Формирование читательской компетенции младших школьников в курсе внеурочной деятельности «Мир книг»
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Евфимовская Алла Владиславовна

В статье рассматривается курс внеурочной деятельности "Мир книг" как средство формирования читательской компетенции младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_evfimovskoy_a.v._chitatelskaya_kompetentnost.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской компетенции младших школьников в курсе внеурочной деятельности «Мир книг»

(27 апреля 2018 VI Межрегиональная научно-практическая конференция «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка»)

Евфимовская Алла Владиславовна

учитель начальных классов

МБОУ Школа №6 г.о. Самара

Читательская компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, предоставленную в звуко - буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Так определяют читательскую компетентность Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. (СЛАЙД 2)

Перед современным учителем стоит чёткая цель - воспитание квалифицированного, талантливого, творческого читателя. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения, это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков, умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в различных ситуациях общения, деятельности.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Курс внеурочной деятельности «Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Эти занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели курса: (СЛАЙД 3)

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Преемственность курса с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Формы организации занятий разнообразны: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты. Встречи с писателями своего края, уроки-спектакли. (СЛАЙД 4)

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях проводится работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Программа курса – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий помогает младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (титульный лист, введение, предисловие и пр.), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые знакомят читателя с авторами детских книг, обогащают читательский опыт.

В результате освоения программы формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО: (СЛАЙД 5)

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения: (СЛАЙД 6)

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения: (СЛАЙД 7)

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения: (СЛАЙД 8)

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения орали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсе чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения.

Эффективными формами деятельности учащихся начальной школы на уроках внеклассного чтения являются: (СЛАЙД 9)

  • совместное «чтение» - слушание художественных произведений, разнообразных по форме и настроению и увлекающих детей и взрослого;
  • «чтение» - игра;
  • «чтение» - рассматривание;
  • индивидуальное чтение;
  • слушание аудиозаписей или чтение наизусть;
  • учебно-художественные игры (игры с художественными средствами, инсценирование, драматизация, этюды мимические и др.);
  • задания, способствующие повторному переживанию прочитанного (сделай рисунок к прочитанному, вылепи героя сказки и т.п.).

Способствовать формированию читательской компетенции младших школьников могут следующие формы работы:

  • рассматривание книги;
  • чтение книг;
  • работа с выставкой книг.

(СЛАЙД 10) Опишем методику рассматривания книги. Сначала ребятам предлагается рассмотреть обложку книги. Учитель обращает внимание на ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о писателе, с какими его произведениями они знакомы. Ребята могут пересказать ранее прочитанные произведения данного автора. Внимание к творчеству того или иного писателя может быть привлечено просмотром фрагмента художественного или мультипликационного фильма. Далее младшим школьникам можно предложить сопоставить содержание произведения с его экранизацией, а также с надписями к иллюстрации, ассоциации расширяются и уточняются (решается вопрос: может ли быть в этой книге знакомое и нужное произведение). На итоговых занятиях представляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнивать свои работы с работами своих одноклассников, проявить «зрительское умение», «критическую оценку» художественного произведения.

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений может стать использование приема устного словесного рисования. Словесное рисование – это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения. Словесная картина иначе называется словесной иллюстрацией. Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов, т.к. нельзя описать то, чего не видишь, не представляешь. Кроме того, в процессе описания устной или письменной картины развивается речь ребенка и его логическое мышление.

(СЛАЙД 11) Эффективным средством формирования читательской компетенции является создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Диафильм – серия иллюстраций, отражающих фабулу произведения, с подписями, в общих чертах, передающих его основное содержание. Этот прием родственен словесному рисованию. Однако он гораздо сложнее по своему содержанию и требует следующих умений: во-первых, ребята должны составлять план произведения; определять идею; выделять главное в содержании каждого эпизода; конкретизировать словесные образы в воображении и описывать мысленно увиденное. Здесь проявятся творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов продемонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

В целях формирования читательской компетенции можно предложить и такие виды работы, как литературные конкурсы, викторины на знание творчества того или иного писателя; ведение читательских дневников, в которых фиксируются главные герои произведения, выписывается их характеристика; создание классной библиотеки; уроки читательского мастерства; подготовка презентаций произведений; тесное сотрудничество со школьной библиотекой; проблемно - поисковые ситуации; семейное чтение.

