парциальная программа старшая группа чудеса палитры
рабочая программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа №1151»
Согласовано УО г. Москвы
«УТВЕРЖДАЮ»
_____________
«___»_________20____г
Заведующий «Детский сад № 2»
_____________О.С. Кузина
«___»_________2025г
Парциальная программа
«Чудеса палитры»
Для детей (старшей группа)
Продолжительность программы 16 часов
| Разработано: Богатырева А.С. ,педагог дополнительного образования |
Москва- 2025 год
1.Пояснительная записка
1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Направленность программы: Программа «Чудеса палитры» относится к художественно-эстетической области дошкольного образования и направлена на развитие изобразительных навыков, творческого мышления и эмоциональной сферы детей через освоение основ цветоведения, композиции и различных техник рисования.
Новизна программы заключается в интеграции игровых и художественных методов обучения, а также в использовании нетрадиционных техник рисования (отпечатки, тычок, графика пальцами, рисование с помощью подручных материалов и др.). Особое внимание уделяется не только формированию умений и навыков изобразительной деятельности, но и развитию воображения, образного мышления, эмоциональной выразительности ребенка. Программа предлагает авторский подход к организации художественной деятельности, учитывающий возрастные особенности детей 5–6 лет.
Актуальность программы обусловлена потребностью в раннем эстетическом развитии детей дошкольного возраста, в формировании положительного отношения к искусству и развитии способности воспринимать и создавать художественный образ. В условиях современного дошкольного образования особенно важно стимулировать творческий потенциал ребенка, развивать его способность выражать свои чувства и переживания средствами изобразительного искусства. Программа соответствует требованиям ФГОС ДО и реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует всестороннему развитию личности ребенка через приобщение к миру красок и форм; помогает выявить и развить индивидуальные творческие склонности и одаренность детей; формирует у детей эстетический вкус, художественный кругозор и культуру самовыражения. Работа с различными материалами и техниками расширяет сенсорный опыт ребенка, совершенствует мелкую моторику, координацию движений, внимание и воображение.
1.2. Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы
1.3. Цель программы: Овладение детьми 5–6 лет техническими навыками работы с различными художественными материалами и развитие творческих изобразительных способностей через освоение основ цветоведения, композиции и нетрадиционных техник рисования, воспитание интереса к изобразительному искусству в процессе самостоятельного создания ярких эмоциональных образов.
Задачи:
- Сформировать у воспитанников представления о цвете, форме, композиции, пространственном расположении предметов на листе;
- Познакомить детей с основами цветоведения: основными и составными цветами, понятиями «теплый» и «холодный» цвет;
- Учить правильно подбирать цветовые сочетания и передавать настроение с помощью цвета;
- Формировать умение работать с разными художественными материалами (гуашь, акварель, карандаши, пастель, мелки, краски);
- Освоить навыки работы в различных техниках: отпечатки, тычок, графика пальцами, рисование губкой, ватными палочками, расписывание по -сырому и др.;
- Развивать умение создавать выразительные образы, используя приемы ассоциативного мышления и воображения;
- Совершенствовать навыки владения кистью, карандашом, ножницами при выполнении аппликаций и дополнительных элементов к рисункам.
- Развивать творческое воображение, фантазию, образное мышление;
- Продолжать развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер;
- Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус и способность выражать свои чувства через изобразительную деятельность;
- Развивать внимание, память, усидчивость и аккуратность в работе.
- Воспитывать интерес и любовь к изобразительному искусству, желание экспериментировать с красками и формами;
- Формировать уважение к творчеству сверстников, умение радоваться успехам других;
- Воспитывать бережное отношение к материалам, инструментам и результатам собственной деятельности;
- Способствовать формированию уверенности в своих силах, желанию доводить начатое до конца и гордиться результатом.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 4 месяца и предназначена для детей старшей дошкольной группы (5–6 лет). Общее количество занятий – 16, занятия проводятся 1 раз в неделю по 25–30 минут.
Этапы реализации программы:
Продолжительность периодов определена количеством занятий и поэтапностью освоения материала:
- Первый период – вводный и направлен на первичное знакомство с художественными материалами, основными понятиями цветоведения и техниками рисования. Рассчитан на 2 занятия.
Задачи периода: формирование интереса к изобразительной деятельности, развитие положительного эмоционального отношения к процессу рисования, ознакомление с базовыми инструментами и приёмами работы.
- Второй период – основной, направлен на закрепление и развитие навыков работы с различными художественными материалами и освоение нетрадиционных техник рисования. Рассчитан на 12 занятий.
Задачи периода: совершенствование умений создавать образы, развитие творческого воображения и мелкой моторики, обучение передаче настроения и эмоций через цвет и форму.
- Третий период – завершающий, посвящён подготовке и созданию итоговых творческих работ (персональных или групповых проектов), выставке детских работ. Рассчитан на 2 занятия.
Задачи периода: обобщение полученных знаний и умений, проявление самостоятельности в выборе техники и замысла, развитие навыков презентации и самооценки своей работы.
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (5–6 лет).
На данном этапе развития у детей активно формируются творческие способности, воображение, образное мышление и эмоциональная выразительность, что делает их особенно восприимчивыми к художественно-эстетическому воздействию. Дети проявляют интерес к цвету, форме, композиции, охотно включаются в изобразительную деятельность, стремятся выразить свои переживания и впечатления через рисунок. В рамках программы «Чудеса палитры» учитывается возрастная специфика: занятия строятся с опорой на игровую деятельность, элементы сказкотерапии и эмоционального вовлечения, что способствует повышению мотивации и устойчивого интереса к художественному творчеству. Программа направлена на развитие не только практических навыков работы с красками и материалами, но и на расширение сенсорного опыта, совершенствование мелкой моторики, развитие эстетического вкуса и художественного восприятия.
Прием детей в группу осуществляется на добровольной основе, по согласию родителей (законных представителей). Особых предварительных навыков не требуется. Обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей и темпа освоения материала каждым ребенком. Возможно дифференцированное усложнение или упрощение заданий, а также корректировка последовательности тем в зависимости от уровня подготовки и интересов детей. Количество детей в группе: от 8 до 15 человек.
1.5. Формы и режим образовательной деятельности
Формы занятий:
Образовательная деятельность в рамках программы строится с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей детей и включает следующие формы:
- фронтальная — работа со всей группой, используется при объяснении нового материала, беседах, показе техник;
- групповая — предполагает работу детей в подгруппах при выполнении совместных творческих заданий;
- индивидуальная — направлена на оказание педагогической поддержки детям с разным уровнем подготовки и интересов.
Формы образовательной деятельности:
Для реализации программы используются разнообразные формы, способствующие развитию творческих способностей и эстетического восприятия у дошкольников:
- мастер-класс;
- выставка-презентация детских работ;
- интегрированное занятие (с элементами развития речи)
- совместное творчество родителей и детей (творческие задания на дом);
- традиционное занятие
Режим занятий:
- Частота занятий: 1 раз в неделю;
- Продолжительность одного занятия: 25–30 минут;
- Группа комплектуется из 8–15 человек;
При необходимости возможны индивидуальные и подгрупповые занятия для детей с особыми образовательными или творческими потребностями.
