ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
статья

Большаков Виктор Васильевич

Данный материал содержит информацию о практической деятельности преподавателя  по применению инновационных форм и методов обучения; чему они способствуют, чему помогают научить. Рассказывается о формах занятий, развивающих креативность в обучающихся начального и среднего профессионального образования. Указывааютя образовательные технологии, применяемые преподавателем с целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovats.formy_obucheniya._doklad.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  (Большаков В.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ АТСП)

В практической деятельности преподавателей ГБПОУ АТСП, входящих ПЦК общеобразовательных дисциплин, применяются инновационные формы и методы обучения.

Инновационные методы помогают научить:

  • активным способам получения новых знаний;
  • дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности;
  • создают такие условия в обучении, при которых обучающиеся не могут не научиться;
  • стимулируют творческие способности;
  • помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

Они способствуют:

  • эффективному усвоению знаний;
  • формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения;
  • позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности;
  • формируют ценностные ориентации личности;
  • повышают познавательную активность;
  • развивают творческие способности;
  • создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности обучающихся.

Рассматривая ролевые игры («деловые», «сюжетно-ролевые») как активный метод обучения, надо отметить, что этот метод помогает раскрыть поисковые возможности будущего специалиста.

При проведении занятий в виде организации «мозгового штурма», решается двойственная задача: с одной стороны как метод, применяемый в профессиональной деятельности обучающегося, с другой – преподавателя, т.к. с помощью рабочих гипотез рассматриваются самые разнообразные идеи, доказывается важность решения придуманной или взятой из реальной действительной ситуации, приобретается опыт организации и проведения инновационного занятия.

Используя такую организационную форму как учебное моделирование научного исследования, обучающиеся применяют полученные ими ранее знания по методике сбора данных, осваивают исследовательские процедуры. При этом достигается важная цель: теоретические знания превращаются в своеобразный инструмент творческого осознания социальной действительности специалистом и он получает навыки в использовании нового метода в своей деятельности. Проектная деятельность ставит в центр образовательного процесса практические вопросы овладения профессией и на этой базе стимулирует интерес к теории. ( Примеры с уроками литературы, русского языка, истории, обществознания, химии, математики…)

Разработавшие свой социальный проект, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию с оппонентами – и в этих целях мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал в памяти даже годы спустя. Этому же способствует и анализ конкретных ситуаций – метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, характеризующийся следующими признаками: наличие конкретной ситуации; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуации; публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуации с последующим оппонированием; подведение итогов и оценка результатов занятий. Обучающиеся ощущают себя на таких занятиях участниками социальных действий.

( Пример с социальным проектом «Горжусь своими земляками!»  

Участие в  конкурсе «Моя малая Родина» на региональном и федеральном уровнях:   Диплом за  Первое место в номинации  «Традиции народов России» (Большаков Игорь. Региональный этап.. Н.Новгород);

Диплом за  Второе  место в номинации  «Славен человек труда» (Радченко Надежда. Региональный этап. Н.Новгород.);

Диплом участника V Всероссийского конкурса творческих работ «Моя малая Родина» в номинации «Славен человек труда» (Радченко Надежда. Федеральный этап. Москва.)

Всероссийский конкурс сочинений - 2015:

Второе место в внутриучрежденческом этапе Всероссийского конкурса (Елохин Дмитрий).  )

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов. (Пример:  Иногда на разминке в начале урока спрашиваю: «7 и 9 . Это сколько?» Называют ответ: 16. Но преподаватель же не сказал, что прибавить. Когда на доске записываются две цифры, появляется искомый ответ: 79. )

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.

Не следует забывать также, что на уроках гуманитарного цикла идёт формирование нравственных качеств личности.  В связи с этим следует проводить генеральную линию (суперцель) через все занятия: формирование в своих подопечных человечности. Ненавязчиво, но на каждом уроке курса … в зависимости от ситуации.

В последние десятилетия в педагогической практике начали широко применяться различные образовательные технологии, хотя мысль о технологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А. Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех.

Конечно, очень важно сегодня применять технологии аудиовизуального обучения, т.е. обучения с помощью технических средств. Термин «образовательные технологии», появившийся в 1960-х гг., означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом. НО!!!... Где деньги!?...

В «Глоссарии современного образования» рассматривают три подхода к определению понятия «образовательная технология»:

1.Систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

 2. Решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению.

3.Выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приёмов и материалов, а также посредством применяемых методов.

   Образовательная технология – системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса.

   Характерные черты:

   диагностическая формулировка целей;

  ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей;

   оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

   воспроизводимость учебно-воспитательного процесса.

 

С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности рекомендуется применять в работе следующие образовательные технологии: 

  • личностно-ориентированное обучение,
  • проблемное обучение,
  • тестовые формы контроля знаний,
  • блочно-модульное обучение,
  •  метод проектов,
  • кейс-метод,
  • кредитно-модульная система оценки,
  • обучение в сотрудничестве,
  • разноуровневое обучение,
  • проведение бинарного урока,
  • дистанционное обучение.

Преимущества применения образовательных технологий - меняются функции преподавателя и обучающегося, преподаватель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а обучающимся предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.

Образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса - это подготовка высококвалифицированных специалистов:

   имеющих фундаментальные и прикладные знания;

  способных успешно осваивать новые, профессиональные и управленческие области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия;

   обладающих высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

Список литературы

1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000.

2. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2005.

3. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.

4. Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс, 2002, № 2.

5. Сорокин Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс, 2005, № 8.

6. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка: типы и формы уроков; методы обучения; структура разных типов уроков; виды, формы и средства контроля

В памятке систематизирован и концентрирован материал в табличной форме: различные формы уроков, методы обучения, виды, формы и средства контроля; основные задачи и структура разных типов уроков....

Взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов работы с детским хореографическим коллективом

Взаимодействие традиционных и инновационных форми методов работы с детским хореографическим коллективом...

Доклад "Инновационные формы и методы работы со студенческим коллективом"

Доклад "Инновационные формы и методы работы со студенческим коллективом" представлен на цикле классных руководителей в ГАПОУ "Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ"...

Доклад на тему: "Инновационные формы и методы работы с коллективом"

Доклад на тему: "Инновационные формы и методы работы с коллективом"...

Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Инновационные формы и методы работы методиста как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов....

ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Математика одна из дисциплин, которая способствует формированию профессиональных знаний и умений, имеет большие возможности для формирования ключевых ком...