парциальная программа старшая группа чудеса палитры
рабочая программа

Алина С.

                ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа №1151»

 

Согласовано УО г. Москвы                                                                                                               

«УТВЕРЖДАЮ»

_____________

«___»_________20____г

Заведующий «Детский сад № 2»

_____________О.С. Кузина

«___»_________2025г

 

 

Парциальная программа

«Чудеса палитры»

Для детей (старшей группа)

Продолжительность программы 16 часов

 

 

 

 

Разработано: Богатырева А.С. ,педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

Москва- 2025 год

 

 

 

1.Пояснительная записка

1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Направленность программы: Программа «Чудеса палитры» относится к художественно-эстетической области дошкольного образования и направлена на развитие изобразительных навыков, творческого мышления и эмоциональной сферы детей через освоение основ цветоведения, композиции и различных техник рисования.

Новизна программы заключается в интеграции игровых и художественных методов обучения, а также в использовании нетрадиционных техник рисования (отпечатки, тычок, графика пальцами, рисование с помощью подручных материалов и др.). Особое внимание уделяется не только формированию умений и навыков изобразительной деятельности, но и развитию воображения, образного мышления, эмоциональной выразительности ребенка. Программа предлагает авторский подход к организации художественной деятельности, учитывающий возрастные особенности детей 5–6 лет.

Актуальность программы обусловлена потребностью в раннем эстетическом развитии детей дошкольного возраста, в формировании положительного отношения к искусству и развитии способности воспринимать и создавать художественный образ. В условиях современного дошкольного образования особенно важно стимулировать творческий потенциал ребенка, развивать его способность выражать свои чувства и переживания средствами изобразительного искусства. Программа соответствует требованиям ФГОС ДО и реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует всестороннему развитию личности ребенка через приобщение к миру красок и форм; помогает выявить и развить индивидуальные творческие склонности и одаренность детей; формирует у детей эстетический вкус, художественный кругозор и культуру самовыражения. Работа с различными материалами и техниками расширяет сенсорный опыт ребенка, совершенствует мелкую моторику, координацию движений, внимание и воображение.

1.2. Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы

1.3. Цель программы: Овладение детьми 5–6 лет техническими навыками работы с различными художественными материалами и развитие творческих изобразительных способностей через освоение основ цветоведения, композиции и нетрадиционных техник рисования, воспитание интереса к изобразительному искусству в процессе самостоятельного создания ярких эмоциональных образов.

Задачи:

  1. Сформировать у воспитанников представления о цвете, форме, композиции, пространственном расположении предметов на листе;
  2. Познакомить детей с основами цветоведения: основными и составными цветами, понятиями «теплый» и «холодный» цвет;
  3. Учить правильно подбирать цветовые сочетания и передавать настроение с помощью цвета;
  4. Формировать умение работать с разными художественными материалами (гуашь, акварель, карандаши, пастель, мелки, краски);
  5. Освоить навыки работы в различных техниках: отпечатки, тычок, графика пальцами, рисование губкой, ватными палочками, расписывание по -сырому и др.;
  6. Развивать умение создавать выразительные образы, используя приемы ассоциативного мышления и воображения;
  7. Совершенствовать навыки владения кистью, карандашом, ножницами при выполнении аппликаций и дополнительных элементов к рисункам.
  8. Развивать творческое воображение, фантазию, образное мышление;
  9. Продолжать развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер;
  10. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус и способность выражать свои чувства через изобразительную деятельность;
  11. Развивать внимание, память, усидчивость и аккуратность в работе.
  12. Воспитывать интерес и любовь к изобразительному искусству, желание экспериментировать с красками и формами;
  13. Формировать уважение к творчеству сверстников, умение радоваться успехам других;
  14. Воспитывать бережное отношение к материалам, инструментам и результатам собственной деятельности;
  15. Способствовать формированию уверенности в своих силах, желанию доводить начатое до конца и гордиться результатом.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 4 месяца и предназначена для детей старшей дошкольной группы (5–6 лет). Общее количество занятий – 16, занятия проводятся 1 раз в неделю по 25–30 минут.

Этапы реализации программы:

Продолжительность периодов определена количеством занятий и поэтапностью освоения материала:

  • Первый период – вводный и направлен на первичное знакомство с художественными материалами, основными понятиями цветоведения и техниками рисования. Рассчитан на 2 занятия.

Задачи периода: формирование интереса к изобразительной деятельности, развитие положительного эмоционального отношения к процессу рисования, ознакомление с базовыми инструментами и приёмами работы.

  • Второй период – основной, направлен на закрепление и развитие навыков работы с различными художественными материалами и освоение нетрадиционных техник рисования. Рассчитан на 12 занятий.

Задачи периода: совершенствование умений создавать образы, развитие творческого воображения и мелкой моторики, обучение передаче настроения и эмоций через цвет и форму.

  • Третий период – завершающий, посвящён подготовке и созданию итоговых творческих работ (персональных или групповых проектов), выставке детских работ. Рассчитан на 2 занятия.

Задачи периода: обобщение полученных знаний и умений, проявление самостоятельности в выборе техники и замысла, развитие навыков презентации и самооценки своей работы.

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (5–6 лет).

На данном этапе развития у детей активно формируются творческие способности, воображение, образное мышление и эмоциональная выразительность, что делает их особенно восприимчивыми к художественно-эстетическому воздействию. Дети проявляют интерес к цвету, форме, композиции, охотно включаются в изобразительную деятельность, стремятся выразить свои переживания и впечатления через рисунок. В рамках программы «Чудеса палитры» учитывается возрастная специфика: занятия строятся с опорой на игровую деятельность, элементы сказкотерапии и эмоционального вовлечения, что способствует повышению мотивации и устойчивого интереса к художественному творчеству. Программа направлена на развитие не только практических навыков работы с красками и материалами, но и на расширение сенсорного опыта, совершенствование мелкой моторики, развитие эстетического вкуса и художественного восприятия.

Прием детей в группу осуществляется на добровольной основе, по согласию родителей (законных представителей). Особых предварительных навыков не требуется. Обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей и темпа освоения материала каждым ребенком. Возможно дифференцированное усложнение или упрощение заданий, а также корректировка последовательности тем в зависимости от уровня подготовки и интересов детей. Количество детей в группе: от 8 до 15 человек.

1.5. Формы и режим образовательной деятельности

Формы занятий:

Образовательная деятельность в рамках программы строится с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей детей и включает следующие формы:

  • фронтальная — работа со всей группой, используется при объяснении нового материала, беседах, показе техник;
  • групповая — предполагает работу детей в подгруппах при выполнении совместных творческих заданий;
  • индивидуальная — направлена на оказание педагогической поддержки детям с разным уровнем подготовки и интересов.

Формы образовательной деятельности:

Для реализации программы используются разнообразные формы, способствующие развитию творческих способностей и эстетического восприятия у дошкольников:

  • мастер-класс;
  • выставка-презентация детских работ;
  • интегрированное занятие (с элементами развития речи)
  • совместное творчество родителей и детей (творческие задания на дом);
  • традиционное занятие

Режим занятий:

  • Частота занятий: 1 раз в неделю;
  • Продолжительность одного занятия: 25–30 минут;
  • Группа комплектуется из 8–15 человек;

При необходимости возможны индивидуальные и подгрупповые занятия для детей с особыми образовательными или творческими потребностями.

