Технологическая карта учебного занятия "Россия в эпоху петровских преобразований" с применением интерактивных технологий
план-конспект занятия

Наталья Викторовна Азарова

Технологическая карта учебного занятия по теме "Россия в эпоху петровских преобразований", поможет полноценно провести урок в соответствии с ФГОС. Особенностью данного урока являетя применение интерактивных техналогоий .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uchebnogo_zanyatiya_azarovoy.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Группа №ПК-20-211

Тема занятия: Россия в эпоху петровских преобразований.

Тип занятия: комбинированный урок.

Вид занятия: смешанный

Основные понятия и термины: абсолютизм, ассамблея, губернии, гвардия, генеральный регламент, генерал-прокурор, государственные крестьяне, камерализм, коллегии, магистрат, меркантилизм, обер-прокурор, подушная подать, посессионные крестьяне, приписные крестьяне, протекционизм, рекрутская повинность, Сенат, Синод, Табель о рангах, фискал.

Используемые методы, технологии обучения:

Методы обучения: частично-поисковый, словесный

Технологии: личностно-ориентированный, компетентностный подход

Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальная, групповая работа.

Цель урока: Сформировать представление о личности Петре I как о царе реформаторе, определить важность преобразований Петра I.

Задачи:

1) Развивающая: Формирование умений обобщать и систематизировать материал, уметь высказывать собственное мнение о личности Петра I и его роли в истории России;

2) Обучающая: Углубить знания студентов о реформах Петра I, комплексе причин, их вызвавших, содержании преобразований и последствиях.

3) Воспитательная: Воспитывать интерес к истории как учебному предмету.

Приобретаемые умения: Студент должен уметь давать собственную оценку личности Петра I и его преобразованиям. 

Приобретаемые знания: студент должен знать причины, содержание и последствия реформ Петра I.

Приобретаемые ОК : ОК 2.,ОК 4, ОК5 ОК 6.  

Оборудование и основные источники информации: Компьютер, проектор, раздаточный материал

Ресурсы: 1) основные: Анисимов Е. В. Петр Великий: личность и реформы https://www.4italka.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/266907/fulltext.htm

 2)дополнительные: Белик В. И. Петр Великий – первый Российский император Ставрополь, 2021. https://skunb.ru/data/upload/documents/files/ibo/Petr%20I.pdf

Наименование  этапов и  его структурных элементов

Норма времени

Цель

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Общие компетенции

Организационный

5 мин

Проверка готовности студентов, их настрой на работу

Приветствие студентов. Сообщение темы, постановка  целей, озвучивание эпиграфа, структуры урока. Работа с журналом (отметить отсутствующих).

Приветствуют преподавателя проверяю свою готовность к уроку

Повторение изученного материала 

15 мин

Проверка знания предыдущей темы

  • Инструктаж выполнения работы
  • Совместная проверка работы
  • Озвучивание результатов.

  • Студенты по куаркоду переходят на страницу с заданием и выполняют его (задание «Колесо истории», опрос по Северной войне
  • Студенты фиксируют ответы на рабочем листе, указывают время выполнения

ОК 2

ОК 5

Изучение нового материала

43 мин

Изучить основные причины и направления реформ Петра 1

  • Рассказывает о причинах петровских преобразований
  • Делит на группы, объясняет задание
  • Преподаватель проверяет, контролирует и дополняет
  • Объясняет задание, проверяет
  • Рассказывает о значении реформ

  • Студенты слушают преподавателя, делают записи в тетради
  • Робота в группах
  • Каждая группа в слух озвучивает материалы для таблицы, остальные группы вносят сведения
  • Работа с текстом, записи в таблице
  • Просмотр видеоролика, заполнение таблицы
  • Студенты по куаркоду переходят на страницу с заданием и выполняют его

ОК 2

ОК 4

ОК 6

Закрепление

15 мин

Закрепление ранее изученного материала

  • Объясняет задачу, контролирует, направляет
  • Постановка проблемного вопроса: Как вы оцениваете деятельность Петра I?

