Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
методическая разработка по русскому языку по теме

Четайкина Марина Владимировна

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи детей, обеспечивает активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач. Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при которомна каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременоформируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования.

                          Актуальность и перспективность опыта.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты. Без особого труда у них формируется речевой слух, артикуляция. Однако, предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи – явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того , если формирование речи по каким либо причинам не осуществляется, то ее развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретенный жизненный опыт не являются стимулирующим фактором в начальном усвоении речи.  

2. Концептуальность

Ребенок, поступающий в школу, не всегда достаточно готов к обучению в ней по ряду причин. Для выявления и устранения причин , мешающих усвоению школьной программы, мне пришлось обратиться к результатам обследования детей  на начало школьной жизни. Все дети были обследованы школьным психологом с использованием ряда методик. На основе этих результатов было выявлено, что у многих детей класса слабая память, недостаточно развитое мышление, речь, многие дети с трудом сосредотачиваются на заданиях.  

Как подать учебный материал, чтоб было интересно одним и не трудно другим, чтобы все ученики усвоили материал? В поисках решения этой проблемы я стала использовать методику Бакулиной Г.А. Методика способствует комплексному развитию интеллектуальных особенностей  учащихся младших классов на уроках русского языка, повышает речевую активность. Поэтому с 2010 года я стала работать над методической темой : «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования».

Для раскрытия темы была сформулирована следующая цель:  

Повышение эффективности учебного процесса за счет раскрытия и реализации личности и создание условий для интеллектуального развития младших школьников.  

Определены задачи:

-повысить качество обучения по предмету;

-повышать уровень познавательной активности через развитие психических процессов;

- повышать речевую активность;

- развивать мышление;

- воспитывать интерес к русскому языку;

- создавать условия для успешной самостоятельной деятельности.  

3. Теоретическая база опыта.

При обучении учащихся 1-4 класса на уроках русского языка используется комплекс упражнений  для интеллектуального развития , меняется методика проведения урока, повысится качество знаний учащихся, совершенствуется интеллектуальное и речевое развитие школьников.

Используя традиционные типы уроков с сохранением всех основных этапов, но применяя методику комплексного интеллектуального развития нам уроках русского языка, ожидаются следующие результаты:

-развитие психических процессов(память, мышление)

-развитие речи, внимания, интереса к предмету

-развитие общеучебных навыков

-улучшение успеваемости по предмету

-100% уровень обученности по русскому языку.

Изменения в организации процесса обучения русскому языку связаны с реализацией ряда принципов проведения уроков. Наряду с общепринятыми  принципами используются принципы:

- разностороннего развивающего воздействия  на интеллект ребенка;

-действенного подхода к обучению;

-принцип обоснованного ответа предполагает полное,  последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения.

Эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Данная методика вносит определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения.

Это введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщение изученного. Увеличение использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов; включение в содержание уроков  различных видов текстов воспитательно-познавательного характера; расширение объема работы с  понятиями и терминами. Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей , дает возможность для развития речевых способностей учащихся.

Новым элементом является то , что в структуру урока вводится мобилизующий этап урока. Цель мобилизующего этапа каждого урока – включение ребенка в работу. В его содержание входит две группы упражнений , которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образцы). Упражнения рассчитаны на 2-4 минуты урока и призваны совершенствовать мышление ребенка . Одновременно с мышлением развивается внимание, память , сообразительность, наблюдательность, речевая способность. Например:

При изучении темы «Склонение имен прилагательных в единственном числе». На доске запись: новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий. Учащимся надо определить, что объединяет эти слова и сказать о склонении какой части речи будет идти речь на уроке. (Все слова – прилагательные в единственном числе. Значит тема урока «Склонение имен прилагательных в единственном числе». [приложение 1].

Тесно связан с мобилизующим этапом урока следующий обязательный этап- формулирование учащимися темы и цели урока.

Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В подготовительном выделяют две части :

1)определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания;

2)составление плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов.

Приемы определения буквы, предназначенной  для письма:

-самостоятельное определение буквы;

-неполный фонетический разбор;

-введение дополнительных поисковых объектов;

-элементы шифра и кода;

-самостоятельное определение задания;

-различные виды разбора в нетрадиционной форме.

Закономерность записи систематически меняется с постепенным нарастанием трудности. Постепенно учащиеся привлекаются к составлению цепочки для чистописания. Подлежащих развитию интеллектуальных качеств личности , их лингвистических значений и умений. [приложение 2].

Обязательным структурным этапом урока является словарно-орфографическая работа , которая тоже основывается на активном и сознательном участии школьников в определении нового «трудного» слова. В структуре словарно-орфографической работы выделяется несколько частей:

-представление учащимися нового словарного слова;

-выявление его лексического значения;

-этимологическая справка;

-освоение написания слова;

-введение нового словарного слова  в активный словарь детей.

Для определения слова используются следующие приемы:

- поиск слова на основе точных установок учителя;

-уменьшение количества конкретных указаний учителя;

-полное отсутствие указаний учителя;

-применение шрифта и кода;

-различные виды разборов;

-развитие оперативной памяти;

-определение смысловой связи;

-выделение закономерностей слова;

-связь между темами;

-использование заданий по другим дисциплинам.

Для изучения нового материала в 1-2 классах применяется частично-поисковый метод. В 3-4- классах предполагается создание учителем проблемной ситуации, исследование ее  учащимися и формулирование ими вывода. Создание проблемной ситуации  предусматривает разные уровни: низкий, средний, высокий. [приложение 3].

Также изучение нового материала объясняется на основе проблемной ситуации . Проблемная ситуация на высоком уровне не содержит подсказок или может иметь одну подсказку, на среднем 1-2 подсказки. На низком уровне роль подсказок  выполняют вопросы и задания, отвечая на которые  учащиеся приходят к выводу.  Например, при изучении темы «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» возможны три уровня: высокий- прочитайте слова, найдите разницу в их написании, сформулируйте правило: дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.

Средний- прочитать столбики слов, объяснить принцип их группировки, сформулировать правило их написания: тишь  шалаш

                                                                             Рожь  нож

                                                                             Дочь  врач

Низкий – прочитайте, ответьте на вопросы:

- К какой части речи относятся все слова?

- Определите род существительных?

- Какие согласные стоят в конце существительных?

- В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?

Для работы над решением проблемной ситуации определяем уровни в соответствии с уровнем подготовки детей.[приложение 4].

При обобщении нового материала используются следующие виды обобщения:
- обобщение учащимися изученного по заранее составленному учителем плану; - использование обобщающих таблиц со знаком кодирования;

-самостоятельное составление учащимися обобщающих схем;

- использование плана и схемы одновременно.

При закреплении изученного материала существует возможность целенаправленно формировать определенные наборы интеллектуальных качеств и умений учащихся путем подбора и компоновки языкового материала в лексическо-орфографических упражнениях.  Каждая группа заданий направлена на совершенствования того или иного комплекса интеллектуальных качеств. [приложение 5].

Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии. Во время отдыха физическая нагрузка сочетается с умственной. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу. Например, тема: «Ударные и безударные гласные». Называется слово. Если услышите слово, в котором есть только ударный слог, разводите руки в стороны, делайте наклон вперед. Если в слове есть и ударный и безударный слоги- руки вдоль туловища, наклоны влево и вправо: лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, ежик, грач, дом, море, река, пыль, игла.  

Результативность опыта.

Следовательно, чем выше уровень активности, самоорганизации учеников, тем эффективнее проходит процесс обучения на завершающем этапе урока. Прежде всего , повышается активность и осознанность действий школьников, возрастает интеллектуальное и речевое развитие, интерес к предмету, существенно улучшается качество их знаний, повышается уровень их грамотности.

Таким образом , сложилась определенная система работы для интеллектуального развития младших школьников. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

- русский язык возглавил первую тройку любимых предметов, набрав 69%;

-используя комплекс упражнений , речевой потенциал учащихся  повысился на 60%;

- средний показатель интеллектуальной грамотности показывает стабильный рост   2 класс- 60%, 3 класс- 65%; 4 класс –70%;

-повысились показатели развития психических процессов: внимание, память, мышление.

Систематическое использование данной методики повышает  активность и осознанность действий школьников, способствует интеллектуальному и речевому развитию, интересу к предмету, что в свою очередь существенно повышает качества обучения русскому языку.  

Приложение 1

Виды упражнений мобилизирующего этапа

Упражнения по развитию наглядно-действенного мышления.

1. Например, упражнение с 3 перестановками.

   Ы  Н У  У Н Ы

Учащиеся переставляют карточки , сопровождая свои действия рассказом. Далее учащиеся формулируют тему урока: «Сравните буквы, найдите среди них лишнюю».

Упражнения на развитие словесно-логического мышпения..

1.Тема: «Первое склонение прилагательных».

М-рков-к-ртофель-п-м-дор

М-ряк л-сник п-сатель-

Сн-гир—рел грач-

Бабушка –тец  доч-

Учащимся надо прочитать слова , написать, группируя по орфограммам, вставляя пропущенные буквы. Найти общее в словах, определить среди этих слов лишнее, определить склонению каких существительных  будет посвящена тема.

2. Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе».

На доске запись : Пекин, Лондон -? (столичные города)

                                    Соловей, канарейка - ? (певчие птицы)

                                    Добрый, честный - ? (положительные качества человека)

К каждой паре слов подобрать общее понятие в виде словосочетаний или фразы. Найдите общее и скажите о склонении какой части речи будем говорить на уроке.

3. Тема: «Правописание местоимений с предлогами»

На доске: (без) ракеты, () фамилией, (ля) него, (без)тебя, (с) ней, (к) городу, (для) победы, (к) нему.

Прочитайте, разделите слова на возможное количество групп с объяснением.

Назвать орфограммы. Найти неизвестную орфограмму и сформулировать тему урока.

4.Тема: «Спряжение глаголов».

На доске: с-диш-,св-тлееш-, кр-чиш-, вл-заеш-, зам-чаеш-,ч-рнееш-. Прочитать, найти общее, разделить по группам по двум признакам одновременно. На какой вопрос  нам  предстоит ответить на уроке?  

5. Тема: «Правописание не с глаголом». На доске пословицы: Дело лени  (не)любит. Ласковым словом и камень растопишь. Лень добра (не) делает.

Прочитать, объединить 2 по 4 признакам, установить к какой части речи относится частица не, сформулировать тему урока.

6. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний  имен прилагательных» На доске: любимый город, нов-  школа, широк- поле, старш- брат, больш- окно,высок- стена. Определить общее, назвать словосочетания, в которых нет прилагательных среднего и женского рода, найти словосочетания , в которых нет прилагательных женского и мужского рода, найти  словосочетания  в которых нет прилагательных  мужского и среднего рода. Назвать общий грамматический признак прилагательных последней группы и имеющуюся орфограмму, сформулируйте тему урока.

Приложение 2.

Виды упражнений минутки чистописания.

1.Рассмотрите данное изображение. Какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается чаще других. Сколько раз она изображена.        

Р Я У Х Б

О Х

Р М В Г Р

Н Р

2. Упражнения , направленные   на развитие аналитико-синтетического мышления и речевых способностей. Ряд букв: т, п, к, е, н.Какую букву будем писать, объясните почему?

3. Упражнения, где акцент делается на развитие абстрактного мышления и устной речи. Расшифруем данную запись и определим букву.

5 3 1

Д В ?(А)

4. Упражнения, направленные на развитие речи, умение сравнивать, сопоставлять и находить общее в частых  лингвистических явлениях, абстрагировать

Б О Р Т

З У Б Р

О Б О З

Б О Р Щ

5. С помощью этой буквы  образуются все слова  данной схемы

К

Т М Л Н К Д

6. Через подбор синонимов или к словам : доктор-врач, рев-…(плач), зов - …(клич), ураган - …(смерч).

Вторая часть подготовительного этапа. Например   :/а //а ///а…(закономерность: строчная  а  чередуется с наклонными прямыми, которые увеличиваются на одну),  ра, рб, рв, рг, …( закономерность: строчная  р   чередуется с буквами алфавита), обл, лбо, обл,лбо …(закономерность: строчная буква  б  пишется с буквами о и л, которые в звене цепочки меняются местами).  

Приложение 3.

1. Для определения нового слова надо расположить прямоугольники в порядке увеличения точек.

2. В учебный процесс вводятся упражнения , предусматривающие полное отсутствие указаний. Например, К М О О Р Л О О В К А О

3. Два слова зашифрованы с помощью чисел.

1 слово: 3,1,11,6,12,13,1. (капуста)

2 слово: 3,1,5,13,4,7,10,9,8. (картофель)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

А г к о р у ф ь л е п с т

4.Зачеркните буквы , обозначающие глухие согласные  звуки в цепочке и узнаете слово. П Ф Б К Т Х Е Ш С Р Ч Е Щ З Ц А (береза)

5. Прочитайте: выд-вить, охр-нять, б-лезнь, кр-ситель, зн-чение, мн-жать, аб-жур, сл-мался, л-кает. Соединить первые буквы слов , в корне которых пишется гласная буква а, и вы узнаете слово с которым мы познакомимся. (Вокзал).

Приложение 4.

Виды упражнений при изучении нового материала.

1. При изучении темы «Мягкий знак на конце имен существительных  после шипящих».

Высокий уровень:

Прочитайте слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.    

Средний уровень:

Прочитайте столбики слов, объясните принцип их группировки  ,сформулируйте правило их написания

Дочь  врач

Тишь  шалаш

Рожь  нож

Низкий уровень.

Прочитайте, ответьте на вопросы:

-К какой части речи относятся все слова?

- Определите род существительных.

- Какие согласные стоят в конце существительных?

- В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?

Приложение 5.

Виды упражнений при закреплении изученного материала.

Тема: «Знакомство со слогом»

Прочитать, подобрать подходящее слово, обосновать ответ. Написать слова, сгруппировав  в соответствии  с темой урока.  

Вода куст нора

Крот роса ?

Тема: «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей».

Прочитай, напиши в строчку слова, которых нет в правом столбике, найдти среди них лишнее.

(М,м)аршак (П,п)оэт

(П,п)оэт (М,м)ихаил

(А,а)лексей (Б,б)орисов

(Р,р)епин (С,с)ергей

(С,с)еменов (И,и)ванов

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос кто?что?»

Соединить пары слов , подходящие по смыслу (диван-мебель). К каждому слову задать вопрос . Составленные пары записать.

Лещ  цветок

Тарелка  птица

Сорока  посуда

Ландыш  рыба.          

Вывод.                                            

Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку по предлагаемой системе происходит путем обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся на уроке. При этом не форсируется раннее обучение детей, не увеличивается объем учебного материала. Учитель лишь использует те преимущества в развитии интеллекта ребенка и овладении им основами курса русского языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".

На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...

Деятельностный метод на уроках русского языка как фактор повышения качества образования

           Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавател...

Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...

Публичное представление педагогического опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркость на уроках русского языка у младших школьников "

В данной статье  представлен опыт работы  по формированию грамотного письма младших школьников....

«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности  обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования»....