1.6. Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты освоения программы:
В результате реализации программы дети:
- овладеют базовыми навыками работы с различными художественными материалами (гуашь, акварель, мелки, пастель, карандаши и др.);
- сформируют представления о цвете, форме, композиции и пространственном расположении объектов на листе бумаги;
- проявят устойчивый интерес к изобразительной деятельности и желание экспериментировать с красками и формами;
- научатся самостоятельно выбирать тему, подбирать цветовое решение и создавать целостную композицию;
- разовьют воображение, творческое мышление, эстетическое восприятие и художественный вкус;
Воспитанники будут знать: основные цвета спектра, понятия «теплый» и «холодный» цвет, виды изобразительного искусства (живопись, графика), простейшие правила построения композиции;
Воспитанники будут уметь: правильно держать кисть, наносить краску разными способами, работать по шаблону и без него, применять нетрадиционные техники рисования;
Воспитанники смогут решать жизненно-практические задачи: выражать свои эмоции и переживания через изобразительную деятельность, оформлять поделки и интерьер группы, участвовать в совместных творческих проектах;
Воспитанники способны проявлять отношения: к красоте окружающего мира, к собственным творческим достижениям и достижениям сверстников, к процессу создания художественного образа.
Способы определения уровня достижений детей:
Для оценки успешности освоения программы используются следующие способы диагностики и наблюдения:
- Наблюдение педагога за активностью ребенка в процессе занятий, выбором материалов, техникой выполнения заданий.
- Анализ детских работ — оценка индивидуального продвижения в овладении техниками и художественным самовыражением.
- Портфолио воспитанника — систематизированный сбор творческих работ, отражающий динамику развития ребенка.
- Творческие выставки и мини-выставки — возможность ребенку представить свою работу, обсудить её с педагогами и родителями.
- Творческий отчет — коллективное или индивидуальное творческое исполнение, презентация завершенных работ.
- Беседы с детьми — позволяют выявить уровень сформированности представлений о цвете, форме, композиции и любимых видах деятельности.
1.7. Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов освоения программы проводится с целью оценки достижений воспитанников, демонстрации результатов их творческой деятельности детям, родителям и педагогам.
Формы подведения итогов:
- Итоговое занятие-презентация — организуется в форме выставки-просмотра детских работ, на котором дети рассказывают о своих рисунках, объясняют выбор цвета, техники и сюжета.
- Мини-выставка «Галерея моих чудес» — проводится дважды в год (в середине и конце учебного года), где каждое ребёнок представляет 2–3 свои работы.
- Тематическая выставка — по итогам определенного периода обучения (например, «Весна в моей палитре», «Цветные сказки», «Мои любимые животные»).
- Коллективная творческая работа — создание общего панно или картины, отражающей тему года или интересы группы.
- Презентация творческих проектов — дети совместно с педагогом готовят небольшие проекты (например, «Моя волшебная книга красок», «Путешествие цвета») и представляют их на общем мероприятии.
- Открытое занятие с приглашением родителей — позволяет показать процесс обучения и творческие достижения детей в динамике.
В ходе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла, умения передавать эмоции через цвет и форму, а также сравнение различных техник и подходов к изображению.
По итогам года проводится общая выставка творческих работ «Чудеса палитры», в которой принимают участие все воспитанники группы. На выставке будут представлены работы в разных техниках: отпечатки, тычок, графика пальцами, рисование губками и другие. Мероприятие проходит с участием детей, родителей, воспитателей и администрации ДОО.
Такие формы подведения итогов позволяют не только оценить уровень освоения программы, но и способствуют развитию у детей уверенности в себе, гордости за свою работу, умения презентовать свой творческий результат.
Учебно-тематический план
№ | Раздел / Тема | Кол-во часов | Форма организации |
1 | Раздел 1. Знакомство с красками и кистью | 4 |
|
1.1 | Тема 1.1. «Волшебный след кисти» | 1 | фронтальная |
1.2 | Тема 1.2. «Капельки на листе» | 1 | фронтальная/ индивидуальная |
1.3 | Тема 1.3. «Дождик из кисточки» | 1 | фронтальная/ групповая |
1.4 | Тема 1.4. «Море моих чувств» | 1 | индивидуальная |
2 | Раздел 2. Нетрадиционные техники рисования | 4 |
|
2.1 | Тема 2.1. «Отпечатки пальцев – зверята» | 1 | фронтальная |
2.2 | Тема 2.2. «Тычок — бабочка и цветы» | 1 | фронтальная |
2.3 | Тема 2.3. «Графика пальцами – узоры» | 1 | групповая |
2.4 | Тема 2.4. «Рисование губкой – осенние деревья» | 1 | фронтальная |
3 | Раздел 3. Работа с цветом и композицией | 4 |
|
3.1 | Тема 3.1. «Цветные облака» | 1 | фронтальная |
3.2 | Тема 3.2. «Сказочный пейзаж» | 1 | фронтальная |
3.3 | Тема 3.3. «Теплый и холодный цвет» | 1 | групповая |
3.4 | Тема 3.4. «Мои любимые герои сказок» | 1 | индивидуальная |
4 | Раздел 4. Совместное творчество | 2 |
|
4.1 | Тема 4.1. «Наша волшебная картина» | 1 | групповая |
4.2 | Тема 4.2. «Путешествие в страну Цветляндию» | 1 | групповая |
5 | Творческий отчет | 2 |
|
5.1 | Тема 5.1. Выставка детских работ «Чудеса палитры» | 1 | фронтальная |
5.2 | Тема 5.2. Мастер-класс для родителей «Цвет и настроение» | 1 | фронтальная |
| ИТОГО: | 16 |
|
Содержание парциальной программы
Раздел 1. Знакомство с красками и кистью
Этот раздел направлен на формирование первичных навыков работы с художественными материалами, развитие интереса к изобразительной деятельности, освоение базовых техник рисования.
Тема 1.1. «Волшебный след кисти»
Задачи: познакомить детей с основными инструментами — кистью, красками, альбомным листом; научить правильно держать кисть и наносить мазки различной силы и направления.
Форма занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: беседа о художнике и его работе, показ приемов работы кистью («пятнышки», «волна», «змейка»), практическая деятельность под музыкальное сопровождение.
Материал: гуашь, кисти разных размеров, альбомные листы, вода, салфетки.
Тема 1.2. «Капельки на листе»
Задачи: закрепить навыки работы кистью, развивать воображение через создание образов из пятен.
Форма занятия: фронтальная / индивидуальная.
Методическое обеспечение: упражнения по управлению кистью, игра-импровизация, творческое задание по превращению пятен в образы.
Материал: гуашь, кисти, листы бумаги, карандаши для дорисовывания образов.
Тема 1.3. «Дождик из кисточки»
Задачи: обучить детей технике имитации капель дождя, развивать чувство ритма и композиции.
Форма занятия: фронтальная / групповая.
Методическое обеспечение: музыкальная зарядка, показ движения кистью, самостоятельное выполнение рисунка с элементами дождика.
Материал: акварель или гуашь, кисти, большие листы для коллективного рисунка, фонограмма с дождевой музыкой.
