Главные вкладки

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
    статья по чтению на тему

    Палазова Жанна Фёдоровна

     

    В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

    Основным источником познания является книга. К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_2_nsportal_20.11.2014.docx18.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников

    на уроках и внеурочной деятельности

    В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

    Основным источником познания является книга. К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности (ФЧС) школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.

     Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению - кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

    Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность». [2]

     Для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения.

     В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой, так как резко сокращается чтение взрослого ребёнку. Это одна из причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух, необходимо  чтение вслух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух важно не только для дошкольников и младших школьников, но и в более старшем возрасте.

    Задачи школы - научить ребенка самостоятельно, добровольно находить, выбирать книгу - собеседника; научить полноценному общению с книгой, то есть читательской самостоятельности. Читательская самостоятельность - это индивидуальное, без непосредственной помощи учителя, родителей, товарищей, библиотекаря и т.д. общения ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок осуществляет осознанный выбор книги для себя и прочитывает книгу по всем правилам. Весь путь своего отношения к книге ребенок проходит только с помощью самой книги, которой он овладел как приспособлением для чтения. На помощь ребенку направлены все элементы книги: заглавия, иллюстрации, сведения об авторе, сноски, шрифты и т.д.

    Чтобы вызвать у детей интерес к чтению книг необходимо соблюдать методические принципы отбора книг, рекомендуемых детям.

    Во-первых, при отборе книг нужно руководствоваться воспитательными целями.

    Во-вторых, необходимо жанровое и тематическое разнообразие: проза и стихи; художественная и научно-популярная литература; книги о сегодняшнем дне и о прошедшем; произведения писателей-классиков и современных авторов; фольклор - сказки, загадки; книга и журнал, газета, произведения русских , украинских авторов и переводы…

    В-третьих, учет возрастных особенностей детей, принцип доступности. Так, в 1-м классе, рекомендуют рассказы, сказки, стихотворения на такие доступные детям темы, как Родина, труд, жизнь людей, животные и растения. Небольшие по размеру детские книги (хорошо иллюстрированные, с крупным шрифтом) русских и белорусских (в переводе на русский язык) писателей.

    Расширение читательского кругозора за счет исторических повестей и рассказов, автобиографической, документальной, очерковой литературы, приключенческой детской книги, книг о культуре и искусстве.

    Четвертый принцип отбора книг для детей – принцип индивидуального интереса, самостоятельности учащегося в выборе книги.

    Пятый принцип: детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся высокими художественными достоинствами (те, которые выдержали проверку временем).

    Следует остановиться на вспомогательных формах, обеспечивающие непрерывность всей работы, создающие фон для уроков внеклассного чтения.

    Пропаганда книги. В классе вывешиваются списки рекомендуемой литературы, они периодически обновляются и дополняются. Учителем организуются выставки книжных новинок, книги пропагандируются в непосредственном общении с учащимися: в выступлениях библиотекаря в классе, в индивидуальных беседах учителя с детьми.

    Индивидуальная помощь и контроль. Беседы с учащимися о той книге, которую он читает или прочитал, обмен мнениями, сравнение книги с кинофильмом, обсуждение иллюстраций, просмотр записей ученика о прочитанных книгах, посещение учащегося на дому и знакомство с его домашней библиотечкой, беседа с родителями о чтении школьника и т.п.

    Массовые внеклассные мероприятия: литературные утренники, викторины, КВН, встречи с писателями, учителями литературы старших классов, литературные экскурсии. В подготовке массовых мероприятий обязательно участвуют сами школьники: они готовятся к выступлениям, выпускают монтажи, оборудуют выставки, встречают гостей, организуют игры. На массовые мероприятия приглашаются родители; нередко они участвуют и в подготовке праздника, утренника, встречи.

    Запись в библиотеку. В школьную библиотеку первоклассники записываются по мере овладения навыком чтения. К концу первого полугодия все первоклассники уже становятся читателями библиотеки. 1 – 2 раза в месяц учитель посещает библиотеку, знакомиться с читательскими формулярами и беседует с библиотекарем школы.

    Обычно дети записываются также и в другую библиотеку – по месту жительства, городскую. Посещение внешкольной библиотеки очень развивает детей.

    Учет прочитанного. Учитывать прочитанное можно и по библиотечным формулярам. Желательно к этой работе привлечь каждого школьника-читателя. В школе используются читательские дневники. Прочитанное учитывается и в устных формах: учащиеся говорят о прочитанных книгах на уроках внеклассного чтения, на обычных уроках чтения, в индивидуальных беседах с учителем.

    Несмотря на то, что это вспомогательная работа тем не менее, она приучает детей к правильному общению с книгой, к бережному отношению к книге, а это немаловажная задача.

    Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не столько программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг. Она подчинена задаче привития потребности чтения книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний.

    Следование эти принципам позволит повысить интерес к чтению, к книге, а это в свою очередь расширит кругозор детей.

    Литература

    1. Гобова Е.С. Понимать детей - дело интересное / Е.С.Гобова. - М.: Аграф, 1997. - 240с.
    2. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. - 96с.
    3. Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Начальная школа. - 1998. - № 9. - С.11-16.
    4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности а обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.
    5. Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум / Сост. Б.А.Ланин. - М.: Академия, 2003. - 380с.
    6. Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
    7. Национальная программа поддержки и развития чтения // Библиотека.-№1.-2006.
    8. Программы для средней общеобразовательной школы. 1-2 классы. - К.: Початкова школа, 2002. - 296с. .
    9. Светловская. Н.Н. Методика внеклассного чтения.- М.,1977.
    10. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.
    11. Сухомлинский В.А. Моя прекрасная вера / «Юность», 1968, №9 /
    12. Тихомирова И.И. Стимулы и мотивы чтения // Школьная библиотека.-№5.-2002.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"

    В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....

    доклад на тему "Формирование читательской самостоятельности младшего школьника на уроках и во внеурочное время"

    Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – ...

    Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

    Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса ч...

    Формирование читательской компетенции младших школьников в курсе внеурочной деятельности «Мир книг»

    В статье рассматривается курс внеурочной деятельности "Мир книг" как средство формирования читательской компетенции младших школьников....

    «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

    Многие авторы (Л.С.Выготский, И.И.Тихомирова)  считают, что  для формирования читательской самостоятельности ребенка необходимо заинтересовать книгой, удивить процессом чтения. Эта стат...

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

    Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.Полноценный навык чтения - эт...