Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время
методическая разработка по русскому языку по теме

Буклина Елена Сергеевна

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Одинцовская гимназия №14

Реферат

На тему: «Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время»

                                                   выполнил:

учитель начальных классов

                                                        Буклина Е.С.

г. Одинцово 2009г.

План

        

I. Введение. Коммуникативно-познавательная направленность речевого обучения - основа новых программ начальной школы.               …Стр. 2-6

II.Система работы по развитию речи младших школьников: … Стр.6 - 24

        II.I. начальный этап обучения речи младших школьников;       … Стр. 6-8

        II.II. разновидности работы со словарями;                               … Стр. 8-11

        II.III. работа с пословицами;                                                           … Стр. 11-12    

        II.IV. экскурсионная работа в природу, направленная на развитие речи;    

                        Стр.12-15

II.V. развитие речи с помощью искусства;                                     … Стр.15-20                                                            II.VI. театрализация народных  и литературных произведений;  …Стр. 20-22                II.VII. речевой этикет- неотъемлемая часть развития речи учащихся. Стр.22-24

III. Заключение. Необходимость систематической работы по развитию речи  с младшими школьниками.                                                … Стр. 24-25

        

  1. Введение.

Коммуникативно-познавательная направленность речевого обучения - основа новых программ начальной школы.

Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.

        В последнее время коммуникативному восприятию школьников придается особое значение, поскольку успех в речевом развитии определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, свободное владение речью создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, вооружает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития.  

Речь человека является своеобразным зеркалом образованности, интеллектуального уровня каждого. «Заговори - чтоб я тебя увидел…». По речи сразу можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень развития его.

Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развития речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления высших эмоций.

Коммуникативная ориентация курса родного язык дает школьникам практическое представление о языке, как важнейшем средстве обучения, приучает их внимательно слушать, адекватно воспринимать речь,  корректировать свои высказывания с учетом ситуации и цели общения.

Культура речи – не только грамотность письма и правильное произношение, а является как необходимый момент целостной  культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности,  но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Поэтому задача учителя раскрыть в чувствах детей живой мир и мир слов.

Термин речь имеет три значения: 1) процесс, деятельность; 2) результат, продукт речевой деятельности; 3) жанр устного, ораторского выступления.

Речь подразделяется на внутреннюю (речь для себя) и внешняя (речь для других).

В речевом общении участвуют как минимум двое: говорящий или пишущий и слушающий или читающий.

Говорение и аудирование относятся к устной речи, письмо и чтение – к речи письменной.

Письменная и устная речи различаются не только способами порождения, но и языковыми признаками:

УСТНАЯ РЕЧЬ

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Стиль

Разговорный стиль

Письменно – книжные стили

Степень подготовленности

Импровизированная, моментальная,

ситуативная

Обдуманная.

подготовленная,

проверенная

Точность выбора слов

Моментальный выбор, не всегда удачный

Тщательный,

обдуманный выбор

Объем единиц речи

Сравнительно малый объем

Сравнительно большой объем

Средства выразительности

Паузы, логический ударения, интонации, темп, тембр, жесты, мимика

Фигуры речи, тропы

Сохранность

Только в момент исполнения (или в звукозаписи)

Долговременная сохранность

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь школьника – показатель его умственного развития.

Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащегося  и развития их связной речи.

Направления по развитию речи.

Направления

Результат

I

Работа по овладению нормами литературного языка.

1)расширяется словарный запас;

2)обогащается активный запас грамматических конструкций;

3)вырабатывается гибкость в обращении с языковыми единицами;

4)развивается чувство языка.

II

Овладение функциональными стилями языка и формирование качества хорошей речи.

1)формируются умения знать выделять стилевые черты разговорной речи и книжных стилей, знание стилевых разновидностей языка и речи.

умение выделять: стилевые черты разговорной речи и книжных стилей;

2)развивается языковое чутьё;

3)формируется бережное отношение учащегося к собственной речи;

4)формируется умение ориентироваться в ситуации общения: анализировать мотивы речевой деятельности, условия и задачи общения.

III

Развитие навыков связной речи.

Формируются умения:

1) определять (осмысливать) объем и границы темы сочинения;

2)подчинять свое изложение и сочинение основной мысли;

3)собирать материал для сочинения;

4)систематизировать собранный к высказыванию материал, то есть отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении;

5)строить сочинения разных видов (повествование, описания, рассуждения);

6)выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.

        Кончается дошкольное детство ребенка. Скоро он станет школьником. Его ждут новые открытия, радость познания и взросления. Но на его пути встретятся и трудности, и разочарования. Родители хотят как можно лучше подготовить его к школе. Но часто ошибаются, так как подготовка к школе -  это не овладение ребенком умениями писать, читать и считать.

        Ребенок готов к учебной деятельности тогда, когда он достиг: определенной физической, психологической зрелости, умственной и социальной зрелости.

Для того чтобы младший школьник в процессе обучения успешно овладел речью,

её синтаксическим строем, важно, чтобы он ещё до школы умел использовать в своей речи все грамматические формы родного языка.

        Старший дошкольник к моменту поступления в школу должен овладеть связной речью, уметь пользоваться простейшим монологом для описания окружающих предметов, для повествования о пережитых им событиях.

        К сожалению, за много лет работы в школе, приходится отметить, что многие дети, пришедшие в 1 класс, не умеют строить предложения, не владеют монологической речью, в разговоре допускают ошибки, связанные с неправильным произношением. Шестилетний ребенок быстро утомляется, отчего речь становится замедленной, невнятной.

        Эта проблема стала для меня актуальной, поэтому я занялась изучением данного вопроса и сбором практического материала по теме «Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время».  

Мною были проанализированы работы педагогов – новаторов: Ш.Амонашвили, Е.Н.Потановой, С.Н.Лысенковой.

        Набирая в прошлом году в очередной раз 1 класс, я проанализировала: кто лучше подготовлен к школе, у кого лучше развита речь: у  детей, посещающих детский сад или же у детей, которые не посещали детский сад.

        Оказалось, из трёх детей, не посещающих детский сад -  у двоих хорошо развита речь, довольно четкое произношение, дети выражали свои мысли. И у одного из них Воскресенского Ильи – речь развита слабо, мальчик  говорил невнятно, волновался при общении.

        Анализируя  детей посещающих детский сад, я пришла к выводу, что из 20 детей, у двух из них (Пищева Егора и Вуйко Андрея) не совсем хорошо обстоят дела с речью.

        Провела родительские собрания на темы: «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка», «Родителям о внимании и внимательности» и др. Поставила проблему по развитию речи перед родителями всех детей и в частности, особое внимание уделила родителям Егора, Андрея и Ильи.

        Я старалась, как можно доходчиво объяснить родителям, что только в единстве, в тесной сплоченности учителя и родителей можно искоренить любые проблемы  обучении и воспитании ребёнка.

Родители захотели, смогли помочь своим детям, и результат заметен во 2 классе.

II.Система работы по развитию речи младших школьников:

II.I. Начальный этап обучения речи младших школьников;

        В формировании речи как средства обучения важная роль принадлежит начальному этапу обучения, когда дети учатся читать и писать, когда они усваивают материальную звуковую сторону языка, то есть овладевают произносительной культурой, интонационными умениями, овладевают новой для них формой речи -  письменной, учатся соотносить лексическое и грамматическое значение слов и словосочетаний с предметами, признаками, действиями реального мира, усваивают грамматические формы родного языка.

        С первых дней детей в школе провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения (см. Приложение №1).

Систематическое и регулярное использование данных упражнений помогает  ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришел в школу. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5-7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать, не боятся ошибиться в ответе. Учащиеся  выражают свои мысли более ярко и полно.

  На уроках в 1 классе, когда дети очень быстро устают, применяю различные физкультминутки (см. Приложение №2).

        Физкультминутки развивают мелкие мышцы пальцев рук, снимают усталость, делают обучение увлекательным и вместе с тем развивают речь детей.

Воспитание речи в начальных классах не может ограничиваться простым пересказом текста,  простым ответом на вопросы, а требует постановки перед учащимся таких задач, которые связаны с активной, творческой, мыслительной работой над текстом, формированием сложных речевых умений.

Основными в работе учителя, начиная с периода обучения грамоте, должны быть упражнения, направленные на развитие монологической речи. Это значит, что для описания какого-либо предмета ребенка необходимо научить планировать свое высказывание, определять последовательность предложений, избирательно пользоваться языковыми средствами, правильно строить и употреблять в речи предложения.

Выделяются три типа монологической речи: повествование, описание, рассуждение.

Важным примером обучения монологу является опора на словесный образец, на наблюдение за окружающей действительностью, на анализ серии сложных картинок и т.д.

        С 1 класса, в процессе усвоения и выполнения различный упражнений дети начинают осознавать, что значит говорить на тему , раскрывать основную мысль, говорить связно и т.д.

        С этой целью даю учащимся различные виды заданий по формированию связной речи, например:

  1. подбери слова по теме: «Зима», «Зимние забавы», «Лес» и т.п.
  2. найди и прочитай слова, которые раскрывают главную мысль текста, рассказа…;
  3. составь предложение по картине;
  4. составь несколько предложений по серии картинок;
  5. придумай своё название текста.

II.II. Разновидности работы со словарям.

Работа по развитию речи очень многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи.

Словарь является полезным пособием для развития речи. С помощью словаря учащиеся обогащают свой словарный запас, уточняют и активируют его, знакомятся с лексическим значением тех слов, которые не понимают, усваивают грамматические формы, учатся правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения (например: гусеница, щавель, и др.)

Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь.

Поэтому, начиная с 1 класса, знакомлю детей с орфографическим словарем, учу работать с ним и как можно чаще обращаться за помощью к нему при написании слов с безударными гласными непроверяемыми ударением.

Словарную работу провожу систематически. Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием. Учу видеть такие слова в рассказах, в стихах, находить их объяснения, записывать в индивидуальные словарики. Индивидуальные словарики есть у каждого ученика. За словарями слежу, проверяю выборочно, поощряю за хорошее ведение.  

В классе есть словарь «Трудных слов», которым дети могут воспользоваться в любой момент.

Работа со словарем «Трудных слов» делает речь детей грамотной, орфоэпически правильной.

Большую работу провожу по активизации словаря. Своё внимание я направляю прежде всего на использование в речи имен прилагательных. Очень любят дети игру «Собери предложение», где они поочередно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию.

Параллельно веду работу с глаголами, так как основа любой мысли – только выбранное «сказуемое». В этом помогает игра «Замени глагол», «Уточни действие», «Подбери антонимы», « Ответь на вопрос» и т.д.

Эта работа развивает речь детей, помогает в умении пересказать текст.

Со 2 класса начинаю систематически работать над фразеологией. Использую в этой работе фразеологический словарь Г.М.Ставской.

Это пособие дает огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития ребёнка.

Я стараюсь осознанно научить детей пользоваться словарём, искать нужный фразеологизм, показать его значимость, зачем он нужен, какую информацию содержит, обратить внимание на особенности объясняемых образных выражений.

Работая со словарем, дети включают в активную умственную деятельность, задумываются над значением слов и выражений, повышая уровень мыслительной деятельности.

Например, фразеологизм: Считать ворон – «быть невнимательным, бесцельно проводить время, лодырничать». Невнимательный ученик часто смотрит в окно. Может быть, и правда считает. Только почему ворон? Вероятно, потому что это крупная птица и живет рядом с человеком. Потому объясняю детям, как важно быть внимательным на урока.

Объяснение многих фразеологизмов основывается на обращении к многозначности слова. Например, выражение: Брать (взять) в свои руки; Держать себя в руках; Золотые руки; Мастер на все руки; «Как без рук; На скорую руку», «Как рукой снимет и др. – помогают учащимся определять прямое и переносное значение слова рука.

В русских народных сказках дети часто встречаются с гиперболизированными фразеологическими выражениями: В тридевятом царстве; По щучьему велению; Молочные реки, кисельные берега; Видимо – невидимо. Для полного понимания истинного смысла этих выражений необходимо включать их в лексическую работу.

Фразеологические обороты имеют оценочное значение, то есть содержат положительную или отрицательную характеристику личности.

О добром, честном человеке говорят  Душа нараспашку.

Сведения о происхождении тех или иных выражений обогащает знания детей.

Использую фразеологизмы на уроках математики, связанные с понятием единиц измерения: Как аршин проглотил; От горшка два вершка и д. При изучении темы: «Меры времени» включаю в урок такие выражения: Не по дням, а по часам; Час от часу и т.д.

Фразеологизм Как таблицу применяю при изучении таблицы умножения.

Большое количество образных выражений включаю в уроки «окружающий мир». Например, Божья коровка; Черепашьим шагом; Синяя птица; Кто в лес, кто по дрова и многие другие.

Так осуществляется межпредметная связь,  которая повышает интерес детей к изучаемому материалу.

С выражением Мартышкин труд дети познакомились на уроках русского языка, изучая тему «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова».

На уроке литературного чтения фразеологизм применили при анализе басен И.А.Крылова.

Из этого следует, что нужно повседневно заботиться о родном языке, «ухаживать за ним». Нельзя быть неряшливым в  произношении слов, необходимо думать над каждым словом, выражением.

Чем же помогают фразеологические обороты маленьким филологам?

Я убедилась, что фразеологизмы метко бьют в цель, помогают детям понять внутреннее психологическое состояние человека, мир его переживаний и характер отношений с другими людьми.

Познание обогащает словарь, формирует образность мышления и речи.

Хочется отметить воспитательную цел фразеологизмов. Например, Принцесса на горошине характеризует человека, не способного переносить неудобства, привыкшего к полному благополучию.

И наоборот, такое выражение: Чувство локтя – чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах.

Всеми возможными средствами я стараюсь формировать настоящего читателя, способного с любовью и увлечением читать книги.

Школа духовных ценностей неодинакова в разных семьях, поэтому приходится много работать с родителями в этом направлении. Провожу родительские собрания, на которых беседую с родителями на темы: «Книга в вашем доме», «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка», «Умные сказки», «Книга – источник знаний» и др.

Провожу анкетирование, дискуссии с родителями, даю советы и рекомендации по привитию любви детей к книгам.

Родители принимают активное участие в оформлении класса, например на тему: Пушкин с нами.

Замечаю, что постепенно возникает и укрепляется у детей вкус к языку, стимул познания новых слов, формируется языковое чутьё. Обращаю внимание на интонацию и постановку логических ударений.

На уроках русского языка использую ситуативные тесты с заданием (см.Приложение №3).  

Дети с большим интересом выполняют такие задания.

В процессе отбора материала высвечивается общее «коммуникативное ядро» системы по обучению устной и письменной речи.

Применение новых форм и методов обучения активизируют работу детей, развивают их речь.

   II.III. Работа с пословицами.

Работа с пословицами развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, более глубокому изучению литературы, обогащает детей народной мудростью.

Пословицам я уделяю внимание на всех уроках.

Так, при объяснении правил правописания безударных гласных в корне привожу пословицы:

Конец – делу венец.

Кончил дело – гуляй смело.

Выясняем смысл пословиц. Предлагаю детям найти родственные слова, объяснить написание гласной «О».

     Конец – кончил.

Толкование пословиц.

    Кончил дело – гуляй смело – закончил дело, работу, выполнил уроки – можешь спокойно отдыхать, гулять, играть, не думая о деле,

   Конец – делу венец. Венец – украшение на голову в виде короны; в данном случае украшение оконченного дела, то ть важен окончательный результат.

Какие ещё пословицы о труде вы знаете?

Дети на перебой отвечают: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Без дела жить – только небо коптить; Дело не медведь, в лес не убежит и т.д.

При закреплении темы «Безударные гласные в корне» предлагаю пословицы с творческим заданием: подобрать и вписать в пословицу подходящие по смыслу слова, например: Февраль силен метелью, а март…

                        Март с водой, апрель с …, а май …

Использую пословицы и для устного опроса.

        Р . дная земля и в г . рсти  м . ла.

(дети комментируют написание пропущенных букв)

   При изучении звонких – глухих согласных также использую пословицы.

   Береги нос в большой мороз.

      Нос – носа

     Мороз – мороза

Очень интересным видом работы является сочинение по пословице, например, «Как аукнется, так и откликнется».

Итак, систематическая работа над пословицей очень много дает учащимся. Во-первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение пословиц обогащает речь детей, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетическою вкуса. Разнообразная работа с пословицами  прививает любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что пословицы воспитывают у школьников чувство любви к стране, уважение к труду, чувство доброты, чувство уважения к русскому народу, создавшему эти пословицы.

II.IV. Экскурсионная работа в природу, направленная на развитие речи.

Всестороннее развитие детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на её словесное оформление. И, наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.

Дети должны иметь конкретные представления о природе, о её жизни, тогда им будет легче оценить красоту языка писателя или мастерство художника, сумевших нарисовать в своем произведении живую картину.

Большая часть рассказов, помещенных в книге «Литературное чтение», посвящена родной природе. Но как бы  хорошо ни была описана природа, нельзя ограничиваться только произведением.

Чем больше человек знает природу, тем больше она дарит ему чистой и светлой радости. Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков, звуков образы и  глубоко хранят их в памяти. Поэтому так необходимы экскурсии в лес.

Я стараюсь, как можно чаще ходить с детьми в лес. Такие прогулки – короткие уроки мышления и воспитания чувств. Цель детям ясна: запечатлеть в сознании яркие картинки природы, учиться анализировать и думать.

Например, в теплый солнечный сентябрьский день идём мы в лес на экскурсию. Перед нами поляна, усеянная осенними цветами,  в воздухе порхают бабочки.

Или, лес пылает огнем осенних листьев. Предложила ребятам разобраться в красках осени. Вот белоснежная березка – русская красавица. Как она одета? « В золотистый сарафан», - ответил самый быстрый Федотовских Саша. А вот группа осинок. Платья у них хоть и яркие, но в тон осени. «У этой – ярко-красной с оранжевым, а вот у маленькой – даже бордовое», - сказала Марина. «Этот цвет называется багровым, поправила я девочку.  

У Пушкина есть такие слова об осени «В багрец и золото одетые леса».  Вот это и есть самый настоящий багрец.

«А какая бузина!» - восхитились девочки, окружив нарядный куст. «Это пурпур», - сказала самая начитанная девочка в классе – Танечка. «Когда-то в старину бархатом и шёлком такого цвета подбивали царские одежды», - добавила я.

«Значит, бузина сейчас царица», -  сделали вывод дети.

Ребята весело перекликались, бродя между нарядных деревьев в поисках чего-то интересного.

Вдруг кто-то из ребят крикнул: «Сюда! Дети с интересом рассматривали пышный куст рябины. Её  листья были ещё зелены. Зато оранжевые грозди ягод светились в лучах осеннего солнца.

Ребята глубоко чувствуют прелесть природы, яркость осенних красок, делавших лес величественно красивым.

Неожиданно для всех Даша  громко прочла стихи:

                        В нашем лесу осень царит,

                        Раскрасила осинку, клены тоже,

                        Березка пожелтела, рябинка покраснела

                        И лишь зелёной ель стоит.

Ребята громко аплодировали. Оказывается, Даша сочинила четверостишие прямо здесь, в лесу.

Это ещё раз подтверждение о том, что природа благотворно влияет на человека.

В своей работе использую технологию проектной деятельности. Проект «Осень» был рассчитан на 2 месяца.

Осенью был проведен праздник «Осень в поэзии и музыке».

Первым этапом этой работы была прогулка в лесу, где дети наблюдали золотую осень.

Вторая прогулка была позже, когда лес обнажился. Потом был сбор природных материалов, поиск стихов и рассказов об осени самими детьми. Мы сделали аппликацию и назвали её «Осенний мотив». Не раз в классе слушали мелодию П.И.Чайковского «Времена года».

II.V. Развитие речи  с помощью искусства.

Приобщая детей к живописи, я развиваю  чуткость к языковым явлениям, ориентировку на смысловую значимость языка.  С помощью живописи развивается и мыслительная деятельность,  внутренняя речь, которая помогает детям спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника.

Потребность по ознакомлению школьников с искусством возникает ещё с первого класса при знакомстве учащихся с замечательными художниками -  иллюстраторами детской книги: Ю.А.Васнецовым, Е.И.Чарушиным, В.В.Лебедевым. Поэтому я решила организовать факультативное занятие «Искусство вокруг нас».

На первых занятиях  по искусству своим юным слушателям я рассказала, кто такой художник, что это за профессия, о его верных друзьях – кисти и карандашах. В дальнейшем, я уже ставила перед детьми задачу понимать содержание картины, рассказывать о ней, замечать детали, которые использует художник: цвет, форму; что понравилось в картине, что сразу бросается в глаза, что этим хотел сказать художник, какое настроение передал, о чем вы думаете или вспоминаете, когда смотрите на эту картину.

С этой целью в работу включаю задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, а также чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины (см. Приложение №4).

Через упражнения ребенок приучается к выразительности речи, начинает выделять в живописи движение, как средство выразительности, а речь, как средство выражения красоты, восхищения искусством.

Знакомя ребят с иллюстрациями Ю.А.Васнецова, я рассказала о его творчестве, о его жизни, о том, что он создал неповторимый мир сказочных образов. Рассматривая иллюстрации к потешке « Пошел котик на торжок», я обратила внимание детей на то, что кот сказочный, удивительный.

И вообще, у Васнецова все звери удивительные.

Задаю вопросы:

  1. Каким изобразил Васнецов кота?

(Важным, деловым, хозяйственным)

  1. Что расписал художник розовой краской?
  2. А кругом-то красота какая… Почему я так сказала?

    С помощью вопросов стараюсь, чтобы дети не упустили ни одной детали на рисунке; учились видеть красивое, замечать главное.

        Познакомила ребят с творчеством Е.И.Чарушина – другом ребят и зверей. Рассказала о том, что Е.И.Чарушин очень любил животных, что у него в доме обязательно кто-нибудь жил: кошка, собака, птицы.

Во время рассматривания иллюстраций, я обратила внимание детей на то, как художник передает внутреннее состояние своих героев.

        Например, на картине «Трое маленьких зайчат в травке рядышком сидят!», на вопросы:

  1. Почему же сидят, а не бегают?

Дети отвечали:

  1. Они боятся, что их волк съест.

Дети видят: зайки прижались друг к дружке, глазки настороженные, смотрят, слушают, не придет ли волк или лиса.

        А потом предложила детям нарисовать.

        Рассматривая иллюстрации из книги Чарушина «Медвежата», в начале я показала детям медвежат, которые изображены на обложке и рассказала об одном из них. А о другом предложила рассказать  детям. Какими средствами художник дает понять, что медвежата самые главные на этой картинке?

(Медвежата нарисованы крупно, во весь рост).

  1. Понравились ли вам медвежата и почему?
  2. Хотелось ли вам поиграть со зверятами?

Многие ответили, что хотели бы, потому что медвежата пушистые, забавные.

  1. С помощью каких художественных средств автор рисунка предупреждает нас о том, что из этих хорошеньких медвежат вырастут хищные звери?

Е.И. Чарушин иллюстрировал книги В. Бианки, М.Пришвин, С.Маршака, а также свои собственные рассказы о животных. И во всех рисунках мы видим особый почерк художника, герои его, словно живые, они так близки и понятны детям.

Я напоминаю детям , что художник мечтал о том , чтобы вы любили животных , заботились о них.

При рассматривании книги «Усатый полосатый » С.Маршака, я предложила обратить внимание на обложку и догадаться:

О ком эта книга?  Эта взрослая кошка или маленький котёнок?

  1. Нравится ли он вам?
  2. Весёлый котенок или грустный?

Почему художник нарисовал буквы полосатыми?

-   Что вам хочется сделать с котёнком?

-   Как бы вы с ним  поиграли?

  1. Хотите узнать, почему художник нарисовал котёнка грустным?

При повторном чтении я прилекла детей к совместным проговариваниям

Отрывков. Провели  игру – драматизацию.

        Особое внимание я уделила творчеству В.В.Лебедева. Рисунки художника интересны и разнообразны. В них есть выразительность, яркость и простота. Но самое главное – сочетание фантазии с реальностью. Они доступны ребенку, вызывают у него эмоциональный отклик.

        Иллюстрации формируют ум, чувства детей. Рассматривая иллюстрацию, которой заканчивается книга, где изображены мышка – мать, пустая постель мышонка, художник дает возможность детям поразмыслить, отчего так случилось… Сказка заканчивается, но ребенок остается в раздумье.

        Я стараюсь познакомить ребят с более широким кругом мастеров – иллюстраторов, научить понимать и любить искусство книжной графики.

        Предлагаю детям рассматривать иллюстрации, выполненные разными художниками и обращаю внимание на различие в манере изображения животных. Дети сразу замечают, что Е.Чарушин изображает просто шаловливых зверюшек, а у Васнецова и Рачева – звери «одеты» в красивые юбки, расшитые передники, валенки.

        С целью закрепления знаний о художниках – иллюстраторах я часто провожу викторины, игры: «Угадай, кто нарисовал иллюстрации к этой сказки?»,

                                        «О чем нам рассказывает иллюстрация?» и т.д.

    Работая много лет по программе Занкова, где в литературном чтении предусмотрено знакомство детей с картинами известных художников, раздел так и называется «Картинная галерея», подтолкнула меня повести детей дальше в мир большого искусства.

        Удивительный мир окружает нас, мир природы. Уметь видеть красоту природы помогают нам художники - пейзажисты.

        Неповторимый мир картин – это огромный потенциал для развития творческих способностей детей, художественного вкуса, развития мышления и речи учащихся. Рассматривая картины известных художников, я не только учу видеть красоту, но и чувствовать природу.

        Любуясь картиной И.И.Шишкина «Зима», мы будто слышим слова художника «Посмотрите, полюбуйтесь, как красива наша природа!». Я  учу их описывать зимний наряд деревьев. Дети передают красоту русской зимы. А потом предлагаю нарисовать зимний пейзаж, включаю спокойную музыку.

        Картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом бару» знают и взрослые и дети. Дети замечают буквально всё: старая сосна сломалась и рухнула, проснулась медвежья семья, затеяли игры малые медвежата. На вопрос:

  1. Какие чувства вызывает эта картина?

Дети отвечают, что хочется попасть в этот дремучий лес, вдохнуть запах хвои , послушать пение птиц.

        С интересом ребята рассматривали картину художника Саврасова «Грачи прилетели». Дети видят все признаки весны: снег серый, хорошо видны следы птиц на снегу, неяркое солнце. В картине много серых, коричневых и голубых тонов. Это, значит, ранняя весна. Ребята знают, что грачи первые вестники весны, они приносят на крыльях весну: «Увидел грача – весну встречай!»

Предлагаю им быть художниками и нарисовать весенний пейзаж.   В 3-4 классах была продолжена работа по знакомству детей с картинами: «Аленушка»  В.Н.Васнецова, «Тикая обитель» И.И. Левитана, «Свидание» В.Е.Маковского, «Девятый вал» И.К.Айвазовского и т.д.

        После бесед по картинам дети писали сочинения, высказывали свое отношение к той или иной картине.

        Для того, чтобы  продолжить работу по приобщению ребят к миру большего искусства, мы с детьми посещаем музей «Искусств», Третьяковскую галерею.

        Никогда не забуду первую поезду в Третьяковскую галерею. Я очень сильно переживала: будет ли детям интересно, внимательно ли будут слушать экскурсовода?

        Но какого было моё удивление, когда мои ученики, как завороженные, стояли у огромных картин и не только внимательно смотрели, слушали, но и спрашивали о художнике, о его жизни, об идее картины.

        Особенно мои ребята радовались и восторгались встретившись со знакомыми картинами, с которыми мы уже встречались в нашем учебнике по литературному чтению, они называли «наши картины». Приходилось вежливо просить экскурсовода задержаться. Это и понятно, ведь дети уже знали замысел художника данных картин. А увидеть знакомые картины, выставленными в музее…?!

        Закончилась экскурсия… Мои ученики долго ещё бродили по залам Третьяковской галерее, восторгаясь миром картин и попросили приезжать сюда ещё и ещё раз.

        Самой большой оценкой моей работы были любознательные, восторженные, искрящиеся глазенки моих юных художников и слова экскурсовода: «Перспективные дети». Ребят поблагодарили и нам сделали индивидуальные приглашения на посещение  Третьяковской галереи.

        Я стараюсь сделать занятие по искусству познавательными, интересными, насыщенными, чтобы мои ребята переживали радость открытия прекрасного в жизни, искусстве.  

II.VI. Театрализация народных  и литературных произведений.

        Богатый материал для развития детского воображения, творчества, мышления, развития речи представляют сказки.

        Необычна и богата детская фантазия, потребность выдумывать и сочинять. Поэтому, начиная с первого класса стараюсь привить любовь к сказкам.

        Мои дети знают, как возникла сказка, зачем она нужна была в древности и сегодня. Почему  сказки: «Гуси – лебеди», «Снегурочка», «Лиса и заяц» называются народными и чем они отличаются от сказок А.Пушкина, П.Ершова? Чему же они нас учат?

        А особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений, превращений и действий в сказочном мире. Герои сказок летают на ковре – самолете, строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей. Эти удивительные сочетания правды и вымысла особенно нравятся детям.

        Я учу своих ребят не только слушать, но и сочинять сказки. Сочинение сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей младших школьников, развивает наблюдательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей, они учатся правильно выражать свои мысли. Кроме того, ученики находят  необычного сказочного героя, развивают сказочный сюжет, наполняя его удивительными событиями, используя «сказочные» языковые средства.

Все это и реализуется на занятиях кружка: «Путешествие в страну сказочных героев».

Например, на занятии на тему: «Смешные удачники», мы с детьми отправляется в город «смешных удачников». Я вижу на лицах детей удивление, они не знают, кто такие «смешные удачник». Задаю вопрос: - О ком идет речь?

(Емеля – дурак, Иванушка – дурачок, Незнайка, неумейка).

- Почему так назвали героев?

        В начале сказки они глуповаты, неряшливы, но за тем, когда им помогают чудесные помощники – Сивка-бурка, Щука и т.д., преображаются в умных и красивых героев.

        Начинается парад смешных удачников…

Сочиняют  сказочные истории ребята с увлечением. Они придумывают разные варианты окончания сказки. В одной из них Емеля становится царем, у него огромная власть, да и к тому же у него есть щука, которая выполняет любое его желание; творит Емеля в своем царстве – государстве всякие волшебные дела, чтобы обеспечить жизнь своим подданным.

В другой сказке происходит совсем невероятная сказочная история: Щука стала старой и перестала выполнять желание, пришлось Емеле самому заново всему учиться.

Мои дети с большим удовольствием не только сочиняют сказки, но и инсценируют их – организовали классный театр.

На уроках труда, а так же, используя помощь родителей готовим своими силами: маски, костюмы для выступления. Драматизация  нравится детям, они так включились в игру, что даже выступили на сцене перед детьми параллельных классов, не однократно выступали перед родителями.

После просмотра инсценированных произведений обсуждаем игру «актеров». Так формируется способность оценивать выразительность, оригинальность исполнения каждого персонажа. Театральные занятия пользуются у ребят любовью. Они смеются и огорчаются вместе с героями, готовы в любую минуту придти им на помощь. Для расширения кругозора, дети с удовольствием посещают театры города Москвы с просмотром детских спектаклей.

Таким образом, через театральную работу я провожу формирование мотивации учения, активизацию познавательной деятельности учащихся, работаю над интонацией речи каждого персонажа, развиваю активность, умение говорить, действовать сообща. Театральная деятельность сплачивает детский коллектив, делает его более дружным.

II.VII. Речевой этикет- неотъемлемая часть развития речи учащихся.        

        Формирование навыков речевого этикета – неотъемлемая часть развития речи.

        С первого дня пребывания ребёнка в школе я ставлю задачу по обогащению речи такими языковыми средствами , которые необходимы в повседневном общении и служат для выражения приветствия , благодарности и  т. д.                                С этой целью провожу  занимательные упражнения: « Договори  фразу»                        -Ученик вежливый и развитый, говорит ,встречаясь… ( здравствуйте).                        -Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день) .                                        -Растает даже ледяная глыба  от слова тёплого…(спасибо).                                        -Когда нас бранят за шалости , говори…(простите , пожалуйста).                Введение формул речевого этикета в  речь  младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и  воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации. Владение речевым этикетом- условие правильных  взаимоотношений со сверстниками.                                                                                                        Все мы очень разные ,потому что у каждого есть что-то особенное, свой, не  похожий на других, мир. Общение позволяет узнавать другого человека, радоваться этому узнаванию.                                                                                                 Для успешного овладения речью должна моделироваться речевая ситуация. Я предлагаю детям  представить себе ,что вы тот-то ,беседуете с тем-то…

Обращаясь к своим знакомым, родственникам, прохожим, мы как будто играем на сложном музыкальном инструменте, включаем тот или иной «регистр» общения, выбираем ту  или иную тональность. И всё это обеспечивает разнообразные формы обращения, реплик, обмена любезностями: «Будьте любезны» , скажите, пожалуйста…» и т. д.

Я предлагаю детям такую ситуацию, допустим, что вам  каким –то волшебным образом представилась возможность задать вопросы самым интересным людям планеты( политикам , учёным, космонавтам, певцам).

-Кого и о чём ты захотел бы спросить?

-А если  это просто папин друг или твоя бабушка? Ведь они прожили долгую жизнь, видели очень многое.

Разыгрывание таких ситуаций учит детей проявлять доброжелательный интерес к любому человеку.

Напоминаю детям,что образованный и начитанный человек всегда легко находит предмет разговора. Прилежное и разнообразное чтение даёт возможность судить понемногу обо всём. Читая новые журналы и знакомясь  с популярными авторами, никогда не будешь затрудняться в выборе предмета для беседы.

Учу детей, что правило речевого этикета :Расспрашивать мало ; говорить чуть больше; слушать ещё больше».

Постоянно напоминаю о том, что в умении слушать проявляются воспитанность собеседника , уважение к другому человеку.

Культура общения находит яркое отражение в пословицах: «Лошадь узнают в езде,а человека в общении»; «Учись вежливости у невоспитанного»;Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани»; «Слово – серебро , молчание-золото».

Во время бесед по развитию речевого этикета прошу детей  запомнить следующее: грубость вредит всегда и везде, никому и ни при каких обстоятельствах не позволено грубить! Запомнить и другое : «Доброе слово всегда обижает, особенно людей легкомысленных.

Прорабатывая основные этикетные правила и формулы речи ,стараюсь, чтобы  у младших школьников соединялись воедино  вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение к другим.

Обучая ребят культуре речевого общения ,стараюсь повлиять на развитие их характера ,отношений с окружающими, помочь  свободно и без страха войти в мир общения.

III. Заключение. Необходимость систематической работы по развитию речи  с младшими школьниками.

Кропотливый мой труд по развитию речи с младшими школьниками не прошёл даром.

Как отметила учитель  литературы, у моих шестиклассников хорошо поставлена речь ,пишут замечательные сочинения, принимают активное участие в  лекторских группах ,конкурсах чтецов , литературных КВН-ах, праздниках, посвящённых, например, А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову, 65-летию битвы под Москвой, где  ребята заняли призовые места.

Мои ученики не остались равнодушными к миру искусства.Они продолжают испытывать потребность в посещении картинных галерей, театров, музеев искусств; с удовольствием ездят на экскурсии в музей «Восковых фигур», «Палеонтологический музей», «Зоологический музей»,музей  «А.С.Пушкина»,музей «Востока», «Бородинскую панораму» и т.д .

Таким образом, если учебный материал по курсу русского языка-литературного чтения – музыке – ИЗО рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучить, то  это будет способствовать систематизации знаний по развитию речи. Интегрированные уроки вызывают у детей интерес, дают много нового, полезного, дают эмоциональный заряд, формируют не только комплекс речевых умений, но и  полноценную «языковую личность».

Радость познания даётся человеку  только тогда, когда он познаёт несравненно больше, чем требуется знать. И моя задача-  вести каждого ребёнка, даже самого слабого , равнодушного к знаниям ,в мир ,богатый интеллектуальной жизнью.

Приложение №1.

1.Фонетическая зарядка:

        Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду …)

        Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж…)

        Как кричит осел? (Иа-иа-иа!)

        2. Чтение чистоговорок и скороговорок.

        Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

        Ло-ло-ло – на уличе тепло.

        Ра-ра-ра – начинается игра.

        Ри-ри-ри – на ветках снегири.

        Ар-ар-ар – кипит наш самовар.

        Ор-ор-ор – созрел красный помидор.

        3. Проведение игры «Я начну, а вы продолжите…»

        Плачет киска в коридоре.

У неё большое горе.

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

Подарил мне папа льва,

Ох и струсил я сперва

Я два дня его боялся,

А на третий он сломался.

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тески и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней сноровка.

В данном упражнении я люблю использовать стихи Б.Заходера, которые при чтении сопровождаются движениями, жестами, мимикой. Часто обычное чтение стихотворений превращается в мини – спектакли, где дети играют роль артистов.

4. Проведение диалогов в стихотворной форме.

Вместе: Мы идем лесной тропинкой.

            А куда не знаем сами.

Учитель: За малиной?

Дети: За малиной!

Учитель: За грибами!  

Дети: За грибами!

Вместе: Светит солнце золотое

        Сквозь зеленые оконца.

Учитель: Может мы идем за солнцем?

Дети: Что же

          Может и за солнцем!

Вместе: Может, белка попадется

              Может, ежик ждет нас где-то

              Мы идем гурьбой веселой

              Ясным утром

              В гости к лету!

  1. Игра «Птичья стая»

 Учитель: Птицы готовятся к отлету в теплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелету.

Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со, су, сы, си, се,сё, сю, ся.

Учитель: Птицы немного утомились, стали вести себя потише.

Дети читают эти же слоги уже средним голосом, не спеша.

Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.

Дети читают слоги шепотом.  

Приложение №2.

Физкультминутки:

                *   *   *

        Отдыхать умеем тоже.

        Руки за спину положим.

        Три, четыре – руки шире.

        Пять, шесть – тихо сесть.

        Посидим, отдохнем

И опять читать начнем.

                *   *   *

На болоте две подружки, две зеленые лягушки.

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

*   *   *

Буратино потянулся,                          Руки в стороны развел,                                                                                      

Раз - нагнулся,                                Ключик, видно, не нашел.

Два – нагнулся,                                  Чтобы ключик нам достать,                                                        

Три – нагнулся,                                Нужно на мысочки встать.