Тема 1.4. «Море моих чувств»
Задачи: научить передавать эмоции через цвет и движение кисти, развивать эмоциональную выразительность.
Форма занятия: индивидуальная.
Методическое обеспечение: беседа о настроении, выбор цвета, свободное рисование под спокойную музыку.
Материал: краски, кисти, большие листы, музыкальное сопровождение.
Раздел 2. Нетрадиционные техники рисования
Цель раздела – расширить представление детей о возможностях художественного выражения, познакомить с нестандартными способами создания изображений.
Тема 2.1. «Отпечатки пальцев – зверята»
Задачи: познакомить с техникой отпечатков пальцами, научить создавать образ животного.
Форма занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: показ способов отпечатков, объяснение дополнительных деталей карандашом, самостоятельное выполнение задания.
Материал: гуашь, ватные палочки, карандаши, салфетки, листы бумаги.
Тема 2.2. «Тычок — бабочка и цветы»
Задачи: освоить технику тычка, научить создавать яркие образы природы.
Форма занятия: фронтальная / индивидуальная.
Методическое обеспечение: демонстрация техники, работа по шаблону и без него, обсуждение работ.
Материал: губки, поролон, краски, шаблоны, листы бумаги.
Тема 2.3. «Графика пальцами – узоры»
Задачи: развивать моторику, внимание, знакомство с простыми орнаментами.
Форма занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: рисование пальцами по мокрому фону, создание симметричных узоров.
Материал: акварель, вода, альбомные листы.
Тема 2.4. «Рисование губкой – осенние деревья»
Задачи: освоить технику работы губкой, создать объемное изображение кроны дерева.
Форма занятия: фронтальная
Методическое обеспечение: показ работы губкой, работа в парах, совместное обсуждение.
Материал: губки, краски, кисти, листы бумаги.
Раздел 3. Работа с цветом и композицией
Цель раздела – развитие понимания цвета как средства выражения, формирование начальных представлений о композиции.
Тема 3.1. «Цветные облака»
Задачи: учить смешивать цвета, наблюдать за их взаимодействием на листе.
Форма занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: работа с акварелью, смешивание цветов на воде, наблюдение за процессом.
Материал: акварель, вода, кисти, плотная бумага.
Тема 3.2. «Сказочный пейзаж»
Задачи: формировать умение строить композицию, использовать несколько техник в одной работе.
Форма занятия: фронтальная / индивидуальная.
Методическое обеспечение: составление плана картины, использование нескольких техник, работа над завершенным образом.
Материал: краски, кисти, листы бумаги, карандаши.
Тема 3.3. «Теплый и холодный цвет»
Задачи: познакомить с понятием температуры цвета, научить подбирать цветовые сочетания.
Форма занятия: групповая.
Методическое обеспечение: сравнение картин с теплыми и холодными цветами, выбор своей палитры.
Материал: карточки с примерами цветовых решений, краски, кисти.
Тема 3.4. «Мои любимые герои сказок»
Задачи: закрепить навыки изобразительной деятельности, развивать воображение.
Форма занятия: индивидуальная.
Методическое обеспечение: беседа о героях сказок, выбор персонажа, самостоятельное рисование.
Материал: краски, кисти, листы, карандаши.
Раздел 4. Совместное творчество
Цель раздела – развитие навыков командной работы, применение полученных знаний в проектной деятельности.
Тема 4.1. «Наша волшебная картина»
Задачи: объединить усилия детей для создания единого произведения, научить согласовывать действия.
Форма занятия: групповая.
Методическое обеспечение: распределение ролей, обсуждение замысла, совместная работа над большим полотном.
Материал: большое полотно или склеенные листы, краски, кисти, малярный скотч.
Тема 4.2. «Путешествие в страну Цветляндию»
Задачи: закрепить знания о цвете и композиции, развивать творческую инициативу.
Форма занятия: групповая.
Методическое обеспечение: сказкотерапия, игровая форма занятия, создание мини-иллюстраций к истории.
Материал: краски, кисти, листы бумаги, сказочная фонограмма.
Раздел 5. Творческий отчет
Цель раздела – обобщение и демонстрация результатов творческой деятельности детей, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Тема 5.1. Выставка детских работ «Чудеса палитры»
Задачи: организовать выставку детских работ, провести обсуждение и рефлексию.
Форма занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: оформление выставки, презентация работ детьми, беседа о любимых работах.
Материал: рамки для работ, таблички с названиями, книга отзывов.
Тема 5.2. Мастер-класс для родителей «Цвет и настроение»
Задачи: вовлечь родителей в творческий процесс, повысить уровень взаимодействия семьи и ДОО.
Форма занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: совместное творчество родителей и детей, демонстрация нетрадиционных техник.
Материал: краски, кисти, листы бумаги, фартуки для родителей.
Планирование и сроки реализации
Раздел/ Тема | Половина дня | Занятие, вид деятельности | Количество занятий в неделю | Сроки |
Раздел 1. Знакомство с красками и кистью |
|
| 1 раз в неделю | сентябрь – октябрь 2025 |
Тема 1.1. «Волшебный след кисти» | 1 | Теоретическое и практическое занятие: беседа о художественных материалах, показ приёмов работы кистью | 1 | 1 неделя сентября 2025 |
Тема 1.2. «Капельки на листе» | 2 | Практическое занятие: работа кистью, создание образов из пятен | 1 | 2 неделя сентября 2025 |
Тема 1.3. «Дождик из кисточки» | 2 | Практическое занятие: имитация дождя кистью, развитие ритма и композиции | 1 | 3 неделя сентября 2025 |
Тема 1.4. «Море моих чувств» | 2 | Практическое занятие: передача эмоций через цвет и движение кисти | 1 | 4 неделя сентября 2025 |
Раздел 2. Нетрадиционные техники рисования | 2 | Практические занятия | 1 раз в неделю | октябрь – ноябрь 2025 |
Тема 2.1. «Отпечатки пальцев – зверята» | 2 | Практическое занятие: работа пальцами, создание образов животных | 1 | 1 неделя октября 2025 |
Тема 2.2. «Тычок — бабочка и цветы» | 2 | Практическое занятие: работа тычком губкой или поролоном | 1 | 2 неделя октября 2025 |
Тема 2.3. «Графика пальцами – узоры» | 2 | Практическое занятие: создание симметричных узоров пальцами | 1 | 3 неделя октября 2025 |
Тема 2.4. «Рисование губкой – осенние деревья» | 2 | Практическое занятие: работа губкой, создание объёмного изображения | 1 | 4 неделя октября 2025 |
Раздел 3. Работа с цветом и композицией | 2 | Практические занятия | 1 раз в неделю | ноябрь – декабрь 2025 |
Тема 3.1. «Цветные облака» | 2 | Практическое занятие: работа акварелью, смешивание цветов на воде | 1 | 1 неделя ноября 2025 |
Тема 3.2. «Сказочный пейзаж» | 2 | Практическое занятие: создание целостной картины с использованием нескольких техник | 1 | 2 неделя ноября 2025 |
Тема 3.3. «Теплый и холодный цвет» | 2 | Практическое занятие: сравнение цветовых решений, подбор настроения | 1 | 3 неделя ноября 2025 |
Тема 3.4. «Мои любимые герои сказок» | 2 | Практическое занятие: самостоятельное рисование персонажей сказок | 1 | 4 неделя ноября 2025 |
Раздел 4. Совместное творчество | 2 | Практические занятия | 1 раз в неделю | декабрь 2025 |
Тема 4.1. «Наша волшебная картина» | 2 | Практическое занятие: групповая работа над общим полотном | 1 | 1 неделя декабря 2025 |
Тема 4.2. «Путешествие в страну Цветляндию» | 2 | Практическое занятие: игровая форма рисования, создание мини-иллюстраций | 1 | 2 неделя декабря 2025 |
Раздел 5. Творческий отчет | 2 | Итоговые мероприятия | 1 раз в неделю | январь 2026 |
Тема 5.1. Выставка детских работ «Чудеса палитры» | 2 | Формирование и презентация выставки, обсуждение работ детей | 1 | 3 неделя января 2026 |
Тема 5.2. Мастер-класс для родителей «Цвет и настроение» | 2 | Совместное творчество детей и родителей, демонстрация нетрадиционных техник | 1 | 4 неделя января 2026 |
Материально-техническое обеспечение программы
Материалы к программе:
- Альбомы и листы бумаги различных форматов (А3, А4);
- Цветная и белая бумага;
- Гуашевые и акварельные краски (наборы по 6–12 цветов);
- Кисти разных размеров (№ 4, 6, 8, плоские и круглые);
- Палитры (одноразовые или пластиковые);
- Карандаши простые и цветные;
- Салфетки, вода в емкостях;
Вспомогательные материалы:
- Губки, поролон, ватные палочки, зубные щетки, штампы, текстурированные ткани;
- Образцы работ по различным техникам рисования;
- Картотека нетрадиционных техник изобразительной деятельности;
- Иллюстрации с изображением природных явлений, сказочных персонажей, узоров, картин известных художников;
- Презентации и видеоматериалы о творчестве детей, картинах известных художников, процессах рисования;
- Таблицы с обозначением теплых и холодных цветов;
- Алгоритмы выполнения отдельных техник в виде схем и памяток.
Материально-техническое оснащение занятий:
- Столы и стулья, соответствующие возрасту детей;
- Фартуки и головные уборы для защиты одежды;
- Поддоны или подстилки для защиты поверхности стола;
- Мольберты или вертикальные доски для рисования (при наличии);
- Полочки или контейнеры для организации рабочего места;
- Доска магнитная или флипчарт для демонстрации образцов;
- Мультимедийное оборудование:
- проектор,
- экран или интерактивная доска,
- ноутбук или планшет,
- акустические колонки;
- Фонограммы спокойной и вдохновляющей музыки для сопровождения творческой деятельности;
- Красочные уголки/зоны для рисования;
- Книги по искусству и детские энциклопедии об изобразительном искусстве;
- Стенд «Галерея палитры» для выставки работ.
Описание процедуры оценки результатов освоения программы
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы:
№ п/п | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | не проявляется | |||
1 | Владеет элементарными знаниями о техниках рисования и используемых материалах | Знает названия основных материалов и инструментов, называет цвета и формы, объясняет их назначение |
| ||
2 | Умеет работать с различными техниками рисования | Выполняет приёмы работы кистью, отпечатками, тычком, графикой пальцами и др. |
| ||
3 | Проявляет самостоятельность и творческую инициативу в процессе создания образов | Самостоятельно выбирает материалы и форму композиции, предлагает оригинальное оформление |
| ||
4 | Владеет навыками мелкой моторики и координации движений | Аккуратно работает с кистью, правильно наносит краску, контролирует движения рук |
| ||
5 | Развито цветовое восприятие и чувство формы | Подбирает цвет и форму деталей в соответствии с замыслом, учитывает соотношение размеров |
| ||
6 | Сформирован интерес к художественному творчеству | Проявляет желание участвовать в занятиях, активно отвечает на вопросы, рассказывает о своей работе |
| ||
7 | Развита эмоциональная отзывчивость и эстетическое восприятие | Положительно оценивает результаты своего труда и работы сверстников, выражает эмоции при создании работ |
| ||
8 | Формируется усидчивость и аккуратность | Соблюдает порядок на рабочем месте, доводит начатое дело до конца, аккуратно выполняет работу |
| ||
Дополнительные наблюдения педагога:
- Какие техники вызвали наибольший интерес у ребенка?
- Какие трудности возникали в процессе выполнения заданий?
- Проявлял ли ребенок инициативу в выборе темы или стиле рисунка?
- Как реагировал на ошибки — самостоятельно исправлял, просил помощи, отказывался продолжать?
Описание уровней усвоения программы
Высокий уровень:
Дети овладели программным материалом на 76–100%. Успешно применяют полученные знания и навыки в практической деятельности: самостоятельно выбирают материалы, техники и цветовое решение, создают целостные композиции, проявляют творческую инициативу, умеют выражать свои эмоции через изобразительную деятельность. Работают аккуратно, соблюдая порядок и последовательность действий, без помощи педагога.
Средний уровень:
Дети овладели программным материалом на 50–75%. В основном выполняют задания с частичной помощью взрослого или по образцу. Используют освоенные приёмы рисования, но выбор техники и материалов зачастую зависит от подсказки педагога. Проявляют интерес к занятиям, могут самостоятельно завершить работу при условии дополнительного объяснения или демонстрации.
Низкий уровень:
Дети овладели программным материалом менее чем на 50%. Выполняют задания только при активной помощи взрослого, испытывают трудности в выборе цвета, формы, техники. Мелкая моторика развита слабо, наблюдаются затруднения в управлении кистью, нанесении краски, использовании нетрадиционных техник. Эмоциональное самовыражение ограничено, самостоятельная работа практически не осуществляется.
Список использованной литературы:
- Агаева, Ю. Л. Искусство быть художником: Развитие творческих способностей у дошкольников [Текст] / Ю. Л. Агаева, Т. И. Бабаева, Н. П. Ладушинская. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 144 с.
- Белоусова, Е. В. Изобразительная деятельность в детском саду: конспекты занятий для детей 5–6 лет [Текст] / Е. В. Белоусова. – М.: Учебно-методический центр «Гармония», 2013. – 64 с.
- Васильева, Т. С. Художественно-эстетическое развитие дошкольников: программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Васильева, Т. А. Комарова, Л. А. Парамонова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
- Григорьева, Г. Г. Рисование в детском саду. Подготовительная к школе группа [Текст] / Г. Г. Григорьева. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с.
- Дмитриева, В. Г. Основы изобразительной грамотности: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольного образования [Текст] / В. Г. Дмитриева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 96 с.
- Коваленко, Е. А. Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками [Текст] / Е. А. Коваленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
- Комарова, Т. С. Дошкольная художественная литература и изобразительное искусство [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
- Короткова, Л. А. Цвет, форма, композиция: Развитие эстетического восприятия у дошкольников [Текст] / Л. А. Короткова. – М.: Просвещение, 2007. – 112 с.
- Лапшина, И. Н. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада [Текст]: конспекты занятий / И. Н. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 80 с.
