доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Шарай Елена Валерьевна

Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mmo.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».

«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь»
(Старинная китайская поговорка)

Слайд №1

 Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

 Первые проекты дети готовят под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.

Исследовательская и проектная                      деятельность создает условия для развития познавательной активности обучающихся, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей, формирует потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретать опыт практической деятельности в различных сферах.

Слайд №2

Проектная деятельностьэто самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших 

целей образования является: 

-способность самостоятельному мышлению;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;  

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Учебная исследовательская деятельность – это организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается процесс деятельности учащихся, связанный с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Исследовательские умения— это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.

 

Чтобы развить у детей исследовательские навыки необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;


ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять по изучаемой теме, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования;  представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта.

Слайд №4

Виды учебных исследований подразделяются :

  • по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
  • по месту проведения: урочные, внеурочные;
  • по времени: кратковременные или долговременные;
  • по теме: предметные, свободные.

Слайд №5

Процесс реализации исследовательской деятельности.

Состоит из 5 этапов

Этап 1.

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой.

– анализ полученных результатов;

– формирование групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

Этап 2.

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Этап 3.

Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

Этап 4.

Оформление учащимися  выполненных исследований, работа на компьютерах в школе.

Этап 5.

Итог исследовательской работы – это участие в научно-исследовательских конференциях для учащихся начальной школы.

 Проектный метод направлен на:

• Развитие критического мышления

• Развитие творческого мышления

• Умения работать с информацией

• Умения работать в коллективе;

• Владеть культурой коммуникации.

 

 Проект – это “шесть П”:

1.Проблема

2.Проектирование (планирование) 

3. Поиск информации

4. Продукт

5.Презентация.


Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Слайд №6


Этапы работы над проектом:


1. Поисковый

-Определение тематического поля и темы проекта.

-Поиск и анализ проблемы.

-Постановка цели, задач проекта.

2. Аналитический

-Анализ имеющейся информации.

-Сбор и изучение информации.

-Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности).

-Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

-Анализ ресурсов

3. Практический

-Выполнение запланированных технологических операций.

-Текущий контроль качества.

-Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

4. Презентационный

-Подготовка презентационных материалов.

-Презентация проекта.

-Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).

5. Контрольный

-Анализ результатов выполнения проекта.

-Оценка качества выполнения проекта.


 Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги :

1. Постановка проблемы проекта.

2. Тема проекта.

3. Цель проекта.

4. Задачи проекта.

5. Гипотеза( с 4 класса).

6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).

7. Продукт проекта.

8. Выводы (итог).

Слайд №7

Виды проектов.

 

 

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет «большое количество видов и разновидностей» (по Сергееву И.С.)

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

 

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.

 

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

 

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.  

Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.  

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
  • Деловая игра.
  • Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
  • Диалог исторических или литературных персонажей.
  • Игра с залом.
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
  • Научная конференция.
  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Пресс-конференция.
  • Путешествие.
  • Реклама.
  • Ролевая игра.
  • Соревнования.
  • Спортивная игра.
  • Заочная экскурсия.

 

 

Работа над проектной деятельностью  предусматривает поэтапное вхождение учащихся в данный вид деятельности. Например:

1 кл. – подготовительный этап: участие детей в наблюдении, экспериментах, знакомство с планом, фиксировании промежуточных результатов.

2 кл. – работа со справочной литературой, совместное составление плана, выступление по готовому плану, самостоятельные выводы.

3 кл. – учатся самостоятельно выявлять единство с темой, целью, задачами, и результатом проекта.

4 кл. – это самостоятельная работа ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е. получение конечного результата, но под руководством учителя.

С 1 класса некоторые проекты носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Во 2 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что интересует больше всего?

- О чём хочешь узнать больше?

Демонстрация проектов и исследовательских работ

Слайд № 29

Работа над проектом позволила формировать такие естественнонаучные компетенции как, научное объяснение явлений, применение методов естественнонаучного исследования, анализ полученных данных, оценка результатов.

        Практико-ориентированные задания позволяют  формировать естественно-научные компетенции, основы функциональной грамотности, повышают мотивацию при изучении предмета.

Слайд №30

«Мои ученики будут узнавать новое

не от меня.

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача – помочь им раскрыться

и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци


Список использованной литературы

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1.

2.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия/ Москва, Просвещение – 2011.

3.Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2004. С. 21 – 22.

4. Герасимова И.В. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников. 2001. № 1. С. 45.

5. Давыдов В.В. Исследовательская деятельность как основа обновления содержания образования. М.: Дело, 2002. С. 66.

6. Данилов М.А., Есипов Б.П. Педагогический словарь. М.: Прогресс, 2001. С. 511. Т.2.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная концепция. М.: Ось-86, 2008. С. 62.

8. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 130.

9. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе / Пособие для учителей. – Феникс, 2003.

10. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2003. 286 с.

11. Молибога А.Г. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе». М.: НТА «АПФН», 2003. С. 118 – 124. Т. 1.

12. Огурцова Н.С., Тарабуева М.В. Формирование исследовательской культуры у младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 9. С. 48 – 51.

13. Савенков А.И. Путь к одаренности. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. СПб.: Питер, 2004. С. 34.

14. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия развития, 2005. 364 с.

15. Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общ.ред. к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 60 – 66.

16. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство: ЗАО «Издательский дом «Федоров», 2008. С. 23 – 27.

17. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Томск: Изд-во ТГУ, 2007. 68 с.

18. Середенко П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. 208 с.

19. Скобенко Л. Д. Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1102 – 1105.

20. Усова А.В., Беликов В.А. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования. М.: Республика, 2005. С. 55.

21. Усова А.Н., Бобров А.А. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18 – 23.

22. Ушачев В.П. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 53.

23. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.

24. Шумакова Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2011.

25. Шумакова Н. Б. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение . // Москва, Просвещение, 2014.

26. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.

27. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.

28. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...

Доклад " «Формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся через включение в проектную деятельность»

Доклад содержит  в себе информацию о формировании  ключевых образовательных компетенциях обучающихся через включение их в проектную деятельность....

Опыт работы по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников в образовательной деятельности

Текст выступления на межмуниципальном семинаре-практикуме для учителей северо-западного образовательного округа Курганской области....

Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

Подход к естественнонаучному образованию младших школьников  в современных условиях. Пути сотрудничества с педагогами дополительного образования для более продуктивной работы с обучающимися. Мето...

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...