Статья "Развитие познавательной активности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье рассматривается проблема формирования познавательной активности у учеников начального школьного звена. Также обобщен опыт педагогической работы по активизации познания по различным направлениям внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности младших школьников  на занятиях по внеурочной деятельности

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию, формулировать и решать проблему, развивать критическое мышление и самостоятельно конструировать свои знания. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Среди инновационных педагогических технологий особое место занимает внеурочная деятельность, одной и задач которой является активизация познавательной деятельности.

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен. Его характеризует неустойчивость и эпизодичность, поэтому необходимо развивать познавательную сферу младшего школьника в различных видах его деятельности. По данным исследователей, познавательная активность – это один из важнейших мотивов учения школьников. Ее показателями являются прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач, желание учиться и т.д. При правильной педагогической организации деятельности учащихся, а также при систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность становится устойчивой чертой личности школьника, оказывает сильное влияние на его развитие и на процесс обучения в целом.  

В данной статье мы представим фрагменты нашего опыта работы по активизации познавательной сферы на занятиях по внеурочной деятельности по духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному и  общекультурному направлениям.  

Педагогическая работа, проводимая по духовно – нравственному направлению, была ориентирована, главным образом, на повышение  познавательного интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры и проводилась в течение четырех лет.

На первом году работы по данному направлению в 1 классе курс назывался  «Азбука». С помощью учителя первоклассниками была сформулирована проблема: «Можем ли мы  прожить без Азбуки?». Выдвигались гипотезы детей. Они  доказывались или опровергались. Ученикам было предложено написать  друг другу рисуночное письмо. Дети пришли к выводу: трудно  понять друг друга, если  не общаешься на одном языке, тем самым, доказав актуальность познания. В течение учебного года исследование включало несколько этапов: «Можно ли прожить без Азбуки?», «Первая буква А», «Волшебная Азбука» «Моя Азбука», «Какая была первая Азбука», «Азбуки бывают разные», праздник, посвящённый прощанию с Азбукой и т.д.

Во втором классе занятия по внеурочной деятельности объединяла тема «Азбука устного народного творчества». Знакомясь с русским народным творчеством, внимание детей привлекалось и к творчеству других народов. Проведенное анкетирование детей перед началом работы, выявило, что дети затруднялись ответить на многие вопросы. Ребята не знали народные игры, национальные праздники, праздники других народов России, многие дети не знали свою национальность и т.д. Так у учеников возник интерес к изучению народного творчества. Одной из форм работы был поиск и анализ русских народных игр и похожих игр других народов (например, салочная  русская игра, «Кошки-мышки» и венгерская народная игра «Иголка, нитка и узелок»).

«Азбука забытых слов» была создана на занятиях по внеурочной деятельности в третьем классе. Русский язык и культура народа России взаимосвязаны.  Создание своего словаря забытых русских слов, изучение их толкования настолько вызвали интерес учеников, что, кроме работы над этим, был организован фольклорный праздник «Русские потешки».

Социальное направление внеурочной деятельности представляет возможность развивать познавательную активность учеников, благодаря тому, что такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, его стремлением участвовать в общих интересах в делах класса, школы, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Одной из форм работы, проводимой в нашей школе по данному направлению, является музей класса. Идея его создания была предложена самими учениками. На уроках окружающего мира, при изучении темы «Экология», ребята стали придумывать свои способы сохранения природы. Детская фантазия подсказала много вариантов превращения ненужных вещей в интересные поделки. Каждому захотелось поделиться интересными идеями с товарищами, рассказать об своих творческих достижениях. В 2016 году состоялось открытие музея. С одной стороны, музей  – это интерактивная  игра, а с другой стороны – удачная форма групповой работы, где каждый ученик выполняет определённую роль. Участие в работе музея позволяет ребятам попробовать себя в различных качествах, найти наиболее удачное применение своим способностям и т.д.

Все ученики класса являются сотрудниками музея. Одному человеку разрешается совмещать несколько должностей. Создатели экспонатов – все ученики класса и их родители. Экскурсоводы – ребята, желающие рассказывать гостям класса об экспонатах. Научные работники – все ученики класса и учитель. Так как новые идеи у ребят в классе появляются постоянно, их подсказывает сама жизнь, в музее действуют сменные экспозиции: «Простор фантазии»,  «Из бумажного цилиндра», «Мастерим из пробок», «Самодельные куклы», «Русские народные игрушки», «Настольные игры своими руками», «Пластиковый бум» и многие другие. Посетителями музея являются ученики всех классов начальной школы, пятиклассники и шестиклассники, а также родители и гости школы. С годами деятельность ребят класса при работе в музее становится все более сложной и разнообразной. Например, уже второклассниками они изучили вопросы получения бумаги из вторичного сырья и сами  ее изготовили.

Для развития познавательной активности на занятиях общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности широко применяется метод проектов.  Сама по себе исследовательская работа, главным образом, стимулирует детское познавательное общение и познавательный интерес, а также способствует развитию учебной самостоятельности, формирует универсальные учебные действия.

Особенностью данного кружка в нашей школе является то, что особое внимание отводится выбору проекта. Очень важно создать условия, чтобы дети могли самостоятельно выбрать тему исследования. Личная заинтересованность ребенка в проектной деятельности повышает уровень внутренней мотивации, которая эффективно активизирует познавательную сферу. Важным является и то, что при такой организации поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Для этого в начале занятий ученики участвуют в тестировании и анкетировании, которое помогает определить круг интересов. Затем с помощью игровых заданий дети самостоятельно определяются с темой, над которой будут работать проекта, определяют его цели и задачи. Каждый ребенок выбирает проект, над которым будет работать самостоятельно и/или с родителями,  и все одноклассники выбирают общегрупповой проект, над которым будут работать сообща.

Затем начинается работа, которая проходит под руководством учителя. Так, для создания проекта сначала школьники сталкиваются с проблемой, затем ищут наиболее оптимальное решение, изучая подходящую литературу, как в библиотеке, так и в интернете, применяют свои коммуникативные, поисковые, исследовательские навыки. С помощью игровых приемов незаметно для себя школьники знакомятся с достаточно трудной методологией проведения исследования.

Внеурочная деятельность по общекультурному направлению представлена циклом «Школа вежливых ребят». Активизация детской познавательной мотивации проходит за счет создания на занятиях проблемных ситуаций, использования метода дискуссий и театральных тренингов и т.д.

 Отличительной чертой данного кружка является организация детской деятельности. В начале занятия один или несколько учеников разыгрывают театральную  импровизацию соответствующую теме (например, «Как вести себя в школе?», «Отношение к малышам» и т.д.). Затем с помощью учителя ребята формулируют проблему. Они анализируют, что в сценке было правильно, а что нет. Далее одноклассники начинают дискуссию. С помощью общения сверстники приходят к определенным выводам. Заканчивается занятие уже «правильной» театральной импровизацией.  

Подобный подход способствует развитию у учащихся ответственности за свои слова, дела, поступки, уровень дисциплины. 

Также   уделяется большое внимание приобщению детей к участию в мероприятиях, посвященных таким праздникам, как «День пожилого человека», «Мамочка моя» (День Матери), «8 марта», «День защитника Отечества», «День Победы» и т.д. Сотрудничество триады учитель–ученик–родитель изначально повышает познавательную активность ребенка. Это обуславливается тем, что на таких мероприятиях ребенок переживает яркие положительные эмоции, а родитель их подкрепляет своим присутствием. Так, например, на праздновании «Дня Матери» дети приготовили программу «Час сердечного общения с мамой». Что для ребёнка может быть важнее, чем внимание матери, её ласковый взгляд и просто присутствие рядом? Дети удивляли гостей совершенно неподдельным желанием показать все свои таланты, способности и умения. Всё своё творчество они дарили своим мамам, которые были приятно удивлены необычным талантам своих детей.

Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Таким образом,  для развития познавательной активности на внеурочных занятиях в работу учителя необходимо включать такие инновационные формы работы, как игровые тренинги, метод проблемных ситуаций, метод дискуссий, исследовательские проекты и т.д. Необходимо учитывать личные интересы детей, так как это влияет на уровень внутренней мотивации, что способствует стимуляции познавательной активности. Стоит всегда помнить, что познавательная активность как педагогическое явление — это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой — результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может не учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Организация познавательной активности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

  Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия....

«Формирование познавательной активности младших школьников в различных видах учебной деятельности»

laquo;Формирование познавательной активности   младших   школьников в различных видах учебной   деятельности»...