Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.
статья (4 класс) по теме

Тимиряева Любовь Александровна

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznav.akt_.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

                            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Макуловская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

       

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

       

              Тимиряева Любовь Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной  категории

МОУ «Макуловская средняя

общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского района

Республики Татарстан  

  Макулово 2011

В современном обществе возможность осуществлять поиск становится ценностной установкой, а умение решать проблемы – одной из задач образования.

        Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.

Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

        Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагали свои пути решения. Наше время – это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Я задумалась. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.

        Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме, в частности статью кандидата педагогических наук Е. Коротаевой «Уровни познавательной активности» и проанализировав особенности учащихся своего класса, пришла к выводу, что познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.

При этом, считаю, что конечный результат заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом.

Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность в активном познании. Еще работая в классе «Малышок» по подготовке шестилетних детей к школе, совместно с администрацией школы мы провели тестирования, с целью изучения подготовки ребенка к обучению. Для оценки использовались следующие критерии:

  1. Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа предложенная С.А. Банковым).
  2. Уровень умственной работоспособности по корректурным пробам.
  3. Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тесту Керна-Иерасека.
  4. Исследование уровня восприятия.
  5. Исследования памяти.
  6. Исследования мышления.

По результатам тестирования и личным наблюдениям за степенью проявления активности учащихся в учебном процессе выделяю пять уровней познавательной активности:

  • нулевой уровень;
  • относительно - активный уровень;
  • исполнительно – активный;
  • активный уровень познания;
  • творческий уровень познавательной активности.

Попробую проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся каждого уровня:

Уровни познавательной активности.

Уровни познавательной активности.

Психолого-педагогические особенности учащихся.

Нулевой уровень

Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение.

Относительно - активный уровень

Включение учащихся в учебную деятельность связанно с эмоциональной  привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению.

Исполнительно – активный уровень.

Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся.

Активный уровень познания.

Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно.

Творческий уровень.

Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.

        Моя задача – помочь учащимся перейти с нулевого на активный или творческий уровень познания.

        В современных школьных программах детская исследовательская деятельность играет огромную роль. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

        При формировании исследовательских умений младших школьников придерживаюсь следующих условий:

  • Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений проходит в классе постоянно. Успешно используется материал уроков чтения, риторики, русского языка, применяю исследовательский метод в преподавании тем.

  • Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

  • Творческая среда.

Способствую созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживаю интерес к исследовательской работе.

  • Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

        Для достижения поставленной цели использую технологию развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающую соблюдение данных организационно-педагогических условий.

Цель технологии – осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;

- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом;

        Выделяю четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:

  1. Умения организовать свою работу (планирование работы).
  2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, методы исследования).
  3. Умения работать с информацией.
  4. Умения представлять результат своей работы.

Начиная с первого класса происходит погружение учащихся в исследовательскую, а затем и в проектную деятельность. С каждым годом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.

        

Когда учащиеся владеют умениями и навыками исследовательской деятельности, они легко

приступают к выполнению творческих проектов, указывая шаги и пути решения проблемы.

        При работе над проектами придерживаюсь следующей структуры:

(таблица «Деятельно – процессуальный подход к выполнению творческих проектов).

В приложении.

Назову основные методы и приемы работы над повышением уровней познавательной активности через исследовательскую и проектную деятельности.

Нулевой уровень.

Непросто, но стараюсь установить добрые отношения с такими детьми. Основным приемом, помогающим наладить эти отношения, являются «эмоциональные поглаживания»; обращение к ученику только по имени, похвалы, одобрения, добрый ласковый тон. Заметила, что эти учащиеся, почувствовав доброжелательную атмосферу, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны. Тогда возникает цепочка: состояние комфортности, чувство уверенности создают психологические предпосылки для перехода на более высокий уровень.

Относительно - активный уровень.

Ученикам с относительно – активным уровнем присуща торопливость. Поэтому они готовы воспользоваться планом ответа, рисунком-подсказкой, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом того или иного учебного действия. Для них также важна эмоциональная поддержка, но она не обеспечивает овладение знаниями в полном объеме. Для этих детей стараюсь поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. В результате последовательной работы, дети начинают испытывать эмоциональный подъем от учебных ситуаций. Достигнув успеха, у них возникает желание повторить и упрочить его, проявляется готовность к интеллектуально-волевым усилиям.

Исполнительно – активный уровень.

        Основными приемами, стимулирующими учащихся с исполнительно - активным уровнем, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаю на уроках. Очень любимы ребятам ролевые ситуации, когда они могут подключиться к технологии, оценивая ответы одноклассников, выступая в роли «исследователя», «мудреца», «эксперта», «наблюдателя». Для детей с исполнительно - активным уровнем познания, должна стать норма готовности к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций. Основная моя стратегия в работе с учащимися с высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к активности в учении. Здесь ведущую роль играет исследовательская и проектная деятельность. Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, отличается от всего вышесказанного. Общепризнанно, что особые способности, или одаренность зависит от врожденных задатков. Работу с такими учащимися строю на специальных приемах, стимулирующих творческую деятельность в целом, главное, что все эти приемы направлены на развитие у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества. Свои уроки строю с учетом уровней познавательной активности. Структура подобных занятий предусматривает не менее четырех основных моделей:

  • линейный урок (с каждой группой по очереди);
  • мозаичный урок (включение в деятельность той или иной группы, в зависимости от учебной задачи);
  • активно- ролевой урок (подключение учащихся с высоким уровнем активности для вовлечения остальных);
  • комплексный урок (совмещение всех предложенных вариантов).

Стараюсь добиваться, чтобы на каждом уроке, в учебную деятельность включались все, без исключения, учащиеся, на уровне их потенциальных возможностей.

              Моя стратегия заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентировке сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром.

              Используя технологию развития познавательной активности через исследовательскую и проектную деятельности можно сделать вывод, что она дает положительный результат.

              Это доказывает диаграмма уровня познавательной активности. К концу четвертого класса стараюсь добиваться наивысших результатов, а именно, чтобы познания и любая деятельность, связанная с ним, стала потребностью в самообразовании и самосовершенствовании.

                           Используемая литература

1.Статья кандидата педагогических наук Е. Коротаевой «Уровни познавательной активности»

Журнал «Народное образование».

2. Исследовательская деятельность   учащихся начальных классов. Автор и источник заимствования неизвестен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций

Статья раскрывает основные способы и приемы применения мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе....

Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

В данном материале даны приёмы работы по развитию исследовательских способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Показан фрагмент мастер-класса на РМО учителей начальных классов....

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательных активностей младших школьников через вовлечение их в проектную деятельность"

Работаю учителем начальных классов в МБОУ  СОШ №1 г. Юрьев-Польского   25 лет.  С 2010 года начала обучать учащихся по учебно-методическому комплексу «Планета знаний».  П...

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...

Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".

В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую  игру.Цель выступления:-показать воспитательный и обу...

Статья "Развитие познавательной активности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности"

В статье рассматривается проблема формирования познавательной активности у учеников начального школьного звена. Также обобщен опыт педагогической работы по активизации познания по различным направлени...

доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».

Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пр...