Менеджмент. Рабочая тетрадь
учебно-методический материал на тему

положенцева наталья анатольевна

Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов экономических специальностей по дисциплине "Менеджмент". Включает разные виды заданий, позволяющих основательно усвоить и ситематизировать теоретический материал по дисциплине и использовать его для решения ситуационных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad_3.doc445.5 КБ

Предварительный просмотр:

Белгородский облпотребсоюз

Старооскольский кооперативный техникум

Цикловая комиссия экономических дисциплин и менеджмента

«МЕНЕДЖМЕНТ»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Студента (ки)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г. Старый Оскол


Рассмотрена на заседании

цикловой комиссии экономических

дисциплин и менеджмента

Рекомендовано  МС техникума

к публикации

 

 Положенцева Н.А.

«Менеджмент». Рабочая тетрадь

Старый Оскол, 2012.

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов дневной и заочной форм обучения экономических специальностей  

Предлагаемая система заданий для самостоятельной работы студентов составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Рабочая тетрадь содержит различные виды заданий: работа с учебной литературой, контрольные вопросы, ситуации, тесты, тренинг умений.

Практическая работа позволяет студентам  глубже осмыслить и систематизировать теоретический учебный материал по дисциплине.

Данная рабочая тетрадь может применяться при организации аудиторной и внеаудиторной работы.

Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента.

Задание 1. С раннего детства человеку знакомо понятие «управление». Оно многообразно и существует в разных видах. Перечислите их:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание 2. Дайте определение:

Менеджмент – это ______________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание 3. Каково соотношение понятий «управление» и «менеджмент»?

А) понятие «менеджмент» шире

Б) понятие «управление» шире

В) понятие «менеджмент» значительно шире

Г) эти понятия – синонимы.

Укажите правильный ответ.

________________________________________________________________________

Задание 4. Примеры из прошлого (сооружение египетских пирамид, китайской стены и т.д.) свидетельствуют о том, что организации существуют на протяжении многих тысячелетий. Столько же существует и управление. Однако только в последние несколько веков стали проводиться систематические исследования проблем управления в организациях.

Укажите исторические предпосылки становления менеджмента как научной дисциплины:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний? Какая страна является родиной менеджмента?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание 6. Заполните таблицу.

Школы менеджмента

Период

Основоположники

Основной вклад школы

Школа научного управления

Административная школа управления

Школа человеческих отношений

Задание 7. Перечислите современные подходы в менеджменте:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Какой из современных подходов рассматривает организацию с помощью представленной модели «вход-выход»?

Внешняя среда


Задание 9. Процессный подход рассматривает управление как единый процесс, представляющий непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций.

Перечислите эти функции, используя приведенную схему.

Задание 10. По уровням управления менеджмент рассматривается на трех уровнях руководства организацией: высшем, среднем и нижнем.

Перечислите состав функций менеджеров на каждом уровне управления.

Задание 11. Перечислите виды менеджмента современных организаций с учетом функциональных областей:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 12. Выберите правильный вариант ответа.

1. Менеджмент – это наука, изучающая:

а) процедуры установления иерархических отношений в ходе формирования организаций;

б) отношения, возникающие в процессе взаимодействия людей на рабочем месте;

в) особенности функционирования организаций различных типов;

г) совокупность методов, принципов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства.______

2. Особенностью административной школы является:

а) исследование наиболее эффективных методов проведения операций;

б) стремление к построению «идеальной» бюрократической системы;

в) организация взаимодействия внутри организации в соответствии с   принципами А Файоля;

г) построение организации в соответствии с принципом «единоначалия»._____

3. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении?

а) научное управление;

б) новая экономическая политика;

в) административное управление;

г) человеческие отношения.______

4. С точки зрения А. Файоля и «процессного подхода» управление является:

а) деятельностью по обеспечению достижения организацией поставленных    целей;

б) процессом, состоящим из серии непрерывно взаимосвязанных действий;

в) целеполагающей деятельностью в организации;

г) наборам, последовательно выполненных функций: планирование, организация, распоряжения, координация и контроль. ______

5. Какой прием существенно определяет успех ситуационного подхода к управлению?

а) руководитель умеет правильно прогнозировать ситуацию;

б) руководитель умеет предвидеть вероятные последствия принимаемых   решений;

в) руководитель владеет средствами профессионального управления;

г) руководитель умеет увязывать конкретные приемы с конкретными ситуациями. _______


6. Выделите признак системного подхода к управлению:

а) система контроля принятых решений;

б) определенная последовательность целенаправленных действий людей;

в) система проведения производственных совещаний для выработки совместных решений;

г) система корректировки организационной структуры для выпуска конкурентоспособной продукции. _______

7. Основное отличие открытой системы от закрытой заключается в:

а) наличии взаимодействия отдельных подсистем с внешним миром;

б) наличии взаимодействия с внешней средой;

в) отсутствии упорядоченного взаимодействия между отдельными  подсистемами;

г) замкнутость элементов системы. ________

 


Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации.

Задание 1. Организация как объект менеджмента представляет собой ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. В мире бизнеса существует множество организаций, которые отличаются друг от друга размерами, целями и др., но все они имеют общие характерные черты.

Перечислите и поясните их:

1.______________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

Задание 3. Согласно концепции жизненного цикла организация проходит в своей деятельности пять основных стадий:

  • рождение______________________________________________________________________________________________________________________________

  • детство и юность________________________________________________________________________________________________________________________________

  • зрелость_______________________________________________________________________________________________________________________________

  • старение_______________________________________________________________________________________________________________________________

  • ликвидация (возрождение)__________________________________________________________________________________________________________________________
  • Укажите основные задачи менеджмента организации на каждой стадии.

Задание 4. Среда организации – это _________________________________________

________________________________________________________________________

                                               Различают:

_____________________среду     и     _______________________среду.        


Задание 5. Внешняя среда предприятия представляет собой ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Внешняя среда предприятия

Задание 7. В менеджменте организации принято учитывать следующие характеристики внешней среды:

1._______________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________

Как влияет неопределенность внешней среды на эффективность принимаемых решений?

Задание 8. Дайте определение понятию внутренняя среда организации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9. Используя данный макет, постройте схему, которая поясняла бы взаимосвязи и взаимоотношения внутренних переменных организации:  

Задание 10. К чему следует отнести потребителей продукции?

А) к факторам внутренней среды организации

Б) к факторам непосредственного окружения организации

В) к факторам общего внешнего окружения организации.


Задание 11. Каждому из приведенных ниже терминов и понятий, отмеченных цифрами,  найдите соответствующее определение, обозначенное буквой:

№ п/п

Термин

Обозначение

Определение

1

Организация

А

Отделение управленческой работы от всей остальной

2

Задача

Б

Сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы

3

Горизонтальное разделение труда

В

Система отношений предполагающих соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействия сотрудников

4

Сложность внешней среды

Г

Разделение всей работы на составляющие компоненты

5

Вертикальное разделение труда

Д

Группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели

6

Внутренние перемены

Е

Предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки

7

Формальная структура организации

Ж

Ситуационные факторы внутри организации

8

Взаимозависимость факторов внешней среды

З

Число и разнообразие факторов, на которые организация вынуждена реагировать

Задание 12.  Выберите правильный вариант ответа.

