Материал для выступления по теме " Использование краеведческого материала для формирования познавательной активности младших школьников"
статья на тему

Данный материл будет полезен  учителям начальной школы . Представленные формы  и методы работы с краеведческим материалом на уроках  и во внеурочной деятельности в начальной школе помогут организовать познавательную деятельность детей, воспитывать интерес к изучению родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materil_dlya_vystupleniya_.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме: Организация познавательной деятельности средствами краеведческого материала.  

Подготовила : учитель начальных классов МКОУ СШ № 1 Г. Фролово Шеметова Е.В.

Родина для всех - одна

Но поспрашивай в народе.

И откроется она

Сразу тысячами родин.

Тех, что с буквы прописной

Высоко не величаем.

А сторонкою родной,

Отчим краем называем.

Б. Ширшов.

Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё.

Но когда начинают задавать  конкретные вопросы по теме родного края, то выходит, что мы знаем очень мало или вообще ничего не знаем.  А ребёнок, который живёт рядом с нами, знает и того меньше.

СЛАЙД 2

В  федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения особо отмечено, что цель образования – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Если посмотреть на идеал ученика начальных классов:

  любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  владеющий основами умения учиться;

  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

  доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;

  выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

Видно, что красной нитью проходят слова - любящий родной край и свою страну.

Академик Д.С.Лихачёв говорил: « Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали,- значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие,- значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,- он, как правило, равнодушен к своей стране».

Основной смысл краеведческого образования - конкретная практическая  познавательная деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности родного края.                                                                                                                            

Поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников. Положительные эмоции  активизируют учебно-познавательную деятельность и облегчают процесс познания.

Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:

  • социализация личности ученика;
  • повышение уровня духовно-нравственной культуры;
  • воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине".

   

   Слайд 3

Какие формы организации изучения краеведческого материала я использую:

  1. Урок неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников. Именно на уроке ученик больше всего познает, здесь происходит воспитание природоведческой культуры, раскрывается индивидуальность ребёнка, складываются его интересы, формируется личность.

В своей практике использую разнообразные формы урока: урок-путешествие, урок-викторина, уроки-праздники, библиотечный урок, урок в школьном дворе.  Использование таких уроков позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формирует универсальные учебные действия.

При отборе краеведческого материала для урока придерживаюсь правил:

- события местной истории и культуры должны быть важными для ребёнка, понятными и доступными возрасту учащихся;

- достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

- предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например улице, где находится их дом или школа;

Межпредметный подход позволяет объединить знания  единой идеей: восхищение, гордость и любовь к родному дому, семье, тем самым развивая творческое воображение, наблюдательность детей.

Современные педагогические технологии: игровой, проблемной, поисковой, личностно - ориентированной, проектной и исследовательской, ИКТ позволяют   изучать и использовать краеведческий материал на разных этапах урока.  Сейчас много очень разной информации и учителю нужно уметь правильно её отбирать, систематизировать и использовать.

Слайд 4

На уроке русского языка использование краеведческого материала способствует обогащению словарного запаса школьников, расширяет знания об истории и культуре края, обычаях и традициях народов, с древних времён, живущих в данном регионе.

 минутки чистописания , составление и разбор предложений, составление текстов на заданную тему, списывание с грамматическим заданием, письмо по памяти - стихов волгоградских авторов Татьяны Лавровой ( сайт , раздел Мир детства ) сочинения на тему «Как я однажды встречал утро» , «Весна в моём городе», «Один день из жизни моего города », «Крупинки народной мудрости» и т.д.

слайд 5

На уроке чтения: чтение стихов, загадок, текстов,  составление синквейнов, кроссвордов, презентации, сообщения о писателях и поэтах, художниках, музеях, прослушивание и просмотр аудио и видео фрагментов, подбор материла на тему Великой Отечественной войны - стихи волгоградских поэтов о ВОВ, «Воины в моей семье», конкурсы чтецов.  

Слайд 6

На уроке окружающего мира: сообщения по теме, презентации, также синквейны, кроссворды, гербарии, собирают образцы лекарственных трав с помощью своих бабушек, фотоальбомы «Растения Волгоградской области», «Животные волгоградской области», «Путешествуем по родному краю»,   индивидуальные и коллективные плакаты по темам « Природа Волгоградской области», «Природа осенью», «Природа степи», «Поле», «Что выращивают на полях нашего края» , изучение своей семьи, своего рода «Традиции моей семьи» , «Моя семья выбирает здоровье» ,  профессии родителей, рисование, путешествие в прошлое «Учёные –исследователи волгоградской земли»  Составление тестов «Знаешь ли свой город Фролово», «Знаешь ли ты Волгоградскую область?».

Много интересного краеведческого материала на сайте  http://zanimatika.narod.ru 

Там можно найти интересные сведения о городах России, стихи и прозу.

Принцип такой: при планировании урока я заранее продумываю, а как эта тема сочетается с краеведением, что я могу детям дать дополнительно по этой теме на уроке, чем заинтересовать, что предложить для домашнего задания. Я всегда актуализирую жизненный опыт детей: ставлю вопрос: а как у нас в классе, в школе, а дома, в семье, а как у нас в городе, а кто был в степи,  в поле, в лесу, что видели из окна автобуса, поезда, автомобиля ? А какой маршрут ты выберешь? Чтобы каждый ребёнок чувствовал и понимал, а как изучение этой темы относится к нему лично. И т.д.,  чтобы интегрировать жизненный опыт детей в систему знаний об окружающем мире.

Самый главный приём « Удивляй! »

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное:

Знаете ли вы, что...? Композитор , который написал музыку к любимому мультфильму родом из Волгограда, а артист или выдающийся спортсмен, достижениями которого вы восхищаетесь, наш земляк. Принцип такой: донести до сознания детей, что героями не рождаются, ими становятся. И девчонка, или мальчишка , живущий далеко от столицы, может добиться таких успехов, которые прославят его, его семью, его город не только на всю страну, но и на весь мир.

слайд 7

Главное для меня, как учителя – увлечь и "заразить" детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, не навязывать изучение краеведения, а заинтересовать и подготовить  их к изучению истории . Кроме того, привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

Самый главный приём  « Удивляй! »
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное:
Знаете ли вы, что...? Композитор , который написал музыку к любимому мультфильму родом из Волгограда, а артист или выдающийся спортсмен, достижениями которого вы восхищаетесь, наш земляк. Принцип такой: донести до сознания детей, что героями не рождаются, ими становятся. И девчонка, или мальчишка , живущий далеко от столицы, может добиться таких успехов, которые прославят его, его семью, его город не только на всю страну, но и на весь мир.

  1. «Игра «Славные люди Волгоградской области»

Слайд 8

  1. Разные виды экскурсий: экскурсия в краеведческий музей, в школьный музей, в библиотеку, к реке Арчеда,

Слайд 9

Пешеходная и автобусная экскурсии по памятным местам и улицам нашего города, загородные экскурсии в природу.  

Слайд 10

Экскурсии проводят и работники фроловского краеведческого музея и педагоги дополнительного образования

Слайд 11

На классных часах мы знакомимся с профессиями наших родителей

 Слайд 12

Изучаем традиции своей семьи , принимаем участие в городских мероприятиях , например «Здоровая семья - здоровая Россия»

Слайд 13

Наши семьи часто путешествуют по родному краю. Прошу их составить фоторепортаж о своём путешествии.

Слайд 14

К своим фотографиям подбирают  стихи  волгоградских авторов, например Маргариты Агашиной

Считаю, что изучение краеведческих тем надо начинать в 1 классе с осознания элементарных вещей: на какой улице я живу, по какой улице я иду в школу, где живут мои родные и близкие, где находятся значимые для города и каждого человека  места : библиотека, Дом культуры, школы, музеи, спортивные сооружения, места для отдыха в нашем городе. Где работают родители, кем работают. Что интересного в их работе. Что растёт у меня во дворе, на моём огороде, растения моего края, животные моего края. Некоторым взрослым кажется, что дети, видя это каждый день, знают это.       Но это далеко не так. И когда это выясняется, то начинаешь понимать, что учителю очень много нужно сделать для решения этой проблемы.

И конечно же не без помощи родителей.

Я отдаю предпочтение темам, которые интересны  детям: это  семья, мой дом, мой город. Люди, которые живут в нашем городе.  Знаменитые земляки. Природа моего города и моего края. Что даёт мой край стране.

Чем ярче и понятнее краеведческий материал, если ребята сами принимают участие в его подготовке: собирают цифровые, исторические или  природоведческие сведения о родном крае,

тем выше его педагогическая и практическая ценность.

( образцы  детских работ)

Познавательный интерес, сформированный в начальной школе, даёт толчок для дальнейшего творческого развития учащихся.

Работая над разделом краеведения «Наши выдающиеся земляки» мы вместе с коллегами составили примерное распределение тем по классам

(таблица)

Я вам предлагаю рассмотреть страничку дидактического материала для урока музыки по теме «Александра Пахмутова. Женщина, которую поют»

Слайд 16

В результате умело организованной деятельности выпускник начальной школы будет обладать следующими качествами личности:

-грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем;

-выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;

-делать выводы и излагать их в форме докладов, тезисов.

-выступать перед аудиторией, защищать свою работу.

 - критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей;

Не оставляет равнодушными наша работа по данному направлению и наших родителей. Они ходят и ездят  с нами на экскурсии , помогают найти и оформить нужный материал, презентацию, поддерживают все наши начинания. Привлечение родителей учащихся способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.

Слайд 17

..Люди идут по свету –
Им вовсе не много надо:
Вела бы дорога в сёла
Да песня в пути была.
Жила бы душа народа,
О прошлом не забывая.
Они,
краеведы, верят:
Россия всегда жива!

(Т. Гостюхина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы

Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...

Статья " Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения"

В статье говорится об актуальности данной темы. Предлагаются дидактические игры для младших школьников....

Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах.

Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах....

Тема : "Формирование познавательной активности младших школьников с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение.»

Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы,сбора информации и проявления определенного упорства,когда решение не...

Презентация "Формирование познавательной активности младших школьников с использованием технологии "Развития критического мышления через чтение"

Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы,сбора информации и проявления определенного упорства,когда решение не...

Статья на тему: "Управление внеурочной деятельностью как организационный механизм формирования познавательной активности младших школьников"

Моя магистерская диссертация посвящена актуальной на данное время проблеме управления внеурочной деятельностью младших школьников в соответствии с ФГОС НОО. В минувшие года одним из значимых факторов ...