Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»
    методическая разработка на тему

    Замоткина Ирина Анатольевна

    Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков, и эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

                Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно»,

    «эффективно», продуктивно - важная задача учителя.

    Правильное чтение – основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Непрядвенская средняя общеобразовательная  школа»

    Обобщение опыта работы по теме самообразования:

    «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

    Подготовила: учитель начальных классов

    Замоткина Ирина Анатольевна

    2017 г.

    Содержание:                                                                                        Стр.

    1. Введение…………………………………………………………………………3-4
    2. Технологии обучения чтению………………………………………………….4-5
    3. Упражнения для развития навыков чтения……………………………………...5
    4. Технология продуктивного чтения…………………………………………….6-8
    5. Методические приёмы организации продуктивного чтения………………...8-9
    6. Межпредметные связи………………………………………………………….9-10
    7. Результативность………………………………………………………………….10
    8. Заключение………………………………………………………………………...10
    9. Список литературы………………………………………………………………..11
    10. Приложение  1 Фрагмент конспекта урока по литературному чтению во 2 классе на тему «Е.Чарушин «Страшный рассказ» («Школа России»)………………12-13
    11. Приложение  2 Фрагмент конспекта урока по математике во 2 классе на тему: «Решение задач» («Школа России»)……………………………………………... 14

    Введение.

    Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться плодами его непрерывного великого труда.

         М.Горький

    Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.

    Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков, и эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

             Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно»,

    «эффективно», продуктивно - важная задача учителя.

    Правильное чтение – основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.

    Согласно положениям ФГОС НОО учащиеся начальной школы должны:

    - узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;

    -объяснять поступки героев и давать им оценки;

    -находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;

    - устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;

    -объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;

    -пересказать подробно небольшое эпическое произведение;

    -писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);

    -читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;

    -читать наизусть несколько стихотворений (7-10);

    -сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).

    Таким образом, сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

    а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),

     б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

    Если сформировать технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение. Изучение грамотности чтения - это изучение процесса понимания текста, 55%  старших школьников не понимают того, что читают, по исследованиям  PISA. У нас от 40 до 60% детей заканчивают начальную школу с непроходящими трудностями в чтении и письме. Поэтому учителя сейчас озабочены тем, как читают их ученики, что читают, как часто, с какой целью, что понимают и запоминают из прочитанного.

    Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения - возникновения из букв слова.

    Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном, научном  тексте и т. д.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения  обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

    Технологии обучения чтению        

    Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия. Идеи многих учёных легли в основу современных педагогических технологий:

    - технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);

    - технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир);

    - технология обучения чтению слогов и слов со стечением согласных (Ю. В. Емельянов);

    - технология обучения чтению вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);

    - технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).

    - зрительные диктанты по И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти.

    Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.

    Чтобы добиться хороших результатов, я использую различные упражнения. Так для включения в урок подходят упражнения:

    - на релаксацию, которые одновременно настраивают детей на эстетическое восприятие произведения;

    - упражнения на концентрацию внимания.

    Упражнение «Пол-арбуза» 

    Перед первым занятием данного упражнения важно спросить детей, могут ли они, увидев пол-арбуза, представить, как выглядит целый арбуз. Конечно же, дети ответят положительно. И предложить провести эксперимент со словами.

    Взять книжку и непрозрачную линейку. Прикрыть линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместить линейку выше и показать только нижнюю часть слов, которую следует тоже прочитать.

    Упражнение «Осмысленное чтение»

    Учащимся раздаю различные печатные тексты (например, газеты). Хорошо читающий ученик читает рассказ. В это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем ответить на вопросы по тексту. Затем проводится  взаимопроверка вычеркнутых букв.

    Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

    Читательская компетентность определяется:

    -владением техникой чтения,

    -приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

    -умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной),

    - знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

    -сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

    Упражнения для развития навыков чтения.

    В течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:

    - чтение вслух;

    - чтение про себя;

    - жужжащее чтение;

    - хоровое чтение;

    - чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);

    - динамическое чтение;

    - чтение в темпе скороговорки;

     - «Буксир» (учитель читает, дети следят за ним, в любой момент можно попросить ребенка продолжить чтение);

    - «Очередь» (Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!» и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/) ;

    - «Прыжки» (через слово, через строчку);

    - «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);

    - «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);

    -  «Прятки» (найти слово с определённым признаком);

    - «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);

    - антиципация слов, предложений, пословиц;

    - чтение через решётку (из полосок бумаги);

    Для формирования навыков выразительного чтения использую:

    - выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;

    - выделение голосом различных слов в предложении;

    - работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);

    - чтение одного предложения с разной интонацией;

    - «Эхо» (за учителем);

    - чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика)

    - «Голоса» (подражая кому-либо);

    - по ролям;

    - разметка текста (паузы, логическое ударение);

    - работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);

    - конкурс чтецов.

    Технология продуктивного чтения.

    Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе приемов изучающего чтения.

             Использование этих приемов предусматривается и в рамках технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), разработанной профессором Н.Н. Светловской.

    Технология продуктивного чтения (Приложение 1) – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

    С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

    I. Работа с текстом до чтения.

    Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

    Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

    1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

    Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

    2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.

    II. Работа с текстом во время чтения.

    Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

    Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

    Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

    Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

    По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

    III. Работа с текстом после чтения.

    Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

    Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
    Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

    Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

    Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

    Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа
    о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. 

    В технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее эффективных: "диалог с автором" и комментированное чтение.

    1."Диалог" обучающихся с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения.

    Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.

    При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести "диалог с автором".

    Можно расставить для детей в тексте (в конце предложений) "сигналы":

    В – вопрос (найди, задай);

    О – ответ (ответь на этот вопрос);

    П – проверка (проверь точность своих предположений).

    Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.

    Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.

    2.Комментированное чтение

    Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

    Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.

    Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.

    Использование антиципации

    1. Использование цветных геометрических моделей жанров и тематики литературных произведений (цвет геометрической жанровой модели символизирует тематику произведения:

    коричневый — о животных;                           треугольник – стихотворение

    желтый — о детях;                                           круг - сказка

    зеленый — о природе;                                     прямоугольник - рассказ

    красный — о Родине;                                       квадрат - УНТ

    голубой — о приключениях, о фантастике;  ромб - басня

    например, зеленый треугольник обозначает стихотворение о природе, коричневый круг — сказку о животных и т.д.).

    2. Работа с буквами, символами, шифрами, схемами:

    *восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.

    Ба…ов, Уш...нский, Паус...овский, Биан...и, ...сеева, ...ысоцкая. (Житков)

    *Исключение иностранных букв:

    QМАRЛSЬWЧFИGКN - ЗVВZЕЗJSДQА(«Мальчик- звезда»)

    *Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные. 

    «ПРНЦСС Н ГРШН» («Принцесса на горошине»)

    3. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку.

    Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки

    (Михалков –фамилия поэта, другие – прозаики)

    Методические приемы организации продуктивного чтения.

    Отсроченная отгадка

    В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

    Задай вопрос

    С чего начинается осмысление учеником учебного материала?

    - Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.

    Составь задание

    Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.

    Виды работ над текстом:

    1.Чтение произведения и определение его жанра.

    2.Чтение и пометка непонятных слов.

    3.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

    4.Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.

    5.Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

    6.Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.

    7.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

    8.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

    9.Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).

    10.Чтение, деление текста на части.

    11.Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.

    12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

    13.Чтение текста и сбор пословицы из слов.

    14.Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

    15.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

    16.Чтение по ролям.

    17.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

    18.Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.

    19.Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.

     20.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.

    21.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.

    22.Нахождение и чтение образных слов и описаний.

    23.Установление путём чтения причинно-следственных связей.

    24.Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.

    25.Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».

    26.Чтение текста голосом героя.

    27.Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.

    28.Чтение стихотворения и пересказ его прозой.

    29.Чтение и подбор из текста слов – признаков.

    30.Чтение и объяснение одним предложением значение слова.

    31.Чтение и дописывание предложений словами из текста.

    32.Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.

    33.Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

    34.Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.

    35.Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.

    36.Чтение и заполнение таблицы словами из текста.

    37.Чтение и выполнение тестовой работы.

    38.Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника –Осени.

    39.Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.

    40.Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.

    41.Чтение и пересказ от лица героя произведения.

    42.Чтение, представление и описание героя произведения.

    43.Чтение сказки и изменение хода событий.

    44.Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.

    45.Чтение, придумывание продолжения рассказа.

    46.Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.

    47.Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».

    48.Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?

     49.Чтение, расшифровка обряда.

    50.Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

    51.Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

    52.Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.

             Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения. .

    При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

    Межпредметные связи.

    При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

    Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).

    Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

    Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

    Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

    Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

    На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. (Приложение 2)

    Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

    На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения.

    На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

    На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

    Результативность

    Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к

    чтению, умение применять приемы анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.

    При проверке техники чтения у детей в классах  были выявлены результаты:

    Справляются – 85 % учащихся

    Правильно читают -65% учащихся

    Эмоционально читают – 56 % учащихся

    Со 2 класса учащиеся заводят читательские дневники, в которые записывают названия прочитанных книг в домашних условиях.

    Заключение.

    Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 65% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.

    Список литературы

    1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18

    2. Галактионова Т.Г. Учим успешному чтению .Рекомендации учителю М.,2011.

    3. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.

    4.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.

    5. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. //Избранные психологические труды. М., 1995.

    8. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.

    9. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год

    Интернет-ресурсы

    1. https://studfiles.net/preview/5949665/
    2. http://magicspeedreading.com/k/key_skorochtenie__dlia_shkolnikov.html
    3. http://present5.com/zritelnye-diktanty-po-metodike-fedorenko-palchenko-ya/

    Приложение 1

    Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе

            « Е. Чарушин. Страшный рассказ» («Школа России»):

    I этап: Работа с текстом до чтения (антиципация):

     

    - Давайте прочитаем, как Е.Чарушин назвал свой рассказ.

    - Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на доске.

    - Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком  животном пойдёт речь?

    Высказывания детей записываются на доске.

    «Стратегия ключевых слов» (Фразы на доске)

    •         Шура и Петя остались одни;

    •         у самого леса;

    •         ни папы, ни мамы;

    •         темно;

    •         не страшно, не боялся;

    •         кто-то топает;

    •         закрылись с головой;

    •         прижались друг к другу;

    •         пришли (родители);

    •         зажгли;

    •         ёжик

    - Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

    - Кто будет героем произведения?

    - Предположите, как могут разворачиваться события? 

    Выслушиваются мнения детей.

    II. Работа с текстом во время чтения.

    Рассказ читают вслух учащиеся «по цепочке». По ходу чтения учитель задает вопросы:

    - Почему мальчики остались одни? (Родители ушли в гости)

    - Почему мальчики стали разговаривать о том, что ничего не боятся? (Они услышали, что по стене кто-то ползет)

    - Верите ли вы мальчикам, что они ничего не боятся? (Нет, они боятся находиться в темноте одни, просто не хотят признаться в этом друг другу)

    - Как вы думаете, кто же топал и пыхтел в темноте? (Выслушиваются предположения учащихся)

    - Как ежик попал в дом к мальчикам? (Наверно, из леса, ведь дом находился рядом с лесом)

    - Что ребята сделали с ежиком? (Они накормили ежика молоком и оставили у себя жить)

    Словарная работа:

    Сени – в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.

    Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.

    III. Работа с текстом после чтения.

    - Ребята, а вы оставались когда-нибудь дома одни ночью?

    - Почему автор назвал рассказ страшным? (Каждый высказывает свою точку зрения)

    - Почему мальчики испугались ежа?
    - Какими вы представляете мальчиков?
    - Как автор говорит об этом вначале рассказа?
    - Какую подсказку нам дает? 

     - Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?

    - Кто испугал ребят? 
    - Почему ёжик не ушел потом в лес? 
    - Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город? 
    - А как бы поступили вы? (
    Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить). 

    -Давайте подумаем, как мы с вами поступим, если вдруг окажемся в такой же ситуации?

    -Поищите вокруг себя примеры, когда человек и животное оказываются рядом.

    -Для чего нужно оберегать диких животных?

    -Почему надо любить и беречь природу?

    Рассказ учителем о жизни и творчестве Е.И.Чарушина.

               

    Приложение 2

    Фрагмент урока математики во 2  классе «Решение задач» («Школа России»)

    1. Этап мотивации : демонстрируется краткая запись задачи:

    Серые кролики – в 3 клетках.

    Белые кролики - ?

    Учащимся задают вопросы: «Можете ли вы решить задачу, опираясь на данные? Почему? Подумаем, как исправить эту запись. Составим для себя памятку, в которой укажем, что надо искать, читая задачу, и как это записать, чтобы всё важное для решения было перед глазами».

    ПАМЯТКА:

    Читая, ищи:

    что обозначают известные числа;

    что обозначают неизвестные числа;

    какое неизвестное главное, а какое промежуточное;

    как связаны известные величины с неизвестными.

    2. Этап учебных действий

    Ученики самостоятельно читают задачу: « У Димы было 15 кроликов. Серые кролики размещались в 3 клетках по 4 кролика в каждой. Остальные кролики были белые и сидели в отдельной клетке. Сколько белых кроликов у Димы?»

    3. Этап оценки и контроля решения учебной задачи

    -Что должно быть изменено в записи, чтобы в ней было видно всё необходимое для решения задачи? Почему? Как можно с опорой на исправленную краткую запись решить задачу?

    Ученики решают задачу, проверяют полученное решение и оценивают краткую запись как вспомогательное средство.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...

    Тема самообразования"Развитие познавательной самостоятельности младших школьников через внеурочную деятельность."

    В младшем школьном возрасте происходит бурное развитие интеллекта. Возможность развития способностей очень высока. Развитие познавательных способностей младших школьников  на сегодняшний день ост...

    Обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продленного дня"

    Данный материал представляет собой самообобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у первоклассников в условиях пребывания в группе продленного дня. Предлагаемые формы групповой раб...

    Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"

    В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....

    «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

    Многие авторы (Л.С.Выготский, И.И.Тихомирова)  считают, что  для формирования читательской самостоятельности ребенка необходимо заинтересовать книгой, удивить процессом чтения. Эта стат...

    Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

    Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.Полноценный навык чтения - эт...

    Отчёт о работе над темой самообразования «Формирование интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка посредством изучения этнокультуроведческого материала»

    Я работаю над проблемой «Формирование интеллектуального развития  младших школьников на уроках русского языка посредством изучения этнокультуроведческого материала». Проблема эта очен...