Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.
опыты и эксперименты по математике по теме

Попова Наталья Васильевна

Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки

администрации муниципального района

«Алексеевский район и город Алексеевка»

Белгородской области

          Использование современных

образовательных технологий в  развитии познавательной активности учащихся  на

 уроках   математики и во внеурочное время

  в условиях реализации ФГОС.

                                                                                      Автор опыта:

                                                                                 Попова Наталья Васильевна,

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                     МОУ ООШ  № 6

                                                         

                                                        Алексеевка 2013г.

Содержание:

Информация …………………………………………………….3

Технология опыта……………………………………………….10

 

Результативность опыта……………………………………….15

Библиографический список……………………………………17

Приложение…………………………………………………….18

                                                                   

                                                                         

                                             Метод решения хорош, если с самого
                                         начала мы можем предвидеть – и далее
                                        подтвердить это, -что, следуя этому методу,
                                       мы достигнем цели.

                                                                                                 Г. Лейбниц

                                       Раздел I.

                         Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 6 города Алексеевки является учебным заведением, реализующим  программы начального и основного общего  образования.

        Основная школа № 6 представляет собой общеобразовательное учреждение, где учатся одарённые и обычные дети, а также дети - нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Таким образом, контингент учащихся разнороден и представлен различными социальными слоями.

      В классе, где  работает автор, у 83 % родителей – среднее специальное образование и 17 % - высшее. 14 % - из семей служащих, 62 %  - из семей рабочих, у  24 % учащихся родители безработные.

Учитывая, что качество образовательного процесса зависит от состояния сформированности психических процессов, лежащих в основе интеллектуального развития младших школьников у автора опыта возникло решение обратиться к изучению познавательной активности учащихся на уроках математики во внеурочное время.

До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.

В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих познавательных способностей в раннем возрасте.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию.

        Особую значимость познавательный интерес приобретает в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни. В начальных классах познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Но процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, репродуктивный, в других – поисковый и творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретённых знаний, умений и навыков. И от того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную силу своих возможностей, зависит успех обучения в целом.

    Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по исследованию развития познавательной сферы младших школьников.

         По результатам диагностики в классе  оказалось только 15% учащихся с высоким уровнем развития познавательной         активности, 40% учащихся группы находились на среднем уровне, 35% - на низком уровне. Эти показатели  явились причиной  работы по созданию условий  для развития познавательной         активности младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС.

Основными условиями возникновения и становления проблемы опыта являются:

-  недостаточное овладение учащимися методами и приёмами;

-  необходимость развития познавательных процессов при обучении математики;

- творческий поиск методов и приемов, активизирующих учебную и внеурочную деятельность учащихся;

-   желание учащихся узнать новое в математике;

-  коллектив единомышленников (учитель-ученик), работающих творчески, помогающих друг другу на пути познания.

        Следовательно, познавательный интерес – значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности младшего школьника.

Актуальность опыта

    Сегодня к школе приковано особое внимание, так как государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди. Именно таких учеников должна выпускать школа.

     В связи с  утверждением   и  введением  в  действие  федерального

государственного  образовательного  стандарта  начального общего  образования  в  соответствии  с  пунктом  5.2.8  Положения  о  Министерстве

образования  и  науки  Российской  Федерации,  утвержденного постановлением  Правительства  Российской Федерации  от 15 июня  2004 г. я определила приоритетной задачей  в обучении математики - развитие познавательной активности  учащихся.

    Федеральный  государственный  образовательный  стандарт начального  общего образования представляет собой совокупность  требований,  обязательных  при  реализации  основной программы  начального  общего  образования.  

      В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как: точность, чёткость и ясность.

Развитие мышления повышает интерес к знаниям, воспитывает пытливость мысли и увлеченность детей.

Решение проблемы формирования познавательных интересов учащихся предполагает учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств. Для того,  чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, учитель должен не только как можно яснее объяснять материал ученику, но и активней включать его в мыслительную деятельность, в процессе которой и будет происходить познание, т.е. будут формироваться познавательные силы личности: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание.

        Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег писал: «Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны».

        Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих познавательных  способностей учащихся.

        Таким образом, в современной школе обозначились противоречия:

  • между традиционными методами и приёмами обучения младших школьников, и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества;
  • между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития;
  • между необходимостью формирования прочих знаний, умений и навыков и дефицитом учебного времени.

        Следовательно, актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку мы, учителя, должны интересоваться проблемой целенаправленного, управляемого со стороны учителя, развития познавательных способностей. И  при помощи специальной системы творческих задач у школьников должен появляться интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения.

 

Ведущая педагогическая идея опыта

        Ведущая педагогическая идея состоит в создании учителем условий, способствующих повышению уровня мотивации, как одного из критериев эффективного педагогического процесса. Уроки математики, а также занятия во внеурочной деятельности «Занимательная математика» не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, навыков и умений, а выходят на практические действия школьников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается познавательный интерес к изучению математики (Приложение №2).

        Поэтому ведущая педагогическая идея опыта –  создание на уроках и во внеурочное  время условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

 

 Длительность работы над опытом

        Работа над данной темой охватывает период с 2011-2012уч. года по 2012-2013уч. год.

        1 этап – начальный (констатирующий) – IX/2011-III/2012 г.,  включал в себя обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, сбор и анализ материалов по теме исследования;

        2 этап – основной (формирующий) – IV/2012- III/2013 г., на котором проводилась апробация установленных педагогических условий, методов и приемов, обеспечивающих развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся класса.

       3 этап – заключительный (контрольный) – IV/2013г. – повторная диагностика и обработка полученных результатов, литературное оформление педагогического опыта.

         Диапазон опыта

        Диапазон опыта – это система проведения уроков математики и внеурочной деятельности «Занимательная математика» в условиях реализации ФГОС, основная цель которых формирование и развитие  у учащихся познавательных интересов через использование творческих заданий.    

  При изучении опыта по теме: «Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся  на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС» проводится планомерная работа  в условиях общеобразовательного учреждения.

       Теоретическая база опыта

      Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Он является связующим звеном для решения задач обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только с эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение.

Что же такое познавательный интерес?

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически  невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Обратим внимание на основные познавательные процессы, реализуемые на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Внимание

        Внимание служит основой развития других познавательных процессов, так как, по словам К.Д. Ушинского – это “дверь”, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”... Нет ни одной умственной работы, которая не осуществлялась бы без волевого достаточного напряжения в виде произвольного внимания. В своей работе педагог придаёт особое значение развитию произвольного внимания у своих учащихся. Для мобилизации внимания проводит устный счет с элементами игры  (Приложение № 3).

        С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания, увеличения его объема и развития воображения, учащиеся выполняют задания на пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами, что затрудняет его выполнение и поэтому требует еще большей сосредоточенности. При выполнении заданий под общим названием “Лабиринты”, выполнение которых требует не только сосредоточенности внимания, но и умения выполнять часть работы в уме, совершенствуется мыслительная деятельность. Степень сложности этих заданий постепенно повышается от класса к классу.

Восприятие

        Восприятие, более чем какой-либо другой познавательный процесс, связан с другими процессами, в частности, с воображением, памятью, мышлением, и поэтому большую часть заданий автор опыта направляет  на развитие этих понятий. Например, при решении примеров на вычитание и прибавление учащимся предлагает использовать цветные карандаши (Приложение № 3). “Раскрась цветок” – ученики 1-го класса решают выражения, и каждый ответ закрашивают соответствующим цветом. Затем находят эти ответы на рисунке и раскрашивают соответствующими цветами. Зрительное восприятие дополняется двигательным. Задания усложняются по мере взросления учащихся.

 Воображение

        С восприятием тесно связан другой процесс – воображение учащихся.

        К 1-му классу у детей появляются элементы произвольного воображения. В процессе создания мысленных образов ребенок опирается на имеющиеся у него представления. Создание же новых образов в сознании идет за счет расширения представлений, их преобразования и комбинирования.

        Учитель использует задания на преобразования и перестроения геометрических фигур и предметов, которые выложены, например, из счетных палочек или спичек. Они интересны и эффективны для развития воображения.

        Проводимый в процессе поиска решения мысленный анализ выложенных вариантов способствует развитию воображения детей, формирует умение представлять возможные изменения в фигуре.

 Память

        Большое место в системе заданий отводится  также и заданиям на развитие памяти у учащихся. В курсе математики разработанная система содержательно-логических заданий, направлена на развитие зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти у детей, которая применяется не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях (Приложение №4). В задания на развитие произвольной памяти учитель включает такие игры, как: “Запомни математические термины”, “Цепочка слов”, “Лишнее слово”.

        Для развития зрительной и слуховой памяти используются диктанты, например,  “Запомни фигуру”.

Мышление

        Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.

        В ходе опыта автор  убедилась в том, что наилучшее иллюстрирование заставляет ученика применить рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость.

        Мышление базируется на знаниях ребенка. Приведем примеры заданий на развитие мышления, которые успешно выполняют на уроках и во внеурочное время учащиеся (Приложение № 4).

        Умение делать обобщения формируется на логических заданиях, включающих по 2–3 изменяющихся признака.

         У ученика должна быть возможность сделать открытие, возможность творческой деятельности – это стимул учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.

        В своей работе при обучении учащихся, педагог уделяет внимание нестандартным задачам на построение цепочки логических рассуждений. Решение таких задач учащиеся легко отыскивают с помощью составление таблицы или схемы. Задания вызывают у детей большой интерес. А ведь именно интерес должен лежать в основе обучения младшего школьника (Приложение № 3) . В данном опыте основное внимание уделяется развитию познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.

Новизна опыта

    Новизна опыта состоит в том, что происходящие перемены требуют новых подходов в разработке курсов и реализации приоритетных содержательных линий, а также новых форм работы, отражающих преемственность традиций и необходимость инноваций. Обучение сегодня рассматривается не как простая трансляция  знаний от учителя к ученику, а как сотрудничество, и в образовательном процессе начинают преобладать методы работы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой личности, готовой к восприятию и решению инновационных задач. В силу этого перед начальной школой стоят сегодня большие и серьезные задачи, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

   Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

     Успех работы по развитию познавательной активности  учащихся возможен в случае, если она носит обучающий характер, проводится регулярно, последовательно и в системе.

    Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.

  Предлагаемые образовательные   технологии  развития познавательной активности учащихся  могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС общего начального образования второго поколения к организации учебно-воспитательного процесса в рамках различных образовательных программ:

а) «Школа России» (обучение математике по программе и учебникам «Математика» М.И.Моро, М.А.Бантова);

 б) «Начальная школа XXI века» (обучение математике по программе и учебникам «Математика» Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э).

Раздел II.

                                     Технология  опыта

        Постановка целей и задач педагогической деятельности

      Цель опыта:  разработать систему  творческих заданий, формирующих познавательную активность учащихся  младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Задачи опыта:

  1. Развивать познавательную активность школьников в процессе урочной и  внеурочной деятельности.
  2. Формировать метапредметные умения.
  3. Обеспечивать вовлечение каждого школьника в процесс активного творчества, внутреннюю (мыслительную) активность, поисковую деятельность.

Для того чтобы включить детей в активную работу на уроке, я использую разнообразные приёмы педагогической деятельности, соответствующие возрастным и функциональным возможностям школьников. Приемы педагогической техники – своеобразная сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему. И вся гамма конкретных приемов основывается на четырёх основных принципах.

1. Принцип свободы выбора.

Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Но среди них есть одна безоговорочная для каждого человека – свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чужие решения, отсутствие выбора. Особенно этого не любят дети.

Вывод: в любом обучающем или управляющем действии предоставляется ученику право выбора. Но с одним важным условием – право выбора уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Пример: ученикам задается дифференцированное домашнее задание. Учащийся сам выбирает, какой уровень сложности выбрать для себя.

2. Принцип открытости.

«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. Границы познания наук не существуют – учиться нужно на протяжении всей жизни.

Вывод: «Ключом ко всей науке является вопросительный знак», - О. Бальзак. Необходимо не только давать знания, но и показывать их «границы», сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Пример: сделать уроки проблемными, с помощью «приемов удивления» вызвать неподдельный интерес учащихся к теме.

3. Принцип деятельности.

  Задача автора  – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности. При пассивном восприятии готовых понятий появляется физиологическое чувство страдания, а при активном напряжении, стремлении к определенной цели появляется чувство удовлетворения.

Вывод: на каждом уроке ученик должен заниматься практической  деятельностью, получать реальный результат своей деятельности, потому что только через осознанную деятельность человек учится чему-либо.

Пример: метод проектов, метод «Кластеры».

4. Принцип активности и сознательности.

Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос? Порождается активность: что делаю?, для чего? С включением самоанализа и самооценки, учебная деятельность ребёнка является полноценной.

Вывод: постоянное внимание к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы.

Пример: рефлексия эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала.

Приемы педагогической техники можно систематизировать в зависимости от этапов урока.

Приёмы, используемые в начале урока.

         Из практики автор пришёл к выводу, что развитие школьника происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии.  

Прием «Настроение».

Необычное начало урока – музыка, показ слайдов с изображением растений, животных по теме или видеофрагмент создают положительный настрой на урок и дальнейший поиск информации.

Этап актуализации и целеполагания.

При актуализации изучаемого материала создаются условия для появления мотива к изучению нового.

Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание, не стимулирует работу ума, как удивительное. Луи де Бройль говорил: «Знания – дети удивления и любопытства».

Прием «Удивляй!».

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Можно заставить сразу в начале урока ребят удивиться.

Прием «Ручеек».

После того, как сформулирована тема урока, учащимся предлагается по очереди высказать, что они уже знают по этой теме и что хотели бы узнать.

Прием «Ассоциативное солнышко».

На доске учитель записывает ключевое слово изучаемой темы и вокруг в виде лучей – ассоциации, которые вызывает это слово у каждого учащегося.

В педагогической практике автора  сложилась система создания ситуаций успеха на уроке. Главная задача автора как учителя заключается в создании атмосферы интеллектуальной активности учащихся, в предоставлении им возможности максимально самостоятельно (при тактичной направляющей помощи учителя) не только решать поставленные учебные задачи, но и видеть и понимать возникающие в процессе учения трудности и находить способы их преодоления. Вместе с тем повышается и общий эмоциональный фон процесса учения. Кому же не нравится чувствовать себя умным и умеющим добиваться успеха?

Ребятам очень нравится прием «А знаете ли вы что…»

Учащимся предлагается подобрать интересную информацию по определенной теме урока, либо одного из предстоящих уроков. Подобранный занимательный материал по желанию учащегося можно оформить в виде презентации, буклета, книжки-раскладушки, иллюстрируя картинками, фотографиями.

                                Этап открытия нового знания.

Обучение учащихся элементам познавательной деятельности возможно тогда, когда содержание учебного материала направлено на формирование понятий, а не сообщение фактической информации, не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов.  Когда материал урока не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученный или знакомый материал, тогда проблемные ситуации, создаваемые на уроке, находятся в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей учащихся, что всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное на доске записывается несколько примеров для устного счета на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4 и, например, 12765:3.

Предлагается объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос КАК?, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового.

 Этап  включения нового знания в систему знаний и повторение.

        Одним из средств формирования активной позиции учащихся является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Прием « Я утверждаю, что…».

Цифровой диктант в устной форме («Я утверждаю, что…), учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью сигнальных карточек, корректируя свой ответ.

Прием «Паутина».

Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде предложений или словосочетаний на одной или разных карточках.

Прием «Перевод с русского на русский» (на слух).

Один из приемов, развивающий не только мыслительную деятельность, но и чувство юмора. Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы. Амонашвили  писал: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса».

Например:  Сколько это млекопитающее ни снабжай питательными веществами, оно всё равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.)

В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

                Этап обобщения, повторения и систематизации знаний.

Творческие упражнения в разнообразной практической деятельности. 

Прием «Урок без правил».

Кроссворды, чайнворды и т.д. Дети составляют замечательные  кроссворды по разным темам, оформляя их разнообразно (в виде дерева, рыбки, насекомого, зверя).

Чтобы дети были активными участниками учебного процесса, а не являлись лишь пассивными зрителями, использую элементы проектной деятельности.

Учащиеся включаются в учебно-исследовательскую деятельность и учатся определять тему исследования, выдвигать гипотезы, строить план действий, направленный на достижение результата.  Метод проектов  ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий.

                              Рефлексия учебной деятельности на уроке.

          Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

Приём «Закончи предложение (интервью)»

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Приём «Лесенка успеха»

Покажи, куда ты сумел сегодня подняться, добывая знания.

                                         Домашнее задание.

Прием «Идеальное задание»

Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору. Задания  разноуровневые, позволяющие не потерять, не затормозить развитие сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности учения. При этом каждый имеет возможность попробовать решить любую задачу, Прием «Творчество работает на будущее»

Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактического материала: составить тест из 5 вопросов, на каждый из которых 4 варианта ответа, или придумать ребус по данной теме.

        

Автор опыта использует различные организационные формы обучения: индивидуальную, групповую, парную, фронтальную, дифференцированную форму работы.

Исследования показывают, что активность в сотрудничестве всегда очень высоко оценивается личностью. Совместная деятельность для школьников необходима не только в целях приобретения опыта, обмена информацией; главное в том, что «человек смотрится  в  другого человека, как в зеркало», и тем самым многое применяет к себе. Для младших школьников характерна  репродуктивно – подражательная активность, и задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для перехода детей к творчеству, поисково-исполнительской активности, наиболее высокому уровню активности.

        Работая по данной теме, проводя диагностические исследования, автор понял, что в активности учащихся  большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. И пришёл к выводу: развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и повышение активности детей. Целью обобщения опыта автор ставил разработку системы творческих заданий, формирующих активную позицию  учащихся  младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.  

Автор  разработал  программу  внеурочной деятельности  «Занимательная математика», которую реализовал во 2 классе во внеурочной деятельности.  Данная программа ориентирована на личность ребёнка. Она позволяет:

  • развить уверенность в своих силах (на занятиях предоставляется возможность выбора ответа из нескольких предложенных вариантов);
  • учит самостоятельно мыслить (индивидуальный поиск решения задачи);
  • способствует повышению мотивации к учебной деятельности (выполненное задание приводит к спасению сказочного героя и т. п.);
  • стимулирует познавательные интересы (на занятиях поощряется  и одобряется своеобразное видение проблемной ситуации, высказывание любых идей направленных на поиск её решения);
  • формирует способность управлять собой в нестандартной ситуации  (организация игр по правилам)