Методические подходы и формы работы на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.
учебно-методический материал на тему

Гусарова Светлана Александровна

Рассмотрим некоторые методические условия формирования и развития УУД  у младших школьников в учебной деятельности: 

- опора на субъектный опыт ученика;

 - применение активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности;

   - организация работы с "интеллектуальным резервом";

  - использование современных средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx38.41 КБ
Office presentation icon gusarova_s.a.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Методические условия формирования и развития УУД у младших школьников в учебной деятельности.

              Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,  можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно.

 А. Дистервег

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. На данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Сегодня, когда объём человеческих знаний удваивается каждые 3 — 4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.  

Рассмотрим некоторые методические условия формирования и развития УУД  у младших школьников в учебной деятельности: (Слайд    )

- опора на субъектный опыт ученика;

 - применение активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности;

   - организация работы с "интеллектуальным резервом";

  - использование современных средств обучения.

Акцент на субъектность обусловлен не новыми теоретическими веяниями, а пониманием того, что личность – есть феномен субъектности. Это изменяет позицию учащегося с традиционной – как объекта обучения, на новую – как субъекта учения.  (Слайд  )

В образовательной практике наметился переход от обучения как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к не менее активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных. 

    Как сформировать УУД? Ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по - старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимание на развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

Условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий у младших школьников. (Слайд    )

    Таким образом, для создания условий развития УУД необходимо исключить передачу готовых знаний, объяснение в такой форме, чтобы ученик все понял и запомнил, а потом пересказал, а также вопросы репродуктивного характера, направленные на повторение чужих мыслей. Вместо этого деятельность учителя должна быть направлена на развитие умений по применению знаний, создание условий для самостоятельного открытия знаний через содержание учебно-методических комплектов, формирования умения делать свои выводы, оценки, применять знания в новых условиях.
       Для реализации данных условий я использую
активные формы обучения в сочетании с базовыми педагогическими технологиями: уровневая дифференциация, технология деятельностного метода  (обучение на основе учебных ситуаций), ИКТ, исследовательский метод обучения, а так же современные средства обучения. (Слайд    )

Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

        Активные формы обучения включают в себя следующие технологии: технология проблемно-диалогического обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.

1. Технология проблемно-диалогического обучения. (Слайд    )

При обучении первоклассников  использую технологию  проблемно-диалогического обучения.  Эта технология отвечает всем требованиям стандарта  второго поколения. В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.

    Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, с помощью которых формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи, возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.

    Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога.

    Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке:

1. Создание «ситуации успеха».  В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

2. Ситуация «интеллектуального разрыва». В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может).

3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.

     Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.

     Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию.

         Формы подводящего диалога:

  1. Анализирующее коллективное наблюдение. Предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или числовых выражений. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?» Выслушивая ответы детей, учитель «цепляется за более интересные реплики и развивает их. В коллективном наблюдении очень важно подобрать дидактический материал, продумать систему вопросов и заданий. Выбрать эффективные приёмы для обнаружения признаков нового понятия продумать систему фиксации (на доске, в тетради) того, что будет совместно обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы – опоры, плана, словесной формулировкой и чтением вывода в учебнике.

   2. Фронтальная дискуссия заключается в следующем: дети высказываются, выдвигают версии, которые фиксируются на доске. Далее ведётся обсуждение выдвинутых версий, их координация и приход к правильному ответу. Обязательное обоснование выдвинутой версии..

 Тема №1: Слово. Слова-названия. Схемы слов.

 Проблемная ситуация с затруднением. Приём №4: дать практическое задание, не выполнимое вообще.

 - Посмотрите на картинки на с.6-7.Что здесь изображено?

 -Попугай, земляника, шишки, васильки, дятел, воробей, гусеница, бабочка, гриб, лиса, козёл, медведь, ель, ёжик.

 - Запишите слова-названия предметов.

 (Возникает затруднение)

 - Вы смогли выполнить задание?

 - Нет. Мы не умеем писать.

 Что вызвало затруднение?

 - Какой возникает вопрос?

 - Как записать слова-названия, если мы ещё не умеем писать?

 Тема №2: Знакомство с предложением.

 Проблемная ситуация с удивлением. Приём №2: столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом.

 - Откройте учебник на с.8. Что вы видите на рисунке?

 - Это лес.

 - Сколько слов вы произнесли?

 - Два слова.

 - С их помощью мы выразили мысль. Это предложение. Сколько слов в предложении?

 - Два слова.

 - Составьте предложение о белке.

 - Белка держит гриб.

 - Как мы записывали слова?

 - С помощью схем.

 - Запишите первое предложение.

 ________ _________

 - Запишите второе предложение.

 ________ _________ __________

 - Я тоже составила по картинке несколько предложений. Посмотрите:

 _____ ______ ______ ______ _____ ______

 - Как вы думаете, сколько предложений я составила?

 - 1,2,3,4?

 - Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы ещё не знаем?

 - Не знаем, сколько слов в предложении, какие предложения вы составили.

 - Какой возникает вопрос?

 - Как записать предложение?

 

 Тема №7: Ударение.

 Проблемная ситуация с удивлением. Приём №2: столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом.

 - Ребята, к нам на урок сегодня пришли мультипликационные герои: Нюша, Лосяш и Кар-Карыч. Кар-Карыч попросил Нюшу и Лосяша записать их имена. Посмотрите, что у них получилось:

 (на доске две абсолютно одинаковые схемы)

 (Удивление)

 - Где записано Нюша, а где Лосяш?

 (Мнения разделяются)

 - Сколько в классе мнений? Почему не смогли определить, где чьё имя?

 - Два мнения. Схемы слов одинаковые.

 - Чего мы не знаем?

 - Как различать схемы слов.

 - Какой вопрос возникает?

 - Как, не умея записывать буквы, можно различить схемы слов Нюша и Лосяш?

 Тема №8: Согласные звуки.

 Проблемная ситуация с удивлением. Приём №1: одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

 - Сколько слов в русском языке?

 - Много.

 - Из чего состоят слова?

 -Слова состоят из звуков.

 - Какие гласные звуки вы знаете?

 - а, о, у, ы, и, э.

 - Почему они называются гласными?

 - Состоят из голоса, поются, тянутся.

 - Сыграем в игру Кто больше?.

 Вам нужно в парах составить слова из гласных звуков. Кто больше составит, та пара и победила.

 (Работают в парах, составляют слова, а затем выступают.)

 - Много получилось у вас слов?

 -Мало.

 - Что интересного вы заметили?

 -В русском языке слов много, а у нас получилось мало.

 - Какой возникает вопрос?

 - Почему из гласных звуков получается мало слов? Из каких звуков тогда получаются остальные слова?

          Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог способствует интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.      

    Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса. Ведь с помощью проблемного диалога формируются УУД.

    -  регулятивные – умение решать проблемы;

    -  коммуникативные – вести диалог;

    - познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.;

     - личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации,   гражданского выбора.

2. Технология проектного обучения - формирует функциональную грамотность учащихся, помогает им самореализоваться через самостоятельную работу. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы в группах, а также развить социальное сознание.

Проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью.

По моему убеждению, для продуктивной проектно – учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность,  «зрелость», поэтому в 1-2 классах я работаю над:

-формированием  у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально – интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения;

-развитием мышления учащихся,  формированием определенной интеллектуальной  зрелости;

-наличием у учащихся опыта развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.

В 1 классе с успехом в нашем классе  реализуются следующие проекты:    

 учебные: «Книжки - малышки», «Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Живая Азбука».

исследовательские: «Село моё родное»

             творческие: «В гостях у королевы Золотой осени и осенних братьев месяцев».

Во время защиты проекта  учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументировано и чётко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.

3. Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. (Слайд    )

Технологий интерактивного обучения существует большое количество. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это - возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей. 

На уроках я применяю следующие виды работ в паре: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, решение задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ, взятие интервью у напарника.

  В парах сменного состава удобно проверять знание таблицы сложения и вычитания, компонентов действий. Как проверить табличные случаи сложения/вычитания?

 На территории класса создаём несколько «станций» (консультанты), а все остальные дети (не консультанты) «проходят» через них. У каждого ребёнка – свой листочек (дневник), в котором каждый консультант ставит ему оценку.

    Обучение учащихся работе в паре начинаю в период обучения грамоте в 1 классе при пересказе сказки по иллюстрации, используя следующий алгоритм:

  • Постановка цели работы перед учащимися.
  • Распределение  ролей. (Рассказчик и слушатель.)
  • Образец. ( У доски 2 ученика демонстрируют работу.)
  • Самостоятельная работа учащихся. Пересказ в парах.
  • Самоанализ

-Что получилось?

-Когда было легко?

-Когда было трудно?

     Формировать коммуникативные умения работы в парах нужно постепенно, определенными этапами.

     Первый этап: раздаю ребятам листы, на которых надо сделать штриховку фигурок. В конце урока провожу рефлексию, в ходе которой выясняется, что если бы ученики работали в паре, то справились бы с заданием. У детей возникает потребность работать сплочённо.

    Второй этап: формирование у учащихся умения согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы. Работа строится по принципу: затруднение, рефлексия, новая форма работы. Ребята делают аппликацию, распределив обязанности, но не спланировав при этом работу и не представив конечный результат. Поэтому у некоторых в выполненном задании нет соответствия в цвете, расположении. Учащиеся делают вывод: прежде чем сделать работу, надо согласовать.

Включая учащихся в коллективную деятельность, в парах формируются коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивные взаимодействия и сотрудничество с одноклассниками и учителем. В ходе выполнения задания учащиеся должны взаимодействовать для того, чтобы найти верные решения.

