Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.
методическая разработка (2 класс)

Лисовская Елена Александровна

В современной школе всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.  В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить, в частности, через организацию проектной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

Учитель: Лисовская Е.А.

(описание опыта работы по методической теме)

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ТЕМЫ. ЦЕЛЬ РАБОТЫ. 

          В современной школе всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

         При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

        В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

        Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

       Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

         Работая над проектами, учащиеся получают представления о способах получения знания, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее. У них формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

          Для ребенка в начальной школе проектная деятельность осуществляется совместно с учителем, по мере взросления и в зависимости от индивидуальности учащийся берет на себя все большую ответственность за проект.

          Развиваясь как субъект творческой деятельности, ученик становится все более свободен в выборе цели и способов их достижения. Наивысших ступеней он добивается, когда главной ценностью для него становится саморазвитие, когда он способен рефлексивно относиться к своей деятельности.

 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.        

 Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично  представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.        

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Принципы реализации:

  • Принцип гуманизации предполагает развитие ребенка, ориентацию на успех, изменение отношений в системе «учитель - ученик» (установления связей сотрудничества).
  • Принцип деятельности предполагает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. Формирование личности, ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
  • Принцип развивающего обучения, основанный на применении методов творческой мыслительной деятельности, развитие умственных способностей, самообразования учащихся.
  • Принцип культуросообразности в гуманитарном образовательном пространстве позволяет интегрировать знания в различных научных областях.
  • Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома".
  • Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.
  • Принцип индивидуализации обучения, который предполагает  учет уровня развития  каждого ученика.
  • Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческой начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Различные виды проектов: (в зависимости от метода, доминирующего в проекте по определению Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной)

Информационный проект – направлен на сбор информации об объекте.

Исследовательский проект – проект, в котором дети проходят все этапы исследований (формулировка проблемы, обзор источников информации по теме исследования, выдвижение гипотез, постановка эксперимента, формулировка выводов, защита). Цель проекта – ответ на поставленный вопрос исследования.

Творческий проект – проект, похожий на исследовательский, но носит более творческий и изобретательский характер. Цель проекта – конкретные предложения по решению поставленной проблемы и (если возможно) их реализация.

Три кита метода проекта: 

  • свобода ребенка;
  • взаимодействие его с группой детей;
  • гибкое распределение учебного времени.

Любой проект является совокупностью  «шести П»:

  • проблема;
  • планирование;
  • поиск информации;
  • продукт;
  • презентация;
  • портфолио

«Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить» – вот девиз участников проектной деятельности.

Организуя проектную деятельность по группам, предлагаю «Правила успешной проектной деятельности», которые должны выполняться участниками проекта.

Правила успешной проектной деятельности для группы учащихся.

  • В группе нет лидеров. Все члены группы равны.
  • Группы не соревнуются.
  • Все члены группы получают удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  • Каждый получает удовольствие от чувства уверенности в себе.
  • Все проявляют активность и вносят свой вклад в общее дело.
  • Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.

Когда применяю технологию проекта?

Если понимаю, что:

  • существует значимая проблема;
  • есть значимость результата;
  • предполагается самостоятельная деятельность учащихся;
  • используются исследовательские методы;
  • результат – реальный продукт.

Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

п/п

Этапы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Формулирование проекта:

выбор темы проекта,

определение цели, содержание  проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности.

Уточняют информацию,

обсуждают задание,

принимают общее решение по теме,

формируют творческие группы.

Отбирает возможные темы, предлагает их учащимся,

объясняет цель,

формирует положительную мотивацию к деятельности,

организует работу по формированию творческих групп.

2

Планирование проекта:

анализ проблемы,

определение задач,

средств реализации проекта,

выбор критериев оценки результатов,

распределение ролей в группе,

формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп,

отбор литературы,

уточнение плана деятельности.

Разрабатывают план действий,

осуществляют постановку конкретных задач,

определяют средства реализации проекта,

уточняют источники информации,

распределяют роли в группе.

Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности,

подбирает литературу,

принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.

3

Осуществление проекта.

Работают над проектом и его оформлением.

Консультирует, координирует работу учащихся,

стимулирует их деятельность.

4

Завершение проекта.

Публичное представление полученных результатов.

Оценивает работу учащихся.

Виды презентации проектов:

- Ролевая игра.
- Демонстрация видеофильма

- Инсценировка.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Путешествие.
- Реклама.
- Спектакль.
- Телепередача.
- Экскурсия.

- Выпуск газет.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ,

ФОРМИРУЩИЕСЯ  В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рефлексивные умения:

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться

для решения поставленной задачи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействовать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

• Умение запрашивать необходимую информацию    у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи  

Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс (изделие)

• Умение планировать деятельность, время, ресурсы

• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие

с взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

• Умение вести дискуссию

• Умение отстаивать свою точку зрения

• Умение находить компромисс

• Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи

• Умение уверенно держать себя во время выступления

• Артистические умения

• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

• Умение отвечать на незапланированные вопросы

Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Совместная работа взрослых и детей.

       В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско–взрослого союза. Совместная проектная деятельность  детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями.

      Вывод. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

По определению Н.Ю.Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Под руководством учителя учащиеся занимаются учебно-исследовательской и поисковой деятельностью. У ребят и их родителей появляется желание участвовать в деятельности такого рода. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями.

Ожидаемым результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка:

  • Умение работать с информацией.
  • Опыт целеполагания.
  • Опыт планирования.
  • Расширение кругозора.
  • Развитие мышления.
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Развитие творческих способностей.
  • Опыт публичного выступления.

ота Организация проектной деятельности в начальной школе открывает большие возможности для творческого развития учащихся, позволяет  расширить работу с одарёнными детьми. Мои ученики являются призерами олимпиад, конкурсов разного уровня. Занимают ежегодные призовые места во Всероссийских играх-конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру», школьных и городских конкурсах, участвуют в научно – практической конференции «Шаг в будущее»

         

Успешность важна для каждого ребёнка. В проектной деятельности надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я  смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Результативность проделанной работы складывается из высокого уровня успеваемости, качества знаний детей в начальной школе и при переходе в 5 класс. Они хорошо владеют речевыми умениями, проявляют творческую активность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.

Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...

Обобщение опыта работы по теме "Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников"

Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личн...

"Мониторинговые тесты определения уровня сформированности общеучебных умений и навыков младших школьников"

Материал предназначен для учителей начальных классов,работающих над темой:"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников".Тесты помогают определить уровень сформированности ОУУН на этап...

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе

Эта статья  - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе....

«Формирование национального самосознания (идентичности) младших школьников в процессе реализации проектной деятельности»

В данном материале описысываются теоретические основы проблемы формирования национального самосознания младших школьников, а так же реализованный проект по теме "Национальные традиции семьи"...

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе организации проектной деятельности (описание опыта работы по методической теме)....

Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности

В статье "Формирование национального самосознания младших школьников в процессе реализации проектной деятельности" описывается опты работы с младшими школьниками, создающими творческие проекты...