Мой проект «Патриотическое воспитание младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Юндунова Лариса Батуевна

  Цели и задачи проекта.

Цель проекта: развитие и совершенствование системы патриотического воспитания младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность.

Задачи проекта:

- формирование у младших школьников высокого патриотического сознания;

азвитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска;

- выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

-внедрение в деятельность современных форм, методов и средств воспитательной работы;

Участники проекта: обучающиеся моего класса, их родители.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, рассчитан на 4 года, посвящён только одной теме и реализуется в пределах нашей школы.

           Объект исследования: исследовательская деятельность младших школьников  как основа воспитания патриотизма в начальной школе

    Гипотеза: предполагаю, что изучение учащимися своего края через исследовательскую и проектную деятельность позволит:

- повысить уровень образования и патриотического воспитания;

- развить учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и   решение проблем и т.д.);

- повысить коммуникативный потенциал обучающихся;

- развить навыки поиска информации;

- создать комфортные условия обучения и воспитания;

- активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

Продукт: исследовательские работы и проекты учащихся.

Методы исследования

Педагогический эксперимент – формирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, педагогический мониторинг, планы, оформление результатов,

Теоретические: сравнение, обобщение, классификация, систематизация (логика процесса, целостность, взаимосвязь всех частей), моделирование (целеполагание, планирование, проектирование процесса, поэтапная диагностика, возможность варьирования средствами для корректировки результата), выдвижение гипотезы, синтез, ан

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нижнесаянтуйская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано: заместитель директора по УВР МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» _________________Е.А.Хальхаева

Утверждено: директор МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» _______________________Б.Б. Митыпов

Тема

«Патриотическое воспитание младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

Автор: Юндунова Лариса Батуевна, учитель начальных классов

Улан – Удэ

2025

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С.Лихачёв

Обоснование актуальности проекта.

В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Условия современного, стремительно изменяющегося общества, требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться её, правильно планируя и организуя свою деятельность. В ФГОС НОО определён «портрет» выпускника начальной школы, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности, где значительное место в педагогической практике уделяется организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время. Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной педагогике является системно - деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности молодежи. А именно он и предполагает исследовательскую и проектную деятельность младших школьников. Использование метода проектов и исследований в патриотическом воспитании, делает процесс увлекательным. В активной поисковой и исследовательской деятельности ребенок становится не объектом воспитательного воздействия со стороны взрослого, а полноправным участников воспитательного процесса. Дети с интересом изучают материал, связанный с народной культурой, с историей семьи. Активная проектная исследовательская деятельность повышает их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. А прикосновение к истории родного края, к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей, проявлению любви к родному краю. Эффективное патриотическое воспитание школьников сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Исходя из вышеизложенного считаю данный проект обоснованным и актуальным.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: развитие и совершенствование системы патриотического воспитания младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность.

Задачи проекта:

- формирование у младших школьников высокого патриотического сознания;

-развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска;

- выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

-внедрение в деятельность современных форм, методов и средств воспитательной работы;

Участники проекта: обучающиеся моего класса, их родители.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, рассчитан на 4 года, посвящён только одной теме и реализуется в пределах нашей школы.

Объект исследования: исследовательская деятельность младших школьников как основа воспитания патриотизма в начальной школе

Гипотеза: предполагаю, что изучение учащимися своего края через исследовательскую и проектную деятельность позволит:

- повысить уровень образования и патриотического воспитания;

- развить учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем и т.д.);

- повысить коммуникативный потенциал обучающихся;

- развить навыки поиска информации;

- создать комфортные условия обучения и воспитания;

- активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

Продукт: исследовательские работы и проекты учащихся.

Методы исследования

Педагогический эксперимент – формирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, педагогический мониторинг, планы, оформление результатов,

Теоретические: сравнение, обобщение, классификация, систематизация (логика процесса, целостность, взаимосвязь всех частей), моделирование (целеполагание, планирование, проектирование процесса, поэтапная диагностика, возможность варьирования средствами для корректировки результата), выдвижение гипотезы, синтез, анализ.

Социологические: опросы, анкетирование, беседы, дискуссии. Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми разработан и реализуется проект.

В настоящее время создана нормативно – правовая база, на основе которой создан и реализуется данный проект.

#1069;то главный закон Российской Федерации - Конституция.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795. Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.

3. Эта же идея заложена в ФГОС второго поколения и раскрывается в базовом документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования».

4. Еще один документ, который лег в основу ФГОС «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Авторами документа являются А.Я. Данелюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является обновлённым вариантом раннее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях.

Этапы реализации проекта с кратким описанием ключевых моментов.

Основным содержанием духовно-нравственного развития и социализации личности являются базовые национальные ценности, одной из которых следует считать патриотизм. Академик Д.С.Лихачёв отмечал, что чувство Родины надо заботливо взращивать: «Мы не можем восстановить в памяти и сохранить все то, что напоминает нам о славном прошлом нашего родного края. Зарисовать, описать, сфотографировать – все это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем».

Первый этап по формированию патриотизма (диагностика) включает в себя первоначальное накопление эмпирического материала, позволяющего увидеть достаточно полную картину, ясно представить себе на каком уровне сформированности патриотизма находится мой первый класс. Второй этап по формированию патриотизма представляет собой процесс организации и проведения мероприятий военно-патриотической направленности. На этом этапе определялись механизмы формирования и развития личностных качеств учащихся и свойств патриота как ценности. На третьем этапе определялись результаты работы, итоги формирования и развития у учащихся личностных качеств патриотизма, что будет отражено в результатах диагностики и мониторинга.

  1. Подготовительный этап. #1040;пробация проекта.

Для изучения патриотизма как личностного качества ребенка был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: наблюдения, беседы, анкетирования, понятийного словаря, анализа суждений детей. Существуют общепринятые специализации исследования методиками, различающимися по специфике, организации, временным интервалам и точности. Профессиональное исследование держится на достаточно популярных методиках диагностики исследования патриотической направленности личности: методы наблюдения, опроса, анкетирования, индивидуальная беседа, анализ детских работ. Как практический инструмент исследования, диагностика предоставляет возможность обозначить заданные внутриличностные черты и ориентации. Виды диагностики исследования патриотической направленности личности. Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. Метод наблюдения позволил изучить и проанализировать уровень сформированности патриотизма .

Задача: определить уровень сформированности чувства патриотизма; Объект: ученики первого класса; Схема наблюдения: 1. Общее представление о Родине (имеет представление или нет?). Были зафиксированы следующие результаты: #1054;бщее представление о Родине. Имеют представление (смогли рассказать, нарисовать, объяснить на примерах что они понимают под словом Родина; например « Родина – это мой дом, моё село и т. д.» На начало года-30%. На конец года- 90%

2. Эмоциональное отношение к Родине. Активно-положительное отношение. Спокойно-положительное отношение. Пассивно-положительное отношение. Конфликтное (амбивалентное). Равнодушное. Отрицательное отношение. Эмоциональное отношение к Родине. Активно-положительное отношение - на начало года 35%. -8. На конец года 75%. Спокойно-положительное отношение. На начало года -10%. На конец года -5% .Пассивно-положительное отношение На начало года -15%. На конец года -5% Конфликтное (амбивалентное). На начало года -5% - На конец года -5% . Равнодушное. На начало года -30%. На конец года -5% Отрицательное отношение. На начало года -30%. На конец года -5% .

3. Особенности мотивации при обсуждении патриотических тем Степень мотивации и ее содержание. Типы мотивов: общение; игровые; познавательные; мотивы достижения Степень вовлеченности ребенка в изучение данной темы. Типы мотивов: общение-65% в начале года; 40% в конце года; Игровые-20% в начале года; 10% в конце года; Познавательные; мотивы достижения -15% в начале года; 50% в конце года. Степень вовлеченности ребенка в изучение данной темы В начале года-15% , в конце года-100% 4. Оценка ребенком своих знаний о Родине и патриотизме выявление критичности. Ориентируется ли ребенок на образец для своей оценки? Реакция на одобрение; реакция на замечание; реакция на трудности; реакция капитуляции; реакция мобилизации. Выявление уровня критичности в оценке собственных знаний по данной теме. Высокий уровень- 5% на начало года, 55% на конец года. Ориентируется ли ребенок на образец для своей оценки? - Реакция на одобрение (7 учеников). - Реакция на замечание (2 учеников). - Реакция на трудности (3 ученика). - Реакция капитуляции (3 ученика). - Реакция мобилизации (2 ученика). 5. Обучаемость - способность воспринимать и адекватно реагировать на данный материал по патриотическому воспитанию - Принятие помощи ребенком. - Самостоятельное использование предложений помощи. Все дети класса с большим интересом участвовали в патриотической работе, адекватно воспринимали изучаемый материал. - Принятие помощи ребенком (8 учеников). - Самостоятельное использование предложенной помощи (9 учеников).

В результате обработки полученных данных были сделаны следующие выводы: дети на начало учебного года имели низкий уровень сформированности патриотизма, слабое представление по многим вопросам, у большинства детей либо вообще не было никаких знаний по данной тематике, либо они были искаженными. К концу учебного года картина изменилась в лучшую сторону, что было отражено в результатах диагностических исследований. Наблюдение проводилось в течении учебного года, было регулярным, разносторонним, в нем были задействованы все ученики класса. Детям задавались вопросы, а ответы записывались и анализировались. Это были следующие вопросы: Что ты понимаешь под словами: «Родина», «семья», «родной дом», «родная улица», «родной город», «родная страна», «патриотизм»?

Реализация системного подхода к изучению представлений детей о Родине, о патриотизме требует наряду с этими методами использовать и другие методы. К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Метод беседы применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Тестирование в данном классе проводилось в начале года, в середине и в конце, что позволило увидеть довольно четкую картину процесса формирования патриотических ценностей личности. Тесты были двух видов: с вопросами, требующими самостоятельных ответов детей и с вариантами готовых ответов. Тесты содержали одинаковые вопросы, но к концу года количество вопросов увеличилось, что было возможно в связи с проведенной работой. Тесты с вопросами, требующими самостоятельных ответов, были построены на основе предполагаемых знании детей и уровня сформированности у них личностных патриотических ценностей Вопросы теста: 1. Что такое Родина? 2. Как называется наша страна? 3. Что такое война? 4. Кто защищает Родину? 5. Кто такой ветеран? Тест проводился в начале учебного года первого класса, поэтому ответы были устными и фиксировались учителем. В конце учебного года тест повторился в письменной форме с дополнительными вопросами. 1. Что такое Родина? 2. Как называется наша страна? #1050;ак ты относишься к Родине? 4. Что такое война? #1055;ро какие войны в нашей стране ты знаешь? 6. Что ты знаешь про ВОВ? 7. Кто защищает Родину? 8. Кто такой ветеран? 9. Назови ветерана из своей семьи. 10. Зачем нужно помнить о героях?

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование привлекает возможностью быстрых массовых опросов учеников, возможностью автоматизированной обработки собранного материала. В процессе диагностического исследования класса проводилось анкетирование несколько раз и с различной направленностью

На первом этапе исследования учащимся 1класса были предложено ответить на вопросы: Скажи, как ты думаешь, кто такой патриот? Как ведет себя патриот? Как ведет себя не патриот? Скажи, как ты думаешь, что такое смелость? Как ведет себя герой? Как ведет себя трус? Анализ ответов и высказываний, детей 1 класса показал, что знания детей неоднозначны . Можно выделить школьников в группу с низким уровнем сформированности патриотизма, что составило 45% учащихся в начале года и 10% в конце года.

Несмотря на явный рост, данная работа не может быть завершена, потому что является очень сложной и важной одновременно. Нельзя сформировать патриотизм всего лишь за год, этот процесс кропотливый и длительный. Тогда я поставила себе промежуточную цель – повысить интерес учащихся к родному краю через повышение уровня школьной мотивации средствами исследовательской деятельности.

