Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС
консультация по чтению

Рыбий Елена Евгеньевна

Выступление на ШМО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_temu_formirovanie_chitatelskoy_.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАЛОАРХАНГЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

Выступление на ШМО

учителей начальных классов

«Формирование читательской самостоятельности младших школьников

через умения и навыки работы с книгой

на уроках по ФГОС»

Учитель  начальных  классов:

 Рыбий  Елена  Евгеньевна

2019 – 2020 учебный год

      В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом. Из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач,  компьютерными играми. Эта проблема подтверждается данными социологических исследований, которые гласят,  что  число постоянно читающих  в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49%  до 26%. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.

Данная проблема не теряет своей актуальности и для детей с нарушенным зрением.

Чтение – сложный психофизиологический процесс.  В его акте принимают участие зрительный (тактильный – у незрячих), речедвигательный,  речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».

В начале 70 гг. 20 в. исследовательская работа, проведенная под руководством Н.Н. Светловской, обогатила методическую науку теорией читательской  деятельности.  Было доказано, что общение с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить, поэтапно формируя читательские умения и читательскую самостоятельность.

Специалисты полагают, что самостоятельное чтение детей заключается не в раскодирование графических знаков, а в общении с книгами, в переживаниях, мыслях, чувствах, раздумьях.

Разные авторы по-разному трактуют понятие «читательская самостоятельность».

Ушинский К.Д. «Читательская самостоятельность - это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его».

Н. Рубакин   «Читательская самостоятельность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью».

Н. Светловская «Читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан».

Г. Наумчук  «Читательская самостоятельность - это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации».

К настоящему времени в методике обучения чтению определено и зафиксировано понятие  «читательская самостоятельность»: «Читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан».

Многие авторы (Л.С. Выготский, И.И. Тихомирова)  считают, что  для формирования читательской самостоятельности ребенка необходимо заинтересовать книгой, удивить процессом чтения.

Книги должны быть разнообразны, грамотно подобраны и соответствовать возрасту ребенка. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией.

На развитие познавательного интереса к чтению влияет также и организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними.

В программах по новому ФГОС НОО выделены следующие разделы, нацеленные на формирование читательской самостоятельности младшего школьника:

- библиографическая культура: книга как особый объект, ее элементы, виды и типы книг, виды информации в книге, библиографические умения: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, как выбрать книгу;

- круг детского чтения: представленность разных видов книг (историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая), детские периодические издания; основные темы детского чтения; 

- работа с разными видами текста, поиск информации в разных текстах (художественном, учебном, научно-познавательном).

Н.Н. Светловская выделяет этапы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Этапы связаны не только с возрастом учащихся: они определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки, которой владеют дети.

Этапы обучения читательской самостоятельности:

  1. Подготовительный этап обучения читательской самостоятельности.
  2. Начальный этап обучения читательской самостоятельности.
  3. Основной этап обучения читательской самостоятельности.
  4. Заключительный этап обучения читательской самостоятельности.

Каждый из названных этапов отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся, структурой занятия (урока). На всех уроках осуществляется взаимодействие форм, приемов обучения чтению.

Подготовительный  этап 

Задачи подготовительного этапа:

1. Изучить уровень владения детьми чтением и общением с книгой до школы.
       2. Обеспечить каждому ребенку личностно-ориентированное и главное – видимое для него посильное продвижение в овладении навыком чтения.

3. Сформировать интерес к детской книге, представив книги из доступного круга чтения.

Основной учебный материал для данного этапа – это детские книги объемом 8-30 стр. Они должны быть разнообразны по тематике, жанру, эмоциональной направленности. Для чтения учителем вслух используются сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1-2 стр. Это могут быть книжки-картинки, книжки-рассказки, книжки-игрушки; книги, в которых одно произведение и сборники.
На одно занятие берется одна новая книга. Чтобы дети действовали с книгой практически, можно использовать «коллективки» (раздавать детям одинаковые книги). Все книжки должны быть в типовом оформлении, т.е. основные надписи на обложке расположены на привычных местах, выполнены четким шрифтом, иллюстрации на обложке и в тексте раскрывают смысл заглавия, помогают предугадать содержание. Книги изданы с соблюдением гигиенических норм: шрифт 3,5-4,5 мм. и более; бумага плотная, белая; текст занимает 50-60% площади страницы; длина строки 80-120 мм.