- Миронова, Р. Н. Рисование как средство развития творческой личности ребенка [Текст] / Р. Н. Миронова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 128 с.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа №1151»
Согласовано УО г. Москвы
«УТВЕРЖДАЮ»
_____________
«___»_________20____г
Заведующий «Детский сад № 2»
_____________О.С. Кузина
«___»_________2025г
Парциальная программа
«Чудеса палитры»
Для детей (старшей группа)
Продолжительность программы 16 часов
Разработано: Богатырева А.С. ,педагог дополнительного образования |
Москва- 2025 год
#1055;ояснительная записка
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Направленность программы: Программа «Чудеса палитры» относится к художественно-эстетической области дошкольного образования и направлена на развитие изобразительных навыков, творческого мышления и эмоциональной сферы детей через освоение основ цветоведения, композиции и различных техник рисования.
Новизна программы заключается в интеграции игровых и художественных методов обучения, а также в использовании нетрадиционных техник рисования (отпечатки, тычок, графика пальцами, рисование с помощью подручных материалов и др.). Особое внимание уделяется не только формированию умений и навыков изобразительной деятельности, но и развитию воображения, образного мышления, эмоциональной выразительности ребенка. Программа предлагает авторский подход к организации художественной деятельности, учитывающий возрастные особенности детей 5–6 лет.
Актуальность программы обусловлена потребностью в раннем эстетическом развитии детей дошкольного возраста, в формировании положительного отношения к искусству и развитии способности воспринимать и создавать художественный образ. В условиях современного дошкольного образования особенно важно стимулировать творческий потенциал ребенка, развивать его способность выражать свои чувства и переживания средствами изобразительного искусства. Программа соответствует требованиям ФГОС ДО и реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует всестороннему развитию личности ребенка через приобщение к миру красок и форм; помогает выявить и развить индивидуальные творческие склонности и одаренность детей; формирует у детей эстетический вкус, художественный кругозор и культуру самовыражения. Работа с различными материалами и техниками расширяет сенсорный опыт ребенка, совершенствует мелкую моторику, координацию движений, внимание и воображение.
Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы
Цель программы: Овладение детьми 5–6 лет техническими навыками работы с различными художественными материалами и развитие творческих изобразительных способностей через освоение основ цветоведения, композиции и нетрадиционных техник рисования, воспитание интереса к изобразительному искусству в процессе самостоятельного создания ярких эмоциональных образов.
Задачи:
- Сформировать у воспитанников представления о цвете, форме, композиции, пространственном расположении предметов на листе;
- Познакомить детей с основами цветоведения: основными и составными цветами, понятиями «теплый» и «холодный» цвет;
- Учить правильно подбирать цветовые сочетания и передавать настроение с помощью цвета;
- Формировать умение работать с разными художественными материалами (гуашь, акварель, карандаши, пастель, мелки, краски);
- Освоить навыки работы в различных техниках: отпечатки, тычок, графика пальцами, рисование губкой, ватными палочками, расписывание по -сырому и др.;
- Развивать умение создавать выразительные образы, используя приемы ассоциативного мышления и воображения;
- Совершенствовать навыки владения кистью, карандашом, ножницами при выполнении аппликаций и дополнительных элементов к рисункам.
- Развивать творческое воображение, фантазию, образное мышление;
- Продолжать развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер;
- Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус и способность выражать свои чувства через изобразительную деятельность;
- Развивать внимание, память, усидчивость и аккуратность в работе.
- Воспитывать интерес и любовь к изобразительному искусству, желание экспериментировать с красками и формами;
- Формировать уважение к творчеству сверстников, умение радоваться успехам других;
- Воспитывать бережное отношение к материалам, инструментам и результатам собственной деятельности;
- Способствовать формированию уверенности в своих силах, желанию доводить начатое до конца и гордиться результатом.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 4 месяца и предназначена для детей старшей дошкольной группы (5–6 лет). Общее количество занятий – 16, занятия проводятся 1 раз в неделю по 25–30 минут.
Этапы реализации программы:
Продолжительность периодов определена количеством занятий и поэтапностью освоения материала:
- Первый период – вводный и направлен на первичное знакомство с художественными материалами, основными понятиями цветоведения и техниками рисования. Рассчитан на 2 занятия.
Задачи периода: формирование интереса к изобразительной деятельности, развитие положительного эмоционального отношения к процессу рисования, ознакомление с базовыми инструментами и приёмами работы.
- Второй период – основной, направлен на закрепление и развитие навыков работы с различными художественными материалами и освоение нетрадиционных техник рисования. Рассчитан на 12 занятий.
Задачи периода: совершенствование умений создавать образы, развитие творческого воображения и мелкой моторики, обучение передаче настроения и эмоций через цвет и форму.
- Третий период – завершающий, посвящён подготовке и созданию итоговых творческих работ (персональных или групповых проектов), выставке детских работ. Рассчитан на 2 занятия.
Задачи периода: обобщение полученных знаний и умений, проявление самостоятельности в выборе техники и замысла, развитие навыков презентации и самооценки своей работы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (5–6 лет).
На данном этапе развития у детей активно формируются творческие способности, воображение, образное мышление и эмоциональная выразительность, что делает их особенно восприимчивыми к художественно-эстетическому воздействию. Дети проявляют интерес к цвету, форме, композиции, охотно включаются в изобразительную деятельность, стремятся выразить свои переживания и впечатления через рисунок. В рамках программы «Чудеса палитры» учитывается возрастная специфика: занятия строятся с опорой на игровую деятельность, элементы сказкотерапии и эмоционального вовлечения, что способствует повышению мотивации и устойчивого интереса к художественному творчеству. Программа направлена на развитие не только практических навыков работы с красками и материалами, но и на расширение сенсорного опыта, совершенствование мелкой моторики, развитие эстетического вкуса и художественного восприятия.
Прием детей в группу осуществляется на добровольной основе, по согласию родителей (законных представителей). Особых предварительных навыков не требуется. Обучение проводится с учетом индивидуальных особенностей и темпа освоения материала каждым ребенком. Возможно дифференцированное усложнение или упрощение заданий, а также корректировка последовательности тем в зависимости от уровня подготовки и интересов детей. Количество детей в группе: от 8 до 15 человек.
Формы и режим образовательной деятельности
Формы занятий:
Образовательная деятельность в рамках программы строится с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей детей и включает следующие формы:
- фронтальная — работа со всей группой, используется при объяснении нового материала, беседах, показе техник;
- групповая — предполагает работу детей в подгруппах при выполнении совместных творческих заданий;
- индивидуальная — направлена на оказание педагогической поддержки детям с разным уровнем подготовки и интересов.
Формы образовательной деятельности:
Для реализации программы используются разнообразные формы, способствующие развитию творческих способностей и эстетического восприятия у дошкольников:
- мастер-класс;
- выставка-презентация детских работ;
- интегрированное занятие (с элементами развития речи)
- совместное творчество родителей и детей (творческие задания на дом);
- традиционное занятие
Режим занятий:
- Частота занятий: 1 раз в неделю;
- Продолжительность одного занятия: 25–30 минут;
- Группа комплектуется из 8–15 человек;
При необходимости возможны индивидуальные и подгрупповые занятия для детей с особыми образовательными или творческими потребностями.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты освоения программы:
В результате реализации программы дети:
- овладеют базовыми навыками работы с различными художественными материалами (гуашь, акварель, мелки, пастель, карандаши и др.);
- сформируют представления о цвете, форме, композиции и пространственном расположении объектов на листе бумаги;
- проявят устойчивый интерес к изобразительной деятельности и желание экспериментировать с красками и формами;
- научатся самостоятельно выбирать тему, подбирать цветовое решение и создавать целостную композицию;
- разовьют воображение, творческое мышление, эстетическое восприятие и художественный вкус;
Воспитанники будут знать: основные цвета спектра, понятия «теплый» и «холодный» цвет, виды изобразительного искусства (живопись, графика), простейшие правила построения композиции;
Воспитанники будут уметь: правильно держать кисть, наносить краску разными способами, работать по шаблону и без него, применять нетрадиционные техники рисования;
Воспитанники смогут решать жизненно-практические задачи: выражать свои эмоции и переживания через изобразительную деятельность, оформлять поделки и интерьер группы, участвовать в совместных творческих проектах;
Воспитанники способны проявлять отношения: к красоте окружающего мира, к собственным творческим достижениям и достижениям сверстников, к процессу создания художественного образа.
Способы определения уровня достижений детей:
Для оценки успешности освоения программы используются следующие способы диагностики и наблюдения:
- Наблюдение педагога за активностью ребенка в процессе занятий, выбором материалов, техникой выполнения заданий.
- Анализ детских работ — оценка индивидуального продвижения в овладении техниками и художественным самовыражением.
- Портфолио воспитанника — систематизированный сбор творческих работ, отражающий динамику развития ребенка.
- Творческие выставки и мини-выставки — возможность ребенку представить свою работу, обсудить её с педагогами и родителями.
- Творческий отчет — коллективное или индивидуальное творческое исполнение, презентация завершенных работ.
- Беседы с детьми — позволяют выявить уровень сформированности представлений о цвете, форме, композиции и любимых видах деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов освоения программы проводится с целью оценки достижений воспитанников, демонстрации результатов их творческой деятельности детям, родителям и педагогам.
Формы подведения итогов:
- Итоговое занятие-презентация — организуется в форме выставки-просмотра детских работ, на котором дети рассказывают о своих рисунках, объясняют выбор цвета, техники и сюжета.
- Мини-выставка «Галерея моих чудес» — проводится дважды в год (в середине и конце учебного года), где каждое ребёнок представляет 2–3 свои работы.
- Тематическая выставка — по итогам определенного периода обучения (например, «Весна в моей палитре», «Цветные сказки», «Мои любимые животные»).
- Коллективная творческая работа — создание общего панно или картины, отражающей тему года или интересы группы.
- Презентация творческих проектов — дети совместно с педагогом готовят небольшие проекты (например, «Моя волшебная книга красок», «Путешествие цвета») и представляют их на общем мероприятии.
- Открытое занятие с приглашением родителей — позволяет показать процесс обучения и творческие достижения детей в динамике.
В ходе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла, умения передавать эмоции через цвет и форму, а также сравнение различных техник и подходов к изображению.
По итогам года проводится общая выставка творческих работ «Чудеса палитры», в которой принимают участие все воспитанники группы. На выставке будут представлены работы в разных техниках: отпечатки, тычок, графика пальцами, рисование губками и другие. Мероприятие проходит с участием детей, родителей, воспитателей и администрации ДОО.
Такие формы подведения итогов позволяют не только оценить уровень освоения программы, но и способствуют развитию у детей уверенности в себе, гордости за свою работу, умения презентовать свой творческий результат.
Учебно-тематический план
№ | Раздел / Тема | Кол-во часов | Форма организации |
1 | Раздел 1. Знакомство с красками и кистью | 4 | |
Тема «Волшебный след кисти» | 1 | фронтальная | |
Тема «Капельки на листе» | 1 | фронтальная/ индивидуальная | |
Тема «Дождик из кисточки» | 1 | фронтальная/ групповая | |
Тема «Море моих чувств» | 1 | индивидуальная | |
2 | Раздел 2. Нетрадиционные техники рисования | 4 | |
Тема «Отпечатки пальцев – зверята» | 1 | фронтальная | |
Тема «Тычок — бабочка и цветы» | 1 | фронтальная | |
Тема «Графика пальцами – узоры» | 1 | групповая | |
Тема «Рисование губкой – осенние деревья» | 1 | фронтальная | |
3 | Раздел 3. Работа с цветом и композицией | 4 | |
Тема «Цветные облака» | 1 | фронтальная | |
Тема «Сказочный пейзаж» | 1 | фронтальная | |
Тема «Теплый и холодный цвет» | 1 | групповая | |
Тема «Мои любимые герои сказок» | 1 | индивидуальная | |
4 | Раздел 4. Совместное творчество | 2 | |
Тема «Наша волшебная картина» | 1 | групповая | |
Тема «Путешествие в страну Цветляндию» | 1 | групповая | |
5 | Творческий отчет | 2 | |
Тема Выставка детских работ «Чудеса палитры» | 1 | фронтальная | |
Тема Мастер-класс для родителей «Цвет и настроение» | 1 | фронтальная | |
ИТОГО: | 16 |
Содержание парциальной программы
Раздел 1. Знакомство с красками и кистью
Этот раздел направлен на формирование первичных навыков работы с художественными материалами, развитие интереса к изобразительной деятельности, освоение базовых техник рисования.
Тема «Волшебный след кисти»
Задачи: познакомить детей с основными инструментами — кистью, красками, альбомным листом; научить правильно держать кисть и наносить мазки различной силы и направления.
Форма занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: беседа о художнике и его работе, показ приемов работы кистью («пятнышки», «волна», «змейка»), практическая деятельность под музыкальное сопровождение.
Материал: гуашь, кисти разных размеров, альбомные листы, вода, салфетки.
Тема «Капельки на листе»
Задачи: закрепить навыки работы кистью, развивать воображение через создание образов из пятен.
Форма занятия: фронтальная / индивидуальная.
Методическое обеспечение: упражнения по управлению кистью, игра-импровизация, творческое задание по превращению пятен в образы.
Материал: гуашь, кисти, листы бумаги, карандаши для дорисовывания образов.
Тема «Дождик из кисточки»
Задачи: обучить детей технике имитации капель дождя, развивать чувство ритма и композиции.
Форма занятия: фронтальная / групповая.
Методическое обеспечение: музыкальная зарядка, показ движения кистью, самостоятельное выполнение рисунка с элементами дождика.
Материал: акварель или гуашь, кисти, большие листы для коллективного рисунка, фонограмма с дождевой музыкой.
Тема «Море моих чувств»
Задачи: научить передавать эмоции через цвет и движение кисти, развивать эмоциональную выразительность.
Форма занятия: индивидуальная.
Методическое обеспечение: беседа о настроении, выбор цвета, свободное рисование под спокойную музыку.
Материал: краски, кисти, большие листы, музыкальное сопровождение.
Раздел 2. Нетрадиционные техники рисования
Цель раздела – расширить представление детей о возможностях художественного выражения, познакомить с нестандартными способами создания изображений.
Тема «Отпечатки пальцев – зверята»
Задачи: познакомить с техникой отпечатков пальцами, научить создавать образ животного.
Форма занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: показ способов отпечатков, объяснение дополнительных деталей карандашом, самостоятельное выполнение задания.
Материал: гуашь, ватные палочки, карандаши, салфетки, листы бумаги.
Тема «Тычок — бабочка и цветы»
Задачи: освоить технику тычка, научить создавать яркие образы природы.
Форма занятия: фронтальная / индивидуальная.
Методическое обеспечение: демонстрация техники, работа по шаблону и без него, обсуждение работ.
Материал: губки, поролон, краски, шаблоны, листы бумаги.
Тема «Графика пальцами – узоры»
Задачи: развивать моторику, внимание, знакомство с простыми орнаментами.
Форма занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: рисование пальцами по мокрому фону, создание симметричных узоров.
Материал: акварель, вода, альбомные листы.
Тема «Рисование губкой – осенние деревья»
Задачи: освоить технику работы губкой, создать объемное изображение кроны дерева.
Форма занятия: фронтальная
Методическое обеспечение: показ работы губкой, работа в парах, совместное обсуждение.
Материал: губки, краски, кисти, листы бумаги.
Раздел 3. Работа с цветом и композицией
Цель раздела – развитие понимания цвета как средства выражения, формирование начальных представлений о композиции.
Тема «Цветные облака»
Задачи: учить смешивать цвета, наблюдать за их взаимодействием на листе.
Форма занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: работа с акварелью, смешивание цветов на воде, наблюдение за процессом.
Материал: акварель, вода, кисти, плотная бумага.
Тема «Сказочный пейзаж»
Задачи: формировать умение строить композицию, использовать несколько техник в одной работе.
Форма занятия: фронтальная / индивидуальная.
Методическое обеспечение: составление плана картины, использование нескольких техник, работа над завершенным образом.
Материал: краски, кисти, листы бумаги, карандаши.
Тема «Теплый и холодный цвет»
Задачи: познакомить с понятием температуры цвета, научить подбирать цветовые сочетания.
Форма занятия: групповая.
Методическое обеспечение: сравнение картин с теплыми и холодными цветами, выбор своей палитры.
Материал: карточки с примерами цветовых решений, краски, кисти.
Тема «Мои любимые герои сказок»
Задачи: закрепить навыки изобразительной деятельности, развивать воображение.
Форма занятия: индивидуальная.
Методическое обеспечение: беседа о героях сказок, выбор персонажа, самостоятельное рисование.
Материал: краски, кисти, листы, карандаши.
Раздел 4. Совместное творчество
Цель раздела – развитие навыков командной работы, применение полученных знаний в проектной деятельности.
Тема «Наша волшебная картина»
Задачи: объединить усилия детей для создания единого произведения, научить согласовывать действия.
Форма занятия: групповая.
Методическое обеспечение: распределение ролей, обсуждение замысла, совместная работа над большим полотном.
Материал: большое полотно или склеенные листы, краски, кисти, малярный скотч.
Тема «Путешествие в страну Цветляндию»
Задачи: закрепить знания о цвете и композиции, развивать творческую инициативу.
Форма занятия: групповая.
Методическое обеспечение: сказкотерапия, игровая форма занятия, создание мини-иллюстраций к истории.
Материал: краски, кисти, листы бумаги, сказочная фонограмма.
Раздел 5. Творческий отчет
Цель раздела – обобщение и демонстрация результатов творческой деятельности детей, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Тема Выставка детских работ «Чудеса палитры»
Задачи: организовать выставку детских работ, провести обсуждение и рефлексию.
Форма занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: оформление выставки, презентация работ детьми, беседа о любимых работах.
Материал: рамки для работ, таблички с названиями, книга отзывов.
Тема Мастер-класс для родителей «Цвет и настроение»
Задачи: вовлечь родителей в творческий процесс, повысить уровень взаимодействия семьи и ДОО.
Форма занятия: фронтальная.
Методическое обеспечение: совместное творчество родителей и детей, демонстрация нетрадиционных техник.
Материал: краски, кисти, листы бумаги, фартуки для родителей.
Планирование и сроки реализации
Раздел/ Тема | Половина дня | Занятие, вид деятельности | Количество занятий в неделю | Сроки |
Раздел 1. Знакомство с красками и кистью | 1 раз в неделю | сентябрь – октябрь 2025 | ||
Тема «Волшебный след кисти» | 1 | Теоретическое и практическое занятие: беседа о художественных материалах, показ приёмов работы кистью | 1 | 1 неделя сентября 2025 |
Тема «Капельки на листе» | 2 | Практическое занятие: работа кистью, создание образов из пятен | 1 | 2 неделя сентября 2025 |
Тема «Дождик из кисточки» | 2 | Практическое занятие: имитация дождя кистью, развитие ритма и композиции | 1 | 3 неделя сентября 2025 |
Тема «Море моих чувств» | 2 | Практическое занятие: передача эмоций через цвет и движение кисти | 1 | 4 неделя сентября 2025 |
Раздел 2. Нетрадиционные техники рисования | 2 | Практические занятия | 1 раз в неделю | октябрь – ноябрь 2025 |
Тема «Отпечатки пальцев – зверята» | 2 | Практическое занятие: работа пальцами, создание образов животных | 1 | 1 неделя октября 2025 |
Тема «Тычок — бабочка и цветы» | 2 | Практическое занятие: работа тычком губкой или поролоном | 1 | 2 неделя октября 2025 |
Тема «Графика пальцами – узоры» | 2 | Практическое занятие: создание симметричных узоров пальцами | 1 | 3 неделя октября 2025 |
Тема «Рисование губкой – осенние деревья» | 2 | Практическое занятие: работа губкой, создание объёмного изображения | 1 | 4 неделя октября 2025 |
Раздел 3. Работа с цветом и композицией | 2 | Практические занятия | 1 раз в неделю | ноябрь – декабрь 2025 |
Тема «Цветные облака» | 2 | Практическое занятие: работа акварелью, смешивание цветов на воде | 1 | 1 неделя ноября 2025 |
Тема «Сказочный пейзаж» | 2 | Практическое занятие: создание целостной картины с использованием нескольких техник | 1 | 2 неделя ноября 2025 |
Тема «Теплый и холодный цвет» | 2 | Практическое занятие: сравнение цветовых решений, подбор настроения | 1 | 3 неделя ноября 2025 |
Тема «Мои любимые герои сказок» | 2 | Практическое занятие: самостоятельное рисование персонажей сказок | 1 | 4 неделя ноября 2025 |
Раздел 4. Совместное творчество | 2 | Практические занятия | 1 раз в неделю | декабрь 2025 |
Тема «Наша волшебная картина» | 2 | Практическое занятие: групповая работа над общим полотном | 1 | 1 неделя декабря 2025 |
Тема «Путешествие в страну Цветляндию» | 2 | Практическое занятие: игровая форма рисования, создание мини-иллюстраций | 1 | 2 неделя декабря 2025 |
Раздел 5. Творческий отчет | 2 | Итоговые мероприятия | 1 раз в неделю | январь 2026 |
Тема Выставка детских работ «Чудеса палитры» | 2 | Формирование и презентация выставки, обсуждение работ детей | 1 | 3 неделя января 2026 |
Тема Мастер-класс для родителей «Цвет и настроение» | 2 | Совместное творчество детей и родителей, демонстрация нетрадиционных техник | 1 | 4 неделя января 2026 |
Материально-техническое обеспечение программы
Материалы к программе:
- Альбомы и листы бумаги различных форматов (А3, А4);
- Цветная и белая бумага;
- Гуашевые и акварельные краски (наборы по 6–12 цветов);
- Кисти разных размеров (№ 4, 6, 8, плоские и круглые);
- Палитры (одноразовые или пластиковые);
- Карандаши простые и цветные;
- Салфетки, вода в емкостях;
Вспомогательные материалы:
- Губки, поролон, ватные палочки, зубные щетки, штампы, текстурированные ткани;
- Образцы работ по различным техникам рисования;
- Картотека нетрадиционных техник изобразительной деятельности;
- Иллюстрации с изображением природных явлений, сказочных персонажей, узоров, картин известных художников;
- Презентации и видеоматериалы о творчестве детей, картинах известных художников, процессах рисования;
- Таблицы с обозначением теплых и холодных цветов;
- Алгоритмы выполнения отдельных техник в виде схем и памяток.
Материально-техническое оснащение занятий:
- Столы и стулья, соответствующие возрасту детей;
- Фартуки и головные уборы для защиты одежды;
- Поддоны или подстилки для защиты поверхности стола;
- Мольберты или вертикальные доски для рисования (при наличии);
- Полочки или контейнеры для организации рабочего места;
- Доска магнитная или флипчарт для демонстрации образцов;
- Мультимедийное оборудование:
- проектор,
- экран или интерактивная доска,
- ноутбук или планшет,
- акустические колонки;
- Фонограммы спокойной и вдохновляющей музыки для сопровождения творческой деятельности;
- Красочные уголки/зоны для рисования;
- Книги по искусству и детские энциклопедии об изобразительном искусстве;
- Стенд «Галерея палитры» для выставки работ.
Описание процедуры оценки результатов освоения программы
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы:
№ п/п | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | не проявляется | |||
1 | Владеет элементарными знаниями о техниках рисования и используемых материалах | Знает названия основных материалов и инструментов, называет цвета и формы, объясняет их назначение | |||
2 | Умеет работать с различными техниками рисования | Выполняет приёмы работы кистью, отпечатками, тычком, графикой пальцами и др. | |||
3 | Проявляет самостоятельность и творческую инициативу в процессе создания образов | Самостоятельно выбирает материалы и форму композиции, предлагает оригинальное оформление | |||
4 | Владеет навыками мелкой моторики и координации движений | Аккуратно работает с кистью, правильно наносит краску, контролирует движения рук | |||
5 | Развито цветовое восприятие и чувство формы | Подбирает цвет и форму деталей в соответствии с замыслом, учитывает соотношение размеров | |||
6 | Сформирован интерес к художественному творчеству | Проявляет желание участвовать в занятиях, активно отвечает на вопросы, рассказывает о своей работе | |||
7 | Развита эмоциональная отзывчивость и эстетическое восприятие | Положительно оценивает результаты своего труда и работы сверстников, выражает эмоции при создании работ | |||
8 | Формируется усидчивость и аккуратность | Соблюдает порядок на рабочем месте, доводит начатое дело до конца, аккуратно выполняет работу | |||
Дополнительные наблюдения педагога:
- Какие техники вызвали наибольший интерес у ребенка?
- Какие трудности возникали в процессе выполнения заданий?
- Проявлял ли ребенок инициативу в выборе темы или стиле рисунка?
- Как реагировал на ошибки — самостоятельно исправлял, просил помощи, отказывался продолжать?
Описание уровней усвоения программы
Высокий уровень:
Дети овладели программным материалом на 76–100%. Успешно применяют полученные знания и навыки в практической деятельности: самостоятельно выбирают материалы, техники и цветовое решение, создают целостные композиции, проявляют творческую инициативу, умеют выражать свои эмоции через изобразительную деятельность. Работают аккуратно, соблюдая порядок и последовательность действий, без помощи педагога.
Средний уровень:
Дети овладели программным материалом на 50–75%. В основном выполняют задания с частичной помощью взрослого или по образцу. Используют освоенные приёмы рисования, но выбор техники и материалов зачастую зависит от подсказки педагога. Проявляют интерес к занятиям, могут самостоятельно завершить работу при условии дополнительного объяснения или демонстрации.
Низкий уровень:
Дети овладели программным материалом менее чем на 50%. Выполняют задания только при активной помощи взрослого, испытывают трудности в выборе цвета, формы, техники. Мелкая моторика развита слабо, наблюдаются затруднения в управлении кистью, нанесении краски, использовании нетрадиционных техник. Эмоциональное самовыражение ограничено, самостоятельная работа практически не осуществляется.
Список использованной литературы:
- Агаева, Ю. Л. Искусство быть художником: Развитие творческих способностей у дошкольников [Текст] / Ю. Л. Агаева, Т. И. Бабаева, Н. П. Ладушинская. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 144 с.
- Белоусова, Е. В. Изобразительная деятельность в детском саду: конспекты занятий для детей 5–6 лет [Текст] / Е. В. Белоусова. – М.: Учебно-методический центр «Гармония», 2013. – 64 с.
- Васильева, Т. С. Художественно-эстетическое развитие дошкольников: программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Васильева, Т. А. Комарова, Л. А. Парамонова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
- Григорьева, Г. Г. Рисование в детском саду. Подготовительная к школе группа [Текст] / Г. Г. Григорьева. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с.
- Дмитриева, В. Г. Основы изобразительной грамотности: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольного образования [Текст] / В. Г. Дмитриева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 96 с.
- Коваленко, Е. А. Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками [Текст] / Е. А. Коваленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
- Комарова, Т. С. Дошкольная художественная литература и изобразительное искусство [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
- Короткова, Л. А. Цвет, форма, композиция: Развитие эстетического восприятия у дошкольников [Текст] / Л. А. Короткова. – М.: Просвещение, 2007. – 112 с.
- Лапшина, И. Н. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада [Текст]: конспекты занятий / И. Н. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 80 с.
- Миронова, Р. Н. Рисование как средство развития творческой личности ребенка [Текст] / Р. Н. Миронова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа театрального кружка "Маска" в старшей группе
Представляю свою рабочую программу театрального кружка....

Дистанционное занятие по рисованию "Бабочка" к программе "От рождения до школы" в старшей группе.
Дистанционное занятие по рисованию "Бабочка" к программе "От рождения до школы" в старшей группе. Воспитатель: Черноокая О.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы «Пчелки» (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет це...

Конспект комплексного занятия в старшей группе на тему: " Чудеса весеннего леса"
Это занятие проводиться с целью воспроизведения и коррекции опорных знаний....
Рабочая программа педагогов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (старшая группа 5-6 лет).
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционной – развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую и умеренную умствен...

парциальная программам средняя группа аппликация
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151»...

оригами парциальная программа подготовительная группа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151» Согласовано УО г. Москвы...
