Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
статья (4 класс)

Таланова Ольга Юрьевна

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обусловлена необходимостью: научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; формировать надпредметные и метапредметные умения, развивать познавательную самостоятельность и активность.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически: ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Таланова Ольга Юрьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная татарско – русская школа №113 с углубленным изучением отдельных предметов им. Героя России М.Р. Ахметшина» Ново-Савиновского района г. Казани

s113.kzn@tatar.ru

Talanova Olga Yurievna

Municipal budgetary educational institution "Secondary Tatar – Russian school No. 113 with in-depth study of individual subjects named after the Hero of Russia M.R. Akhmetshin" of the Novo-Savinovsky district of Kazan

   Аннотация: Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обусловлена необходимостью: научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; формировать надпредметные и метапредметные умения, развивать познавательную самостоятельность и активность.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически: ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. 

    Ключевые слова: функциональная грамотность, проектная деятельность, групповая работа, рациональное чтение, проблема, поиск, самостоятельность

    Введение: 

     Сегодня общество предлагает обучающимся большой объём учебного материала. Учебный материал не всегда усваивается обучающимися на теоретическом уровне. Полученные знания с большим трудом применяются на практике. Дети не могут связать полученные знания с практическими областями применения. Существует огромный разрыв между знаниями и применением их в жизни. Проектно-исследовательская деятельность сокращает этот разрыв. Проектно-исследовательская деятельность – это способ достижения цели через детальную проработку поставленной проблемы, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач. Вследствие чего формируются навыки функциональной грамотности.

   Цель исследования: освоение технологии проектно-исследовательской деятельности для развития функциональной грамотности учащихся.

   Методика и организация исследования: Организуя проектно-исследовательскую деятельность обучающихся начального уровня общего образования, необходимо следовать методологии исследования. Независимо от типа проекта или предметной направленности он имеет определенную структуру. Это план действий для учителя и учащегося, который позволяет разработать проект поэтапно.

Алгоритм действий в проекте:выбор темы проекта (исследования); постановка цели. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?); выдвижение предположения – гипотезы; выбор метода. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?); сбор данных (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага); пучение результатов (Если что-то не удалось - это тоже результат); анализ результатов (Сравниваем полученные с данной гипотезой); выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

   Результаты исследования и их обсуждение: Под руководством педагогического работника ребенок определяет проблему учебного исследования и намечает пути ее решения. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными, интересными, личностно значимыми для юного исследователя, работа должна выполняться им добровольно с обязательным обеспечением необходимого комплекса вспомогательного материала, оборудования и средств. Учитель направляет мысли и работу ученика, а ребенок самостоятельно пытается находить ответы, проверять их правильность и правдивость при помощи уже имеющихся знаний, старается делать выводы. Полученную информацию дети могут применить при решении уже новой задачи, сравнивая и собирая в единое целое. Но результат этой деятельности возможен лишь только при внимательном отношении педагога, опирающегося на особенности развития младшего школьника. Итогом исследовательской работы и одним из значимых для юных исследователей этапом обучения является выступление на конференции.    Выступления на конференциях дают возможность учащимся научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести конструктивный диалог. В отличие от конференции для взрослых, на детской конференции необходимо создать для каждого участника «ситуацию успеха».

   Выводы: К концу работы над проектом дети научились критически оценивать свои действия, находить ошибки, недочеты, определять их причины и пути исправления недостатков. Они с огромным удовольствием отмечали не только свои успехи, но и успехи одноклассников.

      В заключении с уверенностью могу отметить, что в процессе проектной деятельности у учителя есть возможность успешно развивать функциональную грамотность.

         За время моей педагогической деятельности столкнулась с некоторым рядом проблем. Это неумение младших школьников удерживать внимание, принимать решения, определять цели, следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, решать творческие задачи, сложности во взаимодействии с педагогом, сверстниками.

         Передо мной встала задача как сделать так, чтобы мои ученики не только научись читать и писать, а были способны применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться.      

         Как сказал Л.Н. Толстой «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать».

        На сегодняшний день наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».

       Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения поставленных задач.

     К одному из эффективных методов формирования функциональной грамотности я отношу проектную деятельность.

      Но, нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания.

     Поэтому в своей работе я стараюсь применять активные формы и приёмы обучения для мотивации к проектной деятельности.

     На уроках и внеурочной деятельности я стараюсь применять технологии критического мышления.

     Особенно моим детям нравятся «Кубик Блума» и «Билетик на выход».  Кубик Блума   универсален его может использовать любой учитель и на разных этапах урока. Я начинаю использовать с 1 класса. На начальном этапе сама формулирую вопросы, а в дальнейшем это делают сами учащиеся.            

      А «Билетик на выход» использую для завершения урока и закрепления темы. У детей формируется понимание что каждый урок заканчивается завершенной работой. А для меня это возможность увидеть усвоен материал или нет, как улучшить следующий урок.

      А научить хорошо читать, выражать свои мысли, убедительно говорить мне помогает метод рационального чтения. Я успешно сотрудничаю с центром, разработавшим программу «Техника рационального чтения и развития образной памяти».

    Способность сосредоточить внимание помогает упражнение на устранение регрессии, для выработки скорости чтения помогают и колонки на расширение поля зрения, для обогащения словарного запаса детей помогает метод антиципации (метод домысливания).

    При работе с текстом, дети с удовольствием ищут золотые ключики (опорные слова) Все эти упражнения помогают составить мозговую карту, как итог работы над текстом.

     Приемы рационального чтения мне очень помогают в проектной деятельности. Так как проектная деятельность предусматривает прежде всего работу с текстом.

         Я в своей работе использую разного вида проекты…..

      Мини- проекты мы создаем с ребятами на различных уроках. Со 2 класса начинаю учить детей создавать презентации.

      Краткосрочные проекты требуют от 4 до 6 уроков. При работе с краткосрочными проектами, чаще всего применяю групповую форму работы. Они позволяют ученикам не потерять мотивацию и интерес к работе. Чаще это происходит в урочное время. Когда ребята выполняют проект в течение урока. ( Это чаще всего уроки окружающего мира, литературного чтения, технологии, ИЗО). Постепенно организуются долгосрочные проекты.

        Реализация недельных проектов занимает 30-40 часов. Ребятам очень нравится создавать лэпбуки. (книжечки с кармашками) Был проект «Покормите птиц зимой», когда к проекту подключались и родители.

       Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

      Проектная  деятельность с ребятами строится по традиционным этапам: определение темы, целей, задач проекта, формы работы (индивидуальной, групповой), продукта деятельности (доклад, реферат, оформление стенда или презентация), а также объёма работы, который выполнит каждый ученик.  По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты. Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов.

     Одним из первых проектов моих учеников стал проект «Традиции моей семьи».  Ребята узнали  о том, что история страны начинается уже с их семьи. Ученики тщательно выбирали фотографии, придумывали подписи к ним. Эта работа способствовала сближению учеников и их родителей.

     Доступной и выигрышной темой проектов является сфера «Здоровья». Интересную работу выполнила одна из учениц  «Мои четыре секрета здорового образа жизни». Одноклассники с интересом слушали и обсуждали  эти секреты, знакомые практически всем с детства.

    Следующим  проектом стала работа над темой «Великая Отечественная война  в семье каждого ребенка». В процессе его реализации решались задачи патриотизма, воспитание в детях уважения к людям, защитившим мир на земле. Ребята учились выступать перед большой аудиторией. Было это очень не легко. Убедительно,  с достоинством, с чувством гордости они делились с незнакомой публикой своими мыслями, рассказывая о своих близких.

    Очень увлекательной оказалась работа над следующей исследовательской работой «История моей школы». В которой приняли участие и учащиеся класса, и родители, и педагог-организатор, библиотекарь, работники школьного и районного музеев, и редактор районной газеты и работники архива. В ходе работы менялось отношение учеников к школе. Ценной стала преемственность поколений, выпускников.

     Любопытство и желание узнать многое неизвестное о исторических памятниках нашего района увлекли нас с ребятами в поиски ответов на вопросы о   истории возникновения храма в с.Высокая Гора. Так появилась новая проектная работа «История возникновения храма Рождества Богородицы»

В случайном разговоре с бабушкой одной из учениц, выяснили, что в 2022 году исполнилось 55 лет со дня открытия в  Казанского авторемонтного завода, на котором она проработала много лет. Несколько месяцев мы горели  желанием узнать подробности работы этого завода, на котором проработали многие из числа родственников учеников класса. В данном проекте приняли активное участие члены семей ребят. Ребята с удовольствием приглашали в школу на классный час своих бабушек и дедушек. Мы знакомились с бережно сохраненными вырезками из газет со статьей о заводе и его рабочих, рассматривали грамоту за добросовестный многолетний труд. Нам удалось побывать на экскурсии в этом здании. Где-то в уголках сохранились стенды того времени с фотографиями передовиков.

    Хочу обратить ваше внимание на  экологический проект «Быть или не быть Комаровке» и  проект по благоустройству пришкольной территории «Мы построим город –сад».  Ребята очистили берег пруда  своими руками, соорудили клумбы, посадили цветы, изготовили таблички с просьбой соблюдать чистоту и беречь природу.

  Работа в этом направлении оказалась настолько увлекательной, а диапазон открытий настолько широк, что в школе теперь создан  клуб «Юных краеведов» и мы вместе занимаемся изучением истории, экологии и геологии Ново-Савиновского района и работаем над проектом «Моя малая Родина».

    По продолжительности это долгосрочный проект (в течение второго полугодия учебного года); по числу участников – групповой (дети, педагоги, родители). Количество участников в группах варьируется  на каждом этапе, так как ребёнку предоставляется  право выбора того участка работы, который ему интересен. Такое сочетание предполагает достижение наибольшего воспитательного и образовательного успеха.

   Практика показывает, что подобная совместная проектная деятельность детей школьного возраста, педагогов, родителей создаёт ситуацию успеха, радость, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительного окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.

     Коллективная проектная работа организует учеников, помогает решить проблему лидерства, учит терпимости, формирует понимание того, что итогом деятельности должен стать готовый продукт. В целом это маленькая подготовка к взрослой жизни.  

       Во внеурочной деятельности я использую долгосрочные проекты, которые требуют более длительное время на подготовку. Основное направление проектной деятельности- краеведение и экология.

      Так недавно, мы с ребятами завершили сразу два годичных проекта. Это экологический проект «Будь природе другом» и краеведческий проект «История возникновения Храма во имя иконы Божией матери Живоносный источник в Савиново». Работая над проектом «Будь природе другом» ребята приняли участие в нескольких акциях: сбор макулатуры (где заняли первое место по школе), сбор мусора по берегу реки Казанка, акция по раздельному сбору мусора, изговление кормушек и скворечников, сбор батареек, пластиковых крышек, высадка растений, занесенных в Красную книгу- ирис сибирский (касатик)…  

    Работа над проектом «История возникновения Храма во имя иконы Божией матери Живоносный источник в Савиново».  Увлекла нас в давнюю историю села Савиново, что расположено в северо-восточной части Ново-Савиновского района, где улица Гаврилова круто поворачивает от Казанки в сторону авторынка. В селе до наших дней сохранилось всего 3 улицы. Это 2-ая Кадышевская, 3-тья Кадышевская, 5-ая Кадышевская.  Исторически же оно было гораздо больше по площади. Оно располагалось от улицы Амирхана до реки Казанки, с другой стороны до 39 квартала. Сейчас это окраина Ново-Савиновского района, за поселком проходит объездная железная дорога.Есть версия, что поселения на месте Ново-Савиновского района существовали ещё с каменного века. Известно о шести Савиновских стоянках, давших подъёмный материал историкам и исследователям. Савиновская стоянка IV – V тысячелетия до н.э была расположена на северо-восточной окраине поселка, на краю подлуговой террасы правого берега Казанки, на дюнах близ бывшей Савиновской водяной мельницы, в местности называемой «жилище». Село Савиново в Казани очень древнее. Оно имеет почти 400-летнюю историю.

     Как уже упоминали выше, территория Савинова относилась к разным поселениям. Её включали то в одно, то в другое.

     Основными особенностями  краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов поисковой работы, занятия теоретического и практического характера, изучение местных объектов природы  в их естественной обстановке.

      Таким образом в школе функционируют  определенные направления по развитию краеведения:

- работа школьного краеведческого кружка в рамках клуба исследователей научной компетенции (КИНК);

- пришкольный летний лагерь «Экологическая тропа»

- передвижная фотовыставка  «Голубые озёра Казани», «Окна Казани»

- открытые уроки учителей истории, географии, учителей начальных классов

- организация экскурсий, походов

 Учащиеся школы принимают участие в республиканских научно- практических конференциях.

        В работе над проектами мне помогает тесное сотрудничество с организациями дополнительного образования. Это музей «Савиновские истории в сюжетах», районная библиотека, Мемориал ВОВ в Парке Победы, центр рационального чтения. А также я очень благодарна моим родителям, которые поддерживают меня во всех моих начинаниях.

В процессе проектной деятельности ребятам для решения задач проекта неоднократно приходилось делиться на творческие группы. Дети приобретали навыки коллективной работы, учились помогать друг другу, отвечать за свою работу и за работу группы в целом. Они выполняли разные роли: ответственный (командир), член группы, оформитель, репортер, ведущий, технический исполнитель, экскурсовод и др. Роли менялись. Повышалась значимость каждого ребенка в классе.

     К концу работы над проектом дети научились критически оценивать свои действия, находить ошибки, недочеты, определять их причины и пути исправления недостатков. Они с огромным удовольствием отмечали не только свои успехи, но и успехи одноклассников.

      В заключении с уверенностью могу отметить, что в процессе проектной деятельности у учителя есть возможность успешно развивать функциональную грамотность.

Использованная литература:

-Базисный образовательный план первой ступени общего образования.

-Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.

-Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.

-Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л,Е,Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.

-Корнилова Т.В. Исследовательская деятельность школьников как способ формирования функциональной грамотности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №4. С. 56–63. DOI: https://www.doi.org/10.17805/trudy.2020.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников на уроках и во внеурочное время

•Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач – проект. •Принципы организации проектной деятельно...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Математические экскурсии как средство формирования функциональной грамотности младших школьников

Статья посвящена особенностям формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках-экскурсиях. В статье описана эффективность математической экскурсии как средства развития  функц...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Все мы знаем, что функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной...

Мастер -класс" Средства формирования функциональной грамотности младших школьников"

Автор на мастер-классе раскрывает практические  приемы формирования функциональной грамотности,  вызывает коллег на диалог по обмену мнениями о возможности  использования приемов примен...

Смысловое чтение, как средство формирования функциональной грамотности младших школьников

Мастер-класс  в рамках Всероссийского конкурса учителей родных языков и воскресных школ на тему: «Смысловое чтение, как средство формирования функциональной грамотности младших школьни...