Проблемы воспитания или возможен ли успех Макаренко сегодня.
статья

В статье рассматривается вопрос о целесообразности применения системы воспитания А. С. Макаренко к современным подросткам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarenko.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы воспитания

или

возможен ли успех Макаренко сегодня.

Кризис воспитания, серьезно наметившийся в нашей стране еще в 90-е годы прошлого века, несмотря на многочисленные попытки его преодоления, продолжается и сегодня. Проявляется он не только в снижении уровня нравственного, интеллектуального и физического развития подрастающих поколений, но и в таких изъянах общества, как детский и подростковый алкоголизм, наркомания, преступность и аморальное поведение.

Все вышеперечисленное, в первую очередь, является следствием политических и социально-экономических перемен, произошедших и происходящих в нашем обществе последние 30 лет, однако и система воспитания, реализуемая ныне в обществе, играет в этих бедах не последнюю роль. Таким образом объективная потребность в высокоэффективной системе воспитания сегодня, несомненно, есть.

Исходя из этого все громче раздаются голоса, призывающие вернуться к старой советской системе воспитания, при этом все чаще звучит и имя А. С. Макаренко, достигшего в своей воспитательной практике непревзойдённых результатов. Другие голоса, напротив, полезность опыта Антона Семеновича категорически отрицают, приводя самые разные аргументы. Так что же, возможен ли успех Макаренко сегодня?

Стоит выслушать доводы тех, кто считает использование опыта едва ли не столетней давности невозможным. Звучат они примерно так:

  1. Система воспитания Макаренко жестко привязана к коммунистической идеологии. Сегодня идеологии нет, а следовательно использование опыта и наработок невозможно;
  2. Сам Макаренко выстраивал свою систему воспитания в колониях, находящихся под контролем НКВД, то есть его система воспитания была предназначена только для страшного времени 20-30-х годов прошлого века;
  3. Макаренко в своих колониях применял диктаторские методы и даже рукоприкладство, сегодня за это бы посадили в тюрьму;
  4. Макаренко не работал с обычными детьми, он жестко перевоспитывал малолетних преступников;
  5. Коллектив в системе Макаренко выше личности и именно через коллектив предлагается выстраивать воспитание, а мы – общество ярких индивидуалистов, нам такое воспитание не подходит;
  6. Слишком многое изменилось с тех пор, Макаренко это предмет интереса историков.

Возможно ли оспорить столь убедительные аргументы? Ответ на этот, да и массу других вопросов, видимо, вернее всего искать в наследии самого Антона Семеновича Макаренко. Итак по порядку:

  1. Автор не утверждает в своих работах о том, что разработал систему именно коммунистического воспитания. Напротив, методика и технология Макаренко в значительной мере может быть использована вне зависимости от идеологии, господствующей в обществе. И, в конце концов, советское воспитание не содержит в себе ничего такого, что противоречило бы идеалам гуманизма, свободы, демократии, социальной справедливости, другим общечеловеческим ценностям. Отвергать такое воспитание, не предлагая ничего вразумительного взамен – большая ошибка, которая уже принесла большой вред воспитанию подрастающего поколения России;
  2. Макаренко не мог жить и трудится вне времени. Он лично видел и активно поддерживал все позитивные перемены в стране, в известной степени критиковал недостатки. В тяжелейшее время в складывающейся новой системе общественных отношений считал своим долгом делать все от него зависящее для воспитания людей преданных идеям гуманизма, демократии и справедливости. Разве сегодня такие идеи потеряли актуальность?
  3. Рукоприкладство случилось единожды, в условиях, далеко выходящих за рамки повседневной нашей действительности. Сам Макаренко не гордился, а глубоко переживал случившееся. Система управления в колониях, как только удавалось провернуть маховик самоуправления, становилась весьма демократичной.
  4. К началу работы в колонии для правонарушителей за плечами Макаренко было 12 лет работы в обычных школах. Многие элементы его будущей системы возникли уже в те годы. Впрочем, и эти колонии со временем теряли ориентацию на перевоспитание малолетних преступников, а попадающие туда новички быстро становились фактически неотличимы от весьма воспитанных старожилов. Сам Макаренко не раз говорил, что его воспитательная система – это система воспитания обычных детей.
  5. В целом верно, интересы коллектива в системе Макаренко стоят выше интересов отдельной личности. Но ведь и сам коллектив в этой системе понятие особенное и является средством и пространством для всестороннего и гармоничного развития личности с учётом её индивидуальных особенностей. То есть это такой коллектив, который как раз и способствует воспитанию яркой личности, индивидуума, но и ответственного члена общества, полноправного гражданина.
  6. За 80 лет после смерти А. С. Макаренко действительно изменилось многое. Но не все. Так, например, фундаментальные закономерности воспитания которые заложил в основу своей воспитательной системы Макаренко по-прежнему неизменны.

Какие же напрашиваются выводы? Вполне очевидно, что ни для педагогов, ни для родителей ожидание приемлемых решений от чиновников нереально, можно не дождаться. А, следовательно, нужно воспитывать детей здесь и сейчас ничего не откладывая на завтра. Сможет ли в процессе формирования современной личности помочь, среди прочего, система Макаренко зависит от нас самих.

Сам Макаренко, к слову, на примере своего опыта доказал, что есть реальная возможность хорошо воспитывать детей в самых разных условиях, существующих в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая деятельность Макаренко

Педагогическая деятельность Антона Семёновича Макаренко....

Презентация по дисциплине «Физика» на тему: «Освоение космоса: история, проблемы и успехи»

Обсуждается возможность поступления энергии не от электростанций, а из космического пространства. Для этого необходимо разместить на орбите планеты соответствующее приспособление для отражения света н...

Методы воспитания А. С. Макаренко

Методы А. С. Макаренко...

Гражданское воспитание личности в теории и практике А.С. Макаренко

Особую актуальность сегодня приобретает проблема гражданского воспитания. Сейчас эта проблема стоит особенно остро, поскольку в обществе ощущается «дефицит нравственности». ...

Cценарий урока нравственного воспитания "Педагоги в лицах. А.С.Макаренко

Актуальность взглядов А.С. Макаренко не утрачена в современном мире: воспитание является важнейшим компонентом образования в интересах человека, общества, государства, в том числе и в местах лишения с...