На подготовительном этапе дети овладевают правилами самостоятельной читательской деятельности:

- восприятие и воспроизведение прослушанного произведения с помощью учителя;

- ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения учителем вслух;

- освоение закономерностей: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор;

- узнавание прочитанных на уроке книг по двум из этих показателей.

Учитель должен учитывать специфику книги как учебного материала. Она заключается в том, что в качестве инструмента для чтения книга предоставляет читателю два информационных ряда, подлежащих сопоставлению: это текст и внетекстовая информация, т.е. язык книги. Его ребенок должен освоить, научиться сопоставлять, т.е. думать над книгой. Отсюда ведущий метод обучения чтению книг – это метод их чтения – рассматривания, который является основой структуры урока.
Структура занятия помогает решать главную задачу – заинтересовать всех учащихся детскими книгами, приучать их думать над книгой, самих действовать с книгой.

Структура занятия включает пять компонентов:

1. Работа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в памяти детей или сформировать у них реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения, которые детям предстоит слушать, задать необходимый для полноценного восприятия эмоциональный настрой (2-3 мин.)

2. Выразительное чтение (и перечитывание) учителем художественного произведения (3-7 мин.).

3.Коллективное воссоздание (не пересказ) прослушанного, размышления о прослушанном (4-6 мин.).

4. Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью его отыскания в книге (3-4 мин.)

5. Рекомендации, касающиеся возможной самостоятельной деятельности учащихся с детскими книгами, которые есть в классе (в уголке чтения) или дома, во внеурочное время.

Обратим внимание на особенности структуры занятия на подготовительном этапе. Поскольку не все дети умеют читать, учитель, подготовив учащихся к восприятию произведения, читает им вслух сам, затем проверяет, как дети поняли и запомнили прослушанное, после этого показывает им книгу. Именно с этого момента начинается приучение учеников к самостоятельной читательской деятельности, которая выражается в способности думать над книгой, воспринимая ее в единстве формы и содержания, осваивая связь между содержанием и внешними приметами (иллюстрациями, заглавием и фамилией автора). Вначале учитель помогает справиться с сопоставлением усвоенного детьми содержания с внешними приметами, далее дети выполняют эту деятельность самостоятельно. Книга «начинает разговаривать», отвечать на вопросы, т.е. постепенно становится собеседником. Рассматривание иллюстраций дает возможность размышлять о прочитанном, опираясь на зрительные образы, перепроверять свои представления.

Главным методом на уроке является чтение – рассматривание книги как собеседника, в связи с чем учитель обращается также к ряду приемов, которые помогают эффективно решить задачи данного этапа при работе с детской книгой:

1. Рассматривание книги с первой страницы обложки: выделение и разграничение иллюстрации и надписи. Вопросы детям: Что здесь нарисовано? О чем мы думаем, глядя на это? Что нам знакомо? Что ново? и т.д. Где здесь надписи? Где заглавие? Где фамилия автора? Покажите! Прочитайте! Как мы поняли эту надпись? Знаем ли этого автора? Почему именно эта картинка и эта надпись на обложке? Как они связаны? На какие мысли наводят?

2. Рассматривание четвертой страницы обложки: сопоставление того, что нарисовано и написано на первой и четвертой странице. Размышления, насколько они связаны.

3. Вывод, может ли быть прочитанное произведение в этой книге.

4. Перелистывание книги с целью уточнения предположения о ее содержании. Выделение, рассматривание иллюстраций, заголовков, отыскание знакомого произведения.

5. Предположительные высказывания о характере книги: о теме, жанре; о характере, манере (в стихах, прозе, весело, страшно, грустно); вывод о том, нравится ли книга-собеседник, хочется ли с ней поговорить в свободное время.

Чтобы достичь положительного отношения учащихся к деятельности с книгами, необходимо выполнять следующие методические условия: а) отбирать книги в соответствии с требованиями; б) организовать активную учебную деятельность с книгами в уголке чтения; в) следить, запоминают ли дети новые книги, продвигаются ли в обучении чтению, проявляют ли заинтересованность в общении с книгами, анализировать результат обучения.


Начальный этап

Задача нового этапа – «пробудить и формировать у детей интерес не просто к книге как собеседнику, а к самостоятельному чтению, т.е. к разговору с этим собеседником с помощью книги как инструмента для чтения, чтобы нацелить учащихся на широкое знакомство с миром доступных книг по собственной инициативе, на поиск среди книг тех собеседников, которые интересны, необходимы и доступны каждому из них».

Полагаясь на уровень освоения второклассниками техники чтения, учитель организует самостоятельное рассматривание детьми предложенной книги, т.к. ученики подготовлены к тому, чтобы предугадать и содержание книги, и тему урока. Учитель наблюдает (в отличие от его роли в подготовительный период), за деятельностью детей с книгой до чтения, во время чтения и после прочтения. Однако учитель по-прежнему осуществляет чтение вслух, расширяя читательский кругозор детей, продолжая активно участвовать в продвижении детей к самостоятельной читательской деятельности, совершенствовании техники чтения.
На каждом занятии начального этапа в качестве учебного материала выступает не одна, а группа книг от двух до пяти и не обязательно в типовом оформлении. Круг чтения – детская художественная и научно-художественная «тонкая» книга, различная по тематике и жанрам. Для самостоятельного чтения детям – сказки, рассказы в стихах и прозе объемом 140-400 слов, для чтения вслух учителем сказки, рассказы, притчи, легенды в стихах и прозе объемом от 500 до 1500 слов.

Основное место на занятии внеклассным чтением на начальном этапе занимает самостоятельная индивидуальная работа учащихся с детскими книгами. Чтобы она была эффективной, методика рекомендует:
 а) Выставлять книги у доски и приучать детей рассматривать их до урока.
 б) На уроке для индивидуального самостоятельного чтения – рассматривания предлагать детям одну и ту же книгу и одно и то же художественное произведение. Для этого учитель использует «коллективки», т.е. книги одинакового названия, содержания и оформления из расчета одна книга на одного ученика.
 в) Получив книгу, ученик действует с ней индивидуально и самостоятельно, читает ее про себя. При обсуждении прочитанной книги рекомендуется использовать выборочное чтение текста вслух, т.к. этот прием позволяет ребенку подтвердить доказательность своих соображений.
 г) Перечитывание всего текста вслух следует осуществлять по желанию детей после его обсуждения.

д) На каждом занятии учитель приучает детей воспринимать и воспроизводить в записи названия книг, сначала сам на доске, а затем дети – самостоятельно. Образец записи: Осеева. Три сына. Подчеркнем: роль учителя на данном этапе – внимательно наблюдать за работой класса и отдельных детей, свои замечания сообщать только после завершения самостоятельной деятельности их с книгой и текстом.
Структура занятия меняется, т.к. выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в группе книг, и тренироваться в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги. Структура занятия на начальном этапе включает две части.

Первая часть:

1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин.).
На этом этапе используются следующие упражнения:

- определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить

- ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам

- ориентировка в группе книг – самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопроса о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем.

2. Чтение учителем вслух художественного произведения (до 7 мин.).

3. Беседа – рассуждение о прочитанном.

Вторая часть:

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать, то есть рассматривание книги до чтения, предугадывание о чем она (до 5 мин.).

5. Чтение учащихся про себя названого учителем произведения – самостоятельно (до 10-12 мин.).

6. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе – дискуссии (до 7-10 мин.).

7. Рекомендация к внеурочной деятельности с книгами на текущую неделю (1-2 мин.)

Части урока можно менять местами.

Основной и заключительный этапы 

На подготовительном и начальном этапах у детей были заложены основы читательской самостоятельности, формировался тип правильной читательской деятельности. В 3 и 4 классах знания, умения и навыки совершенствуются, учащиеся способны работать с книгой и текстом художественного произведения самостоятельно.

Цель основного этапа – формирование желания и умения читать книги по собственному выбору. В этой цели методисты наметили для отработки два аспекта: первый для учащихся 3 класса – формирование подлинной самостоятельности при ориентировке в книгах с целью выбора книги или произведения для себя, исходя из сформированности навыка чтения; второй для учащихся 4 класса – формирование базы для использования умения выбирать книги и читать их с целью самообразования, исходя из личностного интереса не только для уроков чтения, но и по другим предметам начального обучения.

      Таким образом, на основном этапе (3 класс) учитель отрабатывает умение ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со своими возможностями и потребностями, и читать, пользуясь приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне; а так же сосредотачивает внимание детей на умении вчитываться в текст произведения, запоминать его, заучивать наизусть отрывки и формирует привычку читать способом изучающего чтения.

На заключительном этапе (4 класс) у учащихся формируются основы самообразования – самостоятельный в соответствии с индивидуальным интересом выбор книг по заданной теме или по собственной потребности по различным областям знаний. Чтение из цели превращается в средство решения образовательных и личностных задач ребенка (проведение исследования, подготовка проекта, помощь школьной библиотеке, проведение занятий с малышами, участие в конкурсах и др.). Учитель становится консультантом, помощником, он поощряет, нацеливает каждого ребенка на продвижение в формировании квалифицированного читателя.

Весь учебный материал для основного этапа обучения чтению структурируется по двум принципам:

Принципы отбора книг:

3 класс – монографический (по авторам)

4 класс – тематический круг чтения пополняется

- русская и зарубежная детская книга

- художественная и научно-популярная объемом от 16-18 до 150 стр., всех типов и структур; книги-сборники от 150 стр.

-крупнообъемные произведения для освоения в классе.

На основном и заключительном этапах большая часть самостоятельной читательской деятельности осуществляется детьми не в классе, а во внеурочное время. Поэтому уроки внеклассного чтения подводят итоги работы с книгами за период между ними (одна-две недели).

Характеру учебной работы соответствует и структура типовых уроков:

1. Работа с выставкой прочитанных книг. Учащиеся приносят в класс прочитанные книги, выставляют у доски, рассматривают (3-5 мин.). Выделяют книги, которые представляют интерес со всех точек зрения.

2. Всесторонний анализ выделенных книг. Специфической задачей методики работы с детской книгой на данном этапе является задача организации общей беседы по теме урока с опорой на разные прочитанные детьми произведения (20-25 мин.).

3. Знакомство с новыми произведениями, жанрами, темами чтения и писателями (15-20 мин.).

4. Домашнее задание. Учитель должен ясно сформулировать тему предстоящего урока, четко выделить цели отбора книг, ориентировать учащихся на рекомендательный список книг.

Процесс формирования  читательской самостоятельности у детей с нарушение зрения имеет те же этапы, что и у нормально видящих  детей, однако следует учитывать специфику контингента, т.к. нарушения зрения (той или иной степени тяжести) вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности.

С точки зрения качественных особенностей развития детей с нарушением зрения следует в первую очередь указать на специфичность формирования психологических систем, их структур и связей внутри системы. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного мышления, ориентировки в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии: нарушается точность движений, снижается их интенсивность.

Общие рекомендации по отбору книг  для самостоятельного чтения

В выборе детской книги не может быть мелочей. При выборе детских книг следует уделить особое внимание качеству печатного издания. Некачественные бумага, шрифт, иллюстрации могут нанести вред зрительному анализатору ребенка, повышается утомляемость, возрастает нагрузка на глаза.

 От иллюстраций зависит, какими будет младший школьник представлять героев произведения. Хорошая книжная иллюстрация должна не просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание.  Прежде всего, необходимо отказаться от компьютерной графики. Очень большое значение играет и цветовая гамма. Вопреки распространенному мнению, детям нравятся вовсе не яркие чистые цвета, а нежные спокойные полутона. Не стоит предлагать младшим школьникам книги, иллюстрированные картинками из мультфильмов.  Нельзя предлагать младшему школьнику новомодные подделки: расплодившиеся во множестве детские детективы, литературные ремейки классических детских книг, искажающие истинное содержание того или иного произведения. Особенно вредны комиксы. У детей, увлекающихся комиксами, нарушаются тонкие функции восприятия, анализа и интерпретации текста. Ведь комикс это не литературный текст, (хоть и притворяется таковым), а набор картинок с подписями, которые лишь внешне как будто связаны друг с другом по смыслу, но на самом деле между ними нет и не может быть глубинного внутреннего единства. Комиксы лишены подтекста, который обязательно присутствует в настоящей литературе, в том числе и в детской, и для понимания которого необходимы серьезные интеллектуальные и эмоциональные усилия. В комиксах вы не встретите описания природы и характеристик героев, в них нет косвенной речи, да и прямая убога и примитивна, а часто вовсе сводится к междометиям.

Бумага, на которой напечатана книга, должна быть хорошего качества, плотная белая, или чуть бежевая, но ни в коем случае не серая: это вредно для глаз. Лучше не покупать книги с блестящей глянцевой бумагой: она будет блестеть и отсвечивать.

Шрифт в детской книге должен быть четким, ясным, контрастным и крупным. Очень важно, чтобы младший школьник не испортил глаза, разбирая мелкие буквы, плохо пропечатанные на сероватой бумаге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"

В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса ч...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.Полноценный навык чтения - эт...

«Формирование читательской самостоятельности младших школьни-ков через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

laquo;Формирование читательской самостоятельности младших школьни-ков через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»...

Обобщение опыта работы по теме " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС"

Данный материал раскрывает методы работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников...

Обобщение опыта работы по теме "Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС"

Опыт обобщения педагогической деятельности по теме "Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыка работы с книгой на уроках ФГОС"...