Открытый урок. ПМ.02. Проверка и наладка электрооборудования
методическая разработка

Шеметова Наталья Юрьевна

Тема: Нереверсивный пуск двигателя. Сборка цепи управления. Изучение правил использования мультиметра. Измерение напряжения и сопротивления в цепи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_uchebnoy_praktiki.docx70.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО «Чеховский техникум» СП-3

Открытый урок

Тема: Нереверсивный пуск двигателя. Сборка цепи управления. Изучение правил использования мультиметра. Измерение напряжения и сопротивления в цепи.

ПМ.02. Проверка и наладка электрооборудования.

Урок 6: Изучение правил использования мультиметра. Измерение напряжения и сопротивления в цепи.

Специальность: 13.01.10 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

Курс: 2

Группа: 72-Э

Выполнила: мастер п/о Шеметова Н. Ю.

Чехов. 2018 г.

Аннотация

Данная методическая разработка урока производственной практики для обучающихся 2 курса по специальности 13.01.10 «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» позволяет обновить и систематизировать знания, полученные на 1 курсе, а также получить новые знания в области применения приборов и измерительных механизмов и применить их на практике на примере знакомой схемы. Урок направлен на закрепление знаний по Теме 3. «Монтаж и ремонт электрических аппаратов, электрических машин и трансформаторов» Урока 22 «Сборка схемы нереверсивного пуска асинхронного электродвигателя с тепловой защитой и защитой от коротких замыканий», изученной в ПМ.01. «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций». Также он направлен на изучение нового материала по ПМ.02. «Проверка и наладка электрооборудования» Урок 6 «Изучение правил использования мультиметра. Измерение напряжения и сопротивления в цепи».

Работа соответствует рабочей программе и требованиям стандартам СПО. Позволяет обучающимся освоить содержание темы, показать умения и навыки, полученные на занятиях учебной практики.

В ходе урока у обучающихся формируются общие компетенции:

ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК З. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку своей деятельности, нести ответственность за результат своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Учащиеся получают практический опыт чтения электромонтажных схем и сборки схемы нереверсивного пуска двигателя, овладевают знаниями в области современных измерительных приборов, получают навык практического применения современных электрических приборов (мультиметра) для измерения напряжения и сопротивления на участках собираемой схемы, а также осваивают навыки соблюдения правил техники безопасности при проведении монтажных работ и работ с измерительными инструментами.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого урока учебной практики. Урок разработан по программе подготовки квалифицированных рабочих, формирования общих и профессиональных компетенций.

Урок имеет теоретическую часть, содержащую вопросы по проверке знаний обучающихся по теме, критерии оценок на вопросы теоретического материала и выполнение учебно-производственной работы, инструкционную карту с пояснениями для выполнения монтажа на фанерной доске (щите).

Вопросы составлены таким образом, что позволяют мастеру п/о отследить теоретический уровень подготовки учащихся по данной теме и вместе с тем обучающиеся самостоятельно производят проверку исправности всего комплектующего оборудования.

Урок обеспечен необходимым инструментом, материалами, оборудованием и дидактическими средствами обучения.

В ходе урока у учащихся формируются профессиональные компетенции по монтажу, повышаются профессиональные навыки по применению современных технологий и развивается логическое и техническое мышление.

План урока учебной практики

Тема: Нереверсивный пуск двигателя. Сборка цепи управления. Изучение правил использования мультиметра. Измерение напряжения и сопротивления в цепи.

Цель:

Обучающая:

Научить грамотно выполнять монтаж осветительной электропроводки.

Научить умениям и навыкам в работе бригадным методом.

Развивающая:

Развивать логическое мышление при выполнении электромонтажных работ.

Формировать профессиональную самостоятельность, привычку, самоконтроль, умение планировать и организовывать собственную деятельность.

Воспитательная:

Воспитывать ответственность за выполненную работу, аккуратность, способность работать в бригаде, техническую культуру и творческое отношение к труду.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: рассказ – объяснение, показ трудовых приемов, самостоятельная работа

Методы:

обучения: диалогический, показательный;

преподавания: объяснительно-инструктивный, демонстрационный; учения: практический, частично поисковый.

Материально-техническое оснащение урока:

Оборудование (на 1 рабочее место):

- Доска (щит) для выполнения электромонтажных работ;

- автоматические трех- и однополюсный выключатели;

- магнитный пускатель;

- тепловое реле;

- кнопочный пост;

- лампа накаливания;

- патрон для лампы накаливания.

Инструмент:

- нож монтерский;

- пассатижи;

- набор отверток (крестовая, плоская, индикаторная);

- бокорезы (кусачки);

- круглогубцы,

- инструмент для снятия изоляции,

- мультиметр,

- рулетка;

- карандаш;

- ластик.

Материалы:

- провод ПВ3 сечением 1,5;

- дин-рейки;

- клеммники;

- нулевая и защитного заземления шинки;

- саморезы.

Технологическая документация:

- схема электрическая;

- инструкционная карта,

- критерии оценивания выполненной работы.

ХОД УРОКА

1.Организационная часть урока.(10 мин.)

Перекличка. Выдача спецодежды, СИЗ, ящиков с инструментом.

Назначение дежурных.

2. Вводный инструктаж. (10 мин.)

Вопросы техники безопасности. Выдача заданий, схем, инструкционных карт, критериев оценки.

Проверка подготовленности к уроку. Ответы на вопросы мастера п/о.

Контроль знаний.

Вопросы:

  1. Относятся ли собираемые на уроке схемы к действующим электроустановкам?
  2. Какие провода (сколько, как называются) необходимы для полноценной работы приборов однофазной цепи?
  3. Зачем нужен нулевой провод?
  4. Для чего в схеме автоматические выключатели?
  5. Какую функцию выполняет магнитный пускатель?
  6. Какую функцию выполняет кнопочный пост?
  7. Зачем нужно тепловое реле?
  8. Будет ли работать схема, если убрать тепловое реле?

Конспект (ответы на вопросы).

  1. Схема относится к действующей электроустановке - это значит, что она находится под напряжением или может находиться под ним.
  2. Схема включается в однофазную сеть. Однофазной называется сеть, где ток проходит в одной фазе L, второй провод N ноль.
  3. Если нулевого провода не будет, не будет линейного напряжения, так как это разность потенциалов между двумя зарядами.
  4. Автоматический выключатель служит для защиты от короткого замыкания и перегрузки.
  5. Магнитный пускатель позволяет производить многократные включения и отключения силовых контактов мощного оборудования.
  6. Кнопочный пост позволяет дистанционно управлять освещением и двигателями из 1 или нескольких мест.
  7. Тепловое реле защищает двигатель от перегрева в случае перегрузки или межвиткового кз.
  8. Схема без теплового реле будет работать.

Монтаж электрооборудования должен быть простым, не требующим дополнительных трудозатрат, качественным и красивым.

3. Текущее инструктирование, отработка профессиональных навыков.

3.1. Целевые обходы рабочих мест.

На выполнение отводится 3 часа. При выполнении работы сверяемся с критериями оценки, где указаны ошибки и нарушения технологии, которые можно совершить.

Контроль за выполнением обучающимися учебно-производственных работ, приобретение ими профессиональных навыков по:

- соблюдению техники безопасности,

- организации рабочего места,

- разметки трассы электропроводки,

- использованию технической и технологической документации.

3.2. Индивидуальное инструктирование и дополнительный показ приемов выполнения работ со слабоуспевающими обучающимися, отработка с ними операций, вызывающих затруднение.

3.3. Индивидуальный опрос учащихся в ходе работы.

4. Заключительный инструктаж.

4.1. Назвать лучшее выполнение учебно-производственной работы.

4.2. Сделать анализ причин, вызвавших затруднения при отработке компетенций

4.3. Отчёт учащегося о готовности подключения схем.

4.4 Выявление ошибок и оценивание конечного результата.

4.5. Сообщение о достигнутой цели.

4.6. Подведение итогов урока

4.7. Домашнее задание

Примечания.

После выполнения монтажа производится прозвонка участков цепи мультиметром на режиме «Сопротивление» (омметр): 1 – нет соединения/ 0 – есть соединение.

После проверки правильности сборки цепи мастером, в присутствии мастера учащийся проверяет схему на работоспособность, подключает схему управления на однофазное напряжение ~220 В, замеряет напряжение на участках цепи мультиметром на режиме «переменное напряжение 750В). Результаты замеров сообщает мастеру.

После оценки мастером схемы учащийся производит отключение и демонтаж схемы, убирает рабочее место, сдает мастеру выданные оборудование, материалы, документацию, инструмент, спецодежду и СИЗ.

По окончании работ дежурные производят влажную уборку помещения.

ФИО

72-Э

Задание.

Теоретическая часть

Вопросы:

  1. Относятся ли собираемые на уроке схемы к действующим электроустановкам?

______________________________________________________________________

  1. Какие провода (сколько, как называются) необходимы для полноценной работы приборов однофазной цепи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Зачем нужен нулевой провод?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Для чего в схеме автоматические выключатели?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какую функцию выполняет магнитный пускатель?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какую функцию выполняет кнопочный пост?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Зачем нужно тепловое реле?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Будет ли работать схема, если убрать тепловое реле?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каким знаком обозначают сопротивление на мультиметре?

_____________

  1. Каким знаком обозначают переменное напряжение на мультиметре?

_______________

Баллов: _________________________

Задание

Практическая часть

1.Собрать схему нереверсивного пуска двигателя согласно прилагаемому чертежу.

2. Произвести проверку схемы самостоятельно.

3. Убрать инструмент и лишние материалы, подготовить индикаторную отвертку, мультиметр и подозвать мастера для проверки схемы.

4. Устранить ошибки и недочеты, указанные мастером.

5. Подозвать мастера повторно. В присутствии мастера произвести прозвонку участков схемы в режиме «сопротивление». Убедиться в правильности подключения всех элементов.

6. Индикаторной отверткой определить наличие фазы в розетке. Произвести подключение схемы.

7. Произвести измерение напряжения на участках схемы в режиме «переменное напряжение 750 В».

9. Отключить схему (вытащить вилку из розетки).

8. После выставления оценки мастером за практическую часть работ произвести демонтаж схемы.

9. Убрать рабочее место, передать инструмент, спецодежду и СИЗ на хранение.

10. Вымыть руки

Схема нереверсивного пуска двигателя

 C:\Users\NShemetov\Pictures\Новый точечный рисунок jpeg.jpg

См. Приложение 1. Схема нереверсивного пуска двигателя

QF – трехполюсный автоматический выключатель

ПР – плавкая вставка (заменятся однополюсным автоматическим выключателем)

С – нормально замкнутый контакт кнопки «Стоп» на кнопочном посте

Пуск – нормально разомкнутый контакт кнопки «Пуск» на кнопочном посте

КМ1 – силовые контакты магнитного пускателя

КМ1 БК – нормально разомкнутые дополнительные контакты магнитного пускателя

КМ1 А1 и А2 – выводы катушки магнитного пускателя

Р – тепловое реле

Критерии оценивания выполненных работ:

  1. Законченный монтаж схемы -100 баллов.
  2. Соблюдение ТБ -10 баллов.
  3. Выпрямление провода (эстетика и красота исполнения) – 10 баллов.
  4. Норма времени – 3часа -10 баллов.
  5. Прозвонка мультиметром – 10 баллов.
  6. Включение схемы в сеть – 10 баллов.
  7. Измерение напряжения мультиметром -10 баллов
  8. Оценка за 1 правильный ответ на теоретические вопросы: - 1 балл.

_________________________________

Итоговая оценка за практическую часть: _______________________

Итоговая оценка за теоретическую часть: _____________________

Итоговая оценка всего: ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ.02 «Проверка и наладка электрооборудования», профессия: 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ.02 «Проверка и наладка электрооборудования» для обучающихся очной формы обучения 2 курса, профессия:  140446.03 Электромонтер по ремонту и обслужи...

Программа ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) профессии  14...

Рабочая программа ПМ. 02. Проверка и наладка электрооборудования

Программа профессионального модуля ПМ. 02. «Проверка и наладка электрооборудования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной практики к ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУчебной практики к  ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования...

Рабочая программа (профессии) ПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПМ.02 Проверка и наладка электрооборудования              по профессии СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ. 02. Проверка и наладка электрооборудования

Рабочая программа ПМ.02. Проверка и наладка электрооборудования...