Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.
статья по окружающему миру

Ходкова Татьяна Владимировна

Подход к естественнонаучному образованию младших школьников  в современных условиях. Пути сотрудничества с педагогами дополительного образования для более продуктивной работы с обучающимися. Методы работы для повышения естественнонаучных знаний учащихся. Один из приёмов критического мышления - "Кубик Блума".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvennonauchnaya_gramotnost.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте.

Подход к естественнонаучному образованию младших школьников претерпевает значительные изменения прежде всего в воспитательной и развивающей значимости.

Почти два года назад мои ребята писали Всероссийские проверочные работы. Общий показатель по классу был высокий. Но анализируя работы пришла к такому выводу: что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, а вот выстроить логическую цепочку, проанализировать полученный результат в опытах, сделать предположение у учеников вызывают трудности. В связи с этим передо мной встал вопрос: как сформировать естественнонаучную грамотность у своих учеников.

Здесь выявляется ещё одна трудность – в классе находятся дети с разным уровнем познавательной активности. Ученикам с низким уровнем больше требуются игровая деятельность, ученикам со средним уровнем необходима постоянная помощь, а с высоким уровнем – необходимы задания повышенной сложности.

Чтобы организовать более продуктивную работу, я стала сотрудничать с педагогами дополнительного образования в Дворце творчества детей и молодёжи, что способствовало гармоничному соединению трёх равнозначных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Ведь одна из главных задач образования – раскрыть и развить лучшие стороны ученика. А это можно осуществить только в свободной обстановке, привлекая других преподавателей образовательного процесса.

Именно взаимодействие с педагогами дополнительного образования помогает использовать всё многообразие этой системы и способствует расширению познавательных, творческих способностей своих воспитанников во внеурочное время, стимулирует их самоопределение, саморазвитие и самовоспитание. Занятия на внеурочной деятельности с привлечением педагогов дополнительного образования дают возможность ребёнку сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребёнка.

Так с предыдущим классом мы начали исследовательскую работу «Наблюдение за воздействием человека на природную среду пришкольной территории». Первые шаги в этой работе ребята сделали в 1 классе. Они были неуверенные, стеснялись. Продолжали эту работу все четыре года. И в 4 классе уже выступали на международной конференции. Их работа была напечатана в сборнике этой конференции.

С привлечением педагогов дополнительного образования появляется возможность проявления нераскрытых талантов. Участвуя в различных конкурсах, у ребят проявляются художественные и литературные способности, развивается усидчивость, внимание, целеустремлённость, появляется желание довести начатое дело до конца, желание узнать больше чем даёт учебник. Например, участвуя в городском конкурсе «Исчезающая планета», «Птицы России» , «Шесть континентов под одной крышей» ребята не только узнают новое о животных, но и учатся работать с литературой, отличать виды животных друг от друга, проявляют свои художественные качества, проявляют литературные таланты ( к рисункам надо написать рассказ или сказку). Участвуя в конкурсах, ребята становятся более уверенными в себе (занимая призовые места).

В нашей школе с углублённым изучением физики, математики, химии, биологии главным целевым ориентиром взаимодействия начального и дополнительного образования являются требования к уровню образованности выпускника начальной школы. Выпускники начальной школы, постоянно посещающие совместные занятия с преподавателями дополнительного образования, более успешные в пятом классе, им легче усваивать материал среднего звена. У ребят изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе поисковой деятельности: они стали восприниматься более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении творческих работ, а также моделировать нестандартные ситуации.

В этом нам помогает один из методов критического мышления – «Кубик Блума». Что нам понадобится?

Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови. (Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.)
  • Почему. (Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. )
  • Объясни. (Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

Ты действительно думаешь, что…

Ты уверен, что…

  • Предложи. (Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.)
  • Придумай. (это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.)
  • Поделись. (вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Возможны два варианта использования:

  • Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
  • Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

В начальных классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?

Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.

Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Предлагается поиграть.

Кубик Блума можно использовать как в урочное, так и внеурочное время.

Анализируя итоги работы по взаимодействию основного и дополнительного образования, можно сделать следующие выводы.

  • Данная работа влияет на учебно-воспитательный процесс, оптимизируя его с целью сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья обучающихся.
  • Усиливает роль социально-гуманитарного цикла в начальном и дополнительном образовании.
  • Расширяется образовательная среда школы – возникает взаимодействие с внешними структурами и организациями.
  • Совместная деятельность учащихся, педагогов и родителей приводит к более качественному образовательному результату. Знания, умения, навыки в определенной области становятся более глубокими и осмысленными. В результате такой деятельности участники стремятся постоянно улучшать качество своего труда, развивать творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования нравственной самооценки младших школьников на уроках начального литературного образования

Самооценка является главной сущностной характеристикой личности, от уровня уровня развития которой зависит активность личности, её участие в учебной деятельности, деятельности коллектива и стремления ...

Особенности работы с младшими школьниками в системе дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения

Статья, в которой описываются особенности работы педагога дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения....

Опыт работы по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников в образовательной деятельности

Текст выступления на межмуниципальном семинаре-практикуме для учителей северо-западного образовательного округа Курганской области....

Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие воспитания и социализации младших школьников

Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.Для привития об...

доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».

Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пр...

Развитие читательских умений как условие формирования функциональной грамотности младшего школьника

Статья о развитии читательских умений с упражнениями по развитию функциональноо навыка техники  чтения....