Рабочая программа учебной дисциплины Маркетинг
рабочая программа на тему

Михаленок Арина Олеговна

Рабочая программа учебной дисциплины Маркетинг для специальности 080110

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_marketing.080110.docx51.14 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Филиал Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Промышленно-экономический колледж» в г. Мурманске

(филиал СПб ГБОУ СПО «ПЭК» в г. Мурманске)

УТВЕРЖДАЮ

Директор

филиала СПб ГБОУ СПО «ПЭК»

в г. Мурманске

__________________ Н.В. Козлова

______________________20_____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАРКЕТИНГ

«Цикл общепрофессиональных дисциплин»

основной профессиональной образовательной программы

специальности 080110 Банковское дело

Мурманск, 2012

ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой)

методической комиссией

экономических дисциплин

Председатель

________________В.А. Салмина

______________________20___г.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 080110 Банковское дело, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «24» июня 2010 г. № 703.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 080110 Банковское дело в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Организация-разработчик: Филиал СПб ГБОУ СПО ПЭК Мурманск

Составитель: Михаленок Арина Олеговна, преподаватель филиала СПб ГБОУ СПО ПЭК Мурманск 


СОДЕРЖАНИЕ

                               

Название разделов                                                         стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины                                              4

2. Структура и содержание учебной дисциплины                                                      7

3. Условия реализации учебной дисциплины                                                           13

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины                        15

5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу                    16


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАРКЕТИНГ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Маркетинг (далее программа УД) – является частью основной профессиональной образовательной программ филиала СПб ГБОУ СПО ПЭК в г. Мурманске по специальности СПО 080110 Банковское дело, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения

Рабочая программа составляется для очной, заочной форм обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу основной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

− использовать основные категории маркетинга в практической деятельности;

− выявлять сегменты рынка;

− проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;

− проводить опрос потребителей;

− определять жизненный цикл товара и задачи маркетинга;

− учитывать особенности маркетинга (по отраслям);

− изучать и анализировать факторы маркетинговой среды, принимать маркетинговые решения;

− оценивать поведение покупателей.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

− концепции рыночной экономики и историю развития маркетинга;

− принципы и функции маркетинга;

− сущность стратегического планирования в маркетинге;

− этапы жизненного цикла продукции с особенностями маркетинга (по отраслям);

− методы маркетинговых исследований;

− факторы маркетинговой среды;

− критерии и принципы сегментирования, пути позиционирования товара на рынке;

− модель покупательского поведения;

− стратегию разработки нового товара;

− природу и цели товародвижения, типы посредников;

− ценовые стратегии и методы ценообразования;

− цели и средства маркетинговой коммуникации;

− основы рекламной деятельности.

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 080110 Банковское дело и овладению профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 1.4 – Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов;

ПК 1.5 – Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям;

ПК 1.6 – Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт;

ПК 2.1 – Оценивать кредитоспособность клиентов;

ПК 2.2 – Осуществлять и оформлять выдачу кредитов;

ПК 2.3 – Осуществлять сопровождение выданных кредитов;

ПК 2.4 – Проводить операции на рынке межбанковских кредитов;

ПК 2.5 – Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):

ОК 1 – Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2 – Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3 – Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 6 - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7 - Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

ОК 8 -  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 10 - Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 52 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 40 часа;

- самостоятельной работы студента 12 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

52

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

лабораторные занятия

не предусмотрено

практические занятия

20

контрольные работы

не предусмотрено

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

Самостоятельная работа студента (всего)

12

Итоговая аттестация в форме зачета 



2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Маркетинг

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень

освоения

Раздел 1.

Основы маркетинга.

20

Тема 1.1.

Сущность маркетинга

Маркетинг как экономическая категория. Основные понятия маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Принципы и функции маркетинга. Управление и комплекс маркетинга. Особенности маркетинга в профессиональной деятельности (по отраслям)

2

1

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

Отработка маркетинговых понятий и использование основных категорий маркетинга в практической деятельности.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Составление сравнительной таблицы: Виды и задачи маркетинга при различных состояниях спроса.

1

Тема 1.2.

Маркетинговая информация и маркетинговое исследование

Понятие, значение и сущность маркетинговой информации. Вспомогательные системы маркетинговой информации. Первичная и вторичная информация. Методы маркетинговых исследований.

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

Разработка анкеты и проведение опроса потребителей.

Выполнение маркетингового исследования и анализ результатов собранной информации. Принятие маркетинговых решений.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Тематика вопросов для самостоятельного изучения:

Маркетинговые службы. Основные способы опроса.

1

Тема 1.3.

Окружающая среда маркетинга

Понятие маркетинговой среды и ее составные части.

2

3

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Изучение и анализ контролируемых и неконтролируемых факторов маркетинговой среды, влияющих на работу фирмы с учетом особенностей маркетинга (по отраслям).

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Тематика вопросов для самостоятельного изучения:

Факторы маркетинговой среды.

1

Тема 1.4.

Покупательское поведение потребителей

Модель покупательского поведения. Основные характеристики покупателей. Реакция покупателей на покупку.

2

3

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

Анализ покупательского поведения и факторов, на него влияющих (изучение потребительских предпочтений).

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Тематика вопросов для самостоятельного изучения:

Факторы покупательского поведения. Процесс принятия решения о покупке.

1

Раздел 2.

Основные стратегии маркетинга.

18

Тема 2.1.

Сегментирование рынка

Понятие и роль сегментов рынка. Понятие целевого маркетинга. Способы и стратегии охвата рынка. Пути позиционирования товара на рынке.

2

1

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

Изучение принципов сегментирования. Исследования отдельного сегмента. Отбор целевых сегментов рынка.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Тематика вопросов для самостоятельного изучения:

Принципы сегментирования.

1

Тема 2.2.

Основы товарной политики

Понятие товара в маркетинге. Классификация товаров. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции.

Сущность ассортимента и товарной номенклатуры.

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

Построение классической матрицы BCG и выработка стратегии на разных этапах ЖЦТ.

4

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Построение конкурентного листа.

Тематика вопросов для самостоятельного изучения:

Решение о товарной марке и маркировке. Решение об упаковке товара.

1

Тема 2.3.

Ценообразование в маркетинге

Понятие и сущность цены. Типы рынков в зависимости от ценообразования. Цели ценообразования. Зависимость цены от спроса. Методы ценообразования. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг.

2

1

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

Характеристика цен на конкретном товарном рынке.

Расчет и анализ структуры цены.

Построение графика безубыточности и определение ценовой политики фирмы.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Расчет и анализ структуры цены.

Построение графика безубыточности и определение ценовой политики фирмы.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Тематика вопросов для самостоятельного изучения:

Ценовые стратегии в маркетинге.

2

Раздел. 3. Сбытовая функция маркетинга.

10

Тема 3.1.

Организация товародвижения

Понятие товародвижения. Природа и цели товародвижения. Организация товародвижения. Значение посредников и каналов распределения и сбыта. Функции каналов товародвижения. Классификация каналов товародвижения в зависимости от составляющих их уровней. Типы посредников.

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

Обсуждение вопросов организации сбыта. Выбор посредников из нескольких вариантов.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Тематика вопросов для самостоятельного изучения:

Методы и формы распространения товаров.

2

Тема 3.2.

Маркетинговые коммуникации

Рекламная деятельность

Понятие ФОССТИС, его составные части и средства. Маркетинговая коммуникация – основная функция ФОССТИС. Цели и средства маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, метод прямых продаж.

Рекламная деятельность. Виды рекламы. Рекламный бюджет. Правила рекламы. Законодательство о рекламе.

Каналы и средства распространения рекламы.

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия:

Разработка рекламного обращения. Создание товарного знака и логотипа.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Тематика вопросов для самостоятельного изучения:

Этапы процесса маркетинговой коммуникации.

Стили рекламного обращения. Этапы процесса создания рекламы.

2

Дифференцированный зачет

4

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета -Маркетинг; лабораторий – не предусмотрено.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

− рабочее место преподавателя;

− альбом наглядных пособий по «Маркетинг».

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.

3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные источники

Для преподавателей и студентов

  1. Котлер Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер. -  М.: Прогресс, 2010. – 912 с.
  2. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 219 с.
  3. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. - 12-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2010. – 816 с.
  4. Крылова Г.Д., Соколова, М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций / Г.Д. Крылова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 348 с.
  5. Маркетинг: Учебник/Под ред. А.Н. Романова. – 4-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. – 463 с.
  6. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. — М.: Юристъ, 2010. — 568 с.
  7. Михалева Е.П. Маркетинг: конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2011. – 222 с.
  8. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И. Учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова  — М.: Юристъ, 2010. - 45 с.
  9. Панкрухин А.П. Маркетинг-практикум: ситуационные задания, кейсы, тесты / А.П. Панкрухин. – М.: ИМПИЭ, 2008. – 160 с.
  10. Федько В.П., Федько Н.Г. Маркетинг: 100 экзаменационных ответов. Изд-е 4-е. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2009. – 448 с.

Интернет ресурсы:

  1. Энциклопедия маркетинга: http://marketing.spb.ru/ 
  2. Сайт гильдии маркетологов: http://www.marketologi.ru/
  3. Сайт Российской ассоциации маркетинга: http://www.ram.ru/
  4. On-line журнал по маркетингу 4p.ru: http://4p.ru/
  5. Административно-управленческий портал: http://www.aup.ru
  6. http://www.marketingandresearch.ru/-журнал


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения:

− использовать основные категории маркетинга в практической деятельности;

тестирование

− выявлять сегменты рынка;

практические занятия

− проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;

выполнение исследовательской работы

− проводить опрос потребителей;

практические занятия

− определять жизненный цикл товара и задачи маркетинга;

практические занятия

− учитывать особенности маркетинга (по отраслям);

домашняя работа

− изучать и анализировать факторы маркетинговой среды, принимать маркетинговые решения;

выполнение исследовательской работы

− оценивать поведение покупателей.

индивидуальные задания

Знания:

− концепции рыночной экономики и историю развития маркетинга;

индивидуальные задания

− принципы и функции маркетинга;

тестирование

− сущность стратегического планирования в маркетинге;

домашняя работа

− этапы жизненного цикла продукции с особенностями маркетинга (по отраслям);

индивидуальные задания

− методы маркетинговых исследований;

выполнение исследовательской работы

− критерии и принципы сегментирования, пути позиционирования товара на рынке;

индивидуальные задания, домашние работы

− модель покупательского поведения;

домашняя работа

- природу и цели товародвижения, типы посредников

индивидуальные задания

− стратегию разработки нового товара;

практические занятия

− ценовые стратегии и методы ценообразования;

индивидуальные задания

− цели и средства маркетинговой коммуникации;

домашняя работа

− основы рекламной деятельности.

индивидуальные задания


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Маркетинг"«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» Специальность 080114

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой по...

Рабочая программа учебной дисциплины " Основы экономики,менеджмента и маркетинга"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   по специальности среднего профессионального образования  по специальности ...

Рабочая программ учебной дисциплины основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерство образования и науки Российской Федерации ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.12 МАРКЕТИНГ» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности 38.02.02 «Страховое дело (по отраслям)»

1.1.        Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики, менеджмента, маркетинга

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики, менеджмента, маркетинга по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело....