Развитие познавательных процессов младших школьников на занятиях курса внеурочной деятельности "Мир профессий".
статья (2 класс)

Кашлакова Евгения Александровна

Комментарии к рабочим листам для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов младших школьников на занятиях курса внеурочной деятельности «Мир профессий»

Выбор профессии – нелёгкая задача для подрастающего поколения, а в современном  постоянно изменяющемся мире ее актуальность проявляется еще острее. Концепция модернизации российского образования предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. Однако это невозможно без достаточной подготовки в начальной школе. Младшие школьники ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Такая работа весьма специфична, чаще всего в существующих программах она носит просветительский характер. Авторы программ разъясняют, что при работе с младшими классами важно организовать подготовку основы для выбора профессии, детей нужно постепенно вводить в мир профессий.  Перед педагогами начальной школы стоит задача: создание условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. [5]

В нашей школе в рамках внеурочной деятельности реализуется программа «Мир профессий». Цель программы развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. Процесс обучения направлен на формирование личностных и метапредметных результатов. А это знания обучающихся о труде, о мире профессий, правильное отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью, навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде, а так же умения высказывать своё мнение, давать эмоциональную оценку деятельности, получать, перерабатывать и преобразовывать различную информацию и пр.

Практика ведения занятий по данному курсу показывает, что обучающийся второго класса может испытывать большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала, если его познавательные процессы недостаточно развиты. Он может быть не готов к постановке и решению новых, более сложных проблем, обоснованию найденного решения, выражению собственной мысли. Профориентированное обучение младших школьников может стать трудной задачей для педагогов.

Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление – это те процессы, которые должны получать первостепенное развитие на занятиях. Необходимо создать условия, когда каждый познавательный процесс берется под контроль учителя и самоконтроль школьника на основе определенных познавательных действий. Возникла необходимость встраивать в занятия виды и формы работ, развивающие познавательные процессы младших школьников. Ведение профориентационных развивающих занятий усложняется еще и отсутствием учебных пособий.

Таким образом, появилась идея составления профориентированных  заданий  развивающего характера. Совокупность таких заданий представляет собой рабочий лист по изучению той  или иной профессии. Все психические процессы развиваются на каждом внеурочном занятии курса, если их организовывать с помощью  таких рабочих листов.

В начале школьного обучения дети обладают достаточно развитыми процессами восприятия. Они умеют различать и форму, и цвет, и звуки речи. Однако систематический анализ свойств и качеств предмета им не подвластен. [4] Педагогу необходимо показать порядок такого анализа, средства для его осуществления. Наблюдение – это отличный вид деятельности для развития восприятия, который может быть организован в ходе профориентированных занятий. Детям предлагается рассмотреть представителя какой-либо профессии, ставится задача  заметить особенности  воспринимаемого объекта.  Также благоприятно влияют на восприятие задания, когда нужно найти отличия в рисунках, найти два похожих объекта и т. д.

Внимание  в ходе  занятий также получает своё развитие, особенно с точки зрения произвольности. Дети учатся прослеживать и усваивать те свойства объектов, какие в данный момент вовсе могут их не интересовать, удерживать внимание на нужных, а не просто привлекательных предметах. Необходимо чётко ставить цели и задачи учебных действий на каждом этапе занятия. Практически каждое занятие начинаем с конкретного плана  по изучению той или иной профессии. Он включает в себя: название профессии, специалиста, который занимается в данной сфере деятельности, качества характера, необходимые ему, описание его рабочего места, необходимой спецодежды, инструментов, приборов, техники. Такой план отражается в рабочих листах, которые дети получают в начале занятий.

Удержать произвольное внимание в течение урока младшим школьника трудно, поэтому постоянно привлекаются элементы непроизвольного внимания. Это и наглядность, и выделение нужных деталей ярким цветом, а так же игровые и соревновательные моменты.

Произвольное внимание выступает элементом самоконтроля. Этому способствует четкий порядок действий контроля, требование следовать этому порядку. [1] Ребенку нужны наглядные средства самоконтроля. Помогает этому опора на внешние действия. Поэтому в рабочих листах есть определённые места для отметки о выполнении задания.

Распределение внимания развивается при выполнении заданий  в паре. Детям необходимо, выполняя свою работу, следить за поведением товарищей, по их реакции замечать свои ошибки.

Узнать о профессии одно, а вот запомнить другое. Мнемические способности ребёнка должны развиваться на каждом занятии.  Обучить продуктивному запоминанию возможно, работая с текстами о профессиях. В рабочие листы входят тексты – исторические справки о профессиях, описания профессиональной деятельности. На них можно отрабатывать приёмы  осмысленного запоминания: выделение опорных слов, расчленение текста на смысловые единицы, смысловая группировка и пр. Очень важен этап повторения, когда ребята могут попрактиковаться в воспроизведении информации о профессии, которую запомнили. Формирование приемов работы с учебным материалом - эффективный путь воспитания хорошей памяти.

Часто информация о профессии дается в форме словесных описаний, картин и схем. Усвоение материала зависит от умения ребенка представить, воссоздать предъявляемые образы. Так работает воссоздающее воображение. Развивают воображение раскраски с профессиями, задания «дорисуй профессию», «закончи рисунок».  Важно предъявлять детям настоящие фотографии или даже видеоролики по изучаемой теме, тогда воображение будет работать ярче и реалистичнее.

Обязательно должно получать развитие творческое (продуктивное) воображение. Дети должны получить возможность создания собственных замыслов. Это обеспечивает усвоение учебного материала, но и выступает формой личностной активности школьника. Усилить это ценнейшее личностное влияние обучения помогают такие формы работы, как ролевая игра, игры-драматизации, самостоятельные рисунки профессий.

Во внеурочное время младшие школьники расширяют круг общения и сферу применения устной речи. Образцом служит грамотная и богатая речь, обращённая к детям. Здесь играют большую роль тексты для чтения. В рабочие листы включены стихотворения, загадки, ребусы, игры со словами на тему профессий.

Для развития письменной речи в рабочих листах предлагается самостоятельно описать значение профессии для общества, подобрать слова к описанию профессии, составить небольшую ментальную карту по теме.

Мышление как бы объединяет все познавательные процессы, обеспечивает их развитие, способствует их участию на каждом этапе мыслительного акта. Да и сами познавательные процессы в необходимых случаях приобретают структуру, похожую на интеллектуальный акт. Задачи на внимание, запоминание, воспроизведение — это по существу преобразованные интеллектуальные задачи, решаемые средствами мышления[2].

Развитие мышления в начальной школе проходит две стадии: от наглядно-образного к словесно-логическому. На первой стадии для детей важна наглядность, практическое оперирование объектами. Систематическая учебная работа приводит к изменению мышления детей. В рабочие листы включены задания на анализ объектов, классификацию, обобщение и сравнение.

Высокая сензитивность младшего школьного возраста определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Педагогу нужно создать для этого эффективные условия. [3]Таким образом, в процессе реализации программы «Мир профессий» необходимо и возможно систематическое совершенствование познавательных процессов на основе использования рабочих листов с заданиями развивающего характера.

Список литературы 

1. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие / И.Ю. Кулагина; Ун-т Рос. акад. образования. - 4-е изд. – М. : УРАО, 1998. – 177 с. 
2. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с. 
3. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. –М.: Педагогика, 1991. – 160 с. 
4. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго. – СПб: Речь, 2005. – 373 с.

5. Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Развивающий курс для младших школьников. Методическое пособие для учителя. –Ростов н/Д.: Баро-Пресс, 2008. – м 160 с.

Кашлакова Евгения Александровна, учитель начальных классов,

г.Ангарск, МБОУ «СОШ №40»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие "Развитие познавательных процессов младших школьников".

Это занятие можно провести во время Дня открытых дверей в школе. Выполняя различные задания во время занятия, родители вновь почувствуют себя детьми, а ребята с радостью будут сотрудничать со своими р...

Игра - как средство развития познавательных процессов младших школьников

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить ч...

Занятия по развитию познавательных процессов младших школьников

Вашему вниманию предлагается цикл из 34 занятий для младших школьников. Занятия на тренировку внимания, мышления, логики,  различных видов памяти, упражнения на развитие моторики, речи, большое к...

Занятия по развитию познавательных процессов младших школьников

Вашему вниманию предлагается цикл из 34 занятий для младших школьников. Занятия на тренировку внимания, мышления, логики,  различных видов памяти, упражнения на развитие моторики, речи, большое к...

Развитие познавательных процессов младших школьников ( статья)

Познавательные прцессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Поэтому одной из главной целей воспитательной ра...

Статья "Развитие познавательной активности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности"

В статье рассматривается проблема формирования познавательной активности у учеников начального школьного звена. Также обобщен опыт педагогической работы по активизации познания по различным направлени...