Рабочая программа дисциплины "Астрономия"
рабочая программа

Ракова Наталья Сергеевна

Рабочая  программа  дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по астрономии (Приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 N 506
"О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089") в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ и отвечает определенным в стандарте требованиям к уровню подготовки обучающихся старших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astronomiya_2019.docx46.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области

«Россошанский техникум  сельскохозяйственного

и строительного транспорта»

СОГЛАСОВАНО:                                                          УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ  ДИРЕКТОРА ПО  ТМР                              ДИРЕКТОР ГБПОУ ВО «РТСИСТ»

____________И.В. ПОЛОВИНКИНА                  _________________В.А. СИЛАКОВ

«_____»_________________2019                           «_____»_________________2019

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ. 12 АСТРОНОМИЯ  

для профессий  среднего  профессионального образования

по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих

по профессии:

        

         43.01.19 Повар, кондитер        

   

Рабочая программа рассмотрена

на заседании предметно – цикловой  комиссии

и рекомендована к утверждению.

от « ______» ________________2019г., протокол № _______

Председатель ПЦК___________В.Н. Липницкая  

пос. Молодежный, 2019г.

     Рабочая  программа  дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по астрономии (Приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 N 506
"О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089") в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ и отвечает определенным в стандарте требованиям к уровню подготовки обучающихся старших классов

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Воронежской области «Россошанский техникум  сельскохозяйственного  и строительного транспорта»

Разработчики:

Половинкина Ирина Вячеславовна,  зам директора по ТМР

Ф.И.О.,  должность

Ракова Наталья Сергеевна,  преподаватель физики, астрономии

Ф.И.О.,  должность

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ   ДИСЦИПЛИНЫ

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ДИСЦИПЛИНЫ

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

18

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ   ДИСЦИПЛИНЫ

Астрономия  

  1. Область применения рабочей  программы

   Рабочая  программа  дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для профессий среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих  по профессиям:              

         

         43.01.09 Повар, кондитер        

 

Рабочая программа разработана на основе:

   1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089.

  2. Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312  « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Министерства образования РФ от20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011№1994, 01.02.2012№74).

 3.Приказа Минобрнауки России от 07.06.2017 N 506
"О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089.

4.  Примерной  программы среднего полного общего образования по астрономии  для 11 классов  и авторской программы Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута  с УМК. – М.: Дрофа,

4. Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.(Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 №29200), п23.

5. Учебного   плана ГБПОУ  ВО «РТСиСТ»  на 2018/2021 учебный год для профессий    43.01.09 Повар, кондитер.

    Рабочая программа учебной дисциплины Астрономия   предназначена для изучения астрономии в учреждениях среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих), реализующих образовательную программу среднего общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.  

   Согласно Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования астрономия  изучается как базовый учебный предмет

1.2. Место  дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл

1.3.Цели и задачи  дисциплины – требования к результатам освоения  дисциплины:

Изучение астрономии   на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

- формирование научного мировоззрения;

- формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

З.1- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

З.2- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

З.3- смысл физического закона Хаббла;

З.4 - основные этапы освоения космического пространства;

З.5 - гипотезы происхождения Солнечной системы;

З.6 основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

З.7 размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

У.1 - приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

У.2- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

У.3 - характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

У.4 - находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

У.5 - использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

- оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

1.5.Количество часов на освоение рабочей  программы учебной дисциплины:

Объем образовательной нагрузки -  40 часов,

в том числе:

Нагрузка теоретического обучения обучающегося -   40 часов;

2.  СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем образовательной нагрузки и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки

40

Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)

40

в том числе:

Нагрузка теоретического обучения

40

      лабораторные работы

-

      практические работы

-

Промежуточная    аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ. 12 Астрономия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятии, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Астрономия, её значение и связь с другими науками

Содержание учебного материала

Предмет астрономии

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

1.

Астрономия. Что изучает астрономия.

1

2.

Наблюдение – основа астрономии.

1

Раздел 2. Практические основы астрономии

Содержание учебного материала

Основы практической астрономии

Небесная сфера. Особые  точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

3.

Звёзды и созвездия.

1

4.

Небесные координаты и звёздные карты.

1

5.

Видимое движение звёзд.

1

6

Годичное движение Солнца по небу.

1

7.

Движение и фазы Луны.

1

8.

Затмение Солнца и Луны.

1

9.

Время и календарь.

1

10.

Контрольная работа №1 по теме: «Практические основы астрономии».

1

Раздел 3. Строение Солнечной системы

Содержание учебного материала

    Законы движения небесных тел

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика.. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

11.

Развитие представлений о строении мира.

1

12.

Конфигурация планет.

1

13.

Законы движения планет Солнечной системы.

1

14.

Законы Кеплера.

1

15.

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

16.

Движение небесных тел под действием сил тяготения.

1

17.

Решение задач на тему: «Движение  тел под действием сил тяготения».

1

18.

Контрольная работа № 2 по теме: «Строение Солнечной системы»

1

Раздел 4. Природа тел Солнечной системы

Содержание учебного материала

Солнечная система

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. Методы астрономических исследований. Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефанна-Больцмана.

19.

Общие характеристики планет.

1

20.

Солнечная система как комплекс тел с общим происхождением.

1

21.

Система Земля-Луна.

1

22.

Планеты земной группы.

1

23.

Далёкие планеты.

1

24.

Малые тела Солнечной системы.

1

25.

Контрольная работа № 3 по теме: «Природа тел Солнечной системы».

1

Раздел 5. Солнце и звёзды

Содержание учебного материала

   

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на солнце. Солнечно-земные связи.

      Звезды. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблемы существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

26.

Солнце – ближайшая звезда.

1

27.

Солнце и жизнь Земли.

1

28.

Расстояние до звёзд.

1

29.

Физическая природа звёзд.

1

30.

Двойные звёзды.

1

31.

Переменные и нестационарные звёзды.

1

32.

Контрольная работа № 4 по теме: «Солнце и звёзды».

1

Раздел 6. Строение и эволюция Вселенной

Содержание учебного материала

Наша Галактика - Млечный Путь. Состав и структура Галактики. Звёздные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Тёмная материя. Галактики. Строение и эволюция Вселенной. Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение.

33.

Наша Галактика.

1

34.

Другие звёздные системы – галактики.

1

35.

Метагалактика.

1

36.

Формирование галактик и звёзд.

1

37.

Основы современной космологии.

1

38.

Жизнь и разум во Вселенной.

1

39.

Контрольная работа № 5 по теме:  «Строение и эволюция Вселенной».

1

40.

Дифференцированный зачёт

1

Всего

40

40

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация  дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся

- рабочее место преподавателя

- комплект учебников

- дидактический материал

Технические средства обучения:

-  ноутбук с лицензионным программным обеспечением, презентационный материал, демонстрационный экран, проектор

3.2 Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1.Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник -5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018.

2. Примерная программа  среднего полного общего образования по астрономии  (базовый  уровень) для 11 классов. Сборник. – М.: Дрофа, 2017 

3. Страут  Е.К.Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2017

4.Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Дополнительные источники:

  1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. физика. 11 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Левитан Е.П. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005

Интернет-ресурсы:

www.edu.ru 

http://www.zavuch.info

http://festival.1september.ru

www.spin.nw.ru – физика для школ через Интернет (С.-Петербург)

www.scientific.ru – новости науки

www.km.ru/science - Кирилл и Мефодий

vsm.host.ru – виртуальный музей космонавтики

www.1september.ru – издательство «Первое сентября»

nauka.relis.ru – журнал «Наука и жизнь»

www.znanie-sila.ru – журнал  «Знание – сила»

http://elkin52.narod.ru/ - сайт Виктора Елькина

www.fizika.ru – сайт Кривченко И.В.

http://ggreen. -  Планеты Солнечной системы и их спутники. Сайт о планетах Солнечной системы и их спутниках, представлены новости космоса, каталог астрофотографии, астрофорум.

http://www.astrotop.ru/cgi/list.cgi?themeАs=28&page_begin=1&page_end=100 Астрокосмическое  образование.

http://wwwastrogalaxy  - "Астрогалактика" Разделы: История астрономии, Основы астрономии. Общая астрономия (солнечная система, звезды, галактика и др.), Новости астрономии.

 http://  www. moscowaleks.narod.ru  - сайт "Галактика". Астрономическая энциклопедия. Занимательная астрономия. Непознанная Вселенная и др

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ  ДИСЦИЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения  дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, зачётных работ, контрольных работ, а так же выполнения обучающимися творческих заданий,  презентаций, сообщений, докладов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

У.1 - приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

Тестирование, разработка сообщений и презентаций.

У.2- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

Тестирование, разработка сообщений и докладов.

У.3 - характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

Тестирование, контрольные  работы, разработка сообщений.

У.4 - находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

Самостоятельные работы, контрольные работы.

У.5 - использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

Тестирование, самостоятельные работы  и контрольные работы.

Знания:

З.1- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра

Контрольная работа, самостоятельные работы, разработка сообщений и презентаций.

З.2- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

З.3- смысл физического закона Хаббла

З.4 - основные этапы освоения космического пространства;

З.5 - гипотезы происхождения Солнечной системы;

З.6 основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

З.7 размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

Промежуточная   аттестация

Дифференцированный зачет

Разработчики:         

ГБПОУ ВО «РТСиСТ»               зам директора по ТМР                    И.В. Половинкина

   (место работы)                        (занимаемая должность)                       (инициалы, фамилия)

ГБПОУ  ВО «РТСиСТ»               преподаватель                                 Н.С. Ракова

   (место работы)                        (занимаемая должность)                       (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...