Главные вкладки

    Статья на тему:
    Деятельностный метод на уроках русского языка как фактор повышения качества образования

                 Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл deyat._met._na_ur._r.yaz_.docx41.35 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                         

    Деятельностный метод  на уроках русского языка

     как фактор повышения качества образования

                До сих пор в начальной школе преобладает метод наглядного объяснения нового материала, который иногда дополняется некоторыми приемами «активизации деятельности детей»: игровые моменты, создание проблемных ситуаций, проблемно-диалоговое обучение и т.д. Результат: учащиеся забывают вскоре многое из того, что так долго и старательно пытались понять и запомнить, оказываются не готовыми к осознанному выбору и адекватному самоопределению. Значит, нужно что-то менять в работе учителя, искать и реализовывать новые подходы к обучению.

                 Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

            Главным, пожалуй, будет здесь слово «собственной». То есть понятно, что не в деятельности учителя по передаче готовых знаний.

            Если просматривать требования со стороны общества к подготовке выпускника, то можно увидеть, что они меняются вместе с изменением социально - значимого уровня сформированности деятельностных способностей, определяющих востребованность человека в общественном производстве. Каждые 10 лет объем научной информации удваивается, а это значит, что сегодня усвоение учеником любого фиксированного объема знаний недостаточно для его успешной самореализации в жизни. Исторический опыт показывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка.

            Для того, чтобы научиться чему-либо, ученик должен захотеть этого и дать себе соответствующую установку – поставить цель. В связи с чем это может произойти? Если он чего-то не знает или не умеет, а это для него важно .Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то сделал сам ( ведь не хватает ему самому). Он еще не знал, получится у него или нет, но надеялся, что получится, и попробовал. Но в его действиях возникло затруднение. Зачем он начал пробовать? Потому что чего-то захотел, и понял, что у него это может получиться, даже представил, как это будет происходить, т.е. ребенок самоопределился.

          При использовании данного метода в обучении к концу 4 класса у учащегося будут сформированы:

    • Способности к пониманию самостоятельно прочитанных текстов.
    • Способности к самомотивированию и самоопределению в деятельности.
    • Способности к осуществлению пробных действий.
    • Способности к фиксированию затруднений.
    • Способности к исследованию и выявлению причин затруднений.
    • Способности к проектированию.
    • Способности к самоконтролю и самооценке.
    • Способности к рефлексивной самоорганизации и самоизменению  в целом.

           Типология уроков в деятельностном методе обучения представлена четырьмя видами:

    1. урок «открытия» нового знания,
    2. урок рефлексии,
    3. урок развивающего контроля,
    4. урок общеметодологической направленности.

    Урок « открытия» нового знания.

    Деятельностная цель:

    Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

    Содержательная цель:

    Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

    1.Этап мотивации к учебной деятельности (1 – 2 мин.); (приемы как путешествие на корабле, приглашение в гости и т.д. ничего общего не имеют с пониманием нормы учебной деятельности (надо – могу – хочу), они направлены на то, чтобы создать хорошее настроение, привлечь внимание, включить в деятельность, которая с учебной не имеет ничего общего)

    2.Этап актуализации и пробного учебного действия (5 – 7мин.);( необходимо, чтобы дети воспроизвели и зафиксировали ЗУНы, необходимые и достаточные для построения нового знания, попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания и зафиксировали затруднение в выполнении задания или его обосновании)

    3.Этап выявления места и причины затруднения; (анализ пошагово всех действий, фиксация шага, на котором возникло затруднение, выявление знания или умения, которого недостает)

    4.Этап построения проекта выхода из затруднения (формулировка темы урока);

    5.Этап реализации построенного проекта; ( на основе выдвинутого метода выдвинуть и обосновать гипотезы, используя модели, схемы и т.д., зафиксировали в обобщенном виде способ действий, а также преодоление возникшего ранее затруднения)

    6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (парная, групповая работа);

    7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

    8.Этап включения в систему знаний и повторения;

    9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

          Как в помощь учителю, так и ребенку авторы предлагают  использовать человечка, который носит имя Смайлик. Но это не тот Буратино или Зайчик, которого мы с вами использовали раньше. Задачи у этого маленького человечка совсем другие. Мы думаем, что он поможет разобраться в определенных тонкостях деятельностного метода обучения. Для детей – это адаптированная структура учебной деятельности, без ее знания он не может научиться учиться.

         Итак, попробуем представить как работает этот метод на уроке «открытия нового знания» во 2 классе при изучении темы «Корень» .

    Деятельностная цель:

    Формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения находить корень.

    Содержательная цель:

    Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: корень – главная часть слова; в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.

    Задачи урока:

     - выявить особенности выделения и значения корня в словах,

     - расширять словарный запас детей,

     - развивать орфографическую зоркость, познавательные процессы,

     - воспитывать культуру письма, культуру общения.

    Структура урока:

    1. Этап мотивации.
    2. Актуализация и пробное учебное действие.
    3. Выявление места и причины затруднения.
    4. Построение проекта выхода из затруднения.
    5. Реализация построенного проекта.
    6. Первичное закрепление с проговариванием.
    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
    8. Включение в систему знаний и повторение.
    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Ход урока:

    1. Этап мотивации.

    - Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? ( чему-то научиться)

    - «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что по-вашему это значит? ( нужно учить новое, не забывая старого)

    1. Актуализация и пробное учебное действие.

    Актуализация

    - Знакомо ли вам слово «корень»? (корень бывает у растений, на уроках русского языка мы тоже встречались с корнем)

    - С каким корнем мы встречались на уроках русского языка? ( в словах-родственниках  – общая часть)

    - Какие части слов вы еще знаете? (приставка, суффикс, окончание)

    ЗАДАНИЕ:

    а)найдите одинаковую часть в словах и назовите ее, придумайте еще по одному слову в каждый ряд:

    • походка, поездка, пошел, повез (общая часть – приставка по-, еще слово - побежал)
    • зубок, лесок, глазок, медок (общая часть – суффикс –ок, слово - росток)
    • вода, езда, леса, коса (общая часть – окончание –а, например - глаза)
    • голос, голосок, голосочек, заголосить (общая часть – корень голос-, например - безголосый)

    -  Какие это все слова? (однокоренные)

    - Какие слова называются однокоренными? (с одинаковым корнем)

    - Что такое корень? (общая часть слов-родственников)

    - А про какие слова мы можем сказать, что они родственники?

    Пробное действие

    - Хотите попробовать поискать корень в других словах? ( да)

    Работа с карточками.

    ЗАДАНИЕ:

    Найти и выделить корень в словах: Пол, поле, полоса.

    Ответы учащихся неоднозначны.

    1. Выявление места и причины затруднения.

    - Остановитесь, подумайте и расскажите, как вы действовали до этого ряда слов? (читали слова-родственники, находили общую часть, она и являлась корнем)

    - Прочитайте слова, найдите общую часть, будет ли она являться корнем во всех словах?

    - Докажите.

    1. Построение проекта выхода из затруднения.

    - Так что же вы будете делать, чтобы правильно определить корень каждого из этих слов?( надо подобрать побольше слов-родственников к каждому слову, найти общую часть, это и будет корень)

    - Какие слова мы называем родственниками? (с общим значением)

    - Чему главному вы научитесь сегодня на уроке?  (находить и выделять корень в разных словах)

    1. Реализация построенного проекта.

    - Вернемся к нашим словам. С помощью того способа, который вы сейчас обосновали, найдите корень в слове: пол.

    ( учитель выступает в роли оппонента, предлагая контраргументы)

    После работы со словами новый способ действий фиксируется в речи и знаково:

     - Что нужно сделать, чтобы правильно найти и выделить корень?

         Корень

    слово

    Слова-родственники

    Общая часть

    1. Первичное закрепление с проговариванием.

    - Обратимся к словам: поле, полоса

    -  Найдем и обозначим корень (проговаривается весь алгоритм)

    1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    - Для самостоятельной работы я подготовила несколько слов. Каждый из вас может выбрать любые три.

    - Как выдумаете, что вы будете делать? (находить и обозначать корень в словах)

    ЗАДАНИЕ:

     Коробка, березовая, травинка, подводник.

    Проверим по эталону и образцу:

                                                             

                                                    слово

            коробка            березовая

                                       Слова-родственники

            травинка        подводник

                                                Общая часть

    - У кого возникли трудности?

    - В чем была причина твоего затруднения?

    ( для детей, допустивших ошибки предоставить возможность их исправления)

    1. Включение в систему знаний и повторение.

    - Чем похожи слова-родственники? ( общее значение, одинаковый корень)

    - Как вы думаете, какая часть слова является главной? ( корень)

    - Почему? ( он объединяет слова-родственники)

    - Что еще объединяет слова-родственники? ( общее значение)

    - Как вы думаете, в какой части слова заключен общий смысл однокоренных слов? ( в корне)

    - Кто заметил, как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)

    - Где нам может помочь это знание и умение выделять корень? (при проверке безударных гласных)

    - Что вы еще узнали о корне? ( в нем заключен основной смысл всех однокоренных слов, это главная часть)

    ЗАДАНИЕ
    а) вставить пропущенные буквы:

    н.бесный, хл.бороб, р.чная (рыба), к.рмушка (для птиц).

    б) выборочный диктант:

    выбрать и записать однокоренные слова, обозначить корень:

    У леса стоит деревня. Деревенские ребята любят собирать лесные ягоды. А мамы потом готовят ягодный пирог.  

    1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    - Определите цель вашей деятельности сегодня на уроке (я учился находить корень в разных словах)

    - Какие трудности встречали?

    - Помогла ли сегодняшняя работа справиться с этой задачей быстрее и легче?

    Задание  для самоподготовки:

    Подобрать 3 неоднокоренных слова, обозначить в каждом слове корень.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация деятельностного метода на уроках русского языка - круглый стол для учителей начальных классов

    Реализация деятельностного метода на уроках русского языка - круглый стол для учителей начальных классов....

    Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

    В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

    Заседание МО на тему «Формирование УУД как фактор повышения качества образования».

    В материале раскрыты методы, приемы, формы работы при формировании  УУД в начальной школе, даны рекомендации по обеспечению преемственности в формирование УУД на второй ступени обучения ....

    Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

    В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

    Педагогический проект«Системно-деятельностный метод в обучении русскому языку как необходимое условие качественного образования »

    Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.    ...