"Мониторинговые тесты определения уровня сформированности общеучебных умений и навыков младших школьников"
методическая разработка по теме

Материал предназначен для учителей начальных классов,работающих над темой:"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников".Тесты помогают определить уровень сформированности ОУУН на этапе формирования действий в материальном виде (с опорой на памятку)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение  г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Мониторинговые тесты опредеделения уровня сформированности

общеучебных умений и навыков младших школьников

из опыта работы учителя начальных классов

Решетняк Ирины Александровны

г. Омск

2012

Методика определения уровня обученности обучающихся.

Инструкция  учителю:

  1. Учитель выбирает небольшой по объему новый материал на 10-12 минут.
  2. Учитель повторяет изученный материал необходимый для усвоения новых знаний.
  3. Идет изучение нового материала.
  4. Учитель показывает образец применения нового материала в аналогичной и измененной ситуации.
  5. Учитель проводит самостоятельную работу сразу со всеми учащимися (задания напечатаны на отдельных листах).

Задания для самостоятельной работы.

  1. Напиши, что узнал нового.
  2. Ответь на вопрос по содержанию нового материала.
  3. Выполнение  задания по образцу.
  4. Выполнение задания в измененной форме.
  5. Применение полученных знаний в новой ситуации.

Ключ к определению уровня обученности.

Как только первые несколько учеников выполнят задания, собрать все записи.

Если выполнены все задания,  то можно говорить о третьем, очень высоком уровне обученночти.

Если справился с четырьмя заданиями – второй уровень.

Если выполнил три и менее задания – первый уровень.

Самостоятельная работа по теме «Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова».  (Русский язык), 3 класс, «Школа-2100».

  1. Напиши, что нового узнали. (Узнали, что есть слова с безударными гласными в корне, и их тоже надо проверять).
  2. Как нужно проверить слова с двумя безударными гласными в корне? (Подобрать однокоренные проверочные слова, чтобы на эти гласные падало ударение).
  3. Выполни по образцу:

Молодой – молодость – молоденький

Волосок –

Колосок –

Золотая –

  1. Выполни задание в измененной ситуации.

- Спишите. Вставьте пропущенные буквы, рядом напишите проверочные слова.

Л..б..диный (……….., …………) крик

Широкая п..л..са (……….., ………….)

Д..р..гой (……….., …………..) друг

  1. Примени знания в новой ситуации.

- придумай и запиши 5 слов с безударными гласными в корне  слова.

Мониторинговые тесты для определения уровня сформированности ОУУН

Мониторинговый тест.

Темпинг – тест на определение природного темпа (работоспособность) ребенка.

  1. Для этого каждому ребенку дается лист 8 х  12 см. Этот лист делится на 6 квадратов 4 х 4 см.
  2. Объясняется, в каком направлении, порядке заполнить.
  3. Рука не должна лежать на парте, а быть на весу.
  4. Работаем по команде. Карандашом ставить точки в первом квадрате, по команде во втором и т.д., пока учитель не скажет «СТОП». Условие: в одну точку попадать нельзя.
  5. На каждый квадрат отводится 5 сек.

5 * 6 = 30 сек.

  1. Листы сдаются. Учитель подсчитывает все точки, поставленные учеником и делит на 6.
  2. Оценка результатов:

16 точек и менее – медленный темп

16-20 точек – нормальный темп работы (средний)

20 и более точек – темп быстрый

Разница между 1 и 6 квадратом в количестве точек говорит о быстром утомлении.

1  

                               

                           

                       

2

                               

                                                

3

                           

                                                   

6

                             

                            

                             

5

                                          

             

4

                                                 

                                         

Мониторинговый тест.

Определение уровня сформированности умения сравнивать на этапе формирования

действий в материальном виде (с опорой на памятку).

  1. Задание ученику.
  1. Внимательно прочти задание.
  2. Найди и запиши общие признаки сравниваемых по заданному основанию предметов (явлений, процессов).
  3. Выдели и запиши существующие свойства, чтобы определить различия сравниваемых предметов (явлений, процессов).
  4. Проговори про себя, а затем запиши итоги сравнения.

Можешь использовать речевое клише:

«И … предмет А … и … предмет Б … относятся к … (являются … , служат для … , можно отнести к … и т.д.) , так как … (называются общие свойства сравниваемых предметов), но предмет А … (называется существенное свойство различия), а предмет Б … (называется существенное свойство предмета Б)».

В этом суть их различия.

