доклад на тему "Формирование читательской самостоятельности младшего школьника на уроках и во внеурочное время"
методическая разработка по теме

Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shvetsova_doklad.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Формирование читательской самостоятельности на уроках и во внеурочное время»

    а) роль семьи в формировании читательской самостоятельности младшего школьника;

    б) уроки внеклассного чтения:

     в) элементы технологии Зайцева

       СЛАЙД 1

         На вопрос «Что читают наши дети?» родители и мы - учителя  чаще всего даем два ответа: ничего или «школьную программу». Но проблему чтения среди школьников замечают не только  родители и учителя. Психологи изучают явления спада интереса к чтению. Кстати, психологи считают, что привить любовь к чтению возможно только  до 9 лет.

Как обстоят дела у нас с чтением в семье?

Я провела со своими детьми - четвероклассниками небольшое анкетирование, касающееся чтения:

(анкета для детей)

Вот результаты:

На вопрос:

1.Как ты проводишь вечер в семье?

Учащиеся ответили: СЛАЙД 2

Играю на компьютере

30%

Делаю уроки

25%

Смотрю телевизор

17%

Играю с сестрой, с братиком

14%

Читаю книги

7%

Гуляю на улице

7%

Как мы видим, чтение как форма проведения вечера в семье занимает у детей весьма скромное место, совместное чтение отсутствует вовсе.

СЛАЙД 3

2. Любишь ли ты читать книги?

Ответили «да» - 85 %

«нет» - 15 %

При ответе на вопрос:

3.Что ты больше всего любишь делать в свободное время?

Ответы распределились следующим образом: СЛАЙД 4

Смотреть мультфильмы

28%

Рисовать

14 %

Играть на компьютере

14%

Играть в шашки, шахматы

10%

Поделки

10%

Гулять всей семьей

7%

Играть на муз. инструментах

7%

Читать книги

7%

Вязать

                         3%

В тоже время на вопрос: СЛАЙД 5 

4. Мама предложила вместо компьютерной игры почитать совместно книгу, ты бы согласился?

Ответили «да»-  89%

Мы видим, что  большинство детей готовы на совместное чтение с родителями.

Наша самая распространенная ошибка в том, что многие родители, которые много и с удовольствием читали своим детям - дошкольникам вслух, считают свой долг выполненным, как только их ребенок начинает читать сам, и тогда на просьбу: «Почитай, пожалуйста!» - ребенок слышит в ответ: «Читай сам, ты уже умеешь!». Одним из важнейших факторов, обеспечивающих «выживание» общества, является сохранение в нем традиций, которые выражают весь комплекс связей прошлого с настоящим.

Три составляющие должны создавать окружение, формирующее читающего человека: семья, школа, библиотека.

Поэтому в  1 классе именно этому я посвящаю   родительское собрание, объясняя, насколько ребенок будет успешен в обучении, в значительной степени зависит от того, как он читает и что он читает.

Семейное чтение очень важный аспект в формировании читательской самостоятельности. Родителям я предлагаю следующие приемы и рекомендации: СЛАЙД 6

Памятка для родителей.

1.Читайте ежедневно.

2. Читать по 5-10 минут несколько раз в день (такая тренировка эффективнее, чем чтение за один прием)

3. Заведите в семье ритуал совместного вечернего чтения.

4. Изучите списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения.

5. Выберите интересную и занимательную книгу.

6. Читайте вслух по ролям или по очереди.

7. Определите продолжительность чтения (чтобы чтение не притупило интереса к книге)

8. Беседуйте с детьми о прочитанном.

9. Никогда не наказывайте ребенка чтением вместо игры, прогулки или просмотра телевизора.

10. Включите в круг детского домашнего чтения журналы и газеты для детей.

11. Проявляйте постоянный интерес к тому, что читают ваши дети.

 12.Главный пример – вы сами.

13. Создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку.

14.Приучайте детей соблюдать основные правила гигиены чтения.

И еще даю несколько советов по: СЛАЙД 7

Выявление связей и причин.

По ходу чтения останавливаться и задавать ребенку вопросы:  «Как ты думаешь, почему так получилось?», «Как выйти из этой ситуации?». Постановка этих вопросов и нахождение ответов на них ведут к пониманию причинно-следственных отношений, пронизывающих текст.

СЛАЙД 8 «Неоконченные рассказы»: предлагать  ребенку досочинить начатый рассказ. Это упражнение хорошо развивает творческое воображение, логику, внимание, активизирует его жизненный опыт, систему ценностей.

СЛАЙД 9 Внимание к слову.

Неполное и неточное понимание слов не дает возможности и представить все реалии, о которых сказано в тексте. Совместно расшифровывать непонятные слова, обращаться к словарям. Иначе это превратится в устойчивую привычку к приблизительному усвоению  смысла сообщения.

  СЛАЙД 10 Придумывайте игры.

Дети, играя, моделируют окружающий мир, отношения между людьми. Благодаря воображению, они живут напряженной жизнью, полной познания, им хочется быть ее полноправными участниками, ее героями. И они воображают – фантазируют, придумывая игры и сказки, в которых есть то, чего у них нет в реальности. Цель этих занятий – не только активизировать воображение, но и создать творческую обстановку. Например, буква «Ф». Пофантазируйте вместе с ребенком , на что похожа буква; сделайте букву близкой, имеющей свой характер. Для этого можно предложить такие вопросы:

Какого роста буква – высокая или низкая?

Толстая или тонкая?

Какого цвета она сама или какого цвета любит носить одежды?

Добрая или злая?

Где живет?

С кем дружит?

 

СЛАЙД 11 Метод Кассиля

Помогает развивать технику чтения. Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом, родитель читает вслух, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца или матери нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе.

СЛАЙД 12 Метод Искры Даунис, детского психолога. Однажды ребенок просыпается и находит письмо от какого-нибудь сказочного героя, где тот в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте удается найти. Ребенок подозревает игру, но все же радуется. С каждым днем письма длиннее, читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Если есть проблемы с техникой чтения, нужно порекомендовать родителям совместное чтение. Для этого взять несложный интересный текст, дайте один экземпляр ребенку, второй -родителю. Пусть ребенок читает вместе. Читайте очень медленно, а когда убедитесь, что он успевает - постепенно ускорять темп, делать нужно плавно, чтобы ребенок не замечал изменения скорости чтения.

Время от времени писать ребенку записки. Это может быть список дел, которые ему нужно выполнить или просто пожелание удачного дня. Оставлять ребенку смешные и интересные записки, чтобы ему хотелось прочесть их. Когда мой внук пошел в 1 класс, был у нас такой момент, чтобы привлечь, заинтересовать чтением., бабуле пришлось заниматься таким образом. А в этом году он уже пишет стихотворные нелепицы. Бабуля , я люблю тебя, ты мне как звезда.

 Нужно убедить родителей в том, что процесс семейного чтения вслух, в котором участвуют и взрослые и дети, является мощным фактором формирования духовных устоев семьи в целом: установление гармонии, взаимопонимания, единства интересов родных людей.

Работа на уроках внеклассного чтения:

Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению.

Подготовительный этап  

6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».  Подготовительный этап   протекает параллельно с периодом обучения грамоте.  Основная  учебная задача этого периода - показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами.

Начальный этап

8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

Основной этап

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

       В 3-4 классах внеклассное чтение становится по-настоящему чтением вне класса: дети получают задания на дом, так как их читательские умения достигают порогового уровня  и они могут самостоятельно действовать с книгой и среди книг. Целью обучения на этом этапе провозглашается формирование читательских интересов; именно теперь дети должны убедиться в том, что мир - это широкий и увлекательный мир разных собеседников - авторов, в котором каждый читатель может найти что - то интересное для себя. Необходимо научить ребенка видеть в книге собеседника, приучить мысли к тому, что собеседника для себя можно и нужно выбирать. Нужно научить детей слышать своего собеседника; запоминать то, что и о чем он говорит; осознавать, почему он так говорит; постараться почувствовать, каких переживаний он ждёт, оценивать не только его, но и себя.

       А придя на урок,  после прочтения произведения  дети составляют аннотацию на прочитанное произведение.

Начинают таким образом, чтобы заинтересовать будущих читателей этого произведения: Все события этой книги происходят в…. ; Произошло все в… ; удивительные события происходят в ….;

           На этих уроках я провожу такую работу, которая позволяет  не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать, развитие интерес к чтению, овладение осознанным чтением, развивать эмоциональную отзывчивость, понимание духовной сущности произведения:

Виды работы: СЛАЙД

- Игры – состязания  (помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читал)

- игра в лотерею (дети читают  произведение, а на уроке чтобы проверить уровень подготовки, вытаскивают лотерею: читать, пересказ, наизусть (6-7 строчек)

- литературное лото (н-р, по творчеству Пушкина )

  -Кто хочет стать сказочником (игра)

-  КВН (по произведения писателей- сказочников ХХ века

- коллективное чтение;

- беседа – «приманка»;

- состязание чтецов;

- реклама книг;

- литературная игра;

- библиотечный час;

- литературная гостиная;

- час «тихого чтения»

 - проекты, например: «Самая старая книга в моей семье»

  -«В моём возрасте родители читали…»

  -творческие работы, например: создать такую рекламу, чтобы у одноклассников возникло желание прочитать книгу от корки до корки

В конце учебного года заполняем анкету, чтобы выявить читательские приоритеты учащихся: СЛАЙД

Приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы - одна из важных и сложных проблем современной школы

     

  В своей работе я использую обучение оптимальному чтению (Технология Зайцева). Оптимальное чтение – это чтение  со скоростью разговорной речи, то есть в темпе 120 – 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие годы артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание смысла прочитанного.

       Ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв был заимствован в школах Монголии. Группа учителей, работавших там, рассказала, что монгольские дети читают по-русски лучше, чем наши русские дети. Это выглядело очень обидно и вызвало естественный интерес. Оказалось, что никакой особой методики нет: просто у каждого ребёнка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, математика, рисование – начинается с того, что все дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, а дальше идёт обычный урок.

 Во 2 классе книжная минутка приобрела более современную и понятную детям форму рекламы. Ее проводят дежурные - библиотекари Т.е. цель стала более конкретной - детям нужно было заинтересовать одноклассников своей книгой, чтобы им захотелось ее прочитать. Чтобы данная форма работы не проходила стихийно, в начале месяца объявляется тема рекламируемых книг. Для проверки понимания прочитанного рекламодатели совместно со мной разрабатывают систему вопросов.

Заключение

Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое развитие младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Данный материал поможет найти различные способы и приёмы развития творческих способностей школьников. Умение осуществлять индивидуальный подход с опорой на наклонности ребёнка....

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время...

Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Статья учителя начальных классов Громовой Г.Н. по организации духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время....

Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.Основным источнико...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках как один из компонентов ФГОС

Воспитание всесторонне развитой личности в соответствии с новыми требованиями ФГОС невозможно без чтения. Другими словами, чтобы развиваться и быть успешным, уметь видеть и ценить прекрасное, расширят...

Формирование основ читательской самостоятельности младших школьников на уроках обучения грамоте средствами «Дидактического материала» Галины Геннадьевны Мисаренко

В статье представлены различные приёмы работы и даны рекомендации их использования по развитию навыка чтения у учащихся 1 класса с помощью дидактического пособия "Дидактический материал для разви...