Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»
проект на тему

Гринько Ирина Александровна
настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностное развитие ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnyy_proekt.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

                    МБОУ»Мусохрановская начальная общеобразовательная школа»

             Инновационный проект

 «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

                                                Автор работы: Гринько Ирина Александровна

                                                Занимаемая должность:

                                                учитель начальных классов

                                               первая квалификационная категория

                                                 2016 год

                             

                              Содержание:

  1. Обоснование актуальности проекта.                                            3
  2. Цель и задачи педагогического проекта.                                     5
  3. Деятельность в рамках проекта:

I  этап –  изучение литературы по исследовательской

                и проектной деятельности.                                     6

II этап –  планирование работы с учащимися на

                основании результатов психолого-

                педагогической диагностики.                                8

III этап – описание полученных результатов.                     9

IV этап – результативность проекта.                                  11

IV.  Использованная литература.                                                      14

               

                                                                                                 Успех в педагогике

                                                                                                 Бывает только общим.  

                                                                                                 (народная мудрость)

I. Обоснование актуальности проекта.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. В настоящее время сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель должен заботиться о формировании у ученика определённого набора компетенций, способности к саморазвитию.

   Основными принципами, решающими современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становятся: принцип деятельности и целостного представления о мире, принцип непрерывности, минимакса и вариативности, принцип творчества, актуализации субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе.

   При решении любой образовательной проблемы, мы не можем обойтись без взаимодействия с семьёй, без разнообразного сотрудничества с родителями. Потому что, основные направления реформы общеобразовательной школы ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие её ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися.

   Очень важно увидеть учителю и показать родителям, как сказывается и в чём может проявляться их заинтересованность в успехе ребёнка, ведь родители на практике очень часто довольствуются пассивной ролью в учебно-воспитательном процессе в школе.

  В связи с этим, в настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная  деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностное развитие ребёнка.

   Есть мнение, что в первом классе исследовательская деятельность не предусмотрена, так как это проблематично: дети слишком малы для проектирования. Считаю, эта деятельность возможна, более того, в ней есть необходимость у всех участников образовательного процесса. Все мы знаем, как тяжело первокласснику и его родителям адаптироваться в школе, а учителю заинтересовать ученика и его родителей совместной учебной деятельностью.

На мой взгляд, совместная с первоклассниками и их родителями исследовательская деятельность – эффективный путь решения проблемы.

   II. Цель и задачи педагогического проекта.

   Цель проекта – организовать совместную с учащимися и их родителями исследовательскую и проектную деятельность, и проследить, как она влияет на личностное развитие первоклассников.

   Задачи проекта:

  1. Изучить методику совместной с  родителями исследовательской и проектной деятельности, для начальной школы и предложить алгоритм совместной деятельности с родителями.
  2. Проводить психолого-педагогическую диагностику класса
  3. Показать образовательный результат совместной исследовательской деятельности учащихся, учителя и родителей.
  4. Показать эффективность коллективных проектов по сплочению классного коллектива учащихся , родителей и учителя.
  5. Разработать детско—взрослый проект по программе «Разговор о правильном питании», в течение всего года.

   Ожидаемый результат:

  1. Осуществление разнообразных форм участия родителей в проектной деятельности школьников:
  • мотивационная - подбадривает своего ребёнка, показывает собственную заинтересованность;
  • информационная – помощь в поиске нужной информации;
  • организационная – распределение времени, планирование деятельности ребёнка;
  • техническая – монтаж материала.
  1. Личностное развитие первоклассников, формирование ключевых компетентностей учащихся при решении проблем: информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной и компетентности взаимодействия.

  1. Рост активности родителей в совместной деятельности в школе и стиля определения взаимодействия учителя с учениками, с родителями.

   III. Деятельность в рамках проекта.

          I этап – изучение литературы по исследовательской и проектной

                           деятельности.    

   Знакомясь с литературой по теме,  сделала вывод, что эта тема не только актуальна в настоящее время, но и очень популярна в педагогической среде. Накоплен большой опыт, выпущена методическая литература, в которой можно найти ответы на многие вопросы.

   Представитель классической дидактики  К. Д. Ушинский,   выделял два основных пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания и  «учение активное» - посредством собственного опыта.

    И хотя он не включал в текущий учебный процесс элементы будущего материала, но значение перспективы в целом понимал. Это выразилось в одном из дидактических правил обучения «от известного к неизвестному, от близкого и знакомого к отдаленному и незнакомому».   На мой взгляд, К.Д. Ушинский был прав. Сегодня мы больше опираемся на «учение активное», так как современные дети более открытые, их любознательности, стремление наблюдать, самостоятельно делать открытия -  можно только позавидовать.

   Авторы книги «Исследовательская деятельность младших школьников»,

 Е.В. Кривобок и О.Ю. Саранюк, составили тематическое планирование внеурочного времени по классам на учебный год, где исследовательской деятельности уделяется особое внимание.  Они считают, что

   «исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельное умозаключение. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование».[1]

   Очень интересны работы доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета – А.И.Савенкова. Особый интерес представляет методическое пособие « Методика исследовательского обучения младших школьников». Именно в ней есть ответы на многие вопросы. А.И.Савенков убедительно говорит о значимости работы педагога в этом направлении, что очень важно, и  о готовности ребёнка к этой деятельности.

   «…Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условие для исследовательского обучения».[2]

   Вместе с тем, недостаточно материала о том, как исследовательская деятельность влияет на личностное развитие ребёнка младшего школьного возраста.

   С первого класса ребёнок благодаря своей любознательности имеет небольшой жизненный опыт, а значит, есть и возможность активизации интереса к обучению посредством собственного опыта, называемого ещё «исследовательским».   Важную роль в этой деятельности играет не только учитель, но и родители, психолог, социальный педагог. Но методических предложений по этой проблеме практически нет.  На основании изученного, можно предложить следующий алгоритм совместной деятельности с родителями.

                   Алгоритм работы с родителями по проекту:

  1. Родительское собрание « Что такое проектная деятельность».

Выбор темы проекта и разработка плана действий.

  1. Участие родителей в детско-взрослом проекте

«Разговор о правильном питании»:

  1. поиск информации ( учитель+ученик+родители);
  2. консультирование родителей и детей в ходе проекта

(повышение личной уверенности);

                        с) обсуждение и подведение итогов.

                 3. Защита результатов работы групп и направление проекта на

                  областной конкурс по программе «Разговор о правильном питании».

                                       

      II этап – планирование работы с учащимися на основании результатов  психолого-педагогической диагностики.

     По данным психологического теста их можно разделить на две группы – это флегматики и сангвиники Учащиеся таких групп проявляют настойчивость в доведении своих дел до конца. Они наиболее успешны в деятельности. Ведущее полушарие – левое, а значит,  для них нужна строгая работа по алгоритму. И по утверждениям психологов у левополушарных  детей очень хорошее стремление к самостоятельности, проникновение в глубину знаний, очень высокая потребность к умственной деятельности. Это те дети, с которыми  эта работа может быть успешной с первого класса. Утверждения психологов меня убедили: перед такими учениками нужно ставить новые интересные задачи, их нужно постоянно включать в активную деятельность. Создание проектов и исследование – это их «конёк», потому что есть настойчивость, интерес довести дело до конца и стремление к самостоятельности, что послужит целенаправленному личностному развитию младших школьников. А значит, в работе с классом рекомендованы эвристический, проблемный, исследовательский, проектно-творческий методы.

   Этому способствует и Образовательная система « Школа России», по которой и работаю по настоящее время. Она ориентирована на создание  современного личностного образования в массовой школе.[3]

   Психолого-педагогические данные были учтены мною в организации работы над проектом:   «Овощи и фрукты – полезные для первоклассника продукты», при формировании групп по интересам. С этими рекомендациями психолога я и начала совместное родительское собрание с учащимися класса.