  1. Сдай лист учителю.
  1. Инструкция учителя.
  1. Для того чтобы ученик успешно выполнил задание, учитель должен грамотно подобрать сравниваемый материал;
  2. Предметы сравнения должны принадлежать одному классу;
  3. В задании учитель определяет основания для сравнения: (как отличить ложные опята от настоящих);
  4. Предметов не должно быть больше двух;
  5. Умение может проводиться одновременно у всего класса при условии выдачи листа – задания каждому тестируемому;
  6. Результаты проверки вносятся в таблицу.

Критерии сформированности.

  1. Умение сформировано полностью:(п)
  1. сравнивал по заданному основанию;
  2. выделил не менее 70% общих признаков в сравниваемых предметах;
  3. определил существенные признаки в каждом из выделенных для сравнения предметах;
  4. сформулировал итог сравнения правильно, близко к умозаключению.
  1. Умение сформировано частично:(ч)
  1. сравнивал по заданному основанию;
  2. выделил не менее 50% общих признаков;
  3. определил существенные признаки в каждом или в одном из сравниваемых предметов;
  4. неточно сформулировал итог сравнения (нелогично, с речевыми недочетами).
  1. Умение не сформировано(н):
  1. игнорировал заданное учителем основание для сравнения;
  2. выделил менее 50% общих свойств (признаков);
  3. неправильно определил существенные признаки.

Результаты заносятся в таблицу качественных показателей    

1.Фамилия, имя ученика.

2.Сравнивал по заданному основанию(да,нет).

3.Выделил общие признаки(все,частично- 50%,не выделено)

4.Выделил существенные признаки(свойства),(в 2 ухпредл,в 1ом предл,не выделено).

5.Формулирование итогов сравнения(в форме умозаключения)(правильно, с ошибками,примечание).

6.Уровни сформированности.(п,ч,н)

Мониторинговый тест.

Определение уровня сформированности навыков писать в заданном темпе на этапе формирования действий в материальном виде (с опорой на памятку).

  1. Инструкция ученику.
  1. Приготовься к списыванию текста, для чего:
  1. сядь удобно: грудь не касается парты, спина прямая, голова слегка наклонена;
  2. тетрадь положена наискось, параллельно правому плечу;
  3. положи текст для списывания слева от себя на расстоянии досягаемости без напряжения зрения;
  4. правую руку положи на тетрадь и слегка прижми ее, пальцы левой – на списываемый текст.
  1. Прочти про себя абзац, предназначенный для списывания.
  2. По сигналу учителя начни списывать:
  1. прочти и запомни несколько фразовых единиц;
  2. проговори их про себя;
  3. записывай проговаривая;
  4. затем еще несколько фразовых единиц прочти, запомни, проговори, запиши и т.д., пока не прозвучит команда учителя закончить списывание;
  5. при э
  6. том пальца левой руки перемещаются от одной фразовой единицы до другой ,чтобы экономить время для нахождения нужной.
  1. Инструкция учителю.
  1. Для списывания предлагается научно – популярный текст информативного характера;
  2. Время списывания – три  минуты;
  3. Получаемые результаты (количество записанных знаков, делится на 3 и записывается в таблицу).

Таблица

Ф.И. ученика

Темп письма

Примечания (допущенные при списывании ошибки)

Темп письма в: 1 класс – 10-20 букв;

                              2 класс – 25-35 букв;

                              3 класс – 34-45 букв;

                              4 класс – 45-65 букв.

Мониторинговый тест.

Определение уровня сформированности умения пересказывать выборочно на этапе формирования действий в материальном виде (с опорой на памятку).

Окружающий мир.3 класс.

Тема «Живые участники круговорота веществ».

  1. Задание ученику.
  1. Выразительно прочти текст на стр. 24-25;
  2. Раздели текст на логические части;
  3. Подготовь  пересказ трех частей, где говорится о роли экосистемы;
  4. Для этого прочти необходимые части пересказа еще раз;
  5. Читая, записывай опорные слова, фразы и т.п., которые будут использоваться для пересказа, можно составить схему;
  6. Подбери слова для связи частей;
  7. Перескажи получившийся текст, опираясь на запись, а затем без нее;
  8. Прочитай выбранные части еще раз и сравни с получившимся пересказом;
  9. Убери ненужное, лишнее, добавь то, что пропустил;
  10. Повторно перескажи исправленный текст.
  1. Инструкция учителю.
  1. тестирование проводится во время или после изучения учебной темы, при воспроизведении одной из частных тем с установленной на анализ текста;
  2. практическое задание по объему текста устанавливается содержанием текста;
  3. работа протекает в классе или дома без учета времени.

Таблица контроля

Ф.И. уча-ся

Пересказ на заданную тему

Детали

Уровень сформированности

Примечание о речевом оформлении,

соответствие текста

лишнее

упущено

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Критерии сформированности:

Умение пересказывать выборочно сформировано:

Полностью (П) – правильно выбрана тематическая часть, но при пересказе использованы 1-2 лишние детали (или упущены 1-2 детали).

Частично (Ч) – правильно выбрана тематическая часть, но при пересказе использованы 3-4 лишних (или упущены 3-4 детали).

Не сформировано (Н) – неверно выбрана тематическая часть.

 

Мониторинговый тест.

Определение уровня сформированности умения выделять главное на этапе формирования действии в материальном виде(с опорой на памятку).

I. Задание ученику .

1.  Внимательно прочти текст.

2  .Установи, что тебе уже известно о прочитанном.

3.  Озаглавь текст и запиши заголовок на листе.

4.  Раздели текст на логические части.

5.  Выдели в каждой части основную мысль и запиши ее.

6.  Опираясь на свои записи, сформулируй главную мысль всего текста, запиши ее на листе.

7.  Проверь, выражает ли записанное предложение содержание каждой части текста.

II.  Инструкция учителю по проведению теста .

1.  Умение выделять главное проверяется на  внепрограммном тексте научно-популярного или публицистического стиля;

2.  Текст без заглавия, содержит 179-210 слов и не менее 3-4 логических частей;

3.  Умение проверяется одновременно у 5-6 учеников;

4.Текст с заданием должен быть отпечатан на листе для каждого тестируемого;

5.Тест проверяется, данные записываются в таблицу определения уровня сформированного умения выделять главное.

Критерии сформированности:

1.Умение сформировано полностью (п )

а) заголовок полностью или частично отражает содержание текста;

б) выделены все логические части текста;

в) сформулированы главные мысли всех логических частей и на и основе сформулирована новая (главная)  мысль ,отражающая содержание всего текста(в формулировке главной мысли допустимы речевые недочеты)

2.Умение сформировано частично (ч);

а) заголовок полостью или частично отражает содержание текста;

б)50% логических частей  текста выделено верно;

в)  сформулированы главные мысли всех выделенных  частей ,но в формулировке новой мысли лишь частично отражено содержание всего текста (новая мысль не является основной для всех выделенных частей ).

3.Умение не сформировано(н)

а) заголовок полностью или частично отражает содержание текста ;

б ) выделено менее половины логических частей ;

в)  в формулировках главных мыслей выделенных частей не отражено содержание текста.

Мониторинговый тест определения уровня сформированности умения пересказывать подробно на этапе формирования действия в материальном виде(с опорой на памятку).

1. Задание ученику.

Выразительно прочитай предложенный текст и приготовь его для  пересказа. Для этого:

  1. определи стиль и тип речи;
  2. найди и запиши главную мысль;
  3. раздели текст на логические части и запиши;
  4. определи слова, сложные словосочетания, фразы каждой части;
  5. перескажи текст про себя, опираясь на записи, сохраняя главную мысль, стиль и тип речи;
  6. прочитай текст и сравни со своим пересказом;
  7. найди пропущенное и откорректируй;
  8. перескажи текст вслух учителю.

2. Инструкция учителю.

  1. для пересказа  учащимся предлагается художественный, публицистический или научно-популярный текст;
  2. работа протекает в классе или дома без учета времени.

Критерии сформированности:

(п) полностью - при пересказе композиция сохранена, главная мысль передана. сохранен стиль , допущено 1-2 речевые ошибки ;

(ч )частично - при пересказе композиция частично сохранена, передана главная мысль, частично сохранен стиль, допущено 3-4 речевые ошибки.

(н) не сформированы – при пересказе пропущена главная мысль, не сохранен авторский стиль, допущено 5 и более речевых ошибок.

Мониторинговый тест .Экспрессс – наблюдение уровня сформированности умения слушать и исправлять свою речь.

Варианты задания ученику:

  1. расскажи, что ты знаешь о …;
  2. дай характеристику …;
  3. перескажи содержание прочитанного и т.д.

Инструкция учителю:

  1. для наблюдения не требуется специально отведенного времени, оно может проводиться на любом уроке закрепления, обобщения, систематизации знаний, где звучит монологическая речь учащихся, развернутый ответ на учителя, сообщение, пересказ;
  2. слушая ученика, учитель акцентирует внимание на произношении, постаноке ударения в словах, грамматической сочетаемости слов в предложении, учитывает стиль, интонацию, а  главное, слышит ли ученик допущенные им речевые ошибки и умеет ли сам исправлять их по ходу монолога;
  3. фиксирует ошибки в своих записях;
  4. по окончании ответа учитель может при помощи вопроса уточнить;
  5. а)знание содержания части излагаемого материала. чтобы исключить фактические ошибки;
  6. б)речевые и орфографические ошибки ;
  7. материал собирается в течение нескольких недель, пока не будут прослушаны все учащиеся.

Результаты наблюдения заносятся в таблицу качественных показателей:

1.Фамилия, имя;

2.Произношение;(-) или (+)

3.Ударение;

4.Грамматическая сочетаемость;

5.Сочетаемость предложений во фразе;

6.Стиль(-) или(+),сокращает или не сокращает(факт по содержанию,речевые)

7.Слышит и исправляет речь;

8.Уровень сформированности.

Критерии сформированности:

1. Полностью : один , два(-) при условии ( + ) в графе «слышит и исправляет»(п).

2. Частично : три, четыре(-) при условии (+)в графе «слышит и исправляет»(ч).

3. Не сформировано (-) и (-)в графе «слышит и исправляет»(н).

Мониторинговый тест определения уровня  сформированности умения обобщать на этапе формирования действий в материальном виде (с опорой на памятку).

I. Задание ученику:

  1. Внимательно прочти записанные на доске понятия.
  2. Выпиши те из них, которые относятся к изученной теме (конкретное название темы).
  3. Выпиши главное понятие темы и запиши его существенные свойства (признаки).
  4. Вспомни и запиши общие свойства главного понятия темы.
  5. Из предложенных двух вариантов тезиса темы выбери правильный и запиши его.
  6. Объясни свой выбор (письменно).
  7. Сдай лист учителю.

II.Инструкция учителю:

1. Мониторинг целесообразно проводить сразу после изучения темы или на уроке обобщения знаний;

2. Мониторинг проходит в два этапа ,на 1 этапе учитель выписывает на доске понятия по пройденной теме. Понятия подобраны по принципу: основные(необходимые. Несущие смысл)и несущественные для данной темы(соответственно- задания ученику 5-6).

На втором этапе учитель записывает на доске две формулировки тезиса темы :один -узкий тезис (неполный),второй – построенный по типу обобщения (соответственно – задания ученику 5-6) .

Мониторинг можно проводить двумя способами:

а фронтальным (при условии выдачи листа задания каждому тестируемому - письменные ответы);

б) индивидуальным (предпочтительнее - индивидуальная форма проведения. Она дает возможность отслеживания данных у каждого ученика.

Результаты проверки заносятся в таблицу, задание выполняется без учета времени.

Примечание: в мониторинговый тест включено задание мотивационного плана (п.б),которое помогает определить не только сформированность умения обобщать ,но и уровень осознанности совершения действий ,т.е. понимание учеником смысла умения обобщать.

Критерии сформированности:

1. Умение сформировано полностью(п):

а) определено не менее 70% основных понятий;

б )выделено более 70% основных понятий;

в) названо не менее 70% общих свойств главного понятия;

г) выбран верный вариант тезиса и обоснован выбор .

2. Умение сформировано  частично(ч):

а) определено 50% основных понятий;

б) выделено более 50% существенных свойств главного понятия;

в) названо 50% общих свойств главного понятия;

г) верно выбран тезис темы ,но есть затруднения в обосновании выбора.

3. Умение не  сформировано(н):

а) определено менее 50% основных понятий;

б )выделено менее 50% существенных свойств главного понятия;

в) названо менее 50% общих свойств главного понятия;

г) неверно выбран тезис темы.  

Результаты заносятся в таблицу :

1. Фамилия, имя ученика;

2. Определены основные понятия темы(70%-100%/50%/50%);

3. Выделены существенные свойства ,главные понятия(50%/50%);

4. Названы общие свойства главного понятия, темы(70%-100%/50%/50%);

5. Выбор варианта тезиса, темы(верно, неверно);

6. Обоснование выбора тезиса(+);

7. Уровень сформированности  (п ,ч, н ).

Мониторинговый тест определения уровня сформированности умения осознано, правильно и выразительно читать.

