Главные вкладки

    Педагогические условия формирования нравственной самооценки младших школьников на уроках начального литературного образования
    статья по чтению по теме

    Самооценка является главной сущностной характеристикой личности, от уровня уровня развития которой зависит активность личности, её участие в учебной деятельности, деятельности коллектива и стремления к самовоспитанию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dolmatova_m.v.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    М.В.Долматова учитель начальных классов, МОУ Ташебинская НОШ Усть – Абаканский район

     Педагогические условия формирования нравственной самооценки у младших школьников на уроках начального литературного образования

    Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров жизни людей. Для младшего школьника эта тема актуальна. Когда ребенок становится школьником, он приобретает новую социальную роль, меняющую отношения между детьми, включающую его в общешкольный и общеклассный коллективы.

    Самооценка является главной сущностной характеристикой личности, от уровня развития которой зависит активность личности, ее участие в учебной деятельности, в деятельности коллектива и стремление к самовоспитанию. В своих трудах Выготский, Рубинштейн выделяют три компонента нравственной самооценки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

    Для формирования адекватной самооценки представляются большие возможности в содержании начального литературного образования.

    Формирование нравственной самооценки младших школьников будет проходить успешно, если учитель:

    1. в ходе анализа литературных произведений раскрывает представления и понятия о нравственных нормах (когнитивный компонент);

    1. с помощью специальных методов и приемов ориентирует ребенка на оценку литературных героев и самого себя с позиции нравственности (эмоциональный компонент);

    3. создает педагогические ситуации для актуализации усвоенных норм и оценок (поведенческий компонент).

    Констатирующий этап. Для выявления уровня нравственной самооценки на констатирующем этапе были проведены 3 методики:

     Первая методика: метод выбора слов, обозначающих определенные    качества личности (когнитивный компонент).

    Цель методики: выявить особенности нравственной самооценки младших школьников

    В результате опроса во 2-м классе были получены следующие результаты: опрошено 16 человек, из них:

    -нормально оценивают себя – 7 человек (44%)

    -переоценивают себя, некритически к себе относятся – 5 человек (31%)

    -недооценивают себя – 4 человека (25%)

    Вторая методика: «Закончи предложение» (эмоциональный компонент).

    Цель методики: выявить нравственные ориентации ребенка

    Для обработки результатов воспользуемся данной шкалой:

    1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное.  5ч – 31%

    2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще не достаточно устойчивое. 7ч – 44%

    3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны. 4ч – 25%

    Третья методика «Сделаем вместе» (поведенческий компонент).

    Цель методики: выявить и оценить уровень развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками. Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнеру, забота о партнере, желание поделиться с ним.

    Далее делается протокол исследования. При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяются в четыре комплексных параметра (симптомокомплекса).

    1. Отрицательная нравственная направленность личности (6 ч – 44%):  

    2. Положительная нравственная направленность личности (10ч – 62%):

    3. Общительность, контактность ребенка (8ч – 50%)

    4. Заинтересованность в предложенной деятельности (16ч – 100%):

     Формирующий этап. В данном классе было организовано экспериментальное обучение. Вся работа была направлена на овладение нравственными понятиями, на применение этих понятий в оценке себя и других.

    На уроках литературного чтения был использован дополнительный материал. Этот дополнительный материал нацелен на овладение школьниками нравственными понятиями и категориями, на применение этих знаний в оценке других и самооценке.

    На уроках классного чтения учащимися выполнялись различные задания, например:

    1.      Перед   чтением  произведения предлагалась нравственная задача.

    2.      Игра «Недописанный тезис».

    3.      Игра недописанный рассказ.

    Итоги формирующего этапа эксперимента. После организации во 2 классе экспериментального обучения на контрольном этапе эксперимента были опрошены эти же дети. Для этого были использованы те же 3 методики, что и на констатирующем этапе.

    Метод выбора слов, обозначающих определенные качества личности:

    -Нормально оценивают себя 10 ч – 63%

    -переоценивают себя, некритически к себе относятся 3ч – 19%

    - недооценивают себя 3ч – 19%

    Мы видим, что количество учащихся с низкой и высокой самооценкой уменьшилось, а с нормальной самооценкой увеличилось. С низкой самооценкой было 4 человека, стало 3 человека. Например,  у Тони М. самооценка изменилась, девочка стала адекватно себя оценивать. С высокой самооценкой было 5 человек, стало 3 человека. Например, у Вани Г. Была высокая самооценка, стала адекватная. У Темира Я. тоже изменилась самооценка. Мальчик стал оценивать себя адекватно.

    Методика «Закончи предложение»

    1б – 3 ч – 19%

    2б – 8ч – 50%

    3б – 5ч – 31%

    1 балл получили уже не 5 человек, а 3 человека. Количество учащихся, получивших 2 балла, увеличилось на 1. Количество детей получивших 3 балла стало на одного ребенка больше. Например, Даниил К. получил уже не один балл, а два, т.е. нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще не достаточно устойчивое.

    Методика «Сделаем вместе»

    Положительная направленность – 11ч – 69%

    Отрицательная направленность – 5ч – 31%

    Общительность – 9ч – 56%

    Заинтересованность – 16ч – 100%

    Результаты данной методики показывают, что произошли изменения в процентном соотношении, но менее значительные, чем по результатам других методик. У Жени Д. стала наблюдаться положительная направленность к своему партнеру. Он уже не отбирал чужие фигурки, а работал сообща. И Женя С. стал более общительнее при выполнении задания. Он уже не игнорировал советы своего партнера, обращался к нему. Только у двух детей произошли незначительные изменения.

    По результатам видно, что на когнитивном и эмоциональном компонентах нравственной самооценки в процентном соотношении произошли более значительные изменения, чем на поведенческом компоненте. Дети говорят о нравственных нормах и принципах, оценивают других и себя, но в поведении это менее заметно. Это говорит о том, что такую работу нужно проводить систематически, особое внимание уделять поведенческому компоненту.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.».  

    условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.». ...

    Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС

    Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,  можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно....

    Статья. «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в системе работы школьной библиотеки».

    Духовно-нравственное воспитание молодого поколения является актуальным и приоритетным направлением в современном образовании. Цель настоящего исследования: определить педагогические условия для духовн...