В нашей школе стало традицией проведение «Недели детской книги». (СЛАЙД 12 - 19)

День  первый.

   *  проведение беседы на тему "А у книжки именины!" –  о том, где и когда родилась "Неделя детской книги";

   * Рассказ о Ш. Перро и его книгах

   * Выставка «Книги-юбиляры 2018 года»;

   *  "Моя любимая книжка!" - презентация любимой книги;

День

второй

* творческая мастерская "Рукам работа – сердцу радость" - изготовление аппликаций, лепка "По страницам любимых произведений"

* Встреча с писателем-земляком, который  пишет книги для детей

* "Ребятишкины книжки" - презентация рукописных книг, изготовленных совместно с родителями.

День

третий

*  "Калейдоскоп стихотворений" - конкурс на лучшее прочтение  стихотворений из учебника «Литературное чтение»; 

* ремонт "заболевших" книг в книжном уголке "Книжкина больница".

День

четвёртый

 По дорогам  сказок

* Литературные игры "В гостях у сказки";

* настольные игры "Собери и угадай", "Исправь ошибку",  Книжное  лото.

День

Пятый

*Обзор  "Книги разные нужны, книги всякие важны" - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности;

*Состязание на звание «Самый внимательный читатель-слушатель»

*Выставка «Писатели-юбиляры»

День

шестой

Внеурочные занятия, посвящённые  Неделе детской книги

Любимые книги наших родителей, дедушек и бабушек

Книжкина больница

День

седьмой

Всей семьёй  - в  детскую библиотеку.

Рассмотрим план проведения читательской конференции по книге земляка О. Корниенко «Шаги за дверью».

1. Учимся рассказывать о прочитанной книге

- Сколько рассказов в этом сборнике? Как они называются?

- Назовите рассказ, который вам особенно понравился?

- Какое событие описано   в нём?

- Кто герои этого рассказа? Где они живут и чем заняты?

2. Осмысливаем заголовок сборника

     - В сборнике, как и в любом художественном произведении, заголовок выбирается не случайно. Он направляет наше внимание, помогает понять главную мысль, позицию автора. Олег Иванович Корниенко назвал свой сборник рассказов «Шаги за дверью» Как, по-вашему, чьи эти шаги? (шаги моих друзей детства)

-  Кто  слышит эти шаги и за какой дверью они раздаются? (их слышит автор и мы, его читатели. А шаги эти слышны за дверью детства.)

-  Каким оно было, детство автора и его сверстников?

-  Кто из героев рассказов О.Корниенко вам наиболее близок и понятен?

- С кем из героев рассказов О.Корниенко вам хотелось бы подружиться? Почему?

  3. Главная идея сборника рассказов О. Корниенко «Шаги за дверью»

      В рассказах О.Корниенко действуют в основном мальчишки, которые умеют дружить и готовы прийти на помощь другу, даже если это обычный ёжик

      Для Олега Ивановича Корниенко это не простые слова. Его дружба проверена войной, где от тебя зависит не только твоя жизнь, но и жизнь товарищей.

4.  О чём задумались вы, прочитав рассказы этого сборника?

    - Какие вопросы вы теперь хотели бы задать  автору?

      14 февраля отмечается международный день дарения книг. Кому бы вы подарили книгу Олега Ивановича. Корниенко и почему?

Читательские конференции способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, умения слушать, задавать вопросы, поддерживать беседу на определенную тему, вызывают читательский интерес.

Современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова француженки Сесиль Лупан, которая в своей книге «Поверь в своё дитя», обращаясь к родителям и педагогам, писала: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...

Формирование читательских компетенций младших школьников через организацию проектной деятельности.

quot;Чтение должно стать для ребенка  очень тонким инструментом овладения знаниями  и  вместе с тем источником богатой духовной жизни"   В.А,Сухомлинский.. В статье расс...

Образовательный проект: на тему: Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и на...

Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников (родительское собрание)

Родительское собрание.В помощь родителям по осознанию ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьников и вовлечению родителей в решение проблемы....

Родительское собрание по теме "Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников"

В материалах собрания затрагивается тема о важности роли чтения в жизни детей....