Главные вкладки

    Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.
    статья (4 класс) по теме

    Нургалиева Ольга Андреевна
    Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению посредством чтения про себя (организация и проведение коллективной проверочной работы). 3. Измерение скорости письма (приёмы для ускорения темпа письма).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Diagnostika_OUUN-Nurgalieva_O.A.-OSShno32.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Диагностика

    общеучебных умений и навыков

     младших школьников

                                                                                         

    Нургалиева О.А.

                                                                         зам.дир. по УВР

                                                                                    в нач.школе  

    ОСШ №32

    г.Караганда

    В статье 16 Закона Республики Казахстан «Об образовании» определено, что «общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности», т.е. на формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

    В условиях личностно-ориентированного обучения, характеризующегося изменением функций образования, актуальным выступает формирование учебно-организационных умений у младших школьников как личностного, субъектного образования. С позиций субъекта деятельности в организации учения выделяются действия целеполагания, планирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки). Каждое из них включено в учебно-познавательную деятельность школьника, организует её. К сожалению, в начальной школе установилась традиция возрастного разделения функций учителя и ученика. Целеполагание, планирование, контроль и оценка остаются по преимуществу сферами влияния взрослых, не рефлексируются школьниками как действия, требующие обращения к собственному действию с предметами. Таким образом, в младшем школьном возрасте ученики преимущественно осуществляют разнообразные исполнительские действия, являющиеся частью учебной деятельности, но недостаточные для организации учения и самоорганизации. Учебно-организационные умения, специально формируемые у младших школьников, способствуют освоению организационных действий и в целом учебно-познавательной деятельности. В связи с этим перед школой стоит задача, с одной стороны, сформировать у учащихся определённый набор учебных умений, необходимый для повышения качества учения; с другой – организовать процесс обучения так, чтобы повысить качество формируемых умений.

    Характеризуя структуру учебно-познавательной деятельности школьников, Ш.А.Амонашвили выделяет следующие её компоненты:

    • осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;
    • построение плана её разрешения;
    • практическое разрешение задачи;
    • контроль за процессом разрешения задачи;
    • оценка результата в соответствие с эталоном;
    • постановка задач дальнейшего совершенствования приобретённых знаний, умений и навыков.

    Исследователь отмечает, что выпадение любого из этих компонентов делает учебно-познавательную деятельность неполноценной.

    Таким образом, анализ действий, необходимых субъекту для организации собственной учебно-познавательной деятельности, позволяет выделить группу личностных учебно-организационных умений:

    • определять цель деятельности;
    • планировать деятельность;
    • выполнять запланированные действия;
    • контролировать ход и результаты деятельности;
    • оценивать ход и результаты деятельности.

    Диагностика учебно-организационных умений у младших школьников проводится с целью определения уровня сформированности каждого умения, входящего в данную группу.

     Как осуществляется педагогический мониторинг формирования ОУУН в начальной школе?

    Для систематического и качественного отслеживания результатов сформированности на каждом его этапе с целью проведения своевременной коррекции учебного процесса в системе внутришкольного педагогического мониторинга, используются наиболее современные, дидактически обоснованные и объективные организационные формы контроля (согласно плана ВШК в начальной школе).

    Так, изучение умения понимать учащимися учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной деятельности, проводилось по вопросам:

    1. Выбрать из предлагаемых вариантов вопрос, на который отвечает учебная задача.
    2. Прочитать предложенный ниже текст и подчеркнуть формулировку учебной задачи.
    3. По данной  учебной задаче - «Составить план текста»-  пронумеровать свои учебные действия в порядке их последовательного выполнения (последовательность их выполнения специально нарушена).

    Результаты проверочной работы вносятся в таблицу «Анализ диагностической контрольной работы» с разработанными критериями оценки (форма 1).

    Большим потенциалом для формирования общеучебных умений и навыков младших школьников обладают Государственный стандарт начального образования Республики Казахстан и учебники нового поколения.  

    Не можем не согласиться с мнением большинства и теоретиков и практиков, что «первым умением» (по меткому выражению Бабанского Ю.К.) является умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно. К учебно-информационным умениям относится умение работать с письменными текстами, что включает в себя умение пользоваться различными видами чтения:

    • сплошным
    • выборочным
    • комментированным
    • по ролям
    • про себя
    • вслух

    На примере работы по формированию учебно-информационных умений, а именно умений работать с письменными текстами проводится следующая работа.

    Измерение уровня подготовки по чтению посредством чтения про себя проводится в форме коллективной проверочной работы. Данный вид чтения способствует совершенствованию синтетического навыка чтения, созданию базы для овладения основным типом чтения – автоматизированным чтением. Автоматизированное чтение характеризуется тем, что сам процесс чтения явно не осознаётся чтецом, понимание опережает прочтение, темп чтения задаётся личностными особенностями чтеца с учётом характера текста, но на уровне не ниже общепринятых норм: 4 класс – 95-100 слов.

     Преобладающий вид чтения для данного периода – чтение про себя. Чтение про себя для учащегося начальной школы  - умение более высокого уровня. Если ученик начальной школы демонстрирует оптимальное качество чтения про себя, это может быть неоспоримым  критерием его умения читать. Преимущество такой формы проверки заключается в том, что ребёнок находится в привычной для себя обстановке, на своём рабочем месте и выполняет задания, которые неоднократно выполнял ранее.

    В процессе коллективной проверочной работы проверяется умение читать и понимать общее содержание текста художественного произведения, умение ориентироваться в структуре текста, делить его на части и устанавливать связь между частями текста.

    Для коллективной проверочной работы обучающимся предлагается незнакомый, доступный по содержанию текст, с чёткой структурой, объёмом с необходимым количеством слов, в зависимости от времени проверки (время чтения – от 3 до 10 минут).

    Для чтения предоставляются тексты художественные, прозаические, отрывки из произведений, составляющих круг детского чтения. При наличии слов, нуждающихся в объяснении, даются сноски с их толкованием.

    К тексту прилагаются следующие задания:

    1. Прочитай текст про себя, подумай, о чём рассказал тебе автор. Как ты относишься к тому, о чём узнал?
    2. Разбей текст на части и отдели одну часть от другой.
    3. Озаглавь части текста и напиши заголовки на листе, где написано слово план.

    Организация и проведение коллективной проверочной работы.

    Всем учащимся класса одновременно раздаются материалы для измерения качества знаний: текст для чтения с заданиями и матрица для написания плана.

    Учитель даёт общую инструкцию, после чего учащиеся приступают к чтению текста про себя. Через 3 минуты учитель просит остановиться и отметить место окончания чтения. Далее ученики выполняют задания.

            Работа считается выполненной, если учащийся прочитал не менее 95 слов в минуту (4 класс) и правильно выполнил одно из двух заданий (второе или третье). Второе задание считается выполненным, если ученик допускает не более двух ошибок. Третье задание считается выполненным, если ученик затрудняется озаглавливать части, но главную мысль выделяет правильно.

    Показателями обученности является техника чтения и понимание прочитанного (точность понимания – правильное деление на логически законченные части, глубина понимания содержания текста – отражение в заголовках частей текста основной идеи автора).  

    Результаты коллективной проверочной работы вносятся в таблицу «Анализ коллективной проверочной работы» с разработанными критериями оценки (форма 2).

    Упомянем и «второе умение» - высокий темп письма. По словам Квинтиллиана:  «Писать чисто и скоро – дело немаловажное. Медленность в этом деле много вредит живости ума». Идея Квинтиллиана понятна: медленно пишущий ученик медленно выполняет упражнения, медленно думает, его мозг станет ленивым. Высокий темп письма ускоряет процесс усвоения информации, т.к. понятные и быстрые записи текста, плана подключают моторные и зрительные способы запоминания, помогают затем быстро воспроизводить элементы текста.

    Для ускорения темпа письма мы используем следующие приемы:

    • разъясняем учащимся значение быстрого письма, которое помогает следить за мыслью, выделять главное, оставлять резерв времени для проверки правильности написанного;
    • демонстрируем тетради учащихся 4-5 классов для того, чтобы дети увидели объем работ и сделали вывод, что с таким объемом за урок можно справиться лишь при высокой скорости письма;
    • показываем на практике, что слитное письмо быстрее отрывного, что скорость письма в определенной степени зависит от размера букв; от расстояния между словами;
    • диктуем слова в темпе разговорной речи, дети записывают лишь те, которые успевают, сравниваем результаты;
    • предлагаем детям записать за отведенное время как можно больше слов из      известного стихотворения;
    • даем задание списать отрывок из текста в течение 10 минут аккуратно и без пропусков, закрепляя в единстве темп письма, его осознанность  и точность;
    • на уроках трудового обучения используем работу с пластилином для развития мышц пальцев, на уроках физкультуры – упражнения для кистей рук; эти упражнения рекомендуем выполнять и дома;
    • даем домашние задания по списыванию текста с самостоятельным     фиксированием затраченного времени;
    • сочетаем развитие темпа чтения и письма с формированием у учащихся умения укладываться в отведенные на выполнение домашнего задания нормы времени;
    • на уроках познания мира учимся записывать слова сокращенно;
    • все виды упражнений сочетаем с обязательным требованием – писать красиво или, по меньшей мере, разборчиво;
    • в конце каждой четверти измеряем скорость письма и заносим в специальную таблицу, с которой знакомим учащихся и родителей

    (форма 3).    

    Обработка полученной в результате всех диагностик информации оформляется в форме аналитических справок, включающих описание определённой стратегии дальнейшего формирования общеучебных умений и навыков.

    Управление процессом формирования общеучебных умений и навыков у младших школьников предполагает отслеживание этого процесса, его результатов на протяжении всего периода начального обучения; определение показателей каждого ученика при переходе в основную школу.

    Для возможности получения объективной картины результативности работы педагогического коллектива по достижению базового уровня знаний и умений, сформированности ОУУН и анализа динамики их изменения путём сравнения, работа по отслеживанию показателей уровня обученности и сформированности ОУУН должна быть продолжена в течение нескольких лет с соблюдением прежних условий проведения контроля.

    Таким образом, можно отследить продвижение каждого ученика в овладении ОУУН.

    Литература:

    1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Институт практической психологии, 1998 г.
    2. Журнал «Завуч начальной школы», 2004 г., №3.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие общих исследовательских умений и навыков младших школьников"

    В документе содержатся краткие описания "Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников" и рекомендации по организации работы на уроке: примерные задания, упражнения и т.п....

    Обобщение опыта работы по теме "Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников"

    Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личн...

    "Мониторинговые тесты определения уровня сформированности общеучебных умений и навыков младших школьников"

    Материал предназначен для учителей начальных классов,работающих над темой:"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников".Тесты помогают определить уровень сформированности ОУУН на этап...

    Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе

    Эта статья  - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе....

    Создание на уроке личностно-ориентированной ситуации как средство формирования умений и навыков младших школьников

    В работе представлена классификация личностно - ориентированных технологий, критерии эффективности личностно - ориентированного урока, требования к валеологичеки целесообразному уроку, рекомендации к ...

    Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

    Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности (описание опыта работы по методической теме)....

    Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции

    В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, фо...