Использование здоровьесберегающих технологий для формирования познавательной активности младших школьников на уроках и внеурочное время
материал по теме

Журавлева Людмила Николаевна

обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx50.26 КБ

Предварительный просмотр:

Журавлева Людмила Николаевна

                                  Содержание:

Информация об опыте  ……………………..3

Технология опыта……………………………5  

Результативность опыта……………………15

Библиографический список………………..16

Приложение к опыту……………………….17

Журавлева Людмила Николаевна

Информация об опыте.

Тема опыта. «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования познавательной активности младших школьников на уроках и внеурочное время».

Сведения об авторе опыта.

 Журавлева Людмила Николаевна, учитель начальных классов, в 1988 году закончила БГПИ им. М. С. Ольминского и  была направлена на работу в МБОУ «ООШ №8». Педагогический стаж 24 года. Все эти годы  проработала в этой школе. В настоящее время ведет обучение в 1 классе по УМК «Школа России» ФГОС второго поколения.

Условия возникновения, становление опыта.

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8» находится в отдаленном микрорайоне города, в частном секторе. Работая над формированием к готовности к самообразованию, определенного уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся, заметила проявление со стороны учащихся определенной усталости, что приводило класс к высокой активности на переменах, в группе продленного дня. Это проявлялось и на 4 уроке. Когда материал с трудом поступает в нужном количестве, необходимы были новые методы работы.

В 2011 году, приступив к работе с новым классом, продолжила применение данного метода, так как дети, пришедшие в 1 класс, были с такими же проблемами. К тому же медицинское обследование показало, что много детей имеют проблемы со здоровьем  (нарушение звукопроизношения, аллергики, эмоциональная лабильность, хронический гайморит, тонзиллит, бронхит), поэтому, активно используется весь наработанный материал в работе с классом.

В условиях современной природной и социально- экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы  вправе поставить вопрос: «Что для нас  важнее: их физическое состояние или обучение? Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ  на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию. У половины школьников отмечают функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в 1класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что                                                                                                                                                         здоровым можно считать лишь 20- 25 % первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Среди школьников за

период обучения в 5 раз возрастает частота нарушения органов зрения, в 3 раза -  патология пищеварения мочеполовой системы, в 5 раз-нарушение

                             Журавлева Людмила Николаевна

осанки, в 4 раза - нервно- психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Всё это оказывает особое влияние на качество образования. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым  ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

Социальная среда данного класса имеет много проблем, которые мешают успешной деятельности учителя: дети по социальному положению состава семей из рабочих и не работающих членов семьи, что сказывается на материальном обеспечении учеников необходимыми школьными принадлежностями. По уровню образования родители имеют среднее специальное образование. Заниматься с детьми родителям  некогда. Это сказывается на их воспитании и домашней подготовке. На школу возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа по сохранению и укреплению здоровья  обучающихся.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно- воспитательного процесса младших школьников.

Здоровье человека – это актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности, патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью. Его необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.  

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из криза смогут только успешные люди.  Решить данную проблему можно через здоровьесохраняющую деятельность, основными направлениями которой являются:

- спортивно-оздоровительная (спортивные секции, соревнования,  Дни здоровья);

- санитарно-просветительская (праздники Здоровья, классные часы «Познай себя»);

- туристско-краеведческая (походы в лес, экскурсии);

- профилактическая (беседы врача);

- социально-психологическая (диагностика, консультации для родителей).

Ведущая педагогическая идея. При разработке здоровьесберегающих технологий  опирается на приоритетные направления деятельности

Журавлева Людмила Николаевна

учреждения. Это  выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная гимнастика, пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости,); привитие детям элементарных гигиенических навыков, чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью); через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры,); спортивно – оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии; а также в работе с семьей.

Длительность работы над опытом.  За 5 лет работы в школе над темой «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования познавательной активности младших школьников на уроках и внеурочное время» Людмила Николаевна собрала материал, которым хочет поделиться, рассказать о результативности данного опыта, о противоречиях и затруднениях, которые встречаются в массовой практике и успешно решаются в данном опыте.              

Диапазон опыта.  Диапазон опыта: единая система «урок – внеурочная работа», с применением методов здоровьесбережения (ежедневная утренняя зарядка, физминутки в процессе урока, гимнастические упражнения на каждом уроке), домашняя учебная работа (самоподготовка с соблюдением гигиенических норм), экскурсии на природу: тематические и оздоровительные, внеклассная (спортивные мероприятия: эстафеты между учащимися начальной школы, турниры по шашкам, направленные на развитие мыслительной и познавательной деятельности, всех видов памяти, и внешкольная учебная работа).    

Теоретическая база опыта  Теоретической базой опыта явились исследования В.В. Фирсова, как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова - технология развивающего обучения, В.Ф. Базарного - технология здоровьесберегающего пространства, технология психологического сопровождения М.Ю. Громова и Н. К. Смирнова.  

                          Технология опыта.

Постановка целей и задач данной педагогической деятельности. Здоровье современных школьников – серьёзная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся». Опыт формировался в условиях нашей основной общеобразовательной школы №8, где первостепенной задачей является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют корректировки содержательных, методических  и здоровьесберегающих технологических аспектов образования. Поэтому детей надо учить:

Журавлева Людмила Николаевна

а) мыслить, б) находить и решать проблемы, используя для этой цели знания  из разных областей знаний, в) здоровому образу жизни.

Цель: повысить эффективность процесса обучения у младших школьников за счет средства здоровьесберегающих технологий.

Для этого необходимо:

•формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;

•обучать школьников доступным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, способствующим укреплению здоровья школьников;

•добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;

•воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу, способствующую развитию познавательных способностей у школьников.

 Цели здоровьесберегающих технологий определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

                                     /                                                    \

               общеметодические                                 специфические

Общеметодические - это основные положения, определяющие содержание, организованные формы методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

Принцип сознательной активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышение сознательности и активности способствует применению педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления.

Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использования форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В

Журавлева Людмила Николаевна

результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип оздоровленной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии)

Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность  не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Средства здоровьесберегающих технологий.

1. Средства двигательной направленности.

2. Оздоровительные силы природы.

3. Гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и  «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная), для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой,  своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинги и др. Используются оздоровительные силы природы. Это оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых

процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укрепления здоровья и стимулирующих  развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение  санитарно – гигиенических требований, регламентированных СанПиНами. Осуществляется постоянный контроль по таким требованиям:  личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего

                                          Журавлева Людмила Николаевна

режима дня, режима двигательной активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных навыков  при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ушибах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок учащимся с целью предупреждения инфекций (постоянный контроль медперсонала); ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Главное в работе – использование перечисленных выше технологий в системе УМК «Школа России» и комплексное применение в виде занятий с

использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;  в виде реабилитационных мероприятий;  через массовые оздоровительные праздники (Приложение 3); выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно – теоретических и практических занятий в родительских лекториях.

Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющие решать задачи педагогики оздоровления.

Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. В системе развивающего обучения  весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагога и учащихся, что влияет, в первую очередь, на успешность развития ребенка. Игровые технологии, протекающие в специально организованных условиях по определенным правилам, разворачиваясь на деятельностной основе путями и средствами, адекватными возрасту учащихся, постепенно разовьются в учебную деятельность.

Общеизвестно, что мотивы познавательного характера, с которыми дети пришли в школу, имеют важное значение для организации учебного процесса, поскольку они помогают ребенку быстрее осваивать то, что ему

                        Журавлева Людмила Николаевна

интересно. К концу 1 класса большинство детей говорят о своем нежелании ходить в школу. Поэтому не случайно цель начальной школы звучит как развитие устойчивого интереса к «стране знаний». И здоровье учащихся играет здесь не последнюю роль. Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей (Приложение 2), использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и т. д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.

Интенсификация школьного обучения, повышение требований к процессу обучения требуют использования в работе с младшими школьниками эффективных средств и методов, повышающих и удерживающих на должном уровне умственную работоспособность учащихся. С целью повышения уровня учебно-воспитательного процесса постоянно меняются  условия организации младших школьников на уроках,

проводятся физкультминутки, а в содержание учебного материала больше включается игровых ситуаций. 2 и 3 уроки - соответствуют периоду оптимальной устойчивой работоспособности, следовательно, максимально продуктивны. 4 урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. В рационально составленном школьном расписании учитывается сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.

Основные формы организации обучения.

В современной школе классно - урочная форма обучения – основная. Классно - урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты. Каждый урок направляется  на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развивать.

Общая дидактическая структура урока имеет три компонента:

- актуализация прежних знаний и способов действий;

- формирование новых знаний и способов действий;

- формирование умений.

Основные этапы урока:

1. Постановка цели урока;

2. Проверка домашнего задания;

3. Повторение пройденного;

4. Физкультминутка;

5. Объяснение нового материала;

                Журавлева Людмила Николаевна

6.Закрепление изученного;

7. Физкультминутка;

8. Обобщение и систематизация новых знаний;

 9. Контроль знаний и умений учащихся;

10. Формирование нового домашнего задания.

Основные этапы учебного процесса:

- вводные уроки;

- первичного ознакомления с материалом;

- образования понятий, установление понятий на практике;

- повторение и обобщение;

- смешанные и комбинированные уроки.

Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающихся в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным,  реализовываются следующие условия:

  1. выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;          
  2. правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
  3. применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе  данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
  4. создать специальную образовательную программу факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
  5. соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

И задачи, и содержание урока, и его структура, и  методы обучения – все это направляется на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе представляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни. Давать детям знания об организме человека. Учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

На уроках  используются элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

Оздоровительная гимнастика.

Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все игры и упражнения проводятся в свободном темпе, без принуж-

                                   Журавлева Людмила Николаевна

дения.  Дети, по каким-либо причинам не желающие выполнять упражнения, могут просто наблюдать или выполнять частично.

Основными целями проведения этих игровых упражнений являются:

- соблюдать профилактику простудных заболеваний;

- проводить закаливание детей;

- подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными, чуткими;

- учить освобождаться от стрессов, перенапряжения;

- прививать необходимые умения проведения точечного массажа.

Оздоровительные мероприятия в режиме дня.

В начальной школе знакомство с основными строения организма человека, валеолого-гигиеническими знаниями происходит на уроках                    естествознания. Но и большие возможности в формировании установки на здоровый образ жизни имеют уроки математики (Приложение 1). Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводят к переутомлению. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление, или в хроническое утомление. Утомление проявляется в снижении работоспособности. Это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности. Этому помогут оздоровительные мероприятия в учебном процессе, такие как гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, уроки здоровья.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья. Именно комплексное использование позволяет выполнить примерный объём двигательной активности.

Гимнастика до занятий.

Она служит прекрасным организационным и мобилизующим фактором. Во время занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый ритм, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности. Комплекс состоит из 4-7 общеразвивающих упражнений. Выполняется в течение 5-6 минут. При составлении комплекса физических упражнений необходимо учитывать, с какого именно урока начинается учебный день. Если первый урок – письмо или русский язык, то целесообразно включить упражнения для развития мышц кисти. Если первый

 

Журавлева Людмила Николаевна

урок  - литературное чтение, то в комплекс следует включить специальные упражнения, укрепляющие аккомодационный аппарат глаз.

Уроки здоровья.

На уроках здоровья даются детям больше знаний о важности быть здоровым. В разработке таких уроков используются программы Л.А. Обуховой и Н.Г. Лемяскиной  «Школа докторов здоровья,  или 135 уроков здоровья». В уроки можно вводить различные аффирмации (целительные утверждения), например: «Изо дня в день, с каждым днём я чувствую себя всё лучше и лучше». Важно уделять большое внимание релаксации, то есть расслаблению организма через дыхание (особенно при нервных состояниях) – 10 глубоких выдохов и вдохов в соотношении (1 –вдох; 1-2-3-4 – задержка дыхания; 1-2 выдох). Урок здоровья проходит в хорошем настроении, потому что, чем больше дети смеются,  радуются, тем самым они стимулируют иммунную систему, производят массаж живота и кишечника. Смех – это вечный целитель. В конце таких уроков детям дается совет, например: умей себе помочь, помог себе – помоги другим! Избавься от отрицательных эмоций: обиды, зависти, злости, страха, грусти. При выполнении физкультминуток на уроках здоровья тихо включается классическая музыка, потому как она приносит дополнительные положительные эмоции (Приложение№4)

Для уроков русского языка тщательно подбираются упражнения, которые позволяют решать не только обучающие задачи, но и задачи сохранения здоровья учеников. Обращается внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье.

Прививать ученикам навыки здоровьесбережения помогают пословицы, соответствующие данной теме, которые  постоянно используются в работе. (Приложение №5)

Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые  в начальной школе, позволяют решить одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников. В системе образования очень важна правильная организация учебной деятельности.

В процессе становления опыта  были изучены различные здоровьесберегающие технологии, применяемые для укрепления и сохранения здоровья. В соответствии с этим определены методы и пути реализации данных технологий. Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплексных задач здоровьесберегающих  образовательных технологий обучения.

Журавлева Людмила Николаевна

    У учащихся было обследовано физическое состояние организма. Это позволило упорядочить и индивидуализировать план по физическому развитию и воспитанию учащихся. Были определены требования к каждому учащемуся в соответствии с его группой здоровья, а также условия для дифференцированной работы на уроках, в ходе которых обязательно применяются здоровьесберегающие  технологии.

В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф. Базарного, включающая в себя: основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, использование конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление. (Приложение №6)

В.Ф. Базарный,  доктор медицинских наук, руководитель лаборатории физиологоздравоохранительных проблем обучения, провёл обследование полутора тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже допустимого предела (расстояние « глаза-тетрадь-книга» составляло 20 см и меньше). В практике учитель планирует и учитывает умственные нагрузки – объём письменных работ, число примеров, задач, а физические компоненты

( работа мышц) остаются вне поля зрения. Такой односторонний подход к организации урока способствует утомлению, задержке развития, а порой и потере здоровья школьников.

C огромным интересом и вниманием изучается методика В.Ф. Базарного по охране и укреплению здоровья детей, принимается во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз. Занимаясь по технологии В.Ф. Базарного, можно сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.

В.Ф. Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,- это высшая свобода моторики. В Тибетской медицине, например, пространству отведена главная роль в развитии человека. А что мы делаем? Мы заключаем детей с 6-7 лет в бетонные тупики.  И ещё в 30- сантиметровые книжные тупики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших книг. А мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье.  

Журавлева Людмила Николаевна

     Сильное впечатление произвела  на меня идея В.Ф. Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём изображается сельский пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень, зима, весна, лето.

А как же использовать зрительно - пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического  материала. Предъявляемый дидактический материал может быть  маленьких размеров (раньше нам запрещали его использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. Способствует расширению зрительно

двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда. Результаты внедрения обучения по системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в школах и педагогических коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т.п., т.е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В.Ф. Базарного как здоровьесберегающую.   Специально организованная двигательная активность, т.е. занятия физическими упражнениями, оказывают, особенно в детском возрасте, положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания  и, в конечном итоге,  на успеваемость в школе. (Приложение №7)

Такое утверждение существует и в практике Журавлевой Л.Н. Каждый ребёнок разный, есть такие дети, которые не хотят выполнять физические упражнения, не очень любят заниматься физкультурой, и, естественно, в учёбе такие дети отстают. Они быстро устают, у них происходит резкая смена настроений. Таким детям в работе уделяется особое внимание: проводятся с ними беседы о пользе спорта, ведутся разговоры с родителями, убеждаются дети в том, что занятия спортом и физической культурой благотворно влияют не только на физическое развитие, но и на психику ребёнка.  Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Журавлева Людмила Николаевна

Результативность опыта.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.- Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Использование в своей педагогической деятельности всех перечисленных форм, методов и средств Людмила Николаевна добилась хороших результатов в обучении. Такой подход помог ликвидировать равнодушие к предметам начального обучения, появился интерес к учебе. Примером являются результаты работы, изложенные в таблице.

Год

Класс

Качество знаний %

Успеваемость %

2008-2009

2

60

100

2009- 2010

3

63

100

2010- 2011

4

68

100

Выпускники подтверждают свои знания в 5-ом классе.  Здоровье детей остается стабильным. Они активны в работе, подвижны.

Журавлева Людмила Николаевна

Библиографический список:

1. Ковалько В. И., Здоровьесберегающие технологии, М. «ВАКО», 2004г.,295с.

2.В. И. Ковалько «В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по  физкультуре. Игровой подход», М. « ВАКО», 2006г.

 3.Кучма В.Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К., Руководство по гигиене и охране здоровья школьников, М., 2000г.

 4.Л. А.Обухова, Н. А. Лемяскина «Школа докторов природы», М., «Вако», 2004 г.

5.Радюк Е. А., «Игровые модели досуга и оздоровления детей», Изд.

«Учитель»,2008г., 207с.2002г.

 6.В. И. Ковалько, Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу», М., «ВАКО», 2008год

7.Антипова, Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л.П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.-С.106-108

8.Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.15-19

9.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. С. – 220.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, кажды...

Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.

Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...

Использование современных образовательных технологий для формирования познавательной активности в начальной школе.

В работе раскрыты пути формирования познавательной активности и положительной  учебной мотивации через использование современных образовательных технологий....

Материал для выступления по теме " Использование краеведческого материала для формирования познавательной активности младших школьников"

Данный материл будет полезен  учителям начальной школы . Представленные формы  и методы работы с краеведческим материалом на уроках  и во внеурочной деятельности в начальной школе помог...

Использование проектной технологии в формировании познавательной самостоятельности учащихся на уроках  и во внеклассной работе

На примере организации мной проектной работы " Изготовление поделок из бросового материала", мне хотелось показать, что дети через практическую работу  находят полезное применение бытовому мусору...

"Методический семинар".Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности

Пояснительная записка к  презентации  «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся  на уроках и   внеурочной...

«Использование технологии развития критического мышления как средства формирования познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

Цель моей педагогической деятельности:  создание условий для формирования всесторонне развитой личности посредством применения технологии формирования типа правильной читательской деятельности.Да...