                                *   *   *

Руки ставим все в разлет.                 Руки в стороны держите.                                                                                

Появился самолет.                                 Друг на друга посмотрите.                                                          

Мах крылом туда – сюда,                 «Раз» и «два»,   «раз» и «два»!                                                                                  

Делай «раз» и делай «два»                    Опустили руки вниз,                                                                                

«Раз» и «два», «раз» и «два»!                И на место все садись.                                                                                                                                    

Приложение №3.

1. Вставить пропущенные выражения:

Ранним утром две подружки пошли в лес за ягодами. Вдруг на лесной опушке они столкнулись… с огромным медведем. От неожиданности и  страха они… к лесной сторожке (для справок: быстро побежали, носом к носу, что есть духу).

2. Дополняем синонимический ряд: быстро бежать – мчаться во весь дух – мчаться что есть духу – мчаться во весь опор – нестись во все лопатки.

  1. Провожу игры: «Кто быстрее?» (подбери по 10 фразеологизмов с общим для них именем  существительным например: Голова – Морочить голову; Вскружить голову; Отвечать головой и т.д.
  2. «Сказочные фразеологизмы».

Дополнить выражение, взятых из сказок: «Скоро сказка называется - …» (да не скоро дело делается).

«Это всё присказка, …» (сказка будет впереди).

  1. Найдите фразеологизмы:

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в калошу.

                                А.Шибаев.

6.        Творческие задания: составь, сочини, придумай предложения, рассказ, сказку, нарисуй словесный портрет, употребляя фразеологизмы: Стоять горой; Мастер на все руки; Не вешать нос и др.

Приложение №4

   

  1. Для подбора образных сравнений – упражнение «С чем это можно сравнить                                      лес, луг, снег?» (Лес, как страж  - великан,  как веселый весенний оркестр. Луг, как зеленый ковер; пестрый и яркий, как радуга. Снег, как пушистое белое одеяло, как маленькие балеринки в воздухе легко кружатся).
  2. Словесные упражнения;

«Узнай, о ком или о чем я рассказываю» (задумчивый, суровый, печальный, мрачный, веселый – человек; веселый, разноцветный, пестрый, душистый – луг).

«Соотнеси слово и настроение картины».

«Кто больше назовет слов, передающих настроение в иллюстрации».

«Кто больше назовет слов, характеризующих настроение человека, который успешно выполнил работу». (Гордый, довольный, радостный, счастливый, добрый).

  1. Мимические упражнения.

«Расскажи бес слов, мимикой и жестами, о чем бы ты написал картину»;

«Кто забавнее покажет жестами, как он шел по дороге и вдруг увидел что-то неожиданное, а мы попытаемся отгадать».

«Покажи о чем ты задумался».

  1. Упражнение для развития выразительности речи:

«Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж.

                            Как прекрасен труд людей на земле.»

       Как бы эту фразу произнес добрый человек, как бы это сделал злой Карабас – Барабас?»

  1. «Кто скажет слово наиболее выразительно?» (красивый луг, яркие сочные краски). Произнеси грустно, радостно, печально, задумчиво.

     

Литература

  1. Лысенкова С.Н. «Когда легко учиться»  из опыта работы учителей нач. кл. М. «Педагогика»  1995 г.
  2. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М.; 2001г.
  3. Искусство в школе. Под.ред. Рубиной Ю.И. М.; 2000г.
  4.  Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. Нач. школа №11  1995г.
  5. Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. Нач. школа №8 2001г.
  6. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб. 1998г.
  7. Манько Л.В. Содружество искусств на уроке. Нач. шк. 1999г.
  8. Минькова В.Н. Достучаться до сердца ребенка. Нач.шк. №11 2002г.
  9. Михеева Т.Б., Печкурина О.В. Уроки развития речи в начальной школе. Книга для чтения . М. ООО РС 2005г.
  10. Потапова Е.Н. Радость познания. М. «Просвещение» 1990г.
  11. Русакова Т.Г. Сказка – игра на уроке изобразительного искусства. Нач.шк. №4 2006г.
  12. Обнорская О.А. Почему мои дети любят читать. Нач. шк. №2 2000г.
  13. Большакова Т.Л. Уроки сочинительства. Нач. шк. №6, 2001г.
  14. Бойкова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка. Нач.шк. №10, 2005.
  15. Гудкина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.; 2000г.
  16. Королева Т.П. Работа с пословицами на уроках русского языка. Нач. шк. №7, 2000г.
  17. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. Изд.  «Просвещение» 2003г.
  18. Воробьева Е.В. Детское творчество и языковая игра. Нач. шк. №9, 2001г.
  19. Ефимова Л.А. Мотивация обучения младших школьников средствами театрального искусства. Нач. шк. №2, 2006г.
  20. Чумичева Р.М. Младшим школьникам о живописи. М. «Просвещение» 2001г.
  21. Шишкина Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи. Уроки развития речи в 4-ом классе. Нач.шк. №9, 2006г.
  22. Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. С-Пт., 1998г.
  23. Югай Л.С. Формирование русского речевого этикета в начальной школе. Завуч нач. шк. №6, 2003г.
  24. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. Нач. шк. №1, 2004г.  

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое развитие младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Данный материал поможет найти различные способы и приёмы развития творческих способностей школьников. Умение осуществлять индивидуальный подход с опорой на наклонности ребёнка....

Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время

В работе отражены некоторые приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время, приведены примеры....

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время

В данной статье говорится о развитии творческих способностей младших школьников на основе развивающей системы Л.В.Занкова...

Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Мы считаем, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться ...

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время  в начальной школе....

«Развитие устной речи младших школьников на уроках и во внеурочное время»

Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития....