Главные вкладки

    Опыт работы "Формирование нравственного воспитания младших школьников в УВП через социальную компетентность".
    опыты и эксперименты на тему

    Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. 

    Человек постоянно общается с другими людьми, выстраивает взаимодействия, определяет для себя способы достижения цели, осваивает суть происходящего, но очень важно, чтоб человек в общении развивался как личность, осваивал моральные ценности, вырабатывал нравственные качества, умел ориентироваться на идеал, жил согласно принципам, нормам  и правилам морали.  Это одна из актуальных проблем нашего общества, так как очень много сейчас говорится о нравственном воспитании школьников в связи с новой концепцией модернизации российского образования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением предметов

    художественно – эстетического профиля»

    Формирование нравственного воспитания младших школьников в  УВП через социальную компетентность.   ("Начальная школа XXI века")

    Теоретическая интерпретация опыта учителя начальных классов 
    Юркиной Светланы Владимировны  

    Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить. 

    А. Дистервег

    Актуальность.  

    Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным. Неуспешный ученик – это перепуганный человек, перепуганный неудачами в учебе в первую очередь. Кроме этого, в классе всегда есть ребенок, которого недооценивают одноклассники, скромный, застенчивый, неуверенный в себе. Я делаю всё, чтобы ребята взглянули на такого ученика другими глазами, чтобы он сам себя начал уважать. 

    Свою задачу вижу в том, чтобы воспитывать жизнелюбивых, честных, активных и добрых в своей жизни людей. 
    Главные принципы моей работы: 

    • «Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии её качеств, черт и проявлений, а не только ученик!» Шалва Амонашвили. 
    • «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Плутарх 
    • «Терпение и труд все перетрут». 

    Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. 

    Человек постоянно общается с другими людьми, выстраивает взаимодействия, определяет для себя способы достижения цели, осваивает суть происходящего, но очень важно, чтоб человек в общении развивался как личность, осваивал моральные ценности, вырабатывал нравственные качества, умел ориентироваться на идеал, жил согласно принципам, нормам  и правилам морали.  Это одна из актуальных проблем нашего общества, так как очень много сейчас говорится о нравственном воспитании школьников в связи с новой концепцией модернизации российского образования.

     Система работы.

    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

    В связи с этим целью моей  работы является изучение педагогических условий нравственного воспитания школьников в связи с новой концепцией модернизации российского образования.  Данной концепцией  образования в качестве приоритетной задачи современной школы определено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, что ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности. Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи.  

    Ставила перед собой следующие задачи:

    1. Изучение теоретического материала по реализации формирования нравственного воспитания младшего школьника через социальную компетентность
    2. Обоснование важности формирования нравственного воспитания ученика  через социальную компетентность.

    Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы теоретического и эмпирического исследования:

    • междисциплинарный анализ философской, педагогической, психологической литературы;
    • синтез, обобщение и интерпретация существующих научных взглядов на проблему формирования социальной компетентности учащихся и роли учебной кооперации;
    • педагогическое проектирование, моделирование, диагностические методики определения уровня сформированности социальной компетентности учащихся, педагогическое наблюдение, анкетирование, экспертная оценка, практическая опытно-экспериментальная работа, математическая обработка результатов исследования и экстраполяция статистически аргументированных закономерностей.

    Объект исследования – младшие школьники.

    Предмет исследования – педагогические условия нравственного воспитания младших школьников.

    Гипотеза исследования – предполагаю, что формирование нравственной культуры наиболее успешно будет происходить в следующих условиях:

    1. В содержание работы учителя будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;
    2. Будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания;
    3. Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности;
    4. Будет использована технология поэтапного формирования нравственной культуры;
    5. Будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование практических умений по этой проблеме;
    6. Будут организованы условия необходимого применения детьми полученных знаний и умений через социальную компетентность.

    Методологическими основами в работе  явились основные теоретические положения, сформулированные в трудах таких ученых, как Л.И. Божович «О нравственном развитии и воспитании детей», Н.И. Болдырев «Нравственное воспитание школьников», А.С. Макаренко «Проблемы школьного советского воспитания», И.С. Марьенко «Нравственное становление личности школьника» и др.

    Этапы работы:

    1. Этап (1 класс) - Теоретический – поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
    2. Этап  (2 – 3 класс) - Практический – выявление активных форм и методов;
    3. Этап  (4 класс) – Обобщение понимания нравственной культуры и применение детьми полученных знаний и умений в социально – значимых мероприятиях.

    Научная новизна исследования – состоит в том, что педагогические условия нравственного воспитания обеспечивают эффективность учебной деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию нравственных качеств школьников, а именно, ответственность, доброжелательность, самостоятельность.

    Практическая значимость исследования – заключается в том, что результаты исследования могут послужить основой для нравственного воспитания младших школьников.

    Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников,  учитывала их возрастные и психологические особенности:

    1) Склонность к игре.  

    2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью.  

    3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

    4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).  

    5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

    Чтоб преодолеть эти особенности,   раскрывала перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, через азбуку морали:

    1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

    2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

    3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

    4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

    5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

    Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.  

    Рассматривая нравственное воспитание младших школьников в учебной и внеучебной деятельности, можно сделать  вывод, что школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, поэтому, я как педагог,  заботилась о выполнении следующих педагогических условий:

    • Опиралась на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности.  
    • Обеспечивала эмоциональную насыщенность общей деятельности, организуя совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.
    • Создавала атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
    • Утверждала радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.
    • Учитывала положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
    • Заботилась о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания».  

    Первостепенной задачей для себя ставила - воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

               Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования. Формирование компетентностей младших школьников является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования и воспитания. Компетентностный подход выступает как основа построения федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения.  
              Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их, поэтому, чтобы понять, как сформировать нравственное воспитание моих учеников через социальную компетентность изучила и использовала аспекты социальной компетентности и способы ее формирования. Формировала  данную компетентность у младших школьников  через урочную и внеурочную деятельность.

    • Как сделать так, чтобы мои ученики были нравственно воспитаны?
    • Как научить детей жить в социуме и при этом развиваться как личность?
    • Как  научить ученика жить согласно принципам, нормам  и правилам морали?

    Наверно только тогда, когда он  поймет, а учитель подскажет, что он нужен обществу.

    Свою педагогическую деятельность строю, ориентируясь на все самое лучшее и ценное в педагогике. Одновременно с этим я веду постоянный поиск новых путей реализации поставленных задач. Использую в повседневной практике идеи и принципы педагогов-новаторов, адаптируя их к своей деятельности.

    Чтоб помочь ребенку понять, в каком направлении он идет, в своей работе использовала следующие методы:

    • Анализ кинопроизведений для повышения уровня социальной компетентности.

    Для обсуждения были использованы  художественный фильм «Чучело» (СССР, 1983), а так же мультфильмы: «Алеша Попович и Тугарин змей» (Россия, 2004),  «Побег из курятника» (Великобритания, 2000),  «Мадагаскар» (США, 2005), «Ледниковый период» (США, 2002).  

    В соответствии с избранными фильмами выстраивались и темы для обсуждения. Наиболее значимыми в просматриваемых кинопроизведениях  были темы «Русский характер», «Патриотизм», «Дружба», «Слова и поступки»,  «Свобода»,  «Жизнь в закрытом изолированном коллективе», «Трудности адаптации к изменившимся условиям»,  «Особенности личности и толерантность», «Индивидуальность»,  «Дружба и предательство», «Взросление», «Ответственность», «Выбор»,  «Ценности личности», «Прощение».

     При самостоятельном просмотре фильмов, прежде дети обращали внимание преимущественно на обстоятельства, препятствующие разрешению проблемы, то после организованного  просмотра и обсуждения кинофильмов учащиеся уже склоняются к поиску возможности самостоятельного разрешения ситуации, что отражает, с одной стороны, более зрелую жизненную позицию, с другой  – более высокий уровень коммуникативных возможностей.

