ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
статья (4 класс) на тему

 

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, то есть развитие исследовательских умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pribyleva_gg_uinskoe_issled_deyat.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Прибылева Галина Григорьевна

Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Уинская средняя общеобразовательная школа»

С.Уинское, Пермский край

Формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю.

Конфуций

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе идей исследовательского обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. Еще в 1999 г. эксперты отмечали «недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов)». [2: 4] Спустя пять лет в рамках широкомасштабного эксперимента по модернизации образования эксперты вновь фиксируют: «Младшие школьники вполне успешно справляются  с заданиями, проверяющими ЗУНы, и значительно хуже выполняют все те задания, верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности – правильного понимания и четкого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля…» [2: 4]

Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения? Что является главным в реализации федеральных государственных стандартов второго поколения. [1]

Я, как учитель начальной школы, пытаюсь решить эту проблему через организацию проектной и исследовательской деятельности. Но, по моему мнению, организация проекта в начальной школе, особенно для детей 1-3 классов, достаточно сложна. Поэтому считаю, что для нас важно научить детей видеть проблему; уметь задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; уметь классифицировать; наблюдать; делать выводы и умозаключения; работать с текстом; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.

Работа по выработке умений и навыков, нужных для исследовательского поиска должна проходить систематически и целенаправленно в форме школьных факультативов, в урочной и внеурочной деятельности.

Для формирования умений исследовательской работы на уроках активно должны использоваться познавательные и занимательные задания.

Материал для заданий можно подбирать из методических журналов, из познавательной, развивающей логику литературы, в детских журналах.

Увидеть проблему можно путем наблюдения и элементарного анализа действительности. Хорошим заданием для развития умения наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы

В умении вырабатывать гипотезы можно применить задание «Давайте вместе подумаем»: Как птицы узнают дорогу на юг? При ответе на поставленный вопрос могут быть разные гипотезы. Например, «Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам?» «Птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу» и др. Делая предположение можно использовать следующие слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если.

Для развития умений задавать вопросы применяем  задания: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете?» «Найди загаданное слово», «Угадай о чем спросили?» «Задайте как можно вопросов, например, филину (ворону, медведю и др)». Желательно, чтобы вначале столкновения с проблемой ставились описательные вопросы: «Кто…?»; «Как…?»; «Что…?»; «Где…?»; «Когда…?». И только после того как проблемная ситуация по возможности точно описана можно задавать вопросы: «Почему…?»; Отчего…?».

Важным средством развития умений давать определения понятиям являются загадки, кроссворды, трудные слова.

Эффективным средством развития способности к суждению могут быть задание «Проверь правильность утверждений» Все деревья имеют ствол и ветки. Тополь имеет ствол и ветки. Следовательно, тополь – дерево.

Для тренировки умения составлять тексты хорошим упражнением является восстановление. Можно дать задание «Рассеянный автор», «Рассказ на заданную тему», «Подбери слово», «Расскажи другими словами», «Сочиняем сказку», «Сочини рассказ по схеме»

При организации исследовательской деятельности, учитель так же должен работать над формированием следующих умений: умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы); умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов решения проблемы); умение работать с источниками информации (Интернет, словари, энциклопедии, научные статьи, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино и мультфильмы и др.); умение представить результаты своей творческой работы

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, исследовательская тактика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.

Литература

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Пособие для учителя. М,: Просвещение, 2008

2. Воронцова А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011

3. Господникова М. К., Полянина Н. Б.Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2012

4. Засоркина Н. В. Шатилова М. Ю. Метод проектов в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2010

5. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2005