Опыт работы по теме "Формирование грамотности младшего школьника через овладение навыками самоанализа"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Баранова Елена Борисовна

Модульное представление опыта работы. Грамотность всегда будет важна для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_gramotnosti.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование грамотности младшего школьника через овладение навыками самоанализа

Баранова Елена Борисовна

средняя общеобразовательная

школа №7

пос. Красный Октябрь

Киржачского района

Владимирской области.

        2012 г.

Условия возникновения опыта

     Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой 1 ступени задачу развития личности младшего школьника на основе ведущей деятельности. Время требует разносторонне развитую личность, познавательно активную, способную к творчеству и самореализации. Современный человек должен быть в первую очередь грамотен. Ведь если он грамотен, он будет услышан и понят другими, самодостаточен. А как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало осознанным и грамотным? Эта проблема всегда стояла перед учителями. Этот вопрос волнует и родителей, и учащихся. Почему ребенок правило знает, а применить его не может? Почему диктант пишет хорошо, а в сочинениях, изложениях масса ошибок? Почему учителя школы 2 ступени жалуются на то, что дети на уроках истории, биологии пишут с ошибками?

      В век кино и телевидения дети, к сожалению, мало читают, а значит, все меньше и меньше становится детей с «природной грамотностью».

     Наша школа расположена в поселке Красный Октябрь Киржачского района Владимирской области и насчитывает 420 учащихся. Наличие вблизи от школы крупномасштабного предприятия ОАО «Завод Автосвет», имеющего тесные контакты в области экономического сотрудничества со странами Европы и Азии создает дополнительную внешнюю мотивацию в повышении грамотности, т.е. в улучшении качества самого мощного средства общения.

     По результатам диагностики готовности детей к школе можно увидеть рост детей с нарушениями речи, с неразвитым фонематическим слухом. Таких детей становится больше. Наблюдения за тем, что активность детей в изучении родного русского языка падает, понимание целей и задач школы, ориентация на социальный заказ привели к необходимости создания системы работы по овладению орфографической грамотностью.

Педагогическая идея.

     Исходя из данных противоречий, ведущей педагогической идеей опыта считаю  идею осознанного овладения грамотностью в результате развития навыков самоконтроля, идею осознанного усвоения общего принципа русской орфографии, ее закономерностей и особенностей через овладение навыками самоконтроля.

     Чтобы реализовать данную идею, необходимо:

  • научить детей выделять орфограмму, т.е., обозначить проблему;
  • помочь найти самый короткий и эффективный путь решения проблемы;
  • осуществить план решения проблемы;
  •  взглянуть назад, т.е., проконтролировать решение.

Новизна опыта

Соединение пошаговой осознанной деятельности по формированию обобщенного способа решения орфографических задач и умения контролировать свою учебную деятельность позволяет получать высокие результаты грамотности детей. Совокупность методов, средств обучения, применение новых форм совместной деятельности учителя  и ученика позволяет иметь стабильные результаты не только по русскому языку, но и по литературному чтению.

Изучение языка всегда начинается с проблем  и важно уметь находить самый эффективный путь её решения.

В процессе обучения дети создают «Справочник», ведут индивидуальную карту развития «Мои успехи», вносят изменения в тренажные карточки, пишут стихи, сочинения, книжки-малышки, стенгазеты.

Актуальность.

     Опыт актуален, т. к. создает условия для формирования у ребенка психических способностей или качеств, которых до этого у него не было (самоконтроль, рефлексия, мотивация, познавательный интерес).

     Актуальность опыта вытекает из анализа противоречий, сложившихся в современной школе 1 ступени:

  1. между необходимостью получения качественного образования, обеспечивающего развитие и саморазвитие ученика и работы учителя в условиях традиционной дидактической системы;
  2. между увеличивающимися требованиями, объемом и сложностью материала, и пассивностью детей в изучении и осознании этого материала;
  3. между традиционными формами и методами организации образовательного процесса и поддержанием образовательной инициативы ребенка;
  4. между фрагментальностью в обучении детей орфографии, которая тормозит формирование орфографических навыков и системным целостным подходом к изучению русской орфографии;
  5. между ориентацией школьных программ на предметные знания, умения и навыки и необходимостью овладения обобщенными (надпредметными) умениями или компетентностями.

 

      Использование данного опыта позволяет создать комфортные условия (снятие нервозности, страха, неуверенности, тревожности), необходимые для мотивации, для развития познавательной активности учащихся. Дает возможность ребенку осознать свое продвижение в развитии, научиться адекватно себя оценивать. Учит детей самостоятельно вычленять проблему и решать поставленную задачу.

Теоретическая база опыта.

     Идея осознанного усвоения общего принципа русской орфографии, ее закономерностей и особенностей принадлежит В.В.Давыдову, доктору психологических наук. «Материал по орфографии воспринимается учащимися не в своей специфической системе, а в виде изолированных правил, написаний, понятий. Дети обычно не осознают основных закономерностей русской орфографии, системности ее понятий и правил, что ослабляет общий учебный эффект и тормозит формирование орфографических навыков», писал В.В. Давыдов. Эта идея заложена в учебниках В.В. Репкина (Система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова).

     Еще в 1960 году психолог В.В. Репкин писал, что широко распространенные упражнения, «в которых орфограммы заранее выделены тем или иным способом (вставить пропущенные буквы, объяснить правописание выделенных букв, корней, слов и т.д.), не способствуют формированию умения выделять орфограммы». О том же пишут психологи и сегодня: «…систематическое подсказывание ученику трудных мест в слове порождает «орфографическую слепоту» - Граник.

Действительно, если в упражнении «сомнительная» буква подчеркнута или пропущена, это означает, что первое действие орфографической задачи выполнено за ученика. Но разве можно говорить об обучении решению задачи того, кто не умеет формулировать ее исходный вопрос?

Умение ставить орфографические задачи, как и всякое другое орфографическое умение может формироваться стихийно и -целенаправленно. Одним из первых способы формирования умений ставить орфографические задачи начал разрабатывать в 60-х годах. Я.И.Кобызев. Он предложил диктант «Проверяю себя». Во время, этого диктанта разрешается пропускать букву, в которой сомневаешься. Затем ученики могут задать вопросы товарищам и учителю. После чего они заполняют пропуски или вносят необходимые исправления.

Достоинством методики двухцветного письма является то, что ученики ищут трудные для них орфограммы не после записи, а в момент перевода устной речи в ее письменную форму. Однако, как показала практика, недостаточно разрешить ученикам пропускать «сомнительные буквы» - надо еще «научить их сомневаться». Вот почему для эффективного применения диктанта «Проверяю себя» необходимо вооружить учащихся знанием наиболее общепризнанных орфограмм, т.е. перевести школьников с уровня инструкции на уровень осознания.

Учебная деятельность и ее компоненты (в частности, контроль и оценка) осуществляются благодаря такому качеству человеческого сознания, как рефлексия», - писал В.В. Давыдов.

Уровни сформированности учебной деятельности разработаны Репкиной Т.В. и Заика Е.В. (Томск 1993, с. 5 -11).

Итак, основные принципы данного опыта:

1.     принцип, личностной ориентации;

2.     принцип демократизации;

3.     принцип оптимальности;

4.     принцип доступности;

5.     принцип научности;

6.     принцип развивающего взаимодействия.

Технология опыта.

Целью     формирования     функциональной     грамотности младшего     школьника     является     овладение     навыками  грамотного     письма     на     основе     развития     учебной, самостоятельности.

Реализация данной цели осуществится при решении следующих задач:

  • необходимо установить доверительные  открытые

отношения между учителем и детьми;

  • поддерживать индивидуальные проявления инициативности, самостоятельности;
  • важно научить детей сомневаться;
  • сделать детей соучастниками учебного процесса;
  • сформировать умение выделять «сильные» и «слабые» позиции звуков;
  • научить дифференцировать орфограммы;
  • сформировать умение формулировать проблему;
  • научить составлять алгоритм решения орфографической задачи;
  • сформировать критичность, рефлексию, самооценку;
  • научить контролировать свою деятельность,

Технология включает следующие этапы деятельности:

1  этап. Обнаружение орфограммы.

Учимся выделять «слабые» позиции гласного и согласного звука.

К  Л  Б О

Разбираем слова по составу.

ИГРУШКА

 В результате создаём обобщённую таблицу нахождения орфограмм, которая постепенно дополняется и уточняется

(см. Приложение 1).

Очень важно на этом этапе научить списыванию с выделением орфограмм.

2 этап. Решение орфографической задачи.

Дифференцируем орфограммы по совокупности признаков и принимаем решение по написанию.

Составление алгоритма для проверки, орфограмм

(см. Приложеие  2)

Создание коллективных заповедей при письме

(см. Приложение  3)

3 этап. Самопроверка и рефлексия.

                        

Параллельно ведется работа по привитию навыков самоконтроля. Процесс формирования самоконтроля можно представить в виде схемы:

Полезны следующие приёмы работы:

•  каждую работу ученик проверяет сам и на полях указывает количество найденных им oшuбoк,

•  проверка учителем дифференцирована: слабому ученику ошибки подчёркивается и даётся рекомендация на полях, среднему ученику подчёркивается слово с ошибкой, сильному ученику ставится галочка на строке;

•  после проверочной работы ребёнок заполняет карту «Мои успехи» и намечает пути достижения успеха.

Для достижения успеха необходимо потренироваться. Для этого создана система треножных карт разного уровня.

1  уровень. Не выделил все орфограммы: учишься списывать текст с выделением орфограмм (см. Приложение  4).

2 уровень. Проверил неправильно: работаешь с алгоритмами по перфокартам или тренируешься по игровым словарикам (см. Приложение  5).

3 уровень. Не заметил ошибку: какография (см. Приложение  6).

Полезны взаимопроверки с оцениванием результата. При организации данной работы необходимо иметь эталон. Интересна работа в группах по созданию алгоритмов, по проектированию сборника интересных заданий, сборника заданий к олимпиадам, составление кроссвордов и ребусов к уроку (см. Приложение 7).

Приложение 3

Главные заповеди при письме

  1. Не навреди слову!
  2. Будь внимателен!
  3. Старайся найти все слабые места в слове.
  4. Не торопись! Тише едешь – дальше будешь.
  5. Не бойся ошибиться! Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  6. Главное – самому найти и исправить ошибку.
  7. Если не знаешь, как писать слово, спроси или оставь в слове «дырку».
  8. Научись задавать умные вопросы.
  9. Помни! Ничего не делается просто так.

Приложение 4

РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

I. Безударная гласная в корне слова.

а) изменение формы слова:

-земля-земли (ед.ч  на множественное число)

-поля-поле (мн. ч на ед. ч)

б) подбор однокоренного слова:

  • состоящего из корня

                         Плодовый - плод

  • с уменьшительно-ласкательным значением.

                         Ковер-коврик

  • к имени существительному подобрать однокоренные прилагательные

                         Добро-добрый

  • к глаголу подобрать однокоренные прилагательные

                         Белеет - белый

  • изменить время глагола

                          Косил – косит

Приложение 5

Игровые словарики.

Приложение 6

Какография

Результативность

  1. Мотивация

Использование данного опыта позволяет создать комфортные условия для мотивации учащихся, для развития у них познавательной активности.

Результаты исследования психологом мотивационной сферы детей таковы:

 

  1. Познавательная активность.

Следует отметить, что у учащихся узкие учебные интересы переросли в широкие познавательные интересы. Главным для детей стала степень успешности учения. В среднем звене в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы.

  1. Эмоциональная сфера.

Мотивы оказали существенное влияние на эмоциональную сферу учащихся. По данным психолога снизился уровень тревожности у детей.

  1. Воспитанность.

  1. Техника чтения.

Улучшились качественные характеристики техники чтения (плавность, осознанность, безошибочность, выразительность).

Медианный уровень техники чтения в классе 103 слова в минуту.

  1. Грамотность учащихся.

Повысился уровень грамотности детей не только в написании диктантов, но и в написании сочинений и изложений.

  1. Интеллектуальный уровень учащихся. Общий уровень развития детей вырос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование нравственного воспитания младших школьников в УВП через социальную компетентность".

Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и опр...

Предпосылки и технология трудностей младших школьников при овладении навыками письма и усвоения языкового материала по русскому языку

Трудности в учебном процессе, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополня...

Формирование функциональной грамотности младших школьников через технологию критического мышления.

Формирование функциональной грамотности младших школьников через технологию критического мышления....

Развитие логического интеллекта у младших школьников через овладение техниками актуализации познавательных процессов.

Чтоб достичь успеха в определенной области, нужно развивать соответствующий интеллект (мышление) для этой области! В тоже время интеллект целостен и виды интеллекта всецело взаимосвязаны.  Р...