В период апробации проекта использовала материал краеведения в межпредметных связях: включение краеведческих материалов в изучение окружающего мира, в уроки русского языка, литературного чтения, а также изобразительного искусства и технологии.

Подготовительный этап: с сентября 2021 г. по май 2022 г.

1). Изучение теоретических основ проблемы.

2). Диагностика, анкетирование.

3). Поиск путей решения проблемы:

а) организация заочной экскурсионной деятельности;

б) проведение классных часов о Родине, своём родном крае, месте рождения

- более глубокому знакомству с историей своей семьи

- пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны

- воспитанию гражданского самосознания и причастности к истории родного края;

в) приобщение к системе культурных ценностей через библиотеки школьные и сельские;

4). Создание основ модели проекта.

2. Основной этап: с января 2021 г. по апрель 2025 г.

1). Мониторинг процесса и промежуточных результатов.

2). Корректировка дальнейшей работы.

3). Культурные экскурсии и выезды в музеи и театры г.Улан - Удэ

4). Привлечение родителей к поисковой и исследовательской работе.

5).Исследовательская и проектная деятельность учащихся. Защита работы.

Родительская помощь младшим школьникам в осуществлении проектов не только необходима, но и значительно улучшает взаимопонимание в семьях, создаёт общие интересы, является источником самообразования родителей и стимулирует их уважительный интерес любви и уважения к своей Родине, к истории нашего края. Также определились риски и благоприятные факторы, влияющие на реализацию проекта. К рискам можно отнести: -низкую мотивацию участников проекта; -неуверенность; -отсутствие централизованных мест получения необходимой информации; -проблемы, связанные с поездками детей в музеи, театры близлежащих городов; -занятость родителей на работе и низкая их активность; К благоприятным факторам я отношу: -большое желание некоторых родителей в оказании помощи в исследовательской деятельности учащихся; -частые культурные экскурсии и выезды в музеи и театры г.Улан – Удэ.

Для формирования патриотизма как личностного качества был реализован план патриотических мероприятий, охватывающий целый учебный год. Дети должны были, как можно больше узнать о войне, о героях, о роли каждого в судьбе своей Родины. Именно в процессе проведения комплекса данных мероприятий дети переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её героической историей, мужеством и храбростью патриотов, что способствовало формированию у них патриотических взглядов и убеждений. Знания, полученные в ходе проведённых мероприятий, выступают также в качестве мотивов и установок поведения, формируют личность патриота и гражданина. Мероприятия патриотической направленности включали в себя: Классные часы на темы: «Что такое Родина», «Мы- патриоты»; Конкурсы рисунка «Моя страна, мой город, моё село, мой дом», «Герои войны»; Беседы на патриотическую тематику; Конкурс чтецов в начальной школе и общешкольный; Участие в школьных линейках Памяти; Уроки мужества, посвященные Дню защитника Отечества, Победе и Дню Героя Отечества; Экскурсии. Исследовательская деятельность младших школьников.

Исследовательский проект «Мы помним» . Исследовательский проект « Моя малая Родина». Исследовательский проект « Растительный мир Бурятии».

Исследовательская деятельность, является мощным средством формирования патриотизма младших школьников. Это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

1. постановка проблемы (или выделение основополагающего вопроса), #1086;пределение темы исследования-проекта; #1086;пределение названия исследовательского проекта; #1092;ормулировка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы исследования; #1086;знакомление с литературой по данной проблематике (изучение теории, связанной с выбранной темой); 6. сбор собственного материала, его анализ; #1086;бобщение, выводы;

Заключительный этап: с января 2025 г. по май 2025 г.

1. Анализ результатов

2. Оценка эффективности модели

3. Обобщение и распространение новаторского опыта:

- выступления на методических объединениях; участие в конференциях, выставки.

4. Создание сборника исследовательских работ учащихся за 4 года.

5. Мониторинг результатов участия учащихся с исследовательскими работами и проектами в коференциях и конкурсах различного уровня.

Практическая реализация проекта. Планируемые образовательные результаты

Обучающиеся:

- умеют осуществлять поиск, отбор и обработку информации;

- умеют аргументировать собственную точку зрения в дискуссии;

- умеют выполнять учебные и творческие задания;

- освоили интеллектуальную и практическую деятельность в данном направлении;

- умеют работать в команде, брать на себя различные роли;

- умеют давать самооценку и взаимооценку выполненным исследованиям;

- умеют использовать современные сетевые технологии для работы над проектом.

Практическая значимость ожидаемого результата: при работе с проектами, при исследовательской деятельности с использованием современных информационных технологий должно сформироваться новое мышление школьника. Оно будет отличаться четкостью, структурностью, стремлением к оптимизации деятельности и будет направленно на активизацию познавательного интереса к миру, его историческому развитию, формируя в конечном итоге высоконравственную, ответственную, творческую, инициативную, компетентную личность. Включение учителей и других участников проекта в единую систему организации проектной деятельности способствует профессиональному росту и повышению уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность при изучении детьми родного края даст возможность любому педагогу достичь планируемого результата.

Критерии оценки результативности проекта:

- степень самостоятельности, активности;

- инициатива, коммуникативность;

- точность, своевременность выполнения;

- композиция, полнота, убедительность;

- культура речи, аргументы, умение работать в группе;

- умение работать с разными источниками информации;

- рост интереса учащихся к изучению истории своего края;

- личные достижения учащихся («Портфолио» ученика).

Были разработаны и реализованы индивидуальные, парные и коллективные проекты, проведены исследовательские работы. В рамках реализации проекта проводились конкурсы чтецов, рисунков, фотографий, литературные викторины.

В 1 классе основной формой исследовательской работы стали экскурсии: музей природы г.Улан – Удэ, экскурсии по Тарбагатайскому району, выезд на Лев – гору, посещение страусиной фермы, театров . На уроке ознакомления с окружающим миром составили индивидуальные проекты «Моя малая родина» с помощью родителей, после которого многие дети увлеклись историей родного края. Во 2 классе был реализован коллективный проект на школьной НПК «Мир моих увлечений»

В 3 классе участвуем в школьной и республиканской НПК с проектами в номинациях «Физика вокруг нас», «Математика вокруг нас», « Окружающий мир». «Краеведение».

В 4 классе – участие в школьных, муниципальных НПК, республиканских НПК, всероссийских конкурсах «Я – исследователь», «Большой фестиваль детского и юношеского творчества», всероссийский конкурс «Наследники традиций».

Результаты диагностики уровня проявления воспитанности (патриотизма) учащихся по минимальной диагностической программ за весь период обучения (по М.И.Шиловой).

Результаты уровня школьной мотивации учащихся за весь период обучения (по Н.Г. Лускановой) Анализ эффективности использования краеведческого материала позволяет сделать вывод, что у школьников заметно повышаются уровни воспитанности и мотивации.

Результаты учащихся в республиканских научно – практических конференциях. Работа с одаренными и талантливыми детьми.

Достижения учащихся в конференциях, конкурсах, фестивалях и пр.

Год

Республиканский уровень

Участники, результат

Межрегиональный уровень

2022

Межрегиональный конкурс исследовательских работ «Я – Исследователь»

Попова Аня, диплом «За лучшее топонимическое исследование». Призёр.

Межрегиональный конкурс исследовательских работ «Я – Исследователь»

Дымбрылов Баярто, диплом лауреата, рекомендован на всероссийский конкурс исследовательских работ «Я – Исследователь». Победитель.

2023

Республиканский конкурс декоративно – прикладного творчества «Сувениры Бурятии»

Гомбоева Сарюна, диплом I степени

Республиканский конкурс декоративно – прикладного творчества «Сувениры Бурятии»

Игнатьева Екатерина, диплом II степени

Республиканский конкурс декоративно – прикладного творчества «Сувениры Бурятии»

Цыремпилова Диана, диплом II степени

Республиканский конкурс декоративно – прикладного творчества «Сувениры Бурятии»

Гурулёва Ангелина, диплом III степени

Республиканский конкурс декоративно – прикладного творчества «Сувениры Бурятии»

Дымбрылов Баярто, диплом III степени

Республиканский конкурс по русскому языку «Грамматик – 23»

Очиржапов Альберт, диплом III степени

2023

Межрегиональный конкурс исследовательских работ «Я – Исследователь»

Дымбрылов Баярто, диплом лауреата, рекомендован на всероссийский конкурс исследовательских работ «Я – Исследователь»

Межрегиональный конкурс исследовательских работ «Я – Исследователь»

Очиржапов Альберт, диплом лауреата, рекомендован на всероссийский конкурс исследовательских работ «Я – Исследователь»

Межрегиональный конкурс исследовательских работ «Я – Исследователь»

Хабтагаева Сарюна, диплом I степени

Межрегиональный конкурс исследовательских работ «Я – Исследователь»

Санжицыренов Тамир, диплом I степени

2023

Республиканская научно – практическая конференция «Первые шаги». 03.

Диплом 1 степени в номинации «Окружающий мир» Цыдыпов Евгений.

Грамота в номинации «Окружающий мир» Дымбрылов Баярто.

2023

Региональный этап всероссийского форума социально – педагогических инноваций. Саган – Нур.

Номинация «Детские исследовательские проекты» Очиржапов Альберт, диплом II степени. Дымбрылов Баярто, диплом III степени. Хабтагаева Сарюна, диплом III степени.

2024

Республиканский конкурс декоративно – прикладного творчества «Сувениры Бурятии»

Гомбоева Сарюна, диплом II степени

2024

Республиканский конкурс детского рисунка «Художники Бурятии»

Гармаева Наталья, диплом I степени

2024

Республиканская научно – практическая конференция школьников « Байкальское развитие: проблемы, пути и способы решения»

Республиканская научно – практическая конференция школьников « Байкальское развитие: проблемы, пути и способы решения»

1. Диплом 2 степени в номинации «Первые шаги в изучении родного края» Очиржапову Альберту.

2. Диплом 2 степени в номинации «Первые шаги в изучении родного края» Цыдыпову Евгению

3. Диплом 3 степени в номинации «Первые шаги в изучении родного края» Хабтагаевой Сарюне

4. Диплом 3 степени в номинации «Первые шаги в изучении родного края» Дымбрылову Баярто

2024

2025

Межрегиональный конкурс исследовательских работ «Я – Исследователь»

Республиканская научно – практическая конференция «Первые шаги». 2024

VII Республиканская научно – практическая конференция школьников « Байкальское развитие: проблемы, пути и способы решения». 2025

II Республиканская научно – практическая конференция школьников «Открытие года». 2025

XV Региональный этап всероссийского форума социально – педагогических инноваций. Саган – Нур. Номинация «Детские исследовательские проекты»

Республиканский конкурс детского рисунка «Художники Бурятии» в рамках Большого Фестиваля детского и юношеского творчества. Февраль, 2025.

Дипломы призёров – Очиржапов Альберт, Дымбрылов Баярто, Хабтагаева Сарюна, Гончикова Юмжана.

Диплом III степени – Цыдыпов Евгений в номинации «Физика»

Дипломы призёров – Дымбрылов Баярто, Цыдыпов Евгений.

Диплом 2 степени – Гончикова Юмжана Диплом 2 степени – Дымбрылов Баярто Диплом 3 степени – Очиржапов Альберт

Диплом 1 степени – Гончикова Юмжана , Халикова Варвара Диплом 3 степени – Дымбрылов Баярто, Цыдыпов Евгений.

Диплом 1 степени –Цыдыпов Евгений Диплом 2 степени – Очиржапов Альберт

Диплом 1 степени – Гармаева Арюна, Гомбоева Сарюна, Попова Анна, Хабтагаева Сарюна. Диплом 3 степени – Халикова Варвара

Всероссийский или международный уровень

2022

Федеральный проект. Международный конкурс искусств «Зимняя сказка»

Цыремпилова Диана. I место

Федеральный проект. Международный конкурс искусств «Зимняя сказка»

Дондокова Номина. I место

Международный фестиваль-конкурс «На Великом Чайном пути»

Дондокова Номина, диплом участника

Международный фестиваль-конкурс «На Великом Чайном пути»

Дымбрылов Баярто, диплом участника

Международный фестиваль-конкурс «На Великом Чайном пути»

Раднаев Доржи. Диплом I степени

2022

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Я – Исследователь». г.Сочи

Дымбрылов Баярто, диплом I степени

2023

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Я – Исследователь». г.Сочи

Очиржапов Альберт, диплом Лауреата.

Итоги проекта

Исследовательская технология и метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяют успешно решать задачи, стоящие перед современной школой. Метод проектов и исследовательская работа несет в себе огромный образовательный потенциал для развития и патриотического воспитания школьников.

Во-первых, она способствует получению разносторонних знаний детьми, углублению и закреплению учащимися новых исторических сведений о родном крае, достопримечательностях, об известных людях, прославивших родной край.

Во-вторых, она развивает не только память, но и обогащает словарный запас ребенка, способствует его полноценному развитию через самовыражение и творчество.

В-третьих, учит детей более тонко замечать красоту окружающей природы, развивает способность ребенка делиться полученными впечатлениями и знаниями со сверстниками и взрослыми.

В-четвертых, обогащает духовный мир ребенка, развивает эстетические чувства и художественный вкус, формирует чувство патриотизма, гордости за родной край.

Таким образом, воспитание патриотизма через исследовательскую и проектную деятельность учащихся позволяет школьникам в процессе реализации проекта пройти все этапы научного исследования:

-возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;

- этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний;

-этап претворения в жизнь найденного принципа решения проблемы и его проверка.

Перспективы развития проекта

Данный педагогический проект может применяться в общеобразовательных учреждениях России - как в начальной школе, так и в среднем и старшем звене для решения комплекса актуальных проблем:

-способствует формированию общей культуры и нравственности, прививает уважение к истории России и, как следствие, способствует формированию патриотизма обучающихся;

- повышает мотивацию и познавательную активность обучающихся;

- способствует развитию коммуникабельности детей;

- создаёт условия для совместного труда детей и родителей, общности их интересов.

Настоящий педагогический проект, решая обозначенную проблему на уровне одного образовательного учреждения, должен способствовать решению указанной проблемы на уровне всей системы образования и выполнению требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Заключение

Исследовательская деятельность формирует у ребёнка понимание того, что он сам является звеном в цепи существования многих поколений людей, продолжателем истории своей семьи, своих земляков, своего народа. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к малой родине вырастает до понимания своей связи со всей страной. Поэтому школьник должен понимать, что являясь непосредственным участником современной жизни своего народа, он несет моральную ответственность за будущее своей семьи и своих соотечественников. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.

Литература:

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации / Под ред. А.Я.Данилюка. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
  3. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Развитие исследовательских умений младших школьников / Под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011
  6. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». .
  7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // #/Центр образовательного законодательства
  8. Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
  9. «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795 Сайт «Госпатриотпрограмма. РФ».
  10. Конституция Российской Федерации.
  11. Порталы Минобразования России - ; (методическое обеспечение образовательного процесса и патриотического воспитания).
  12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

Патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.

      Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития св...

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...

«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Изложение опыта работы по формированию гражданско- патриотических качеств у учеников младших классов через урочную деятельность и внеурочную....

Патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.

Патриотизм - одно из важнейших черт всесторонне развитой личности. Под патриотическим воспитанием понимается неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине...

Прект "Патриотическое воспитание младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность"

Цель и задачи проекта.Цель проекта: развитие и совершенствование системы патриотического воспитания младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность.Задачи проекта:    ...