Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку по теме:
    Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

    Четайкина Марина Владимировна

    В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи детей, обеспечивает активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач. Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при которомна каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременоформируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predstavlenie_opyta.docx28.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования.

                              Актуальность и перспективность опыта.

    Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты. Без особого труда у них формируется речевой слух, артикуляция. Однако, предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи – явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того , если формирование речи по каким либо причинам не осуществляется, то ее развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретенный жизненный опыт не являются стимулирующим фактором в начальном усвоении речи.  

    2. Концептуальность

    Ребенок, поступающий в школу, не всегда достаточно готов к обучению в ней по ряду причин. Для выявления и устранения причин , мешающих усвоению школьной программы, мне пришлось обратиться к результатам обследования детей  на начало школьной жизни. Все дети были обследованы школьным психологом с использованием ряда методик. На основе этих результатов было выявлено, что у многих детей класса слабая память, недостаточно развитое мышление, речь, многие дети с трудом сосредотачиваются на заданиях.  

    Как подать учебный материал, чтоб было интересно одним и не трудно другим, чтобы все ученики усвоили материал? В поисках решения этой проблемы я стала использовать методику Бакулиной Г.А. Методика способствует комплексному развитию интеллектуальных особенностей  учащихся младших классов на уроках русского языка, повышает речевую активность. Поэтому с 2010 года я стала работать над методической темой : «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования».

    Для раскрытия темы была сформулирована следующая цель:  

    Повышение эффективности учебного процесса за счет раскрытия и реализации личности и создание условий для интеллектуального развития младших школьников.  

    Определены задачи:

    -повысить качество обучения по предмету;

    -повышать уровень познавательной активности через развитие психических процессов;

    - повышать речевую активность;

    - развивать мышление;

    - воспитывать интерес к русскому языку;

    - создавать условия для успешной самостоятельной деятельности.  

    3. Теоретическая база опыта.

    При обучении учащихся 1-4 класса на уроках русского языка используется комплекс упражнений  для интеллектуального развития , меняется методика проведения урока, повысится качество знаний учащихся, совершенствуется интеллектуальное и речевое развитие школьников.

    Используя традиционные типы уроков с сохранением всех основных этапов, но применяя методику комплексного интеллектуального развития нам уроках русского языка, ожидаются следующие результаты:

    -развитие психических процессов(память, мышление)

    -развитие речи, внимания, интереса к предмету

    -развитие общеучебных навыков

    -улучшение успеваемости по предмету

    -100% уровень обученности по русскому языку.

    Изменения в организации процесса обучения русскому языку связаны с реализацией ряда принципов проведения уроков. Наряду с общепринятыми  принципами используются принципы:

    - разностороннего развивающего воздействия  на интеллект ребенка;

    -действенного подхода к обучению;

    -принцип обоснованного ответа предполагает полное,  последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения.

    Эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Данная методика вносит определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения.

    Это введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщение изученного. Увеличение использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов; включение в содержание уроков  различных видов текстов воспитательно-познавательного характера; расширение объема работы с  понятиями и терминами. Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей , дает возможность для развития речевых способностей учащихся.

    Новым элементом является то , что в структуру урока вводится мобилизующий этап урока. Цель мобилизующего этапа каждого урока – включение ребенка в работу. В его содержание входит две группы упражнений , которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образцы). Упражнения рассчитаны на 2-4 минуты урока и призваны совершенствовать мышление ребенка . Одновременно с мышлением развивается внимание, память , сообразительность, наблюдательность, речевая способность. Например:

    При изучении темы «Склонение имен прилагательных в единственном числе». На доске запись: новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий. Учащимся надо определить, что объединяет эти слова и сказать о склонении какой части речи будет идти речь на уроке. (Все слова – прилагательные в единственном числе. Значит тема урока «Склонение имен прилагательных в единственном числе». [приложение 1].

    Тесно связан с мобилизующим этапом урока следующий обязательный этап- формулирование учащимися темы и цели урока.

    Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В подготовительном выделяют две части :

    1)определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания;

    2)составление плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов.

    Приемы определения буквы, предназначенной  для письма:

    -самостоятельное определение буквы;

    -неполный фонетический разбор;

    -введение дополнительных поисковых объектов;

    -элементы шифра и кода;

    -самостоятельное определение задания;

    -различные виды разбора в нетрадиционной форме.

    Закономерность записи систематически меняется с постепенным нарастанием трудности. Постепенно учащиеся привлекаются к составлению цепочки для чистописания. Подлежащих развитию интеллектуальных качеств личности , их лингвистических значений и умений. [приложение 2].

    Обязательным структурным этапом урока является словарно-орфографическая работа , которая тоже основывается на активном и сознательном участии школьников в определении нового «трудного» слова. В структуре словарно-орфографической работы выделяется несколько частей:

    -представление учащимися нового словарного слова;

    -выявление его лексического значения;

    -этимологическая справка;

    -освоение написания слова;

    -введение нового словарного слова  в активный словарь детей.

    Для определения слова используются следующие приемы:

    - поиск слова на основе точных установок учителя;

    -уменьшение количества конкретных указаний учителя;

    -полное отсутствие указаний учителя;

    -применение шрифта и кода;

    -различные виды разборов;

    -развитие оперативной памяти;

    -определение смысловой связи;

    -выделение закономерностей слова;

    -связь между темами;

    -использование заданий по другим дисциплинам.

    Для изучения нового материала в 1-2 классах применяется частично-поисковый метод. В 3-4- классах предполагается создание учителем проблемной ситуации, исследование ее  учащимися и формулирование ими вывода. Создание проблемной ситуации  предусматривает разные уровни: низкий, средний, высокий. [приложение 3].

    Также изучение нового материала объясняется на основе проблемной ситуации . Проблемная ситуация на высоком уровне не содержит подсказок или может иметь одну подсказку, на среднем 1-2 подсказки. На низком уровне роль подсказок  выполняют вопросы и задания, отвечая на которые  учащиеся приходят к выводу.  Например, при изучении темы «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» возможны три уровня: высокий- прочитайте слова, найдите разницу в их написании, сформулируйте правило: дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.

    Средний- прочитать столбики слов, объяснить принцип их группировки, сформулировать правило их написания: тишь  шалаш

                                                                                 Рожь  нож

                                                                                 Дочь  врач

    Низкий – прочитайте, ответьте на вопросы:

    - К какой части речи относятся все слова?

    - Определите род существительных?

    - Какие согласные стоят в конце существительных?

    - В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?

    Для работы над решением проблемной ситуации определяем уровни в соответствии с уровнем подготовки детей.[приложение 4].

    При обобщении нового материала используются следующие виды обобщения:
    - обобщение учащимися изученного по заранее составленному учителем плану; - использование обобщающих таблиц со знаком кодирования;

    -самостоятельное составление учащимися обобщающих схем;

    - использование плана и схемы одновременно.

    При закреплении изученного материала существует возможность целенаправленно формировать определенные наборы интеллектуальных качеств и умений учащихся путем подбора и компоновки языкового материала в лексическо-орфографических упражнениях.  Каждая группа заданий направлена на совершенствования того или иного комплекса интеллектуальных качеств. [приложение 5].

    Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии. Во время отдыха физическая нагрузка сочетается с умственной. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу. Например, тема: «Ударные и безударные гласные». Называется слово. Если услышите слово, в котором есть только ударный слог, разводите руки в стороны, делайте наклон вперед. Если в слове есть и ударный и безударный слоги- руки вдоль туловища, наклоны влево и вправо: лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, ежик, грач, дом, море, река, пыль, игла.  

    Результативность опыта.

    Следовательно, чем выше уровень активности, самоорганизации учеников, тем эффективнее проходит процесс обучения на завершающем этапе урока. Прежде всего , повышается активность и осознанность действий школьников, возрастает интеллектуальное и речевое развитие, интерес к предмету, существенно улучшается качество их знаний, повышается уровень их грамотности.

    Таким образом , сложилась определенная система работы для интеллектуального развития младших школьников. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

    - русский язык возглавил первую тройку любимых предметов, набрав 69%;

    -используя комплекс упражнений , речевой потенциал учащихся  повысился на 60%;

    - средний показатель интеллектуальной грамотности показывает стабильный рост   2 класс- 60%, 3 класс- 65%; 4 класс –70%;

    -повысились показатели развития психических процессов: внимание, память, мышление.

    Систематическое использование данной методики повышает  активность и осознанность действий школьников, способствует интеллектуальному и речевому развитию, интересу к предмету, что в свою очередь существенно повышает качества обучения русскому языку.  

    Приложение 1

    Виды упражнений мобилизирующего этапа

    Упражнения по развитию наглядно-действенного мышления.

    1. Например, упражнение с 3 перестановками.

       Ы  Н У  У Н Ы

    Учащиеся переставляют карточки , сопровождая свои действия рассказом. Далее учащиеся формулируют тему урока: «Сравните буквы, найдите среди них лишнюю».

    Упражнения на развитие словесно-логического мышпения..

    1.Тема: «Первое склонение прилагательных».

    М-рков-к-ртофель-п-м-дор

    М-ряк л-сник п-сатель-

    Сн-гир—рел грач-

    Бабушка –тец  доч-

    Учащимся надо прочитать слова , написать, группируя по орфограммам, вставляя пропущенные буквы. Найти общее в словах, определить среди этих слов лишнее, определить склонению каких существительных  будет посвящена тема.

    2. Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе».

    На доске запись : Пекин, Лондон -? (столичные города)

                                        Соловей, канарейка - ? (певчие птицы)

                                        Добрый, честный - ? (положительные качества человека)

    К каждой паре слов подобрать общее понятие в виде словосочетаний или фразы. Найдите общее и скажите о склонении какой части речи будем говорить на уроке.

    3. Тема: «Правописание местоимений с предлогами»

    На доске: (без) ракеты, () фамилией, (ля) него, (без)тебя, (с) ней, (к) городу, (для) победы, (к) нему.

    Прочитайте, разделите слова на возможное количество групп с объяснением.

    Назвать орфограммы. Найти неизвестную орфограмму и сформулировать тему урока.

    4.Тема: «Спряжение глаголов».

    На доске: с-диш-,св-тлееш-, кр-чиш-, вл-заеш-, зам-чаеш-,ч-рнееш-. Прочитать, найти общее, разделить по группам по двум признакам одновременно. На какой вопрос  нам  предстоит ответить на уроке?  

    5. Тема: «Правописание не с глаголом». На доске пословицы: Дело лени  (не)любит. Ласковым словом и камень растопишь. Лень добра (не) делает.

    Прочитать, объединить 2 по 4 признакам, установить к какой части речи относится частица не, сформулировать тему урока.

    6. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний  имен прилагательных» На доске: любимый город, нов-  школа, широк- поле, старш- брат, больш- окно,высок- стена. Определить общее, назвать словосочетания, в которых нет прилагательных среднего и женского рода, найти словосочетания , в которых нет прилагательных женского и мужского рода, найти  словосочетания  в которых нет прилагательных  мужского и среднего рода. Назвать общий грамматический признак прилагательных последней группы и имеющуюся орфограмму, сформулируйте тему урока.

    Приложение 2.

    Виды упражнений минутки чистописания.

    1.Рассмотрите данное изображение. Какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается чаще других. Сколько раз она изображена.        

    Р Я У Х Б

    О Х

    Р М В Г Р

    Н Р

    2. Упражнения , направленные   на развитие аналитико-синтетического мышления и речевых способностей. Ряд букв: т, п, к, е, н.Какую букву будем писать, объясните почему?

    3. Упражнения, где акцент делается на развитие абстрактного мышления и устной речи. Расшифруем данную запись и определим букву.

    5 3 1

    Д В ?(А)

    4. Упражнения, направленные на развитие речи, умение сравнивать, сопоставлять и находить общее в частых  лингвистических явлениях, абстрагировать

    Б О Р Т

    З У Б Р

    О Б О З

    Б О Р Щ

    5. С помощью этой буквы  образуются все слова  данной схемы

    К

    Т М Л Н К Д

    6. Через подбор синонимов или к словам : доктор-врач, рев-…(плач), зов - …(клич), ураган - …(смерч).

    Вторая часть подготовительного этапа. Например   :/а //а ///а…(закономерность: строчная  а  чередуется с наклонными прямыми, которые увеличиваются на одну),  ра, рб, рв, рг, …( закономерность: строчная  р   чередуется с буквами алфавита), обл, лбо, обл,лбо …(закономерность: строчная буква  б  пишется с буквами о и л, которые в звене цепочки меняются местами).  

    Приложение 3.

    1. Для определения нового слова надо расположить прямоугольники в порядке увеличения точек.

    2. В учебный процесс вводятся упражнения , предусматривающие полное отсутствие указаний. Например, К М О О Р Л О О В К А О

    3. Два слова зашифрованы с помощью чисел.

    1 слово: 3,1,11,6,12,13,1. (капуста)

    2 слово: 3,1,5,13,4,7,10,9,8. (картофель)

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

    А г к о р у ф ь л е п с т

    4.Зачеркните буквы , обозначающие глухие согласные  звуки в цепочке и узнаете слово. П Ф Б К Т Х Е Ш С Р Ч Е Щ З Ц А (береза)

    5. Прочитайте: выд-вить, охр-нять, б-лезнь, кр-ситель, зн-чение, мн-жать, аб-жур, сл-мался, л-кает. Соединить первые буквы слов , в корне которых пишется гласная буква а, и вы узнаете слово с которым мы познакомимся. (Вокзал).

    Приложение 4.

    Виды упражнений при изучении нового материала.

    1. При изучении темы «Мягкий знак на конце имен существительных  после шипящих».

    Высокий уровень:

    Прочитайте слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.    

    Средний уровень:

    Прочитайте столбики слов, объясните принцип их группировки  ,сформулируйте правило их написания

    Дочь  врач

    Тишь  шалаш

    Рожь  нож

    Низкий уровень.

    Прочитайте, ответьте на вопросы:

    -К какой части речи относятся все слова?

    - Определите род существительных.

    - Какие согласные стоят в конце существительных?

    - В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?

    Приложение 5.

    Виды упражнений при закреплении изученного материала.

    Тема: «Знакомство со слогом»

    Прочитать, подобрать подходящее слово, обосновать ответ. Написать слова, сгруппировав  в соответствии  с темой урока.  

    Вода куст нора

    Крот роса ?

    Тема: «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей».

    Прочитай, напиши в строчку слова, которых нет в правом столбике, найдти среди них лишнее.

    (М,м)аршак (П,п)оэт

    (П,п)оэт (М,м)ихаил

    (А,а)лексей (Б,б)орисов

    (Р,р)епин (С,с)ергей

    (С,с)еменов (И,и)ванов

    Тема: «Слова, отвечающие на вопрос кто?что?»

    Соединить пары слов , подходящие по смыслу (диван-мебель). К каждому слову задать вопрос . Составленные пары записать.

    Лещ  цветок

    Тарелка  птица

    Сорока  посуда

    Ландыш  рыба.          

    Вывод.                                            

    Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку по предлагаемой системе происходит путем обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся на уроке. При этом не форсируется раннее обучение детей, не увеличивается объем учебного материала. Учитель лишь использует те преимущества в развитии интеллекта ребенка и овладении им основами курса русского языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

    В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....

    статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

    В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....

    статья на тему "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

    В статье раскрываются способы, технологии и методы, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Материал актуален особенно сейчас,в период внедрения ФГОС....

    "Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".

    На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...

    Деятельностный метод на уроках русского языка как фактор повышения качества образования

               Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавател...

    Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

    В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....