парциальная программа цветы
рабочая программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № …»
Согласовано УО г. Москвы «УТВЕРЖДАЮ»
_____________
«___»_________2025г Заведующий «Детский сад № 1»
_____________И.С. Иванова
«___»_________2025г
Парциальная программа
«Арт - букет»
Для детей (подготовительной группы)
Продолжительность программы 18 часов
| Разработано: Богатырева А.С., педагог дополнительного образования |
Москва- 2025 год
- Пояснительная записка к парциальной программе «Арт-букет»
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Программа «Арт-букет» имеет художественно-эстетическую направленность, является прикладной и досуговой, носит практико-ориентированный характер, направлена на ознакомление детей с технологией изготовления цветов по образцу, развитие у них интереса к художественному творчеству и мелкой моторики. Программа предназначена для детей 6–7 лет подготовительной группы, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Новизна программы заключается в следующем:
- В интеграции различных видов художественной деятельности (аппликация, рисование, работа с бумагой и картоном) в единую тематическую линию — создание объемных цветов по образцу.
- В использовании доступных, экологичных материалов и простых технологий, позволяющих детям легко осваивать технику изготовления цветов даже без предварительного опыта.
- В включении игровых и сюжетных элементов, что делает процесс обучения более увлекательным и соответствует возрастным особенностям детей.
Актуальность программы обусловлена процессом реализации региональных и муниципальных проектов по развитию художественно-эстетического воспитания дошкольников, а также запросом со стороны родителей на дополнительное образование детей в области декоративно-прикладного творчества. Программа отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста к созданию ярких, объемных поделок, позволяет удовлетворить их потребность в творческом самовыражении и практической деятельности с использованием разнообразных материалов.
Программа реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и направлена на формирование у детей элементарных навыков работы с бумагой и картоном, развитие эстетического вкуса, воображения и навыков моторики. Она обеспечивает учёт специфики условий осуществления образовательной деятельности, таких как возрастные особенности детей 6–7 лет, наличие необходимого оборудования и материалов, а также потребностей и интересов детей, проявляющихся в желании создавать красивые и полезные вещи своими руками. Кроме того, программа учитывает возможности педагогического коллектива, имеющего опыт работы с техниками аппликации и ручного труда, и опирается на сложившиеся традиции дошкольной образовательной организации по проведению выставок детского творчества, оформлению интерьеров групп и совместному творчеству детей и взрослых.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации у детей повышается мотивация к художественно-творческой деятельности, развиваются воображение, образное и пространственное мышление, формируются представления о цвете, форме, композиции и стиле в декоративно-прикладном искусстве, а также повышается интерес к самостоятельному созданию объемных поделок. Программа «Арт-букет» разработана специально для подготовительных групп ДОО, поскольку именно на данном этапе дошкольного развития особенно важно создавать условия для становления творческой личности, развития эстетического восприятия мира и формирования навыков аккуратной работы с различными материалами. Наблюдения показали, что дети проявляют живой интерес к ярким, красочным поделкам, особенно если результат их усилий может быть использован в дальнейшем — как подарок, элемент оформления или выставка.
Кроме того, педагогическая целесообразность заключается в возможности индивидуализированного подхода при работе с детьми: занятия по программе позволяют учитывать уровень подготовки каждого ребёнка, его интересы и темп освоения материала. Программа способствует развитию не только индивидуальных творческих способностей, но и навыков сотрудничества, так как предусматривает совместное выполнение проектов (например, создание общего "цветочного поля" или "аромата весны").
1.2. Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы
Цель программы: Ознакомление детей 6–7 лет с технологией изготовления цветов по образцу, овладение ими техническими навыками работы с бумагой и картоном, развитие творческих и конструктивных способностей через создание объёмных поделок в технике декоративно-прикладного искусства, воспитание интереса к художественному творчеству и эстетическому восприятию мира в процессе совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи программы «Арт-букет»:
- Сформировать у детей представления о декоративно-прикладном искусстве, о многообразии форм и цветов в природе и их отражении в творчестве человека;
- Учить детей правильно использовать инструменты и материалы для работы (ножницы, клей, бумага, картон, шаблоны);
- Формировать умение выполнять последовательные технологические операции по образцу: вырезание, сгибание, склеивание, сборка деталей;
- Развивать навыки аккуратности, внимательности и терпения в процессе изготовления поделок;
- Воспитывать эстетическое отношение к результату своей деятельности, гордость за самостоятельно выполненную работу;
- Развивать воображение, пространственное мышление и художественный вкус через создание объемных композиций;
- Совершенствовать мелкую моторику рук, координацию движений и глазомер;
- Формировать умение работать в коллективе, оказывать помощь сверстникам, участвовать в общих проектах (например, оформление выставки или подарка);
- Развивать умение анализировать образец, сравнивать свою работу с заданным эталоном и вносить коррективы;
- Пробуждать интерес к творческой деятельности как способу самовыражения и позитивного общения.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на второе полугодие: февраль - июнь (18 занятий), по одному занятию в неделю продолжительностью 25–30 минут.
Продолжительность периодов определена количеством занятий:
- Первый период — вводный, направлен на первичное знакомство детей с технологией изготовления цветов, материалами и инструментами, а также формирование интереса к деятельности. Рассчитан на 1 занятие. На этом этапе проводится диагностика исходного уровня знаний и умений детей, формируется мотивация к творческой деятельности, закладываются основы аккуратности и безопасного обращения с материалами.
- Второй период — основной, направлен на освоение детьми базовых техник и приёмов изготовления цветов по образцу, развитие навыков работы с различными материалами (гофрированная бумага, фоамиран, салфетки, картон и др.), развитие мелкой моторики и художественного вкуса. Рассчитан на 14 занятий. В рамках этого периода дети осваивают создание простых и более сложных цветов (ромашка, роза, тюльпан, хризантема и др.), учатся комбинировать элементы, подбирать цветовые гаммы, работать по инструкции и в группе.
- Третий период — завершающий, направлен на подготовку итогового творческого проекта — создания коллективного "Арт-букета" или оформления выставки детских работ. Включает рефлексию, подведение итогов, оценку результатов детьми и педагогом. Рассчитан на 3 занятия. Этот этап способствует формированию у детей чувства гордости за свою работу, умения презентовать результаты деятельности, развивает эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста — 6–7 лет, находящихся в подготовительной группе. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от уровня их художественно-эстетического развития и начальных навыков работы с бумагой и картоном. В этом возрасте у детей активно развивается мелкая моторика, образное мышление, воображение и интерес к самостоятельному творчеству. Дети проявляют повышенный интерес к созданию объёмных поделок, любят украшать пространство, делиться своими достижениями со взрослыми и сверстниками, гордятся результатами своего труда.
В рамках художественно-эстетического развития, освоение технологии изготовления цветов по образцу способствует не только развитию практических навыков, но и формированию эстетического вкуса, умению видеть красоту в окружающем мире, воссоздавать её в собственных работах. Также этот вид деятельности стимулирует развитие познавательных процессов: внимания, памяти, координации движений, а также формирует элементарные навыки планирования и самоконтроля.
Прием детей в программу осуществляется на добровольной основе, согласно заявлениям родителей (законных представителей), без предварительного отбора. Возможно индивидуальное усложнение или упрощение заданий в зависимости от уровня подготовки ребёнка. Предусмотрена гибкая корректировка содержания занятий и последовательности тем в процессе обучения, с учетом интересов и потребностей детей.
Количество детей в группе: от 10 до 15 человек — что позволяет педагогу эффективно организовать как фронтальную, так и индивидуальную работу с каждым ребёнком.
Формы и режим образовательной деятельности
Формы занятий:
В рамках программы «Арт-букет» используются следующие формы образовательной деятельности: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. Эти формы позволяют учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки, а также обеспечивать дифференцированный подход в обучении. Выбор той или иной формы зависит от целей и задач конкретного занятия, сложности осваиваемой техники, количества обучающихся, уровня их моторных навыков и индивидуальных возможностей.
Формы образовательной деятельности:
- занятие (традиционное, интегрированное);
- мастер-класс;
- выставка детских работ;
- совместный проект (коллективная поделка — "Арт-букет");
- игровое занятие;
- творческая лаборатория;
- мини-выставка.
Разнообразие форм способствует повышению интереса к процессу изготовления цветов, активизирует познавательную деятельность детей и стимулирует развитие художественно-творческих способностей.
Виды занятий:
- Вводное занятие (вводное знакомство с материалами, инструментами и правилами работы);
- Практическое занятие (освоение приёмов и технологий создания цветов);
- Занятие-проект (совместное создание коллективной композиции);
- Занятие-игра (работа по созданию цветов в игровой форме);
- Занятие-выставка (презентация выполненных работ).
Режим занятий:
Программа реализуется в режиме 1 занятия в неделю, продолжительностью 25–30 минут. Такая частота и длительность занятий соответствует санитарно-гигиеническим нормам для детей старшего дошкольного возраста и позволяет сохранить высокую мотивацию и интерес к творческой деятельности.
Занятия проводятся с полной группой детей (10–15 человек), с возможностью деления на подгруппы для более качественного педагогического сопровождения и индивидуальной помощи. При необходимости предусмотрены элементы индивидуальной работы с детьми, имеющими повышенный интерес к творчеству или требующими дополнительной поддержки в освоении техники.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы «Арт-букет» у детей предполагается сформировать следующие личностные, когнитивные и практические достижения:
- Дети овладеют базовыми навыками работы с бумагой и картоном (вырезание, сгибание, склеивание, сборка деталей).
- У детей сформируются представления о цветах как элементе природы и художественного творчества, о многообразии их форм и цветовой палитре.
- Будут проявлять стойкий интерес к декоративно-прикладному творчеству и желание создавать поделки своими руками.
- Научатся самостоятельно выполнять последовательность действий по образцу, использовать разнообразные материалы в работе.
- Разовьются такие качества, как аккуратность, терпение, внимательность, воображение, эстетический вкус и моторика.
Воспитанники будут ЗНАТЬ | Воспитанники будут УМЕТЬ | Воспитанники смогут решать жизненно – практические задачи | Воспитанник способен проявлять отношения |
основные инструменты и материалы для изготовления цветов; этапы технологического процесса создания поделок; виды цветов в природе и их особенности. | правильно и безопасно использовать ножницы, клей, карандаши, шаблоны; вырезать детали по контуру; собирать объёмные цветы из готовых заготовок; подбирать цветовую гамму и украшать изделия дополнительными элементами; работать как индивидуально, так и в паре или группе. | создавать подарочные поделки и открытки своими руками; участвовать в оформлении праздников и выставок; применять полученные навыки в свободной деятельности и совместных проектах. | бережное отношение к материалам и инструментам; интерес и уважение к результатам своего и чужого творчества; доброжелательное взаимодействие со сверстниками и педагогом. |
Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов по результатам освоения материала программы «Арт-букет» может быть организовано в форме итоговой выставки детских работ, проводимой в групповой комнате или на общих пространствах детского сада. Также возможно проведение тематического праздника или мастер-класса для родителей, в рамках которого дети демонстрируют свои умения и рассказывают о процессе создания цветов. Работы детей представляются по теме «Цветы своими руками», выполненные в различных техниках и с использованием разных материалов (гофрированная бумага, фоамиран, картон, салфетки и др.). В процессе просмотра происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения каждым ребёнком, сравнение различных подходов к созданию одного и того же образа, а также анализ технического исполнения и художественной выразительности. По окончанию освоения программы готовится итоговая выставка «Арт-букет», в которой принимают участие все воспитанники, осваивающие программу. На выставке представлены как индивидуальные работы, так и элементы коллективного творчества — например, большой объемный букет, созданный совместными усилиями всей группы. Для родителей и педагогов организуется презентация проекта, включающая короткий рассказ детей о любимых занятиях, показ слайдов или видеоматериалов о работе над проектом, а также возможность попробовать сделать цветок самостоятельно под руководством воспитанников. Кроме того, отдельные работы могут быть использованы для оформления интерьеров, подарков ко Дню матери, 8 Марта, выпускных мероприятий и других праздников, что усиливает практическую значимость полученных навыков.
Система определения результатов деятельности детей:
- открытые занятия для родителей (мастер – класс);
- выставка детских работ;
- презентация итогового проекта;
- совместное изготовление подарка для группы или музея детского творчества;
- портфолио каждого ребёнка с фотографиями и описанием этапов развития;
- самооценка детьми своих достижений через беседы и обсуждения.
Учебно – тематический план
№ | Раздел/ Тема | Кол-во часов | Форма организации |
1 | Раздел 1. Вводный: Знакомство с искусством создания цветов | 1 | Фронтальная |
1.1 | Тема 1.1. «Давайте познакомимся! Что такое 2Арт-букет»? Цветы в природе и искусстве» | 1 | Фронтальная |
2 | Раздел 2. Основы техники: изготовление простых цветов по образцу | 14 |
|
2.1 | Тема 2.1. «Цветок из гофрированной бумаги — ромашка» | 1 | Групповая |
2.2 | Тема 2.2. «Цветок из салфеток — одуванчик» | 1 | Фронтальная |
2.3 | Тема 2.3. «Объёмная ромашка из белой бумаги» | 1 | Индивидуальная |
2.4 | Тема 2.4. «Тюльпан из фоамирана» | 1 | Индивидуальная |
2.5 | Тема 2.5. «Красивый подснежник» | 1 | Фронтальная |
2.6 | Тема 2.6. «Цветок на проволочной ножке» | 1 | Групповая |
2.7 | Тема 2.7. «Букетик из разноцветных лепестков» | 1 | Фронтальная |
2.8 | Тема 2.8. «Мастерим розу из бумаги» | 1 | Фронтальная |
2.9 | Тема 2.9. «Цветок из картона и фольги» | 1 | Групповая |
2.10 | Тема 2.10. «Весенний букет» (работа над проектом) | 1 | Групповая |
2.11 | Тема 2.11. «Сложная роза из нескольких слоёв» | 1 | Групповая |
2.12 | Тема 2.12. «Хризантема из полос бумаги» | 1 | Фронтальная |
2.13 | Тема 2.13. Композиция "Цветочная полянка" | 1 | Фронтальная |
2.14 | Тема 2.14. Подготовка к выставке. Самостоятельная работа над любимым цветком | 1 | Индивидуальная |
3 | Раздел 3. Итоговые мероприятия | 3 |
|
3.1 | Тема 3.1. Мастер – класс для родителей: создаем общий "Арт-букет" | 1 | Фронтальная/ индивидуальная |
3.2 | Тема 3.2. Выставка детских работ | 1 | Фронтальная |
3.3 | Тема 3.3. Презентация проекта для родителей и воспитателей | 1 | Фронтальная |
| ИТОГО | 18 |
|
Содержание парциальной программы «Арт – букет»
Раздел 1. Вводный: Знакомство с искусством создания цветов
Тема 1.1. «Давайте познакомимся! Что такое "Арт-букет"? Цветы в природе и искусстве»
Занятие направлено на формирование у детей первоначального интереса к декоративно-прикладному творчеству, развитие эстетического восприятия через наблюдение за формами и цветами природных цветов. Дети рассматривают образцы живых и искусственных цветов, обсуждают их особенности, цветовую гамму и строение.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: беседа, рассматривание иллюстраций, элементарный анализ образцов, игровой момент (отгадывание загадок о цветах).
Приемы: мотивация (показ красивого букета), объяснение цели занятия, демонстрация материалов, дидактическая игра «Узнай цветок».
Материалы: иллюстрации цветов, живые или искусственные образцы, корзинка с букетом, альбомные листы для зарисовки.
Техническое оснащение: проектор, экран, презентация «Цветы в природе и искусстве».
Раздел 2. Основы техники: изготовление простых цветов по образцу
Тема 2.1. «Цветок из гофрированной бумаги — ромашка»
Дети знакомятся с новым материалом – гофрированной бумагой, учатся аккуратно вырезать детали, собирать цветок из заготовленных лепестков и серединки.
Форма организации: групповая.
Методическое обеспечение:
Методы: показ педагога, практическая деятельность, индивидуальная помощь.
Приемы: работа по алгоритму, подгрупповая организация работы, поощрение.
Материалы: гофрированная бумага белого и желтого цвета, проволока, ножницы, клей.
Техническое оснащение: шаблоны лепестков, рабочие столы, контейнеры для хранения материалов.
Тема 2.2. «Цветок из салфеток — одуванчик»
Освоение технологии создания объемного цветка из многослойных салфеток. Развитие воображения, аккуратности и внимания.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: объяснение, показ, практическая работа.
Приемы: создание образца вместе с детьми, инструктирование, пошаговое выполнение действий.
Материалы: бумажные салфетки, проволока, зубочистки, ножницы, клей.
Техническое оснащение: образец готового одуванчика, таблица-инструкция.
Тема 2.3. «Объёмная ромашка из белой бумаги»
Научить детей делать объемные лепестки, используя складывание и растягивание бумаги. Формировать навыки аккуратного вырезания и сборки.
Форма организации: индивидуальная.
Методическое обеспечение:
Методы: показ последовательности действий, самостоятельное выполнение задания.
Приемы: работа по шаблону, самопроверка, сравнение с эталоном.
Материалы: белая бумага, карандаш, ножницы, клей, зелёная проволока.
Техническое оснащение: шаблоны, образцы работ, индивидуальные рабочие места.
Тема 2.4. «Тюльпан из фоамирана»
Освоение работы с фоамираном — мягким и пластичным материалом. Обучение формированию лепестков, сборке стебля и бутона.
Форма организации: индивидуальная.
Методическое обеспечение:
Методы: практическая деятельность, демонстрация техники формирования лепестков.
Приемы: использование утюжка для придания формы, работа по шаблону.
Материалы: фоамиран разных оттенков, проволока, термоклей, утюг.
Техническое оснащение: безопасная электрическая розетка, защитные перчатки, индивидуальные комплекты.
Тема 2.5. «Красивый подснежник»
Изготовление цветка из плотной бумаги с использованием скручивания и фиксации лепестков.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: коллективная работа, показ этапов изготовления.
Приемы: работа по инструкции, самоконтроль, похвала за аккуратность.
Материалы: плотная бумага, ножницы, клей, проволока.
Техническое оснащение: образцы, таблица с этапами работы.
Тема 2.6. «Цветок на проволочной ножке»
Создание цветка с полноценной имитацией стебля. Развитие навыков комбинирования материалов и технологий.
Форма организации: групповая.
Методическое обеспечение:
Методы: совместное выполнение работы, демонстрация приемов.
Приемы: работа в парах, обсуждение особенностей конструкции.
Материалы: разноцветная бумага, проволока, флористическая лента, клей.
Техническое оснащение: рабочие инструменты, образцы готовых цветов.
Тема 2.7. «Букетик из разноцветных лепестков»
Создание композиции из нескольких цветов, выполненных в разных техниках. Развитие эстетического вкуса и умения сочетать цвета.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: индивидуальная и групповая деятельность.
Приемы: выбор цветовой гаммы, оформление букета.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, проволока, картон для основы.
Техническое оснащение: образцы букетов, рабочие поверхности.
Тема 2.8. «Мастерим розу из бумаги»
Освоение техники свертывания бумажных полосок в спираль, формирование сложного цветка.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: пошаговая инструкция, показ.
Приемы: работа по образцу, тренировка моторики.
Материалы: полоски бумаги, клей, проволока.
Техническое оснащение: шаблоны полосок, образцы.
Тема 2.9. «Цветок из картона и фольги»
Создание оригинального цветка с применением двух материалов. Развитие умения работать с разными текстурами.
Форма организации: групповая.
Методическое обеспечение:
Методы: практическая деятельность, экспериментирование с материалами.
Приемы: выбор цвета, комбинирование текстур, оформление.
Материалы: картон, фольга, ножницы, клей.
Техническое оснащение: инструменты, образцы.
Тема 2.10. «Весенний букет» (работа над проектом)
Создание общего проекта — весеннего букета, сочетающего несколько видов цветов. Развитие командного духа и эстетического вкуса.
Форма организации: групповая.
Методическое обеспечение:
Методы: проектная деятельность, распределение ролей.
Приемы: планирование, реализация замысла, оформление.
Материалы: цветы, подготовленные ранее, основа для букета.
Техническое оснащение: материалы для крепления, образцы.
Тема 2.11. «Сложная роза из нескольких слоёв»
Освоение более сложной техники создания розы из множества слоёв бумаги. Развитие терпения, аккуратности, творческой инициативы.
Форма организации: групповая.
Методическое обеспечение:
Методы: пошаговый показ, практическая работа.
Приемы: работа по алгоритму, индивидуальная помощь.
Материалы: цветная бумага, клей, проволока.
Техническое оснащение: таблица-инструкция, образцы.
Тема 2.12. «Хризантема из полос бумаги»
Создание пушистой хризантемы методом скручивания бумажных полосок. Развитие моторики и усидчивости.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: показ, практическая работа.
Приемы: работа по образцу, самопроверка.
Материалы: полоски бумаги, клей, проволока.
Техническое оснащение: шаблоны, образцы.
Тема 2.13. «Композиция "Цветочная полянка"»
Создание объемной композиции из различных цветов на основе одного фонового элемента. Развитие пространственного мышления и художественного вкуса.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: проектная деятельность, творческий подход.
Приемы: выбор расположения цветов, оформление.
Материалы: цветы, картон, клей, дополнительные элементы.
Техническое оснащение: рабочие места, образцы.
Тема 2.14. «Подготовка к выставке. Самостоятельная работа над любимым цветком»
Повторение пройденного материала, выбор и изготовление любимого цветка. Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах.
Форма организации: индивидуальная.
Методическое обеспечение:
Методы: самостоятельная работа, индивидуальное сопровождение.
Приемы: выбор цветка, повторение техники, оформление.
Материалы: на выбор ребенка.
Техническое оснащение: инструменты, материалы.
Раздел 3. Итоговые мероприятия
Тема 3.1. «Мастер – класс для родителей: создаем общий "Арт-букет"»
Совместное творчество детей и родителей. Развитие семейных традиций, формирование гордости за результат.
Форма организации: фронтальная / индивидуальная.
Методическое обеспечение:
Методы: показ, объяснение, совместная работа.
Приемы: работа в парах, похвала, поддержка.
Материалы: все необходимые для создания цветов.
Техническое оснащение: рабочие места, музыкальное оформление.
Тема 3.2. «Выставка детских работ»
Презентация всех выполненных работ. Развитие чувства успешности, эмоциональной отзывчивости.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: презентация, обсуждение.
Приемы: самооценка, оценка взрослыми, фотофиксация.
Материалы: выставка, таблички с названиями.
Техническое оснащение: выставочные стенды, оформление зала.
Тема 3.3. «Презентация проекта для родителей и воспитателей»
Открытое мероприятие, включающее рассказ детей о своих работах, демонстрацию видео/фото-отчета, участие в мини-выставке.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: театрализованная форма, выступление, диалог.
Приемы: рассказы детей, вопросы, награждение.
Материалы: фотографии, видеоролики, медали, благодарственные письма.
Техническое оснащение: проектор, колонки, микрофон, сцена.
Планирование и сроки реализации
Раздел/ Тема | Половина дня | Занятие, вид деятельности | Количество занятий в неделю | Сроки |
Раздел 1. Вводный: Знакомство с искусством создания цветов. Тема 1.1. «Давайте познакомимся! Что такое "Арт-букет"? Цветы в природе и искусстве» | 1 | Теоретическое занятие: беседа, рассматривание образцов, игровая деятельность | 1 | 1 неделя февраля 2026 |
Раздел 2. Основы техники: изготовление простых цветов по образцу. Тема 2.1. «Цветок из гофрированной бумаги — ромашка» | 2 | Практическое занятие: работа с новым материалом, выполнение поделки по образцу | 1 | 2 неделя февраля 2026 |
Тема 2.2. «Цветок из салфеток — одуванчик» | 2 | Практическое занятие: создание объемного цветка из многослойных салфеток | 1 | 3 неделя февраля 2026 |
Тема 2.3. «Объёмная ромашка из белой бумаги» | 2 | Практическое занятие: работа с бумагой, формирование лепестков методом складывания | 1 | 4 неделя февраля 2026 |
Тема 2.4. «Тюльпан из фоамирана» | 2 | Практическое занятие: работа с мягким пластичным материалом, формирование лепестков | 1 | 1 неделя марта 2026 |
Тема 2.5. «Красивый подснежник» | 2 | Практическое занятие: работа с плотной бумагой, формирование структуры цветка | 1 | 2 неделя марта 2026 |
Тема 2.6. «Цветок на проволочной ножке» | 2 | Практическое занятие: комбинированная работа с различными материалами | 1 | 3 неделя марта 2026 |
Тема 2.7. «Букетик из разноцветных лепестков» | 2 | Практическое занятие: составление композиции из нескольких цветов | 1 | 4 неделя марта 2026 |
Тема 2.8. «Мастерим розу из бумаги» | 2 | Практическое занятие: свертывание полосок в спираль, формирование сложного цветка | 1 | 1 неделя апреля 2026 |
Тема 2.9. «Цветок из картона и фольги» | 2 | Практическое занятие: работа с разными текстурами и материалами | 1 | 2 неделя апреля 2026 |
Тема 2.10. «Весенний букет» (работа над проектом) | 2 | Практическое занятие: коллективное творчество, оформление общего проекта | 1 | 3 неделя апреля 2026 |
Тема 2.11. «Сложная роза из нескольких слоёв» | 2 | Практическое занятие: работа по алгоритму, аккуратность и усидчивость | 1 | 4 неделя апреля 2026 |
Тема 2.12. «Хризантема из полос бумаги» | 2 | Практическое занятие: создание пушистой хризантемы методом скручивания бумажных полосок | 1 | 1 неделя мая 2026 |
Тема 2.13. Композиция "Цветочная полянка" | 2 | Практическое занятие: создание объемной композиции из различных цветов | 1 | 2 неделя мая 2026 |
Тема 2.14. Подготовка к выставке. Самостоятельная работа над любимым цветком | 2 | Практическое занятие: повторение пройденного материала, выбор и изготовление любимого цветка | 1 | 3 неделя мая 2026 |
Раздел 3. Итоговые мероприятия. Тема 3.1. Мастер – класс для родителей: создаем общий "Арт-букет" | 2 | Совместное занятие детей и родителей | 1 | 4 неделя мая 2026 |
Тема 3.2. Выставка детских работ | 2 | Выставка: демонстрация всех выполненных работ за период обучения | 1 | 1 неделя июня 2026 |
Тема 3.3. Презентация проекта для родителей и воспитателей | 2 | Открытое мероприятие: рассказ детей о своих работах, демонстрация фото/видео отчета | 1 | 2 неделя июня 2026 |
Материально – техническое обеспечение программы «Арт – букет»
Методическое обеспечение программы «Арт-букет»
Дидактический материал к программе:
- Картотека тематических бесед и загадок о цветах;
- Картотека дидактических игр по теме: «Узнай цветок», «Подбери лепестки», «Собери букет»;
- Тематические презентации:
- «Цветы в природе и искусстве»,
- «Виды цветов и их строение»,
- «Изготовление цветов своими руками»;
- Альбомы с образцами поделок (по каждой теме);
- Таблицы-инструкции по изготовлению цветов из разных материалов;
- Шаблоны деталей (лепестков, стеблей, чашелистиков);
- Фото- и видеоматериалы по техникам изготовления цветов;
- Портфолио детей (для отслеживания индивидуального творческого роста).
Материально-техническое оснащение занятий:
- Общие материалы и оборудование для всех занятий:
- Ножницы безопасные (на каждого ребенка);
- Клей-карандаш и жидкий клей;
- Карандаши простые;
- Цветная бумага и картон различных оттенков;
- Гофрированная бумага;
- Салфетки (белые и цветные);
- Фоамиран разных цветов;
- Проволока (тонкая, зелёная флористическая);
- Флористическая лента;
- Зубочистки;
- Полоски бумаги для скручивания;
- Контейнеры для хранения материалов;
- Индивидуальные рабочие места с подставками для инструментов;
- Образцы готовых изделий (по каждой теме);
- Таблицы-схемы и шаблоны;
- Проектор, экран, ноутбук для демонстрации презентаций;
- Мультимедийные презентации по темам занятий;
- Фотоаппарат / видеокамера для фиксации результатов деятельности.
Дополнительное оборудование для специфических работ:
- Утюг (для работы с фоамираном) — используется только воспитателем;
- Защитные перчатки для безопасной работы с утюгом;
- Электрическая розетка с защитным кожухом;
- Музыкальный центр для фонового музыкального оформления занятий и мероприятий;
- Микрофон, колонки (для проведения итоговой презентации);
- Сцена или выставочный уголок (для выставки и презентации проекта);
- Выставочные стенды, декоративные подставки для цветов;
- Благодарственные письма, медали, грамоты для награждения детей;
- Рабочие столы для групповых занятий;
- Комплекты инструментов и материалов для родителей (на мастер-классе).
Описание процедуры оценки результатов освоения программы «Арт-букет»
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы:
№ | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | не проявляется | |||
1 | Имеет представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии форм и цветов в природе и их отражении в творчестве человека | Называет известные виды цветов, рассказывает о форме, окраске лепестков; объясняет, как природа вдохновляет людей на создание поделок |
| ||
2 | Умеет правильно использовать инструменты и материалы для работы | Аккуратно пользуется ножницами, клеем, бумагой, проволокой, выбирает нужный материал для выполнения задания |
| ||
3 | Выполняет последовательные технологические операции по образцу: вырезание, сгибание, склеивание, сборка деталей | Следует инструкции педагога, выполняет работу в указанной последовательности, не пропускает этапы изготовления |
| ||
4 | Проявляет аккуратность, внимательность и терпение в процессе изготовления поделок | Работает аккуратно, старается не рвать бумагу, точно вырезает детали, доводит начатое до конца |
| ||
5 | Имеет эстетическое отношение к результату своей деятельности, испытывает гордость за выполненную работу | Гордится своим изделием, радуется успехам, желает показать работу взрослым и сверстникам |
| ||
6 | Проявляет воображение, пространственное мышление и художественный вкус | Придумывает собственные варианты оформления цветка, экспериментирует с цветом и формой, украшает дополнительными элементами |
| ||
7 | Владеет развитой моторикой, координацией движений и глазомером | Точно вырезает детали, аккуратно склеивает, хорошо контролирует движения рук |
| ||
8 | Умеет работать в коллективе, оказывать помощь сверстникам, участвовать в общих проектах | Делится материалами, помогает товарищу, участвует в совместных работах (например, общий букет или композиция) |
| ||
9 | Умеет анализировать образец, сравнивать свою работу с эталоном и вносить коррективы | Сравнивает свою поделку с образцом, замечает ошибки и самостоятельно исправляет их |
| ||
10 | Проявляет интерес к творческой деятельности как способу самовыражения и позитивного общения | Охотно участвует в занятиях, просит сделать еще один цветок, выражает желание участвовать в выставках и презентациях |
| ||
Описание уровней освоения программы «Арт – букет»
Высокий уровень:
Дети овладели программным содержанием на 76–100%. Успешно применяют полученные знания и навыки в практической деятельности: правильно используют инструменты и материалы, точно следуют инструкции, самостоятельно выполняют технологические операции (вырезание, сгибание, склеивание, сборка), проявляют творческую инициативу, анализируют образец и корректируют свою работу. Проявляют интерес к занятиям, активно участвуют в совместных проектах, гордятся результатом своего труда, демонстрируют высокий уровень аккуратности, внимательности и эстетического вкуса.
Средний уровень:
Дети овладели программным содержанием на 50–75%. Выполняют задания с частичной помощью взрослого или по подсказке педагога. Владеют базовыми навыками работы с материалами, но допускают ошибки в последовательности действий. Требуется дополнительное объяснение и поддержка при выполнении более сложных этапов. Проявляют интерес к деятельности, однако самостоятельность выражена нестабильно. Эстетическое восприятие и моторика развиты удовлетворительно, но требуют дальнейшей коррекции и развития.
Низкий уровень:
Дети овладели программным содержанием менее чем на 50%. Испытывают значительные трудности в использовании инструментов и материалов, нуждаются в постоянной помощи со стороны взрослого при выполнении даже простых операций. Слабо ориентируются в технологической последовательности действий, не умеют анализировать образец и сравнивать с собственной работой. Мелкая моторика, внимание и аккуратность развиты недостаточно. Интерес к творческой деятельности проявляется редко, требуется дополнительная мотивация и стимулирование со стороны педагога.
Список использованной литературы
- Агапова И.А. 100 лучших поделок из бумаги для детей [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2012. – 240 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
- Белицкая Н. В. Поделки из бумаги: творческое развитие дошкольников [Текст] / Н. В. Белицкая. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 64 с.
- Васильева Н. А. Рисование и аппликация в детском саду. Подготовительная группа [Текст] / Н. А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.
- Григорьева Г. Г. Художественный труд в детском саду: Работа с бумагой и картоном [Текст] / Г. Г. Григорьева. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 64 с.
- Жиренко О. Е. Красивые поделки из бумаги: пособие для воспитателей и родителей [Текст] / О. Е. Жиренко, Л. С. Маркова. – М.: АСТ, 2004. – 128 с.
- Коваленко В. Г. Наглядные материалы по изобразительной деятельности для дошкольников [Текст] / В. Г. Коваленко. – Воронеж: ЧП Демидов А.В., 2009. – 120 с.
- Короткова Н. В. Изобразительная деятельность в подготовительной группе ДОУ [Текст]: методические рекомендации / Н. В. Короткова. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 80 с.
- Леонова Н. А. Декоративно-прикладное искусство в работе с дошкольниками [Текст] / Н. А. Леонова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Петрова Е. А. Рисование и аппликация как средства художественно-эстетического развития дошкольников [Текст] / Е. А. Петрова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 5. – С. 45–52.
- Уланова Н. А. Методика работы с цветной бумагой и картоном в детском саду [Текст] / Н. А. Уланова. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № …»
Согласовано УО г. Москвы «УТВЕРЖДАЮ»
_____________
«___»_________2025г Заведующий «Детский сад № 1»
_____________И.С. Иванова
«___»_________2025г
Парциальная программа
«Арт - букет»
Для детей (подготовительной группы)
Продолжительность программы 18 часов
Разработано: Богатырева А.С., педагог дополнительного образования |
Москва- 2025 год
- Пояснительная записка к парциальной программе «Арт-букет»
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Программа «Арт-букет» имеет художественно-эстетическую направленность, является прикладной и досуговой, носит практико-ориентированный характер, направлена на ознакомление детей с технологией изготовления цветов по образцу, развитие у них интереса к художественному творчеству и мелкой моторики. Программа предназначена для детей 6–7 лет подготовительной группы, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Новизна программы заключается в следующем:
- В интеграции различных видов художественной деятельности (аппликация, рисование, работа с бумагой и картоном) в единую тематическую линию — создание объемных цветов по образцу.
- В использовании доступных, экологичных материалов и простых технологий, позволяющих детям легко осваивать технику изготовления цветов даже без предварительного опыта.
- В включении игровых и сюжетных элементов, что делает процесс обучения более увлекательным и соответствует возрастным особенностям детей.
Актуальность программы обусловлена процессом реализации региональных и муниципальных проектов по развитию художественно-эстетического воспитания дошкольников, а также запросом со стороны родителей на дополнительное образование детей в области декоративно-прикладного творчества. Программа отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста к созданию ярких, объемных поделок, позволяет удовлетворить их потребность в творческом самовыражении и практической деятельности с использованием разнообразных материалов.
Программа реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и направлена на формирование у детей элементарных навыков работы с бумагой и картоном, развитие эстетического вкуса, воображения и навыков моторики. Она обеспечивает учёт специфики условий осуществления образовательной деятельности, таких как возрастные особенности детей 6–7 лет, наличие необходимого оборудования и материалов, а также потребностей и интересов детей, проявляющихся в желании создавать красивые и полезные вещи своими руками. Кроме того, программа учитывает возможности педагогического коллектива, имеющего опыт работы с техниками аппликации и ручного труда, и опирается на сложившиеся традиции дошкольной образовательной организации по проведению выставок детского творчества, оформлению интерьеров групп и совместному творчеству детей и взрослых.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации у детей повышается мотивация к художественно-творческой деятельности, развиваются воображение, образное и пространственное мышление, формируются представления о цвете, форме, композиции и стиле в декоративно-прикладном искусстве, а также повышается интерес к самостоятельному созданию объемных поделок. Программа «Арт-букет» разработана специально для подготовительных групп ДОО, поскольку именно на данном этапе дошкольного развития особенно важно создавать условия для становления творческой личности, развития эстетического восприятия мира и формирования навыков аккуратной работы с различными материалами. Наблюдения показали, что дети проявляют живой интерес к ярким, красочным поделкам, особенно если результат их усилий может быть использован в дальнейшем — как подарок, элемент оформления или выставка.
Кроме того, педагогическая целесообразность заключается в возможности индивидуализированного подхода при работе с детьми: занятия по программе позволяют учитывать уровень подготовки каждого ребёнка, его интересы и темп освоения материала. Программа способствует развитию не только индивидуальных творческих способностей, но и навыков сотрудничества, так как предусматривает совместное выполнение проектов (например, создание общего "цветочного поля" или "аромата весны").
Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы
Цель программы: Ознакомление детей 6–7 лет с технологией изготовления цветов по образцу, овладение ими техническими навыками работы с бумагой и картоном, развитие творческих и конструктивных способностей через создание объёмных поделок в технике декоративно-прикладного искусства, воспитание интереса к художественному творчеству и эстетическому восприятию мира в процессе совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи программы «Арт-букет»:
- Сформировать у детей представления о декоративно-прикладном искусстве, о многообразии форм и цветов в природе и их отражении в творчестве человека;
- Учить детей правильно использовать инструменты и материалы для работы (ножницы, клей, бумага, картон, шаблоны);
- Формировать умение выполнять последовательные технологические операции по образцу: вырезание, сгибание, склеивание, сборка деталей;
- Развивать навыки аккуратности, внимательности и терпения в процессе изготовления поделок;
- Воспитывать эстетическое отношение к результату своей деятельности, гордость за самостоятельно выполненную работу;
- Развивать воображение, пространственное мышление и художественный вкус через создание объемных композиций;
- Совершенствовать мелкую моторику рук, координацию движений и глазомер;
- Формировать умение работать в коллективе, оказывать помощь сверстникам, участвовать в общих проектах (например, оформление выставки или подарка);
- Развивать умение анализировать образец, сравнивать свою работу с заданным эталоном и вносить коррективы;
- Пробуждать интерес к творческой деятельности как способу самовыражения и позитивного общения.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на второе полугодие: февраль - июнь (18 занятий), по одному занятию в неделю продолжительностью 25–30 минут.
Продолжительность периодов определена количеством занятий:
- Первый период — вводный, направлен на первичное знакомство детей с технологией изготовления цветов, материалами и инструментами, а также формирование интереса к деятельности. Рассчитан на 1 занятие. На этом этапе проводится диагностика исходного уровня знаний и умений детей, формируется мотивация к творческой деятельности, закладываются основы аккуратности и безопасного обращения с материалами.
- Второй период — основной, направлен на освоение детьми базовых техник и приёмов изготовления цветов по образцу, развитие навыков работы с различными материалами (гофрированная бумага, фоамиран, салфетки, картон и др.), развитие мелкой моторики и художественного вкуса. Рассчитан на 14 занятий. В рамках этого периода дети осваивают создание простых и более сложных цветов (ромашка, роза, тюльпан, хризантема и др.), учатся комбинировать элементы, подбирать цветовые гаммы, работать по инструкции и в группе.
- Третий период — завершающий, направлен на подготовку итогового творческого проекта — создания коллективного "Арт-букета" или оформления выставки детских работ. Включает рефлексию, подведение итогов, оценку результатов детьми и педагогом. Рассчитан на 3 занятия. Этот этап способствует формированию у детей чувства гордости за свою работу, умения презентовать результаты деятельности, развивает эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста — 6–7 лет, находящихся в подготовительной группе. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от уровня их художественно-эстетического развития и начальных навыков работы с бумагой и картоном. В этом возрасте у детей активно развивается мелкая моторика, образное мышление, воображение и интерес к самостоятельному творчеству. Дети проявляют повышенный интерес к созданию объёмных поделок, любят украшать пространство, делиться своими достижениями со взрослыми и сверстниками, гордятся результатами своего труда.
В рамках художественно-эстетического развития, освоение технологии изготовления цветов по образцу способствует не только развитию практических навыков, но и формированию эстетического вкуса, умению видеть красоту в окружающем мире, воссоздавать её в собственных работах. Также этот вид деятельности стимулирует развитие познавательных процессов: внимания, памяти, координации движений, а также формирует элементарные навыки планирования и самоконтроля.
Прием детей в программу осуществляется на добровольной основе, согласно заявлениям родителей (законных представителей), без предварительного отбора. Возможно индивидуальное усложнение или упрощение заданий в зависимости от уровня подготовки ребёнка. Предусмотрена гибкая корректировка содержания занятий и последовательности тем в процессе обучения, с учетом интересов и потребностей детей.
Количество детей в группе: от 10 до 15 человек — что позволяет педагогу эффективно организовать как фронтальную, так и индивидуальную работу с каждым ребёнком.
Формы и режим образовательной деятельности
Формы занятий:
В рамках программы «Арт-букет» используются следующие формы образовательной деятельности: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. Эти формы позволяют учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки, а также обеспечивать дифференцированный подход в обучении. Выбор той или иной формы зависит от целей и задач конкретного занятия, сложности осваиваемой техники, количества обучающихся, уровня их моторных навыков и индивидуальных возможностей.
Формы образовательной деятельности:
- занятие (традиционное, интегрированное);
- мастер-класс;
- выставка детских работ;
- совместный проект (коллективная поделка — "Арт-букет");
- игровое занятие;
- творческая лаборатория;
- мини-выставка.
Разнообразие форм способствует повышению интереса к процессу изготовления цветов, активизирует познавательную деятельность детей и стимулирует развитие художественно-творческих способностей.
Виды занятий:
- Вводное занятие (вводное знакомство с материалами, инструментами и правилами работы);
- Практическое занятие (освоение приёмов и технологий создания цветов);
- Занятие-проект (совместное создание коллективной композиции);
- Занятие-игра (работа по созданию цветов в игровой форме);
- Занятие-выставка (презентация выполненных работ).
Режим занятий:
Программа реализуется в режиме 1 занятия в неделю, продолжительностью 25–30 минут. Такая частота и длительность занятий соответствует санитарно-гигиеническим нормам для детей старшего дошкольного возраста и позволяет сохранить высокую мотивацию и интерес к творческой деятельности.
Занятия проводятся с полной группой детей (10–15 человек), с возможностью деления на подгруппы для более качественного педагогического сопровождения и индивидуальной помощи. При необходимости предусмотрены элементы индивидуальной работы с детьми, имеющими повышенный интерес к творчеству или требующими дополнительной поддержки в освоении техники.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы «Арт-букет» у детей предполагается сформировать следующие личностные, когнитивные и практические достижения:
- Дети овладеют базовыми навыками работы с бумагой и картоном (вырезание, сгибание, склеивание, сборка деталей).
- У детей сформируются представления о цветах как элементе природы и художественного творчества, о многообразии их форм и цветовой палитре.
- Будут проявлять стойкий интерес к декоративно-прикладному творчеству и желание создавать поделки своими руками.
- Научатся самостоятельно выполнять последовательность действий по образцу, использовать разнообразные материалы в работе.
- Разовьются такие качества, как аккуратность, терпение, внимательность, воображение, эстетический вкус и моторика.
Воспитанники будут ЗНАТЬ | Воспитанники будут УМЕТЬ | Воспитанники смогут решать жизненно – практические задачи | Воспитанник способен проявлять отношения |
основные инструменты и материалы для изготовления цветов; этапы технологического процесса создания поделок; виды цветов в природе и их особенности. | правильно и безопасно использовать ножницы, клей, карандаши, шаблоны; вырезать детали по контуру; собирать объёмные цветы из готовых заготовок; подбирать цветовую гамму и украшать изделия дополнительными элементами; работать как индивидуально, так и в паре или группе. | создавать подарочные поделки и открытки своими руками; участвовать в оформлении праздников и выставок; применять полученные навыки в свободной деятельности и совместных проектах. | бережное отношение к материалам и инструментам; интерес и уважение к результатам своего и чужого творчества; доброжелательное взаимодействие со сверстниками и педагогом. |
Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов по результатам освоения материала программы «Арт-букет» может быть организовано в форме итоговой выставки детских работ, проводимой в групповой комнате или на общих пространствах детского сада. Также возможно проведение тематического праздника или мастер-класса для родителей, в рамках которого дети демонстрируют свои умения и рассказывают о процессе создания цветов. Работы детей представляются по теме «Цветы своими руками», выполненные в различных техниках и с использованием разных материалов (гофрированная бумага, фоамиран, картон, салфетки и др.). В процессе просмотра происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения каждым ребёнком, сравнение различных подходов к созданию одного и того же образа, а также анализ технического исполнения и художественной выразительности. По окончанию освоения программы готовится итоговая выставка «Арт-букет», в которой принимают участие все воспитанники, осваивающие программу. На выставке представлены как индивидуальные работы, так и элементы коллективного творчества — например, большой объемный букет, созданный совместными усилиями всей группы. Для родителей и педагогов организуется презентация проекта, включающая короткий рассказ детей о любимых занятиях, показ слайдов или видеоматериалов о работе над проектом, а также возможность попробовать сделать цветок самостоятельно под руководством воспитанников. Кроме того, отдельные работы могут быть использованы для оформления интерьеров, подарков ко Дню матери, 8 Марта, выпускных мероприятий и других праздников, что усиливает практическую значимость полученных навыков.
Система определения результатов деятельности детей:
- открытые занятия для родителей (мастер – класс);
- выставка детских работ;
- презентация итогового проекта;
- совместное изготовление подарка для группы или музея детского творчества;
- портфолио каждого ребёнка с фотографиями и описанием этапов развития;
- самооценка детьми своих достижений через беседы и обсуждения.
Учебно – тематический план
№ | Раздел/ Тема | Кол-во часов | Форма организации |
1 | Раздел 1. Вводный: Знакомство с искусством создания цветов | 1 | Фронтальная |
Тема «Давайте познакомимся! Что такое 2Арт-букет»? Цветы в природе и искусстве» | 1 | Фронтальная | |
2 | Раздел 2. Основы техники: изготовление простых цветов по образцу | 14 | |
Тема «Цветок из гофрированной бумаги — ромашка» | 1 | Групповая | |
Тема «Цветок из салфеток — одуванчик» | 1 | Фронтальная | |
Тема «Объёмная ромашка из белой бумаги» | 1 | Индивидуальная | |
Тема «Тюльпан из фоамирана» | 1 | Индивидуальная | |
Тема «Красивый подснежник» | 1 | Фронтальная | |
Тема «Цветок на проволочной ножке» | 1 | Групповая | |
Тема «Букетик из разноцветных лепестков» | 1 | Фронтальная | |
Тема «Мастерим розу из бумаги» | 1 | Фронтальная | |
Тема «Цветок из картона и фольги» | 1 | Групповая | |
Тема «Весенний букет» (работа над проектом) | 1 | Групповая | |
Тема «Сложная роза из нескольких слоёв» | 1 | Групповая | |
Тема «Хризантема из полос бумаги» | 1 | Фронтальная | |
Тема Композиция "Цветочная полянка" | 1 | Фронтальная | |
Тема Подготовка к выставке. Самостоятельная работа над любимым цветком | 1 | Индивидуальная | |
3 | Раздел 3. Итоговые мероприятия | 3 | |
Тема Мастер – класс для родителей: создаем общий "Арт-букет" | 1 | Фронтальная/ индивидуальная | |
Тема Выставка детских работ | 1 | Фронтальная | |
Тема Презентация проекта для родителей и воспитателей | 1 | Фронтальная | |
ИТОГО | 18 |
Содержание парциальной программы «Арт – букет»
Раздел 1. Вводный: Знакомство с искусством создания цветов
Тема «Давайте познакомимся! Что такое "Арт-букет"? Цветы в природе и искусстве»
Занятие направлено на формирование у детей первоначального интереса к декоративно-прикладному творчеству, развитие эстетического восприятия через наблюдение за формами и цветами природных цветов. Дети рассматривают образцы живых и искусственных цветов, обсуждают их особенности, цветовую гамму и строение.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: беседа, рассматривание иллюстраций, элементарный анализ образцов, игровой момент (отгадывание загадок о цветах).
Приемы: мотивация (показ красивого букета), объяснение цели занятия, демонстрация материалов, дидактическая игра «Узнай цветок».
Материалы: иллюстрации цветов, живые или искусственные образцы, корзинка с букетом, альбомные листы для зарисовки.
Техническое оснащение: проектор, экран, презентация «Цветы в природе и искусстве».
Раздел 2. Основы техники: изготовление простых цветов по образцу
Тема «Цветок из гофрированной бумаги — ромашка»
Дети знакомятся с новым материалом – гофрированной бумагой, учатся аккуратно вырезать детали, собирать цветок из заготовленных лепестков и серединки.
Форма организации: групповая.
Методическое обеспечение:
Методы: показ педагога, практическая деятельность, индивидуальная помощь.
Приемы: работа по алгоритму, подгрупповая организация работы, поощрение.
Материалы: гофрированная бумага белого и желтого цвета, проволока, ножницы, клей.
Техническое оснащение: шаблоны лепестков, рабочие столы, контейнеры для хранения материалов.
Тема «Цветок из салфеток — одуванчик»
Освоение технологии создания объемного цветка из многослойных салфеток. Развитие воображения, аккуратности и внимания.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: объяснение, показ, практическая работа.
Приемы: создание образца вместе с детьми, инструктирование, пошаговое выполнение действий.
Материалы: бумажные салфетки, проволока, зубочистки, ножницы, клей.
Техническое оснащение: образец готового одуванчика, таблица-инструкция.
Тема «Объёмная ромашка из белой бумаги»
Научить детей делать объемные лепестки, используя складывание и растягивание бумаги. Формировать навыки аккуратного вырезания и сборки.
Форма организации: индивидуальная.
Методическое обеспечение:
Методы: показ последовательности действий, самостоятельное выполнение задания.
Приемы: работа по шаблону, самопроверка, сравнение с эталоном.
Материалы: белая бумага, карандаш, ножницы, клей, зелёная проволока.
Техническое оснащение: шаблоны, образцы работ, индивидуальные рабочие места.
Тема «Тюльпан из фоамирана»
Освоение работы с фоамираном — мягким и пластичным материалом. Обучение формированию лепестков, сборке стебля и бутона.
Форма организации: индивидуальная.
Методическое обеспечение:
Методы: практическая деятельность, демонстрация техники формирования лепестков.
Приемы: использование утюжка для придания формы, работа по шаблону.
Материалы: фоамиран разных оттенков, проволока, термоклей, утюг.
Техническое оснащение: безопасная электрическая розетка, защитные перчатки, индивидуальные комплекты.
Тема «Красивый подснежник»
Изготовление цветка из плотной бумаги с использованием скручивания и фиксации лепестков.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: коллективная работа, показ этапов изготовления.
Приемы: работа по инструкции, самоконтроль, похвала за аккуратность.
Материалы: плотная бумага, ножницы, клей, проволока.
Техническое оснащение: образцы, таблица с этапами работы.
Тема «Цветок на проволочной ножке»
Создание цветка с полноценной имитацией стебля. Развитие навыков комбинирования материалов и технологий.
Форма организации: групповая.
Методическое обеспечение:
Методы: совместное выполнение работы, демонстрация приемов.
Приемы: работа в парах, обсуждение особенностей конструкции.
Материалы: разноцветная бумага, проволока, флористическая лента, клей.
Техническое оснащение: рабочие инструменты, образцы готовых цветов.
Тема «Букетик из разноцветных лепестков»
Создание композиции из нескольких цветов, выполненных в разных техниках. Развитие эстетического вкуса и умения сочетать цвета.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: индивидуальная и групповая деятельность.
Приемы: выбор цветовой гаммы, оформление букета.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, проволока, картон для основы.
Техническое оснащение: образцы букетов, рабочие поверхности.
Тема «Мастерим розу из бумаги»
Освоение техники свертывания бумажных полосок в спираль, формирование сложного цветка.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: пошаговая инструкция, показ.
Приемы: работа по образцу, тренировка моторики.
Материалы: полоски бумаги, клей, проволока.
Техническое оснащение: шаблоны полосок, образцы.
Тема «Цветок из картона и фольги»
Создание оригинального цветка с применением двух материалов. Развитие умения работать с разными текстурами.
Форма организации: групповая.
Методическое обеспечение:
Методы: практическая деятельность, экспериментирование с материалами.
Приемы: выбор цвета, комбинирование текстур, оформление.
Материалы: картон, фольга, ножницы, клей.
Техническое оснащение: инструменты, образцы.
Тема «Весенний букет» (работа над проектом)
Создание общего проекта — весеннего букета, сочетающего несколько видов цветов. Развитие командного духа и эстетического вкуса.
Форма организации: групповая.
Методическое обеспечение:
Методы: проектная деятельность, распределение ролей.
Приемы: планирование, реализация замысла, оформление.
Материалы: цветы, подготовленные ранее, основа для букета.
Техническое оснащение: материалы для крепления, образцы.
Тема «Сложная роза из нескольких слоёв»
Освоение более сложной техники создания розы из множества слоёв бумаги. Развитие терпения, аккуратности, творческой инициативы.
Форма организации: групповая.
Методическое обеспечение:
Методы: пошаговый показ, практическая работа.
Приемы: работа по алгоритму, индивидуальная помощь.
Материалы: цветная бумага, клей, проволока.
Техническое оснащение: таблица-инструкция, образцы.
Тема «Хризантема из полос бумаги»
Создание пушистой хризантемы методом скручивания бумажных полосок. Развитие моторики и усидчивости.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: показ, практическая работа.
Приемы: работа по образцу, самопроверка.
Материалы: полоски бумаги, клей, проволока.
Техническое оснащение: шаблоны, образцы.
Тема «Композиция "Цветочная полянка"»
Создание объемной композиции из различных цветов на основе одного фонового элемента. Развитие пространственного мышления и художественного вкуса.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: проектная деятельность, творческий подход.
Приемы: выбор расположения цветов, оформление.
Материалы: цветы, картон, клей, дополнительные элементы.
Техническое оснащение: рабочие места, образцы.
Тема «Подготовка к выставке. Самостоятельная работа над любимым цветком»
Повторение пройденного материала, выбор и изготовление любимого цветка. Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах.
Форма организации: индивидуальная.
Методическое обеспечение:
Методы: самостоятельная работа, индивидуальное сопровождение.
Приемы: выбор цветка, повторение техники, оформление.
Материалы: на выбор ребенка.
Техническое оснащение: инструменты, материалы.
Раздел 3. Итоговые мероприятия
Тема «Мастер – класс для родителей: создаем общий "Арт-букет"»
Совместное творчество детей и родителей. Развитие семейных традиций, формирование гордости за результат.
Форма организации: фронтальная / индивидуальная.
Методическое обеспечение:
Методы: показ, объяснение, совместная работа.
Приемы: работа в парах, похвала, поддержка.
Материалы: все необходимые для создания цветов.
Техническое оснащение: рабочие места, музыкальное оформление.
Тема «Выставка детских работ»
Презентация всех выполненных работ. Развитие чувства успешности, эмоциональной отзывчивости.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: презентация, обсуждение.
Приемы: самооценка, оценка взрослыми, фотофиксация.
Материалы: выставка, таблички с названиями.
Техническое оснащение: выставочные стенды, оформление зала.
Тема «Презентация проекта для родителей и воспитателей»
Открытое мероприятие, включающее рассказ детей о своих работах, демонстрацию видео/фото-отчета, участие в мини-выставке.
Форма организации: фронтальная.
Методическое обеспечение:
Методы: театрализованная форма, выступление, диалог.
Приемы: рассказы детей, вопросы, награждение.
Материалы: фотографии, видеоролики, медали, благодарственные письма.
Техническое оснащение: проектор, колонки, микрофон, сцена.
Планирование и сроки реализации
Раздел/ Тема | Половина дня | Занятие, вид деятельности | Количество занятий в неделю | Сроки |
Раздел 1. Вводный: Знакомство с искусством создания цветов. Тема «Давайте познакомимся! Что такое "Арт-букет"? Цветы в природе и искусстве» | 1 | Теоретическое занятие: беседа, рассматривание образцов, игровая деятельность | 1 | 1 неделя февраля 2026 |
Раздел 2. Основы техники: изготовление простых цветов по образцу. Тема «Цветок из гофрированной бумаги — ромашка» | 2 | Практическое занятие: работа с новым материалом, выполнение поделки по образцу | 1 | 2 неделя февраля 2026 |
Тема «Цветок из салфеток — одуванчик» | 2 | Практическое занятие: создание объемного цветка из многослойных салфеток | 1 | 3 неделя февраля 2026 |
Тема «Объёмная ромашка из белой бумаги» | 2 | Практическое занятие: работа с бумагой, формирование лепестков методом складывания | 1 | 4 неделя февраля 2026 |
Тема «Тюльпан из фоамирана» | 2 | Практическое занятие: работа с мягким пластичным материалом, формирование лепестков | 1 | 1 неделя марта 2026 |
Тема «Красивый подснежник» | 2 | Практическое занятие: работа с плотной бумагой, формирование структуры цветка | 1 | 2 неделя марта 2026 |
Тема «Цветок на проволочной ножке» | 2 | Практическое занятие: комбинированная работа с различными материалами | 1 | 3 неделя марта 2026 |
Тема «Букетик из разноцветных лепестков» | 2 | Практическое занятие: составление композиции из нескольких цветов | 1 | 4 неделя марта 2026 |
Тема «Мастерим розу из бумаги» | 2 | Практическое занятие: свертывание полосок в спираль, формирование сложного цветка | 1 | 1 неделя апреля 2026 |
Тема «Цветок из картона и фольги» | 2 | Практическое занятие: работа с разными текстурами и материалами | 1 | 2 неделя апреля 2026 |
Тема «Весенний букет» (работа над проектом) | 2 | Практическое занятие: коллективное творчество, оформление общего проекта | 1 | 3 неделя апреля 2026 |
Тема «Сложная роза из нескольких слоёв» | 2 | Практическое занятие: работа по алгоритму, аккуратность и усидчивость | 1 | 4 неделя апреля 2026 |
Тема «Хризантема из полос бумаги» | 2 | Практическое занятие: создание пушистой хризантемы методом скручивания бумажных полосок | 1 | 1 неделя мая 2026 |
Тема Композиция "Цветочная полянка" | 2 | Практическое занятие: создание объемной композиции из различных цветов | 1 | 2 неделя мая 2026 |
Тема Подготовка к выставке. Самостоятельная работа над любимым цветком | 2 | Практическое занятие: повторение пройденного материала, выбор и изготовление любимого цветка | 1 | 3 неделя мая 2026 |
Раздел 3. Итоговые мероприятия. Тема Мастер – класс для родителей: создаем общий "Арт-букет" | 2 | Совместное занятие детей и родителей | 1 | 4 неделя мая 2026 |
Тема Выставка детских работ | 2 | Выставка: демонстрация всех выполненных работ за период обучения | 1 | 1 неделя июня 2026 |
Тема Презентация проекта для родителей и воспитателей | 2 | Открытое мероприятие: рассказ детей о своих работах, демонстрация фото/видео отчета | 1 | 2 неделя июня 2026 |
Материально – техническое обеспечение программы «Арт – букет»
Методическое обеспечение программы «Арт-букет»
Дидактический материал к программе:
- Картотека тематических бесед и загадок о цветах;
- Картотека дидактических игр по теме: «Узнай цветок», «Подбери лепестки», «Собери букет»;
- Тематические презентации:
- «Цветы в природе и искусстве»,
- «Виды цветов и их строение»,
- «Изготовление цветов своими руками»;
- Альбомы с образцами поделок (по каждой теме);
- Таблицы-инструкции по изготовлению цветов из разных материалов;
- Шаблоны деталей (лепестков, стеблей, чашелистиков);
- Фото- и видеоматериалы по техникам изготовления цветов;
- Портфолио детей (для отслеживания индивидуального творческого роста).
Материально-техническое оснащение занятий:
- Общие материалы и оборудование для всех занятий:
- Ножницы безопасные (на каждого ребенка);
- Клей-карандаш и жидкий клей;
- Карандаши простые;
- Цветная бумага и картон различных оттенков;
- Гофрированная бумага;
- Салфетки (белые и цветные);
- Фоамиран разных цветов;
- Проволока (тонкая, зелёная флористическая);
- Флористическая лента;
- Зубочистки;
- Полоски бумаги для скручивания;
- Контейнеры для хранения материалов;
- Индивидуальные рабочие места с подставками для инструментов;
- Образцы готовых изделий (по каждой теме);
- Таблицы-схемы и шаблоны;
- Проектор, экран, ноутбук для демонстрации презентаций;
- Мультимедийные презентации по темам занятий;
- Фотоаппарат / видеокамера для фиксации результатов деятельности.
Дополнительное оборудование для специфических работ:
- Утюг (для работы с фоамираном) — используется только воспитателем;
- Защитные перчатки для безопасной работы с утюгом;
- Электрическая розетка с защитным кожухом;
- Музыкальный центр для фонового музыкального оформления занятий и мероприятий;
- Микрофон, колонки (для проведения итоговой презентации);
- Сцена или выставочный уголок (для выставки и презентации проекта);
- Выставочные стенды, декоративные подставки для цветов;
- Благодарственные письма, медали, грамоты для награждения детей;
- Рабочие столы для групповых занятий;
- Комплекты инструментов и материалов для родителей (на мастер-классе).
Описание процедуры оценки результатов освоения программы «Арт-букет»
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы:
№ | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | не проявляется | |||
1 | Имеет представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии форм и цветов в природе и их отражении в творчестве человека | Называет известные виды цветов, рассказывает о форме, окраске лепестков; объясняет, как природа вдохновляет людей на создание поделок | |||
2 | Умеет правильно использовать инструменты и материалы для работы | Аккуратно пользуется ножницами, клеем, бумагой, проволокой, выбирает нужный материал для выполнения задания | |||
3 | Выполняет последовательные технологические операции по образцу: вырезание, сгибание, склеивание, сборка деталей | Следует инструкции педагога, выполняет работу в указанной последовательности, не пропускает этапы изготовления | |||
4 | Проявляет аккуратность, внимательность и терпение в процессе изготовления поделок | Работает аккуратно, старается не рвать бумагу, точно вырезает детали, доводит начатое до конца | |||
5 | Имеет эстетическое отношение к результату своей деятельности, испытывает гордость за выполненную работу | Гордится своим изделием, радуется успехам, желает показать работу взрослым и сверстникам | |||
6 | Проявляет воображение, пространственное мышление и художественный вкус | Придумывает собственные варианты оформления цветка, экспериментирует с цветом и формой, украшает дополнительными элементами | |||
7 | Владеет развитой моторикой, координацией движений и глазомером | Точно вырезает детали, аккуратно склеивает, хорошо контролирует движения рук | |||
8 | Умеет работать в коллективе, оказывать помощь сверстникам, участвовать в общих проектах | Делится материалами, помогает товарищу, участвует в совместных работах (например, общий букет или композиция) | |||
9 | Умеет анализировать образец, сравнивать свою работу с эталоном и вносить коррективы | Сравнивает свою поделку с образцом, замечает ошибки и самостоятельно исправляет их | |||
10 | Проявляет интерес к творческой деятельности как способу самовыражения и позитивного общения | Охотно участвует в занятиях, просит сделать еще один цветок, выражает желание участвовать в выставках и презентациях | |||
Описание уровней освоения программы «Арт – букет»
Высокий уровень:
Дети овладели программным содержанием на 76–100%. Успешно применяют полученные знания и навыки в практической деятельности: правильно используют инструменты и материалы, точно следуют инструкции, самостоятельно выполняют технологические операции (вырезание, сгибание, склеивание, сборка), проявляют творческую инициативу, анализируют образец и корректируют свою работу. Проявляют интерес к занятиям, активно участвуют в совместных проектах, гордятся результатом своего труда, демонстрируют высокий уровень аккуратности, внимательности и эстетического вкуса.
Средний уровень:
Дети овладели программным содержанием на 50–75%. Выполняют задания с частичной помощью взрослого или по подсказке педагога. Владеют базовыми навыками работы с материалами, но допускают ошибки в последовательности действий. Требуется дополнительное объяснение и поддержка при выполнении более сложных этапов. Проявляют интерес к деятельности, однако самостоятельность выражена нестабильно. Эстетическое восприятие и моторика развиты удовлетворительно, но требуют дальнейшей коррекции и развития.
Низкий уровень:
Дети овладели программным содержанием менее чем на 50%. Испытывают значительные трудности в использовании инструментов и материалов, нуждаются в постоянной помощи со стороны взрослого при выполнении даже простых операций. Слабо ориентируются в технологической последовательности действий, не умеют анализировать образец и сравнивать с собственной работой. Мелкая моторика, внимание и аккуратность развиты недостаточно. Интерес к творческой деятельности проявляется редко, требуется дополнительная мотивация и стимулирование со стороны педагога.
Список использованной литературы
- Агапова И.А. 100 лучших поделок из бумаги для детей [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2012. – 240 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
- Белицкая Н. В. Поделки из бумаги: творческое развитие дошкольников [Текст] / Н. В. Белицкая. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 64 с.
- Васильева Н. А. Рисование и аппликация в детском саду. Подготовительная группа [Текст] / Н. А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.
- Григорьева Г. Г. Художественный труд в детском саду: Работа с бумагой и картоном [Текст] / Г. Г. Григорьева. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 64 с.
- Жиренко О. Е. Красивые поделки из бумаги: пособие для воспитателей и родителей [Текст] / О. Е. Жиренко, Л. С. Маркова. – М.: АСТ, 2004. – 128 с.
- Коваленко В. Г. Наглядные материалы по изобразительной деятельности для дошкольников [Текст] / В. Г. Коваленко. – Воронеж: ЧП Демидов А.В., 2009. – 120 с.
- Короткова Н. В. Изобразительная деятельность в подготовительной группе ДОУ [Текст]: методические рекомендации / Н. В. Короткова. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 80 с.
- Леонова Н. А. Декоративно-прикладное искусство в работе с дошкольниками [Текст] / Н. А. Леонова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Петрова Е. А. Рисование и аппликация как средства художественно-эстетического развития дошкольников [Текст] / Е. А. Петрова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 5. – С. 45–52.
- Уланова Н. А. Методика работы с цветной бумагой и картоном в детском саду [Текст] / Н. А. Уланова. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная образовательная программа формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста «Мы - частичка природы» вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений
В пособии представлены разнообразные материалы по экологическому воспитанию: парциальная программа, экологические праздники, экологические проекты....

парциальная программа
Парциальная программа «Живые ремесла»Для детей (подготовительной группы)Продолжительность программы 20 часов Разработано: Богатырева А.С, педагог дополнительно...

парциальная программа нетрадиционные техники рисования
на всякий случай (начало)ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151» Согласовано УО г. Москвы...

парциальная программам средняя группа аппликация
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151»...

парциальная программа старшая группа чудеса палитры
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1151&raqu...

парциальная программа пластилинография подготовительная
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151&raq...

оригами парциальная программа подготовительная группа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151» Согласовано УО г. Москвы...