1.Задание ученику:

Прочти предложенный текст про себя и приготовься к выразительному чтению вслух учителю. Для чего:

  1. ответь на предложенные к тексту вопросы;
  2. выдели главную мысль и запиши ее;
  3. расставь карандашом логические и интонационные паузы;
  4. выбери интонацию;
  5. выдели в тексте и подчеркни карандашом труднопроизносимые слова;
  6. проговори их несколько раз;
  7. прочти текст про себя еще раз с  соблюдением пауз и логических ударений;
  8. определи громкость и темп чтения;
  9. прочти текст вслух выразительно сначала для себя, затем учителю.

2.Инструкция учителю:

  1. для тестирования подбирается интересны текст публицистического или художественного стиля из 130-140 слов;
  2. тестирование проводится индивидуально с каждым учеником или с группой в 5-6 учеников;
  3. слушая чтение ученика ,учитель фиксирует правильность и выразительность чтения;
  4. осознанность проверяется после чтения текста с помощью 2-3 вопросов аналитического характера на понимание прочитанного;
  5. тестирование проводится без учета времени.

Критерии сформированности умения:

1.Читать правильно-(ошибки: нарушение дикции. ударения, произношение, пропуск букв, слогов, слов; перестановка букв, слогов , слов, повторы слогов, слов)

  1.  полностью (п) - правильное чтение или чтение с 1-2 ошибками;
  2. частично(ч)-при чтении допущено 3-4 ошибки;
  3. не сформировано(н)-при чтении допущено 5 и более ошибок ;читать выразительно (соблюдение логических и интонационных пауз; соблюдение повышения и понижения голоса: правильно выбран голос ,темп, интонация ,эмоциональная окраска)

2.Читать выразительно.

  1. полностью(п)- соблюдены все или неверно выбраны 1-2 компонента;
  2. частично(ч)-отсутствуют 3 компонента ;
  3. не сформировано (н)-нет 4 и более компонентов;

3.Читать осознанно-:

  1. полностью(п)- ответил на 2-3 вопроса верно, правильно выделена главная мысль;
  2. частично(ч)-ответил на 50% вопросов верно ,главная мысль частично;
  3. не сформировано – нет верного ответа по содержанию текста, нет главной мысли.

Результаты заносятся таблицу:

  1. Фамилия, имя ученика.
  2. Правильность(уровень сформированности, примечание);
  3. Выразительность;
  4. Осознанность;
  5. Главная мысль;
  6. Общий уровень.

Мониторинговый тест определения уровня сформированности умения пересказывать сжато на этапе формирования действий в материальном виде( с опорой на памятку).

I.Задание ученику:

Выразительно прочти текст и приготовь его для сжатого пересказа. Для этого:

  1. определи тип речи;
  2. раздели текст на логические части;
  3. определи главную мысль каждой логической части и запиши;
  4. составь свой текст, в нем не должно быть менее 6-8 предложений;
  5. перескажи получившийся текст, опираясь на запись;
  6. закрой записи и перескажи без них;
  7. сравни свой пересказ с записями и установи несоответствие;
  8. исправь ошибки;
  9. перескажи вслух учителю.

II.Инструкция учителю:

  1. тестирование проводится во время или после изученной учебной темы для передачи основного содержания материала с установкой на обобщение;
  2. практическое задание должно быть по объему 180-200 слов;
  3. работа протекает в классе без учета времени;
  4. во время тестирования проводится хронометраж:

1.Фамилия,имя ученика.

2.При пересказе передается вся основная информация(главная мысль каждой логической части сохраняется)

3.Передана верно информация ,пропущена главная мысль(1часть,2 часть,3 часть).

4.Единство выбранного стиля.

5.Замечание.

6.Уровень сформированности.

Критерии сформированности.

Умение пересказывать сжато сформировано:

1.Полностью(п)-при пересказе переданы главные мысли всех логических частей текста,в основном сохранено единство выбранного стиля;

2.Частично(ч)-при пересказе пропущена главная мысль-50%,логические части отмечены случаи нарушенного единства выбранного стиля;

3.Не сформировано (н)-при пересказе названы главные мысли меньше 50% имеющихся логических частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.

Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...

Обобщение опыта работы по теме "Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников"

Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личн...

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе

Эта статья  - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе....

Технологическая карта по выявлению уровня сформированности общеучебных умений и навыков

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ...

Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся (автор М.Ступницкая) учащихся 3 «А» класса

Описание статуса учащихся и рекомендаций по работе с ними носят обобщенный характер. В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности детей....

Мониторинг уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью.

Содержание мониторинга выявления уровня сформированности общеучебных умений и навыков у обучающихся с умеренной умственной отсталостью  составляется с опорой на АОП разработанную на данного учени...

Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся

Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся...