Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС
материал (4 класс) на тему

Рамздорф Ирина Михайловна

 

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,  можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно.

                                                                                                                     А.Дистервег

Образовательным Стандартом второго поколения   определены  новые задачи, ценностные установки  начальной школы. Руководствуясь  принципами деятельностного подхода в обучении младших школьников,   обучаю учащихся самостоятельно, критически мыслить, создаю условия для формирования у них  умения использовать полученные знания в новых условиях, при решении новых учебных задач. Самое главное – каждый ученик должен поверить в свои возможности, на каждом уроке почувствовать успех.

Младший школьник должен обладать более широкими взглядами на жизнь, быть более мобильным, творчески подходить к решению каждодневных задач. Необходимо расковать мысль младшего школьника, научить его стремиться к созданию нового, нестереотипного, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения за себя и за других людей, формировать у него принципиальную установку на креативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nisptr_moe_vystuplenie.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

    Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС». 

(1слайд)

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,  можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно.

                                                                                                                     А.Дистервег 

Образовательным Стандартом второго поколения   определены  новые задачи, ценностные установки  начальной школы. Руководствуясь  принципами деятельностного подхода в обучении младших школьников,   обучаю учащихся самостоятельно, критически мыслить, создаю условия для формирования у них  умения использовать полученные знания в новых условиях, при решении новых учебных задач. Самое главное – каждый ученик должен поверить в свои возможности, на каждом уроке почувствовать успех. 

Младший школьник должен обладать более широкими взглядами на жизнь, быть более мобильным, творчески подходить к решению каждодневных задач. Необходимо расковать мысль младшего школьника, научить его стремиться к созданию нового, нестереотипного, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения за себя и за других людей, формировать у него принципиальную установку на креативность. Эту задачу в полной мере решает образовательная программа «Перспектива», по которой я работаю.

 Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное)  общение. (2 слайд)

Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. (3 слайд)
        Активные формы обучения включают в себя следующие технологии: технология проблемно-диалогического обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии. (4слайд)

  1. Технология проблемно-диалогического обучения.

При обучении первоклассников  использую технологию  проблемно-диалогического обучения.  Эта технология отвечает всем требованиям стандарта  второго поколения. В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.

    Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, с помощью которых формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи, возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе. Я создаю проблемную ситуацию, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения   ученики  выдвигают  и проверяют  гипотезы, обеспечивая открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Обучение   не рассматриваю как простую трансляцию знаний от учителя к учащимся,   урок -это сотрудничество — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных. 5слайд

Формы подводящего диалога:

  Анализирующее коллективное наблюдение. Задаю обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?»   В коллективном наблюдении очень важно подобрать дидактический материал, продумать систему вопросов и заданий. Выбрать эффективные приёмы для обнаружения признаков нового понятия продумать систему фиксации (на доске, в тетради) того, что будет совместно обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы – опоры, плана, словесной формулировкой и чтением вывода в учебнике.

   Фронтальная дискуссия заключается в следующем: дети высказываются, выдвигают версии, которые фиксируются на доске. Далее ведётся обсуждение выдвинутых версий, их координация и приход к правильному ответу. Обязательное обоснование выдвинутой версии.

 Тема: Согласные звуки.

  - Сколько слов в русском языке?

 - Много.

 - Из чего состоят слова?

 -Слова состоят из звуков.

 - Какие гласные звуки вы знаете?

 - а, о, у, ы, и, э.

 - Почему они называются гласными?

 - Состоят из голоса, поются, тянутся.

 - Сыграем в игру «Кто больше?»

 Вам нужно в парах составить слова из гласных звуков. Кто больше составит, та пара и победила.

 (Работают в парах, составляют слова, а затем выступают.)

 - Много получилось у вас слов?

 -Мало.

 - Что интересного вы заметили?

 -В русском языке слов много, а у нас получилось мало.

 - Какой возникает вопрос?

 - Почему из гласных звуков получается мало слов? Из каких звуков тогда получаются остальные слова?

          -Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новые знания. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог способствует интенсивному развитию речи.  

2. Технология проектного обучения - формирует функциональную грамотность учащихся, помогает им самореализоваться через самостоятельную работу. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы в группах, а также развить социальное сознание.

Я работаю над: формированием  у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально – интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения; развитием мышления учащихся,  формированием определенной интеллектуальной  зрелости; наличием у учащихся опыта развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.

Во время защиты проекта  учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументировано и чётко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.

3. Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. (Слайд  6  )

Технологий интерактивного обучения существует большое количество. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это - возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей. 

На уроках я применяю следующие виды работ в паре: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, решение задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ, взятие интервью у напарника.

     Формировать коммуникативные умения работы в парах нужно постепенно, определенными этапами.

     Первый этап: раздаю ребятам листы, на которых надо сделать штриховку фигурок. В конце урока провожу рефлексию, в ходе которой выясняется, что если бы ученики работали в паре, то справились бы с заданием. У детей возникает потребность работать сплочённо.

    Второй этап: формирование у учащихся умения согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы. Работа строится по принципу: затруднение, рефлексия, новая форма работы. Ребята делают аппликацию, распределив обязанности, но не спланировав при этом работу и не представив конечный результат. Поэтому у некоторых в выполненном задании нет соответствия в цвете, расположении. Учащиеся делают вывод: прежде чем сделать работу, надо согласовать.

Включая учащихся в коллективную деятельность, в парах формируются коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивные взаимодействия и сотрудничество с одноклассниками и учителем. В ходе выполнения задания учащиеся должны взаимодействовать для того, чтобы найти верные решения.

При этом у них формируются умения: учитывать разные мнения, формулировать свое мнение,  договариваться, приходить к общему решению, быть корректным в высказываниях.

7слайд4. Игровые технологии строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

В своей работе я использую игровую деятельность, как при изучении нового, так и на этапе обобщения и систематизации знаний. Например, на уроке литературного чтения или на уроке по окружающему миру я эффективно провожу игры-путешествия. Класс делю на команды, каждая команда придумывает название, командирам  даю карту маршрута. Я выступаю в роли научного консультанта, группа в маршрутной карте отмечает результаты.  

На уроках  русского языка провожу такую игру «Исследователи - лингвисты». Мальчикам предлагаю выполнить одного вида задание (найти сущ.ж.р), а девочкам – (сущ.м.р.). Затем проводится взаимопроверка и результаты работы видны налицо.

Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать УУД: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно- познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

         В своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах.   Каждый свой урок строю в режиме современных образовательных технологий: проблемно-диалогической, информационно-коммуникационной, технологии решения проектных задач. Каждый ученик включен в учебную деятельность, что способствует формированию общеучебных умений и навыков, имеет возможность проявлять познавательную активность.

Важно, чтобы мои дети уяснили, чему они научились, чем обогатились, какие знания умения и навыки приобрели. В итоге урока учащиеся должны видеть свой рост. Из опыта своей работы я вижу, что каждый ребёнок ежедневно уносит что-то новое и делится этим со своими родителями, которые тоже играют важную роль в учебно-воспитательном процессе.  Таким образом, связав  урочную и внеурочную деятельность детей, можно на практике реализовать идею интеграции процессов обучения, воспитания и развития и обеспечить в общеобразовательном учреждении единое образовательное пространство.

Чтобы достичь полноценного восприятия речи веду кружок «Развитие речи».   В 2013 году разработала  авторскую программу дополнительного образования «Развитие речи».

Во время проведения  кружковой деятельности, при работе над произведением, я стараюсь показать целостность художественного образа, незаменимость каждого художественного элемента, красоту слова. Учитываю личностное восприятие учащимися прочитанного, эмоциональное состояние детей, их готовность к сопереживанию.

На занятиях кружка я часто использую дополнительный материал из детского фольклора: считалки, дразнилки, скороговорки, прибаутки, игры, а также потешки, которые дети поют.  

Одним из результатов работы над выразительностью устной речи можно считать стихи, сочиненные учениками. И с какой гордостью звучат они в исполнении авторов».

Мой котенок

У меня есть красивый котенок.

Он как маленький ребенок.

Любит бегать и играть,

А еще он любит спать.                                          (Мацынин Егор)

* * *

Девочки прыгают,

Мальчики бегают.

Девочки носят юбочки,

Мальчики — брючки.                                           ( Иванова Мила)        

Дети с большим удовольствием посещают кружок «Развитие речи», так как он помогает выявить способности учащихся, определить их творческие возможности, поддержать интерес. Задания подобраны с учетом возрастных возможностей ребенка, при этом ученик стремится к самореализации, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития. Чтобы процесс не был сухим и однообразным, мы с ребятами составляем кроссворды, шарады, метаграммы, анаграммы, головоломки, ребусы, интеллектуальные игры («Умники и умницы»), придумываем загадки: ведь все это способствует развитию памяти, речи, умение  работать со словарем, дополнительной литературой.

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить ее результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель.  

   8слайд

Эта работа предполагает выявление одаренных детей и организацию регулярных занятий с ними и включает следующую деятельность учителя:

  -подготовку детей к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, марафонах, ассамблеях;

    -организацию выполнения младшими школьниками творческих проектов и исследований;

    -своевременное информирование детей и их родителей о творческих конкурсах, проводимых в школе, городе, области;

    -консультирование школьников и их родителей и помощь им в оформлении заявок на участие в конкурсах и в подготовке творческих работ;

    -организация выступлений учеников, создание условий для их творческого роста;

    -распространение ученического опыта через публикации в различных сборниках, журналах, на сайтах;

    -работа с родителями: разъяснение целей, задач и перспектив развития ребенка,     консультирование по психолого-педагогическим вопросам, повышение мотивации к совместной деятельности с детьми.

Отличительной особенностью ФГОС  НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью- развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Кроме того, стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.

 

 Каждый урок – это гибкий, целостный слиток разнообразных форм, видов, методов, структур. Это урок мысли, творение сердца и ума учителя и учеников.