Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.
методическая разработка (2 класс)
В современной школе всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить, в частности, через организацию проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.
Учитель: Лисовская Е.А.
(описание опыта работы по методической теме)
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ТЕМЫ. ЦЕЛЬ РАБОТЫ.
В современной школе всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Работая над проектами, учащиеся получают представления о способах получения знания, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее. У них формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Для ребенка в начальной школе проектная деятельность осуществляется совместно с учителем, по мере взросления и в зависимости от индивидуальности учащийся берет на себя все большую ответственность за проект.
Развиваясь как субъект творческой деятельности, ученик становится все более свободен в выборе цели и способов их достижения. Наивысших ступеней он добивается, когда главной ценностью для него становится саморазвитие, когда он способен рефлексивно относиться к своей деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Принципы реализации:
- Принцип гуманизации предполагает развитие ребенка, ориентацию на успех, изменение отношений в системе «учитель - ученик» (установления связей сотрудничества).
- Принцип деятельности предполагает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. Формирование личности, ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
- Принцип развивающего обучения, основанный на применении методов творческой мыслительной деятельности, развитие умственных способностей, самообразования учащихся.
- Принцип культуросообразности в гуманитарном образовательном пространстве позволяет интегрировать знания в различных научных областях.
- Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома".
- Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
- Принцип индивидуализации обучения, который предполагает учет уровня развития каждого ученика.
- Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческой начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Различные виды проектов: (в зависимости от метода, доминирующего в проекте по определению Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной)
Информационный проект – направлен на сбор информации об объекте.
Исследовательский проект – проект, в котором дети проходят все этапы исследований (формулировка проблемы, обзор источников информации по теме исследования, выдвижение гипотез, постановка эксперимента, формулировка выводов, защита). Цель проекта – ответ на поставленный вопрос исследования.
Творческий проект – проект, похожий на исследовательский, но носит более творческий и изобретательский характер. Цель проекта – конкретные предложения по решению поставленной проблемы и (если возможно) их реализация.
Три кита метода проекта:
- свобода ребенка;
- взаимодействие его с группой детей;
- гибкое распределение учебного времени.
Любой проект является совокупностью «шести П»:
- проблема;
- планирование;
- поиск информации;
- продукт;
- презентация;
- портфолио
«Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить» – вот девиз участников проектной деятельности.
Организуя проектную деятельность по группам, предлагаю «Правила успешной проектной деятельности», которые должны выполняться участниками проекта.
Правила успешной проектной деятельности для группы учащихся.
- В группе нет лидеров. Все члены группы равны.
- Группы не соревнуются.
- Все члены группы получают удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый получает удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все проявляют активность и вносят свой вклад в общее дело.
- Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.
Когда применяю технологию проекта?
Если понимаю, что:
- существует значимая проблема;
- есть значимость результата;
- предполагается самостоятельная деятельность учащихся;
- используются исследовательские методы;
- результат – реальный продукт.
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
№ п/п | Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1 | Формулирование проекта: выбор темы проекта, определение цели, содержание проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности. | Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы. | Отбирает возможные темы, предлагает их учащимся, объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию творческих групп. |
2 | Планирование проекта: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы, уточнение плана деятельности. | Разрабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. | Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта. |
3 | Осуществление проекта. | Работают над проектом и его оформлением. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. |
4 | Завершение проекта. | Публичное представление полученных результатов. | Оценивает работу учащихся. |
Виды презентации проектов:
- Ролевая игра.
- Демонстрация видеофильма
- Инсценировка.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Путешествие.
- Реклама.
- Спектакль.
- Телепередача.
- Экскурсия.
- Выпуск газет.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ,
ФОРМИРУЩИЕСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться
для решения поставленной задачи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействовать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
Менеджерские умения и навыки:
• Умение проектировать процесс (изделие)
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
Коммуникативные умения:
• Умение инициировать учебное взаимодействие
с взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
• Умение отвечать на незапланированные вопросы
Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Совместная работа взрослых и детей.
В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско–взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями.
Вывод. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
По определению Н.Ю.Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Под руководством учителя учащиеся занимаются учебно-исследовательской и поисковой деятельностью. У ребят и их родителей появляется желание участвовать в деятельности такого рода. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями.
Ожидаемым результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка:
- Умение работать с информацией.
- Опыт целеполагания.
- Опыт планирования.
- Расширение кругозора.
- Развитие мышления.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Развитие творческих способностей.
- Опыт публичного выступления.
ота Организация проектной деятельности в начальной школе открывает большие возможности для творческого развития учащихся, позволяет расширить работу с одарёнными детьми. Мои ученики являются призерами олимпиад, конкурсов разного уровня. Занимают ежегодные призовые места во Всероссийских играх-конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру», школьных и городских конкурсах, участвуют в научно – практической конференции «Шаг в будущее»
Успешность важна для каждого ребёнка. В проектной деятельности надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Результативность проделанной работы складывается из высокого уровня успеваемости, качества знаний детей в начальной школе и при переходе в 5 класс. Они хорошо владеют речевыми умениями, проявляют творческую активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.
Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...
Обобщение опыта работы по теме "Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников"
Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личн...
"Мониторинговые тесты определения уровня сформированности общеучебных умений и навыков младших школьников"
Материал предназначен для учителей начальных классов,работающих над темой:"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников".Тесты помогают определить уровень сформированности ОУУН на этап...
Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе
Эта статья - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе....
«Формирование национального самосознания (идентичности) младших школьников в процессе реализации проектной деятельности»
В данном материале описысываются теоретические основы проблемы формирования национального самосознания младших школьников, а так же реализованный проект по теме "Национальные традиции семьи"...
Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.
Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности (описание опыта работы по методической теме)....
Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности
В статье "Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности" описывается опты работы с младшими школьниками, создающими творческие проекты...