1.6. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты освоения программы:

В результате реализации программы дети:

  • овладеют базовыми навыками работы с различными художественными материалами (гуашь, акварель, мелки, пастель, карандаши и др.);
  • сформируют представления о цвете, форме, композиции и пространственном расположении объектов на листе бумаги;
  • проявят устойчивый интерес к изобразительной деятельности и желание экспериментировать с красками и формами;
  • научатся самостоятельно выбирать тему, подбирать цветовое решение и создавать целостную композицию;
  • разовьют воображение, творческое мышление, эстетическое восприятие и художественный вкус;

Воспитанники будут знать: основные цвета спектра, понятия «теплый» и «холодный» цвет, виды изобразительного искусства (живопись, графика), простейшие правила построения композиции;

Воспитанники будут уметь: правильно держать кисть, наносить краску разными способами, работать по шаблону и без него, применять нетрадиционные техники рисования;

Воспитанники смогут решать жизненно-практические задачи: выражать свои эмоции и переживания через изобразительную деятельность, оформлять поделки и интерьер группы, участвовать в совместных творческих проектах;

Воспитанники способны проявлять отношения: к красоте окружающего мира, к собственным творческим достижениям и достижениям сверстников, к процессу создания художественного образа.

Способы определения уровня достижений детей:

Для оценки успешности освоения программы используются следующие способы диагностики и наблюдения:

  • Наблюдение педагога за активностью ребенка в процессе занятий, выбором материалов, техникой выполнения заданий.
  • Анализ детских работ — оценка индивидуального продвижения в овладении техниками и художественным самовыражением.
  • Портфолио воспитанника — систематизированный сбор творческих работ, отражающий динамику развития ребенка.
  • Творческие выставки и мини-выставки — возможность ребенку представить свою работу, обсудить её с педагогами и родителями.
  • Творческий отчет — коллективное или индивидуальное творческое исполнение, презентация завершенных работ.
  • Беседы с детьми — позволяют выявить уровень сформированности представлений о цвете, форме, композиции и любимых видах деятельности.

1.7. Формы подведения итогов реализации программы

Подведение итогов освоения программы проводится с целью оценки достижений воспитанников, демонстрации результатов их творческой деятельности детям, родителям и педагогам.

Формы подведения итогов:

  • Итоговое занятие-презентация — организуется в форме выставки-просмотра детских работ, на котором дети рассказывают о своих рисунках, объясняют выбор цвета, техники и сюжета.
  • Мини-выставка «Галерея моих чудес» — проводится дважды в год (в середине и конце учебного года), где каждое ребёнок представляет 2–3 свои работы.
  • Тематическая выставка — по итогам определенного периода обучения (например, «Весна в моей палитре», «Цветные сказки», «Мои любимые животные»).
  • Коллективная творческая работа — создание общего панно или картины, отражающей тему года или интересы группы.
  • Презентация творческих проектов — дети совместно с педагогом готовят небольшие проекты (например, «Моя волшебная книга красок», «Путешествие цвета») и представляют их на общем мероприятии.
  • Открытое занятие с приглашением родителей — позволяет показать процесс обучения и творческие достижения детей в динамике.

В ходе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла, умения передавать эмоции через цвет и форму, а также сравнение различных техник и подходов к изображению.

По итогам года проводится общая выставка творческих работ «Чудеса палитры», в которой принимают участие все воспитанники группы. На выставке будут представлены работы в разных техниках: отпечатки, тычок, графика пальцами, рисование губками и другие. Мероприятие проходит с участием детей, родителей, воспитателей и администрации ДОО.

Такие формы подведения итогов позволяют не только оценить уровень освоения программы, но и способствуют развитию у детей уверенности в себе, гордости за свою работу, умения презентовать свой творческий результат.

Учебно-тематический план

Раздел / Тема

Кол-во часов

Форма организации

1

Раздел 1. Знакомство с красками и кистью

4

 

1.1

Тема 1.1. «Волшебный след кисти»

1

фронтальная

1.2

Тема 1.2. «Капельки на листе»

1

фронтальная/ индивидуальная

1.3

Тема 1.3. «Дождик из кисточки»

1

фронтальная/ групповая

1.4

Тема 1.4. «Море моих чувств»

1

индивидуальная

2

Раздел 2. Нетрадиционные техники рисования

4

 

2.1

Тема 2.1. «Отпечатки пальцев – зверята»

1

фронтальная

2.2

Тема 2.2. «Тычок — бабочка и цветы»

1

фронтальная

2.3

Тема 2.3. «Графика пальцами – узоры»

1

групповая

2.4

Тема 2.4. «Рисование губкой – осенние деревья»

1

фронтальная

3

Раздел 3. Работа с цветом и композицией

4

 

3.1

Тема 3.1. «Цветные облака»

1

фронтальная

3.2

Тема 3.2. «Сказочный пейзаж»

1

фронтальная

3.3

Тема 3.3. «Теплый и холодный цвет»

1

групповая

3.4

Тема 3.4. «Мои любимые герои сказок»

1

индивидуальная

4

Раздел 4. Совместное творчество

2

 

4.1

Тема 4.1. «Наша волшебная картина»

1

групповая

4.2

Тема 4.2. «Путешествие в страну Цветляндию»

1

групповая

5

Творческий отчет

2

 

5.1

Тема 5.1. Выставка детских работ «Чудеса палитры»

1

фронтальная

5.2

Тема 5.2. Мастер-класс для родителей «Цвет и настроение»

1

фронтальная

 

ИТОГО:

16

 

 

Содержание парциальной программы

Раздел 1. Знакомство с красками и кистью

Этот раздел направлен на формирование первичных навыков работы с художественными материалами, развитие интереса к изобразительной деятельности, освоение базовых техник рисования.

Тема 1.1. «Волшебный след кисти»

Задачи: познакомить детей с основными инструментами — кистью, красками, альбомным листом; научить правильно держать кисть и наносить мазки различной силы и направления.

Форма занятия: фронтальная.

Методическое обеспечение: беседа о художнике и его работе, показ приемов работы кистью («пятнышки», «волна», «змейка»), практическая деятельность под музыкальное сопровождение.

Материал: гуашь, кисти разных размеров, альбомные листы, вода, салфетки.

Тема 1.2. «Капельки на листе»

Задачи: закрепить навыки работы кистью, развивать воображение через создание образов из пятен.

Форма занятия: фронтальная / индивидуальная.

Методическое обеспечение: упражнения по управлению кистью, игра-импровизация, творческое задание по превращению пятен в образы.

Материал: гуашь, кисти, листы бумаги, карандаши для дорисовывания образов.

Тема 1.3. «Дождик из кисточки»

Задачи: обучить детей технике имитации капель дождя, развивать чувство ритма и композиции.

Форма занятия: фронтальная / групповая.

Методическое обеспечение: музыкальная зарядка, показ движения кистью, самостоятельное выполнение рисунка с элементами дождика.

Материал: акварель или гуашь, кисти, большие листы для коллективного рисунка, фонограмма с дождевой музыкой.

Тема 1.4. «Море моих чувств»

Задачи: научить передавать эмоции через цвет и движение кисти, развивать эмоциональную выразительность.

Форма занятия: индивидуальная.

Методическое обеспечение: беседа о настроении, выбор цвета, свободное рисование под спокойную музыку.

Материал: краски, кисти, большие листы, музыкальное сопровождение.

Раздел 2. Нетрадиционные техники рисования

Цель раздела – расширить представление детей о возможностях художественного выражения, познакомить с нестандартными способами создания изображений.

Тема 2.1. «Отпечатки пальцев – зверята»

Задачи: познакомить с техникой отпечатков пальцами, научить создавать образ животного.

Форма занятия: фронтальная.

Методическое обеспечение: показ способов отпечатков, объяснение дополнительных деталей карандашом, самостоятельное выполнение задания.

Материал: гуашь, ватные палочки, карандаши, салфетки, листы бумаги.

Тема 2.2. «Тычок — бабочка и цветы»

Задачи: освоить технику тычка, научить создавать яркие образы природы.

Форма занятия: фронтальная / индивидуальная.

Методическое обеспечение: демонстрация техники, работа по шаблону и без него, обсуждение работ.

Материал: губки, поролон, краски, шаблоны, листы бумаги.

Тема 2.3. «Графика пальцами – узоры»

Задачи: развивать моторику, внимание, знакомство с простыми орнаментами.

Форма занятия: фронтальная.

Методическое обеспечение: рисование пальцами по мокрому фону, создание симметричных узоров.

Материал: акварель, вода, альбомные листы.

Тема 2.4. «Рисование губкой – осенние деревья»

Задачи: освоить технику работы губкой, создать объемное изображение кроны дерева.

Форма занятия: фронтальная

Методическое обеспечение: показ работы губкой, работа в парах, совместное обсуждение.

Материал: губки, краски, кисти, листы бумаги.

Раздел 3. Работа с цветом и композицией

Цель раздела – развитие понимания цвета как средства выражения, формирование начальных представлений о композиции.

Тема 3.1. «Цветные облака»

Задачи: учить смешивать цвета, наблюдать за их взаимодействием на листе.

Форма занятия: фронтальная.

Методическое обеспечение: работа с акварелью, смешивание цветов на воде, наблюдение за процессом.

Материал: акварель, вода, кисти, плотная бумага.

Тема 3.2. «Сказочный пейзаж»

Задачи: формировать умение строить композицию, использовать несколько техник в одной работе.

Форма занятия: фронтальная / индивидуальная.

Методическое обеспечение: составление плана картины, использование нескольких техник, работа над завершенным образом.

Материал: краски, кисти, листы бумаги, карандаши.

Тема 3.3. «Теплый и холодный цвет»

Задачи: познакомить с понятием температуры цвета, научить подбирать цветовые сочетания.

Форма занятия: групповая.

Методическое обеспечение: сравнение картин с теплыми и холодными цветами, выбор своей палитры.

Материал: карточки с примерами цветовых решений, краски, кисти.

Тема 3.4. «Мои любимые герои сказок»

Задачи: закрепить навыки изобразительной деятельности, развивать воображение.

Форма занятия: индивидуальная.

Методическое обеспечение: беседа о героях сказок, выбор персонажа, самостоятельное рисование.

Материал: краски, кисти, листы, карандаши.

Раздел 4. Совместное творчество

Цель раздела – развитие навыков командной работы, применение полученных знаний в проектной деятельности.

Тема 4.1. «Наша волшебная картина»

Задачи: объединить усилия детей для создания единого произведения, научить согласовывать действия.

Форма занятия: групповая.

Методическое обеспечение: распределение ролей, обсуждение замысла, совместная работа над большим полотном.

Материал: большое полотно или склеенные листы, краски, кисти, малярный скотч.

Тема 4.2. «Путешествие в страну Цветляндию»

Задачи: закрепить знания о цвете и композиции, развивать творческую инициативу.

Форма занятия: групповая.

Методическое обеспечение: сказкотерапия, игровая форма занятия, создание мини-иллюстраций к истории.

Материал: краски, кисти, листы бумаги, сказочная фонограмма.

Раздел 5. Творческий отчет

Цель раздела – обобщение и демонстрация результатов творческой деятельности детей, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Тема 5.1. Выставка детских работ «Чудеса палитры»

Задачи: организовать выставку детских работ, провести обсуждение и рефлексию.

Форма занятия: фронтальная.

Методическое обеспечение: оформление выставки, презентация работ детьми, беседа о любимых работах.

Материал: рамки для работ, таблички с названиями, книга отзывов.

Тема 5.2. Мастер-класс для родителей «Цвет и настроение»

Задачи: вовлечь родителей в творческий процесс, повысить уровень взаимодействия семьи и ДОО.

Форма занятия: фронтальная.

Методическое обеспечение: совместное творчество родителей и детей, демонстрация нетрадиционных техник.

Материал: краски, кисти, листы бумаги, фартуки для родителей.

 

Планирование и сроки реализации

Раздел/ Тема

Половина дня

Занятие, вид деятельности

Количество занятий в неделю

Сроки

Раздел 1. Знакомство с красками и кистью

 

 

1 раз в неделю

сентябрь – октябрь 2025

Тема 1.1. «Волшебный след кисти»

1

Теоретическое и практическое занятие: беседа о художественных материалах, показ приёмов работы кистью

1

1 неделя сентября 2025

Тема 1.2. «Капельки на листе»

2

Практическое занятие: работа кистью, создание образов из пятен

1

2 неделя сентября 2025

Тема 1.3. «Дождик из кисточки»

2

Практическое занятие: имитация дождя кистью, развитие ритма и композиции

1

3 неделя сентября 2025

Тема 1.4. «Море моих чувств»

2

Практическое занятие: передача эмоций через цвет и движение кисти

1

4 неделя сентября 2025

Раздел 2. Нетрадиционные техники рисования

2

Практические занятия

1 раз в неделю

октябрь – ноябрь 2025

Тема 2.1. «Отпечатки пальцев – зверята»

2

Практическое занятие: работа пальцами, создание образов животных

1

1 неделя октября 2025

Тема 2.2. «Тычок — бабочка и цветы»

2

Практическое занятие: работа тычком губкой или поролоном

1

2 неделя октября 2025

Тема 2.3. «Графика пальцами – узоры»

2

Практическое занятие: создание симметричных узоров пальцами

1

3 неделя октября 2025

Тема 2.4.  «Рисование губкой – осенние деревья»

2

Практическое занятие: работа губкой, создание объёмного изображения

1

4 неделя октября 2025

Раздел 3. Работа с цветом и композицией

2

Практические занятия

1 раз в неделю

ноябрь – декабрь 2025

Тема 3.1. «Цветные облака»

2

Практическое занятие: работа акварелью, смешивание цветов на воде

1

1 неделя ноября 2025

Тема 3.2. «Сказочный пейзаж»

2

Практическое занятие: создание целостной картины с использованием нескольких техник

1

2 неделя ноября 2025

Тема 3.3. «Теплый и холодный цвет»

2

Практическое занятие: сравнение цветовых решений, подбор настроения

1

3 неделя ноября 2025

Тема 3.4. «Мои любимые герои сказок»

2

Практическое занятие: самостоятельное рисование персонажей сказок

1

4 неделя ноября 2025

Раздел 4. Совместное творчество

2

Практические занятия

1 раз в неделю

декабрь 2025

Тема 4.1. «Наша волшебная картина»

2

Практическое занятие: групповая работа над общим полотном

1

1 неделя декабря 2025

Тема 4.2. «Путешествие в страну Цветляндию»

2

Практическое занятие: игровая форма рисования, создание мини-иллюстраций

1

2 неделя декабря 2025

Раздел 5. Творческий отчет

2

Итоговые мероприятия

1 раз в неделю

январь 2026

Тема 5.1. Выставка детских работ «Чудеса палитры»

2

Формирование и презентация выставки, обсуждение работ детей

1

3 неделя января 2026

Тема 5.2. Мастер-класс для родителей «Цвет и настроение»

2

Совместное творчество детей и родителей, демонстрация нетрадиционных техник

1

4 неделя января 2026

 

Материально-техническое обеспечение программы

Материалы к программе:

  • Альбомы и листы бумаги различных форматов (А3, А4);
  • Цветная и белая бумага;
  • Гуашевые и акварельные краски (наборы по 6–12 цветов);
  • Кисти разных размеров (№ 4, 6, 8, плоские и круглые);
  • Палитры (одноразовые или пластиковые);
  • Карандаши простые и цветные;
  • Салфетки, вода в емкостях;

Вспомогательные материалы:

  • Губки, поролон, ватные палочки, зубные щетки, штампы, текстурированные ткани;
  • Образцы работ по различным техникам рисования;
  • Картотека нетрадиционных техник изобразительной деятельности;
  • Иллюстрации с изображением природных явлений, сказочных персонажей, узоров, картин известных художников;
  • Презентации и видеоматериалы о творчестве детей, картинах известных художников, процессах рисования;
  • Таблицы с обозначением теплых и холодных цветов;
  • Алгоритмы выполнения отдельных техник в виде схем и памяток.

Материально-техническое оснащение занятий:

  • Столы и стулья, соответствующие возрасту детей;
  • Фартуки и головные уборы для защиты одежды;
  • Поддоны или подстилки для защиты поверхности стола;
  • Мольберты или вертикальные доски для рисования (при наличии);
  • Полочки или контейнеры для организации рабочего места;
  • Доска магнитная или флипчарт для демонстрации образцов;
  • Мультимедийное оборудование:
  • проектор,
  • экран или интерактивная доска,
  • ноутбук или планшет,
  • акустические колонки;
  • Фонограммы спокойной и вдохновляющей музыки для сопровождения творческой деятельности;
  • Красочные уголки/зоны для рисования;
  • Книги по искусству и детские энциклопедии об изобразительном искусстве;
  • Стенд «Галерея палитры» для выставки работ.

 

Описание процедуры оценки результатов освоения программы

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы:

№ п/п

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

не проявляется

1

Владеет элементарными знаниями о техниках рисования и используемых материалах

Знает названия основных материалов и инструментов, называет цвета и формы, объясняет их назначение

 

2

Умеет работать с различными техниками рисования

Выполняет приёмы работы кистью, отпечатками, тычком, графикой пальцами и др.

 

3

Проявляет самостоятельность и творческую инициативу в процессе создания образов

Самостоятельно выбирает материалы и форму композиции, предлагает оригинальное оформление

 

4

Владеет навыками мелкой моторики и координации движений

Аккуратно работает с кистью, правильно наносит краску, контролирует движения рук

 

5

Развито цветовое восприятие и чувство формы

Подбирает цвет и форму деталей в соответствии с замыслом, учитывает соотношение размеров

 

6

Сформирован интерес к художественному творчеству

Проявляет желание участвовать в занятиях, активно отвечает на вопросы, рассказывает о своей работе

 

7

Развита эмоциональная отзывчивость и эстетическое восприятие

Положительно оценивает результаты своего труда и работы сверстников, выражает эмоции при создании работ

 

8

Формируется усидчивость и аккуратность

Соблюдает порядок на рабочем месте, доводит начатое дело до конца, аккуратно выполняет работу

 

 

Дополнительные наблюдения педагога:

  • Какие техники вызвали наибольший интерес у ребенка?
  • Какие трудности возникали в процессе выполнения заданий?
  • Проявлял ли ребенок инициативу в выборе темы или стиле рисунка?
  • Как реагировал на ошибки — самостоятельно исправлял, просил помощи, отказывался продолжать?

Описание уровней усвоения программы

Высокий уровень:

Дети овладели программным материалом на 76–100%. Успешно применяют полученные знания и навыки в практической деятельности: самостоятельно выбирают материалы, техники и цветовое решение, создают целостные композиции, проявляют творческую инициативу, умеют выражать свои эмоции через изобразительную деятельность. Работают аккуратно, соблюдая порядок и последовательность действий, без помощи педагога.

Средний уровень:

Дети овладели программным материалом на 50–75%. В основном выполняют задания с частичной помощью взрослого или по образцу. Используют освоенные приёмы рисования, но выбор техники и материалов зачастую зависит от подсказки педагога. Проявляют интерес к занятиям, могут самостоятельно завершить работу при условии дополнительного объяснения или демонстрации.

Низкий уровень:

Дети овладели программным материалом менее чем на 50%. Выполняют задания только при активной помощи взрослого, испытывают трудности в выборе цвета, формы, техники. Мелкая моторика развита слабо, наблюдаются затруднения в управлении кистью, нанесении краски, использовании нетрадиционных техник. Эмоциональное самовыражение ограничено, самостоятельная работа практически не осуществляется.

Список использованной литературы:

  1. Агаева, Ю. Л. Искусство быть художником: Развитие творческих способностей у дошкольников [Текст] / Ю. Л. Агаева, Т. И. Бабаева, Н. П. Ладушинская. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 144 с.
  2. Белоусова, Е. В. Изобразительная деятельность в детском саду: конспекты занятий для детей 5–6 лет [Текст] / Е. В. Белоусова. – М.: Учебно-методический центр «Гармония», 2013. – 64 с.
  3. Васильева, Т. С. Художественно-эстетическое развитие дошкольников: программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Васильева, Т. А. Комарова, Л. А. Парамонова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
  4. Григорьева, Г. Г. Рисование в детском саду. Подготовительная к школе группа [Текст] / Г. Г. Григорьева. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с.
  5. Дмитриева, В. Г. Основы изобразительной грамотности: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольного образования [Текст] / В. Г. Дмитриева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 96 с.
  6. Коваленко, Е. А. Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками [Текст] / Е. А. Коваленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
  7. Комарова, Т. С. Дошкольная художественная литература и изобразительное искусство [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
  8. Короткова, Л. А. Цвет, форма, композиция: Развитие эстетического восприятия у дошкольников [Текст] / Л. А. Короткова. – М.: Просвещение, 2007. – 112 с.
  9. Лапшина, И. Н. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада [Текст]: конспекты занятий / И. Н. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 80 с.
  10. Миронова, Р. Н. Рисование как средство развития творческой личности ребенка [Текст] / Р. Н. Миронова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 128 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p_st_gr_risovanie_gorit_gaddem.docx49.58 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа №1151»

Согласовано УО г. Москвы

«УТВЕРЖДАЮ»

_____________

«___»_________20____г

Заведующий «Детский сад № 2»

_____________О.С. Кузина

«___»_________2025г

Парциальная программа

«Чудеса палитры»

Для детей (старшей группа)

Продолжительность программы 16 часов

Разработано: Богатырева А.С. ,педагог дополнительного образования

Москва- 2025 год


#1055;ояснительная записка

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Направленность программы: Программа «Чудеса палитры» относится к художественно-эстетической области дошкольного образования и направлена на развитие изобразительных навыков, творческого мышления и эмоциональной сферы детей через освоение основ цветоведения, композиции и различных техник рисования.

Новизна программы заключается в интеграции игровых и художественных методов обучения, а также в использовании нетрадиционных техник рисования (отпечатки, тычок, графика пальцами, рисование с помощью подручных материалов и др.). Особое внимание уделяется не только формированию умений и навыков изобразительной деятельности, но и развитию воображения, образного мышления, эмоциональной выразительности ребенка. Программа предлагает авторский подход к организации художественной деятельности, учитывающий возрастные особенности детей 5–6 лет.

Актуальность программы обусловлена потребностью в раннем эстетическом развитии детей дошкольного возраста, в формировании положительного отношения к искусству и развитии способности воспринимать и создавать художественный образ. В условиях современного дошкольного образования особенно важно стимулировать творческий потенциал ребенка, развивать его способность выражать свои чувства и переживания средствами изобразительного искусства. Программа соответствует требованиям ФГОС ДО и реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует всестороннему развитию личности ребенка через приобщение к миру красок и форм; помогает выявить и развить индивидуальные творческие склонности и одаренность детей; формирует у детей эстетический вкус, художественный кругозор и культуру самовыражения. Работа с различными материалами и техниками расширяет сенсорный опыт ребенка, совершенствует мелкую моторику, координацию движений, внимание и воображение.

Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы

Цель программы: Овладение детьми 5–6 лет техническими навыками работы с различными художественными материалами и развитие творческих изобразительных способностей через освоение основ цветоведения, композиции и нетрадиционных техник рисования, воспитание интереса к изобразительному искусству в процессе самостоятельного создания ярких эмоциональных образов.

Задачи:

  1. Сформировать у воспитанников представления о цвете, форме, композиции, пространственном расположении предметов на листе;
  2. Познакомить детей с основами цветоведения: основными и составными цветами, понятиями «теплый» и «холодный» цвет;
  3. Учить правильно подбирать цветовые сочетания и передавать настроение с помощью цвета;
  4. Формировать умение работать с разными художественными материалами (гуашь, акварель, карандаши, пастель, мелки, краски);
  5. Освоить навыки работы в различных техниках: отпечатки, тычок, графика пальцами, рисование губкой, ватными палочками, расписывание по -сырому и др.;
  6. Развивать умение создавать выразительные образы, используя приемы ассоциативного мышления и воображения;
  7. Совершенствовать навыки владения кистью, карандашом, ножницами при выполнении аппликаций и дополнительных элементов к рисункам.
  8. Развивать творческое воображение, фантазию, образное мышление;
  9. Продолжать развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер;
  10. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус и способность выражать свои чувства через изобразительную деятельность;
  11. Развивать внимание, память, усидчивость и аккуратность в работе.
  12. Воспитывать интерес и любовь к изобразительному искусству, желание экспериментировать с красками и формами;
  13. Формировать уважение к творчеству сверстников, умение радоваться успехам других;
  14. Воспитывать бережное отношение к материалам, инструментам и результатам собственной деятельности;
  15. Способствовать формированию уверенности в своих силах, желанию доводить начатое до конца и гордиться результатом.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 4 месяца и предназначена для детей старшей дошкольной группы (5–6 лет). Общее количество занятий – 16, занятия проводятся 1 раз в неделю по 25–30 минут.

Этапы реализации программы:

Продолжительность периодов определена количеством занятий и поэтапностью освоения материала:

  • Первый период – вводный и направлен на первичное знакомство с художественными материалами, основными понятиями цветоведения и техниками рисования. Рассчитан на 2 занятия.

Задачи периода: формирование интереса к изобразительной деятельности, развитие положительного эмоционального отношения к процессу рисования, ознакомление с базовыми инструментами и приёмами работы.

  • Второй период – основной, направлен на закрепление и развитие навыков работы с различными художественными материалами и освоение нетрадиционных техник рисования. Рассчитан на 12 занятий.

Задачи периода: совершенствование умений создавать образы, развитие творческого воображения и мелкой моторики, обучение передаче настроения и эмоций через цвет и форму.

  • Третий период – завершающий, посвящён подготовке и созданию итоговых творческих работ (персональных или групповых проектов), выставке детских работ. Рассчитан на 2 занятия.

Задачи периода: обобщение полученных знаний и умений, проявление самостоятельности в выборе техники и замысла, развитие навыков презентации и самооценки своей работы.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (5–6 лет).

На данном этапе развития у детей активно формируются творческие способности, воображение, образное мышление и эмоциональная выразительность, что делает их особенно восприимчивыми к художественно-эстетическому воздействию. Дети проявляют интерес к цвету, форме, композиции, охотно включаются в изобразительную деятельность, стремятся выразить свои переживания и впечатления через рисунок. В рамках программы «Чудеса палитры» учитывается возрастная специфика: занятия строятся с опорой на игровую деятельность, элементы сказкотерапии и эмоционального вовлечения, что способствует повышению мотивации и устойчивого интереса к художественному творчеству. Программа направлена на развитие не только практических навыков работы с красками и материалами, но и на расширение сенсорного опыта, совершенствование мелкой моторики, развитие эстетического вкуса и художественного восприятия.

Прием детей в группу осуществляется на добровольной основе, по согласию родителей (законных представителей). Особых предварительных навыков не требуется. Обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей и темпа освоения материала каждым ребенком. Возможно дифференцированное усложнение или упрощение заданий, а также корректировка последовательности тем в зависимости от уровня подготовки и интересов детей. Количество детей в группе: от 8 до 15 человек.

Формы и режим образовательной деятельности

Формы занятий:

Образовательная деятельность в рамках программы строится с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей детей и включает следующие формы:

  • фронтальная — работа со всей группой, используется при объяснении нового материала, беседах, показе техник;
  • групповая — предполагает работу детей в подгруппах при выполнении совместных творческих заданий;
  • индивидуальная — направлена на оказание педагогической поддержки детям с разным уровнем подготовки и интересов.

Формы образовательной деятельности:

Для реализации программы используются разнообразные формы, способствующие развитию творческих способностей и эстетического восприятия у дошкольников:

  • мастер-класс;
  • выставка-презентация детских работ;
  • интегрированное занятие (с элементами развития речи)
  • совместное творчество родителей и детей (творческие задания на дом);
  • традиционное занятие

Режим занятий:

  • Частота занятий: 1 раз в неделю;
  • Продолжительность одного занятия: 25–30 минут;
  • Группа комплектуется из 8–15 человек;

При необходимости возможны индивидуальные и подгрупповые занятия для детей с особыми образовательными или творческими потребностями.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты освоения программы:

В результате реализации программы дети:

  • овладеют базовыми навыками работы с различными художественными материалами (гуашь, акварель, мелки, пастель, карандаши и др.);
  • сформируют представления о цвете, форме, композиции и пространственном расположении объектов на листе бумаги;
  • проявят устойчивый интерес к изобразительной деятельности и желание экспериментировать с красками и формами;
  • научатся самостоятельно выбирать тему, подбирать цветовое решение и создавать целостную композицию;
  • разовьют воображение, творческое мышление, эстетическое восприятие и художественный вкус;

Воспитанники будут знать: основные цвета спектра, понятия «теплый» и «холодный» цвет, виды изобразительного искусства (живопись, графика), простейшие правила построения композиции;

Воспитанники будут уметь: правильно держать кисть, наносить краску разными способами, работать по шаблону и без него, применять нетрадиционные техники рисования;

Воспитанники смогут решать жизненно-практические задачи: выражать свои эмоции и переживания через изобразительную деятельность, оформлять поделки и интерьер группы, участвовать в совместных творческих проектах;

Воспитанники способны проявлять отношения: к красоте окружающего мира, к собственным творческим достижениям и достижениям сверстников, к процессу создания художественного образа.

Способы определения уровня достижений детей:

Для оценки успешности освоения программы используются следующие способы диагностики и наблюдения:

  • Наблюдение педагога за активностью ребенка в процессе занятий, выбором материалов, техникой выполнения заданий.
  • Анализ детских работ — оценка индивидуального продвижения в овладении техниками и художественным самовыражением.
  • Портфолио воспитанника — систематизированный сбор творческих работ, отражающий динамику развития ребенка.
  • Творческие выставки и мини-выставки — возможность ребенку представить свою работу, обсудить её с педагогами и родителями.
  • Творческий отчет — коллективное или индивидуальное творческое исполнение, презентация завершенных работ.
  • Беседы с детьми — позволяют выявить уровень сформированности представлений о цвете, форме, композиции и любимых видах деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы

Подведение итогов освоения программы проводится с целью оценки достижений воспитанников, демонстрации результатов их творческой деятельности детям, родителям и педагогам.

Формы подведения итогов:

  • Итоговое занятие-презентация — организуется в форме выставки-просмотра детских работ, на котором дети рассказывают о своих рисунках, объясняют выбор цвета, техники и сюжета.
  • Мини-выставка «Галерея моих чудес» — проводится дважды в год (в середине и конце учебного года), где каждое ребёнок представляет 2–3 свои работы.
  • Тематическая выставка — по итогам определенного периода обучения (например, «Весна в моей палитре», «Цветные сказки», «Мои любимые животные»).
  • Коллективная творческая работа — создание общего панно или картины, отражающей тему года или интересы группы.
  • Презентация творческих проектов — дети совместно с педагогом готовят небольшие проекты (например, «Моя волшебная книга красок», «Путешествие цвета») и представляют их на общем мероприятии.
  • Открытое занятие с приглашением родителей — позволяет показать процесс обучения и творческие достижения детей в динамике.

В ходе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла, умения передавать эмоции через цвет и форму, а также сравнение различных техник и подходов к изображению.

По итогам года проводится общая выставка творческих работ «Чудеса палитры», в которой принимают участие все воспитанники группы. На выставке будут представлены работы в разных техниках: отпечатки, тычок, графика пальцами, рисование губками и другие. Мероприятие проходит с участием детей, родителей, воспитателей и администрации ДОО.

Такие формы подведения итогов позволяют не только оценить уровень освоения программы, но и способствуют развитию у детей уверенности в себе, гордости за свою работу, умения презентовать свой творческий результат.

Учебно-тематический план

Раздел / Тема

Кол-во часов

Форма организации

1

Раздел 1. Знакомство с красками и кистью

4

Тема «Волшебный след кисти»

1

фронтальная

Тема «Капельки на листе»

1

фронтальная/ индивидуальная

Тема «Дождик из кисточки»

1

фронтальная/ групповая

Тема «Море моих чувств»

1

индивидуальная

2

Раздел 2. Нетрадиционные техники рисования

4

Тема «Отпечатки пальцев – зверята»

1

фронтальная

Тема «Тычок — бабочка и цветы»

1

фронтальная

Тема «Графика пальцами – узоры»

1

групповая

Тема «Рисование губкой – осенние деревья»

1

фронтальная

3

Раздел 3. Работа с цветом и композицией

4

Тема «Цветные облака»

1

фронтальная

Тема «Сказочный пейзаж»

1

фронтальная

Тема «Теплый и холодный цвет»

1

групповая

Тема «Мои любимые герои сказок»

1

индивидуальная

4

Раздел 4. Совместное творчество

2

Тема «Наша волшебная картина»

1

групповая

Тема «Путешествие в страну Цветляндию»

1

групповая

5

Творческий отчет

2

Тема Выставка детских работ «Чудеса палитры»

1

фронтальная

Тема Мастер-класс для родителей «Цвет и настроение»

1

фронтальная

ИТОГО:

16

Содержание парциальной программы

Раздел 1. Знакомство с красками и кистью

Этот раздел направлен на формирование первичных навыков работы с художественными материалами, развитие интереса к изобразительной деятельности, освоение базовых техник рисования.

Тема «Волшебный след кисти»

Задачи: познакомить детей с основными инструментами — кистью, красками, альбомным листом; научить правильно держать кисть и наносить мазки различной силы и направления.

Форма занятия: фронтальная.

Методическое обеспечение: беседа о художнике и его работе, показ приемов работы кистью («пятнышки», «волна», «змейка»), практическая деятельность под музыкальное сопровождение.

Материал: гуашь, кисти разных размеров, альбомные листы, вода, салфетки.

Тема «Капельки на листе»

Задачи: закрепить навыки работы кистью, развивать воображение через создание образов из пятен.

Форма занятия: фронтальная / индивидуальная.

Методическое обеспечение: упражнения по управлению кистью, игра-импровизация, творческое задание по превращению пятен в образы.

Материал: гуашь, кисти, листы бумаги, карандаши для дорисовывания образов.

Тема «Дождик из кисточки»

Задачи: обучить детей технике имитации капель дождя, развивать чувство ритма и композиции.

Форма занятия: фронтальная / групповая.

Методическое обеспечение: музыкальная зарядка, показ движения кистью, самостоятельное выполнение рисунка с элементами дождика.

Материал: акварель или гуашь, кисти, большие листы для коллективного рисунка, фонограмма с дождевой музыкой.

Тема «Море моих чувств»

Задачи: научить передавать эмоции через цвет и движение кисти, развивать эмоциональную выразительность.

Форма занятия: индивидуальная.

Методическое обеспечение: беседа о настроении, выбор цвета, свободное рисование под спокойную музыку.

Материал: краски, кисти, большие листы, музыкальное сопровождение.

Раздел 2. Нетрадиционные техники рисования

Цель раздела – расширить представление детей о возможностях художественного выражения, познакомить с нестандартными способами создания изображений.

Тема «Отпечатки пальцев – зверята»

Задачи: познакомить с техникой отпечатков пальцами, научить создавать образ животного.

Форма занятия: фронтальная.

Методическое обеспечение: показ способов отпечатков, объяснение дополнительных деталей карандашом, самостоятельное выполнение задания.

Материал: гуашь, ватные палочки, карандаши, салфетки, листы бумаги.

Тема «Тычок — бабочка и цветы»

Задачи: освоить технику тычка, научить создавать яркие образы природы.

Форма занятия: фронтальная / индивидуальная.

Методическое обеспечение: демонстрация техники, работа по шаблону и без него, обсуждение работ.

Материал: губки, поролон, краски, шаблоны, листы бумаги.

Тема «Графика пальцами – узоры»

Задачи: развивать моторику, внимание, знакомство с простыми орнаментами.

Форма занятия: фронтальная.

Методическое обеспечение: рисование пальцами по мокрому фону, создание симметричных узоров.

Материал: акварель, вода, альбомные листы.

Тема «Рисование губкой – осенние деревья»

Задачи: освоить технику работы губкой, создать объемное изображение кроны дерева.

Форма занятия: фронтальная

Методическое обеспечение: показ работы губкой, работа в парах, совместное обсуждение.

Материал: губки, краски, кисти, листы бумаги.

Раздел 3. Работа с цветом и композицией

Цель раздела – развитие понимания цвета как средства выражения, формирование начальных представлений о композиции.

Тема «Цветные облака»

Задачи: учить смешивать цвета, наблюдать за их взаимодействием на листе.

Форма занятия: фронтальная.

Методическое обеспечение: работа с акварелью, смешивание цветов на воде, наблюдение за процессом.

Материал: акварель, вода, кисти, плотная бумага.

Тема «Сказочный пейзаж»

Задачи: формировать умение строить композицию, использовать несколько техник в одной работе.

Форма занятия: фронтальная / индивидуальная.

Методическое обеспечение: составление плана картины, использование нескольких техник, работа над завершенным образом.

Материал: краски, кисти, листы бумаги, карандаши.

Тема «Теплый и холодный цвет»

Задачи: познакомить с понятием температуры цвета, научить подбирать цветовые сочетания.

Форма занятия: групповая.

Методическое обеспечение: сравнение картин с теплыми и холодными цветами, выбор своей палитры.

Материал: карточки с примерами цветовых решений, краски, кисти.

Тема «Мои любимые герои сказок»

Задачи: закрепить навыки изобразительной деятельности, развивать воображение.

Форма занятия: индивидуальная.

Методическое обеспечение: беседа о героях сказок, выбор персонажа, самостоятельное рисование.

Материал: краски, кисти, листы, карандаши.

Раздел 4. Совместное творчество

Цель раздела – развитие навыков командной работы, применение полученных знаний в проектной деятельности.

Тема «Наша волшебная картина»

Задачи: объединить усилия детей для создания единого произведения, научить согласовывать действия.

Форма занятия: групповая.

Методическое обеспечение: распределение ролей, обсуждение замысла, совместная работа над большим полотном.

Материал: большое полотно или склеенные листы, краски, кисти, малярный скотч.

Тема «Путешествие в страну Цветляндию»

Задачи: закрепить знания о цвете и композиции, развивать творческую инициативу.

Форма занятия: групповая.

Методическое обеспечение: сказкотерапия, игровая форма занятия, создание мини-иллюстраций к истории.

Материал: краски, кисти, листы бумаги, сказочная фонограмма.

Раздел 5. Творческий отчет

Цель раздела – обобщение и демонстрация результатов творческой деятельности детей, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Тема Выставка детских работ «Чудеса палитры»

Задачи: организовать выставку детских работ, провести обсуждение и рефлексию.

Форма занятия: фронтальная.

Методическое обеспечение: оформление выставки, презентация работ детьми, беседа о любимых работах.

Материал: рамки для работ, таблички с названиями, книга отзывов.

Тема Мастер-класс для родителей «Цвет и настроение»

Задачи: вовлечь родителей в творческий процесс, повысить уровень взаимодействия семьи и ДОО.

Форма занятия: фронтальная.

Методическое обеспечение: совместное творчество родителей и детей, демонстрация нетрадиционных техник.

Материал: краски, кисти, листы бумаги, фартуки для родителей.

Планирование и сроки реализации

Раздел/ Тема

Половина дня

Занятие, вид деятельности

Количество занятий в неделю

Сроки

Раздел 1. Знакомство с красками и кистью

1 раз в неделю

сентябрь – октябрь 2025

Тема «Волшебный след кисти»

1

Теоретическое и практическое занятие: беседа о художественных материалах, показ приёмов работы кистью

1

1 неделя сентября 2025

Тема «Капельки на листе»

2

Практическое занятие: работа кистью, создание образов из пятен

1

2 неделя сентября 2025

Тема «Дождик из кисточки»

2

Практическое занятие: имитация дождя кистью, развитие ритма и композиции

1

3 неделя сентября 2025

Тема «Море моих чувств»

2

Практическое занятие: передача эмоций через цвет и движение кисти

1

4 неделя сентября 2025

Раздел 2. Нетрадиционные техники рисования

2

Практические занятия

1 раз в неделю

октябрь – ноябрь 2025

Тема «Отпечатки пальцев – зверята»

2

Практическое занятие: работа пальцами, создание образов животных

1

1 неделя октября 2025

Тема «Тычок — бабочка и цветы»

2

Практическое занятие: работа тычком губкой или поролоном

1

2 неделя октября 2025

Тема «Графика пальцами – узоры»

2

Практическое занятие: создание симметричных узоров пальцами

1

3 неделя октября 2025

Тема «Рисование губкой – осенние деревья»

2

Практическое занятие: работа губкой, создание объёмного изображения

1

4 неделя октября 2025

Раздел 3. Работа с цветом и композицией

2

Практические занятия

1 раз в неделю

ноябрь – декабрь 2025

Тема «Цветные облака»

2

Практическое занятие: работа акварелью, смешивание цветов на воде

1

1 неделя ноября 2025

Тема «Сказочный пейзаж»

2

Практическое занятие: создание целостной картины с использованием нескольких техник

1

2 неделя ноября 2025

Тема «Теплый и холодный цвет»

2

Практическое занятие: сравнение цветовых решений, подбор настроения

1

3 неделя ноября 2025

Тема «Мои любимые герои сказок»

2

Практическое занятие: самостоятельное рисование персонажей сказок

1

4 неделя ноября 2025

Раздел 4. Совместное творчество

2

Практические занятия

1 раз в неделю

декабрь 2025

Тема «Наша волшебная картина»

2

Практическое занятие: групповая работа над общим полотном

1

1 неделя декабря 2025

Тема «Путешествие в страну Цветляндию»

2

Практическое занятие: игровая форма рисования, создание мини-иллюстраций

1

2 неделя декабря 2025

Раздел 5. Творческий отчет

2

Итоговые мероприятия

1 раз в неделю

январь 2026

Тема Выставка детских работ «Чудеса палитры»

2

Формирование и презентация выставки, обсуждение работ детей

1

3 неделя января 2026

Тема Мастер-класс для родителей «Цвет и настроение»

2

Совместное творчество детей и родителей, демонстрация нетрадиционных техник

1

4 неделя января 2026

Материально-техническое обеспечение программы

Материалы к программе:

  • Альбомы и листы бумаги различных форматов (А3, А4);
  • Цветная и белая бумага;
  • Гуашевые и акварельные краски (наборы по 6–12 цветов);
  • Кисти разных размеров (№ 4, 6, 8, плоские и круглые);
  • Палитры (одноразовые или пластиковые);
  • Карандаши простые и цветные;
  • Салфетки, вода в емкостях;

Вспомогательные материалы:

  • Губки, поролон, ватные палочки, зубные щетки, штампы, текстурированные ткани;
  • Образцы работ по различным техникам рисования;
  • Картотека нетрадиционных техник изобразительной деятельности;
  • Иллюстрации с изображением природных явлений, сказочных персонажей, узоров, картин известных художников;
  • Презентации и видеоматериалы о творчестве детей, картинах известных художников, процессах рисования;
  • Таблицы с обозначением теплых и холодных цветов;
  • Алгоритмы выполнения отдельных техник в виде схем и памяток.

Материально-техническое оснащение занятий:

  • Столы и стулья, соответствующие возрасту детей;
  • Фартуки и головные уборы для защиты одежды;
  • Поддоны или подстилки для защиты поверхности стола;
  • Мольберты или вертикальные доски для рисования (при наличии);
  • Полочки или контейнеры для организации рабочего места;
  • Доска магнитная или флипчарт для демонстрации образцов;
  • Мультимедийное оборудование:
  • проектор,
  • экран или интерактивная доска,
  • ноутбук или планшет,
  • акустические колонки;
  • Фонограммы спокойной и вдохновляющей музыки для сопровождения творческой деятельности;
  • Красочные уголки/зоны для рисования;
  • Книги по искусству и детские энциклопедии об изобразительном искусстве;
  • Стенд «Галерея палитры» для выставки работ.

Описание процедуры оценки результатов освоения программы

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы:

№ п/п

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

не проявляется

1

Владеет элементарными знаниями о техниках рисования и используемых материалах

Знает названия основных материалов и инструментов, называет цвета и формы, объясняет их назначение

2

Умеет работать с различными техниками рисования

Выполняет приёмы работы кистью, отпечатками, тычком, графикой пальцами и др.

3

Проявляет самостоятельность и творческую инициативу в процессе создания образов

Самостоятельно выбирает материалы и форму композиции, предлагает оригинальное оформление

4

Владеет навыками мелкой моторики и координации движений

Аккуратно работает с кистью, правильно наносит краску, контролирует движения рук

5

Развито цветовое восприятие и чувство формы

Подбирает цвет и форму деталей в соответствии с замыслом, учитывает соотношение размеров

6

Сформирован интерес к художественному творчеству

Проявляет желание участвовать в занятиях, активно отвечает на вопросы, рассказывает о своей работе

7

Развита эмоциональная отзывчивость и эстетическое восприятие

Положительно оценивает результаты своего труда и работы сверстников, выражает эмоции при создании работ

8

Формируется усидчивость и аккуратность

Соблюдает порядок на рабочем месте, доводит начатое дело до конца, аккуратно выполняет работу

Дополнительные наблюдения педагога:

  • Какие техники вызвали наибольший интерес у ребенка?
  • Какие трудности возникали в процессе выполнения заданий?
  • Проявлял ли ребенок инициативу в выборе темы или стиле рисунка?
  • Как реагировал на ошибки — самостоятельно исправлял, просил помощи, отказывался продолжать?

Описание уровней усвоения программы

Высокий уровень:

Дети овладели программным материалом на 76–100%. Успешно применяют полученные знания и навыки в практической деятельности: самостоятельно выбирают материалы, техники и цветовое решение, создают целостные композиции, проявляют творческую инициативу, умеют выражать свои эмоции через изобразительную деятельность. Работают аккуратно, соблюдая порядок и последовательность действий, без помощи педагога.

Средний уровень:

Дети овладели программным материалом на 50–75%. В основном выполняют задания с частичной помощью взрослого или по образцу. Используют освоенные приёмы рисования, но выбор техники и материалов зачастую зависит от подсказки педагога. Проявляют интерес к занятиям, могут самостоятельно завершить работу при условии дополнительного объяснения или демонстрации.

Низкий уровень:

Дети овладели программным материалом менее чем на 50%. Выполняют задания только при активной помощи взрослого, испытывают трудности в выборе цвета, формы, техники. Мелкая моторика развита слабо, наблюдаются затруднения в управлении кистью, нанесении краски, использовании нетрадиционных техник. Эмоциональное самовыражение ограничено, самостоятельная работа практически не осуществляется.

Список использованной литературы:

  1. Агаева, Ю. Л. Искусство быть художником: Развитие творческих способностей у дошкольников [Текст] / Ю. Л. Агаева, Т. И. Бабаева, Н. П. Ладушинская. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 144 с.
  2. Белоусова, Е. В. Изобразительная деятельность в детском саду: конспекты занятий для детей 5–6 лет [Текст] / Е. В. Белоусова. – М.: Учебно-методический центр «Гармония», 2013. – 64 с.
  3. Васильева, Т. С. Художественно-эстетическое развитие дошкольников: программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Васильева, Т. А. Комарова, Л. А. Парамонова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
  4. Григорьева, Г. Г. Рисование в детском саду. Подготовительная к школе группа [Текст] / Г. Г. Григорьева. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с.
  5. Дмитриева, В. Г. Основы изобразительной грамотности: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольного образования [Текст] / В. Г. Дмитриева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 96 с.
  6. Коваленко, Е. А. Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками [Текст] / Е. А. Коваленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
  7. Комарова, Т. С. Дошкольная художественная литература и изобразительное искусство [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
  8. Короткова, Л. А. Цвет, форма, композиция: Развитие эстетического восприятия у дошкольников [Текст] / Л. А. Короткова. – М.: Просвещение, 2007. – 112 с.
  9. Лапшина, И. Н. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада [Текст]: конспекты занятий / И. Н. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 80 с.
  10. Миронова, Р. Н. Рисование как средство развития творческой личности ребенка [Текст] / Р. Н. Миронова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа театрального кружка "Маска" в старшей группе

Представляю свою рабочую программу театрального кружка....

Дистанционное занятие по рисованию "Бабочка" к программе "От рождения до школы" в старшей группе.

Дистанционное занятие по рисованию "Бабочка" к программе "От рождения до школы" в старшей группе. Воспитатель: Черноокая О.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы «Пчелки» (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет це...

Конспект комплексного занятия в старшей группе на тему: " Чудеса весеннего леса"

Это занятие проводиться с целью воспроизведения и коррекции опорных знаний....

Рабочая программа педагогов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (старшая группа 5-6 лет).

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционной – развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую и умеренную умствен...

парциальная программам средняя группа аппликация

              ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151»...

оригами парциальная программа подготовительная группа

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151» Согласовано УО г. Москвы...