  • Отработка навыков групповой работы
  • Работа с документом

ОК 5

ОК 6

Рефлексия

5 мин

Соотношение поставленных задач с достигнутыми результатами

Поблагодарить студентов за урок

Задает вопросы:

1.Самое интересное было

2. Мне понравилось

3. Меня удивило

Сопоставляют предполагаемый результат с реальным

ОК6

Инструктаж

2 мин

Написать эссе «Мое отношение к личности Петра 1»

Технологическая карта учебного занятия

Преподаватель Азарова Наталья Викторовна

По учебной дисциплине ОУД.04 История

Тема занятия: Россия в эпоху петровских преобразований.

Тип занятия: комбинированный урок.

Вид занятия: смешанный

Основные понятия и термины: абсолютизм, ассамблея, губернии, гвардия, генеральный регламент, генерал-прокурор, государственные крестьяне, камерализм, коллегии,  магистрат, меркантилизм, обер-прокурор, подушная подать, посессионные крестьяне, приписные крестьяне, протекционизм, рекрутская повинность, Сенат, Синод, Табель о рангах, фискал.

Цель урока: Сформировать представление о личности Петре I как о царе реформаторе, определить важность преобразований Петра I.

Задачи:

1) Образовательная: Углубить знания студентов о реформах Петра I, комплексе причин, их вызвавших, содержании преобразований и последствиях.

2) Развивающая: Формирование умений обобщать и систематизировать материал, уметь высказывать собственное мнение о личности Петра I и его роли в истории России;

3) Воспитательная: Воспитывать интерес к истории как учебному предмету.

Приобретаемые умения: Студент должен уметь давать собственную оценку личности Петра I и его преобразованиям. 

Приобретаемые знания: студент должен знать причины, содержание и последствия  реформ Петра I.

Приобретаемые ОК : ОК 2.,ОК 4,.  

Оборудование и основные источники информации: Компьютер, проектор, раздаточный материал

 

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Петр – великий государственный деятель,

создатель могущественной империи, человек,

благодаря которому, Россия пошла

по пути мировой цивилизации»

В. Татищев

1 этап. Организационный момент (5 мин).Приветствие студентов. Сообщение темы,постановка  целей, озвучивание эпиграфа, структуры урока. Работа с журналом (отметить отсутствующих).

 2 этап.  Повторение изученного материала (15 мин)

Прежде чем мы приступим к новой теме предлагаю вспомнить предыдущих  правителей и их прозвища.(учащимся предлагается по куар- коду перейти к заданию «Колесо истории»)

Студентам раздаются листы для работы, рабочий лист подписывается и работа выполняется на нем.

Вам необходимо написать имя князя напротив прозвища, либо наоборот, в зависимости от того что вам попадется.

 https://wordwall.net/resourceajax/qr?resourceType=activity&id=27931036&imagetype=png&pixels=410

Ответ: Вещий Олег, Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской , Иван Калита, Александр Невский, Иван Великий, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный

- Прошли столетия, а эти имена помнит история? Почему?

Мы с вами пришли к выводу, что в благодарность за достижения, сделанные для государства, люди в далекие времена награждали своих государей громкими именами.

На прошлом занятии мы с вами изучили внешнеполитическую деятельность Петра I и прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте вспомним в виде небольшого опроса основные моменты Северной войны.

Опрос по Северной войне правда/ложь

https://wordwall.net/resourceajax/qr?resourceType=activity&id=27932524&imagetype=png&pixels=410

Студенты фиксируют ответы на рабочем листе, указывают время выполнения.

Совместная проверка  теста. Озвучивание результатов.

 3 этап. Изучение новой темы: (43 мин)

  1. Причины петровских преобразований(студенты слушают преподавателя, делают записи в тетради).

Для того чтобы лучше понять причины петровских преобразований необходимо рассмотреть внутреннее и международное положение России к концу 17 века. В 16-17 веках в Западной Европе произошли важные исторические события – Нидерландская и Английская буржуазные революции. В этих странах утвердились буржуазные отношения, и обе эти страны далеко опередили другие государства по своему социально-экономическому и политическому развитию. Многие европейские страны по сравнению с ними были отсталыми, но наиболее отсталой была Россия. Историческая отсталость России была обусловлена монголо-татарским нашествием и игом, огромной территорией, затруднявшей процесс централизации страны, нарушением торгово-промышленных, культурных, дипломатических связей с Западной Европой, отсутствием выхода к морю, последствием польско-шведской интервенции начала 17 века.

