Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Минутки чистописания38 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное  развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания ).

    Термин «интеллект» появился в глубокой древности. Именно на ранних этапах становления личности происходит интеллектуальное развитие. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8-наполовину, а к 12-на три четверти. Некоторые авторы называют ещё более ранние сроки и соответственно большую роль детства, младших школьников в умственном развитии. Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку (легко усваивают новые слова, обороты речи, без особого труда формируются речевой слух, артикуляция). Однако это явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Возрастные особенности развития детского интеллекта, новейшие исследования в области педагогики и психологии, опыт практической педагогической работы- всё это даёт возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения русскому языку. Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств личности. Это достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения  по сравнению с традиционной системой.

     Изменение содержания осуществляется за счёт:

- введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;

- увеличения масштаба  использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока;

- расширения объёма работы с понятиями и терминами;

- включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.

    Вот, как это выглядит во время проведения минутки чистописания.

     Изменяются структура и методика её проведения. В структуре выделяются две фазы: подготовительная и исполнительная. Подготовительная, в свою очередь, состоит из двух частей. Рассмотрим конкретней:

- определение и формирование учащимися темы минутки чистописания;

- формирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов.

Например.

У. Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами, расшифровав следующую запись:

5                      3                    1

Д                      В                    ?

Д. Запись можно расшифровать следующим образом. Буква Д в алфавите пятая по счёту, буква В – третья, значит первая – А. Сегодня мы будем писать букву а.

У. Определите последовательность букв в данном ряду:

Ааб   Аав    Ааг   Аа…

Д. Заглавная А, строчная а чередуются с согласными буквами алфавита.

У. Напишите этот ряд до конца строки, соблюдая указанную последовательность.

     Во втором классе появляются более сложные варианты проведения минуток чистописания.

     Первый вариант предусматривает совмещение нахождения букв (буквы), предназначенной для написания, с неполным фонетическим разбором. Например, учитель пишет на доске слова: нос, лак, лён. Предлагается детям выполнить следующее задание: «Прочитайте слова. Определите букву, которую мы будем писать сегодня. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?» Учащиеся должны дать полный аргументированный ответ на два поставленных вопроса, не нарушая их последовательности и одновременно характеризуя предстоящие учебные действия, примерно следующим образом: «Сегодня мы будем писать во время минутки чистописания букву л. Она находится в слове лён, где обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук (Л”)».

     От урока к уроку задания первого варианта усложняются за счёт увеличения в них количества исходных слов, что позволяет целенаправленно и стабильно развивать объём и распределение внимания, сосредоточенность, наблюдательность, аналитическое мышление. Например, учитель пишет на доске пять слов: енот, ёлка, маяк, льёт, мёд. Даёт задание: «Определите букву, которую будем писать сегодня. Она обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква? В каком слове она находится?».

     Второй, более сложный вариант, предполагает совмещение поиска с неполным фонетическим разбором и одновременным введением дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными темами русского языка. Например, учитель пишет на доске слова: лампа, ветка, отлетел. Формулирует задание: «Определите букву, которую будем писать на минутке правописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится?».

     Третий вариант – использование в той или иной форме в процессе поиска буквы элементов шифра, кодирования и т.д. Например, учитель пишет на доске слова: берёза, песок, глаз, суббота, беда, пальто, лес, собака, работа. Окно и шифр к ним 1-4-1. Предлагает детям задание: «Расшифруйте данные цифры, используя только те слова из словарика, написанные в этом ряду, и применяя правило о роде имен существительных. Если вы правильно сгруппируете слова в соответствии с шифром, то в каждом слове второй группы найдёте искомую букву. Какая это буква? В каких словах встречается? Ответ учащихся: «Сегодня мы будем писать согласную букву б. Она есть во всех словах второй группы, которую составляют существительные женского рода: берёза, суббота, собака, работа. К первой группе относится сущ-е мужского рода: песок, к третьей – сущ-е среднего рода: пальто. Отсюда шифр: 1-4-1».

     Наконец,  четвёртый вариант обеспечивает необходимость самостоятельного формулирования и выполнения задания, предусматривающего определение буквы. На доске запись:

Большой – маленький

Сухой - ?

Война - ?

Глубокий - ?

Старый - ?

Гладить - ?

Твёрдый - ?

     И даёт установку: «Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую  букву мы будем писать на минутке чистописания. « Возможный ответ: «К словам левого столбика надо подобрать слова противоположные по смыслу и начинающиеся на букву М:

Большой - маленький

Старый – молодой

Сухой – мокрый

Гладить – мять

Война – мир

Твёрдый – мягкий

Глубокий – мелкий

Значит, мы сегодня будем писать букву М».

     Таким образом, постепенно минутка чистописания становится  универсальной структурной частью урока. Во время её проведения, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слова по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается дальнейшее формирование важнейших качеств интеллекта, и всё это на фоне увеличения роли учащихся в осуществлении учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Обобщение опыта: "Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка"

Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Необходимость таких перемен в обра...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Обобщение опыта по теме:"Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка"

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения. Наивысшие возможности  образовательные результаты вохник5ают только тогда,когда любые воздействия учителей, школы совпад...

Обобщение педагогического опыта «Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка».

Тема: «Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка».       Эта работа раскрывает понятие «коммуникативные умения мла...