    Методика анализа кинопроизведений действительно способствовала  повышению уровня социальной компетентности младших школьников.  Полученные результаты позволили продолжить исследование возможностей применения методики анализа  кинопроизведений.

    • Уроки социальной жизни”

    На протяжении  учебного процесса в общеобразовательные предметы были включены “Уроки социальной жизни” - это форма специально организованного общения, направленного на развитие социальной и личностной компетентности младших школьников, формирование у них позитивного оптимистичного взгляда на жизнь. Примерное тематическое планирование, основывалось не на возрастном подходе, а на психологической и социальной подготовленности классов.   Были выбраны такие задания, которые   соответствуют социальному опыту учеников   моего класса и будут отображать проблемы, которые существуют  в классе.  Для решения проблем выбора   необходимо показать ученикам весь спектр той или иной проблемы. В названиях  выделила 6 приоритетных “полюсных” тем:

    1. “Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?”
    2. “Любить или ненавидеть?”
    3. “Дружить или ссориться?”
    4. “Верить в успех или надеяться на удачу?”
    5. “Стремиться к цели или ждать чуда?”
    6. “Творить добро или разрушать то, что сделали другие?”

    Используемый материал часто не являлся субъективно новым для ребенка, однако новой являлась цель обращения к нему. Этот прием позволяет одновременно, и опираться на опыт ребенка, и обогащать его “социальным знанием”. Нужно помнить, что социальная компетенция формируется на основе имеющегося опыта.

    • Праздник, как форма социальной адаптации детей и взрослых.

     Праздники прекрасно социализируют детей и взрослых. Каждый класс должен иметь свои праздники, как стандартные, так и уникальные. Такие праздники проводились в моём классе:  Праздник Дружбы народов. Праздники к 8 Марта и 23 февраля.  День Матери. Праздник Юмора. Праздник Земля – наш общий дом. Праздник Встреча нового года. Праздник Прощание с букварем. Праздник Всемирный день птиц. Праздник День знаний и др.

    Праздники - это мосты от нас к детям и наоборот, они дают ощущение счастливости. Только одержимые светлыми мыслями и делами люди способны делать обыденную жизнь праздничной, преображать будни в праздники.

    • Профилактика детского травматизма, как составляющая процесса формирования  социальной компетентности воспитанников.

    Проводя профилактику травматизма, недостаточно просто проводить инструктаж учащихся. Важными аспектами также являются информированность воспитанников о видах травм и их последствиях, обучение способам оказания доврачебной медицинской помощи, способам безопасной организации своего досуга. Поэтому, проводя профилактику в таком аспекте, большой акцент делается на формировании личности ребенка, развитии у него как жизненных навыков, так и личностных качеств: ответственность, аккуратность, правопослушность. Тем самым, главной целью профилактики травматизма становится формирование социальной компетентности и личностное развитие ребенка.
         
    Формами работы в данном направлении могут быть как комплексная программа, так и краткосрочные занятия.

    • Предметная деятельность,  как основа формирования социальной компетентности.

    Содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт, осваиваемый учеником в собственной деятельности.  Важным  всей педагогики,  является   отслеживание результата деятельности как воспитанника, так и педагога,   и учреждения в целом. Традиционно в качестве таких результатов выступают: достижения детей (педагогов, учреждений) в их количественном выражении (количество наград, побед, призовых мест); суммарное разнообразие видов деятельности, в которых участвует воспитанник или которые предоставляет учреждение. Весомее сумма – выше качество. Сегодня эта точка зрения уже начинает трансформироваться, прежде всего, в рамках компетентностного подхода в образовании.  

    Проходя через такую деятельность, воспитанник становится личностью - человеком, владеющим механизмом социокультурной деятельности и ценностями, т.е. способным к персонализации.  Для реализации этой цели был создан   клуб «Югорский Эрудит». Данная программа заняла 1 место во Всероссийском конкурсе Элита Российского Образования в номинации «За успехи внедрения инновационных проектов и программ в области выявления, развития и поддержки талантливых и одаренных детей – 2012» .  

    Целью работы клуба является создание условий для одаренных детей,  осознанного формирования индивидуального мировоззрения.  Клуб  имеет разные задачи:

    • культурно-образовательные,
    • ценностно-ориентационные,
    • социально-досуговые,
    • деятельностно-коммуникативные.

    Все они реализуются в предметной деятельности. Для успешной реализации этой деятельности, а следовательно, и для успешного выполнения поставленных задач, участникам  клуба необходимо овладеть набором компетенций, т.е. определенным алгоритмом действий, которые формируются на предметной основе / литературное чтение, окружающий мир, риторика, театр, математика, русский язык/, но постепенно приобретают универсальный характер.   Показателем результата деятельности воспитанника клуба является их престиж в социуме.  

     Тем самым  видно, как и за счет чего расширяется сфера социальной компетентности воспитанника  клуба определенной предметной деятельности, повышающая степень его социализации, адаптации в обществе, в тех непосредственных общественных и государственных условиях и учреждениях, с которыми сталкивается человек, одновременно формируя нравственное воспитание.

    • Проектная деятельность, как фактор формирования  социального опыта младшего школьника.

    Федеральный  компонент нового  государственного стандарта  выделяет одну из главных  целей начальной школы – развитие личностных качеств  и способностей  обучающихся  должно опираться на приобретённый ими опыт практической деятельности.    Социальный опыт при этом выступает как  необходимое звено успешной социализации  обучающихся. Накопление социального опыта проявляется в действиях, поступках, взаимодействии и деятельности.

      Проектная  деятельность гармонично  вписывается в классно-урочную деятельность, дополняет её и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками  урока.         

     Опыт – новообразование  ребёнка, и   его  возможно сформировать  только через  индивидуальную работу с каждым  учеником. В формировании  этого опыта    помогает  такая форма  деятельности как  коллективный социально – значимый проект, результат  которого  складывается  из познавательной, исследовательской, творческой, трудовой  деятельности  каждого ребёнка. Мой первый  опыт  таких проектов  назывался «Мы в ответе за тех, кого приручили»  и «Сохраним водный мир Югры» .

    • Формирование социальной компетентности у детей  младшего школьного  возраста через сотрудничество  ОУ с семьей

     Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» в ст.18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Я считаю, что это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

    Для работы с родителями учащихся класса мною были поставлены следующие цели:

    • Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «школа – семья».
    • Создание условий через сотрудничество с семьёй для формирования у детей социальной компетентности.
    • Обогащение развивающей среды социально-значимыми объектами.

    Определены задачи:

    • Организация системного подхода по информированности родителей в вопросах обучения и воспитания детей.
    • Обогащение процессов общения между детьми и взрослыми, между родителями и воспитателями.
    • Сохранение физического и психологического здоровья детей.

    Запросы, интересы, пожелания родителей, касающиеся вопросов здоровья, воспитания, образования детей, изучались при помощи анкетирования родителей. Изучив анкетные данные, был составлен план работы с семьёй. Направления в работе менялись с возрастом детей и потребностями родителей.

    Направление работы определило форму работы с семьёй: круглый стол, деловая игра, диспут, консультация, беседа, родительское собрание, вечера-развлечения.   решение проблемных педагогических задач, тестирование, досуговые формы общения детей и взрослых, вечер вопросов и ответов.

    Но какая бы форма не применялась, обязательно должен быть взаимный контакт и сотрудничество между учителем и родителями, между учителем, родителями и детьми. Должен идти творческий процесс, во время которого каждая из сторон получает ответы на интересующие вопросы и уходит  с ясной для себя целью.

    План работы с родителями я составляла в перспективе на учебный год. Это давало возможность родителям определиться в выборе посещения того или иного занятия . 

             Активные методы сотрудничества с семьёй:  

    - Университет  для родителей. С родителями детей   была организована работа, где   решались задачи:

    • по приобретению родителями педагогических знаний о развитии детей,
    • по информированности родителей об особенностях психологического и физического состояния детей в период адаптации в 1 классе (велись индивидуальные дневники наблюдения),
    • по обмену родительским опытом по воспитанию детей,
    • по вовлечению родителей в развивающее педагогическое пространство,
    • по привлечению к участию их в повседневной жизни школы.

    - Родительские собрания.

    Посейте поступок – пожнёте привычку,
    посейте привычку – пожнёте характер,
    посейте характер – пожнёте судьбу
    У.Теккерей

     Считаю это высказывание главным руководством в воспитании детей. Учитель и родители должны быть единомышленниками в этом важном деле. Главное – это сотрудничество. Работу с родителями строю на принципах взаимопонимания, доверия, создания в коллективе детей и родителей атмосферу добра. Я считаю, что роль классного руководителя – это роль объединяющей силы и поддержки, как для детей, так и для родителей. Чтобы стать такой поддерживающей силой, нужно непрерывное и искреннее общение. Осуществлению такого общения способствуют родительские собрания.

    В моей системе воспитательной работы обязательным условием является проведение четырех родительских собраний. Первое проводится в начале учебного года, на котором  педагог  знакомит родителей с задачами воспитания и развития детей на предстоящий год. Второе, третье и четвертое в конце каждой четверти,  где подводятся итоги по достигнутым успехам детей.  Данная система работы с семьёй имеет большие преимущества:

    1. Родители являются первыми педагогами своих детей, поэтому работа выстраивалась с учётом индивидуальных особенностей развития личности ребёнка.

    2. ОУ – помощник, добрый советчик и мягкий корректировщик для семьи в вопросах физического, социального и психологического развития детей.

    3. Родители принимают активное участие в «жизни» класса и ОУ. Проявляют инициативу по созданию развивающей среды класса.

    Считаю, что при работе с родителями важны личностные отношения. Родители могут прийти в школу, позвонить домой и поделиться своими проблемами, обсудить какие-то дела. Никогда не отказываю в помощи и поддержке, всегда стараюсь помочь.

                 Портфолио ученика. Для фиксации динамики социальной компетентности у школьников я применяла   следующие формы:
    – совместно с детьми оформили индивидуальные «Портфолио успеха» /26 учащихся имеют Портфолио/;
    – проводила диагностику продуктов деятельности детей в конце каждой четверти на классном часе.

    Нужно помнить, что социальная компетентность определяет весь жизненный путь школьника.

    Результативность работы

    Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебно – воспитательной деятельности.

    Цель  работы заключалась в изучении и совершенствовании нравственных качеств учащихся начальной школы в учебно-воспитательной деятельности и состояла   из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

      На констатирующем этапе   были поставлены следующие задачи:

    1. Определение изначального уровня нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей
    2. Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений.
    3. Определить степень эффективности  педагогических условий в процессе формирования нравственных качеств в ходе урочной и внеурочной работы.

    Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся начальной школы методами  исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование.

    Опрос. Данные анкетного опроса учителей и родителей учащихся выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы. Так, абсолютное большинство опрошенных (96 %) оценили её как актуальную (36 человек – родители учащихся 1 В класса и учителя начальной школы). В формировании ценностных ориентаций, существенную роль играют идеальные личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей.     Анкетирование учащихся 1 - х классов (72 человека) показало, что такими идеалами у младших школьников являются:

    34%  уч-ся

    родители и ближайшие родственники

    25 %  уч-ся

    преуспевающие бизнесмены и предприниматели

    18 %  уч-ся

    учителя

    19 %  уч-ся

    герои литературных произведений и фильмов

    12 % уч-ся

    друзья и знакомые

    Опрос. Затем выявила степень интереса младших школьников к нравственной проблематике. Для этого использовала методику М.Рокича, модифицированную Е.Ф.Шубиной. Значительная часть детей дали высокую оценку ценностям социального характера таким, как  удачная учеба, бизнес, богатство (в среднем около 60%). Более низкую оценку получили такие нравственные ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие и т.д. (в среднем около 40%). В ходе  работы были также применены методики Н.Е.Щурковой, по которым определялось, какими качествами, по их собственной оценке, обладали школьники.  

    45%

    уч-ся

    считали себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения.

     30%

    уч-ся

     не смогли ответить, считают ли они себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения.

     25%

    уч-ся

    не считают, что они должны строить свои отношения на принципах взаимоуважения и изменять своё отношение к людям.  

     О нравственном отношении узнавала по оценочным суждениям школьников  о поступках другого человека, о  своих  поступках,  а  также  по  особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

    Опрос. Для этого на первом этапе учащимся 1 В класса было предложено ответить на вопросы, с целью проверки знаний о таких нравственных нормах как доброжелательность и ответственность.

    • Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?
    • Как обычно ведет себя ответственный человек?
    • Как обычно ведет себя безответственный человек?
    • Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?
    • Как обычно ведет себя доброжелательный человек?
    • Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

    Анализ ответов  показывает, что нравственные знания неоднозначны . В  1 В классе, прежде всего хочется выделить ответы, которые свидетельствуют о том, что школьники   неправильно понимают содержание данных моральных норм. Так, при характеристике ответственности человека, среди ответов  встречаются такие суждения: “Ответственный человек – это тот, кто отвечает, когда спрашивает учитель”. Показатель того, что  ребенок имеет относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть. В ситуации морального выбора, ребята обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме. Основываясь на вышесказанном,  выделяются в классе  школьники   с низким уровнем нравственного опыта. В  1 В классе составило  30%.

    Далее, из оставшейся выборки выделяются учащиеся, у которых знания, отношения и способы поведения данных моральных норм отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем нравственного опыта. Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка.

    Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта.

    В результате проведенного анализа,  выделяю данных учащихся  в группу со средним уровнем знаний нравственных норм. Она составляет 60%  в 1 В классе.

    Оставшиеся  ребята образовали самую немногочисленную группу с высоким уровнем знаний нравственных норм, их содержания и способов поведения  - 10 % в 1 В классе. Все проявления нравственных знаний у  этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм. Для нравственных отношений  ребятам  этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм. На основе сказанного выделяю  этих учащихся в отдельную группу с высоким уровнем нравственного опыта.

    Уровневая таблица показателей нравственного опыта.

    30%

    уч-ся

    низкий уровень  нравственного опыта

    60 %

    уч-ся

    средний уровень знаний нравственных норм

    10%

    уч-ся

    высокий уровень знаний нравственных норм

    На основе полученных результатов был сделан вывод о недостаточной степени развития у школьников 1 «В» класса нравственных качеств. Проведённое   ранжирование основных причин недостаточного уровня сформированности составило следующий ряд убывания:

    • недостаточно высокий уровень использования возможностей нравственного воспитания  на уроках и во внеурочное время,
    • недостаточная разработанность методической базы;
    • недостаточная подготовленность педагогов к работе в этом направлении.

    Динамика развития нравственного опыта учащихся с 1 по 3 класс.

    Диагностика сформированности нравственной воспитанности учеников 1 «В» класса  включает в себя 3 пункта:

    - Метод ранжирования.

    - Диагностический метод «Работа над ошибками».

    - Метод диагностической ситуации «Эксперимент»

    Метод диагностики «Метод ранжирования»

    Учащиеся получили анкету с заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный».

     Обработав данные анкеты, стало понятным, что по результатам 1-ого замера одна группа детей главным качеством человека  выбрали «честный» и «умный» - 11 ч.  Вторая группа учащихся определили для себя главными качествами человека – культурный, веселый – 6 человек. Выбор детей объясняется тем, что дети, поступившие в 1 класс, имели разный уровень нравственных навыков.  

    1-й замер (3 четверть 1 класса, 25 ч.)

    1 группа – 15 ч.

    1 место

    Честный, умный

    2 место

    Справедливый, культурный

    3 место

     Веселый, нарядный, модный

    2 группа – 10 ч.

    1 место

    Культурный, веселый

    2 место

    Справедливый, честный, умный

    3 место

    Нарядный, модный

    Аналогичные замеры проходили во 2 и 3 классах.

    2 замер (1 четверть 2 класса, 26 ч.).

    1 место

    Умный, а затем честный

    2 место

    Справедливый, а потом культурный

    3 место

    Веселый, нарядный, модный

    3 замер (1 четверть 3 класса, 26 ч.).

    1 место

    Умный, а затем честный

    2 место

    Справедливый, а потом культурный

    3 место

    Веселый, нарядный, модный

    Главным качеством человека ученики выбрали «умный», затем «честный», далее «справедливый» и «культурный», на 3 месте уже «веселый», «нарядный», «модный». Анализируя данные 2-го и 3 - го замеров, виден четкий «отпечаток» учебной деятельности. Главное - быть умным. «Умный» равнозначно отличнику. Умного ученика больше хвалит учитель, значит, он нравится взрослому. С ним все хотят дружить. Отвечая на уточняющий вопрос: «Почему главное качество человека — умный?», многие дети говорили, что умный человек должен быть и культурным, и честным, и справедливым.

     Сравнивая данные 1-ого, 2-ого и 3 - его замеров в целом, видно, что в 1 классе (1 замер) детей, имеющих низкий уровень нравственной воспитанности было10 ч., а спустя 2 года, после проделанной работы по формированию нравственности у младших школьников, получились следующие результаты в 3 классе:

    0 уч-ся

    низкий уровень

    12 уч-ся

    средний уровень

    14 уч-ся

    высокий уровень

    Метод диагностики «Работа над ошибками».

    Смысл этой диагностики заключался в следующем: детям был прочитан текст, в котором содержалось 5 ошибок. Дети должны были отыскать эти ошибки и записать их количество.

     Текст: 

    «Елена Николаевна объясняет ребятам правило сложения. В это время открывается дверь. В класс вбегает запыхавшийся, разгоряченный Федя.

    - Я встретил Витю. Мы вместе ходили в детский сад. Витя учится в 1 «Б». А я и не знал. Вот здорово!

    -Садись, Федя, - сказала Елена Николаевна и нахмурилась. - Сейчас ты допустил несколько ошибок». Сколько?

    Ошибок выделено 5:

    1. Само опоздание. Опаздывать невежливо.

    2. Надо постучаться и спокойно войти.

    3. Извиниться и попросить разрешения сесть на место .

    4. Тихо приготовиться и начать заниматься.

    5. О встрече друга рассказывать на перемене.

    1-й замер был произведен во 2 четверти 1 класса, когда дети еще только привыкали к правилам поведения в школе. Поэтому был получен довольно низкий результат. Нашли мало ошибок. Низкий уровень - 5 человека, средний уровень - 15 человек, и только 4 человека смогли сразу найти все ошибки (высокий уровень). Во второй четверти 3 класса результат резко возрос. Низкий уровень - 0, средний уровень - 12 человек, высокий уровень - 14 человек.  

    Уровень/Замер

    1 класса 2 четверть

    2 класс 2 четверть

    3 класс 2 четверть

    Н.у.

    5

    2

    0

    С.у.

    15

    9

    12

    В.у.

    4

    14

    14

           Такой резкий скачок результатов можно объяснить тем, что уже первичный разбор текста дал четкое определение ошибок. Во- вторых, посещая школу, некоторые дети опаздывают, и им приходилось быть в роли опаздывающего, а классу в роли зрителя и даже судьи. Неоднократно повторявшаяся ситуация, выработала у учеников «навык» разрешения этого конфликта.

    Как видим, теоретические знания нравственных проблем у младших школьников данного класса довольно хороши. Но какова ситуация на практике мы увидим из 3 - ей диагностики.

    Метод диагностики «Диагностическая ситуация»

    Перед учащимися была поставлена проблема морального выбора.  «По дороге в столовую ученик находит 2 монетки по 5 рублей. Довольный находкой ребенок подходит к буфету, но замечает плачущего сверстника, который спрашивает его, не находил ли он монеток, которые ему  дала мама на булочку и потерянных где-то поблизости».

    Возможные варианты ответов (поступков детей):

    1. Нашедший деньги сказал: «Ты словно Маша - растеряша, не будешь деньги терять!»- и не отдал деньги.— 0 баллов.

    2. Первый ученик отдал второму 1 монетку, а другую оставил себе —1 балл

    3. Первый ученик отдал обе монеты, но сказал: «Скажи всем,  что это я нашел и вернул тебе деньги» — 2 балла

    4. Первый ученик отдал монетки и сказал: «Не плачь! Вот твои монетки, ты обронил их на лестнице» —3 балла.

    Для чистоты эксперимента проводилось разыгрывание сценки во время урока, исключив при этом возможность нахождения монеток другими учениками школы. Наблюдение за реакцией и ответами детей велось незаметно для них самих, со стороны, чтобы дети не чувствовали «морального давления» взрослых. Эксперимент проводился в течение месяца. Провела три замера (1 класс - март, 2 класс – ноябрь, 3 класс - ноябрь).  

    Уровень/Замер

    Март  

    1 класса

    Ноябрь  

    2 класс

     Ноябрь

    3 класса

    Не отдам деньги, а заберу себе, потому что я нашел их, а другой пусть их не теряет.

    1 ч.

    0 ч.

    0ч.

    Поделю поровну. Одну монетку себе, а другую хозяину.

    2 ч.

    1 ч.

    0 ч.

    Отдам деньги, но попрошу всем сказать, что это я нашел их.

    3 ч.

    0 ч.

    1ч.

    Отдам их тому, кто потерял.

    18 ч.

    24 ч.

    26 ч.

    Высокий уровень сформированности сопереживания другому человеку, показали в 1 классе - 18 человек, а во 2 классе – 24 ч., в 3 – ем классе – 26 человек. Динамика роста нравственной воспитанности (+8). Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.

    Вывод:

    Считаю, что одно их направлений формирования нравственного воспитания младших школьников в учебной и вне учебной деятельности можно осуществлять через    социальную компетентность (политическая и социально-экономическая, социально-коммуникативная, поликультурная, информационная, индивидуально-личностная) младшего школьника.  При этом данная компетентность мною осуществляется через: диспут, дискуссию, диалог, обсуждение, коллективное сотрудничество, самооценку, взаимооценку, выдвижение идей, мозговую атаку, коммуникативное взаимодействие, этические беседы, чтение и анализ этических рассказов, коллективное обсуждение, положительный пример, изучение национальных промыслов и традиций, посещение музеев, выставки, экскурсии, акции милосердия, семейные и национальные праздники, конкурсы, сбор и анализ информации, представление результатов, создание газет, презентации, КТД, спортивные мероприятия, интеллектуальные и творческие конкурсы, тематические декады, недели  по ПДД и  ПЖБ.

    Для себя я поняла, что проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества /социализации/. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества. Значит, задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

    Таким образом, направленная и систематическая работа по формированию социальной компетентности у детей школьного возраста определяет общественную направленность личности ребенка, формирует у него активную жизненную позицию и, что чрезвычайно ценно, позволяет успешнее осуществлять в школьном возрасте нравственное    воспитание, формировать мировоззрение.  

    Для того,  чтобы четко понимать, как можно формировать нравственное воспитание у младшего школьника через социальную компетентность и была проделана данная работа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

    Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

    Опыт работы по духовно - нравственному воспитанию младших школьников

    Статья Опыт работы по духовно - нравственному воспитанию младших школьников"...

    Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

    Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

    Формирование нравственного воспитания младших школьников в УВП через социальную компетентность.

    Целью работы является изучение педагогических условий нравственного воспитания школьников в связи с новой концепцией модернизации российского образования....

    Нравственное воспитание младших школьников как социально-педагогическая проблема

    Труд, образование, организация досуга,семейно-бытовые отношения, все это должно быть вплетено в реальный процесс совместной жизнедеятельности людей, поэтому нравственное формирование человека начинает...