При этом у них формируются умения: учитывать разные мнения, формулировать свое мнение,  договариваться, приходить к общему решению, быть корректным в высказываниях.

4. Игровые технологии строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

В своей работе я применяю различные виды игр, например, игры способствующие развитию связной речи (Слайд    )

Игра, может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.

Функции игр, как метода изучения:

- облегчать учебный процесс, оживлять его (сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.).

- «театрализация» учебного  процесса (игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей; артистические приемы используются в ролевых диалогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, чтении сказок).

- соревновательная (игра возбуждает активность, стремление к лидерству, к соревнованию в качестве и глубине знаний, к  творчеству).

Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес такие как «Урок - игра», «Урок -викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра».

Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать УУД: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно- познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Исследовательская деятельность учащихся играет большую роль в формировании УУД:

регулятивных – умение ставить цель, определять задачу;  соотносить поставленную цель и условия её достижения;  планировать действия в соответствии с собственными возможностями;

 познавательных -  умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его;

коммуникативных- планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;

личностных -  различать виды ответственности внутри своей учебной работы.

Умение сотрудничать наиболее полно проявляется и успешно развивается в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. (Слайд    )

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д

    Мои первоклассники тоже занимаются исследованием. Вместе мы исследуем звуковые схемы слов, согласные и гласные звуки, по окружающему миру:  «Почему в снежках грязь? Где живут белые медведи? Когда наступит лето?»

Следующим методическим условием формирования и развития УУД у младших школьников в учебной деятельности, которое мы рассмотрим, является организация работы учителя с "интеллектуальным резервом".

Эта работа предполагает выявление одаренных детей и организацию регулярных занятий с ними и включает следующую деятельность учителя:

  -подготовку детей к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, марафонах, ассамблеях;

    -организацию выполнения младшими школьниками творческих проектов и исследований;

    -своевременное информирование детей и их родителей о творческих конкурсах, проводимых в школе, городе, области;

    -консультирование школьников и их родителей и помощь им в оформлении заявок на участие в конкурсах и в подготовке творческих работ;

    -организация выступлений учеников, создание условий для их творческого роста;

    -распространение ученического опыта через публикации в различных сборниках, журналах, на сайтах;

    -работа с родителями: разъяснение целей, задач и перспектив развития ребенка,     консультирование по психолого-педагогическим вопросам, повышение мотивации к совместной деятельности с детьми.

Использование учебно - лабораторного оборудования         

Что  дает  ученику  эффективное применение современного оборудования в УВП?

- это свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам и

 возможность оперативно привлекать необходимые источники текстовой, графической и аудиовизуальной информации.

- это обеспечение прямого доступа к лабораторному оборудованию.

- это возможность проведения экспериментальных исследований.

-  возможность представить результаты обучения в виде презентаций.

- это достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы общего образования с использованием ИКТ;

- это и дистанционность в обучении.

           А в целом  позволяет оптимизировать образовательную среду и повысить качество образования.

             Какие положительные эффекты мы наблюдаем?

         Меняется среда обучения: от практико – ориентированной мы переходим к системно –деятельностной  . В урочной и внеурочной деятельности ярко проявляются цели формирования метапредметных результатов.

       Мы наблюдаем повышение интеллектуального потенциала обучающихся,

 увеличивается процент учащихся, участвующих в различных предметных, творческих конкурсах и повышается их результативность.

        Занятия в традиционных предметных кружках сменились проектно– исследовательской деятельностью.
          Реализуется новая позиция учителя – содействие развитию, самостоятельному получению знаний.

            Мы обеспечиваем  исполнение    социального заказа родителей и обучающихся, ориентируемого на получение выпускниками  высшего образования.

          Значительно   меняется   школьная инфраструктура.

Кроме того, для учителя  есть  недостатки учебно-лабораторного оборудования, не позволяющие максимально эффективно его использовать в образовательном процессе.

  • недостаточное количество пультов -13, а в классе большее количество учеников;
  •  невозможность использования пультов в других классах из-за особенностей их настройки;

Таким образом, сложность выстраиваемой педагогом деятельности заключается в том, что педагог должен уметь, не разрывая поддерживающих отношений с ребенком, постепенно уменьшать долю своих прямых действий в решении его проблем. Дистанцируясь, таким образом, от непосредственной ответственности за принимаемые ребенком решения, он постепенно передает ее ребенку. Это одно из главных условий развития самостоятельности ученика, формирования и развития у него УУД.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования в рамках ФГОС.

Методические условия формирования и развития УУД младших школьников в учебной деятельности....

Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.».  

условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.». ...

Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,  можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно....

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образования"

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образования" : рассматриваются вопросы связи материала изучае...

Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"

Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"...

«Прогулка, как форма совместной деятельности воспитателя с детьми, способствующая повышению качества образования».

Для чего необходимы прогулки?Какие цели ставятся при проведении прогулок?Прогулки в коррекционно-развивающем обучении служат для восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную...