Рабочая программа ОП 16.В.10 Менеджмент
рабочая программа

Савостьянова Анна Станиславовна

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Дисциплина «Менеджмент»  базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении  общегуманитарных и социально-экономических  дисциплин, раскрывает практику управления во всех её проявлениях, рассматривает способы достижения поставленной цели, исходя из мотивов поведения людей и связанные с их трудом и интеллектом. 

 

 Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения профессиональной деятельности. В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.М.КЛЫКОВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 16.В.10 МЕНЕДЖМЕНТ

по специальности

050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании

2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Организация-разработчик: областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»

Составитель:

 САВОСТЬЯНОВА Анна Станиславовна, преподаватель

 ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум  имени В.М. Клыкова»

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                стр.

  1. Паспорт программы учебной дисциплины                                               4        

 

2. Структура и содержание учебной дисциплины                                               7

4. Условия реализации программы учебной дисциплины                                 14

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной

дисциплины                                                                                  15

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Менеджмент»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

         Учебная дисциплина ОП 16.В.10  Менеджмент входит в общепрофессиональный цикл и составляет 46 часов учебной нагрузки из вариативной части ОПОП.

1.3.  Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

                Дисциплина «Менеджмент»  базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении  общегуманитарных и социально-экономических  дисциплин, раскрывает практику управления во всех её проявлениях, рассматривает способы достижения поставленной цели, исходя из мотивов поведения людей и связанные с их трудом и интеллектом.  

 Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения профессиональной деятельности. В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности организаций, предприятий, но и методы управления ими.

В результате изучения дисциплины  «Менеджмент» студент должен:

     иметь представление:

  • о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;
  • о характерных чертах современного менеджмента;
  • о роли и месте менеджмента в условиях рыночной экономики;

    знать:

  • функции менеджмента; цикл менеджмента;
  • процесс принятия и реализации управленческих решений;
  • формы делового и управленческого общения в коллективе;
  • методы управления конфликтами;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  • методы и принципы управления;
  • понятие мотивации труда;

    уметь:

  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
  • принимать эффективные решения.
  • использовать нормативную, правовую информацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности.

иметь практический опыт:

  • делового общения;
  • составления распорядка рабочего дня и графика работы менеджера;
  • ведения телефонных переговоров;
  • составления резюме.

Результатом освоения программы является овладение обучающимися

общими компетенциями:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм.

профессиональные компетенции:

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

         1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

       

         Максимальной учебной нагрузки обучающегося  46 час., в том числе:        

        обязательной аудиторной нагрузки обучающегося  35 часов;

        самостоятельной работы обучающегося   11 часов;

          теоретических занятий – 31 час;

        практических занятий – 4 часа;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов/зачет-ных единиц

Максимальная учебная нагрузка (всего)

46

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

35

в том числе:

практические занятия

4

Самостоятельная работа студента (всего)

11

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета

1

2.  Содержание обучения по учебной дисциплине Менеджмент

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

 усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы современного менеджмента

Содержание учебного материала:

6

Тема 1.1 Сущность и характерные черты менеджмента

Понятие менеджмента, его сущность. Роль и задачи менеджмента.

1

2

Тема 1.2. Зарубежный опыт менеджмента

Основные этапы истории менеджмента. Опыт менеджмента в России.

1

2

Тема 1.3. Внешняя и   внутренняя среда организации.

Среда. Внешняя среда. Среда прямого и косвенного воздействия. Внутренняя среда. Элементы внутренней среды предприятия.

1

2

Тема 1.4. Организация работы предприятия.

Организация работы предприятия. Методы проектирования организационных структур. Типы и виды менеджмента. Менеджмент в системе организации.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений на заданную тему:

Сущность менеджмента и эволюция его теории.

Особенности менеджмента в Японии, США, ФРГ.

Великие менеджеры мира.

2

Раздел 2. Основные функции менеджмента

10

Тема 2.1. Процесс управления. Цикл менеджмента.

Содержание процесса управления. Получение и обработка информации о состоянии объекта. Определение хозяйственных принципов и ориентиров, целей и задач.

1

2

1

2

3

4

Тема 2.2. Функции управления. Цикл менеджмента.

Основные функции управления. Цикл менеджмента.

1

2

Тема 2.3. Планирование.

Сущность и виды планирования. Модель стратегического планирования.

1

2

Тема 2.4. Организация, делегирование полномочий

Структура и типы организационных структур. Организация и делегирование полномочий.

1

2

Тема 2.5. Мотивация.

Понятие мотивации. Эволюция понимания проблемы мотивации. Использование мотивации в практике менеджмента.

1

2

Тема 2.6. Управленческое решение

Принятие решений. Какие бывают решения? Процесс принятия решений. Принципы принятия решений.

1

2

Тема 2.7. Методы принятия решений

Моделирование и экспериментирование как методы решения управленческих решений.

1

2

Тема 2.8. Контроль.

Контроль: сущность, виды, этапы контроля. Поведенческие аспекты контроля.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебной литературой, составление конспекта.

Использовать учебник (1) основной литературы и рекомендуемую дополнительную литературу.

Написание эссе по теме: «Предвидение будущего – одна из величайших проблем, стоящих перед руководителями».

2

Раздел 3. Менеджер, его место и роль в организации

6

Тема 3.1. Сущность деятельности менеджера.

Деятельность менеджера. Качества менеджера. Навыки личной работы.

1

2

Тема 3.2. Профессиональные качества менеджера

Модель современного менеджера. Знания и умения менеджера. Личные качества менеджера. Навыки и способности эффективно управлять.

1

2

Тема 3.3. Взаимодействие менеджера в организации

Функции менеджера в организации. Корпоративные ресурсы организации.

1

2

1

2

3

4

Тема 3.4. Жизненный цикл менеджера

Жизненный цикл как объект управления. Карьера менеджера. Управление карьерой.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебной литературой, составление конспекта.

Использовать учебник (1) основной литературы и рекомендуемую дополнительную литературу.

Написание эссе по теме: «Модель современного менеджера».

Заполнение таблицы «Функции менеджера»

2

Раздел 4. Руководство организацией как социальной системой.

8

Тема 4.1. Неформальные группы и управление ими.

Группа в социально-психологическом аспекте. Типы групп. Характерные черты неформальных организаций.

1

2

Тема 4.2. Феномен лидерства. Лидерство руководителя в организации.

Понятия руководства, влияния, власти.  Виды власти. Качества лидера. Формы власти.

1

2

Тема 4.3. Стили руководства и управления.

Авторитарный, демократический, либеральный стили руководства. Партнерство.

1

2

Тема 4.4. Конфликты в организации

Основы делового общения. Конфликты и стрессы в организации. Создание благоприятного климата в организации.

1

2

Тема 4.5. Стресс.

Природа и причина стрессов. Взаимосвязь конфликта и стресса. Позитивные и негативные стрессы. Методы снятия стресса.

1

2

Практические занятия:

Составление распорядка рабочего дня менеджера, его графика работы.

Тестирование на тему «Сможете ли Вы добиться  успеха в жизни?»

1

1

2

3

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебной литературой, составление конспекта.

Использовать учебник (1) основной литературы и рекомендуемую дополнительную литературу.

Подготовка сообщений: Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть.

Пройти тест “Моя стрессоустойчивость», «Подвержен ли я стрессу».

2

3

Раздел 5.  Деловое общение.

10

2

Тема 5.1. Коммуникации как связующие процесса управления.

Коммуникации, их роль в процессе управления. Способы передачи информации. Виды информации.

1

2

Тема 5.2. Процесс обмена информацией.

Модель и структура коммуникации. Процесс обмена информацией. Способы коммуникаций. Десять заповедей успешной коммуникации.

1

2

Тема 5.3. Психологические закономерности делового общения.

Деловое общение и его особенности. Среда общения. Законы логичности речи. Слушание. Типичные ошибки слушания. Трансакт. Формы трансактов.

1

2

Тема 5.4. Этика делового общения.

Этика, категории этики, принципы этики делового поведения руководителя. Этические нормы и принципы, используемые подчиненным в деловом общении с руководителем. Деловое общение между коллегами.

1

2

Тема 5.5. Тактика делового общения

Формы делового общения. Правила успешных переговоров. Как подготовить сообщение, выступление.

1

2

Тема 5.6. Техника телефонных переговоров

Правила телефонного этикета.

1

2

Практические занятия:

Тактика ведения телефонных переговоров. Деловая игра «Испорченный телефон»  

Тест: «Оценка персонального стиля делового общения»

2

1

2

3

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебной литературой, составление конспекта.

Подготовка сообщений по темам:

«История формирования этикета в России» «Опыт зарубежных

стран в развитии делового этикета»

2

3

Раздел 6. Компетентность в общении и решение проблемы собственного трудоустройства

6

Тема 6.1. Эффективное поведение на рынке труда.

Состояние и проблемы современного рынка труда.

1

2

Тема 6.2. Собеседование с работодателем.

Подготовка к собеседованию с работодателем. Закономерности общения с работодателем. Ошибки в общении с работодателем.

1

2

Тема 6.3. Составление резюме.

Что такое резюме. Правила составления резюме.

1

2

Итоговое занятие. Зачет.

1

3

Практические занятия:

Составление резюме. Подготовка к встрече с работодателем.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений по темам:

«Безработица в России»,«Вербальное и невербальное общение». «Подготовка к встрече с работодателем».

1

                                                                                                                   ИТОГО:

46 часов

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.        Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- методическая и учебная литература;

- схемы, таблицы к урокам;

- методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

- методические рекомендации к практическим работам.  

Технические средства обучения:

- автоматизированное рабочее место преподавателя (компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор);

- аудиовизуальные и телекоммуникативные средства обучения;

- видеоматериалы, презентации.

4.2.        Информационное обеспечение обучения

В целях изучения и систематизации учебного материала по изучаемой дисциплине рекомендованы следующие основные источники информации:

  1.   Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент – 9-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  2.   Казначевская Г.Б. Менеджмент -  учебник – изд. 7-е. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  3.   Райченко А.В., Хохлова И.В. Менеджмент – М.: Форум, 2007 г.
  4.   Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. – 4-е изд. Стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  1. Интернет – ресурсы:
  2. http://www.alleng.ru
  3. http://studentam.net
  4. http://www.gaudeamus.omskcity.com
  5. http://www.bibliotekar.ru/biznes-29/ 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

          Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, в процессе проведения практических занятий промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения

Практикум, устный и письменный опрос, тестирование.

анализировать организационные структуры управления

проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения

применять эффективные решения, используя систему методов управления

учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Знания:

сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития

Устный и письменный опрос, тестирование, самостоятельная внеаудиторная работа студентов.

методы планирования и организации работы подразделения

принципы построения организационной структуры управления

основы формирования мотивационной политики организации

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

внешнюю и внутреннюю среду организации

цикл менеджмента

процесс принятия и реализации управленческих решений

функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта

систему методов управления

методику принятия решений

стили управления, коммуникации, принципы делового общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга для специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания базовой по...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Менеджмент для специальности 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение базовой подготовки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Менеджмент для специальности 100701 «Коммерция» среднего профессионального образования (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  и примерной программы по специальности 100701 «Коммерция» среднего профессиона...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы  - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.01. Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП 12.  Менеджмент  основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.0...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП 12.  Менеджмент   основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12.  Менеджмент   основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности  ...