Для того чтобы поставить Россию в один ряд с развитыми европейскими странами было необходимо (студенты записывают в тетради):

  1. Добиться выхода к морям для торговли и культурного общения со странами Европы.
  2. Создать национальную промышленность.
  3. Создать регулярную армию и военно-морской флот.
  4. Реформировать государственный аппарат.
  5. Провести культурные преобразования.

Петр I поставил задачу модернизации, «догоняющего развития»  по отношению к Европе. На европейский «вызов» Петр I стремился дать европейский «ответ».

Предпосылки реформ сложились во всех областях общества еще в 17 веке при Алексее Михайловиче. Однако России нужны были не просто реформаторы, а реформатор на троне.

Ряд преобразований не имели глубоких корней, и они своим появлением были обязаны инициативе царя и его огромной энергии в претворении их в жизнь.

На формирование реформаторских взглядов Петра I оказали влияние европейские идеалы, усвоенные в юности от общения с иностранцами Немецкой слободы, поездка в Архангельск, азовские походы, поездка в Европу в составе Великого посольства, желание создать из России «новую Голландию».

В чем суть петровских преобразований? Чтобы ответить на данный вопрос мы с вами разделимся на 3 группы( по рядам) и поработаем с приложением 1, каждая группа изучает свой материал и заполняет таблицу:

Название реформы

Характеристика

 

1 ряд- военная реформа

2 ряд- экономическая реформы

3 ряд – социальные реформы

 

Проверка работы, каждая группа в слух озвучивает материалы для таблицы, остальные группы вносят сведения, преподаватель контролирует и дополняет.

Теперь мы с вами переходим к политическим реформам и заносим в первый столбец таблицы название (студентам заранее раздаются темы докладов/сообщений, если студент не готов предлагается поработать с приложением 2, и озвучить следующие темы).

а) понятие камерализма;

б) создание Сената и прокуратуры;

в) создание коллегий;

г) губернская реформа;

д) упразднение патриаршества и образование Святейшего Синода;

е) провозглашение России империей, утверждение абсолютной монархии (самодержавия).

 

Итак, далее предлагаю познакомиться с реформами в сфере культуры.(Просмотр видеофрагмента из фильма Романовы https://www.youtube.com/watch?v=m67curWtS-o заполнение таблицы по данному вопросу)

а) введение нового календаря;

б) создание системы светского образования;

в) внедрение западноевропейской культуры в жизнь общества.

Значение петровских преобразований.

Значение петровских преобразований, оценка личности самого Петра I уже с 18 века и по настоящее время служат предметом острых дискуссий в обществе (один из примеров спор между западниками и славянофилами) и исторической науке и носят противоречивый характер.

Каковы положительные и отрицательные стороны петровских преобразований?(Студенты по куаркоду преходят на страницу с заданием и выполняют его, далее взаимопроверка).

https://wordwall.net/resourceajax/qr?resourceType=activity&id=27933653&imagetype=png&pixels=410

4 этап. закрепление (15 мин)

Отработка навыков групповой работы (15 минут)

Результаты деятельности, правления Петра Алексеевича, оцениваются не однозначно. Яркая личность Петра Великого, как современниками императора, так и историками так же не имеет одного мнения .Мы с вами сейчас поработаем с документами и попытаемся дать оценку деятельности Петра Великого и все же определить какова роль Петра I в судьбе России?

Тексты  на столах у студентов. Студенты разбиты на 4 группы.. Задача – выбрать цитату, дать комментарий выбора именно данной цитаты, дать комментарий содержанию цитаты. (Приложение 4)

Проблемный вопрос: Как вы оцениваете деятельность Петра I?

Итог занятия.

В заключении хотелось бы отметить, что в историографии  период правления Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Историки до сих пор не пришли к единому мнению в в оценке как личности так и деятельности Петра. Действительно: эпоху Петра I однозначно оценить нельзя. Мы можем спорить о личности Петра I давать положительную или отрицательную оценку его поступкам и делам.

28 января 1725 года умер первый русский император – Петр Алексеевич Романов.

 «…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!»- эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. «Солнце земли Русской» - высочайшая оценка.

- То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Написал о Пётре I А. С. Пушкин.

 Справедливости ради нужно отметить, что уже при жизни Петра I высказывались и совсем иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Вот так, ребята, 300 лет не стихают споры вокруг личности Петра и его деятельности. Это только доказывает, что он был выдающейся, неординарной личностью. И именно в годы его правления Россия получила статус империи!

5 Рефлексия (5 мин)        Соотношение поставленных задач с достигнутыми результатами

Поблагодарить студентов за урок, преподаватель задает вопросы:

1.Самое интересное было

2. Мне понравилось

3. Меня удивило  

Инструктаж (2 мин) о выполнении домашнего задания .Студентам необходимо написать эссе «Мое отношение к личности Петра 1»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Военная реформа

Основным содержанием  военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, комплектуемых на основе рекрутской повинности, согласно которой крестьянские и посадские общины (представители податных сословий)  примерно с 20 дворов обязаны были поставить рекрута для пожизненной службы в армии.

Раннее существовавшие войска упразднялись, а их личный состав использовался для новых формирований. Были сформированы солдатские пехотные  и драгунские конные полки. Артиллерия окончательно превратилась в самостоятельный род войск. Были созданы инженерные войска в составе артиллерии.

Для управления вооруженными силами учреждались военная и адмиралтейств-коллегии, на военное время вводилась должность главнокомандующего.

Было введено единое вооружение: ружья – мушкеты с ударно-кремневым замком, пистолеты, сабли-палаши. Для метания ручных гранат создали специальные отряды гренадеров.

Введен единый военный штандарт – российский триколор с изображением двуглавого орла, на флоте – андреевский синий крест на белом фоне.

Была установлена единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерная школы). Для подготовки офицерских кадров служили Семеновский и Преображенский полки, Морская академия.

В армии и на флоте введена иерархия чинов и званий. Воинский артикул 1715 г. определял военно-уголовный процесс и систему уголовных наказаний. Организация вооруженных сил, основные вопросы обучения, способы ведения боевых действий были закреплены в воинском и морском уставах (1716 г.  и 1720 г.).

     1703 г. – основание  и начало строительства Петербурга по особому плану. Для защиты Петербурга с моря основана морская крепость Кроншлот (Кронштадт). В 1713 г. столица России была перенесена из Москвы в Петербург.

В целом военные реформы Петра I оказали положительное влияние  на развитие русского военного искусства, явились одним из факторов, обусловивших успехи русской армии и флота в Северной войне.          

  1. Экономические реформы.

а)  создание отечественной промышленности;

Презентация Матвеевой Натальи

б) развитие торговли, политика меркантилизма и протекционизма, денежная реформа.

Презентация Невмержицкого  Александра

Текст

Промышленность

Целью экономических преобразований Петра I в экономике было: 1.  Обеспечение армии  и флота оружием, обмундированием, снаряжением. 2. Создание и развитие мануфактурной промышленности. 3. Развитие внутренней и внешней торговли.

С 1695 по 1725 годы было создано 200 мануфактур разного профиля, 75 металлургических заводов к середине 18 века.

Организующей силой  в создании отечественной промышленности было государство. Характер, темпы и специфику развитее промышленности «индустриализация по – петровски» предопределило участие России в Северной войне.

Мануфактуры делились на казенные, купеческие и вотчинные. Рабочей силой на предприятиях стали приписные и посессионные (покупные с 1721 г.) крестьяне в форме принудительного труда на мануфактурах. Также использовался и вольнонаемный труд – работные люди, квалифицированные работники.

Особенностью государственных мануфактур было обеспечение сбыта продукции в лице заказчика – государства, использование принудительной и дешевой рабочей силы, отсутствие естественной конкуренции.

Реформы охватывали и сферу мелкотоварного производства. Для увеличения объема и качества ремесленного производства Петр I учредил Главный магистрат (ссуды, сырье, сбыт). В 1722 г.  в городах было введено цеховое устройство (контроль за качеством и количеством, уплата податей).

Следствием этих особенностей являлось незаинтересованность в техническом росте, консервация феодально-крепостнических порядков.

Торговля.

В области торговли вводилась монополия на заготовку и сбыт определенных товаров. С 1 января 1705 г. была введена монополия на соль и табак. Товарами казенной торговли также были лен, хлеб, смола, икра, сало, воск, меха, парусное полотно, железо, что значительно пополняло казну.

Поощрялось создание купеческих предприятий. Частным предпринимателям  на льготных условиях государство передавало фабрики и заводы, а также предоставляло привилегии – такие как монопольное право на продажу того или иного товара.

Центрами торговли были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки – Макарьевская, Ирбитская, Свинская.

Большое внимание уделялось развитию водных путей. Началось активное строительство каналов: Волго-Донского, Вышневолоцкого, Ладожского.

Во внешней торговле проводилась политика меркантилизма (преобладание экспорта над импортом) и протекционизма (защита внутреннего рынка, установление высоких таможенных пошлин  на ввозимые товары). 1724 г. – принятие протекционистского Таможенного тарифа.

В 1711 г. была проведена денежная реформа: чеканка серебряной и медной монеты.

Экономические преобразования Петра I носили противоречивый характер: с одной стороны была создана мощная экономическая база, с другой стороны были существенно приостановлены тенденции капиталистического развития страны. 

  1. Социальные реформы.

а) дворянство;

Презентация Нурмеева Руслана

б) крестьянство и налоговая реформа;

Презентация Верхушина Даниила

в) городское население и городская реформа.

Презентация Мантыковой Анастасии

Текст

Дворянство

При Петре I происходит складывание единого класса феодалов – дворянства. Этому процессу содействовал «Указ о единонаследии» 1714 г. Согласно указу дворянские поместья уравнивались в правах с боярскими вотчинами. Дворянское и боярское сословия окончательно сливались в одно сословие – дворян. Они были обязаны получить образование и служить в армии, на флоте, на государственной службе. За это за ними сохранялось право частной собственности на землю, крепостных крестьян. Передавать земельное владение по наследству можно было только одному сыну. Часть дворян, лишенных земли, стала служить государству за жалование и становилась чиновниками.

Основы государственной службы были положены изданием «Табеля о рангах» в 1722 г., который определил прохождение военной и гражданской службы по 14 классам-рангам (чинам). Все чины делились на четыре категории: воинские, морские, штатские, придворные. Служба предоставляла возможность получить дворянское звание.

В дополнение  к наследственным княжеским титулам, Петр I ввел в России и графские титулы.

Крестьянство и налоговая реформа

При Петре I в 1722 г. был образован разряд государственных крестьян, объединивший по тягловому принципу однодворцев южных уездов, черносошных крестьян Севера, «пашенных людей» Сибири, нерусских народов Поволжья, которые не находились в крепостной зависимости.

В  1718 г. была проведена перепись всего мужского населения для составления списка налогоплательщиков («ревизские сказки», «ревизские души»). Вводилась подушная подать в виде прямого денежного налога, согласно которому помещичьи крестьяне платили 74 копейки в год, государственные крестьяне, посадские люди – 1 рубль 14 копеек в год. Произошло слияние в единое сословие крепостных крестьян, гулящих людей,  а также холопов, которые тоже стали платить  подушную подать.

В 1724 г. был установлен паспортный режим.

Городское население

В 1720 г. был учрежден Главный магистрат, сословный орган городского управления, согласно которому все жители города были разделены на регулярных (имущих) и нерегулярных (неимущих) граждан. Регулярные делились на 2 гильдии. В первую гильдию входили купцы, промышленники, банкиры, врачи, аптекари, живописцы, ювелиры. Во вторую гильдию  - ремесленники, средние и мелкие торговцы. В особую гильдию входили купцы – владельцы мануфактур и купцы, занимавшиеся внешней торговлей, которых освобождали от службы и налогов.

Реформы в социальной сфере привели к перестройке сословий и увеличению их обязанностей, права же при этом увеличились только у дворян.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Камерализм

Образцом для задуманной государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство. Шведская государственная система  была построена на принципах камерализма – учения о бюрократическом управлении, характерными чертами которого было создание учреждений, специализирующихся в какой-либо области, а также устройство учреждений на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, установления единообразных штатов и жалований.

Создание Сената и прокуратуры

Петр Iупразднил Боярскую думу и в 1711 г. учредил Правительствующий Сенат – верховный орган управления страной, состоящий из 9 сановников, назначаемых царем. Сенату предписывалось разрабатывать законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Решения Сената принимались коллегиально. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору (П.И. Ягужинскому), которого Петр I назвал «оком государевым». Так в России зародилась прокуратура – государственный орган наблюдения за исполнением законов в стране.

Создание коллегий

В 1718 – 1721 гг. на смену системе приказов пришли коллегии, созданные по шведскому образцу, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице-президент, несколько советников и асессоров. Всего было создано 11 коллегий:

- коллегия чужестранных (иностранных) дел

- воинская коллегия

- адмиралтейская коллегия

- камер-коллегия (сбор государственных доходов)

- штатс-коллегия (расходы государства)

- ревизион-коллегия (контроль за расходами государства)

- берг-коллегия (горная промышленность)

- мануфактур-коллегия (легкая промышленность)

- юстиц-коллегия (гражданское судопроизводство)

- вотчинная коллегия (регулирование имущественных отношений дворян)

- духовная колегия (Синод) 

На правах коллегий существовали Главный магистрат, Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия, Преображенский приказ и сменившая его Тайная канцелярия (карательный орган, расследующий государственные преступления).

Губернская реформа

Одновременно с укрупнением центрального аппарата  управления началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации была введена губернская система  управления. Первоначально страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. Во главе стоял губернатор – ведал сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены на 50 провинций, во главе с воеводой, а провинции на уезды (дистрикты). Городские магистраты собирали налоги  с населения и судили горожан.

Генеральный регламент 1720 г. ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

Упразднение патриаршества и образование Святейшего Синода

Крупнейшим феодалом в России, сохранившим политическую самостоятельность, несовместимую с абсолютизмом, оставалась церковь. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр I решил не назначать нового патриарха. Местоблюстителем патриаршего престола без патриарших полномочий был назначен рязанский митрополит Стефан Яворский. В 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент, разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Было упразднено патриаршество, для управления церковью учрежден Святейший правительствующий Синод, за деятельностью которого надзирал обер-прокурор Синода (И.В. Болдин), которому подчинялась канцелярия и церковные фискалы.  Все имущество церкви (финансы, земли, крестьяне) находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду.

Церковь лишалась относительной самостоятельности и превращалась в составную часть государственного бюрократического аппарата. Требование раскрытия тайны исповеди в интересах государства подрывала авторитет церкви  в народе.

Провозглашение России империей,

утверждение абсолютной монархии (самодержавия).

Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20 артикуле воинского устава и Духовном регламенте, где отмечалось, что «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает…»

По подписании Ништадтского мира 22 октября 1721 г. Сенат присвоил Петру I  титулы «Император», «Отец Отечества», «Великий». Россия становится империей.

Апофеозом абсолютизма стал указ Петра о престолонаследии от 5 февраля 1722 г., согласно которому государь  мог сам назначать себе преемника, а также изменять свой выбор. Следствием этого стала целая эпоха дворцовых переворотов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Введение нового календаря

Согласно указу Петра I о введении в России нового летоисчисления от 20 октября 1699 г. новый год начинался с 1 января 1700 г. по юлианскому календарю. Счет времени начинался не от мифического сотворения мира, а от Рождества Христова. В России появилась елка, Дед мороз, новогодние праздники. Старое летоисчисление было сохранено лишь для церкви.

Создание системы светского образования

При Петре Iвпервые делается акцент на создание светской школы, проблемы образования становятся частью государственной политики. На смену вере и религиозным ценностям приходит просвещение и рациональное познание. Богословские предметы в школе уступили место естественно - научным и техническим предметам:  математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу.

Первыми появились навигацкая школа (1701 г.), на базе которой  в 1715 г.  возникла Морская академия. Артиллерийская школа (1701 г.), медицинское училище (1707 г.). Для подготовки кадров  в мануфактурной промышленности были организованы горнозаводские училища. Для детей провинциальных дворян, чиновников, духовенства в каждом губернском городе была открыта начальная «цифирная школа» согласно приказу Петра I 1714 г.

В 1703 г. был издан первый русский учебник математики «Арифметика» Леонтия Магницкого. В 1708 г. вместо церковно-славянского был введен гражданский шрифт, вместо русских буквенных обозначений цифр – арабские цифры. В 1705 г. была организована в Москве первая гражданская типография.

В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости». По инициативе Петра I  в Петербурге началось создание первого в России  музея – Кунсткамеры. Огромное значение для науки имело учреждение  в 1724 г. Петербургской Академии наук.

Внедрение западноевропейской культуры в жизнь общества.

Происходила  коренная ломка всех традиционных представлений  о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге  «Юности честное зерцало».

Продолжалось вытеснение патриархального образа жизни и постепенная его замена «светскостью» и рационализмом. В 1718 г.  был издан указ Петра I о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч.

Культурные преобразования в целом были весьма значительны и приблизили Россию к Европе. С другой стороны была ограничена свобода людей, а личность подчинена государству.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  1. Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала европеизированным государством, могущественной державой – империей и членом европейского сообщества наций.
  2. Успешная модернизация страны. По своему масштабу и стремительности реформы Петра I не имели аналогов  не только в российской, но и в европейской истории. Следует учесть и экстремальные условия Северной войны. Реформы Петра I – единственный пример успешных и в целом до конца доведенных реформ в России. Многие петровские преобразования сохранились вплоть до революции 1917 г.
  3. Петр I – символ решительного реформаторства и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. Петр Iпо праву сохранил дарованный ему титул Великого, одна из самых ярких фигур в российской истории, выдающийся полководец и государственный деятель. Его правление – время блестящих воинских побед, решение основной внешнеполитической задачи – выхода к морю, победа в Северной войне.

К отрицательным тенденциям относят:

  1. Реформы Петра I ознаменовали становление абсолютной монархии на крепостническо-дворянской основе. Созданное государство можно охарактеризовать как самодержавное, военно-бюрократическое, основанная на слежке и шпионаже. Авторитарное правление монарха, его влияние на все сферы жизни общества, всеобщее закрепощение.
  2. Дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный нажим на население. Рост налогов в три раза, привел к обнищанию и закабалению многих категорий населения, что привело к многочисленным восстаниям: бунт стрельцов в Астрахани, восстание казачества на Дону под руководством Кондратия Булавина, восстания на Украине и Поволжья. Недовольство политикой Петра Iчастью дворянства и духовенства – дело царевича Алексея. Принцип камерализма, введение бюрократического начала стал в дальнейшем национальным бедствием для России (погоня за чинами и должностями).
  3. Достижения сопровождались глубокими внутренними конфликтами, кризис национальной психологии. Европеизация России, затронувшая в основном правящие классы общества, не затронув народных масс, вызвала культурный раскол в российском обществе, окончательно разорвавший традиционное культурное единство. Главная психологическая опора русского государства – православная церковь в конце 17 века была потрясена в своих основах и постепенно теряла свое значение, церковная альтернатива уступила место государственной идеологии. Церковь отдалялась от верующих, становилась послушным орудием власти. Рушились русские традиции, духовные ценности, весь вековой уклад жизни. Многие современники называли Петра I «царем-антихристом».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Дидактические материалы по оценке реформ и личности Петра I.

Раздаточный материал:

  • " считать Петра за "творца России" - "заблуждение", "его творение - мнимое"; Петр - "...тиран, кого иностранные писатели, по невежеству или по недобросовестности, провозгласили создателем великой империи, которая, однако, до него играла роль гораздо более великую, чем при нём самом!"(Е. Р. Дашкова, 1780)
  • «На весь XVIII век и шире – петербургский период русской истории – ложится одна гигантская тень – Петра Великого – императора-реформатора. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы рождены самой логикой исторического развития XVII в....– всё равно нельзя отрицать, что именно Пётр стал создателем новой России» Бушуев Сергей Владимирович (историк, ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки).
  • "Страшно даже подумать, что было бы, если бы мы не сравнялись с Европою до конца XVIII века. Мы и при Петровской реформе попали в доселе длящуюся кабалу к иностранцам, но без этой реформы, конечно, утратили бы национальное существование, если бы дожили в варварском бессилии своем до Фридрихов Великих, Французской революции и эпохи экономического завоевания Европою всего мира. Петр, железною рукою принудивший Россию учиться и работать, был, конечно, спасителем всего национального будущего".(Л. А. Тихомиров, 1892).
  • "Стремление к просвещению, заимствованию всего полезного от Европы было и до Петра... Что же нового внесло знаменитое преобразование?.. О, много! Россия точно была преобразована; вместо самостоятельности явилась подражательность... Прежнее стремление усвоить себе чужое заменилось новым стремлением усвоиться чужому... Во всех своих полезных действиях Петр был только продолжателем, а во всем остальном - преобразователем".(К. С. Аксаков, 1856)
  • "Пусть скажут мне безусловные противники Петра, кого противопоставили бы они Карлу XII на полях полтавских. Нет, некогда было ожидать тогда органического развития, а надо было спасать как-нибудь и во что бы то ни стало. Петр спас древнюю Россию..." (М.П. Погодин, 1863)
  • "Петр Великий, несмотря на исключительные таланты, обладал скорее гением подражательным, нежели творческим. Заставляя варварский народ принять костюм и нравы иностранцев, он в короткое время дал ему видимость цивилизации. Но эта скороспелая цивилизация была так же далека от истинной, как эфемерное тепличное растение от древнего дуба, взращенного воздухом, солнцем и долгими годами как оплот против грозы и памятник вечности".(А. Д. Улыбышев, 1819).
  • "Для этой, несомненно, предстоящей борьбы необходимо было укрепить русскую государственность заимствованиями из культурных сокровищ, добытых западной наукой и промышленностью, - заимствованиями быстрыми, не терпящими отлагательства до того времени, когда Россия, следуя медленному естественному процессу просвещения, основанному на самородных началах, успела бы сама доработаться до необходимых государству практических результатов просвещения. Петр сознал ясно эту необходимость, но (как большая часть великих исторических деятелей) он действовал не по спокойно обдуманному плану, а со страстностью и увлечением".(Н. Я. Данилевский, 1868).
  • "Старый земский тип Русского государства был при Петре смят, скомкан и заменен так называемым типом полицейского государства, господствовавшим тогда почти во всей континентальной Западной Европе".(К.С. Аксаков, 1884).
  • "Болезнь русского общества заключалась в варварском начале косности, в стремлении как можно меньше делать и жить на чужой счет: отсюда главный деятель переворота, Петр, явился олицетворением противоположного начала, начала труда, явился вечным работником на троне, по выражению поэта; отсюда ожесточенное преследование праздности, тунеядства, отбывания от службы".(С. М. Соловьев, 1861).
  • "Все видят, как этот неутомимый труженик, одетый в скромный сюртук военного покроя, с утра до вечера отдает приказания и учит, как надо их выполнять; он кузнец, столяр, инженер, архитектор и штурман. Его видят везде, без свиты - разве только с одним адъютантом, - возвышающегося над толпой благодаря своему росту".(А. И. Герцен, 1850).
  • "Россия в XVII в. избегла участи Византии: она сознала свою несостоятельность и решила совершенствоваться. Великий момент этого сознания и этого решения воплотился в лице Петра Великого. Если Бог хотел спасти Россию и мог это сделать только через свободную деятельность человека, то Петр был, несомненно, таким человеком. При всех своих частных пороках и дикостях, он был историческим сотрудником Божьим, лицом истинно провиденциальным, или лицом теократическим... Его власть была для него обязанностью непрерывного труда на пользу общую, а для России - необходимым условием ее поворота на путь истинного прогресса".(В. С. Соловьев, 1896).
  • "Петр Великий прежде, нежели завел в России первую типографию, должен был сам нарисовать формы новых букв; прежде, нежели увидел первый печатный лист, должен был своими державными руками править корректуру; прежде, нежели увидел обученное войско, должен был собою показать идеал повиновения; прежде, нежели увидел успех военных укреплений и флота, должен был сам быть и кузнецом, и плотником, и слесарем, и столяром, словом, всем".(В. Г. Белинский, 1836).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания"

Использование компьютера на уроках истории и обществознания....

Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи

Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...

Разработка технологической карты учебного занятия с применением элементов технологии смешанного обучения

Разработка технологической карты учебного занятия с применением элементов  технологии смешанного обучения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08.06. Практикум по применению интерактивных технологий в обучении детей дошкольного

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 2014 года (далее – СПО)   по ...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики" с применением технологии - обучение в сотрудничестве. Тема "Конкуренция, ее виды, типы рыночных структур".

Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики"  с применением технологии - обучение в сотрудничестве.  Тема "Конкуренция, ее виды, типы рыночных структ...

Технологическая карта учебного занятия по общеобразовательной дисциплине «Химия» На тему: «Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии» укрупненной группы 23.00.00 Техника технология наземного транспорта специальность

На сегодняшний день в среднем профессиональном образовании ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, тр...