Главные вкладки

    Учебное занятие "Развитие познавательных процессов младших школьников".
    материал (2 класс) по теме

    Гетто Светлана Петровна

    Это занятие можно провести во время Дня открытых дверей в школе. Выполняя различные задания во время занятия, родители вновь почувствуют себя детьми, а ребята с радостью будут сотрудничать со своими родителями.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Человек – разумное существо

    Слайд 3

    Познавательные процессы Память Внимание Воображение Мышление

    Слайд 4

    Память – свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и воспроизводить информацию.

    Слайд 6

    2 8 6 3 5 37 15 49 72 10

    Слайд 7

    Внимание – избирательная направленность на какой-либо объект

    Слайд 11

    Воображение – создание образов на основе описания, рассказа, символа, знака

    Слайд 12

    Мышление – познавательный процесс, состоящий в отражении предметов, ситуаций, событий

    Слайд 13

    среда условие Вера пятница вопрос Оля вторник решение Коля март квадрат Лена суббота ответ Аня



    Предварительный просмотр:

    Тема:                    Развитие познавательных процессов у младших школьников.

    Цели:                       - Рассказать об особенностях человеческого мозга;

                                     - Показать тренировочные упражнения для развития памяти,  

                                        мышления, внимания, воображения.

    Оборудование:  мультимедиа, набор слайдов, карточки с заданиями.

                                                         Ход занятия

    I. Орг. момент

    - Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы будем выполнять необычные задания. Некоторые из них будут шуточными, некоторые  веселыми, некоторые заставят вас задуматься. А помогать вам будут сегодня ваши родители.

    II. Актуализация знаний. Сообщение темы занятия.

    1. Вводная беседа.

    - Посмотрите на слайд (№1). Что вы видите? (животные, человек). Как вы думаете, какая картинка здесь лишняя? Почему? (человек). Чем человек отличается от животных?

    Да, среди животных немало сообразительных, например водные жители дельфины или наши четвероногие друзья собаки. Но только человек обладает настоящим разумом (слайд №2).

    -Как вы думаете, где же у человека «помещается» разум? Где он живет? Правильно, в головном мозге. Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Это самый удивительный орган человека. Благодаря ему каждый из нас носит в себе целый мир! В любую минуту, никуда не выходя из комнаты, мы можем представить и звездное небо, и густой лес, и льды Северного полюса, и подводный мир океана. Разве это не удивительно? А все потому, что наш мозг обладает волшебными свойствами – познавательными.

    2. Мотивация к получению информации.

    - Что это за свойства, вы узнаете, переставив буквы в словах (слайд №3)

       МЯПАТЬ – ПАМЯТЬ                               ВООЖЕБРАНИЕ – ВООБРАЖЕНИЕ

       МАНВИНИЕ – ВНИМАНИЕ                  ШЛЕМЫНИЕ – МЫШЛЕНИЕ

    3. Сообщение темы.

    - Благодаря этим свойствам головного мозга, человек познает мир. Сегодня на занятии мы проверим, как они нам помогают, будем развивать эти свойства, заставлять их работать лучше.

    III. Развитие познавательных процессов.

    1. Что такое память? (слайд №4) Память – свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и воспроизводить информацию. Существует несколько видов памяти.

    1) Зрительная. 

    а) - Закройте глаза. Сколько в классе шкафов? Какого цвета телевизор? Какие цветы стоят в вазе?

    б) – Посмотрите на картинку и повторите узор (слайд №5).

    в) – Запомните ряд чисел, повторите (слайд № 6).

    2) Слуховая.

    а) – Прослушайте слова, постарайтесь запомнить и записать:

           мячик, кубик, машинка, кукла, мишка.

    Вывод: нужно ли развивать, тренировать свою память? Зачем? А как?

    2. Выполняя эти задания, не только развивается память, но и следующее свойство человеческого мозга – внимание.  Что такое внимание? (слайд № 7).

    Внимание – избирательная направленность на какой-либо объект или предмет.

    Если у человека хорошо развито внимание, то и отлично работает память. Эти два процесса неотрывно связаны между собой. Как же у нас развито внимание?

    1)  Внимание + память (слайды № 8-9). Внимательно смотрите на появляющиеся    

         фигуры и постарайтесь их запомнить, а потом нарисовать.

    2)  Игра «Поймай бабочку»

    3)  Игра «Живое – неживое»

    4) Подчеркни в текстах только гласные буквы.

    Вывод:  для чего служит человеку внимание?

    Физминутка. Сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Но эта динамическая пауза у нас будет необычной. Вы будете смотреть на животных, появляющихся  на экране, и  стараться их изобразить (слайд № 10).

    3. Выполняя это задание, вы задействовали несколько свойств своего головного мозга. Какие? А еще очень важное свойство – воображение. Что же такое воображение? (слайд № 11). Воображение – создание образов на основе описания, рассказа, символа, знака. Без воображения невозможно сочинить рассказ или сказку, нельзя ничего нарисовать, смастерить, ведь мы заранее должны представить то, что хотим создать.

    1) Словесная картина. Нарисовать словесную картину по одному - двум словам.

                    Север.                             На даче.                              На Луне.

    2)  Игра «Отгадай слово».

            Самолёт,  мышка,  волк,   крокодил,  будильник,  паровоз.

    Вывод:  для чего необходимо воображение человеку?

    4.  Закройте глаза.  Представьте – человек одет  в плащ и в его руках зонт. Какое время года на улице? Правильно, осень.  Как вы догадались?

    - Человек не только запоминает и повторяет разные сведения о мире. Он их обдумывает, сравнивает, устанавливает между ними связи, делает выводы. Все это называется мышлением (слайд № 12). Это очень важный процесс нашего мозга и его тоже необходимо развивать.

    1)  Найди лишнее слово в каждом столбике (слайд № 13)

    2)  Разбить фигуры на группы по какому – либо признаку (слайд № 14)

    3)  Задачка.  Вера, Надя и Галя собирали ягоды: одна - клубнику, другая -  смородину, третья – малину. Кто что собирал, если Надя не собирала клубнику, а Галя не собирала смородину и клубнику? ( Галя – малину, Надя – смородину, Вера – клубнику).

    Решая эту задачу, у вас работало мышление. Благодаря ему вы установили правильные связи и сделали правильные выводы, а значит, верно ответили на вопрос.

    IV.  Итоги занятия.

    - С какими свойствами человеческого мозга мы познакомились сегодня? Для чего их нужно развивать и тренировать?

    - Внимание, память, мышление, воображение работают вместе. Благодаря им человек познает мир. С их помощью он трудится, творит, создает новое, изобретает и делает мир богаче и красивее (слайд № 15).

             

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра - как средство развития познавательных процессов младших школьников

    Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить ч...

    Занятия по развитию познавательных процессов младших школьников

    Вашему вниманию предлагается цикл из 34 занятий для младших школьников. Занятия на тренировку внимания, мышления, логики,  различных видов памяти, упражнения на развитие моторики, речи, большое к...

    Занятия по развитию познавательных процессов младших школьников

    Вашему вниманию предлагается цикл из 34 занятий для младших школьников. Занятия на тренировку внимания, мышления, логики,  различных видов памяти, упражнения на развитие моторики, речи, большое к...

    Методическое пособие «Развиваем познавательные процессы младших школьников»

    Цель данного методического пособия:  помочь педагогам в  развитии у младших школьников психических познавательных процессов.Методическое пособие содержит описание различных  заданий и у...

    Развитие познавательных процессов младших школьников ( статья)

    Познавательные прцессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Поэтому одной из главной целей воспитательной ра...

    Развитие психических познавательных процессов младших школьников

    В возрасте 6–10 лет происходит бурное развитие различных психических функций, в том числе и высших, связанных с когнитивной деятельностью, а также с высшими (нравственными) чувствами....