     III  этап – описание полученных результатов.

 Важно было объяснить детям и родителям:

-Зачем это нужно?

-Что такое проект?

       -Что такое исследование?

   Обсуждение проходило в два этапа:

- детям предлагалось это выполнить в классе на уроках окружающего мира и технологии;

- родителям в домашних условиях (фотографирование детей, посещение с ребёнком библиотеки - с целью поиска информации).

  Что может первоклассник, который ещё и читать то не умеет? Берусь поспорить – всё! Ведь дети в современном мире гораздо любопытнее и в первом классе имеют уже, хотя и маленький, но жизненный опыт. Они знают множество овощей, фруктов, ягод, которые не только видели на картинках, но и пробовали на вкус. Им предстояло выяснить:

Какая от них польза? Зачем человеку употреблять их в пищу?

Дома с родителями ученик вырезал картинки с овощами и фруктами из детских журналов. В библиотеке собирались стихи, загадки, статьи. Вот здесь заинтересовались не только дети, но и родители. Среди мам и пап, и их семей начались дискуссии, (это можно было слышать при встрече на консультациях):

- Какой из овощей самый полезный?

- Сколько фруктов может съесть наша семья за месяц?

-Какое открытие сделали для себя, когда искали самый полезный овощ

или фрукт для человека?

Интересные открытия делали и сами для себя первоклассники:

  • все овощи и фрукты полезные;
  • многие овощи и фрукты очень давно были завезены из других стран для дальнейшего выращивания в нашей местности;
  • в одном овоще или фрукте несколько витаминов;
  • яблоко нужно есть полностью, так как в самой сердцевине находятся семечки, а в них содержится йод, который  нужен для человека;
  • чтобы наш организм работал как «часы», нужно есть тыкву, и т. д.

   Когда информации набралось достаточно много – все вместе сели за стол переговоров – как оформить, чтобы было не только интересно, но и полезно. В результате получилась наглядная «энциклопедия», сделанная руками первоклассников и их родителями.

    IV этап – результативность проекта.

Каждая семья вносила посильный вклад в общее дело. Кто-то выступал организатором, кто-то исполнителем, а значит, становились самостоятельными и ответственными. Многие семьи стали общаться, делиться советами. Дети увидели себя и своих одноклассников в качестве хорошего и знающего друга. Родители чаще стали ходить в школу, им стало интересно не только как учится  их ребёнок, но и чем занимается после уроков. Родители поняли, что для роста здорового и умного ребёнка нужно потребление овощей и фруктов. Многие семьи изменили своё домашнее меню, все дети ежедневно получают горячее питание в школе, так как это активно поддерживают родители. Результатом деятельности в рамках проекта ««Овощи и фрукты – полезные для первоклассника продукты», является посещаемость учащимися школы  -  98% учащихся посещают школу без пропусков ( речь идёт о пропусках по уважительной причине). Они здоровы – это очень хорошо.

   Через беседы с учащимися, родителями; наблюдая за их деятельностью в ходе коллективной работы; по завершению обучения в первом классе были сделаны ряд выводов. Более 50% учеников класса смогли планировать свои действия, делать рефлексию собственного поведения, испытали потребность в получении признания одноклассников. Работа в условиях проекта позволила расширить взаимоотношения между учащимися. Серьёзно подходили к работе, овладели правилами работы с книгой, толковыми словарями, энциклопедиями. Дети включали в работу членов семьи, что позволило родителям взглянуть на своего ребёнка с другой стороны; увидеть, что он хочет, чем заинтересован, к чему стремится.

   Интересны  были заключительные беседы с учащимися и родителями. Это не только возможность обмениваться мнением, но и подвести итоги исследования, систематизировать полученные знания, увидеть ошибки; спрогнозировать дальнейшую работу. Для более точного результата исследования каждый ученик отвечал, чему он научился или где ещё возникают затруднения.

  - Трудно ли было заниматься исследованием в ходе проекта?

   Дети  отвечая, называли конкретные трудности, например:

  • мне трудно, потому что я мало читаю, иногда не понимаю смысл слов. А ещё нужно быть внимательным и наблюдательным.
  • А  мне даже интересно, ведь можно сделать открытие, которое совсем рядом с тобой.

   Мы все прекрасно знаем, что успешная совместная работа с родителями возможна при едином понимании целей и задач. Ведь необходимо формирование единого образа мира ребёнка. По итогам работы проведены анкеты и проанализированы мнения всех сторон участников образовательного процесса по единообразным вопросам. Результаты были изучены, и на родительском собрании предложено их обсудить. Были определены успехи каждого из детей и проблемы, над которыми нам вместе необходимо поработать.

  Анализ проводился персонально по каждому ребёнку, затем было сделано обобщение по всему классу. В виде таблицы «Сформированности умений». (см. Приложение 1).

   

   Интересны и выводы психолога (тестирование проводилось в марте 2009 года по методике С.Р. Немова «Социально-психологическая самоаттестация группы, как коллектив»). Класс, как коллектив, является сплочённой,   дружной командой. Учащиеся стараются быть вместе, все задачи, поставленные перед классом, решают дружно, сообща. Дети слаженно и организованно делают любое начатое дело  и доводят его до конца. На первом месте учащихся ставятся интересы класса в целом, а не собственные. У 80% учащихся всегда преобладает жизнерадостный тон настроения. Они полны энергии, активны, испытывают чувство гордости за коллектив. В классе царит атмосфера заботы, доверия, каждый из ребят в коллективе уверен в себе, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения.  Все эти факты свидетельствуют о благоприятном психологическом климате в классе.    

      .

   Первый учитель и семья должны стать для ребёнка крепкой опорой для дальнейшего успеха. Наряду с динамикой в сформированности личностных характеристик в сравнении с первым годом обучения, отмечаю развитие потребности ребёнка в признании окружающих не только одноклассников, но и ребят с параллельных классов; проявляется творческое отношение к действительности.

      Исследовательская и проектная  деятельность создаёт условия для познавательного развития детей; воспитывает чувство симпатии к сверстникам и интерес к их поступкам; способствует овладению различными способами действий с целью развития самостоятельности; способствует развитию воображения и творческих проявлений младших школьников. А значит и влияет на целенаправленное личностное развитие младших школьников.

     Ученик научиться действовать может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке и во внеурочное время, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников начальных классов.

    В работе с родителями невероятно важно «понимание», союз и понимание с родителями дают неограниченные возможности педагогу.  

« В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – «понимание».

                      Использованная литература:

  1. Господникова М.К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2007.
  2. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. - Волгоград. Издательство «Учитель», 2008.
  3. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. – Москва. Педагогическое общество России, 2003.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара. Издательство «Учебная литература», 2004.
  5. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований // Образовательная система «Школа 2100» - Москва. Баласс, 2006, с.14
  6. Фельдштейн Д.И. Развитие личности – важнейший фактор социального прогресса// Образовательная система «Школа России» - Москва. Баласс, 2006, с.38
  7. Образовательная система «Школа России». Сборник программ. – Москва. Баласс, 2004.


[1].Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград 2009, с.3.

   Издательство «Учитель».

[2] Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара 2006, с. 5.

   Издательство «Учебная литература».

[3] Фельдштейн Д.И. Развитие личности – важнейший фактор социального прогресса. (Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех). – М.: Баласс, 2006. – с. 38-39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Статья: "Сотрудничество семьи и школы в развитии творческих способностей младших школьников через участие в проектной деятельности".

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – основополагающий фактор УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ. Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах ч...

Выступление на педсовете "Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС"

Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС....

доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».

Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пр...