«Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»
материал по окружающему миру

Бурмистрова Ирина Ивановна

Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_shmo_3.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».

«Мои ученики будут узнавать новое

не от меня.

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача – помочь им раскрыться

и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Слайд №1

 Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

 Первые проекты дети готовят под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.

Исследовательская и проектная                      деятельность создает условия для развития познавательной активности обучающихся, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей, формирует потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретать опыт практической деятельности в различных сферах.

Слайд №2

Проектная деятельностьэто самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших 

целей образования является: 

-способность самостоятельному мышлению;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;  

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Учебная исследовательская деятельность – это организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается процесс деятельности учащихся, связанный с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Исследовательские умения— это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.

 

Чтобы развить у детей исследовательские навыки необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;


           
ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ                        ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять по изучаемой теме, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования;  представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта.

Слайд №4

Виды учебных исследований подразделяются :

  • по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
  • по месту проведения: урочные, внеурочные;
  • по времени: кратковременные или долговременные;
  • по теме: предметные, свободные.

Слайд №5

Процесс реализации исследовательской деятельности.

Состоит из 5 этапов

Этап 1.

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой.

– анализ полученных результатов;

– формирование групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

Этап 2.

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Этап 3.

Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

Этап 4.

Оформление учащимися  выполненных исследований, работа на компьютерах в школе.

Этап 5.

Итог исследовательской работы – это участие в научно-исследовательских конференциях для учащихся начальной школы.

 Проектный метод направлен на:

• Развитие критического мышления

• Развитие творческого мышления

• Умения работать с информацией

• Умения работать в коллективе;

• Владеть культурой коммуникации.

 

 Проект – это “шесть П”:

1.Проблема

2.Проектирование (планирование) 

3. Поиск информации

4. Продукт

5.Презентация.


Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Слайд №6


Этапы работы над проектом:


1. Поисковый

-Определение тематического поля и темы проекта.

-Поиск и анализ проблемы.

-Постановка цели, задач проекта.

2. Аналитический

-Анализ имеющейся информации.

-Сбор и изучение информации.

-Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности).

-Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

-Анализ ресурсов

3. Практический

-Выполнение запланированных технологических операций.

-Текущий контроль качества.

-Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

4. Презентационный

-Подготовка презентационных материалов.

-Презентация проекта.

-Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).

5. Контрольный

-Анализ результатов выполнения проекта.

-Оценка качества выполнения проекта.


 Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги :

1. Постановка проблемы проекта.

2. Тема проекта.

3. Цель проекта.

4. Задачи проекта.

5. Гипотеза( с 4 класса).

6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).

7. Продукт проекта.

8. Выводы (итог).

Слайд №7

Виды проектов.

 Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет «большое количество видов и разновидностей» (по Сергееву И.С.)

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

 Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.

 Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

 Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.  

Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.  

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
  • Деловая игра.
  • Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
  • Диалог исторических или литературных персонажей.
  • Игра с залом.
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
  • Научная конференция.
  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Пресс-конференция.
  • Путешествие.
  • Реклама.
  • Ролевая игра.
  • Соревнования.
  • Спортивная игра.
  • Заочная экскурсия.

 

 

Работа над проектной деятельностью  предусматривает поэтапное вхождение учащихся в данный вид деятельности. Например:

1 кл. – подготовительный этап: участие детей в наблюдении, экспериментах, знакомство с планом, фиксировании промежуточных результатов.

2 кл. – работа со справочной литературой, совместное составление плана, выступление по готовому плану, самостоятельные выводы.

3 кл. – учатся самостоятельно выявлять единство с темой, целью, задачами, и результатом проекта.

4 кл. – это самостоятельная работа ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е. получение конечного результата, но под руководством учителя.

С 1 класса некоторые проекты носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Во 2 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что интересует больше всего?

- О чём хочешь узнать больше?

                    Демонстрация проектов и исследовательских работ

Слайд № 29

Работа над проектом позволила формировать такие естественнонаучные компетенции как, научное объяснение явлений, применение методов естественнонаучного исследования, анализ полученных данных, оценка результатов.

        Практико-ориентированные задания позволяют  формировать естественно-научные компетенции, основы функциональной грамотности, повышают мотивацию при изучении предмета.

Слайд №30

«Мои ученики будут узнавать новое

не от меня.

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача – помочь им раскрыться

и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...

Опыт работы по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников в образовательной деятельности

Текст выступления на межмуниципальном семинаре-практикуме для учителей северо-западного образовательного округа Курганской области....

Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

Подход к естественнонаучному образованию младших школьников  в современных условиях. Пути сотрудничества с педагогами дополительного образования для более продуктивной работы с обучающимися. Мето...

доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».

Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пр...

Прект "Патриотическое воспитание младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность"

Цель и задачи проекта.Цель проекта: развитие и совершенствование системы патриотического воспитания младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность.Задачи проекта:    ...

Мой проект «Патриотическое воспитание младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

Цели и задачи проекта.Цель проекта: развитие и совершенствование системы патриотического воспитания младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность.Задачи проекта:- формиров...