1. Как формулируется понятие «задача» применительно к менеджменту?

а) работа, которая должна быть выполнена;

б) работа, которую необходимо выполнить, используя мотивацию;

в) предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки;

г) работа, которая должна быть выполнена в срок. _______________

2. На какие составляющие традиционно делятся задачи организации?

а) работа с людьми и информацией;

  б) работа с предметами и людьми;

в) работа с людьми, работа с информацией, работа с предметами;

г) работа с людьми. _________________

3. Отличительной чертой формальной организации является:

а) сознательная координация действий 2 или более лиц;

б) отсутствие единства в действиях ее членов;

в) жесткое давление на членов организации;

г) наличие должностных инструкций и предписаний. ____________

4. Из перечисленных менеджеров: 1.  Генеральный директор. 2. Руководители цехов, отделов. 3. Бригадиры, руководители групп. к среднему звену управления относятся:

а) 2,3;

б) 2;

в) 1,2,3;

г) 1,2. ____________

5. Сущность организации состоит:

а) в формальном объединении людей для выполнения схожих операций;

б) координации организационных процессов при выполнении планируемых работ;

в) сознательной координации группой людей своей деятельности для достижения общих целей;

г) сознательном объединении более чем двух людей. _____________

6. Цель организации:

а) это необходимый элемент внешней среды организации;

б) подчинена индивидуальным стремлениям членов организации;

в) определяется ситуационными факторами. _________________


Тема 3. Организация. Типы структур организации.

Задание 1. Дайте определение понятию организационная структура управления.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Организационным структурам управления любого типа можно дать ряд общих характеристик, определяющих их назначение и сущность. Перечислите их:

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.


Задание 4. Заполните таблицу:

Группы организационных структур

Характерные черты и особенности

Типы организационных структур

Задание 5. Изобразите организационную структуру управления предприятием, которое осуществляет в областном центре розничную торговлю (10 магазинов), имеет кафе и цех по производству овощных салатов, а также имеет три магазина в районном центре.


Задание 6. Какой тип имеет представленная структура организации?

        __________________________________________________________________

Задание 7. Какая структура управления представлена на рисунке (укажите правильный ответ)? ______________________________________________________

Каковы достоинства приведенной на рисунке структуры?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

Ответы:

  1. Линейно-штабная
  2. Ограниченного функционализма
  3. Линейная
  4. Функциональная

        

Задание 8. Какой основной недостаток характерен для линейно-функциональных организационных структур управления предприятиями?

а) перегруженность главного менеджера;

б) высокий уровень конфликтности;

в) излишняя звенность управления;

г) отсутствие единства действия;

д) рост управленческого аппарата.         


Задание 9. Чем характеризуется показанная на рисунке организационная структура?

Задание 10. Выберите правильный вариант  ответа.

1. Что собой представляет управленческая структура:

а) группа руководителей организации;

б) совокупность управленческих подразделений и должностей;

     в) оборудованный всем необходимым офис;

     г) система связей между руководителем и подчиненными. _______

2. Механистический тип организации:

а) относится к структурам, ориентированным на выполнение простых механических функций;

б) характерен для условий неустойчивой внешней среды;

в) позволяет эффективно решать проблемы приспособляемости сложных структур к подвижным условиям;

г) это стабильная структура с мало изменяемыми элементами и связями. _______

     3. Разновидностью  матричной структуры является:

     а) проблемно-целевая группа;

     б) линейно-штабная организация;

     в) корпорация;

     г) межотраслевой холдинг. _______


4. Недостатки линейной структуры:

а) проявляются при увеличении масштабов организаций;

б) незначительны;

в) связаны с излишней самостоятельностью подчиненных;

г) аналогичны недостаткам матричной структуры. _______

5. Какой основной недостаток характерен для линейно-функциональных организационных структур управления предприятиями?

а) перегруженность главного менеджера;

б) высокий уровень конфликтности;

в) излишняя звенность управления;

г) отсутствие единства действия;

д) рост управленческого аппарата. _______        

6. При какой из приведенных структур управления в наибольшей степени соблюдается требование единства действий?

а) Линейной;

б) Функциональной;

в) Ограниченного функционализма;

г) Линейно-штабной. _______

7. Состав, количество звеньев и уровней, их взаимосвязь и соподчиненность – это:

а) Хозяйственный механизм;

     б) Функции управления;

в) Структура управления;

г) Принципы управления. _______

8.  Какие из приведенных организационных структур управления обладают наибольшей гибкостью, динамизмом и адаптируемостью?

а) Линейные;

б) Функциональные;

в) Матричные;

г) Программно-целевые. _______


Задание 11. В организационной структуре ООО «Прогресс» выделены следующие структурные подразделения:

- секретариат (в лице секретаря - референта);

- бухгалтерия (в составе главного бухгалтера, двух бухгалтеров, кассира);

- планово–экономический отдел (в составе начальника отдела, старшего экономиста, экономиста);

- отдел маркетинга (в составе маркетолога и рекламоведа);

- торговый отдел  (в составе два товароведа, заведующий складом);

Работой руководит директор; вопросами коммерческой деятельности занимается заместитель директора по коммерческой работе; вопросы хозяйственной деятельности находятся в ведении заместителя директора по административно-хозяйственной части. В штате сотрудников ООО «Прогресс» имеется водитель – механик и техсотрудница.

Постройте организационную структуру и определите ее тип.


Тема 4. Характеристика составляющих цикла менеджмента.

Задание 1. Функция менеджмента – это _____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Назовите основные функции менеджмента и охарактеризуйте их содержание:

1. ____________________   - __________________________________________

                                                 __________________________________________

                                                 __________________________________________

                                                 __________________________________________

2. ____________________ -  __________________________________________

                                                __________________________________________

                                                __________________________________________

                                                __________________________________________

3. ____________________ -  __________________________________________

                                                __________________________________________

                                                __________________________________________

                                                __________________________________________

4. ____________________ -__________________________________________

                                               __________________________________________

                                               __________________________________________

                                               __________________________________________

5. ___________________ -  __________________________________________

                                              __________________________________________

                                              __________________________________________

                                             __________________________________________

Задание 3. Какова роль координации в процессе менеджмента?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4. Постройте схему, характеризующую цикличность процесса менеджмента. Поясните взаимозависимость и взаимопроникновение функций.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Какова сущность цикла менеджмента?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему цикл менеджмента является основой управленческой деятельности?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В связи с чем отдельные функции управленческого цикла взаимосвязаны и взаимообусловлены?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как менеджер может создать действенную систему мотивации труда персонала предприятия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему так важно для менеджера организовать действенную систему контроля за работой предприятия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 5. Планирование. Стратегические и тактические планы.

Задание 1. Содержание планирования как функции управления состоит в следующем:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. При планировании деятельности организации менеджер   формируeт обоснованные ответы на три вопроса. Поясните их.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Укажите принципы эффективного планирования.

Задание 4. Перечислите:

Формы планирования

Виды планов


Задание 5. Заполните таблицу:

Этапы процесса планирования

Содержание этапа планирования

  1. Определение целей

  1. Постановка задач

  1. Установление стандартов и критериев

  1. Разработка плана

  1. Определение общих направлений

  1. Реализация процедур и правил

  1. Осуществление оперативного планирования


Задание 6. Что представляет собой процесс стратегического планирования? Какова его цель?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.  Используя предложенный макет, постройте схему, отражающую этапы процесса стратегического планирования и их последовательность.

Задание 8. Перечислите и охарактеризуйте основные типы стратегий, выбираемые отечественными предприятиями:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9. Проанализировав целевое назначение типовых стратегий, определите,

какая из них соответствует ситуациям, представленным в таблице.

№ п/п

Стратегия

Ситуация

1.

Когда появляются недорогие надежные каналы сбыта.

Когда организация очень преуспевает в своем бизнесе.

Когда существуют новые непроработанные или ненасыщенные рынки.

2.

Когда в базовой отрасли происходит ежегодное снижение объемов реализации.

Когда существующие рынки для продукта организации уже сильно насыщены.

3.

Когда две или более компании, специализирующиеся в разных бизнесах, объединяются, чтобы дополнить друг друга.

Когда существует потребность быстрого вывода на рынок новой технологии.

Задание 10. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Что такое планирование?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как влияет внутренняя и внешняя среда на процесс планирования?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какова цель анализа сильных и слабых сторон фирмы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 11. Выберите правильный вариант ответа:

1. Целью планирования деятельности организации является:

а) обоснование затрат;

б) обоснование численности работников;

в) определение целей, сил и работников;

г) обоснование сроков. _______

2. Стратегическое планирование:

а) включает процедуры по составлению планов продолжительностью более 5 лет;

б) предполагает ориентацию организационной и целевой структуры на развитие;

в) связано с необходимостью среднесрочного распределения ресурсов организаций;

г) увязывает цели и задачи организации в единую систему. _______

3. Миссия организации:

а) выражает смысл существования организации;

б) отражает точку зрения большинства членов организации на ее предназначение;

в) фиксирует доминирующую функциональную область в организации;

г) это зафиксированная позиция менеджмента относительно главных целей организации. _______

4.  Какой процесс является исходным в стратегическом управлении организацией?

а) определение миссии;

б) определение целей;

в) анализ среды;

г) выбор стратегии.

Укажите правильный ответ. _______


Задание 12.  Процесс стратегического планирования на предприятии может включать следующие элементы:

  1. Миссия предприятия
  2. Цели предприятия
  3. Обследование сильных и слабых сторон
  4. Выбор стратегии
  5. Управление реализацией плана
  6. Оценка стратегии
  7. Анализ внешней среды
  8. Оценка структуры
  9. Бюджет
  10. Политика
  11. Изучение стратегических альтернатив
  12. Реализация стратегии
  13. Правила
  14. Тактика

Используя эти элементы, постройте схему со связями.

1. Постарайтесь правильно определить последовательность действий менеджера при формировании стратегического плана.

2. Оцените какие элементы стратегического планирования имеют, по вашему мнению, ключевое значение.


Тема 6. Мотивация потребностей.

Задание 1. Дайте определение и поясните сущность функции  мотивации.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Сформулируйте основную проблему мотивации труда.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Каким образом проблема мотивации труда решалась в системе научной организации труда Ф. Тейлора?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Какое решение проблемы мотивации труда предлагалось в научной школе «человеческих отношений»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Изобразите схематически иерархию потребностей по А. Маслоу.

Задание 6. Каким образом должна решаться проблема мотивации труда в современных условиях совместной организованной деятельности?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Опросы работников различных российских организаций позволяют привести список наиболее часто упоминаемых потребностей, стремление к удовлетворению которых не только определяет выбор места работы, но и формирует готовность длительно работать в данной организации. Это следующие потребности:

  • Достойная оплата труда
  • Хорошие условия труда
  • Привлекательные карьерные перспективы
  • Хороший климат в трудовом коллективе
  • Хорошие взаимоотношения с руководством

  • Интересная работа
  • Возможности для проявления инициативы и самостоятельности
  • Возможности для обучения и профессионального развития
  • Уверенность в завтрашнем дне, гарантия занятости
  • Хороший уровень социальной защиты.

Попробуйте определить иерархию пяти наиболее значимых мотивов для рядовых работников и руководителей среднего звена.

Рядовые работники

Руководители

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

Задание 8. Какие способы самомотивации вы обычно используете?  Назовите 4-5 таких способов.

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Укажите не менее пяти целей, которые должна преследовать действующая в организации система стимулирования труда.

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 10. Ниже приведен ряд пословиц. Напишите, как можно было бы интерпретировать каждую пословицу с точки зрения действующей в организации системы стимулирования труда.

Пословицы

Интерпретация

« Без охоты неспора и работа»

«Без поджога дрова не горят»

«Ближняя копеечка дороже дальнего рубля»

«Будь в голубятне корм, а голуби слетятся»

«В сказках все есть, да в руках ничего нет»

«Вовремя копейка дороже рубля»

«Дали орехов белке, когда у нее зубов не стало»


Задание 11. Отметьте галочкой правильные, по вашему мнению, утверждения.

Утверждение

   

1. Работников можно всегда мотивировать деньгами

2. Чем больше поощрение, тем выше усилия работников

3. Обучение положительно влияет на мотивацию работников

4. Хорошая, четкая организация труда персонала обеспечивает высокий уровень трудовой мотивации

5. Решение социально-бытовых проблем работников положительно отражается на их рабочих показателях

6. Информирование работников о положении дел в компании положительно отражается на уровне их трудовой мотивации

7. Жесткая система контроля за работой персонала мотивирует работников к достижению высоких профессиональных показателей

8. Готовность руководителей делегировать подчиненным больше ответственности (полномочий) усиливает трудовую мотивацию исполнителей

9. Внимание руководства к проблемам подчиненных является основным условием воздействия на трудовую мотивацию персонала

10.Поддерживать высокий уровень мотивации персонала можно лишь тогда, когда руководитель правильно дозирует поощрения и наказания, обращая внимание, чтобы доля поощрений не превышала доли наказаний

Задание 12. Каждому из приведенных ниже терминов, отмеченных цифрами, найдите соответствующее определение,  обозначенное буквой:

№п/п

Термин

Обозначение

 Определение

1

Мотивация

А

Передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение

2

Иерархия потребностей

Б

Обязательство выполнить имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное решение

3

Вознаграждение

В

Процесс, побуждающий человека к действию для достижения личных целей и целей организации

4

Делегирование

Г

Способность изменить поведение окружающих людей или ход процессов

5

Полномочия

Д

Документ, устанавливающий права и обязанности специалиста соответствующего структурного подразделения

6

Должностная инструкция

Е

Ограниченное право использовать ресурсы предприятия и направлять усилия некоторых его сотрудников на выполнение определенных задач

 

7

Ответственность

Ж

Подразделение потребностей людей на пять групп по пирамиде

А. Маслоу

8

Влияние

З

Все то, что человек считает ценным для себя

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 13. Под делегированием понимается передача подчиненному задач, находившихся до этого в сфере ответственности руководителя.

Напишите ответы на приведенные ниже вопросы.

1. Какие плюсы для организации дает делегирование?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие преимущества для руководителя дает владение навыками делегирования?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие положительные стороны для исполнителя вы видите в делегировании?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. Выберите правильный вариант ответа:

1. Процесс делегирования полномочий включает в себя передачу полномочий от старшего руководителя нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Какая ситуация свойственна этому процессу?

а) передаются полномочия и ответственность нижестоящему руководителю;

б) передается ответственность нижестоящему руководителю;

в) передаются полномочия нижестоящему руководителю, а всю     ответственность продолжает нести старший руководитель;

г) назначается новый, равный по рангу руководитель и ему передается вся ответственность._________

2. Делегирование полномочий:

а) увеличивает информационную нагрузку на менеджеров организаций;

б) снижает заинтересованность подчиненных в достижении целей подразделения;

в) предполагает передачу ограниченного права использовать ресурсы организации;

г) характерно для организаций с простой организационной структурой. _________


3. Корреспонденция в вашем подразделении обрабатывается вами не точно и недостаточно надежно. Вы:

а) проверяете всю входящую и исходящую корреспонденцию для того, чтобы выявить важные проблемы и гарантировать их правильное решение;

б) поручаете обработку корреспонденции ответственному исполнителю, который информирует Вас о важных проблемах и предлагает в экстренных случаях их решение;

в) поручаете сортировать корреспонденцию секретарю, и просите передавать Вам письма, которое кажутся ему существенными, прежде чем они будут направлены ответственному исполнителю. _______

Задание 15. Определите, какими полномочиями обладают директор оптовой базы «Коопопторг», начальник отдела кадров, главный бухгалтер, специалист службы маркетинга.

В каких документах устанавливается круг конкретных полномочий каждого сотрудника организации?

Какую ответственность несут директор базы, начальник отдела кадров, специалист по маркетингу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 7. Контроль

Задание 1. Контроль в системе управления представляет собой _________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Изобразите схематически этапы процесса контроля на предприятии.

Задание 3. Возможен ли контроль в закрытой системе? Обоснуйте Ваш ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Приведите примеры контроля за экономическими процессами, проанализируйте, к какому виду контроля они относятся.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5.        Изобразите схематически классификацию видов контроля.

Задание 6. Дайте ответ на вопрос:

Можно ли сочетать одновременно различные виды контроля?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Проанализируйте, какую реакцию у работников вызывает тот или иной вид контроля. Пометьте знаком «» вид контроля, который чреват наиболее серьезными ошибками. Знаком «✴✴» отметьте вид контроля, который был бы для служащих наиболее благоприятными.

Предварительный

Текущий

Заключительный

Задание 8. На каком этапе контроля возможно допустить самые серьезные промахи?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Какой из видов контроля является самым важным?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Существует ли на Вашем курсе контролирующее лицо или орган?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что можно сделать, чтобы усовершенствовать его место?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 8. Система методов управления.

Задание 1. Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте определение понятию «метод управления».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. На основе, каких признаков классифицируются методы управления?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие три основные группы методов управления вам известны?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите отличия в организационных характеристиках методов управления.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чем определяется содержание методов управления?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Выберите правильный вариант ответа.

1. Что включает в себя понятие методологии управления?

а) методы управления;

б) совокупность методов изучения проблем управления;

в) логическая организация деятельности по управлению;

г) подход к управлению, концепция управления. _______

2. Что такое управление?

а) координация работы трудового коллектива;

б) передача командной информации из управляющей системы в управляемую;

в) взаимодействие управляющей и управляемой систем на основе обратной связи;

г) целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместного труда. _______

3. Какие способы воздействия включают экономические методы управления?

а) планирование, хозрасчет, директивное задание;

б) самоокупаемость, самофинансирование, платеж в бюджет;

в) ценообразование, кредитование, экономические санкции, экономическое поощрение;

г) состав экономических показателей, показатели, планируемые сверху, методические указания по расчету и использованию экономических показателей._______

4. В чем специфика организационных методов управления?

а) они являются специфической группой методов, существующей и используемой наравне с другими методами управления;

б) методы централизованного управления, от их использования зависит хозяйственная самостоятельность предприятия;

в) методы административной деятельности, опирающиеся на принуждение и ограничение в противовес стимулированию;

г) организационные методы управления не предполагают выбора. _______

5. Какое из перечисленных действий вы отнесли бы к социально-психологическому методу управления?

а) руководитель ввел в действие новое положение по аттестации кадров;

б) принято решение о строительстве заводского профилактория;

в) изменен порядок оценки работы и премирования за высокое качество ее выполнения;

г) введена автоматизированная система контроля использования рабочего времени. _________

6. Экономический аспект управленческого решения проявляется в:

а) развитии производственной демократии;

б) эффективности использования ресурсов;

в) улучшении состава и квалификационной структуры коллектива;

г) организационном решении. _______

Задание 3. Проанализируйте ситуацию.

В рамках трехдневного семинара, организованного Домом знаний и Центром технической информации для руководителей производства, был проведен «круглый стол» по проблемам управления производством. заслушан доклад на тему «Современные методы управления». Дискутировались вопросы: какие из известных методов управления предоставляют фирме большую самостоятельность? Что общего и специфического в различных методах управления?

        Мастер Филимонов сказал: «Как бы мы ни называли эти методы, у них есть общее – это меры, которые требуют обязательного выполнения. И тут не вижу никаких принципиальных отличий».

        «Я с Вами не согласен, коллега, - вступает в полемику начальник кадровой службы объединения Петров, - у этих методов больше отличий, чем общего. Экономические методы представляют собой общие правила поведения системы управления, организационные и социально-психологические методы – чаще всего косвенного воздействия».

        Вопросы:

          1. Какие из известных методов управления дают фирме большую степень            

          свободы?

          2. Какие общие и специфические черты у каждой из известных групп методов  

          управления?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Руководителем райпотребсоюза принято решение о премировании работников планово-экономического отдела за досрочную разработку финансовой отчетности. Главному бухгалтеру в связи с этим необходимо обеспечить выдачу премии из фонда материального поощрения в размере 80% ежемесячного должностного оклада.

Вопросы:

1. Определите методы управления, используемые в ситуации.

2. На основании какого распорядительного документа будет выдана премия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 9. Процесс принятия решений.

Задание 1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Каковы требования, предъявляемые к управленческим решениям?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какова роль руководителя в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие  факторы, влияют на качество управленческого решения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какова роль единогласия и коллегиальности в процессе подготовки и принятия управленческих решений?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какую роль играет фактор времени при подготовке, принятии и реализации управленческих решений?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. По итогам года руководство организации решило премировать один из отделов своей организации. В качестве критерия выбора отдела руководитель использовал коэффициент качества управленческих решений, принимаемых в данных отделах.

Рассчитайте коэффициенты качества управленческих решений во всех отделах организации и определите отдел, который следует премировать. Данные о деятельности отделов приведены в таблице 1.

Таблица1

Уровень качества управленческих решений по структурным подразделениям организации за 2006 год

Структурные подразделения

Количество принятых управленческих решений

(Рп)

Количество выполненных управленческих решений (Рв)

Количество выполненных некачественных управленческих решений (Рн)

Бухгалтерия

230

205

25

Финансовая служба

300

271

29

Производственный отдел

295

250

45

Маркетинговая служба

150

120

30

НИОКР

51

41

10

Решение:

Задание 3. В целях повышения эффективности хозяйственной деятельности руководством компании «Горячий хлеб», которая производит и реализует  хлебобулочные изделия, были изменены функциональные обязанности работников и сокращен один человек.

За выполнение дополнительных функций работникам увеличили оплату труда. В результате проведенных изменений себестоимость продукции уменьшилась на 1%, цена изделий снизилась на 0,5%, но общая цена реализации увеличилась на 5% из-за увеличения объема продаж. Общие показатели до и после реализации УР приведены в таблице 2.

                                                                                                          Таблица 2

Период

Выручка от реализации продукции в месяц, млн. руб. (В)

Общие затраты в месяц, млн. руб. (З)

Прибыль, млн. руб. (П)

До реализации УР

4,78

3,68

После реализации УР

5,24

3,42

На основе имеющейся информации необходимо:

1) рассчитать прибыль компании до и после реализации УР;

2) рассчитать экономическую эффективность управленческого решения    

следующими методами:

а) косвенным методом сопоставления различных вариантов;

б) методом конечных результатов при доле УР в эффективности производства,

равной 20% (К=20%).

Решение:

Задание 4. Совету райпо нужно выбрать один из трех видов деятельности по оказанию услуг сельскому населению, которым райпо будет заниматься в ближайшей перспективе. Для этого:

а) рассчитайте объем услуг, который обеспечит безубыточность работы;

б) выберите вид деятельности, который принесет райпо наибольшую прибыль.

Данные о видах деятельности по оказанию услуг сельскому населению

Показатели

Виды деятельности

Условные обозначения

Д1

Д2

Д3

Цена услуги 1 ед., руб.

Ц

55

30

20

Переменные затраты на 1 ед., руб.

ЗП

33

17

15

Постоянные затраты усл. ед., руб.

ПЗ

55000

72000

69000

Прогнозируемый объем услуг, ед.

ПУ

7200

8500

9500

Решение:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


Задание 5. Оценка альтернативных вариантов решения.

Ознакомившись с ситуациями, ответьте на вопросы, и результаты занесите в таблицу.

1. Старший продавец Орлова С.П. магазина «Обувь» подала заявление с просьбой об увольнении. Заведующий магазином принял решение об удовлетворении ее просьбы;

2.  В связи с предстоящей реорганизацией производства и сокращением штатов руководитель поручил назначенному им бригадиру подобрать работников бригады;

3.  К руководителю предприятия обратился молодой специалист с жалобой, что его обошли с премией. Распределение премии по КТУ происходило на собрании трудового коллектива отдела,  когда молодой специалист был в командировке. Руководитель согласился с мнением коллектива отдела;

4.  В магазине «Овощи - фрукты» в связи с увеличением объема товарооборота возросли затраты ручного труда и директор решил увеличить численность работников, связанных с погрузочно-разгрузочными операциями;

5. Директор магазина поручил техническому отделу приобрести автопогрузчик;

6.  Директор организации стал замечать, что резко ухудшилась дисциплина: участились опоздания, прогулы, увеличилась текучесть кадров. Директор организации принял решение о внедрении системы материальных штрафных санкций.

№ п/п

Характеристики и виды принимаемого решения

Лица, участвующие в процессе принятия решения

Уровни принятия решения

Информация, необходимая для принятия решения

Возможные альтернативные решения

Задание 6.  Укажите, какие этапы выработки управленческих решений связаны с наибольшими трудностями и ошибками в практике работы организации. Ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Укажите  важнейшие, вызывающие затруднения на тех этапах выработки управленческих решений, которые были выделены вами.

Этап_____________________________________________________________

Причины затруднений______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап_____________________________________________________________

Причины затруднений______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап_____________________________________________________________

Причины затруднений______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 8.  Рассмотрите несколько ситуаций, с которыми человеку постоянно приходится сталкиваться в жизни. Напишите, какие риски могут вам угрожать и какая информация потребуется для того, чтобы выбрать правильный метод управления выявленными рисками.

При покупке машины

Риски

Информация, необходимая для управления рисками

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

При переезде на новую квартиру

Риски

Информация, необходимая для управления рисками

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

При переходе на новую, более высокооплачиваемую работу

Риски

Информация, необходимая для управления рисками

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Задание 9. Укажите, на основании каких критериев вы будете оценивать альтернативные решения, направленные на сокращение производственных издержек.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.

а) Поясните сущность компромисса при принятии управленческого решения. Опишите принципы компромисса, лежащие в основе принятия  управленческого решения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Сформулируйте общие требования (рекомендации) по организации процесса принятия и реализации решения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Назовите рекомендации по формированию информационной базы для принятия решений в организации.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 10. Управление конфликтами и стрессами.

Задание 1. Используя рекомендованную литературу, ответьте на вопросы:

1. Что является основными элементами конфликта?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Конфликтная ситуация предполагает наличие …

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Каковы причины конфликтов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие существуют межличностные стили разрешения конфликтов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каковы причины стресса?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Изобразите в виде схемы:

а) Модель стрессовой ситуации

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

  б) Модель процесса конфликта


Задание 3. Укажите последствия конфликтов.

Позитивные  (функциональные)

Негативные

(дисфункциональные)

Задание 4.  Каждому из приведенных ниже терминов и понятий, отмеченных цифрами, найдите соответствующее положение, обозначенное буквой.

№ п/п

Термин

Обозначение

Определение

1

Конфликт

А

К одному человеку предъявляются противоречия требования по поводу того, каким должен быть результат его работы

2

Межгрупповой конфликт

Б

Разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.

3

Интрига

В

Несогласие между двумя и более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне сделать то же самое.

4

Решение проблемы

Г

Принятие точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.

5

Ролевой конфликт

Д

Состояние напряжения, возникающие у человека под влиянием различных неблагоприятных факторов.

6

Стресс

Е

Признание  различия во мнениях и готовность ознакомиться  с иными точками зрения, чтобы причины конфликта принять и найти курс действий, приемлемый для всех сторон.

7

Компромисс

Ж

Конфликт между подразделениями управляемой и управляющей систем предприятия.

8

Структурные методы управления конфликтом

З

Намеренное запутывание людей, чтобы вынудить их к определенным действиям и нанести ущерб.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.  Проанализируйте ситуации:

Ситуация 1.

На заседании Совета директоров туристической фирмы выяснилось, что члены Совета получают важные отчеты слишком поздно, не успевают должным образом с ними ознакомиться и подготовиться к работе. Защищаясь, два административных работника утверждали, что почти невозможно писать отчеты в офисе, где их беспрерывно отвлекают телефонные звонки или посетители. Трудно работать дома, поскольку компьютер с текстовым редактором нужен в офисе. Председатель Совета директоров должен найти решение проблемы.

1. Укажите причину и тип конфликта.

2. Предложите  решение конфликта.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2.

Совет директоров решил улучшить  информационное обеспечение фирмы и создать библиотеку. Для выполнения решения необходимо отобрать помещение у одного из двух отделов, расположенных на втором этаже и разместить сотрудников в помещении не седьмом этаже с меньшей площадью. Оба отдела не желали расставаться со своим помещением и представили свои доводы  Совету директоров, который и решил, у кого отобрать помещение.

1. Укажите, какими методами может быть решена данная проблема.

2. Какие факторы необходимо учитывать при решении конфликтной  

ситуации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ситуация 3.  

Руководителю торгового предприятия Шалейникову И.И. дали ложные сведения о нарушении трудовой дисциплины продавцом кондитерского отдела Фроловой З.В. На общем собрании трудового коллектива Шалейников И.И., не проверив полученную им информацию, публично объявил Фроловой З.В. замечание и высказал сомнения в ее честности. После собрания между Фроловой З.В. и Шалейниковым И.И. состоялся разговор, в результате которого ситуация прояснилась, и руководитель извинился перед Фроловой З.В., но он не сделал этого публично. После собрания отношение трудового коллектива к Фроловой З.В. изменилось, ей перестали доверять как прежде. Фролова З.В. не могла объяснить ситуацию каждому и решила уволиться.

1. Какие виды конфликта отражены в ситуации?

2. Как должен был поступить руководитель предприятия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Ситуация 4. 

Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными.

Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения:

а) не оспаривая задания начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы;

б) все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник;

в) выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласия со мной;

г) в интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.

Ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Ситуация 5.  

Директор АО «Весна» Иванов П.С. отдал распоряжения Сидорову Н.П. инженеру производственного отдела составить отчет о реализации продукции за прошлый год. Сидоров Н.П. составил отчет на основе документации, находящейся в бухгалтерии. Но так как он устроился на это рабочее место месяц назад и еще достаточно не ознакомился с требованиями руководства, в отчете были отражены не все данные. На следующем оперативном совещании директор высмеял Сидорова Н.П. в присутствии сотрудников, назвав его отчет безграмотным и усомнился в его соответствии занимаемой должности.

1. Какой вид конфликта представлен в ситуации?

2. Как следовало поступить руководителю?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 11. Руководство, власть и партнерство.

Задание 1.  Каждому из приведенных ниже терминов и понятий, перечисленных цифрами, найдите соответствующее положение, обозначенное буквой.

 

№ п/п

Термин

Обозначение

Определение

1

Руководитель

А

Поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида.

2

Лидерство

Б

Влияние, основанное на страхе наказания.

3

Власть

В

Способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей.

4

Власть, основанная на вознаграждение

Г

Передача всех административных полномочий одному руководителю и ответственность всех подчиненных только перед ним.

5

Власть, основанная на принуждении

Д

Человек, который эффективно управляет своими подчиненными в целях выполнения ими поставленных задач.

6

Влияние

Е

Наличие существенных признаков или особенностей, которыми человек отличается от других сотрудников.

7

Эталонная власть

Ж

Возможность влиять на поведение других.

8

Единоначалие

З

Влияние, основанное на ожидании подчиненными вознаграждения от руководителя.

9

Качества лидера

И

Влияние, основанное на желании подчиненных подражать своему руководителю.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


Задание 2. Дайте ответы на вопросы:

1. Как соотносятся между собой власть, влияние, лидерство?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Если бы вы были руководителем низового звена, как бы вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из ваших идей?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Что такое харизма?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Перечислите качества, присущие истинному лидеру.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Лицо, эффективно осуществляющее формальное и неформальное руководство - …

________________________________________________________________________

6. В условиях экономической нестабильности и снижения жизненного уровня трудящихся самой эффективной является власть …

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание 3. Объясните, что означает понятие «авторитет руководителя».

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 4. Сравните (найдите сходства и различия) явления формального и неформального авторитета.

Сходства:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Различия:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 5. Изучите качества лидера на основе интеллектуальных способностей, черт характера и профессиональных навыков и оформите в таблице.

Интеллектуальные способности

Черты характера лидера

Профессиональные навыки

Задание 6. Впишите в таблицу качества руководителя, способствующие успешной деятельности.

Личные

Профессиональные

Организаторские и деловые

Задание 7. Сгруппируйте правильные и неправильные утверждения.

1. Влияние – это вещественное и нравственное действие.

2. Власть является влиянием в сторону изменения поведения.

3. Власть руководителя не зависит от степени свободы подчиненного.

4. Власть не существует, если ею не пользоваться.

5. Власть является способностью, но не возможностью влиять на других.

6. Власть используется как социальный термин.

7. Понимание отношения власти ситуационно.

8. Авторитет строится только на неформальной  власти.

9. Харизма не влияет на формирование личностной основы власти.

10. Личностная основа власти находится в руках вышестоящего начальника.

11. Основа власти – это то, через  что определенная власть используется.

12. Специализация ограничивает экспертную власть.

13. Право на власть может быть единственным источником власти.

14. Право принятия решения как власть принадлежит только руководителю.

15. Вознаграждение и принуждение ослабляют власть.

16. Лидерство связывается с эффективностью влияния.

17. Лидер использует власть для достижения целей организации.

Правильные утверждения

Неправильные утверждения


Задание 8. Выберите правильный вариант ответа:

1. Человека, проявляющего более высокий, чем остальные, уровень активности и влияния на принимаемые решения, ведущего за собой остальных, называют:

а) руководителем;

б) менеджером;

в) лидером;

г) начальником._______

2. Главной особенностью деятельности  любого руководителя является:

а) престижность работы;

б) общение с людьми;

в) высокий авторитет;

г) владение частью акций предприятия._______

3. Уважение, доверие, признание профессиональной компетентности со стороны сотрудников определяется понятием:

а) руководство;

б) статус;

в) авторитет;

г) власть._______

4. К профессиональным качествам руководителя относятся:

а) компетентность;

б) общая культура;

в) умение планировать;

г) все перечисленные._______

5. Оптимальными взаимоотношениями между руководителем и  неформальным  лидером в коллективе считаются отношения:

а) сотрудничества;

б) приятельства;

в) соперничества

г) разделения сфер влияния._______


Тема 12. Стили управления.

Задание 1.

а) Если бы вы были руководителем низового звена, как бы вы предпочли влиять  на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из ваших идей?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

б) Всегда ли демократический, ориентированный на человека стиль руководства оказывается эффективным?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

в) Какой из стилей руководства позволит оптимально и быстро решить возникшие трудности в отношениях между сотрудниками?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Перечислите и охарактеризуйте факторы, влияющие на эффективность стиля руководства.

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________

________________________________________________________________________


Задание 3. Каждому из приведенных ниже терминов и понятий, отмеченных цифрами, найдите соответствующие определения, обозначенное буквой:

№ п/п

Термин

Обозначение

Определение

1

Лидер

А

Совокупность приемов руководства, основанных на широком привлечении сотрудников  предприятия к процессу подготовки принятия решения.

2

Неформальная организация

Б

Совместное выполнение работы, совместное участие в решении проблемы или задачи.

3

Авторитарный стиль руководства

В

Манера поведения руководителя по отношению к подчиненным в процессе достижения поставленных целей.

4

Руководство

Г

Стиль, при котором руководитель не вмешивается в работу подчиненных, предоставляя им широкую самостоятельность.

5

Демократический стиль руководства

Д

Человек, способный воздействовать на группу людей, направлять и организовывать их работу.

6

Стиль руководства

Е

Стиль прямых приказов, распоряжений, не допускающий каких – либо возражений со стороны подчиненных.

7

Либеральный стиль руководства

Ж

Официально назначенный руководитель.

8

Сотрудничество

З

Спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.

9

Формальный лидер

И

Способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


Задание 4. Выбранный Вами стиль управления не может оставаться неизменным в различных управленческих ситуациях. Умелый руководитель должен анализировать ситуацию и приспосабливать к ней соответствующий стиль руководства. Кроме того, стиль управления должен меняться с ростом профессионального мастерства, опыта работы подчиненных.

Какие стили управления необходимо использовать в следующих ситуациях:

а)  На начальном этапе формирования организации Вам необходимо распределить ресурсы, поставить цели, сформировать задачи перед подчиненными, у которых к тому же нет опыта в подобном виде деятельности.

 б) Если Вам необходимо решить сложную задачу и есть время для выработки оптимального решения, а ваши подчиненные – достаточно грамотные и квалифицированные специалисты, имеющие свое мнение на этот счет.

в) Если коллектив, которым вы руководите, достаточно сплочен; люди,  работающие в нем – профессионалы, имеющие большой стаж, а вам нужно выполнить ординарное задание в установленные сроки.

г) Если вам необходимо срочно устранить аварию, произошедшую на производственном участке.

Укажите достоинства и недостатки указанных стилей управления.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Заполните таблицу:

Критерий

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Принятие решений

Планирование

Контроль

Отношение к подчиненным

Манера общения


Задание 6. Выберите правильный вариант ответа:

1. Наиболее эффективным стилем руководства в условиях экстремальной ситуации является:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) попустительский;

г) бюрократический.

_______

2. Для решения задач, требующих точного и обязательного выполнения всех процедур, строгого распределения обязанностей, четкого соблюдения сроков выполнения, наиболее эффективен стиль руководства:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) бюрократический;

г) попустительский.

______

3. Наивысшей стадии развития коллектива более всего соответствует стиль руководства:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) попустительский;

г) бюрократический.

______

4. Оптимальными взаимоотношениями между руководителем и неформальным лидером в коллективе считаются отношения:

а) сотрудничества;

б) приятельства;

в) соперничества;

г) разделение сфер влияния.

______


Тема 13. Коммуникативность и общение.

Задание 1. Дайте ответы на вопросы:

1. В чем состоит сущность коммуникаций в менеджменте?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие стороны проявления имеет общение?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

3. Почему неформальные коммуникации столь важны для руководителей и организаций?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

4. Какие преграды существуют в организационных коммуникациях?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

5. Что такое трансакционный анализ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Каждому из приведенных ниже терминов и понятий отмеченных цифрами, найдите соответствующее положение, обозначенное буквой.

№  п/п

Термин

Обозначение

Определение

1

Общение

А

Коммуникация, способствующая достижению целей участников общения

2

Канал

Б

Процесс обмена информацией в организации

3

Коммуникация

В

Средства, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю

4

Эффективная коммуникация

Г

Система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников

5

Коммуникационный процесс

Д

Процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией

6

Коммуникационная сеть

Е

Обмен информацией между двумя и более людьми

7

Этические нормы

Ж

Соединение определенным образом участников процесса с помощью информационных потоков

8

Обратная связь

З

Источник, сообщение, канал, получатель, обратная связь

9

Элементы коммуникации

И

Реакция получателя на сообщение источника

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Из представленных утверждений отметьте знаком «» неверные:

1. Целью коммуникационного процесса является передача информации.

2. Кодирование идеи происходит в ходе ее формулирования.

3. Канал превращает идею в сообщение.

4. Одновременный обмен устной и письменной информацией обычно эффективен.

5. Декодирование происходит на этапе передачи информации.

6. Обратная связь облегчает передачу информации.

7. Шум искажает смысл на любом этапе коммуникационного процесса.

8. Семантика является межличностным барьером в коммуникации.

9. Время используется как невербальная коммуникация.

10. Умение просто необходимо менеджеру.

11. Оценка работы – это способ обратной связи.

12. Коммуникации создают структуру организации.

13. Выбор средства сообщения ограничивается единственным каналом.

14. Между восприятием и коммуникацией нет прямой связи.

15. Принуждение не связано с сокрытием информации.

16. Обмен информацией предполагает ее восприятие.

17. Коммуникация – это передача информации от одного лица к другому.

18. Коммуницировать можно только с помощью нематериальных средств.

19. Формализация обедняет коммуникации.

20. Поставки являются формой коммуникации между организациями.

Задание 4. Ниже приводятся выдержки из беседы двух руководителей предприятий о каналах распространения информации:

- Я всегда использую только объективные источники информации: служебные документы, данные диспетчерской службы и рекомендации АСУ. В коммуникационном процессе нет места слухам и субъективной информации.

- Я с тобой не совсем согласен. Слухи можно и нужно использовать. Выявив каналы их распространения, можно организовать утечку информации и узнать о реакции на нее по каналам обратной связи. Возможная оценка реакции персонала способствует правильной подготовке нововведений на производстве.

                    1. Какую точку зрения Вы разделяете? Обоснуйте свою позицию.

                    2. Какая информация, поступающая по субъективным направлениям,

                        является более точной?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 14. Деловое общение.

Задание 1.  Раскройте содержание термина «деловое общение».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Перечислите и охарактеризуйте социально-психологические механизмы воздействия партнеров друг на друга в процессе общения.

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3.  Что такое деловая беседа, каковы ее цели и функции?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.  Каковы задачи и особенности деловых переговоров?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.  Укажите и охарактеризуйте основные правила, способствующие успеху в переговорах и поддержанию благоприятного психологического климата в процессе их проведения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.  Каковы цели, функции и особенности делового совещания?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Почему современному руководителю необходимо владеть навыками публичного выступления?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.   В чем заключается подготовка к публичному выступлению?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9.  Каким требованиям должно соответствовать публичное выступление, чтобы на всем протяжении удерживать внимание слушателей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.  Среди участников совещания часто выделяются люди, придерживающиеся определенных моделей поведения, которые они воспроизводят раз за разом. Специалисты, изучающие проблемы эффективных деловых коммуникаций, выделяют ряд ролей, которые играют некоторые участники совещаний.

        Далее представлены модели поведения, которых могут придерживаться отдельные участники совещания. Такое поведение снижает эффективность совещания и требует корректирующих действий со стороны руководителя. Предложите, что можно сделать для нейтрализации или исправления непродуктивных моделей поведения.

   

Опаздывающие:  часто приходят через какое – то время после начала совещания. Приводят объективные причины своих опозданий.

Возможное противодействие: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уходит раньше времени, ссылаясь на неотложные дела.

Возможное противодействие: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сомневающийся: сомневается в целесообразности выполнения тех или иных работ, выделения денежных средств и т.п.

Возможное противодействие: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скучающий:  пребывает  в состоянии дремоты или постоянно зевает, рисует, читает газету или какие-то свои документы.

Возможное противодействие: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Болтуны»:  полностью отключаются от темы, обсуждаемой на совещании. Их больше волнует предмет их беседы.

Возможное противодействие:_______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Крикуны»:  стараются по каждому вопросу громогласно высказать свое мнение или комментарий.

Возможное противодействие: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Занятые люди»: во время совещания подписывают документы, разговаривают по мобильному телефону и решают рабочие вопросы.

Возможное противодействие: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 11.  Групповое принятие решений является необходимым компонентом работы руководителя. Сформулируйте не менее трех плюсов (положительных моментов), связанных с проведением совещаний.

Плюсы совещаний:

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажите не менее трех минусов, связанных с проведением совещаний.

Минусы совещаний:

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 15.  Самоменеджмент

Задание 1.  Перечислите этапы процесса самоменеджмента, используя данную схему:

Задание 2.  Важнейшей составной частью планов деятельности менеджера является план на день. Укажите, когда следует составлять план на день?

Объясните, почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.  Укажите функцию, которая должна завершать процесс деятельности менеджера.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.  В чем должен состоять самоконтроль деятельности менеджера?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5.  Укажите правильный вариант ответа:

1. Вас назначили руководителем подразделения, где вы работали молодым сотрудником. Некоторые помнят те времена и обращаются к вам на «ты» и по имени. Что вы сделаете:

а)  с глазу на глаз просите каждого из них в дальнейшем обращаться к вам на «вы» и по имени отчеству;

б)  выскажите эту просьбу на первом совещании;

в)  сохраните эту привилегию для ветеранов, решительно пресекая такую фамильярность для остальных.

2.  Решение срочной задачи, поставленной правлением фирмы, потребует резкого повышения интенсивности работы всех и грозит срывом графиков отпусков. Что вы сделаете в этой ситуации:

а)  жестко напомните подчиненным, что производственная дисциплина должна соблюдаться;

б)  соберете совещание и попробуете договориться с сотрудниками, как организовать работу и помочь друг другу, чтобы сроков не сорвать и в отпуск уйти с минимальным опозданием;

в)  пообещайте подчиненным «выбить» крупную премию, если сделаете дело.

3.  Вы сидите в кабинете второй день. Раздается звонок телефона и незнакомый голос просит позвать вашего предшественника на должности. Что вы сделаете:

а)  ответите, что он больше здесь не работает, и повесите трубку;

б)  назовите телефон, по которому следует ему звонить и повесите трубку;

в)  поинтересуйтесь, кто звонит и по какому делу и спросите: не можете ли вы помочь звонящему?

4.  Вы повесили на двери кабинета табличку «прием с 12 часов». Но на следующий день уже в 10 часов к вам входит починенный со словами, что у него срочное дело. Как вы поступите?

а)  отложите свою работу в сторону и выслушаете его;

б)  напомните о табличке на дверях и отложите разговор до 12 часов;

в)  предложите кратко охарактеризовать суть дела и примите решение потом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6.  Блиц – опрос.

1. Кому важнее планировать рабочее и личное время: мужчине и женщине?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2. Каковы наиболее типичные причины дефицита рабочего времени ______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Каким делам отдавать предпочтения: важным или срочным ___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В чем состоит эффект планирования рабочего времени? ______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Труд без отдыха: достоинство или наказание? _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что эффективнее: организованный контроль или самоконтроль? _______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Влияет ли служебное положение менеджера на его участие в заседаниях?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЛИТЕРАТУРА

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

  1. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Закон Российской Федерации в редакции Федерального закона Российской Федерации от 11 июля 1997 г. № 97 – Ф3 // Российская газета. 1997. 17 июля.

  1. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 28 апреля 2000 г. № 54 – Ф3 // Российская кооперация. 2000. 13 мая.

  1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. М.: Центросоюз Российской Федерации, 2001.

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Гардарики, 1998.

  1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М.: ИНФРА – М, 1999.

  1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. М.: Триада, 1996.

  1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ГНОМ – пресс при сод. Т.Д

     «Элит – 2000», 1999.

  1. Волошин М.Ю. Мотивация трудовой деятельности персонала: Учебное пособие. Белгород: «Кооперативное образование», 2001.

  1. Драчева Е.Л. Менеджмент. М.: Мастерство, 2001.

  1. Жигалов В.Т. Основы менеджмента и управленческой деятельности. Белгород: БУПК, 1998.

  1. Казначесвская Г.Б. Менеджмент в экзаменационных вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. ЗАО «Эконом – пресс». НПЖ «ФУА», 1998.
  2. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле: Учебник для торгово-коммерческих колледжей и техникумов. М.: Экономика, 1996.

  1. Менеджмент. Современный российский менеджмент: Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. М.: ФБК – ПРЕСС, 1998.

  1. Основы менеджмента / Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1999.

  1. Смирнова Г.Б. Менеджмент. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.

  1. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева и др. М.: ИНФРА – М, 1998.
  2. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности: Учебник. М.: Высшая школа, 1998.

  1. Якокка Л. Карьера менеджера: Пер. с англ. / При участии У. Новака. Тольятти: Издательский дом «Довгань», 1997.

  1. Газета «Российская кооперация». М.: Издательский дом Центросоюза.

  1. Журналы: «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент в России и за рубежом», «Искусство управления» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для самостоятельной подготовки обучающихся к семинару по разделу: Эволюция концепций менеджмента (УД 03 Менеджмент, специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям))

Рабочая тетрадь позволяет осуществить самостоятельную подготовку обучающегося к семинару, определить узловые вопросы раздела Эволюция концепций менеджента, закрепить основные понятия менеджмента,...

Рабочая тетрадь для самостоятельной подготовки студентов к промежуточной аттестации по УД Основы экономики, менеджмента, маркетинга по специальности 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая тетрадь для организации самостоятельной работы обучающихся, дает возможность подготовиться к промежуточному и итоговому контролю знаний, сформировать навыки управленческой деятельно...

Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по дисциплине ОП.07.«Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для студентов СПО, обучающихся по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания». Часть I.

Рабочая  тетрадь  предназначена для  выполнения   самостоятельных    и практических  работ по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга...

Рабочая тетрадь по дисциплине "Менеджмент" для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.

Рабочая тетрадь с методическим указанием  для выполнения практических работ  по ОП 03 "Менеджмент" для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, обучающегося 1 курса фина...

Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине "Менеджмент"

ТОГБПОУ "Жердевский колледж сахарной промышленности"; рабочая тетрадь для практических занятий по Менеджменту;г.Жердевка;2016г.; Автор: преподаватель Тяпкина Наталья Викторовна; 57 стр.; разработана п...

Рабочая тетрадь для выполнения практических заданий и самостоятельной работы по дисциплине МЕНЕДЖМЕНТ для специальности 40.02.01. ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Материаль для практических и самостоятельных работ обучающихся   по ОПД Менеджмент для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения разработан в соотвествии ФГОС СПО  (...

Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине ОП.08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;- применять в профессиональной деятельности приемы д...