Методическая разработка урока производственного обучения "Простое оштукатуривание стен"
методическая разработка

Шарафутдинова Ида Юлаевна

Урок-конкурс среди обучающихся из числа лиц с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока-конкурса производственного обучения
по теме: «Простое оштукатуривание кирпичных стен»


Урок-конкурс проводиться в группе обучающихся по профессии «Маляр строительный». Обучающиеся относятся к категории детей-сирот, окончившие школу-интернат 8 вида.
Этот урок имеет завершающий этап по теме «Технология выполнения штукатурных работ». Первый этап урока включает в себя вопросы и задания по ранее пройденным темам, что позволяет мастеру провести максимальный опрос обучающихся. Такие формы проверки теоретических знаний больше похожи на игровые. Они позволяют обучающимся решать поставленные задачи в группе, при этом выслушав мнение каждого члена и из всех предложенных вариантов найти верный ответ. Улучшается межличностное общение обучающихся. Команда подбираются из расчета успеваемости: сильные и слабые. В таких смешанных командах успевающие обучающиеся натаскивают слабых, а те в свою очередь стараются преуспевать, чтобы не подводить команду.
На уроке применяется коллективная форма работы. Обучающиеся поделены на две бригады, что позволяет максимально приблизить к работе на предприятии, где используется бригадная форма работы. При такой форме обучения обучающиеся приобретают опыт самоуправления, т. к. сами выбирают бригадира, который в свою очередь распределяет работы среди членов своего коллектива. Проведение уроков в данной форме прививает каждому обучающему ответственность за свой труд, взаимопомощь, самоконтроль и взаимоконтроль. Ведь качество выполняемых работ зависит от каждого члена бригады.


План урока

1.Организационная часть:

Приветствие учащихся; отметка отсутствующих; проверка соответствия одежды для безопасной работы.

2.Вводный инструктаж:

Сообщение темы урока: «Простое оштукатуривания кирпичных стен»

История штукатурки это история человечества. С тех пор как люди стали строить себе дома появилась и штукатурка. Даже качественно поставленные стены не держат тепло так, как штукатурка. Раньше самые доступные материалы были: глина и солома. Но с развитием технологий развивалось и качество штукатурных растворов. С развитием геологии появился гипс. С развитием химии — цемент.                                                                                                 Штукатурка это отделочный слой из строительного раствора, наносимый на поверхность зданий и сооружений с целью её выравнивания, подготовки к дальнейшей отделке, а также для защиты от атмосферных воздействий и придания декоративных свойств                                              Штукатурные работы относятся к числу трудоемких работ и требуют высокой квалификации рабочих.

Сообщение целей урока:

  • Обучающая: закрепление знаний и умений  выполнения технологического процесса  простого оштукатуривания кирпичных стен
  • Развивающая: развитие у обучающихся навыков  самостоятельного выполнения задания,  в соответствии с технологической последовательностью. Развитие чувства бережливости, экономии материала.
  • Воспитательная: формировать интерес к профессии, воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к труду, ответственность за конечный результат работы.

   Назначение урока

Предварительно группа  поделена на 2 бригады. Вы сами выбрали бригадира в своей бригаде

Сегодня на уроке вначале повторим теоретические знания полученные на предыдущих занятиях.
Затем каждая бригада будет самостоятельно выполнять практическое задание по оштукатуриванию кирпичных стен с последующим разравниванием и затиркой в соответствии технологической последовательностью.

Структура организации урока

Урок проходит в два этапа.

1 этап

Актуализация опорных знаний

(Контроль теоретических и практических знаний)

2 этап

Каждая бригада будет выполнять самостоятельно практическое задание по оштукатуривание кирпичных стен с последующим разравниванием и затиркой в соответствии с технологической последовательностью.

Результаты по двум  этапам урока по бригадам будут заноситься в оценочный лист

Этапы урока и задания

Бригада №1

Бригада №2

1этап

№1

№2

№3

Итого

2 этап

Итого

оценка

Проверка знаний ранее изученного материала. За каждый правильный ответ бригаде выдается житон.  Если ответ неправильный, то право на ответ переходит к команде соперников.

1 бригада

  1. бригада

1.По качеству выполнения какая бывает штукатурка

2 .Где применяется улучшенная штукатурка

3. Из каких слоев состоит штукатурка

4. Из каких слоев состоит простая штукатурка

5. Толщина улучшенной штукатурки

6. Что такое раствор и из чего он состоит

 7. Какое вяжущее увеличивается в объеме при схватывании

8. Какие виды растворов вы знаете

9. Состав тощего раствора

10 Для быстрого схватывания раствора какое вяжущее добавляют

11. Время схватывания гипса

1. Где применяется простая штукатурка

2. Где применяется высококачественная штукатурка

3. Толщина каждого слоя (обрызга, грунта и накрывки)

4. Толщина простой штукатурки

5. Толщина высококачественной штукатурки

6. Назовите какие вы знаете вяжущие в растворах

7.Какое вяжущее уменьшается в объеме при схватывании

8. Состав жирного раствора

9. Состав нормального раствора

10. Для замедления схватывания раствора какое вяжущее добавляют

11. Время схватывания цемента

Членам каждой бригады я раздаю тестовые задания  на которые вы отвечаете вначале 1 бригада, затем 2 бригада. За каждый правильный ответ выдается житон. Если ответ неправильный вопрос переходит команде соперников.

1 БРИГАДА

1. Наилучшей водонепроницаемостью обладает:

а) гипс

б) известь

в) жидкое стекло

г) цемент

2. Сложные штукатурные растворы:

а) известково-гипсовый

б) глиняный

в) цементный

г) цементно-известковый

3. Для подготовки кирпичной поверхности под оштукатуривание, необходимо:

а) прочистить поверхность, смочить водой

б) насечь бучардой

в) набить дрань

г) прочистить гвоздевой щеткой

4. Главным слоем штукатурного намета является:

а) обрызг        

б) грунт        

в) накрывка              

г) основание

5. Обрызг наносится для того, чтобы:

а) обеспечить сцепление штукатурки с поверхностью

б) выровнять поверхность

в) сгладить поверхность

6. Способ обработки накрывки:

а) разравнивание

б) затирка

в) не обрабатывается

7. Инструмент для определения ровности штукатурки:

а) правило

б) отвес

в) уровень

8. Дефект штукатурки при нанесении жирного раствора толстым слоем:

а) отслаивание

б) трещины

               в) дутики

2 БРИГАДА

1. Наилучшей пластичностью обладает:

а) гипс

б) известь

в) жидкое стекло

г) цемент

2. Простые штукатурные растворы:

а) известково-гипсовый

б) глиняный

в) цементный

г) цементно-известковый

3.Для подготовки деревянной поверхности необходимо:

а) прочистить поверхность, смочить водой

б) насечь бучардой

в) набить дрань

г) прочистить гвоздевой щеткой

4. Первым слоем штукатурного намета является:

а) обрызг

б) грунт

в) накрывка

г) основание

5. Грунт наносится на поверхность для того, чтобы:

а) обеспечить сцепление штукатурки с поверхностью

б) выровнять поверхность

в) сгладить поверхность

6. Способ обработки грунта:

а) разравнивание

б) затирка

в) не обрабатывается

7. Инструмент для определения горизонтальности штукатурки:

а) правило

б) отвес

в) уровень

8. Дефект штукатурки при нанесении раствора на пересушенную поверхность:

а) отслаивание

б) трещины

в) дутики

Каждой бригаде по очереди задаются вопросы по ранее изученным темам, ответы – «да» или «нет». Жюри отмечают правильные ответы в «Оценочный лист»

Вопросы

Ответы

1. Грунт-первый слой штукатурного намета

Нет

2. Толщина обрызга - 7-9 мм

Нет

3. Для обрызга используют жидкий раствор

Да

4. Перед нанесением штукатурного раствора поверхность смачивают.

Да

5. Прост ая штукатурка состоит из одного слоя.

Нет

6. Улучшенная штукатурка состоит из двух слоев.

Нет

7. В высококачественной штукатурке может быть два и более слоев грунта.

Да

8. Накрывка-третий слой штукатурного намета.

Да

9. Назначение накрывки - выравнивание поверхности.

Нет

10. Первый слой штукатурного намета не разравнивают.

Да

11. Грунт наносят правилом,

Нет

12. Накрывку наносят по схватившемуся грунту.

Да

13. Накрывку затирают и заглаживают.

Да

14. При набрасывании раствора кельмой работает вся рука.

Нет

16. Раствор можно намазывать соколом и полутерком.

Да

17. Раствор для намазывания должен быть не очень густым.

Да

18. Грунт разравнивают полутерком сверху - вниз.

Нет

19. Полутерок при работе держат двумя руками.

Да

20. Ровность поверхности проверяют правилом.

Да

21. Для накрывки используют мелкий просеянный песок.

Да

22. Перед нанесением накрывки поверхность смачивают.

Да

23. Грунт выравнивает поверхность.

Да

24. Толщина улучшенной штукатурки-20мм.

Нет

25. Затирку выполняют гладилками.

Нет

26. Терки бывают деревянные и войлочные

Да

27. Затирку выполняют вкруговую и вразгонку.

Да

28. Лузг-это внутренний угол примыкания стены и потолка.

Да

29. Для натирания лузгов, усенков и фасок используют терки.

Нет

30. Марка раствора зависит от марки цемента.

Да

31. Для оштукатуривания фасадов используют цементный раствор.

Да

33. Слой обрызга наносят кельмой.

Да

34. Накрывку затирают терками

Да

35. Накрывка – третий слой штукатурного намета.

Нет

36. В подвалах и на чердаках выполняют улучшенную штукатурку.

Нет

 Задание:  Инструмент для штукатурных работ

Для  выполнения практической работы необходим штукатурный инструмент Каждой бригаде представлен инструмент. Один учащийся из каждой бригады должен назвать инструмент, дать ему характеристику, рассказать о назначении

Это задание оценивается в 2 балла

1 БРИГАДА

      1    Сокол (для  набрасывания р-ра,  намазывания, разравнивания,  накладывания)

  1. Мастерок (для размешивания, отмеривания и нанесения раствора на поверхность )
  2. Уровень (для проверки горизонтальности поверхности)
  3. Щетка металлическая (для очистки поверхности)
  4. Кисть (для смачивания поверхности)

  1. БРИГАДА

  1. Полутерок (намазывания, разравнивания раствора)
  2. Терка (для затирки штукатурки)

3    Правило (для проверки точности выполнения штукатурки. Для разравнивания штукатурки)

4   Отвес (для провешивания поверхности)

5    Зубило, молоток (для выборки швов в кирпичной кладке при подготовке поверхности )

Перед тем как выполнять  практическое задание вы должны вспомнить технологическую последовательность простого оштукатуривания кирпичных стен. Я сейчас каждой бригаде выдам технологическую карту простого оштукатуривания кирпичных стен с неправильной технологической последовательностью. Вам необходимо поставить правильную очередность выполнения операций простого оштукатуривания кирпичных стен.                                                                                                                                                       Бригада, быстрее справившаяся с заданием получает    2 балла, другоя бригада –  1 балл

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Простое оштукатуривание кирпичных стен

№ п/п

Наименование

операций

Эскиз

Технологический процесс

Инструмент

1

Подготовка поверхности,

http://stroykirpich.com/wp-content/uploads/2015/09/steny-oshtukaturivanie1.jpg

Швы в кирпичных стенах равномерно высекают на глубину 10-15 мм, очищают металлической щеткой. Затем очищают стену от грязи и пыли, смачивают водой.

http://vesnat.ru/nuda/metodichna-rozrobka-uroku-z-tehnologiyi-shtukaturnih-robit-nad/13.pnghttp://www.akti.ru/upload/catalog_foto/60780_3.jpg

http://www.uetk.ru/files/core/27947_image.jpg

2

Нанесение слоя обрызга

 http://nashaotdelka.ru/wp-content/uploads/shtukaturka-dlya-vlazhnyh-pomescheniy-nanositsya-portsiyami.jpg

Обрызг наносят на поверхность стены мастерком порциями. Толщина намета 3-5 мм, обрызг не разравнивают.

http://www.stroy-union.ru/l1285976/images/photocat/600x600/866482.jpg.

3

Нанесение слоя грунта

http://delaem-remont-v-kvartire.ru/images/steny-vse-vidy-otdelki/shtukaturka/kak_zashtukaturit_stenu_foto.jpg

Грунт наносят способом набрасывания или намазывания. Грунт выравнивает поверхность. Толщина слоя 5-7 мм

http://www.stroy-union.ru/l1285976/images/photocat/600x600/866482.jpg

http://www.stroidostavka.ru/userfiles/shop/large/510_polutyorok-120kh1200-mm.jpg

4

Разравнивание грунта

http://stroysam.dp.ua/pic/sad_pic_108.jpg

Грунт выравнивают снизу вверх зигзагообразными движениями вертикально слева направо. Контролируют правилом

http://www.stroidostavka.ru/userfiles/shop/large/510_polutyorok-120kh1200-mm.jpghttp://repairbaza.ru/upload/iblock/3d2/3d2a37d7ae0342f3471e0d0ea0cf81f9.jpg

5

Затирка штукатурки

 http://mainstro.ru/netcat_files/userfiles/2014/January%202014/stat%201/49.jpg

Затирку штукатурки выполняют вкруговую и в разгонку (для уплотнения штукатурного слоя).

http://www.vertical-samara.ru/upload/iblock/71a/71a332b633fbf5bc95eb1b1ac7c47a55.jpg

Мы с вами вспомнили технологию выполнения простого оштукатуривания кирпичных стен. При выполнении штукатурных работ необходимо соблюдать технику безопасности.

Техника безопасности:

До начала работ надеть спецодежду, подготовить рабочее место, проверить исправность инструмента.

Во время работы при работе на высоте пользоваться лесами, подмостями, стремянками. Запрещается работать с приставной лестницы, бочек, ящиков. Категорически запрещается брать руками цементные, известковые растворы. Во время работы следить, чтобы не забрызгать рядом стоящего штукатура. При попадании раствора в глаза следует промыть глаза проточной водой и обратиться в медпункт

По окончании работ убрать рабочее место, помыть инструмент, снять спецодежду, помыть руки с мылом

При выполнении работ нужно правильно организовать рабочее место.

Организация рабочего места:

Рационально расположить материалы, инструменты, инвентарь непосредственно у рабочего места в порядке очередного их использования. При правильной организации рабочего места рабочий делает меньше лишних движений, меньше

устает, тем самым увеличивается производительность труда

Второй этап будет оцениваться по следующим критериям:

  1. Безопасность труда                                                                2 б
  2. Организация рабочего                                                           2 б
  3. Навыки владения инструментом                                          2 б
  4. Правильность выполнения каждой операции                     2 б
  5. Соблюдение технологической последовательности          2 б

               Всего:                                                                       10 б

Снятие баллов:

  • Незначительные нарушения безопасности труда               1б
  • Незначительные нарушения безопасности труда               1б
  • Не качественное выполнение операций                               1б
  • Не соблюдение технологической последовательности      1б
  • Не организованность работы в коллективе                          1б

Бригада набравшая большее количество баллов – победитель

Список использованной литературы

1. Ивлиев А.А., Кальгин А.А., Скок О.М Отделочные строительные работы [Текст]: учеб. для нач. проф.образования / А.А.Ивлиев. - М.: ИРПО; Изд. Центр: Академия, 2000. – 378 с.

2. Куценко Г.И. Жилов Ю.Д. Справочник по гигиене труда и производственной санитарии [Текст] : / Г.И.Куценко.- М.: Высш. шк.1999. – 208 с.

3. Куликов О.Н, Ролин Е.Н. Охрана труда в строительстве [Текст] : учеб. для нач. проф. образования/ О.Н.Куценко. - М.: ИРПО, 2002. – 298 с.

4. Шепелев А.М Штукатурные работы [Текст] : учеб. для проф-тех. училищ/А.М.Шепелев. - М.: Высш. школа, 1999. – 176 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Тема: «Требования к качеству блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных  изделий, оформление, отпуск, требования к качеству. Работа со Сборником рецептур."...

Методическая разработка урока производственного обучения «Обработка застежки втачными планками»

Цель урока: Образовательная:  Научить обучающихся правильно с технологической ...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"

Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...

Методические разработки уроков производственного обучения

Материал подготовлен для уроков производственного обучения по процессам и аппаратам в биотехнологии....

Методическая разработка урока производственного обучения

В данном разделе представлена методическая разработка урока...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока производственного обучения на тему "Кладка простых стен из кирпича под штукатурку"

Методическая разработка урока производственного обучения  на тему  "Кладка простых стен из кирпича под штукатурку"...