Презентация "Формирование познавательной активности младших школьников с использованием технологии "Развития критического мышления через чтение"
презентация урока для интерактивной доски по технологии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Матвеева Галина Евгеньевна

Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы,

сбора информации и проявления определенного упорства,

когда решение не очевидно или требует нескольких шагов.

ДайанаХалперн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx313.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование познавательной активности младших школьников с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение.»

Слайд 2

Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы , сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов. Дайана Халперн

Слайд 3

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике . Еще Г. К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения»

Слайд 4

Познавательная активность Познавательная активность, связана с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремлением к интеллектуальным достижениям Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, является важным звеном в активизации познавательной деятельности учащихся. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение» будет способствовать развитию познавательной активности обучающихся, развивать коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учить мыслить объективно и разносторонне. Главное достоинство данной технологии в том, что она помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения проблем, и не только в учебе . Эта универсальная технология позволяет значительно повысить надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным, развивает познавательную активность, повышает коммуникативную культуру личности.

Слайд 5

Критическое мышление - это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата Халперн Д .

Слайд 6

помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни ; предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор ; повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией; формирует субъектную позицию личности. ТЕХНОЛОГИЯ РКМЧП

Слайд 7

Качества, необходимые учащемуся, для овладения критическим мышлением: Готовность к планированию; Гибкость (готовность воспринимать идеи других); Настойчивость (не откладывать трудные задачи); Осознание (отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других людей); Поиск компромиссных решений; Коммуникативность . Критическое мышление - это точка отсчета , естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Слайд 8

Структура технологии урока «Вызов» «Осмысление содержания» «Рефлексия» активизация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения (на перспективу)

Слайд 9

Стадия «Вызова» преподаватель конструирует процесс обучения исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели будут изначально приняты учащимися (самому учащемуся поставить цели обучения); необходимо проанализировать учащимся то, что ему знакомо; комбинирование индивидуальных и групповых форм работы; допускаются все мнения (и правильные и неправильные); проводится «свободная дискуссия»; идет мотивация учащегося

Слайд 10

Стадия «Осмысление содержания» учитель в процессе объяснения нового материала имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами; осуществление контакта с новой информацией; сопоставление новой информации с уже имеющимися знаниями; акцент внимания на активный поиск ответов; обращение внимания на неясности; стремление отследить сам процесс знакомства с новой информацией, что именно привлекает ребенка готовиться к анализу и обсуждению услышанного, увиденного и прочитанного поддержка активных учащихся.

Слайд 11

Стадия «Рефлексии» рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания, тщательное взвешивание и самооценку; рефлексия учителя; рефлексия учащегося; «взаимопонимание» будущих целей и перспектив

Слайд 12

Формирование познавательной активности через критическое мышление на примере урока литературного чтения по теме В . М. Гаршина "Лягушка-путешественница". Приёмы: ассациации ; корзина идей; «верите ли вы» « верные и неверные утверждения».; использование «толстых» и «тонких» вопросов; ромашка « Блума »; концептуальная таблица; синквейн , шесть шляп.

Слайд 13

Стадия вызова. На этапе стадии вызова я использую приёмы. 1. Приём "Ассоциации". Прочитайте название сказки. Поразмышляйте, бывают ли лягушки путешественниками? Как это может быть? Какие ассоциации у вас возникли, прочитав название произведения? 2. Приём "Корзина идей". 1 вариант. Напишите, что вы знаете об утках. 2 вариант. Напишите, что знаете о лягушках. Каждый ученик вспоминает и записывает на листочках все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). На доске прикрепляется значок корзины. Ученики называют сведения по данной теме, которые условно собираются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации .

Слайд 14

Стадия вызова 3.Приём "Верите ли вы." 1 . Верите ли вы, что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика? 2. Верите ли вы, что лягушка отправилась в путешествие с утками на юг? 3. Верите ли вы, что лягушка прицепилась к прутику лапками, а утки подхватили прутик с лягушкой и полетели? 4.Верите ли вы, что лягушка долетела с утками до юга? 5. Верите ли вы, что лягушка отцепилась от прутика, потому что устала держаться за него? 6. Верите ли вы, что лягушка упала с высоты и осталась жива? 7. Верите ли вы, что лягушка любила хвастаться?

Слайд 15

Стадия Вызова 4.Приём «Верные и неверные утверждения». 1.История с лягушкой произошла осенью. 2. Лягушка пришла в восторг, когда утки рассказали ей про юг. 3. Утки сами придумали, как им взять с собой лягушку на юг. 4. Лягушка сама придумала путешествовать на прутике с утками. 5. Лягушка отправилась в путешествие на спине одной из уток. 6.Оторвавшись от прутика, лягушка бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни. На этапе рефлексии возвращаемся к этим приёмам, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Слайд 16

Стадия осмысления На этапе осмысления учащиеся работают с новой информацией. Дети читают (слушают) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. 1. Приём "Тонкие и толстые вопросы" Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа Примеры «Тонких и толстых вопросов» при работе над сказкой В. М. Гаршина "Лягушка-путешественница".

Слайд 17

Стадия осмысления Тонкие вопросы Толстые вопросы. 1.Где сидела лягушка? Почему лягушка решила отправиться в дальние края? 2. С кем путешествовала лягушка? Как чувствовала себя лягушка во время путешествия? 3.Куда отправилась лягушка-путешественница с утками? Почему лягушка просила лететь уток пониже? 4.Чем лягушка прицепилась к прутику? Почему не состоялось путешествие лягушки? 5.Куда упала путешественница? Могло ли путешествие лягушки закончиться удачно?

Слайд 18

Стадия Осмысления Приём "Ромашка Блума " или "Ромашка вопросов" 1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию. 2 лепесток - объясняющие вопросы . Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему». 3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.».. 4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» 5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. 6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Слайд 19

Приём Ромашка вопросов Простые вопросы . Где жила лягушка? Объясняющие вопросы. Почему утки согласились взять с собой лягушку? Уточняющие вопросы. Верно ли, что лягушка была очень хвастливой? Оценочные вопросы. Что можете сказать о чувствах лягушки во время полёта? Практические вопросы. Как бы вы поступили на месте лягушки? Творческие вопросы. Что было, если бы лягушка не была хвастливой? Обычно детям нравится формулировать вопросы к тексту, работая в группах. Стадия осмысления

Слайд 20

Линия сравнения Произведение В. М. Гаршина Произведение И. А. Крылова Название "Лягушка- путешественница" "Ворона и Лисица" Жанр Литературная сказка Басня Каким языком написано произведение? Прозаическим Поэтическим Главные герои Лягушка, утки Ворона, лисица Можно ли прочитать по ролям? Да Да Почему пострадали главные героини? Лягушка пострадала, из-за любви к похвалам, из-за своего хвастовства. Ворона пострадала из-за любви к похвалам. Стадия осмысления Приём «Концептуальная таблица»

Слайд 21

C тАДИЯ рЕФЛЕКСИИ Приём " Синквейн » 1. Лягушка 2. Любопытная, сообразительная. 3. Изобретает, путешествует, хвастается 4. Изобретает необыкновенный способ путешествия 5. Путешественница

Слайд 22

Стадия Рефлексии Приём «Шесть шляп » 1 . Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни лягушки. 2. Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история с лягушкой? 3. Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение В. М. Гаршина? 4. Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках лягушки. Какие трагические события могли произойти с лягушкой? 5.Зелёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё окончание истории. Дайте свои советы героям произведения. 6. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение?

Слайд 24

Что дает технология критического мышления ученику : повышение эффективности восприятия информации ; повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; умение критически мыслить; умение ответственно относиться к собственному образованию; умение работать в сотрудничестве с другими ; повышение качества образования учеников ; желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Слайд 25

Что дает технология критического мышления учителю: умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»

Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо»    На тему«Андрей Платонов&la...

Тема : "Формирование познавательной активности младших школьников с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение.»

Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы,сбора информации и проявления определенного упорства,когда решение не...