Разработка к практическому занятию по Менеджменту Тема: «Трудовой коллектив и кадровый потенциал»
учебно-методический материал на тему

Костоусова Елена Юрьевна

Разработка содержит вопросы для обсуждения, контрольные вопросы и логические упражнения, задания для самостоятельной работы студента по теме "Трудовой коллектив и кадровый потенциал".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие  по теме: «Трудовой коллектив и кадровый потенциал»

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое коллективный труд.
  2. Опишите экономические условия формирования коллективов.
  3. Перечислите основные виды коллективов.
  4. Опишите механизм образования формальных и неформальных коллективов.
  5. Должен ли руководитель вмешиваться в процесс образования и действия неформальных групп?
  6. Что и из каких источников он должен знать об этих группах?
  7. Каким образом можно использовать их деятельность в интересах дела?
  8. Каким способом можно «отыскать» лидера неформальной группы?
  9. Можно ли превратить неформальный коллектив в формальный?
  10. Оцените психологический климат в своем коллективе.

Психологическая характеристика коллектива:

- Психологический климат-настроение работников, отношение к делу и людей между собой. Он может быть благоприятным и неблагоприятным

- Сплоченность - взаимное тяготение людей друг к другу, единство действий и устремлений, способность отстаивать интересы всего коллектива и его отдельной личности.

- Совместимость людей в коллективе - соответствие личных целей, устремлений,            ценностей групповым и индивидуальным.

- Восприятие или отклонение нововведений, степень конформизма, следование традициям, обычаям, привычкам.

10.  Составьте перечень вопросов, которые требуют своего решения для ввода «в строй» нового работника.

11.  Ознакомьтесь с основными разделами плана НОТ.

Основные разделы плана НОТ

I. Совершенствование организации рабочих мест (планировка, специализация, оснащение, контроль, освещенность и т. д.)

I.I. Улучшение обслуживания рабочих мест (обеспечение сырьем, материалами, заготовками, инструментом, наладка, уборка, транспортировка и т. д.).

  1. Совершенствование разделения и кооперации труда (выработка наиболее рациональных форм труда, совершенствование профессий и специальностей).
  2. Внедрение передовых методов и приемов труда (рационализация трудовых движений, фиксирование на фото- и кинопленку, анализ и распространение лучшего опыта работников).

V.Совершенствование нормирования и оплаты труда (включение в процесс нормирования самих работников, применение материального и морального стимулирования).

VI.Укрепление дисциплины труда и преданности предприятию (распорядок дня, соблюдение требований технологического процесса, отношение к предметам и средствам труда, взаимопомощь и поддержка в процессе труда).

  1. Повышение квалификации работников (курсы переподготовки и повышения квалификации, обмен передовым опытом работы, деловые игры и т. д.).
  2. Улучшение условий труда и отдыха (научно обоснованные режимы труда, перерывы в работе, охрана труда, техника безопасности, психологическая разгрузка, гигиена).

Контрольные вопросы и логические упражнения для занятия

1. Вы - начальник производственного отдела. В какой последовательности Вы будете проводить беседу с вновь принятым сотрудником:

   познакомлю с отделом и обстановкой в нем; расскажу о трудностях в работе; поздравлю с назначением и началом работы; подробно изложу требования к работнику? Имеет ли последовательность постановки вопросов какое-либо значение?

2. Как ввести в должность нового сотрудника:

              назначить шефом;

              назначить стажером;

              познакомить с коллегами и рабочим местом;

              предоставить действовать самостоятельно?

   К какому разряду работников это подходит и что дает?

  1. Какие из перечисленных причин являются главными в разочаровании молодого менеджера своей работой:
  • ожидал быстрых результатов, а их нет;
  • шеф не замечает моих успехов, да и недостатков тоже;
  • мои научные (учебные) знания остаются не востребованными;
  • в коллективе нет человеческих отношений, конфликты и ссоры;
  • шеф не ставит четких целей, пассивен, не дает «блеснуть»?

   Какие, кроме перечисленных, Вы назовете причины недовольства молодых работников своим положением (материальные, моральные   и  т.  д.), если Вы  уже работали или проходили производственную практику.

4. Как уволить сотрудника:

  • в связи с сокращением штата;
  • в случае непримиримых разногласий в работе, не позволяющих продолжать совместную работу;
  • в случае нарушения трудовой дисциплины; по собственному желанию работника?

Когда и кто сообщает работнику об увольнении?

5. Назовите истоки противоречий между личностью и группой, а также между группами.

  1. По каким причинам образуются и развиваются неформальные коллективы?
  2. Какие меры необходимо предусмотреть в работе с формальными и неформальными группами в условиях предстоящей перестройки деятельности или структурного преобразования предприятия?
  3. Какие способы повышения эффективности работы Вашей группы возможны и осуществимы при подготовке к экзаменам?
  4. Какой из неформальных методов прогнозирования позволяет получать наиболее ценную информацию?

(А) наглядная информация

(В) промышленный шпионаж

(С) письменная информация

(D) информация в глобальных сетях

Самостоятельная работа студента

I. Подготовить материал для предстоящей учебной управленческой деловой игры и представить его для обсуждения;

определить предполагаемую численность персонала для создаваемого предприятия или организации (нормативы разрабатываются самостоятельно):

А. Рабочие (основной профессии и вспомогательные рабочие);

Б. Младший обслуживающий персонал;

В. Инженерно - технические работники;

Г. Служащие.

II Подготовить квалификационную характеристику для:

     А. Бригадира производственной бригады;

     Б. Начальника инструментального цеха;

     В. Начальника отдела технического контроля;

     Г. Начальника отдела кадров

    Д. Главного инженера предприятия и т. д. (одну по выбору студентов).

III. Подготовить один из пунктов плана НОТ (по выбору студентов).

См. разделы плана научной организации труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка выездного практического занятия

В данной работе представлен методический материал по организации и проведению практического занятия  в производственных условиях с приглашением работодателяПредставленный материал может быть поле...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого практического занятия в учебно-производственном магазине ТД «Закарпатье» на тему: «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ» для специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Методическая разработка открытого урока по теме: "Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей" для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...

Методическая разработка итогового практического занятия - викторины «Анатомический марафон» по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» для специальности: 31.02.01. Лечебное дело

Конкурс включает семь туров: 1 тур «Разминка» в котором участвуют студенты 1 и 2 подгрупп, им предлагаются простые занимательные вопросы. 2 тур  «Отгадайте загадки», который включает задания в ви...

Методическая разработка открытого практического занятия по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: Оформление документации на складе (с применением игровой технологии обучения)

Методическая разработка открытого  практического занятия с применением игровой технологии обучения по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: оформление ...

Методическая разработка проведения практического занятия №2 по учебной дисциплине «Основы права» Тема №7«Трудовое право»

Тема «Гражданское право» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач – изучение имущественных отношений и св...