Опыт работы по духовно - нравственному воспитанию младших школьников
статья по теме

Жидкова Вера Николаевна

Статья Опыт работы по духовно - нравственному воспитанию младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhidkova_cherlak.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жидкова В.Н., учитель начальных классов

 МОУ «Черлакская СОШ №2»

Опыт работы по духовно – нравственному воспитанию младших школьников.

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных стандартов общего образования нового поколения. Введение стандарта – это комплекс мероприятий, реализация которых позволит решить вопросы воспитания подрастающего поколения. Главная  миссия образования сегодняшнего дня, заложенная в идее стандартов  – воспитания успешных граждан России на основе приобщения новых поколений к культурным, духовным и нравственным ценностям российского народа.

Воспитательный потенциал реализуется в рамках  основной общеобразовательной программы,  одним  из приоритетных направлений которой  является ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО  РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.   Цель и задачи данной программы формулируются,  достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций, детских общественных объединений. Работа в этом направлении нашей школе  ведется на протяжении нескольких лет, с 2004 года реализуется программа «Православная культура».

    Православная культура как образовательная область обладает высоким  воспитательным потенциалом духовно-нравственного воздействия на личность школьника, знакомит его с историко-культурным опытом народа, его духовными традициями.

       Работая в рамках программы, мы пришли к пониманию того, что необходимо пересмотреть цели и стратегию воспитания, выстроить воспитательную систему школы, класса, основанную на традициях Святой православной Руси, приобщая ребенка к русской культуре, т.е. выстраивая стратегию воспитания в соответствии с православным мировидением.

           Хотелось бы представить опыт  работы с детьми младшего школьного возраста, организованной нами на базе МОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» в рамках программы духовно – нравственного воспитания младших школьников «Росток».
      В программе выделяются система направлений в русле социокультурной деятельности.

Первое из них - образовательно-познавательное - ориентировано на освоение ребятами различных форм культурно-досуговой деятельности, на выбор одного из видов занятий, на участие в коллективно-творческих делах, на создание и расширение пространства дополнительного образования детей.       Важным здесь является согласованность в действиях всех субъектов образовательного процесса: специалистов, работников библиотек, настоятеля местного прихода, родительской общественности, через организацию совместных творческих занятий познавательного характера. Этому способствуют: проведение игр-путешествий, конкурсов, экскурсий, поездок, часов общения. Большая роль здесь учреждений дополнительного образования детей: районного Дома Творчества.  Ребята класса охотно принимают участие в районных мероприятиях, организованными  руководителем кружка «Воскресенье», принимают участие в областных «Рождественских посиделках», где стали Лауреатами.  Сотрудничество продолжается,  и мы часто планируем совместные мероприятия.

    Стали традиционными мероприятия   конкурсы,  часы общения посвященные календарным православным праздникам, где принимают активное участие родители, отец Михаил, настоятель Свято - Никольского прихода,. Самыми запоминающимися мероприятиями стали такие классные часы, как  «Егорьев день», «Праздник праздников», «Рождество Богородицы», «Воины земли русской», «Твой ангел – хранитель», «Масленица».  На этих часах общения ребята знакомятся не только с православными праздниками, но и узнают народные традиции, ритуалы, обряды.

Современными и,  на мой взгляд  эффективными формами  являются:

  1. участие школьников  в телекоммуникационных проектах. В рамках участия в областном проекте «Сильвестровский меридиан»  6 ребят  класса стали победителями и призерами.  
  2. защита и реализации   социальных проектов. Ребятами моего класса были представлены Проекты «Озеленение строящегося православного храма», и «Родники Черлака» которые  получили  высокую оценку на районном конкурсе социальных проектов в районе в рамках всероссийского конкурса «Я гражданин России».
  3.  Исследовательская деятельность.  Работы учащихся представлены  на муниципальных и региональных  научно – практических конференций. Исследования: «Нетрадиционные религиозные организации , действующие на территории Черлака», и «Молитва на войне»
  4. участие  в олимпиадах по православной культуре, за все это время мои обучающиеся становились победителями на районном уровне и принимали участие  в региональных.

       Культурно-творческое направление предполагает приобщение ребят к эстетической культуре. Используются различные традиционные и нетрадиционные формы проведения часов общения: литературные гостиные, где ребята знакомятся с творчеством православных поэтов, стихами русских классиков;  музыкальные часы,  на которых мы слушаем классическую музыку, церковные песнопения, хоровое исполнение православных песен; творческие встречи с работниками сферы искусства, коллективно-творческие дела,  принимаем участие во всероссийских  творческих конкурсах .  Конкурс «Святители земли русской» принес победу двум ученицам, на который они представили  рисунки и сочинения.

   Реализация оздоровительного направления  деятельности учащихся осуществляется путем организации системы  работы с использованием разнообразных форм зарядки, спортчасов, походов, игр и эстафет, спортивных конкурсов и соревнований и др. Хорошую помощь при работе в этом направлении оказывает районный центр реабилитации, который  ребята посещают с огромным желанием.

      Духовно-нравственное воспитание детей не будет успешным, если в него не будет вовлечена семья. Именно семье принадлежит воспитательная функция – важнейшая в формировании нравственного облика и мировоззрения человека. В семье формируется круг интересов и привязанностей человека, здесь он возрастает как личность, через призму семейного мировосприятия он постигает мир.

      Программа предусматривает тематические родительские собрания, на которых мы  рассуждаем на предложение темы, смотрим видеофильмы, беседуем.

       Работа духовно – нравственного воспитания детей ведется по программе  в течение учебного года, а в летнее время дети видят вокруг себя жизнь, которая далека от соблюдения тех заповедей, о которых они слышали на уроке, на часах общения. Хорошо, если ребёнок в таком случае не вырастет лицемером, практикующим двойную мораль. Но, в любом случае, подобная ситуация может привести к тяжёлому душевному и духовному кризису.

        Одним из путей решения непрерывности  духовно-нравственного воспитания является продолжение работы по «Основам православной культуры» в летнее время в новой для детей форме.

     С этой целью была разработана программа, по духовно-нравственному воспитанию детей в школьном летнем лагере дневного пребывания. Реализация этой программы помогла ребятам не только получить новые знания, но и создала во время их летнего отдыха атмосферу любви, взаимопомощи, терпения, поддержки, добра. У нас появилась возможность чаще бывать в храме, где  приходской священник  проводил экскурсии, объяснял смысл и значимость  церковных служб, беседовал с ребятами об их проблемах.

        Усилило эффект духовно-нравственного воспитания школьников экологическая практика, заключавшаяся в разумной организации среды обитания, в освоении природного окружения, а также общее оздоровление организма в естественных условиях. С этой целью организовывались физкультурно-оздоровительная деятельность в виде народных игр и забав, спортивно-художественных мероприятий, конкурсов.

        Мы убедились, что программа решает актуальную проблему приобщения детей к национальному наследию России; рассматривает проблему воспитания любви и привязанности к Отечеству, родной земле, ее святыням, культуре, прошлому и настоящему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по духовно – нравственному воспитанию младших школьников .

« Человек без духовной жизни не существует. От качества, содержания,  направленности духовной жизни  по сути своей должно зависеть качество самой личности человека»....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОРК и СЭ

Аннотация:  В статье представлен опыт работы учителя начальной Школы-интерната № 9 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД». Рассматривается сущность духовно-нравственного воспитания младш...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...