рабочая программа по ОБЖ
рабочая программа

Борисенок Наталья Васильевна

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, с изм. от  29.06.2017№613,  с изм. 12.08.2022 пр.№732)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия

«Черногорский техникум отраслевых технологий»

Утверждено

приказом  от 02.06.2022 №192

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.09

 «МОНТАЖ, НАЛАДКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ  И  ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, с изм. от  29.06.2017№613,  с изм. 12.08.2022 пр.№732)

        

с учетом Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол от 21 июля 2015 г. № 3);

с учетом рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Минпросвещения России от 14.04.2021).

Разработчик: Борисенок Н.В., преподаватель-организатор ОБЖ ГБПОУ РХ ЧТОТ

РАССМОТРЕНО

на заседании МК

_______________________________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

Протокол № __ от __  _____20___г

Председатель МК

_______И.А.Даудиш

_________Т.Я.Яковлева

«___»_______20___г

Содержание

Пояснительная записка         4

Общая характеристика учебной дисциплины        5

Место учебной дисциплины в учебном плане         5

Результаты освоения учебной дисциплины         6

Содержание учебной дисциплины         8

Тематическое планирование         13

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

учебной дисциплины        15

Литература        16

Пояснительная записка

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения основ безопасности жизнедеятельности в ГБПОУ РХ ЧТОТ, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных  и  гражданских зданий»

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана с учетом рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Минпросвещения России от 14.04.2021), распоряжения Минпросвещения России от 30.04.2021 N Р-98 "Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования".

Согласно рекомендациям «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются с учетом профиля получаемого профессионального образования. Профиль данной специальности –технический.

Опасные и чрезвычайные ситуации, усиление глобальной конкуренции и напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия требуют формирования у обучающихся компетенции в области личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного окружающего мира, а также готовности к выполнению гражданского долга по защите Отечества.

Целью изучения и освоения программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у выпускника культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире, получение им начальных знаний в области обороны и начальная индивидуальная подготовка по основам военной службы в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС СОО.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования, осваивается на базовом уровне и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности».

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов личностных, метапредметных и предметных результатов, необходимых для качественного освоения основной образовательной программы по специальности  «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных  и  гражданских зданий» на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение основ безопасности жизнедеятельности по специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных  и  гражданских зданий».

Рабочей программой предусмотрено выполнение обучающимися индивидуальных проектов, представляющих собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя.


Общая характеристика учебной дисциплины

«Основы безопасности жизнедеятельности»

В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение состояния здоровья каждого человека. Здоровье становится приоритетной социальной ценностью. В связи с этим исключительную важность приобретает высокая профессиональная подготовка техника к принятию решений и действиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС), а при их возникновении — к проведению соответствующих мероприятий по ликвидации их негативных последствий, и прежде всего к оказанию первой помощи пострадавшим.

Общеобразовательная учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и другой среды обитания человека, как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности и обеспечении комфортных условий жизнедеятельности.

Основными содержательными темами программы являются: введение в дисциплину, обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья, государственная система обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинская обязанность, основы медицинских знаний.

В рамках действующего законодательства программа предусматривает обязательную подготовку по основам военной службы для лиц мужского пола.  В конце учебного года для обучающихся мужского пола проводятся пятидневные учебные сборы (35 часов), включающие в себя  разнообразные формы организации теоретических и практических занятий. В итоге  у юношей формируется адекватное представление о военной службе, развиваются качества личности, необходимые для ее прохождения.

Для девушек в программе предусмотрен раздел «Основы медицинских знаний». В процессе его изучения формируются знания в области медицины, умения оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах. Девушки получают сведения о здоровом образе жизни, основных средствах планирования семьи, ухода за младенцем, поддержании в семье духовности, комфортного психологического климата.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов.

Место учебной дисциплины в учебном плане                                                                  

 

     Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в состав обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования. В ГБПОУ РХ ЧТОТ, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана по специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных  и  гражданских зданий» на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Аудиторных  часов по дисциплине 72 часа.

Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Код

Результаты

Личностные

Л1

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз

Л2

готовность к служению Отечеству, его защите

Л3

формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.)

Л4

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности

Л5

освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

Метапредметные

М1

овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций

М2

выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека

М3

овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности

М4

формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий

М5

развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение

М6

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

М7

формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников

М8

развитие умения применять полученные теоретические знания на практике:
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной  ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей

М9

формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения

М10

развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях

М11

освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни

М12

приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации

М13

формирование установки на здоровый образ жизни

М14

развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,
гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки

Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

2) для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:

способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

Предметные 

П1

сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора

П2

получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз

П3

сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма,
терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения

П4

сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности

П5

освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

П6

освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

П7

развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций

П8

формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники

П9

развитие умения применять полученные знания в области безопасности на
практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях

П10

освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

П11

освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе

П12

владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике

Личностные результаты

реализации программы воспитания

(дескрипторы)

Код личностных результатов
реализации
программы
воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 1

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР 10

Содержание учебной дисциплины

Основы комплексной безопасности

Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние экологической безопасности на национальную безопасность РФ. Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и порядок обращения в них. Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экориска. Средства индивидуальной защиты. Предназначение и использование экологических знаков.

Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки. Виды ответственности за асоциальное поведение на транспорте. Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование дорожных знаков.

Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби. Последствия и ответственность.

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, характерные для региона проживания, и опасности и чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для обеспечения личной безопасности. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации. Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации

Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму: основы законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; права и ответственность гражданина в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств. Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.

Основы здорового образа жизни

Основы законодательства Российской Федерации в области формирования здорового образа жизни. Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье. Индивидуальная модель здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Основы законодательства Российской Федерации в области оказания первой помощи. Права, обязанности и ответственность гражданина при оказании первой помощи. Состояния, требующие проведения первой помощи, мероприятия и способы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.

Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Права, обязанности и ответственность гражданина в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Правила поведения в случае возникновения эпидемии. Предназначение и использование знаков безопасности медицинского и санитарного назначения.

Основы обороны государства

Состояние и тенденции развития современного мира и России. Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты. Факторы и источники угроз национальной и военной безопасности, оказывающие негативное влияние на национальные интересы России. Содержание и обеспечение национальной безопасности РФ. Военная политика Российской Федерации в современных условиях. Основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, их предназначение и задачи. История создания ВС РФ. Структура ВС РФ. Виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи. Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС РФ. Основные направления развития и строительства ВС РФ. Модернизация вооружения, военной и специальной техники. Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение ВС РФ.

Правовые основы военной службы

Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе. Организация воинского учета. Призыв граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту. Исполнение обязанностей военной службы. Альтернативная гражданская служба. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по контракту и для проходящих альтернативную гражданскую службу. Воинские должности и звания. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ. Увольнение с военной службы. Запас. Мобилизационный резерв.

Элементы начальной военной подготовки

Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения.

Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и смазки. Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона. Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и правила стрельбы. Ведение огня из автомата Калашникова. Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными осколочными гранатами.

Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции солдата. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке. Элементы военной топографии. Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) (противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1). Действия по сигналам оповещения. Состав и применение аптечки индивидуальной. Оказание первой помощи в бою. Способы выноса раненого с поля боя.

Военно-профессиональная деятельность

Цели и задачи военно-профессиональной деятельности. Военно-учетные специальности. Профессиональный отбор. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России. Основные виды высших военно-учебных заведений ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России. Подготовка офицеров на военных кафедрах образовательных организаций высшего образования. Порядок подготовки и поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

Темы индивидуальных проектов

Формирование здорового образа жизни с пеленок.

Духовность и здоровье семьи.

Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.

Города-герои Российской Федерации.

Города воинской славы Российской Федерации.

Терроризм, как основная социальная опасность современности.

Космические опасности: мифы и реальность.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» входят:

учебно-методический комплекс преподавателя;

технические средства обучения (средства ИКТ):

рабочее место педагога с компьютером и Интернетом; видеопроектор с экраном, телевизор.

приборы и демонстрационный материал для выполнения практических работ.

Тематическое планирование

№ занятий

Наименование разделов и тем

Объем

часов

Характеристика основных видов

деятельности (по разделам содержания учебной дисциплины)

Планируемые результаты

Т

ЛП

I СЕМЕСТР- 34ч

1

Введение: Цели и задачи дисциплины ОБЖ

2

 Актуальность изучения дисциплины  «Основы безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении  специальностей среднего профессионального образования.

Л1

П1

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

М4,13, Л3

П4,6  

ЛР7

2

Основы законодательства Российской Федерации в области формирования здорового образа жизни.

2

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Факторы, способствующие укреплению здоровья.

Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.

3

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

2

Основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Л4,П1,М7,

М10-11

ЛР7, ЛР10

4

Экологическая безопасность и охрана окружающей среды.

2

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов.

5

Безопасность на транспорте

2

Правила и безопасность дорожного движения . Основные нормативные правовые акты, определяющие  правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств,  при организации дорожного движения.

6

Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби.

2

Опасности современных молодежных хобби. Модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби.

РАЗДЕЛ 3. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Л5, М1-4,6

М9,11,

М14, П1

ЛР7, ЛР10

7

Основы законодательства Р Ф по организации защиты населения от опасных и ЧС

2

Назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;

использование основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;

раскрытие составляющих  государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

Примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

8

Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и ЧС  природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей и ЧС

2

Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного                 характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и   техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация

9

Средства индивидуальной, коллективной защиты

2

Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1); применение средства индивидуальной защиты; действия по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения; состав и область применения аптечки индивидуальной. Приборы  РХБЗ назначение и состав.

10

Приборы индивидуального дозиметрического контроля.

2

Приборы  РХБЗ назначение и состав.

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ, ТЕРРОРИЗМУ И НАРКОТИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М4-М5, М10,

П3,

ЛР7, ЛР10

11

Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма

2

Основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму.

12

Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность,

2

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника.

РАЗДЕЛ 5. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

М4,13

П4,6, 12  Л3

ЛР7, ЛР10

13

Основы законодательства Российской Федерации в области оказания первой помощи.

2

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Понятие травм и их виды.

14

Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2

Назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения; основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; понятия «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний; основные инфекционные болезни; меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний; действовия в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.

РАЗДЕЛ 6.  ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА

Л1, М7

П2, П10,

ЛР1, ЛР7, ЛР10

15

Состояние и тенденции развития современного мира и России.

2

Назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства; состояние и тенденции развития современного мира и России; национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты; примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;

16

Содержание и обеспечение национальной безопасности РФ

2

Примеры основных внешних и внутренних опасностей; основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности; основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;

Основные понятиями в области обороны государства;

основы и организация обороны РФ;

17

ВСРФ, другие войска, воинские формирования и органы, их предназначение и задачи.

2

Предназначение и использование ВС РФ в области обороны;

направление военной политики РФ в современных условиях;

предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время; История создания ВС РФ; структуруа ВС РФ; виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи; символы ВС РФ; примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.

I I СЕМЕСТР- 38ч.

РАЗДЕЛ 7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Л1, П10

ЛР1, ЛР7, ЛР10

18

Воинская обязанность

Призыв граждан на военную службу.

2

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе..

Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

19

Альтернативная гражданская служба и служба по контракту

2

Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

20

Воинские должности и звания

2

Знаки различия, должности, форма

РАЗДЕЛ 8. ЭЛЕМЕНТЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ

Л2,М10,П10,

П11,П12

ЛР1, ЛР7, ЛР10

21

Строи и управление ими.  Передвижение строем

2

Назначение Строевого устава ВС РФ; использование Строевого устава ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;

22

Одиночная строевая подготовка, строевые приемы без оружия

2

Выполнение строевыех приемов  и движенией без оружия;

выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него; выполнение строевых приемов в составе отделения на месте и в движении; примеры команд управления строем с помощью голоса

23

Назначение и состав суточного наряда, обязанности дневального 

2

Назначение Общевоинских уставов ВС РФ;

использование Общевоинских уставов  ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыв. Знакомство с обязаннностями военнослужащих в ВСРФ,

24

Подготовка суточного наряда, несение внутренней службы

2

Требования предъявляемые к подготовке и несению службы в суточном наряде

25

Организация караульной службы, обязанности часового 

2

Назначение Общевоинских уставов ВС РФ;

использование Общевоинских уставов  ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыв. Знакомство с обязаннностями военнослужащих в ВСРФ,

26

 Несение караульной службы

2

Требования предъявляемые к подготовке и несению службы в карауле

27

Основы и правила стрельбы.

2

Техника  безопасности при стрельбе, правила ведения огня из автомата, способы прицеливания, упражнения стоя, сидя, лежа при ведении стрельбы

28

Практическая стрельба

2

Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб.

явление выстрела и его практическое значение; значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника; влияние отдачи оружия на результат выстрела; выбор прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям; ошибки прицеливания по результатам стрельбы;

выполнять изготовку к стрельбе;

29

Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова.

2

Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова,

неполная разборка-сборка макета АК

30

 Разборка-сборка, чистка, смазка, хранение автомата, работа частей и механизмов

2

Навыки разборки-сборки, чистки, смазки, хранение автомата, работа частей и механизмов

31

Современный общевойсковой бой.

2

Обязанности солдата, порядок выполнения команд, маскировка, выбор места для стрельбы,  элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;

выполнять приемы «К бою», «Встать»; объяснение, в каких случаях используются перебежки и переползания;

выполнение перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);

определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;

передвигаться по азимутам;

32

Ознакомление с образцами вооружения мотострелковой дивизии. Вооружение стрелкового отделения

2

Назначение Общевоинских уставов ВС РФ;

использование Общевоинских уставов  ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыв. Знакомство с  вооружением  ВСРФ,

33

Оказание первой помощи при ранениях, травмах, вынос раненых с поля боя

2

Особенности оказания первой помощи в бою;

выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.

34

Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования средств индивидуальной защиты (СИЗ)

2

Подбор средств индивидуальной защиты; действия по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения

35

Средства и способы индивидуальной защиты, преодоление зараженного участка местности

2

Действия по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения

РАЗДЕЛ 9. ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Л2, П11

ЛР1, ЛР7, ЛР10

36

Цели и задачи военно-профессиональной деятельности

2

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

ИТОГО- 72 ч

36

36

ЛИТЕРАТУРА

Для студентов: 

Ким С.В., Горский В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы. Учебник. - ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник" 

Для преподавателей: 

        Об         образовании         в         Российской         Федерации:         федер.         закон         от

29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 №  15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ,   в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная  решением федерального учебно-методического профессионального образования, осваиваемой профессии ППКРС или специальности ППССЗ. объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).  

Для студентов

      Дополнительная:

Косолапова Н.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

Косолапова Н.В. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практикум:

учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2017

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.

Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для бакалавров. — М., 2013.

Аксенова М., Кузнецов С., Евлахович и др. Огнестрельное оружие. — М., 2012.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в учреждениях сред. проф. образования. — М., 2014.

Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред. проф. образования. — М., 2014.

Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред, образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей этого курса. — М., 2014.

Микрюков В.Ю. Азбука патриота. Друзья и враги России. — М., 2013.

Для преподавателей

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — №   4. — Ст. 445.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 № 134-р «О Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года».

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).

Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего образования (с изменениями и дополнениями).

Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты потребителей и благополучия человека, Главного госудаственного санитарного врача РФ  от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования кусловиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Приказ министра обороны РФ 24.02.2010 №96 и Министерства образования «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знания в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) профессионального образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».

Методические материалы для педагогических и управляющих работников образовательных организаций по противодействию распространения экстремизма в молодежной среде» (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 11.05.2016 №09-1063)

Концепция преподавания учебного предмета ОБЖ в образовательных организациях реализующих основные общеобразовательные программы.

 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.

Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.

Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011 ; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.

Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.

Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.

Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих ВСРФ, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил РФ» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012.

Приказ министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрировано Минюстом России 12.04.2010, регистрационный № 16866).

Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — М., 2012.

Митяев А. Книга будущих командиров. — М., 2010.

Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2013.

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013.

Справочники, энциклопедии

Изотова М.А., Царева Т.Б. Полная энциклопедия орденов и медалей России. — М., 2008.

Ионина Н.А. 100 великих наград. — М., 2009.

Каменев А. И. Энциклопедия русского офицера. — М., 2008.

Каторин Ю.Ф. Танки: иллюстрированная энциклопедия. — М., 2011.

Лубченков Ю.Н. Русские полководцы. — М., 2009.

интернет-ресурсы

www.mchs.gov.ru (сайт МЧС РФ). www.mvd.ru (сайт МВД РФ). www. mil. ru (сайт Минобороны). www.fsb.ru (сайт ФСБ РФ).

www. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии). www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).

www. globalteka. ru/index. html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам). www.iprbookshop.ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks).

www. school. edu. ru/default. asp (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).

www.ru/book (Электронная библиотечная система).

www.pobediteli.ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»).

www.monino.ru (Музей Военно-Воздушных Сил).

www.simvolika.rsl.ru (Государственные символы России. История и реальность).

www. militera. lib. ru (Военная литература).

Приложение 1

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(проведение пятидневных учебных сборов)

Наименование тем

Содержание занятий

Кол-во

часов

1.Введение

Инструктаж по правилам поведения, технике безопасности и порядке прохождения сборов  

1

2. Размещение и быт военнослужащих, основы безопасности военной службы

2.1. Осмотр казармы

1

2.2.Организация обеспечения безопасности в условиях повседневной деятельности, распорядок дня

1

3. Организация внутренней службы

3.1. Назначение и состав суточного наряда, обязанности дневального 

2

3.2. Подготовка суточного наряда, несение внутренней службы

2

4. Организация караульной службы

4.1. Организация караульной службы, обязанности часового 

2

4.2. Несение караульной службы

2

5. Строевая подготовка

5.1. Одиночная строевая подготовка, строевые приемы без оружия

2

5.2. Передвижение строем

2

6. Огневая подготовка

6.1. Техника  безопасности при стрельбе, правила ведения огня из автомата

1

6.2. Разборка-сборка, чистка, смазка, хранение автомата, работа частей и механизмов

3

6.3. Практическая стрельба

2

7. Тактическая подготовка

7.1. Обязанности солдата, порядок выполнения команд, маскировка, выбор места для стрельбы

2

7.2. Ознакомление с образцами вооружения мотострелковой дивизии

2

7.3. Вооружение стрелкового отделения, действия солдата в бою

2

8.Медицинская подготовка

Оказание первой помощи при ранениях, травмах, вынос раненых с поля боя

2

9. Радиационная, химическая и биологическая защита

Средства и способы индивидуальной защиты, преодоление зараженного участка местности

3

10. Физическая подготовка

10.1.   Кросс 3 км.

1

10.2.  Бег 100м., подтягивание , прыжки в длину с места

1

10.3. Метание гранаты, разучивание упражнений комплекса утренней зарядки

1

Итого

 

35

Лист изменений и дополнений в программу

Вид дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений.

Дата и № протокола заседания МК, на котором были рассмотрены и одобрены, подпись

Дата согласования с заместителем директора по УР, подпись

Дата утверждения и № приказа директора, подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...