Опыт работы по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников в образовательной деятельности
статья

Ленкова Ольга Владимировна

Текст выступления на межмуниципальном семинаре-практикуме для учителей северо-западного образовательного округа Курганской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_e-n_gramotn_okonch._var_2.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре-практикуме

МКОУ «Канашская СОШ»

Авторы: Ленкова О.В., Коурова Н.В.

Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников в образовательной деятельности

Слайд

Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников.

Слайд

Результаты международных исследований, анализ ВПР по окружающему миру показывают, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний. У обучающихся неразвиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями. Поэтому перед начальной школой стоит задача формировать естественнонаучную грамотность младших школьников. Изучение предметов в начальной школе должно стать действенным инструментом познания мира, позволяющим применять полученные знания в реальной ситуации.

Как повысить и создать определенную систему работы по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников?

Слайд

Мы начали с проведения диагностики стартовой готовности к успешному обучению. Мониторинг осуществлялся по методике, разработанной Т.В.Бегловой, М.Р.Битяновой. Исследование стартовой готовности проводился на 3-4 неделе обучения первоклассника. Все упражнения выполнялись под руководством учителя. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа.

Слайд

Результаты мониторинга показали за 2019-2020 учебный год: высокий уровень у 52% учащихся, показатели выше среднего уровня у 30%, средние показатели у 13% и низкие показатели у 5%. Мы считаем, что это хороший уровень подготовки детского сада.

Информация об уровне познавательной активности помогла выбрать тактику обучения. Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий. Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха. Высокий уровень познавательной активности требует обучения на высоком уровне трудности.

Исходя из этого, мы начали искать совокупность форм, методов, приёмов в обучении, которая смогла бы сформировать естественнонаучную грамотность учащихся.

Слайд

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

1    Информационно–коммуникационная технология

2    Технология развития критического мышления

3    Проектная технология

4    Технология развивающего обучения

5    Здоровьесберегающие технологии

6    Технология проблемного обучения

7    Игровые технологии

8    Модульная технология

9    Технология мастерских

10   Кейс–технология

11  Технология интегрированного обучения

12  Педагогика сотрудничества.

13  Технологии уровневой дифференциации

14  Групповые технологии.

15  Традиционные технологии (классно-урочная система)

Давайте более конкретно остановимся на следующих технологиях.

Слайд

1). Информационно–коммуникационная технология

Рассматривая такой вид образовательной технологии, как ИКТ, стоит подчеркнуть, что в настоящее время с развитием технического прогресса происходит активное внедрение в качестве одного из действенных средств обучения. В рамках ИКТ нами используются не только медиа- ресурсы, но и образовательные платформы. Например, в педагогической деятельности мы используем образовательную платформу «Учи.ру».  Данная платформа, особенно актуальная в контексте дистанционного образования. Использование данного ресурса дает возможность самостоятельного изучения обучающимися учебной дисциплины, что является не маловажным фактором успешности образовательного процесса. Наши ученики активно принимают участие в различных марафонах и занимают призовые места. Так, например, в марафоне «Космическое приключение» 1 место заняла команда 3 класса.

Слайд

2). Технология критического мышления

Нами также применяется технология критического мышления. Данная технология развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.

В своей работе мы используем следующие приемы. Прием "Корзина идей" позволяет быстро и в интерактивной форме подготовить учащихся к восприятию новой темы, помочь им увидеть взаимосвязь между темами, научиться видеть  ошибки и исправлять  их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы. Например, на уроке окружающего мира по теме «Что такое почва?» в корзину могут попасть такие предположения учащихся: это земля, это не вода и не воздух, это вещество, это место обитания животных и растений и т.д. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока.

Слайд

На стадии вызов мы используем прием «Мозговой штурм», который позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также формирует нестандартное мышление. Например, на уроке окружающего мира во 2 классе по теме «Заглянем в кладовые земли» урок начинается так: Ребята, я вчера шла из школы, а передо мной шли ученики из другого 2 класса и спорили. Первый говорит: «Горные породы лежат под асфальтом улицы, по которой мы идём». Второй возражает: «Горные породы встречаются только в горах». – Кто из детей был более внимателен на уроке? – А что такое горные породы? – Из чего состоят горные породы? – Кто попробует сформулировать тему нашего урока?  – Итак, что нам предстоит сегодня  узнать?

Слайд

Следующий прием «Синквейн» - короткое литературное произведение, характеризующее предмет. Работать над синквейном нравится всем учащимся. Ученики убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого «интересного» стихотворения. Мы используем синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Слайд

Например, при изучении темы по окружающему миру во 2 классе «Свойства воды», проводя рефлексию урока, каждая группа составляла синквейн «Вода»:
1.Вода.                                                            1.Вода.
2.Жидкая, прозрачная.                                  2.Холодная,прозрачная.
3.Моет,питает,течёт.                                     3.Льется,журчит,булькает.
4.Безводынетжизни.                                      4.Отличноутоляетжаждувзной.
5.Жизнь!                                                         5.Прохлада.

Данный прием дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а нам понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Этот прием используется не только на уроках окружающего мира, а так же на уроках литературного чтения.

Слайд

3). Проектная технология

Наряду со всеми способами и методами обучения мы используем проектную технологию, начиная с 1 класса. Например, создание групповых проектов «Красная книга Курганской области», «Птицы– наши друзья», индивидуальные проекты «Родное село», исследовательские проекты «Моя родословная», «Что мы знаем о кошках?». Использование технологии проектной деятельности в начальной школе способствует формированию учебной мотивации, трудолюбия.

Слайд

4). Технология проблемного обучения

В своей деятельности мы используем технологию проблемного обучения. К учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее нужно придумать. Существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

 Суть приема «Яркое пятно» в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т.д.

Прием «Актуальность»- обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся. Это можно проследить на следующем примере эпизода урока окружающего мира в 1 классе по теме «Почему радуга разноцветная?»

– На прошлом уроке мы изучали тему «Звуки».

– Закройте глазки.

– Послушайте, что это за звуки?

(Сверчок, шум ветра, дождя).

– Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо…

– Какое?

– Отгадайте загадку:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти?

– Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.)

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

5). Игровые технологии

Слайд

На уроках большое внимание мы уделяем игровым технологиям. Игровые формы обучения на уроке– эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Например, на уроках используем игру «Фотограф». Учитель показывает на доске изображение птицы с помощью геометрических фигур. В этот момент дети рассматривают и запоминают картинку. По команде «печатаем» учитель выключает изображение. Дети по памяти воспроизводят фигуру птицы. После этого учащиеся сравнивают свою работу с образцом.

Слайд

На уроках английского языка во 2 классе при изучении букв английского алфавита используем Интерактивную тетрадь. С помощью такой тетради учащиеся запоминают визуально букву, отрабатывают навык ее записи, произносят слова, которые начинаются на эту букву. Работа с такими тетрадями на уроках активизирует познавательную деятельность, развивает память, мышление.

6). Здоровьесберегающие технологии

Слайд

В условиях реализации ФГОС особое внимание обращаем на здоровьесберегающие технологии. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мы проводим физкультминутки специальные упражнения для снятия напряжения.

7). Технология интегрированного обучения

Слайд

Каждый год в предметах естественнонаучного цикла мы планируем уроки интегрированного характера. Например, в 3 классе мы проводили интегрированный урок по окружающему миру и английскому языку по теме: «Наше питание». Учащиеся выполняли карточки, отвечали на вопросы на английском языке и в конце урока составили пирамиду правильного питания.

Слайд

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Где живут белые медведи?» был интегрированный с уроком технологии. Учащиеся получили знания по данной теме, выполнили аппликацию «Белые медведи», раскрасили пингвинов  и расселили их по местам обитания на географической карте.

8). Внеурочная деятельность

Слайд

Организация внеурочной деятельности в начальной школе реализуется через различные формы. Например, в рамках внеурочной деятельности ученики нашей школы принимают активное участие в различных конкурсах: «Мы и экология Курганской области»,  «Агромашины будущего» и занимают призовые места.

Слайд

А также мы проводим различные экскурсии, опыты, эксперименты.

Слайд

Во внеурочное время мы с ребятами высаживаем лук, цветы, ухаживаем, поливаем. В то же время наблюдаем за развитием растений.

Развитие естественнонаучной грамотности с помощью приемов, методов, технологий, которые мы организуем на уроках в начальной школе, является базой для систематических курсов физики, химии, биологии, географии и ОБЖ в основной школе. Взаимодействие основной и начальной школы происходит с помощью взаимопосещение уроков между учителями-предметниками, посещение уроков учениками 4 класса. Тем самым они знакомятся с будущим учителем, снимаем уровень тревожности учащихся. В конце учебного года проводятся методические объединения между учителями начальной школы и учителями-предметниками.

Использование современных образовательных технологий методов и приёмов, их сочетание на уроках окружающего мира и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественнонаучной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения увлекательным и продуктивным.

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

Подход к естественнонаучному образованию младших школьников  в современных условиях. Пути сотрудничества с педагогами дополительного образования для более продуктивной работы с обучающимися. Мето...

Формирование функциональной грамотности младших школьников в учебной деятельности

Работа с текстом как способ формирования читательской грамотности младших школьников....

доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».

Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пр...

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности...