительной диаграмме 1:
Сравнительная диаграмма изучения учебной компетенции в начале года и в конце года
Диаграмма 1
начало года
Высокий Средний Низкий
Высокий уровень учебной (образовательной) компетентности подтверждает и тот факт, что мои ученики – самые активные участники предметных конкурсов и олимпиад в нашей школе, всероссийских конкурсов. Считаю, что участие в олимпиадах и конкурсах помогает ребятам лучше осознать свои возможности, готовит к жизни в конкурентной среде, приучает к самостоятельности в принятии жизненно важных решений.
2. Участие и наличие призеров в муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников
Результаты школьных олимпиад
Предмет/ уч. год | 2013-2014 | ||
Окружающий мир | 2 призера: Даниленко Вика (2 место) Лыгин Максим ( 3 место) |
Победители и призеры Всероссийских игровых предметных конкурсов
2013-2014
Название конкурса | Ф. И. участника | Результаты | |
Результаты по Ростовской области | |||
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» | 14 человек | ||
Всероссийский конкурс «Форум содействия одаренной молодежи» Олимпиады: Математика Литература Русский язык Окружающий мир | Порошина Вика Демидович Виолетта Будыкин Никита Бударин Иван Потапова Софа | 2 место 1 место 3 место 2 место 2 место | |
Лымарь Александр Лысаков Вадим | 3 место 2 место | ||
Семин Павел Лымарь Александр Демидович Виолеттта | 1 место 1 место 2 место | ||
Дорошенко Андрей Семин Павел | 2 место 1 место |
Победители и призеры Всероссийских игровых предметных конкурсов
2014-2015 г.
Название конкурса | Ф. И. участника | Результаты | |
Всероссийская игра- конкурс по ОБЖ «Спасатели» 2014 г | 17 уч-ся Даниленко Вика Чернега Вадим Потапова Софа Найдин Максим Дорошенко Андрей Будыкин Никита Демидович Виолетта Лобов Иван | 83 балла-по району 1-10 место | |
Всероссийский конкурс «Ребус» 1-2 этап | |||
Всероссийский конкурс «Пони. Человек и природа» | |||
конкурс Лисёнок help@konkurs-lisenok.ru Международных олимпиад «Младшая школа» | |||
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех» | 14 человек | ||
Всероссийский конкурс «Форум содействия одаренной молодежи» Олимпиады: Математика 13 уч-ся Литература 13 уч-ся Русский язык 15 уч-ся Окружающий мир 14 уч-ся | Выборная Настя Дорошенко Андрей Александрова Лера Чернега Вадим Будыкин Никита Потапова Софа Семин Павел Бударин Иван | 1 место 2 место 3 место 1 место 3 место 3место 3 место 3 место | |
Чернега Вадим Лысаков Вадим | 2 место 3 место | ||
Семин Павел Найдин Максим Фетисов Иван Ворожбитов Никита Чернега Вадим | 3 место 2 место 3 место 3 место 3 место | ||
Семин Павел Потапова Софа Фетисов Иван Лобов Иван Чернега Вадим Неграмотнов Артем | 2 место 1 место 3 место 2 место 3 место 2 место |
Свои индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности ребята реализуют и во внеурочной деятельности. Большинство моих ребят (90% общего количества) заняты в различных формах внеурочной деятельности: кружках, студиях, секциях.
Сравнительная таблица участия обучающихся в различных формах внеурочной деятельности по предмету
Таблица 9
Форма, предмет / год | 2013-2014 г. | 2014 – 2015 | |
Студия «Грамотей» русский язык | 20 | ||
Кружок «Моделирование и конструирование» технология | 22 | 25 | |
Кружок «Хочу все знать» | 25 | ||
Кружок занимательной математики | 25 | ||
Кружок «Байтик» информатика | 25 | ||
Кружок «ОФП» физкультура | 13 | ||
Студия «мир иностранного языка» французский язык | 15 | ||
ИЗО-студии | 8 | ||
Занятия в хореографических студиях | 6 | ||
Спортивные секции | 3 | 8 | |
Музыкальные дидактические игры. музыка | 16 | ||
Студия ДОСУГ «Журналенок» | 15 | ||
Театральное объединение «Капитошка» ДОСУГ | 15 | 25 |
Приведенные данные свидетельствуют о положительной динамике участия в различных формах внеурочной деятельности. Это позволило ребятам попробовать себя в различных видах деятельности, самоопределиться в построении планов на перспективу (жизненное проектирование) – получить личностно значимые для себя результаты. Ребята учатся владеть собой, управлять своим поведением – саморегуляции. Занимаясь спортом, укрепили свое здоровье. Улучшили знания по общеобразовательным предметам (Соколов Никита- математика, Александрова Валерия, Грачев Михаил. - литература). Развили свои творческие способности. Получили опыт самопрезентации, участвуя в конкурсах, соревнованиях, выставках.
Работы участников «Журналёнок» (под руководством Субботиной О.Г.) были опубликованы в газете «Красносулинский вестник». Участники образцового хореографического коллектива «Авантаж», в котором занимаются пять моих учеников – победители фестивалей и конкурсов всех уровней. Все это свидетельствует об эффективности участия обучающихся в различных формах внеурочной деятельности по предмету. С педагогами дополнительного образования ГЦВР «Досуг» сотрудничаю по направлению «работа с одаренными и талантливыми детьми»: обмениваемся опытом и информационными ресурсами; разрабатываем совместные проекты, пользуемся услугами дополнительного образования школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"
Актуальность темы обусловлена обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...
"Развитие общих исследовательских умений и навыков младших школьников"
В документе содержатся краткие описания "Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников" и рекомендации по организации работы на уроке: примерные задания, упражнения и т.п....
Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...
Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе
Эта статья - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе....
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Пути развития исследовательских умений и навыков младших школьников
Учебно-методическое пособие предназначено учителям общеобразовательных школ, психологам, учащимся, организующим и занимающимся учебно-исследовательской работой....
Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС
Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС...