парциальная программа цветы
рабочая программа

Алина С.

                ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № …»

 

Согласовано УО г. Москвы                                                                         «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                

_____________

«___»_________2025г                                                         Заведующий «Детский сад № 1»

_____________И.С. Иванова

«___»_________2025г

 

 

Парциальная программа

«Арт - букет»

Для детей (подготовительной группы)

Продолжительность программы 18 часов

 

 

 

 

Разработано: Богатырева А.С., педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва- 2025 год

  1. Пояснительная записка к парциальной программе «Арт-букет»
    1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Программа «Арт-букет» имеет художественно-эстетическую направленность, является прикладной и досуговой, носит практико-ориентированный характер, направлена на ознакомление детей с технологией изготовления цветов по образцу, развитие у них интереса к художественному творчеству и мелкой моторики. Программа предназначена для детей 6–7 лет подготовительной группы, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Новизна программы заключается в следующем:

  • В интеграции различных видов художественной деятельности (аппликация, рисование, работа с бумагой и картоном) в единую тематическую линию — создание объемных цветов по образцу.
  • В использовании доступных, экологичных материалов и простых технологий, позволяющих детям легко осваивать технику изготовления цветов даже без предварительного опыта.
  • В включении игровых и сюжетных элементов, что делает процесс обучения более увлекательным и соответствует возрастным особенностям детей.

Актуальность программы обусловлена процессом реализации региональных и муниципальных проектов по развитию художественно-эстетического воспитания дошкольников, а также запросом со стороны родителей на дополнительное образование детей в области декоративно-прикладного творчества. Программа отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста к созданию ярких, объемных поделок, позволяет удовлетворить их потребность в творческом самовыражении и практической деятельности с использованием разнообразных материалов.

Программа реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и направлена на формирование у детей элементарных навыков работы с бумагой и картоном, развитие эстетического вкуса, воображения и навыков моторики. Она обеспечивает учёт специфики условий осуществления образовательной деятельности, таких как возрастные особенности детей 6–7 лет, наличие необходимого оборудования и материалов, а также потребностей и интересов детей, проявляющихся в желании создавать красивые и полезные вещи своими руками. Кроме того, программа учитывает возможности педагогического коллектива, имеющего опыт работы с техниками аппликации и ручного труда, и опирается на сложившиеся традиции дошкольной образовательной организации по проведению выставок детского творчества, оформлению интерьеров групп и совместному творчеству детей и взрослых.

 

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации у детей повышается мотивация к художественно-творческой деятельности, развиваются воображение, образное и пространственное мышление, формируются представления о цвете, форме, композиции и стиле в декоративно-прикладном искусстве, а также повышается интерес к самостоятельному созданию объемных поделок. Программа «Арт-букет» разработана специально для подготовительных групп ДОО, поскольку именно на данном этапе дошкольного развития особенно важно создавать условия для становления творческой личности, развития эстетического восприятия мира и формирования навыков аккуратной работы с различными материалами. Наблюдения показали, что дети проявляют живой интерес к ярким, красочным поделкам, особенно если результат их усилий может быть использован в дальнейшем — как подарок, элемент оформления или выставка.

Кроме того, педагогическая целесообразность заключается в возможности индивидуализированного подхода при работе с детьми: занятия по программе позволяют учитывать уровень подготовки каждого ребёнка, его интересы и темп освоения материала. Программа способствует развитию не только индивидуальных творческих способностей, но и навыков сотрудничества, так как предусматривает совместное выполнение проектов (например, создание общего "цветочного поля" или "аромата весны").

1.2. Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы

Цель программы: Ознакомление детей 6–7 лет с технологией изготовления цветов по образцу, овладение ими техническими навыками работы с бумагой и картоном, развитие творческих и конструктивных способностей через создание объёмных поделок в технике декоративно-прикладного искусства, воспитание интереса к художественному творчеству и эстетическому восприятию мира в процессе совместной и самостоятельной деятельности.

Задачи программы «Арт-букет»:

  1. Сформировать у детей представления о декоративно-прикладном искусстве, о многообразии форм и цветов в природе и их отражении в творчестве человека;
  2. Учить детей правильно использовать инструменты и материалы для работы (ножницы, клей, бумага, картон, шаблоны);
  3. Формировать умение выполнять последовательные технологические операции по образцу: вырезание, сгибание, склеивание, сборка деталей;
  4. Развивать навыки аккуратности, внимательности и терпения в процессе изготовления поделок;
  5. Воспитывать эстетическое отношение к результату своей деятельности, гордость за самостоятельно выполненную работу;
  6. Развивать воображение, пространственное мышление и художественный вкус через создание объемных композиций;
  7. Совершенствовать мелкую моторику рук, координацию движений и глазомер;
  8. Формировать умение работать в коллективе, оказывать помощь сверстникам, участвовать в общих проектах (например, оформление выставки или подарка);
  9. Развивать умение анализировать образец, сравнивать свою работу с заданным эталоном и вносить коррективы;
  10. Пробуждать интерес к творческой деятельности как способу самовыражения и позитивного общения.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на второе полугодие: февраль - июнь (18 занятий), по одному занятию в неделю продолжительностью 25–30 минут.

Продолжительность периодов определена количеством занятий:

  • Первый период — вводный, направлен на первичное знакомство детей с технологией изготовления цветов, материалами и инструментами, а также формирование интереса к деятельности. Рассчитан на 1 занятие. На этом этапе проводится диагностика исходного уровня знаний и умений детей, формируется мотивация к творческой деятельности, закладываются основы аккуратности и безопасного обращения с материалами.
  • Второй период — основной, направлен на освоение детьми базовых техник и приёмов изготовления цветов по образцу, развитие навыков работы с различными материалами (гофрированная бумага, фоамиран, салфетки, картон и др.), развитие мелкой моторики и художественного вкуса. Рассчитан на 14 занятий. В рамках этого периода дети осваивают создание простых и более сложных цветов (ромашка, роза, тюльпан, хризантема и др.), учатся комбинировать элементы, подбирать цветовые гаммы, работать по инструкции и в группе.
  • Третий период — завершающий, направлен на подготовку итогового творческого проекта — создания коллективного "Арт-букета" или оформления выставки детских работ. Включает рефлексию, подведение итогов, оценку результатов детьми и педагогом. Рассчитан на 3 занятия. Этот этап способствует формированию у детей чувства гордости за свою работу, умения презентовать результаты деятельности, развивает эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста — 6–7 лет, находящихся в подготовительной группе. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от уровня их художественно-эстетического развития и начальных навыков работы с бумагой и картоном. В этом возрасте у детей активно развивается мелкая моторика, образное мышление, воображение и интерес к самостоятельному творчеству. Дети проявляют повышенный интерес к созданию объёмных поделок, любят украшать пространство, делиться своими достижениями со взрослыми и сверстниками, гордятся результатами своего труда.

В рамках художественно-эстетического развития, освоение технологии изготовления цветов по образцу способствует не только развитию практических навыков, но и формированию эстетического вкуса, умению видеть красоту в окружающем мире, воссоздавать её в собственных работах. Также этот вид деятельности стимулирует развитие познавательных процессов: внимания, памяти, координации движений, а также формирует элементарные навыки планирования и самоконтроля.

Прием детей в программу осуществляется на добровольной основе, согласно заявлениям родителей (законных представителей), без предварительного отбора. Возможно индивидуальное усложнение или упрощение заданий в зависимости от уровня подготовки ребёнка. Предусмотрена гибкая корректировка содержания занятий и последовательности тем в процессе обучения, с учетом интересов и потребностей детей.

Количество детей в группе: от 10 до 15 человек — что позволяет педагогу эффективно организовать как фронтальную, так и индивидуальную работу с каждым ребёнком.

Формы и режим образовательной деятельности

Формы занятий:

В рамках программы «Арт-букет» используются следующие формы образовательной деятельности: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. Эти формы позволяют учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки, а также обеспечивать дифференцированный подход в обучении. Выбор той или иной формы зависит от целей и задач конкретного занятия, сложности осваиваемой техники, количества обучающихся, уровня их моторных навыков и индивидуальных возможностей.

Формы образовательной деятельности:

  • занятие (традиционное, интегрированное);
  • мастер-класс;
  • выставка детских работ;
  • совместный проект (коллективная поделка — "Арт-букет");
  • игровое занятие;
  • творческая лаборатория;
  • мини-выставка.

Разнообразие форм способствует повышению интереса к процессу изготовления цветов, активизирует познавательную деятельность детей и стимулирует развитие художественно-творческих способностей.

Виды занятий:

  • Вводное занятие (вводное знакомство с материалами, инструментами и правилами работы);
  • Практическое занятие (освоение приёмов и технологий создания цветов);
  • Занятие-проект (совместное создание коллективной композиции);
  • Занятие-игра (работа по созданию цветов в игровой форме);
  • Занятие-выставка (презентация выполненных работ).

Режим занятий:

Программа реализуется в режиме 1 занятия в неделю, продолжительностью 25–30 минут. Такая частота и длительность занятий соответствует санитарно-гигиеническим нормам для детей старшего дошкольного возраста и позволяет сохранить высокую мотивацию и интерес к творческой деятельности.

Занятия проводятся с полной группой детей (10–15 человек), с возможностью деления на подгруппы для более качественного педагогического сопровождения и индивидуальной помощи. При необходимости предусмотрены элементы индивидуальной работы с детьми, имеющими повышенный интерес к творчеству или требующими дополнительной поддержки в освоении техники.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы «Арт-букет» у детей предполагается сформировать следующие личностные, когнитивные и практические достижения:

  • Дети овладеют базовыми навыками работы с бумагой и картоном (вырезание, сгибание, склеивание, сборка деталей).
  • У детей сформируются представления о цветах как элементе природы и художественного творчества, о многообразии их форм и цветовой палитре.
  • Будут проявлять стойкий интерес к декоративно-прикладному творчеству и желание создавать поделки своими руками.
  • Научатся самостоятельно выполнять последовательность действий по образцу, использовать разнообразные материалы в работе.
  • Разовьются такие качества, как аккуратность, терпение, внимательность, воображение, эстетический вкус и моторика.

Воспитанники будут ЗНАТЬ

Воспитанники будут УМЕТЬ

Воспитанники смогут решать жизненно – практические задачи

Воспитанник способен проявлять отношения

основные инструменты и материалы для изготовления цветов;

этапы технологического процесса создания поделок;

виды цветов в природе и их особенности.

правильно и безопасно использовать ножницы, клей, карандаши, шаблоны;

вырезать детали по контуру;

собирать объёмные цветы из готовых заготовок;

подбирать цветовую гамму и украшать изделия дополнительными элементами;

работать как индивидуально, так и в паре или группе.

создавать подарочные поделки и открытки своими руками;

участвовать в оформлении праздников и выставок;

применять полученные навыки в свободной деятельности и совместных проектах.

бережное отношение к материалам и инструментам;

интерес и уважение к результатам своего и чужого творчества;

доброжелательное взаимодействие со сверстниками и педагогом.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Подведение итогов по результатам освоения материала программы «Арт-букет» может быть организовано в форме итоговой выставки детских работ, проводимой в групповой комнате или на общих пространствах детского сада. Также возможно проведение тематического праздника или мастер-класса для родителей, в рамках которого дети демонстрируют свои умения и рассказывают о процессе создания цветов. Работы детей представляются по теме «Цветы своими руками», выполненные в различных техниках и с использованием разных материалов (гофрированная бумага, фоамиран, картон, салфетки и др.). В процессе просмотра происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения каждым ребёнком, сравнение различных подходов к созданию одного и того же образа, а также анализ технического исполнения и художественной выразительности. По окончанию освоения программы готовится итоговая выставка «Арт-букет», в которой принимают участие все воспитанники, осваивающие программу. На выставке представлены как индивидуальные работы, так и элементы коллективного творчества — например, большой объемный букет, созданный совместными усилиями всей группы. Для родителей и педагогов организуется презентация проекта, включающая короткий рассказ детей о любимых занятиях, показ слайдов или видеоматериалов о работе над проектом, а также возможность попробовать сделать цветок самостоятельно под руководством воспитанников. Кроме того, отдельные работы могут быть использованы для оформления интерьеров, подарков ко Дню матери, 8 Марта, выпускных мероприятий и других праздников, что усиливает практическую значимость полученных навыков.

Система определения результатов деятельности детей:

  • открытые занятия для родителей (мастер – класс);
  • выставка детских работ;
  • презентация итогового проекта;
  • совместное изготовление подарка для группы или музея детского творчества;
  • портфолио каждого ребёнка с фотографиями и описанием этапов развития;
  • самооценка детьми своих достижений через беседы и обсуждения.

Учебно – тематический план

Раздел/ Тема

Кол-во часов

Форма организации

1

Раздел 1. Вводный: Знакомство с искусством создания цветов

1

Фронтальная

1.1

Тема 1.1. «Давайте познакомимся! Что такое 2Арт-букет»? Цветы в природе и искусстве»

1

Фронтальная

2

Раздел 2. Основы техники: изготовление простых цветов по образцу

14

 

2.1

Тема 2.1. «Цветок из гофрированной бумаги — ромашка»

1

Групповая

2.2

Тема 2.2. «Цветок из салфеток — одуванчик»

1

Фронтальная

2.3

Тема 2.3. «Объёмная ромашка из белой бумаги»

1

Индивидуальная

2.4

Тема 2.4. «Тюльпан из фоамирана»

1

Индивидуальная

2.5

Тема 2.5. «Красивый подснежник»

1

Фронтальная

2.6

Тема 2.6. «Цветок на проволочной ножке»

1

Групповая

2.7

Тема 2.7. «Букетик из разноцветных лепестков»

1

Фронтальная

2.8

Тема 2.8. «Мастерим розу из бумаги»

1

Фронтальная

2.9

Тема 2.9. «Цветок из картона и фольги»

1

Групповая

2.10

Тема 2.10. «Весенний букет» (работа над проектом)

1

Групповая

2.11

Тема 2.11. «Сложная роза из нескольких слоёв»

1

Групповая

2.12

Тема 2.12. «Хризантема из полос бумаги»

1

Фронтальная

2.13

Тема 2.13. Композиция "Цветочная полянка"

1

Фронтальная

2.14

Тема 2.14. Подготовка к выставке. Самостоятельная работа над любимым цветком

1

Индивидуальная

3

Раздел 3. Итоговые мероприятия

3

 

3.1

Тема 3.1. Мастер – класс для родителей: создаем общий "Арт-букет"

1

Фронтальная/ индивидуальная

3.2

Тема 3.2. Выставка детских работ

1

Фронтальная

3.3

Тема 3.3. Презентация проекта для родителей и воспитателей

1

Фронтальная

 

ИТОГО

18

 

 

Содержание парциальной программы «Арт – букет»

Раздел 1. Вводный: Знакомство с искусством создания цветов

Тема 1.1. «Давайте познакомимся! Что такое "Арт-букет"? Цветы в природе и искусстве»

Занятие направлено на формирование у детей первоначального интереса к декоративно-прикладному творчеству, развитие эстетического восприятия через наблюдение за формами и цветами природных цветов. Дети рассматривают образцы живых и искусственных цветов, обсуждают их особенности, цветовую гамму и строение.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: беседа, рассматривание иллюстраций, элементарный анализ образцов, игровой момент (отгадывание загадок о цветах).

Приемы: мотивация (показ красивого букета), объяснение цели занятия, демонстрация материалов, дидактическая игра «Узнай цветок».

Материалы: иллюстрации цветов, живые или искусственные образцы, корзинка с букетом, альбомные листы для зарисовки.

Техническое оснащение: проектор, экран, презентация «Цветы в природе и искусстве».

 

Раздел 2. Основы техники: изготовление простых цветов по образцу

Тема 2.1. «Цветок из гофрированной бумаги — ромашка»

Дети знакомятся с новым материалом – гофрированной бумагой, учатся аккуратно вырезать детали, собирать цветок из заготовленных лепестков и серединки.

 

Форма организации: групповая.

Методическое обеспечение:

Методы: показ педагога, практическая деятельность, индивидуальная помощь.

Приемы: работа по алгоритму, подгрупповая организация работы, поощрение.

Материалы: гофрированная бумага белого и желтого цвета, проволока, ножницы, клей.

Техническое оснащение: шаблоны лепестков, рабочие столы, контейнеры для хранения материалов.

 

Тема 2.2. «Цветок из салфеток — одуванчик»

Освоение технологии создания объемного цветка из многослойных салфеток. Развитие воображения, аккуратности и внимания.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: объяснение, показ, практическая работа.

Приемы: создание образца вместе с детьми, инструктирование, пошаговое выполнение действий.

Материалы: бумажные салфетки, проволока, зубочистки, ножницы, клей.

Техническое оснащение: образец готового одуванчика, таблица-инструкция.

 

Тема 2.3. «Объёмная ромашка из белой бумаги»

Научить детей делать объемные лепестки, используя складывание и растягивание бумаги. Формировать навыки аккуратного вырезания и сборки.

Форма организации: индивидуальная.

Методическое обеспечение:

Методы: показ последовательности действий, самостоятельное выполнение задания.

Приемы: работа по шаблону, самопроверка, сравнение с эталоном.

Материалы: белая бумага, карандаш, ножницы, клей, зелёная проволока.

Техническое оснащение: шаблоны, образцы работ, индивидуальные рабочие места.

 

Тема 2.4. «Тюльпан из фоамирана»

Освоение работы с фоамираном — мягким и пластичным материалом. Обучение формированию лепестков, сборке стебля и бутона.

Форма организации: индивидуальная.

Методическое обеспечение:

Методы: практическая деятельность, демонстрация техники формирования лепестков.

Приемы: использование утюжка для придания формы, работа по шаблону.

Материалы: фоамиран разных оттенков, проволока, термоклей, утюг.

Техническое оснащение: безопасная электрическая розетка, защитные перчатки, индивидуальные комплекты.

 

Тема 2.5. «Красивый подснежник»

Изготовление цветка из плотной бумаги с использованием скручивания и фиксации лепестков.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: коллективная работа, показ этапов изготовления.

Приемы: работа по инструкции, самоконтроль, похвала за аккуратность.

Материалы: плотная бумага, ножницы, клей, проволока.

Техническое оснащение: образцы, таблица с этапами работы.

 

Тема 2.6. «Цветок на проволочной ножке»

Создание цветка с полноценной имитацией стебля. Развитие навыков комбинирования материалов и технологий.

Форма организации: групповая.

Методическое обеспечение:

Методы: совместное выполнение работы, демонстрация приемов.

Приемы: работа в парах, обсуждение особенностей конструкции.

Материалы: разноцветная бумага, проволока, флористическая лента, клей.

Техническое оснащение: рабочие инструменты, образцы готовых цветов.

 

Тема 2.7. «Букетик из разноцветных лепестков»

Создание композиции из нескольких цветов, выполненных в разных техниках. Развитие эстетического вкуса и умения сочетать цвета.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: индивидуальная и групповая деятельность.

Приемы: выбор цветовой гаммы, оформление букета.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, проволока, картон для основы.

Техническое оснащение: образцы букетов, рабочие поверхности.

 

Тема 2.8. «Мастерим розу из бумаги»

Освоение техники свертывания бумажных полосок в спираль, формирование сложного цветка.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: пошаговая инструкция, показ.

Приемы: работа по образцу, тренировка моторики.

Материалы: полоски бумаги, клей, проволока.

Техническое оснащение: шаблоны полосок, образцы.

 

Тема 2.9. «Цветок из картона и фольги»

Создание оригинального цветка с применением двух материалов. Развитие умения работать с разными текстурами.

Форма организации: групповая.

Методическое обеспечение:

Методы: практическая деятельность, экспериментирование с материалами.

Приемы: выбор цвета, комбинирование текстур, оформление.

Материалы: картон, фольга, ножницы, клей.

Техническое оснащение: инструменты, образцы.

 

Тема 2.10. «Весенний букет» (работа над проектом)

Создание общего проекта — весеннего букета, сочетающего несколько видов цветов. Развитие командного духа и эстетического вкуса.

Форма организации: групповая.

Методическое обеспечение:

Методы: проектная деятельность, распределение ролей.

Приемы: планирование, реализация замысла, оформление.

Материалы: цветы, подготовленные ранее, основа для букета.

Техническое оснащение: материалы для крепления, образцы.

 

Тема 2.11. «Сложная роза из нескольких слоёв»

Освоение более сложной техники создания розы из множества слоёв бумаги. Развитие терпения, аккуратности, творческой инициативы.

Форма организации: групповая.

Методическое обеспечение:

Методы: пошаговый показ, практическая работа.

Приемы: работа по алгоритму, индивидуальная помощь.

Материалы: цветная бумага, клей, проволока.

Техническое оснащение: таблица-инструкция, образцы.

 

Тема 2.12. «Хризантема из полос бумаги»

Создание пушистой хризантемы методом скручивания бумажных полосок. Развитие моторики и усидчивости.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: показ, практическая работа.

Приемы: работа по образцу, самопроверка.

Материалы: полоски бумаги, клей, проволока.

Техническое оснащение: шаблоны, образцы.

 

Тема 2.13. «Композиция "Цветочная полянка"»

Создание объемной композиции из различных цветов на основе одного фонового элемента. Развитие пространственного мышления и художественного вкуса.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: проектная деятельность, творческий подход.

Приемы: выбор расположения цветов, оформление.

Материалы: цветы, картон, клей, дополнительные элементы.

Техническое оснащение: рабочие места, образцы.

 

Тема 2.14. «Подготовка к выставке. Самостоятельная работа над любимым цветком»

Повторение пройденного материала, выбор и изготовление любимого цветка. Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах.

Форма организации: индивидуальная.

Методическое обеспечение:

Методы: самостоятельная работа, индивидуальное сопровождение.

Приемы: выбор цветка, повторение техники, оформление.

Материалы: на выбор ребенка.

Техническое оснащение: инструменты, материалы.

 

Раздел 3. Итоговые мероприятия

Тема 3.1. «Мастер – класс для родителей: создаем общий "Арт-букет"»

Совместное творчество детей и родителей. Развитие семейных традиций, формирование гордости за результат.

Форма организации: фронтальная / индивидуальная.

Методическое обеспечение:

Методы: показ, объяснение, совместная работа.

Приемы: работа в парах, похвала, поддержка.

Материалы: все необходимые для создания цветов.

Техническое оснащение: рабочие места, музыкальное оформление.

 

Тема 3.2. «Выставка детских работ»

Презентация всех выполненных работ. Развитие чувства успешности, эмоциональной отзывчивости.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: презентация, обсуждение.

Приемы: самооценка, оценка взрослыми, фотофиксация.

Материалы: выставка, таблички с названиями.

Техническое оснащение: выставочные стенды, оформление зала.

 

Тема 3.3. «Презентация проекта для родителей и воспитателей»

Открытое мероприятие, включающее рассказ детей о своих работах, демонстрацию видео/фото-отчета, участие в мини-выставке.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: театрализованная форма, выступление, диалог.

Приемы: рассказы детей, вопросы, награждение.

Материалы: фотографии, видеоролики, медали, благодарственные письма.

Техническое оснащение: проектор, колонки, микрофон, сцена.

 

Планирование и сроки реализации

Раздел/ Тема

Половина дня

Занятие, вид деятельности

Количество занятий в неделю

Сроки

Раздел 1. Вводный: Знакомство с искусством создания цветов.

Тема 1.1. «Давайте познакомимся! Что такое "Арт-букет"? Цветы в природе и искусстве»

1

Теоретическое занятие: беседа, рассматривание образцов, игровая деятельность

1

1 неделя февраля 2026

Раздел 2. Основы техники: изготовление простых цветов по образцу.

Тема 2.1. «Цветок из гофрированной бумаги — ромашка»

2

Практическое занятие: работа с новым материалом, выполнение поделки по образцу

1

2 неделя февраля 2026

Тема 2.2. «Цветок из салфеток — одуванчик»

2

Практическое занятие: создание объемного цветка из многослойных салфеток

1

3 неделя февраля 2026

Тема 2.3. «Объёмная ромашка из белой бумаги»

2

Практическое занятие: работа с бумагой, формирование лепестков методом складывания

1

4 неделя февраля 2026

Тема 2.4. «Тюльпан из фоамирана»

2

Практическое занятие: работа с мягким пластичным материалом, формирование лепестков

1

1 неделя марта 2026

Тема 2.5. «Красивый подснежник»

2

Практическое занятие: работа с плотной бумагой, формирование структуры цветка

1

2 неделя марта 2026

Тема 2.6. «Цветок на проволочной ножке»

2

Практическое занятие: комбинированная работа с различными материалами

1

3 неделя марта 2026

Тема 2.7. «Букетик из разноцветных лепестков»

2

Практическое занятие: составление композиции из нескольких цветов

1

4 неделя марта 2026

Тема 2.8. «Мастерим розу из бумаги»

2

Практическое занятие: свертывание полосок в спираль, формирование сложного цветка

1

1 неделя апреля 2026

Тема 2.9. «Цветок из картона и фольги»

2

Практическое занятие: работа с разными текстурами и материалами

1

2 неделя апреля 2026

Тема 2.10. «Весенний букет» (работа над проектом)

2

Практическое занятие: коллективное творчество, оформление общего проекта

1

3 неделя апреля 2026

Тема 2.11. «Сложная роза из нескольких слоёв»

2

Практическое занятие: работа по алгоритму, аккуратность и усидчивость

1

4 неделя апреля 2026

Тема 2.12. «Хризантема из полос бумаги»

2

Практическое занятие: создание пушистой хризантемы методом скручивания бумажных полосок

1

1 неделя мая 2026

Тема 2.13. Композиция "Цветочная полянка"

2

Практическое занятие: создание объемной композиции из различных цветов

1

2 неделя мая 2026

Тема 2.14. Подготовка к выставке. Самостоятельная работа над любимым цветком

2

Практическое занятие: повторение пройденного материала, выбор и изготовление любимого цветка

1

3 неделя мая 2026

Раздел 3. Итоговые мероприятия.

Тема 3.1. Мастер – класс для родителей: создаем общий "Арт-букет"

2

Совместное занятие детей и родителей

1

4 неделя мая 2026

Тема 3.2. Выставка детских работ

2

Выставка: демонстрация всех выполненных работ за период обучения

1

1 неделя июня 2026

Тема 3.3. Презентация проекта для родителей и воспитателей

2

Открытое мероприятие: рассказ детей о своих работах, демонстрация фото/видео отчета

1

2 неделя июня 2026

 

Материально – техническое обеспечение программы «Арт – букет»

Методическое обеспечение программы «Арт-букет»

Дидактический материал к программе:

  • Картотека тематических бесед и загадок о цветах;
  • Картотека дидактических игр по теме: «Узнай цветок», «Подбери лепестки», «Собери букет»;
  • Тематические презентации:
  • «Цветы в природе и искусстве»,
  • «Виды цветов и их строение»,
  • «Изготовление цветов своими руками»;
  • Альбомы с образцами поделок (по каждой теме);
  • Таблицы-инструкции по изготовлению цветов из разных материалов;
  • Шаблоны деталей (лепестков, стеблей, чашелистиков);
  • Фото- и видеоматериалы по техникам изготовления цветов;
  • Портфолио детей (для отслеживания индивидуального творческого роста).

Материально-техническое оснащение занятий:

  • Общие материалы и оборудование для всех занятий:
  • Ножницы безопасные (на каждого ребенка);
  • Клей-карандаш и жидкий клей;
  • Карандаши простые;
  • Цветная бумага и картон различных оттенков;
  • Гофрированная бумага;
  • Салфетки (белые и цветные);
  • Фоамиран разных цветов;
  • Проволока (тонкая, зелёная флористическая);
  • Флористическая лента;
  • Зубочистки;
  • Полоски бумаги для скручивания;
  • Контейнеры для хранения материалов;
  • Индивидуальные рабочие места с подставками для инструментов;
  • Образцы готовых изделий (по каждой теме);
  • Таблицы-схемы и шаблоны;
  • Проектор, экран, ноутбук для демонстрации презентаций;
  • Мультимедийные презентации по темам занятий;
  • Фотоаппарат / видеокамера для фиксации результатов деятельности.

Дополнительное оборудование для специфических работ:

  • Утюг (для работы с фоамираном) — используется только воспитателем;
  • Защитные перчатки для безопасной работы с утюгом;
  • Электрическая розетка с защитным кожухом;
  • Музыкальный центр для фонового музыкального оформления занятий и мероприятий;
  • Микрофон, колонки (для проведения итоговой презентации);
  • Сцена или выставочный уголок (для выставки и презентации проекта);
  • Выставочные стенды, декоративные подставки для цветов;
  • Благодарственные письма, медали, грамоты для награждения детей;
  • Рабочие столы для групповых занятий;
  • Комплекты инструментов и материалов для родителей (на мастер-классе).

Описание процедуры оценки результатов освоения программы «Арт-букет»

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы:

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

не проявляется

1

Имеет представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии форм и цветов в природе и их отражении в творчестве человека

Называет известные виды цветов, рассказывает о форме, окраске лепестков; объясняет, как природа вдохновляет людей на создание поделок

 

2

Умеет правильно использовать инструменты и материалы для работы

Аккуратно пользуется ножницами, клеем, бумагой, проволокой, выбирает нужный материал для выполнения задания

 

3

Выполняет последовательные технологические операции по образцу: вырезание, сгибание, склеивание, сборка деталей

Следует инструкции педагога, выполняет работу в указанной последовательности, не пропускает этапы изготовления

 

4

Проявляет аккуратность, внимательность и терпение в процессе изготовления поделок

Работает аккуратно, старается не рвать бумагу, точно вырезает детали, доводит начатое до конца

 

5

Имеет эстетическое отношение к результату своей деятельности, испытывает гордость за выполненную работу

Гордится своим изделием, радуется успехам, желает показать работу взрослым и сверстникам

 

6

Проявляет воображение, пространственное мышление и художественный вкус

Придумывает собственные варианты оформления цветка, экспериментирует с цветом и формой, украшает дополнительными элементами

 

7

Владеет развитой моторикой, координацией движений и глазомером

Точно вырезает детали, аккуратно склеивает, хорошо контролирует движения рук

 

8

Умеет работать в коллективе, оказывать помощь сверстникам, участвовать в общих проектах

Делится материалами, помогает товарищу, участвует в совместных работах (например, общий букет или композиция)

 

9

Умеет анализировать образец, сравнивать свою работу с эталоном и вносить коррективы

Сравнивает свою поделку с образцом, замечает ошибки и самостоятельно исправляет их

 

10

Проявляет интерес к творческой деятельности как способу самовыражения и позитивного общения

Охотно участвует в занятиях, просит сделать еще один цветок, выражает желание участвовать в выставках и презентациях

 

 

Описание уровней освоения программы «Арт – букет»

Высокий уровень:

Дети овладели программным содержанием на 76–100%. Успешно применяют полученные знания и навыки в практической деятельности: правильно используют инструменты и материалы, точно следуют инструкции, самостоятельно выполняют технологические операции (вырезание, сгибание, склеивание, сборка), проявляют творческую инициативу, анализируют образец и корректируют свою работу. Проявляют интерес к занятиям, активно участвуют в совместных проектах, гордятся результатом своего труда, демонстрируют высокий уровень аккуратности, внимательности и эстетического вкуса.

Средний уровень:

Дети овладели программным содержанием на 50–75%. Выполняют задания с частичной помощью взрослого или по подсказке педагога. Владеют базовыми навыками работы с материалами, но допускают ошибки в последовательности действий. Требуется дополнительное объяснение и поддержка при выполнении более сложных этапов. Проявляют интерес к деятельности, однако самостоятельность выражена нестабильно. Эстетическое восприятие и моторика развиты удовлетворительно, но требуют дальнейшей коррекции и развития.

Низкий уровень:

Дети овладели программным содержанием менее чем на 50%. Испытывают значительные трудности в использовании инструментов и материалов, нуждаются в постоянной помощи со стороны взрослого при выполнении даже простых операций. Слабо ориентируются в технологической последовательности действий, не умеют анализировать образец и сравнивать с собственной работой. Мелкая моторика, внимание и аккуратность развиты недостаточно. Интерес к творческой деятельности проявляется редко, требуется дополнительная мотивация и стимулирование со стороны педагога.

 

Список использованной литературы

  1. Агапова И.А. 100 лучших поделок из бумаги для детей [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2012. – 240 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  2. Белицкая Н. В. Поделки из бумаги: творческое развитие дошкольников [Текст] / Н. В. Белицкая. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 64 с.
  3. Васильева Н. А. Рисование и аппликация в детском саду. Подготовительная группа [Текст] / Н. А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.
  4. Григорьева Г. Г. Художественный труд в детском саду: Работа с бумагой и картоном [Текст] / Г. Г. Григорьева. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 64 с.
  5. Жиренко О. Е. Красивые поделки из бумаги: пособие для воспитателей и родителей [Текст] / О. Е. Жиренко, Л. С. Маркова. – М.: АСТ, 2004. – 128 с.
  6. Коваленко В. Г. Наглядные материалы по изобразительной деятельности для дошкольников [Текст] / В. Г. Коваленко. – Воронеж: ЧП Демидов А.В., 2009. – 120 с.
  7. Короткова Н. В. Изобразительная деятельность в подготовительной группе ДОУ [Текст]: методические рекомендации / Н. В. Короткова. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 80 с.
  8. Леонова Н. А. Декоративно-прикладное искусство в работе с дошкольниками [Текст] / Н. А. Леонова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  9. Петрова Е. А. Рисование и аппликация как средства художественно-эстетического развития дошкольников [Текст] / Е. А. Петрова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 5. – С. 45–52.
  10. Уланова Н. А. Методика работы с цветной бумагой и картоном в детском саду [Текст] / Н. А. Уланова. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p_teh_tsvety_p_gr._gadddddddeeeeemdocx.docx51.69 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № …»

Согласовано УО г. Москвы «УТВЕРЖДАЮ»

_____________

«___»_________2025г Заведующий «Детский сад № 1»

_____________И.С. Иванова

«___»_________2025г

Парциальная программа

«Арт - букет»

Для детей (подготовительной группы)

Продолжительность программы 18 часов

Разработано: Богатырева А.С., педагог дополнительного образования

Москва- 2025 год

  1. Пояснительная записка к парциальной программе «Арт-букет»
  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Программа «Арт-букет» имеет художественно-эстетическую направленность, является прикладной и досуговой, носит практико-ориентированный характер, направлена на ознакомление детей с технологией изготовления цветов по образцу, развитие у них интереса к художественному творчеству и мелкой моторики. Программа предназначена для детей 6–7 лет подготовительной группы, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Новизна программы заключается в следующем:

  • В интеграции различных видов художественной деятельности (аппликация, рисование, работа с бумагой и картоном) в единую тематическую линию — создание объемных цветов по образцу.
  • В использовании доступных, экологичных материалов и простых технологий, позволяющих детям легко осваивать технику изготовления цветов даже без предварительного опыта.
  • В включении игровых и сюжетных элементов, что делает процесс обучения более увлекательным и соответствует возрастным особенностям детей.

Актуальность программы обусловлена процессом реализации региональных и муниципальных проектов по развитию художественно-эстетического воспитания дошкольников, а также запросом со стороны родителей на дополнительное образование детей в области декоративно-прикладного творчества. Программа отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста к созданию ярких, объемных поделок, позволяет удовлетворить их потребность в творческом самовыражении и практической деятельности с использованием разнообразных материалов.

Программа реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и направлена на формирование у детей элементарных навыков работы с бумагой и картоном, развитие эстетического вкуса, воображения и навыков моторики. Она обеспечивает учёт специфики условий осуществления образовательной деятельности, таких как возрастные особенности детей 6–7 лет, наличие необходимого оборудования и материалов, а также потребностей и интересов детей, проявляющихся в желании создавать красивые и полезные вещи своими руками. Кроме того, программа учитывает возможности педагогического коллектива, имеющего опыт работы с техниками аппликации и ручного труда, и опирается на сложившиеся традиции дошкольной образовательной организации по проведению выставок детского творчества, оформлению интерьеров групп и совместному творчеству детей и взрослых.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации у детей повышается мотивация к художественно-творческой деятельности, развиваются воображение, образное и пространственное мышление, формируются представления о цвете, форме, композиции и стиле в декоративно-прикладном искусстве, а также повышается интерес к самостоятельному созданию объемных поделок. Программа «Арт-букет» разработана специально для подготовительных групп ДОО, поскольку именно на данном этапе дошкольного развития особенно важно создавать условия для становления творческой личности, развития эстетического восприятия мира и формирования навыков аккуратной работы с различными материалами. Наблюдения показали, что дети проявляют живой интерес к ярким, красочным поделкам, особенно если результат их усилий может быть использован в дальнейшем — как подарок, элемент оформления или выставка.

Кроме того, педагогическая целесообразность заключается в возможности индивидуализированного подхода при работе с детьми: занятия по программе позволяют учитывать уровень подготовки каждого ребёнка, его интересы и темп освоения материала. Программа способствует развитию не только индивидуальных творческих способностей, но и навыков сотрудничества, так как предусматривает совместное выполнение проектов (например, создание общего "цветочного поля" или "аромата весны").

Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы

Цель программы: Ознакомление детей 6–7 лет с технологией изготовления цветов по образцу, овладение ими техническими навыками работы с бумагой и картоном, развитие творческих и конструктивных способностей через создание объёмных поделок в технике декоративно-прикладного искусства, воспитание интереса к художественному творчеству и эстетическому восприятию мира в процессе совместной и самостоятельной деятельности.

Задачи программы «Арт-букет»:

  1. Сформировать у детей представления о декоративно-прикладном искусстве, о многообразии форм и цветов в природе и их отражении в творчестве человека;
  2. Учить детей правильно использовать инструменты и материалы для работы (ножницы, клей, бумага, картон, шаблоны);
  3. Формировать умение выполнять последовательные технологические операции по образцу: вырезание, сгибание, склеивание, сборка деталей;
  4. Развивать навыки аккуратности, внимательности и терпения в процессе изготовления поделок;
  5. Воспитывать эстетическое отношение к результату своей деятельности, гордость за самостоятельно выполненную работу;
  6. Развивать воображение, пространственное мышление и художественный вкус через создание объемных композиций;
  7. Совершенствовать мелкую моторику рук, координацию движений и глазомер;
  8. Формировать умение работать в коллективе, оказывать помощь сверстникам, участвовать в общих проектах (например, оформление выставки или подарка);
  9. Развивать умение анализировать образец, сравнивать свою работу с заданным эталоном и вносить коррективы;
  10. Пробуждать интерес к творческой деятельности как способу самовыражения и позитивного общения.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на второе полугодие: февраль - июнь (18 занятий), по одному занятию в неделю продолжительностью 25–30 минут.

Продолжительность периодов определена количеством занятий:

  • Первый период — вводный, направлен на первичное знакомство детей с технологией изготовления цветов, материалами и инструментами, а также формирование интереса к деятельности. Рассчитан на 1 занятие. На этом этапе проводится диагностика исходного уровня знаний и умений детей, формируется мотивация к творческой деятельности, закладываются основы аккуратности и безопасного обращения с материалами.
  • Второй период — основной, направлен на освоение детьми базовых техник и приёмов изготовления цветов по образцу, развитие навыков работы с различными материалами (гофрированная бумага, фоамиран, салфетки, картон и др.), развитие мелкой моторики и художественного вкуса. Рассчитан на 14 занятий. В рамках этого периода дети осваивают создание простых и более сложных цветов (ромашка, роза, тюльпан, хризантема и др.), учатся комбинировать элементы, подбирать цветовые гаммы, работать по инструкции и в группе.
  • Третий период — завершающий, направлен на подготовку итогового творческого проекта — создания коллективного "Арт-букета" или оформления выставки детских работ. Включает рефлексию, подведение итогов, оценку результатов детьми и педагогом. Рассчитан на 3 занятия. Этот этап способствует формированию у детей чувства гордости за свою работу, умения презентовать результаты деятельности, развивает эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста — 6–7 лет, находящихся в подготовительной группе. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от уровня их художественно-эстетического развития и начальных навыков работы с бумагой и картоном. В этом возрасте у детей активно развивается мелкая моторика, образное мышление, воображение и интерес к самостоятельному творчеству. Дети проявляют повышенный интерес к созданию объёмных поделок, любят украшать пространство, делиться своими достижениями со взрослыми и сверстниками, гордятся результатами своего труда.

В рамках художественно-эстетического развития, освоение технологии изготовления цветов по образцу способствует не только развитию практических навыков, но и формированию эстетического вкуса, умению видеть красоту в окружающем мире, воссоздавать её в собственных работах. Также этот вид деятельности стимулирует развитие познавательных процессов: внимания, памяти, координации движений, а также формирует элементарные навыки планирования и самоконтроля.

Прием детей в программу осуществляется на добровольной основе, согласно заявлениям родителей (законных представителей), без предварительного отбора. Возможно индивидуальное усложнение или упрощение заданий в зависимости от уровня подготовки ребёнка. Предусмотрена гибкая корректировка содержания занятий и последовательности тем в процессе обучения, с учетом интересов и потребностей детей.

Количество детей в группе: от 10 до 15 человек — что позволяет педагогу эффективно организовать как фронтальную, так и индивидуальную работу с каждым ребёнком.

Формы и режим образовательной деятельности

Формы занятий:

В рамках программы «Арт-букет» используются следующие формы образовательной деятельности: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. Эти формы позволяют учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки, а также обеспечивать дифференцированный подход в обучении. Выбор той или иной формы зависит от целей и задач конкретного занятия, сложности осваиваемой техники, количества обучающихся, уровня их моторных навыков и индивидуальных возможностей.

Формы образовательной деятельности:

  • занятие (традиционное, интегрированное);
  • мастер-класс;
  • выставка детских работ;
  • совместный проект (коллективная поделка — "Арт-букет");
  • игровое занятие;
  • творческая лаборатория;
  • мини-выставка.

Разнообразие форм способствует повышению интереса к процессу изготовления цветов, активизирует познавательную деятельность детей и стимулирует развитие художественно-творческих способностей.

Виды занятий:

  • Вводное занятие (вводное знакомство с материалами, инструментами и правилами работы);
  • Практическое занятие (освоение приёмов и технологий создания цветов);
  • Занятие-проект (совместное создание коллективной композиции);
  • Занятие-игра (работа по созданию цветов в игровой форме);
  • Занятие-выставка (презентация выполненных работ).

Режим занятий:

Программа реализуется в режиме 1 занятия в неделю, продолжительностью 25–30 минут. Такая частота и длительность занятий соответствует санитарно-гигиеническим нормам для детей старшего дошкольного возраста и позволяет сохранить высокую мотивацию и интерес к творческой деятельности.

Занятия проводятся с полной группой детей (10–15 человек), с возможностью деления на подгруппы для более качественного педагогического сопровождения и индивидуальной помощи. При необходимости предусмотрены элементы индивидуальной работы с детьми, имеющими повышенный интерес к творчеству или требующими дополнительной поддержки в освоении техники.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы «Арт-букет» у детей предполагается сформировать следующие личностные, когнитивные и практические достижения:

  • Дети овладеют базовыми навыками работы с бумагой и картоном (вырезание, сгибание, склеивание, сборка деталей).
  • У детей сформируются представления о цветах как элементе природы и художественного творчества, о многообразии их форм и цветовой палитре.
  • Будут проявлять стойкий интерес к декоративно-прикладному творчеству и желание создавать поделки своими руками.
  • Научатся самостоятельно выполнять последовательность действий по образцу, использовать разнообразные материалы в работе.
  • Разовьются такие качества, как аккуратность, терпение, внимательность, воображение, эстетический вкус и моторика.

Воспитанники будут ЗНАТЬ

Воспитанники будут УМЕТЬ

Воспитанники смогут решать жизненно – практические задачи

Воспитанник способен проявлять отношения

основные инструменты и материалы для изготовления цветов;

этапы технологического процесса создания поделок;

виды цветов в природе и их особенности.

правильно и безопасно использовать ножницы, клей, карандаши, шаблоны;

вырезать детали по контуру;

собирать объёмные цветы из готовых заготовок;

подбирать цветовую гамму и украшать изделия дополнительными элементами;

работать как индивидуально, так и в паре или группе.

создавать подарочные поделки и открытки своими руками;

участвовать в оформлении праздников и выставок;

применять полученные навыки в свободной деятельности и совместных проектах.

бережное отношение к материалам и инструментам;

интерес и уважение к результатам своего и чужого творчества;

доброжелательное взаимодействие со сверстниками и педагогом.

Формы подведения итогов реализации программы

Подведение итогов по результатам освоения материала программы «Арт-букет» может быть организовано в форме итоговой выставки детских работ, проводимой в групповой комнате или на общих пространствах детского сада. Также возможно проведение тематического праздника или мастер-класса для родителей, в рамках которого дети демонстрируют свои умения и рассказывают о процессе создания цветов. Работы детей представляются по теме «Цветы своими руками», выполненные в различных техниках и с использованием разных материалов (гофрированная бумага, фоамиран, картон, салфетки и др.). В процессе просмотра происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения каждым ребёнком, сравнение различных подходов к созданию одного и того же образа, а также анализ технического исполнения и художественной выразительности. По окончанию освоения программы готовится итоговая выставка «Арт-букет», в которой принимают участие все воспитанники, осваивающие программу. На выставке представлены как индивидуальные работы, так и элементы коллективного творчества — например, большой объемный букет, созданный совместными усилиями всей группы. Для родителей и педагогов организуется презентация проекта, включающая короткий рассказ детей о любимых занятиях, показ слайдов или видеоматериалов о работе над проектом, а также возможность попробовать сделать цветок самостоятельно под руководством воспитанников. Кроме того, отдельные работы могут быть использованы для оформления интерьеров, подарков ко Дню матери, 8 Марта, выпускных мероприятий и других праздников, что усиливает практическую значимость полученных навыков.

Система определения результатов деятельности детей:

  • открытые занятия для родителей (мастер – класс);
  • выставка детских работ;
  • презентация итогового проекта;
  • совместное изготовление подарка для группы или музея детского творчества;
  • портфолио каждого ребёнка с фотографиями и описанием этапов развития;
  • самооценка детьми своих достижений через беседы и обсуждения.

Учебно – тематический план

Раздел/ Тема

Кол-во часов

Форма организации

1

Раздел 1. Вводный: Знакомство с искусством создания цветов

1

Фронтальная

Тема «Давайте познакомимся! Что такое 2Арт-букет»? Цветы в природе и искусстве»

1

Фронтальная

2

Раздел 2. Основы техники: изготовление простых цветов по образцу

14

Тема «Цветок из гофрированной бумаги — ромашка»

1

Групповая

Тема «Цветок из салфеток — одуванчик»

1

Фронтальная

Тема «Объёмная ромашка из белой бумаги»

1

Индивидуальная

Тема «Тюльпан из фоамирана»

1

Индивидуальная

Тема «Красивый подснежник»

1

Фронтальная

Тема «Цветок на проволочной ножке»

1

Групповая

Тема «Букетик из разноцветных лепестков»

1

Фронтальная

Тема «Мастерим розу из бумаги»

1

Фронтальная

Тема «Цветок из картона и фольги»

1

Групповая

Тема «Весенний букет» (работа над проектом)

1

Групповая

Тема «Сложная роза из нескольких слоёв»

1

Групповая

Тема «Хризантема из полос бумаги»

1

Фронтальная

Тема Композиция "Цветочная полянка"

1

Фронтальная

Тема Подготовка к выставке. Самостоятельная работа над любимым цветком

1

Индивидуальная

3

Раздел 3. Итоговые мероприятия

3

Тема Мастер – класс для родителей: создаем общий "Арт-букет"

1

Фронтальная/ индивидуальная

Тема Выставка детских работ

1

Фронтальная

Тема Презентация проекта для родителей и воспитателей

1

Фронтальная

ИТОГО

18

Содержание парциальной программы «Арт – букет»

Раздел 1. Вводный: Знакомство с искусством создания цветов

Тема «Давайте познакомимся! Что такое "Арт-букет"? Цветы в природе и искусстве»

Занятие направлено на формирование у детей первоначального интереса к декоративно-прикладному творчеству, развитие эстетического восприятия через наблюдение за формами и цветами природных цветов. Дети рассматривают образцы живых и искусственных цветов, обсуждают их особенности, цветовую гамму и строение.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: беседа, рассматривание иллюстраций, элементарный анализ образцов, игровой момент (отгадывание загадок о цветах).

Приемы: мотивация (показ красивого букета), объяснение цели занятия, демонстрация материалов, дидактическая игра «Узнай цветок».

Материалы: иллюстрации цветов, живые или искусственные образцы, корзинка с букетом, альбомные листы для зарисовки.

Техническое оснащение: проектор, экран, презентация «Цветы в природе и искусстве».

Раздел 2. Основы техники: изготовление простых цветов по образцу

Тема «Цветок из гофрированной бумаги — ромашка»

Дети знакомятся с новым материалом – гофрированной бумагой, учатся аккуратно вырезать детали, собирать цветок из заготовленных лепестков и серединки.

Форма организации: групповая.

Методическое обеспечение:

Методы: показ педагога, практическая деятельность, индивидуальная помощь.

Приемы: работа по алгоритму, подгрупповая организация работы, поощрение.

Материалы: гофрированная бумага белого и желтого цвета, проволока, ножницы, клей.

Техническое оснащение: шаблоны лепестков, рабочие столы, контейнеры для хранения материалов.

Тема «Цветок из салфеток — одуванчик»

Освоение технологии создания объемного цветка из многослойных салфеток. Развитие воображения, аккуратности и внимания.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: объяснение, показ, практическая работа.

Приемы: создание образца вместе с детьми, инструктирование, пошаговое выполнение действий.

Материалы: бумажные салфетки, проволока, зубочистки, ножницы, клей.

Техническое оснащение: образец готового одуванчика, таблица-инструкция.

Тема «Объёмная ромашка из белой бумаги»

Научить детей делать объемные лепестки, используя складывание и растягивание бумаги. Формировать навыки аккуратного вырезания и сборки.

Форма организации: индивидуальная.

Методическое обеспечение:

Методы: показ последовательности действий, самостоятельное выполнение задания.

Приемы: работа по шаблону, самопроверка, сравнение с эталоном.

Материалы: белая бумага, карандаш, ножницы, клей, зелёная проволока.

Техническое оснащение: шаблоны, образцы работ, индивидуальные рабочие места.

Тема «Тюльпан из фоамирана»

Освоение работы с фоамираном — мягким и пластичным материалом. Обучение формированию лепестков, сборке стебля и бутона.

Форма организации: индивидуальная.

Методическое обеспечение:

Методы: практическая деятельность, демонстрация техники формирования лепестков.

Приемы: использование утюжка для придания формы, работа по шаблону.

Материалы: фоамиран разных оттенков, проволока, термоклей, утюг.

Техническое оснащение: безопасная электрическая розетка, защитные перчатки, индивидуальные комплекты.

Тема «Красивый подснежник»

Изготовление цветка из плотной бумаги с использованием скручивания и фиксации лепестков.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: коллективная работа, показ этапов изготовления.

Приемы: работа по инструкции, самоконтроль, похвала за аккуратность.

Материалы: плотная бумага, ножницы, клей, проволока.

Техническое оснащение: образцы, таблица с этапами работы.

Тема «Цветок на проволочной ножке»

Создание цветка с полноценной имитацией стебля. Развитие навыков комбинирования материалов и технологий.

Форма организации: групповая.

Методическое обеспечение:

Методы: совместное выполнение работы, демонстрация приемов.

Приемы: работа в парах, обсуждение особенностей конструкции.

Материалы: разноцветная бумага, проволока, флористическая лента, клей.

Техническое оснащение: рабочие инструменты, образцы готовых цветов.

Тема «Букетик из разноцветных лепестков»

Создание композиции из нескольких цветов, выполненных в разных техниках. Развитие эстетического вкуса и умения сочетать цвета.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: индивидуальная и групповая деятельность.

Приемы: выбор цветовой гаммы, оформление букета.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, проволока, картон для основы.

Техническое оснащение: образцы букетов, рабочие поверхности.

Тема «Мастерим розу из бумаги»

Освоение техники свертывания бумажных полосок в спираль, формирование сложного цветка.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: пошаговая инструкция, показ.

Приемы: работа по образцу, тренировка моторики.

Материалы: полоски бумаги, клей, проволока.

Техническое оснащение: шаблоны полосок, образцы.

Тема «Цветок из картона и фольги»

Создание оригинального цветка с применением двух материалов. Развитие умения работать с разными текстурами.

Форма организации: групповая.

Методическое обеспечение:

Методы: практическая деятельность, экспериментирование с материалами.

Приемы: выбор цвета, комбинирование текстур, оформление.

Материалы: картон, фольга, ножницы, клей.

Техническое оснащение: инструменты, образцы.

Тема «Весенний букет» (работа над проектом)

Создание общего проекта — весеннего букета, сочетающего несколько видов цветов. Развитие командного духа и эстетического вкуса.

Форма организации: групповая.

Методическое обеспечение:

Методы: проектная деятельность, распределение ролей.

Приемы: планирование, реализация замысла, оформление.

Материалы: цветы, подготовленные ранее, основа для букета.

Техническое оснащение: материалы для крепления, образцы.

Тема «Сложная роза из нескольких слоёв»

Освоение более сложной техники создания розы из множества слоёв бумаги. Развитие терпения, аккуратности, творческой инициативы.

Форма организации: групповая.

Методическое обеспечение:

Методы: пошаговый показ, практическая работа.

Приемы: работа по алгоритму, индивидуальная помощь.

Материалы: цветная бумага, клей, проволока.

Техническое оснащение: таблица-инструкция, образцы.

Тема «Хризантема из полос бумаги»

Создание пушистой хризантемы методом скручивания бумажных полосок. Развитие моторики и усидчивости.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: показ, практическая работа.

Приемы: работа по образцу, самопроверка.

Материалы: полоски бумаги, клей, проволока.

Техническое оснащение: шаблоны, образцы.

Тема «Композиция "Цветочная полянка"»

Создание объемной композиции из различных цветов на основе одного фонового элемента. Развитие пространственного мышления и художественного вкуса.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: проектная деятельность, творческий подход.

Приемы: выбор расположения цветов, оформление.

Материалы: цветы, картон, клей, дополнительные элементы.

Техническое оснащение: рабочие места, образцы.

Тема «Подготовка к выставке. Самостоятельная работа над любимым цветком»

Повторение пройденного материала, выбор и изготовление любимого цветка. Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах.

Форма организации: индивидуальная.

Методическое обеспечение:

Методы: самостоятельная работа, индивидуальное сопровождение.

Приемы: выбор цветка, повторение техники, оформление.

Материалы: на выбор ребенка.

Техническое оснащение: инструменты, материалы.

Раздел 3. Итоговые мероприятия

Тема «Мастер – класс для родителей: создаем общий "Арт-букет"»

Совместное творчество детей и родителей. Развитие семейных традиций, формирование гордости за результат.

Форма организации: фронтальная / индивидуальная.

Методическое обеспечение:

Методы: показ, объяснение, совместная работа.

Приемы: работа в парах, похвала, поддержка.

Материалы: все необходимые для создания цветов.

Техническое оснащение: рабочие места, музыкальное оформление.

Тема «Выставка детских работ»

Презентация всех выполненных работ. Развитие чувства успешности, эмоциональной отзывчивости.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: презентация, обсуждение.

Приемы: самооценка, оценка взрослыми, фотофиксация.

Материалы: выставка, таблички с названиями.

Техническое оснащение: выставочные стенды, оформление зала.

Тема «Презентация проекта для родителей и воспитателей»

Открытое мероприятие, включающее рассказ детей о своих работах, демонстрацию видео/фото-отчета, участие в мини-выставке.

Форма организации: фронтальная.

Методическое обеспечение:

Методы: театрализованная форма, выступление, диалог.

Приемы: рассказы детей, вопросы, награждение.

Материалы: фотографии, видеоролики, медали, благодарственные письма.

Техническое оснащение: проектор, колонки, микрофон, сцена.

Планирование и сроки реализации

Раздел/ Тема

Половина дня

Занятие, вид деятельности

Количество занятий в неделю

Сроки

Раздел 1. Вводный: Знакомство с искусством создания цветов.

Тема «Давайте познакомимся! Что такое "Арт-букет"? Цветы в природе и искусстве»

1

Теоретическое занятие: беседа, рассматривание образцов, игровая деятельность

1

1 неделя февраля 2026

Раздел 2. Основы техники: изготовление простых цветов по образцу.

Тема «Цветок из гофрированной бумаги — ромашка»

2

Практическое занятие: работа с новым материалом, выполнение поделки по образцу

1

2 неделя февраля 2026

Тема «Цветок из салфеток — одуванчик»

2

Практическое занятие: создание объемного цветка из многослойных салфеток

1

3 неделя февраля 2026

Тема «Объёмная ромашка из белой бумаги»

2

Практическое занятие: работа с бумагой, формирование лепестков методом складывания

1

4 неделя февраля 2026

Тема «Тюльпан из фоамирана»

2

Практическое занятие: работа с мягким пластичным материалом, формирование лепестков

1

1 неделя марта 2026

Тема «Красивый подснежник»

2

Практическое занятие: работа с плотной бумагой, формирование структуры цветка

1

2 неделя марта 2026

Тема «Цветок на проволочной ножке»

2

Практическое занятие: комбинированная работа с различными материалами

1

3 неделя марта 2026

Тема «Букетик из разноцветных лепестков»

2

Практическое занятие: составление композиции из нескольких цветов

1

4 неделя марта 2026

Тема «Мастерим розу из бумаги»

2

Практическое занятие: свертывание полосок в спираль, формирование сложного цветка

1

1 неделя апреля 2026

Тема «Цветок из картона и фольги»

2

Практическое занятие: работа с разными текстурами и материалами

1

2 неделя апреля 2026

Тема «Весенний букет» (работа над проектом)

2

Практическое занятие: коллективное творчество, оформление общего проекта

1

3 неделя апреля 2026

Тема «Сложная роза из нескольких слоёв»

2

Практическое занятие: работа по алгоритму, аккуратность и усидчивость

1

4 неделя апреля 2026

Тема «Хризантема из полос бумаги»

2

Практическое занятие: создание пушистой хризантемы методом скручивания бумажных полосок

1

1 неделя мая 2026

Тема Композиция "Цветочная полянка"

2

Практическое занятие: создание объемной композиции из различных цветов

1

2 неделя мая 2026

Тема Подготовка к выставке. Самостоятельная работа над любимым цветком

2

Практическое занятие: повторение пройденного материала, выбор и изготовление любимого цветка

1

3 неделя мая 2026

Раздел 3. Итоговые мероприятия.

Тема Мастер – класс для родителей: создаем общий "Арт-букет"

2

Совместное занятие детей и родителей

1

4 неделя мая 2026

Тема Выставка детских работ

2

Выставка: демонстрация всех выполненных работ за период обучения

1

1 неделя июня 2026

Тема Презентация проекта для родителей и воспитателей

2

Открытое мероприятие: рассказ детей о своих работах, демонстрация фото/видео отчета

1

2 неделя июня 2026

Материально – техническое обеспечение программы «Арт – букет»

Методическое обеспечение программы «Арт-букет»

Дидактический материал к программе:

  • Картотека тематических бесед и загадок о цветах;
  • Картотека дидактических игр по теме: «Узнай цветок», «Подбери лепестки», «Собери букет»;
  • Тематические презентации:
  • «Цветы в природе и искусстве»,
  • «Виды цветов и их строение»,
  • «Изготовление цветов своими руками»;
  • Альбомы с образцами поделок (по каждой теме);
  • Таблицы-инструкции по изготовлению цветов из разных материалов;
  • Шаблоны деталей (лепестков, стеблей, чашелистиков);
  • Фото- и видеоматериалы по техникам изготовления цветов;
  • Портфолио детей (для отслеживания индивидуального творческого роста).

Материально-техническое оснащение занятий:

  • Общие материалы и оборудование для всех занятий:
  • Ножницы безопасные (на каждого ребенка);
  • Клей-карандаш и жидкий клей;
  • Карандаши простые;
  • Цветная бумага и картон различных оттенков;
  • Гофрированная бумага;
  • Салфетки (белые и цветные);
  • Фоамиран разных цветов;
  • Проволока (тонкая, зелёная флористическая);
  • Флористическая лента;
  • Зубочистки;
  • Полоски бумаги для скручивания;
  • Контейнеры для хранения материалов;
  • Индивидуальные рабочие места с подставками для инструментов;
  • Образцы готовых изделий (по каждой теме);
  • Таблицы-схемы и шаблоны;
  • Проектор, экран, ноутбук для демонстрации презентаций;
  • Мультимедийные презентации по темам занятий;
  • Фотоаппарат / видеокамера для фиксации результатов деятельности.

Дополнительное оборудование для специфических работ:

  • Утюг (для работы с фоамираном) — используется только воспитателем;
  • Защитные перчатки для безопасной работы с утюгом;
  • Электрическая розетка с защитным кожухом;
  • Музыкальный центр для фонового музыкального оформления занятий и мероприятий;
  • Микрофон, колонки (для проведения итоговой презентации);
  • Сцена или выставочный уголок (для выставки и презентации проекта);
  • Выставочные стенды, декоративные подставки для цветов;
  • Благодарственные письма, медали, грамоты для награждения детей;
  • Рабочие столы для групповых занятий;
  • Комплекты инструментов и материалов для родителей (на мастер-классе).

Описание процедуры оценки результатов освоения программы «Арт-букет»

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы:

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

не проявляется

1

Имеет представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии форм и цветов в природе и их отражении в творчестве человека

Называет известные виды цветов, рассказывает о форме, окраске лепестков; объясняет, как природа вдохновляет людей на создание поделок

2

Умеет правильно использовать инструменты и материалы для работы

Аккуратно пользуется ножницами, клеем, бумагой, проволокой, выбирает нужный материал для выполнения задания

3

Выполняет последовательные технологические операции по образцу: вырезание, сгибание, склеивание, сборка деталей

Следует инструкции педагога, выполняет работу в указанной последовательности, не пропускает этапы изготовления

4

Проявляет аккуратность, внимательность и терпение в процессе изготовления поделок

Работает аккуратно, старается не рвать бумагу, точно вырезает детали, доводит начатое до конца

5

Имеет эстетическое отношение к результату своей деятельности, испытывает гордость за выполненную работу

Гордится своим изделием, радуется успехам, желает показать работу взрослым и сверстникам

6

Проявляет воображение, пространственное мышление и художественный вкус

Придумывает собственные варианты оформления цветка, экспериментирует с цветом и формой, украшает дополнительными элементами

7

Владеет развитой моторикой, координацией движений и глазомером

Точно вырезает детали, аккуратно склеивает, хорошо контролирует движения рук

8

Умеет работать в коллективе, оказывать помощь сверстникам, участвовать в общих проектах

Делится материалами, помогает товарищу, участвует в совместных работах (например, общий букет или композиция)

9

Умеет анализировать образец, сравнивать свою работу с эталоном и вносить коррективы

Сравнивает свою поделку с образцом, замечает ошибки и самостоятельно исправляет их

10

Проявляет интерес к творческой деятельности как способу самовыражения и позитивного общения

Охотно участвует в занятиях, просит сделать еще один цветок, выражает желание участвовать в выставках и презентациях

Описание уровней освоения программы «Арт – букет»

Высокий уровень:

Дети овладели программным содержанием на 76–100%. Успешно применяют полученные знания и навыки в практической деятельности: правильно используют инструменты и материалы, точно следуют инструкции, самостоятельно выполняют технологические операции (вырезание, сгибание, склеивание, сборка), проявляют творческую инициативу, анализируют образец и корректируют свою работу. Проявляют интерес к занятиям, активно участвуют в совместных проектах, гордятся результатом своего труда, демонстрируют высокий уровень аккуратности, внимательности и эстетического вкуса.

Средний уровень:

Дети овладели программным содержанием на 50–75%. Выполняют задания с частичной помощью взрослого или по подсказке педагога. Владеют базовыми навыками работы с материалами, но допускают ошибки в последовательности действий. Требуется дополнительное объяснение и поддержка при выполнении более сложных этапов. Проявляют интерес к деятельности, однако самостоятельность выражена нестабильно. Эстетическое восприятие и моторика развиты удовлетворительно, но требуют дальнейшей коррекции и развития.

Низкий уровень:

Дети овладели программным содержанием менее чем на 50%. Испытывают значительные трудности в использовании инструментов и материалов, нуждаются в постоянной помощи со стороны взрослого при выполнении даже простых операций. Слабо ориентируются в технологической последовательности действий, не умеют анализировать образец и сравнивать с собственной работой. Мелкая моторика, внимание и аккуратность развиты недостаточно. Интерес к творческой деятельности проявляется редко, требуется дополнительная мотивация и стимулирование со стороны педагога.

Список использованной литературы

  1. Агапова И.А. 100 лучших поделок из бумаги для детей [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2012. – 240 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  2. Белицкая Н. В. Поделки из бумаги: творческое развитие дошкольников [Текст] / Н. В. Белицкая. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 64 с.
  3. Васильева Н. А. Рисование и аппликация в детском саду. Подготовительная группа [Текст] / Н. А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.
  4. Григорьева Г. Г. Художественный труд в детском саду: Работа с бумагой и картоном [Текст] / Г. Г. Григорьева. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 64 с.
  5. Жиренко О. Е. Красивые поделки из бумаги: пособие для воспитателей и родителей [Текст] / О. Е. Жиренко, Л. С. Маркова. – М.: АСТ, 2004. – 128 с.
  6. Коваленко В. Г. Наглядные материалы по изобразительной деятельности для дошкольников [Текст] / В. Г. Коваленко. – Воронеж: ЧП Демидов А.В., 2009. – 120 с.
  7. Короткова Н. В. Изобразительная деятельность в подготовительной группе ДОУ [Текст]: методические рекомендации / Н. В. Короткова. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 80 с.
  8. Леонова Н. А. Декоративно-прикладное искусство в работе с дошкольниками [Текст] / Н. А. Леонова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  9. Петрова Е. А. Рисование и аппликация как средства художественно-эстетического развития дошкольников [Текст] / Е. А. Петрова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 5. – С. 45–52.
  10. Уланова Н. А. Методика работы с цветной бумагой и картоном в детском саду [Текст] / Н. А. Уланова. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста «Мы - частичка природы» вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений

В пособии представлены разнообразные материалы по экологическому воспитанию: парциальная программа, экологические праздники, экологические проекты....

парциальная программа

Парциальная программа «Живые ремесла»Для детей (подготовительной группы)Продолжительность программы  20 часов    Разработано: Богатырева А.С, педагог дополнительно...

парциальная программа нетрадиционные техники рисования

на всякий случай (начало)ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151» Согласовано УО г. Москвы...

парциальная программам средняя группа аппликация

              ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151»...

парциальная программа старшая группа чудеса палитры

              ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1151&raqu...

парциальная программа пластилинография подготовительная

              ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151&raq...

оригами парциальная программа подготовительная группа

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151» Согласовано УО г. Москвы...