Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе
статья по теме

Эта статья  - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе

Проблема формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся всегда актуальна, так как они являются составной частью содержания образования, от них во многом зависит то, что называется качеством образования.

Много лет педагоги стремятся научить ребят учиться, чтобы подготовить их к дальнейшей жизни, так как человек, имеющий учиться, умеет, умеет соизмерять свои возможности и условия достижения цели, не останавливаться перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, он ищет способы ее решения. Умение учиться применимо ко всем сферам общественного сознания -  науке, искусству, нравственности, и т.д. Очень важно начать работу по формированию общих учебных умений и навыков у младших школьников.

Заинтересовавшись этой проблемой, я изучила ряд работ известных ученых, психологов: Ю. К. Бабанского, И.И. Кулибабы, Д. Хамблина, С. Л Рубинштейна и др.

Это позволило мне наметить систему работы по формированию ОУУН, а ведущим принципом стал являться принцип развития личности в деятельности.

Организация разработки и освоения технологии формирования ОУУН обучающихся включила в себя несколько этапов:

1 этап – изучение основных положений  теории развивающего обучения, методики изучения учебных возможностей;

2 этап – составление психолого-педагогической карты учебных возможностей обучающихся;

3 этап – а) отбор конкретных общеучебных умений и навыков, над которыми буду работать;

              б) постепенное определение уровней сформированности  того или иного ОУУН;

4 этап – определение деятельности учителя и у ученика, разработка системы средств формирования ОУУН: памяток, инструкций, алгоритмов  для их практического применения;

5 этап – корректировка тематического планирования в виде технологической карты с целью выделения возможности работы  по формированию ОУУН;

6 этап – практическая работа;

7 этап – проведение контроля и мониторинга, цель которого определить уровень сформированности  ОУУН на разных этапах работы, отметить стартовые результаты, сравнить их с предыдущими, выработать дальнейшую программу действий;

8 этап – анализ работы и определение перспективы. Цель: убедиться в правильности направления  работы, произвести необходимую коррекцию для поддержания необходимых в процессе работы мотиваций обучающихся и их интереса к обучению, с обязательным учетом учебных возможностей и системы обучения.

Изучив учебные возможности обучающихся своего класса, я определила:

Состав класса – гомогенный;

Уровень учебных возможностей – высокий;

Темп работоспособности – достаточно высокий;

Уровень мотивации – высокий с преобладанием внутренних мотивов деятельности:

8 человек – высокие учебные возможности;

3 человека – близкие к высоким;

13 человек – средние учебные возможности

Эта цифра меняется в соответствии с индивидуальным развитием ребенка.

Изучение уровня учебных возможностей обучающихся позволило мне построить работу по формированию ОУУН более планомерно и дало возможность отслеживать динамику роста каждого обучающегося.

Проанализировав различные классификации ОУУН Ю.А. Бабанского, И.И. Кулибабы, Д. Хамблина и др., я определила для младших школьников следующие группы умений:

Специальные умения;

Умения рационального учебного труда;

Интеллектуальные умения

Предметом моего исследования я выбрала умения второй и третьей группы и через них,  косвенно, специальные умения.

Определение содержания умений на основе И.И. Кулибабы позволило выделить для практической отработки следующие ОУУН:

Умение ставить учебную задачу во всех звеньях учебного процесса;

Умение читать и писать в заданном темпе;

Развитие и совершенствование умения осознанно, правильно, бегло и выразительно читать;

Умение выделять главное;

Сравнивать;

Обобщать;

Определять понятия и оперировать им;

Слушать и исправлять свою речь;

Пересказывать подробно , выборочно, сжато

В качестве критериев оценки ожидаемых результатов  мною были взяты следующие:

1.Успешность в овладении содержанием образования не ниже государственного образовательного стандарта, заданного образовательной программой. Показатели: прочность, глубина, осознанность .полнота использования, системность, действенность.

2.Уровень сформированности ОУУН. Показатели: умение работать самостоятельно, успешность выполнения логических и творческих заданий, перенос умений в новую учебную ситуацию.

3.Стойкая положительная учебная мотивация. Показатели :желание учиться,

наличие стойкого положительного интереса к изучению учебных предметов.

 В основу практической деятельности по формированию ОУУН легли принципы систематичности, системности, поэтапного включения в работу ОУУН.

Принцип системности обеспечивает формирование и развитие ОУУН по вертикали с 1 по 4 класс.

Принцип систематичности нацеливает на необходимость развивать как внутренние, так и межпредметные связи.

Поэтапное включение в работу ОУУН позволило планомерно формировать  и развивать их в течение четырех лет.

Деятельность учителя и ученика в технологии формирования и    развития ОУУН я представила в виде следующих схем    

Для того, чтобы помочь ученику овладеть тем или иным умением, мною были переработаны и разработаны инструкции, алгоритмы, памятки «Учись учиться». Памятка включает в себя три этапа:

1.Ориентировочная деятельность (на данном этапе происходит целеполагание и мотивация)

2.Исполнительская деятельность (непосредственное выполнение и мотивация)

3.Контрольно - оценочная деятельность (соотнесение конечного результата с начальной целью ,коррекция и постановка новых целей)

Использование памяток происходит на этапе введения формирования ОУУН. Этап развития предполагает отход от памятки, чтобы не вызвать негативного отношения к ней.

Для эффективной работы по формированию ОУУН я откорректировала тематическое планирование, куда ввела изучение, отработку того или иного ОУУН и составила технологическую карту, которая предполагает систему работы по уровням.

Чтобы оценить и проверить уровни сформированности тех или иных ОУУН существуют разные способы диагностики, это: стартовые, промежуточные, итоговые контрольные работы, срезы, диктанты, творческие сочинения и изложения. Одним из них является мониторинговый тест.

При создании мониторингового теста теста я обратилась к книге под редакцией А. А. Шипилиной «Технология формирования общеучебных умений и навыков», проработала тесты, данные  в ней. На основе этого составила свои.

Мониторинговый тест составлен по следующему принципу:

1.Соответствие тестов познавательным возможностям младших школьников.

2. В тестовое задание заложена конкретная для каждого умения схема  ООД

(ориентировочно – основной деятельности), поскольку диагностируется уровень сформированности ОУУН на этапе формирования действия в материальном виде, т.е. с опорой на памятку. В разработке тестов выдерживаются следующие компоненты:

1. Инструкция по проведению тестирования:  

Учителя на основе логической схемы;

Ученика на основе памятки

        2. Задания для ученика в соответствии с возрастными особенностями  требованиями на основе госстандарта.

3. Критерии оценки уровня сформированности каждого умения, т.е.  обработки данных  по следующим параметрам:

Сформировано полностью (П)

Сформировано частично (Ч)

Не сформировано (Н)

4. Каждый мониторинговый тест снабжен таблицей контроля определения уровня сформированности.

Приведу пример мониторингового теста по формированию умения сравнивать.

Мониторинговый тест.

Определение уровня сформированности умения сравнивать на этапе формирования действий в материальном виде (с опорой на памятку).

Задание ученику.

Внимательно прочти задание.

Найди и запиши общие признаки сравниваемых по заданному основанию предметов (явлений, процессов).

Выдели и запиши существующие свойства, чтобы определить различия сравниваемых предметов (явлений, процессов).

Проговори про себя, а затем запиши итоги сравнения.

Можешь использовать речевое клише:

«И … предмет А … и … предмет Б … относятся к … (являются … , служат для … , можно отнести к … и т.д.) , так как … (называются общие свойства сравниваемых предметов), но предмет А … (называется существенное свойство различия), а предмет Б … (называется существенное свойство предмета Б)».

В этом суть их различия.

Сдай лист учителю.

Инструкция учителя.

Для того чтобы ученик успешно выполнил задание, учитель должен грамотно подобрать сравниваемый материал;

Предметы сравнения должны принадлежать одному классу;

В задании учитель определяет основания для сравнения;

Предметов не должно быть больше двух;

Умение может проводиться одновременно у всего класса при условии выдачи листа – задания каждому тестируемому;

Результаты проверки вносятся в таблицу.

Критерий сформированности.

Умение сформировано полностью:

сравнивал по заданному основанию;

выделил не менее 70% общих признаков в сравниваемых предметах;

определил существенные признаки в каждом из выделенных для сравнения предметах;

сформулировал итог сравнения правильно, близко к умозаключению.

Умение сформировано частично:

сравнивал по заданному основанию;

выделил не менее 50% общих признаков;

определил существенные признаки в каждом или в одном из сравниваемых предметов;

неточно сформулировал итог сравнения (нелогично, с речевыми недочетами).

Умение не сформировано:

игнорировал заданное учителем основание для сравнения;

выделил менее 50% общих свойств (признаков);

неправильно определил существенные признаки.

Проведение мониторингового тестирования производится три раза в год. А именно: в сентябре (по остаточному умению и по тем же текстам теста, что и в апреле), в январе (промежуточное тестирование) и в апреле (итоговое тестирование).

Все результаты диагностики я оформляю в виде таблицы, диаграммы, где видна динамика роста каждого ученика. Далее провожу коррекцию, намечаю дальнейшую работу по формированию того или иного ОУУН.

Мною составлена карта диагностики ОУУН по годам. Цель данной работы: изучение уровня сформированности  ОУУН.

Работа по формированию ОУУН дает хороший результат. Повысилась мотивация, ребята стремятся к успеху, возникает желание работать осознанно, самостоятельно, видят успех своей деятельности, оформляя результаты в индивидуальные портфолио.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.

Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...

Обобщение опыта работы по теме "Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников"

Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личн...

"Мониторинговые тесты определения уровня сформированности общеучебных умений и навыков младших школьников"

Материал предназначен для учителей начальных классов,работающих над темой:"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников".Тесты помогают определить уровень сформированности ОУУН на этап...

Формирование общеучебных умений и навыков как основа развития компетентности младших школьников

Работа содержит приёмы формирования общечебных умений и навыков....

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности (описание опыта работы по методической теме)....

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

В современной школе всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую инфо...

ФОРМИРОВАНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей изучения геометрического материала в начальном курсе математики, проанализированы подходы к формированию измерительных умений и навыков обучающихся...